Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гайкова Т.П. 1 Осипова Я.Ю. 1 Пелевина У.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
В статье рассматривается проблема использования современных форм организации внеурочной деятельности с целью эстетического воспитания обучающихся младших классов. Первым этапом исследования стало изучение феномена эстетического воспитания в аспекте понятия и сущности. На основе обобщения многочисленных материалов различных исследователей авторами представлена трактовка термина «эстетическое воспитание младших школьников» – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, ориентированный на развитие эстетической культуры данной возрастной категории, реализуемый в рамках основных направлений реализации образовательного процесса. Далее выяснено, что обновление форм организации внеурочной деятельности в начальной школе происходит по мере изменений требований федеральных государственных образовательных стандартов. Установлена закономерность, согласно которой после запуска в образовательный процесс обновленного ФГОС НОО появляются нормативные документы, в том числе характеризующие основные понятия, процедуру и спектр форм организации внеурочной деятельности. В итоге выяснено, что в свете требований нового ФГОС НОО внеурочная деятельность в контексте эстетического воспитания может осуществляться с помощью трех групп основных организационных форм занятий внеурочной деятельности (ООФЗВД) – студийной, кружковой и клубной. ООФЗВД различаются своим непосредственным назначением (например, студии необходимы для выявления и поддержки ранней творческой одаренности детей; кружки – для развития умений индивидуальной и коллективной творческой деятельности; клубы – для эмоциональной и информационно-познавательной организации свободного времени). Вкладом авторов в разработку изучаемой проблемы является систематизация форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, выстроенная на соотнесении их с ООФЗВД и разделении на характерные и общие для ООФЗВД форматы занятий.
младший школьник
внеурочная деятельность
формы организации внеурочной деятельности
эстетическое воспитание
формы организации внеурочной деятельности ориентированные на развитие эстетического воспитания младших школьников
1. Стерхова Н.С. Досуговая деятельность младших подростков в общеобразовательной школе: понятие и формы организации // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №1(37). С. 99-104.
2. Бычков В.В. Эстетика: учебник для вузов. Москва: Академический. Проект, 2020. 452 с.
3. Эстетика: словарь / А.И. Абрамов и др.; под общ. ред. А.А. Беляева]. М.: Политиздат, 1989. 445 с.
4. Рыбникова О.П. Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине «Психология и педагогика»: для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». СПб.: ВШНИ, 2018. 28 с.
5. Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования: словарь-справочник / Шадринский гос. пед. ин-т, Каф. проф. пед. образования, Центр «Непрерывное пед. образование»; сост. Н. С. Стерхова. Шадринск: ШГПИ, 2011. 86 с.
6. Художественно-педагогический словарь / сост.: Н.К. Шабанов. М.: Трикста: Академический Проект, 2005. 472 c.
7. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. действ. чл. АПН РСФСР В.Н. Шацкой; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. 184 с.
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 07.02.2023).
9. Письмо Министерства просвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций». [Электронный ресурс]. URL: https://yaguo.ru/files/pismo_ministerstva_prosveshcheniya_rf_ot_5_iyulya_2022_g_n_tv_1290_03_o_napravlenii_metod.rekomendaciy.pdf (дата обращения: 07.02.2023).
10. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Белгород, 2014. 229 с.
11. Киргуева Ф.Х., Дзидзоева С.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема: монография. Ульяновск: Зебра, 2020. 94 с.
12. Осипова М.П., Щербакова Ю.С. Эстетическое воспитание младших школьников. Модульный подход: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. Минск: Национальный институт образования, 2021. 224 с.
13. Бессонова К.М., Кувалдина Е.А. Формирование эстетической культуры средствами изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 413-415. URL: http://e-koncept.ru/2017/770888.htm. (дата обращения: 10.02.2023).

Современный период развития общества характеризуется повышенным вниманием к проблемам эстетического развития и воспитания подрастающего поколения. Особенно важными для общества стали вопросы формирования эстетического отношения к действительности, а также сохранения, приумножения и передачи молодому поколению духовных богатств и практик, обеспечивающих непрерывность процесса духовно-нравственного и культурного развития ребенка, его гармоничного внутреннего становления. Красота и прекрасное в действительности, отношениях, быту, организации предметно-пространственного мира способствуют развитию у ребенка стремления к совершению благоразумных поступков, созиданию, эстетическому преобразованию окружающего мира. В свою очередь, способность замечать и адекватно оценивать красоту во всем, что окружает вызревающую личность, способность получать удовольствие от общения с произведениями искусства не формируются хаотично. Для их полноценного развития необходимы целенаправленная, систематически организуемая работа, вложение большого труда специалистов разных профилей и специализаций (учителей, искусствоведов, представителей творческой среды, сотрудников организаций дополнительного образования и многих других). Эффективность реализации данной работы возможно обеспечить за счет использования потенциала современных форм организации внеурочной деятельности.

Этим определяется цель исследования – изучение современных организационных форм внеурочной деятельности с младшими школьниками, обозначенных в ФГОС НОО, и выявление их потенциала в эстетическом воспитании младших школьников.

Материалы и методы исследования. Период формирования личности человека с 6–7 лет до 10–11 лет приходится на младший школьный возраст. Именно данная возрастная категория детей способна максимально «впитывать» явления прекрасного, проявляя большой интерес к жизни, невообразимую любознательность, глубоко испытывая чувство красоты людей и пространственного мира, откликаясь на все происходящее особыми эмоциональными состояниями. Весь спектр имеющихся и проявляемых детьми младшего школьного возраста эстетических чувств составляет благодатную почву для их эстетического воспитания [1].

Вопросы теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения и молодежи в отечественной педагогике всегда вызывали большой интерес, чему подтверждением являются результаты многочисленных исследований Е.Ю.Волчегорской, Т.С. Комаровой, Н.К.Крупской, Г.С.Лабковской. А.В. Луначарского, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой, Т.Я.Шпикаловой, Б.П. Юсова и многих других.

Однако феномен эстетического воспитания в аспекте понятия и сущности раскрывался неоднозначно. Обобщив материалы исследований ряда ученых (В.В. Бычков [2], А.А. Беляев [3], О.П. Рыбникова [4], Н.С. Стерхова [5], Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д.Пронина [6], В.Н. Шацкая [7]), мы выделили несколько подходов к определению понятия и сущности данного феномена (рис. 1).

Рис. 1. Основные подходы к определению понятия и сущности эстетического воспитания

Таким образом, можно сказать, что к настоящему времени сложились несколько подходов к определению понятия и сущности эстетического воспитания. Так, рассмотрение данного феномена учеными возможно в разных контекстах:

1)как воспитание эстетической культуры личности;

2)как формирование эстетического отношения человека к действительности;

3)как процесс формирования творчески активной личности;

4)как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту, и т.д.

В нашей работе эстетическое воспитание младших школьников понимается как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, ориентированный на развитие эстетической культуры данной возрастной категории, реализуемый в рамках основных направлений реализации образовательного процесса – урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательной работы и дополнительного образования детей.

Следующим шагом данного исследования является изучение современных форм организации внеурочной деятельности, потенциал которых можно использовать для эстетического воспитания младших школьников.

Результаты исследования и их обсуждение

Реализуемый в настоящее время в образовательном процессе начальной школы обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО третьего поколения) обладает расширенными возможностями образования обучающихся посредством организации и реализации в образовательных организациях разных видов образовательной деятельности – как урочной, так и внеурочной [8].

Согласно Письму Министерства просвещения РФ 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03, под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать вид образовательной деятельности, нацеленной на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемой в формах, отличных от урочной [9].

В указанном документе присутствует раздел «Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации», включающий в себя две части – часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть.

Предметом нашего интереса стала вариативная часть «Направлений внеурочной деятельности…», имеющая необходимый нам целевой аппарат и характерный спектр форм организации занятий, обладающих потенциалом для эстетического развития и воспитания младших школьников (рис. 2).

Рис. 2. Основные формы организации занятий внеурочной деятельностью, ориентированные на эстетическое воспитание младших школьников (согласно Письму Министерства просвещения РФ 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03)

Обратившись к анализу многочисленных исследований в области эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (И.П. Ильинская [10], Ф.Х.Киргуева, С.М. Дзидзоева [11], М.П. Осипова, Ю.С. Щербакова [12], К.М. Бессонова, Е.А.Кувалдина [13]), мы составили рисунок 3, где представили краткую характеристику форм рассматриваемого вида деятельности.

Рис. 3. Систематизация форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками, ориентированных на их эстетическое воспитание

Из рисунка 3 видно, что все ООФЗВД, ориентированные на эстетическое воспитание младших школьников, имеют два общих признака – основа на добровольных занятиях творчеством и углубление планируемых результатов по ФГОС НОО.

Различаются они своим назначением – выявлением и поддержкой ранней творческой одаренности детей (студии), развитием умений индивидуальной и коллективной творческой деятельности (кружок), эмоциональной и информационно-познавательной организацией свободного времени (клуб).

Далее мы представили попытку систематизации форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, соотнеся их с ООФЗВД и разделив на характерные и общие для ООФЗ ВД форматы занятий (рис.4).

Рис. 4. Соотношение групп организационных форм внеурочной деятельности с младшими школьниками, ориентированных на их эстетическое воспитание, со специфическими и общими форматами занятий

Итак, из рисунка 4 видно, что для каждой группы ООФЗВД в начальной школе характерны два формата занятий – специфические и общие. Общие форматы занятий, характерные для ООФЗВД, имеют одинаковую структуру и роли участников, но все-таки отличаются содержанием. В свою очередь, специфические форматы занятий, характерные для ООФЗВД, отражают особенности видов осваиваемой младшими школьниками творческой деятельности и в большей мере учитывают индивидуально-психологические особенности младших школьников.

Заключение

Проведя данное исследование, мы выяснили, что форматы внеурочной деятельности в начальной школе изменяются в соответствии с требованиями обновляющихся ФГОС. Так, в свете появления обновленного ФГОС НОО 2021 года стали появляться нормативные документы, характеризующие понятие, направления и формы организации внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности начальной школы (к примеру, Письмо Министерства просвещения РФ 05.07.2022г. № ТВ-1290/03).

В итоге реализация внеурочной деятельности в контексте эстетического воспитания может осуществляться с помощью трех групп ООФЗВД, основанных на деятельности студий, кружков и клубов. Все они имеют два общих признака – основа на добровольных занятиях творчеством и углубление планируемых результатов по ФГОС НОО. Однако при проектировании работы данных объединений следует помнить, что они различаются своим непосредственным назначением.

При проведении исследования мы систематизировали формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, соотнеся их с ООФЗВД и разделив на характерные и общие для ООФЗВД форматы занятий. Общими формами занятий для всех групп ООФЗВД являются теоретические и практические занятия, мастер-классы, встречи с известными людьми, участие в праздничных мероприятиях с демонстрацией результатов творческой деятельности (концертах, ярмарках, тематических праздниках и т.д.), экскурсии, участие в социальных акциях и т.д. Специальными формами занятий могут быть такие, как посещение концертов и концертных мероприятий, отчетные концерты (музыкальные, хоровые или танцевальные студии); организация постановочных спектаклей, посещение выставок, экспозиционных мероприятий (театральные кружки или кружки художественного творчества); организация поэтических «заседаний», «дуэлей мастеров поэзии», викторины, «путешествия во времени», дискуссионные площадки и иные (журналистские, поэтические или писательские клубы).

Считаем, что такой подход к изучению современных форм организации внеурочной деятельности, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников, с одной стороны, способен обеспечить более полное представление педагогов и специалистов в данной области о соотношении и разнообразии ООФЗВД; с другой – создает перспективу более глубокого исследования их содержательного наполнения.


Библиографическая ссылка

Гайкова Т.П., Осипова Я.Ю., Пелевина У.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32528 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674