Современный период развития общества характеризуется повышенным вниманием к проблемам эстетического развития и воспитания подрастающего поколения. Особенно важными для общества стали вопросы формирования эстетического отношения к действительности, а также сохранения, приумножения и передачи молодому поколению духовных богатств и практик, обеспечивающих непрерывность процесса духовно-нравственного и культурного развития ребенка, его гармоничного внутреннего становления. Красота и прекрасное в действительности, отношениях, быту, организации предметно-пространственного мира способствуют развитию у ребенка стремления к совершению благоразумных поступков, созиданию, эстетическому преобразованию окружающего мира. В свою очередь, способность замечать и адекватно оценивать красоту во всем, что окружает вызревающую личность, способность получать удовольствие от общения с произведениями искусства не формируются хаотично. Для их полноценного развития необходимы целенаправленная, систематически организуемая работа, вложение большого труда специалистов разных профилей и специализаций (учителей, искусствоведов, представителей творческой среды, сотрудников организаций дополнительного образования и многих других). Эффективность реализации данной работы возможно обеспечить за счет использования потенциала современных форм организации внеурочной деятельности.
Этим определяется цель исследования – изучение современных организационных форм внеурочной деятельности с младшими школьниками, обозначенных в ФГОС НОО, и выявление их потенциала в эстетическом воспитании младших школьников.
Материалы и методы исследования. Период формирования личности человека с 6–7 лет до 10–11 лет приходится на младший школьный возраст. Именно данная возрастная категория детей способна максимально «впитывать» явления прекрасного, проявляя большой интерес к жизни, невообразимую любознательность, глубоко испытывая чувство красоты людей и пространственного мира, откликаясь на все происходящее особыми эмоциональными состояниями. Весь спектр имеющихся и проявляемых детьми младшего школьного возраста эстетических чувств составляет благодатную почву для их эстетического воспитания [1].
Вопросы теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения и молодежи в отечественной педагогике всегда вызывали большой интерес, чему подтверждением являются результаты многочисленных исследований Е.Ю.Волчегорской, Т.С. Комаровой, Н.К.Крупской, Г.С.Лабковской. А.В. Луначарского, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой, Т.Я.Шпикаловой, Б.П. Юсова и многих других.
Однако феномен эстетического воспитания в аспекте понятия и сущности раскрывался неоднозначно. Обобщив материалы исследований ряда ученых (В.В. Бычков [2], А.А. Беляев [3], О.П. Рыбникова [4], Н.С. Стерхова [5], Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д.Пронина [6], В.Н. Шацкая [7]), мы выделили несколько подходов к определению понятия и сущности данного феномена (рис. 1).
Рис. 1. Основные подходы к определению понятия и сущности эстетического воспитания
Таким образом, можно сказать, что к настоящему времени сложились несколько подходов к определению понятия и сущности эстетического воспитания. Так, рассмотрение данного феномена учеными возможно в разных контекстах:
1)как воспитание эстетической культуры личности;
2)как формирование эстетического отношения человека к действительности;
3)как процесс формирования творчески активной личности;
4)как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту, и т.д.
В нашей работе эстетическое воспитание младших школьников понимается как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, ориентированный на развитие эстетической культуры данной возрастной категории, реализуемый в рамках основных направлений реализации образовательного процесса – урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательной работы и дополнительного образования детей.
Следующим шагом данного исследования является изучение современных форм организации внеурочной деятельности, потенциал которых можно использовать для эстетического воспитания младших школьников.
Результаты исследования и их обсуждение
Реализуемый в настоящее время в образовательном процессе начальной школы обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО третьего поколения) обладает расширенными возможностями образования обучающихся посредством организации и реализации в образовательных организациях разных видов образовательной деятельности – как урочной, так и внеурочной [8].
Согласно Письму Министерства просвещения РФ 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03, под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать вид образовательной деятельности, нацеленной на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемой в формах, отличных от урочной [9].
В указанном документе присутствует раздел «Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации», включающий в себя две части – часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть.
Предметом нашего интереса стала вариативная часть «Направлений внеурочной деятельности…», имеющая необходимый нам целевой аппарат и характерный спектр форм организации занятий, обладающих потенциалом для эстетического развития и воспитания младших школьников (рис. 2).
Рис. 2. Основные формы организации занятий внеурочной деятельностью, ориентированные на эстетическое воспитание младших школьников (согласно Письму Министерства просвещения РФ 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03)
Обратившись к анализу многочисленных исследований в области эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (И.П. Ильинская [10], Ф.Х.Киргуева, С.М. Дзидзоева [11], М.П. Осипова, Ю.С. Щербакова [12], К.М. Бессонова, Е.А.Кувалдина [13]), мы составили рисунок 3, где представили краткую характеристику форм рассматриваемого вида деятельности.
Рис. 3. Систематизация форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками, ориентированных на их эстетическое воспитание
Из рисунка 3 видно, что все ООФЗВД, ориентированные на эстетическое воспитание младших школьников, имеют два общих признака – основа на добровольных занятиях творчеством и углубление планируемых результатов по ФГОС НОО.
Различаются они своим назначением – выявлением и поддержкой ранней творческой одаренности детей (студии), развитием умений индивидуальной и коллективной творческой деятельности (кружок), эмоциональной и информационно-познавательной организацией свободного времени (клуб).
Далее мы представили попытку систематизации форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, соотнеся их с ООФЗВД и разделив на характерные и общие для ООФЗ ВД форматы занятий (рис.4).
Рис. 4. Соотношение групп организационных форм внеурочной деятельности с младшими школьниками, ориентированных на их эстетическое воспитание, со специфическими и общими форматами занятий
Итак, из рисунка 4 видно, что для каждой группы ООФЗВД в начальной школе характерны два формата занятий – специфические и общие. Общие форматы занятий, характерные для ООФЗВД, имеют одинаковую структуру и роли участников, но все-таки отличаются содержанием. В свою очередь, специфические форматы занятий, характерные для ООФЗВД, отражают особенности видов осваиваемой младшими школьниками творческой деятельности и в большей мере учитывают индивидуально-психологические особенности младших школьников.
Заключение
Проведя данное исследование, мы выяснили, что форматы внеурочной деятельности в начальной школе изменяются в соответствии с требованиями обновляющихся ФГОС. Так, в свете появления обновленного ФГОС НОО 2021 года стали появляться нормативные документы, характеризующие понятие, направления и формы организации внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности начальной школы (к примеру, Письмо Министерства просвещения РФ 05.07.2022г. № ТВ-1290/03).
В итоге реализация внеурочной деятельности в контексте эстетического воспитания может осуществляться с помощью трех групп ООФЗВД, основанных на деятельности студий, кружков и клубов. Все они имеют два общих признака – основа на добровольных занятиях творчеством и углубление планируемых результатов по ФГОС НОО. Однако при проектировании работы данных объединений следует помнить, что они различаются своим непосредственным назначением.
При проведении исследования мы систематизировали формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, соотнеся их с ООФЗВД и разделив на характерные и общие для ООФЗВД форматы занятий. Общими формами занятий для всех групп ООФЗВД являются теоретические и практические занятия, мастер-классы, встречи с известными людьми, участие в праздничных мероприятиях с демонстрацией результатов творческой деятельности (концертах, ярмарках, тематических праздниках и т.д.), экскурсии, участие в социальных акциях и т.д. Специальными формами занятий могут быть такие, как посещение концертов и концертных мероприятий, отчетные концерты (музыкальные, хоровые или танцевальные студии); организация постановочных спектаклей, посещение выставок, экспозиционных мероприятий (театральные кружки или кружки художественного творчества); организация поэтических «заседаний», «дуэлей мастеров поэзии», викторины, «путешествия во времени», дискуссионные площадки и иные (журналистские, поэтические или писательские клубы).
Считаем, что такой подход к изучению современных форм организации внеурочной деятельности, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников, с одной стороны, способен обеспечить более полное представление педагогов и специалистов в данной области о соотношении и разнообразии ООФЗВД; с другой – создает перспективу более глубокого исследования их содержательного наполнения.
Библиографическая ссылка
Гайкова Т.П., Осипова Я.Ю., Пелевина У.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32528 (дата обращения: 13.10.2024).