В условиях модернизации современного российского образования возрастает роль организации экспериментальной деятельности в образовательном учреждении, обусловленная потребностями во внедрении инноваций, повышения статуса школ. Экспериментальная деятельность, становясь инструментом управления, а значит, и развития образовательного учреждения, обеспечивает качественные изменения. В данном аспекте одним значимых условий является управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения. Функциональная роль руководителя образовательного учреждения в управлении экспериментальной деятельностью многоаспектна: предстоит осуществить анализ проблем в сфере образования, требуется умение выявлять закономерности, планировать и организовывать и при этом учитывать внутренние резервы педагогического коллектива, его мотивацию к экспериментальной деятельности. Данные обстоятельства обусловливают необходимость формирования готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.
Актуальность организации процесса формирования готовности будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью определяется возможностью использования педагогического интенсива как формы и средства, инструментария, обеспечивающего формирование компонентов готовности к управлению экспериментальной работой образовательного учреждения.
Решение исследуемой проблемы возможно при разрешении противоречий между необходимостью формирования готовности магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью, значительным количеством методик, направленных на формирование данного личностно-профессионального качества, и недостаточной разработанностью педагогического интенсива как организационно-дидактической формы.
Цель исследования заключается в обосновании педагогического интенсива как средства формирования готовности магистрантов – будущих менеджеров – руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью.
Материалы и методы исследования. Рассматривая экспериментальную деятельность образовательного учреждения как необходимое звено в повышении качества образования, а образовательное учреждение – как сложную динамическую систему, которая связывается с организацией экспериментальной деятельности, отметим, что управление ею становится важнейшим механизмом преобразования образовательного процесса.
Процесс формирования готовности к управлению экспериментальной деятельностью у будущих руководителей образовательного учреждения является сложным и многоаспектным и требует обоснованного выбора путей и средств подготовки будущих менеджеров в сфере образования.
Следуя логике изложения, обратим внимание на основные научные понятия, обеспечивающие решение проблемы формирования готовности к управлению экспериментальной деятельностью у будущих руководителей образовательного учреждения.
Экспериментальная деятельность образовательного учреждения трактуется как деятельность, сопровождаемая инновационными идеями [1]; это деятельность, связанная с повышением качества образования; деятельность, в которой осуществляется апробация новых моделей обучения и образовательных технологий; деятельность, направленная на совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания; деятельность, в которой акцентируется формирование новых механизмов управления образованием [2, с. 5].
Управление экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении имеет признаки общего контекста управления. Так, исследователи рассматривают управление как целенаправленный процесс взаимодействия субъекта управления и объекта управления с целью перевода объекта в качественно новое состояние [3]; как целенаправленную деятельность субъектов управления, функционирование и развитие в которой направлены на достижение цели с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий для развития самой управляемой системы [4, с. 68].
Рассматривая понятие «управление экспериментальной деятельностью», выделим ее существенные признаки: это целенаправленная, строго планируемая деятельность, которая связана с необходимостью выбора методов и форм организации экспериментальной деятельности, управленческих воздействий.
Как сущностные характеристики педагогического интенсива в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности, обусловливающих готовность к управлению экспериментальной деятельностью руководителя образовательного учреждения, мы выделяем: содействие освоению студентами знаниями и умениями, необходимыми для осуществления экспериментальной деятельности; уплотненный режим вхождения студентов в специфику управления экспериментальной деятельность в образовательном учреждении; интенсивность достижения цели каждого познавательного блока интенсива, насыщение практико-ориентированным содержанием моделируемых ситуаций, направленных на практическую отработку деятельностного компонента профессиональной готовности.
Педагогический интенсив как самостоятельная дефиниция в исследованиях не устоялся, определение данного понятия сводится в основном к интенсивным методам и технологиям обучения, к формам деятельностного группового обучения. Так, в исследованиях интенсив в контексте образования рассматривается как деятельность по организации проектной деятельности и предполагает погружение обучающихся в деятельность по решению профессионально ориентированной проблемы [5, с. 145].
Исследователи обращаются к содержательному описанию образовательного интенсива, и в данном аспекте это новый формат реализации индивидуальной траектории развития обучающихся. В таком формате обучающийся выбирает виды образовательной активности (участие в мастер-классах, разработка тематических состязаний, конкурсов, пакетов заданий и др.) [6, 7]; это «интенсивное мероприятие», которое направлено интенсивностью достижения результатов и имеющее определенную образовательную направленность; это активное общение участников образовательного процесса друг с другом[8].
Для эффективного осуществления формирования готовности будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью необходимо целенаправленное организационно-дидактическое обеспечение данного процесса. Одним из таких организационно-дидактических, формирующих средств является педагогический интенсив.
Педагогический интенсив – это цикл обучающих занятий, в ходе которых осваиваются методики, функционально повышающие эффективность работы педагога, вовлеченность в познавательную деятельность обучающихся [9, с. 74; 10, с. 6–8].
В адрес педагогического интенсива исследователи (О.А. Лаврентьева, И.Б.Шмигирилова) относят ряд функций: образовательную («подача» информации с целью формирования определенных компетенций); деятельностную (решение профессионально ориентированных ситуаций); информационную (предоставление дополнительных учебно-методических материалов); прогностическую (обсуждение сценариев достижения результата при решении профессионально ориентированных ситуаций) [11, с. 83; 12, с. 262].
Представленный функциональный ряд запускает «механизмы» превращения организационных форм обучения в интенсивные, обеспечивающие уплотненное содержание теоретического материала, деятельностный характер процесса формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста на основе моделирования образовательных ситуаций, активность студентов в их решении.
Анализируя приведенные выше определения понятия «педагогический интенсив», обозначим его как организационную форму подготовки магистрантов к управлению экспериментальной работой образовательного учреждения, структуру и логику которого составляют компоненты: ресурсный (учебно-методические материалы, цифровые ресурсы); теоретический (погружение в тему, отражающую специфику и механизмы управления экспериментальной работой); практико-ориентированный (включенность в созданные сценарии деятельности по управлению экспериментальной работой образовательного учреждения, погружение в моделируемые образовательные события со спецификой управления); рефлексивный компонент (анализ и самоанализ).
Организационно педагогический интенсив связывается с его временным ограничением – одна неделя перед «выходом» на производственную практику, которая требует напряженной работы студентов и преподавателя. Содержательное и процессуальное наполнение педагогического интенсива направлено на позитивное раскрытие «рефлексивных точек»: «знаю – не знаю», «умею – не умею» – посредством самоанализа собственного уровня компетенции в управлении и организации экспериментальной работы образовательного учреждения. Педагогический эффект данного подхода заключен в определении «образовательного запроса» студентов, требующем интенсивного погружения в отработку знаниевого и деятельностного компонентов формируемой готовности.
«Выполняя заказ» студентов на заполнение имеющих место «знаниевых пустот», педагогический интенсив сосредоточен на содержательно-дидактическом погружении в блок модуль: «Управление экспериментальной деятельностью в сфере образования». В отличие от традиционного лекционного освещения изучаемой проблемы, осуществляется интенсивное погружение в освоение теоретических основ организации и управления экспериментом в образовательном учреждении; углубление представления о специфике деятельности школы как учреждения, организующего экспериментальную работу: особенностях управления экспериментальной работой в целях перевода образовательного учреждения в режим развития.
Дидактико-организационное сопровождение интенсивного погружения в аспекты управления экспериментальной работой образовательного учреждения заключено в предоставлении вопросов, требующих освещения, формирования студенческих «троек», выступающих с освещением изучаемых вопросов (один студент предоставляет теоретический формат изучаемого, второй – по материалам педагогической периодики обобщает изложенный в ней методический опыт управления экспериментальной работой образовательного учреждения в профессиональной деятельности менеджера – руководителя образовательного учреждения; задача третьего студента – представить материал в формате презентации и раздаточного материала для участников).
Практико-ориентированная часть педагогического интенсива направлена на формирование у магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения содержательно-инструментальных ориентаций успешной профессиональной деятельности, связанной с управлением экспериментальной работой образовательного учреждения. Моделируемые ситуации сосредоточены на введении мастер-класса по разделам: характер управления экспериментальной деятельностью: эвристически-интуитивный, программно-целевой. Предлагается провести коллективно-групповой анализ условий успешного управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения по следующим показателям: оснащение технологии управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения ресурсами; анализ информации об эффективности экспериментальной деятельности образовательного учреждения; актуализация мотивационных ресурсов; включение педагогов в деятельность по реализации экспериментального проектирования, моделирования; эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.
Для решения задачи, связанной с погружением в профессионально ориентированную ситуацию, студентам предоставляется кейс с подробным описанием ситуации управления в аспекте организации экспериментальной деятельности образовательного учреждения. Требовалось из предложенных вариантов решения выбрать один, который подвергается анализу и аргументации. Важным педагогическим эффектом практико-ориентированного педагогического интенсива явилось формирование умения решать практические задачи в соответствии с логикой осуществления анализа и поиска способов решения.
Рефлексия в ходе педагогического интенсива связана с образовательными задачами: инициировать рефлексию магистрантов по поводу своей деятельности в интенсивном формате личностного принятия изучаемого материала, позиционировать магистрантов по отношению к содержанию и трудностям изучаемого материала.
В целом функционально педагогический интенсив позволяет выйти за рамки традиционных форм организации образовательного процесса, традиционных алгоритмов познавательной деятельности, дает возможность осуществить актуализацию приобретения опыта на основе «плотного» освоения знаний в сфере управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.
Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение педагогического интенсива в образовательный процесс подготовки будущих менеджеров в сфере образования по направлению «Управление образованием» осуществлялось на уровне магистратуры (2-й курс). В экспериментальном исследовании приняли участие 57 магистрантов, готовящихся к прохождению производственной (технологической) практики.
Внедрению педагогического интенсива в образовательный формат формирования готовности магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения предшествовал диагностический анализ, который показал следующее: мотивационная направленность, заинтересованность магистрантов составила 67%; по когнитивному показателю 61% магистрантов находятся на низком уровне именно в управлении экспериментальной работой школы и ее содержании, организации экспериментальной деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом; деятельностный компонент готовности к данному виду профессиональной деятельности определялся ближе к среднему значению. Это послужило основанием для целенаправленного введения педагогического интенсива, обогащенного приемами практико-ориентированного характера: решение кейс-ситуаций, приемы альтернативной постановки проблемы, прием распознавания механизмов управления, рефлексивного позиционирования и др.
В итоговом диагностическом срезе готовность магистрантов к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения оценивалась путем анализа решаемых задач, тематических опросов, типовых рефлексивных заданий, метода экспертиз, с помощью которого осуществлялась проверка выполнения заданий. Диагностика показала высокий уровень способности находить управленческие решения в осуществлении экспериментальной деятельности школы, сопровождении ее, способности организовать экспериментальную работу; способности оценивать условия образовательного учреждения осуществлять экспериментальную деятельность. Изменения показательны в том, что количество студентов с продуктивным уровнем готовности к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения составило 63%.
В целом по завершении педагогического эксперимента по исследованию эффективности педагогического интенсива в формировании готовности будущих руководителей к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения была получена положительная динамика уровней сформированности исследуемого профессионально-личностного качества.
Заключение. В процессе подготовки будущего руководителя к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения требуются отбор содержания, определение интерактивных форм организации процесса обучения. В этом видится целесообразность введения педагогического интенсива, способствующего повышению уровня готовности к управлению экспериментальной деятельностью.
Можно утверждать, что использование в образовательном процессе вуза педагогического интенсива развивает профессионально значимые качества личности, обусловливающие готовность к управлению экспериментальной деятельностью, у руководителя образовательного учреждения.
Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: обоснование интерактивных методов формирования готовности будущих руководителей к управлению инновационно-экспериментальной, проектно-экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.
Библиографическая ссылка
Качалов А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32527 (дата обращения: 21.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32527