Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF MODERN FORMS OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOCUSED ON AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Gaykova T.P. 1 Osipova Y.Y. 1 Pelevina U.V. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
The article deals with the problem of using modern forms of organization of extracurricular activities for the purpose of aesthetic education of primary school students. The first stage of the research was the study of the phenomenon of aesthetic education in the aspect of the concept and essence. Based on the generalization of numerous materials from various researchers, the authors present the interpretation of the term «aesthetic education of younger schoolchildren» as a purposeful, specially organized process of interaction between teachers and students, focused on the development of aesthetic culture of this age category, implemented within the framework of the main directions of the educational process. Further, it was found out that the updating of the forms of organization of extracurricular activities in primary school occurs as the requirements of federal state educational standards change. A pattern has been established according to which, after the launch of the updated Federal State Educational Standard in the educational process, normative documents appear, including those characterizing the basic concepts, procedure and range of forms of organization of extracurricular activities. As a result, it was found out that in the light of the requirements of the new Federal State Educational Standard, extracurricular activities in the context of aesthetic education can be carried out with the help of three groups of the main organizational forms of extracurricular activities – studio, circle and club. OOFZVD differ in their direct purpose (for example, studios are necessary to identify and support the early creative talent of children; clubs – for the development of skills of individual and collective creative activity; clubs – for emotional and informational and cognitive organization of free time). The authors' contribution to the development of the studied problem is the systematization of the forms of organization of extracurricular activities with younger schoolchildren in aesthetic education, based on their correlation with OOFZVD and division into characteristic and common for OOFZVD formats of classes.
junior school student
extracurricular activities
forms of organization of extracurricular activities
aesthetic education
forms of organization of extracurricular activities focused on the development of aesthetic education of younger students

Современный период развития общества характеризуется повышенным вниманием к проблемам эстетического развития и воспитания подрастающего поколения. Особенно важными для общества стали вопросы формирования эстетического отношения к действительности, а также сохранения, приумножения и передачи молодому поколению духовных богатств и практик, обеспечивающих непрерывность процесса духовно-нравственного и культурного развития ребенка, его гармоничного внутреннего становления. Красота и прекрасное в действительности, отношениях, быту, организации предметно-пространственного мира способствуют развитию у ребенка стремления к совершению благоразумных поступков, созиданию, эстетическому преобразованию окружающего мира. В свою очередь, способность замечать и адекватно оценивать красоту во всем, что окружает вызревающую личность, способность получать удовольствие от общения с произведениями искусства не формируются хаотично. Для их полноценного развития необходимы целенаправленная, систематически организуемая работа, вложение большого труда специалистов разных профилей и специализаций (учителей, искусствоведов, представителей творческой среды, сотрудников организаций дополнительного образования и многих других). Эффективность реализации данной работы возможно обеспечить за счет использования потенциала современных форм организации внеурочной деятельности.

Этим определяется цель исследования – изучение современных организационных форм внеурочной деятельности с младшими школьниками, обозначенных в ФГОС НОО, и выявление их потенциала в эстетическом воспитании младших школьников.

Материалы и методы исследования. Период формирования личности человека с 6–7 лет до 10–11 лет приходится на младший школьный возраст. Именно данная возрастная категория детей способна максимально «впитывать» явления прекрасного, проявляя большой интерес к жизни, невообразимую любознательность, глубоко испытывая чувство красоты людей и пространственного мира, откликаясь на все происходящее особыми эмоциональными состояниями. Весь спектр имеющихся и проявляемых детьми младшего школьного возраста эстетических чувств составляет благодатную почву для их эстетического воспитания [1].

Вопросы теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения и молодежи в отечественной педагогике всегда вызывали большой интерес, чему подтверждением являются результаты многочисленных исследований Е.Ю.Волчегорской, Т.С. Комаровой, Н.К.Крупской, Г.С.Лабковской. А.В. Луначарского, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой, Т.Я.Шпикаловой, Б.П. Юсова и многих других.

Однако феномен эстетического воспитания в аспекте понятия и сущности раскрывался неоднозначно. Обобщив материалы исследований ряда ученых (В.В. Бычков [2], А.А. Беляев [3], О.П. Рыбникова [4], Н.С. Стерхова [5], Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д.Пронина [6], В.Н. Шацкая [7]), мы выделили несколько подходов к определению понятия и сущности данного феномена (рис. 1).

Рис. 1. Основные подходы к определению понятия и сущности эстетического воспитания

Таким образом, можно сказать, что к настоящему времени сложились несколько подходов к определению понятия и сущности эстетического воспитания. Так, рассмотрение данного феномена учеными возможно в разных контекстах:

1)как воспитание эстетической культуры личности;

2)как формирование эстетического отношения человека к действительности;

3)как процесс формирования творчески активной личности;

4)как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту, и т.д.

В нашей работе эстетическое воспитание младших школьников понимается как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, ориентированный на развитие эстетической культуры данной возрастной категории, реализуемый в рамках основных направлений реализации образовательного процесса – урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательной работы и дополнительного образования детей.

Следующим шагом данного исследования является изучение современных форм организации внеурочной деятельности, потенциал которых можно использовать для эстетического воспитания младших школьников.

Результаты исследования и их обсуждение

Реализуемый в настоящее время в образовательном процессе начальной школы обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО третьего поколения) обладает расширенными возможностями образования обучающихся посредством организации и реализации в образовательных организациях разных видов образовательной деятельности – как урочной, так и внеурочной [8].

Согласно Письму Министерства просвещения РФ 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03, под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать вид образовательной деятельности, нацеленной на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемой в формах, отличных от урочной [9].

В указанном документе присутствует раздел «Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации», включающий в себя две части – часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть.

Предметом нашего интереса стала вариативная часть «Направлений внеурочной деятельности…», имеющая необходимый нам целевой аппарат и характерный спектр форм организации занятий, обладающих потенциалом для эстетического развития и воспитания младших школьников (рис. 2).

Рис. 2. Основные формы организации занятий внеурочной деятельностью, ориентированные на эстетическое воспитание младших школьников (согласно Письму Министерства просвещения РФ 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03)

Обратившись к анализу многочисленных исследований в области эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (И.П. Ильинская [10], Ф.Х.Киргуева, С.М. Дзидзоева [11], М.П. Осипова, Ю.С. Щербакова [12], К.М. Бессонова, Е.А.Кувалдина [13]), мы составили рисунок 3, где представили краткую характеристику форм рассматриваемого вида деятельности.

Рис. 3. Систематизация форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками, ориентированных на их эстетическое воспитание

Из рисунка 3 видно, что все ООФЗВД, ориентированные на эстетическое воспитание младших школьников, имеют два общих признака – основа на добровольных занятиях творчеством и углубление планируемых результатов по ФГОС НОО.

Различаются они своим назначением – выявлением и поддержкой ранней творческой одаренности детей (студии), развитием умений индивидуальной и коллективной творческой деятельности (кружок), эмоциональной и информационно-познавательной организацией свободного времени (клуб).

Далее мы представили попытку систематизации форм организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, соотнеся их с ООФЗВД и разделив на характерные и общие для ООФЗ ВД форматы занятий (рис.4).

Рис. 4. Соотношение групп организационных форм внеурочной деятельности с младшими школьниками, ориентированных на их эстетическое воспитание, со специфическими и общими форматами занятий

Итак, из рисунка 4 видно, что для каждой группы ООФЗВД в начальной школе характерны два формата занятий – специфические и общие. Общие форматы занятий, характерные для ООФЗВД, имеют одинаковую структуру и роли участников, но все-таки отличаются содержанием. В свою очередь, специфические форматы занятий, характерные для ООФЗВД, отражают особенности видов осваиваемой младшими школьниками творческой деятельности и в большей мере учитывают индивидуально-психологические особенности младших школьников.

Заключение

Проведя данное исследование, мы выяснили, что форматы внеурочной деятельности в начальной школе изменяются в соответствии с требованиями обновляющихся ФГОС. Так, в свете появления обновленного ФГОС НОО 2021 года стали появляться нормативные документы, характеризующие понятие, направления и формы организации внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности начальной школы (к примеру, Письмо Министерства просвещения РФ 05.07.2022г. № ТВ-1290/03).

В итоге реализация внеурочной деятельности в контексте эстетического воспитания может осуществляться с помощью трех групп ООФЗВД, основанных на деятельности студий, кружков и клубов. Все они имеют два общих признака – основа на добровольных занятиях творчеством и углубление планируемых результатов по ФГОС НОО. Однако при проектировании работы данных объединений следует помнить, что они различаются своим непосредственным назначением.

При проведении исследования мы систематизировали формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, соотнеся их с ООФЗВД и разделив на характерные и общие для ООФЗВД форматы занятий. Общими формами занятий для всех групп ООФЗВД являются теоретические и практические занятия, мастер-классы, встречи с известными людьми, участие в праздничных мероприятиях с демонстрацией результатов творческой деятельности (концертах, ярмарках, тематических праздниках и т.д.), экскурсии, участие в социальных акциях и т.д. Специальными формами занятий могут быть такие, как посещение концертов и концертных мероприятий, отчетные концерты (музыкальные, хоровые или танцевальные студии); организация постановочных спектаклей, посещение выставок, экспозиционных мероприятий (театральные кружки или кружки художественного творчества); организация поэтических «заседаний», «дуэлей мастеров поэзии», викторины, «путешествия во времени», дискуссионные площадки и иные (журналистские, поэтические или писательские клубы).

Считаем, что такой подход к изучению современных форм организации внеурочной деятельности, ориентированных на эстетическое воспитание младших школьников, с одной стороны, способен обеспечить более полное представление педагогов и специалистов в данной области о соотношении и разнообразии ООФЗВД; с другой – создает перспективу более глубокого исследования их содержательного наполнения.