Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Качалов А.В. 1
1 ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщений
В статье рассматриваются возможности педагогического интенсива в организации процесса формирования готовности магистрантов вуза – будущих руководителей к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения. Современное общество ставит перед высшим образованием задачи, решение которых требует наличия в числе формируемых компетенций готовности будущих руководителей образовательным учреждением к реализации функций управления, направленных на продуктивную инновационную и экспериментальную деятельность. Сегодня в педагогической науке утверждается позиция, согласно которой необходимо готовить руководителей образовательного учреждения нового типа, которые должны быть профессионально подготовлены к реализации функций управления. Этим требованием обусловлена необходимость организации процесса подготовки студентов вуза – будущих менеджеров в сфере образования на таких подходах, которые оказывают влияние на формирование такого важного профессионального качества, как управление. В контексте подготовки будущих менеджеров в сфере образования речь идет об управлении, связанном с организацией, планированием, сопровождением экспериментальной деятельности образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно на уровне образовательных программ магистратуры «Управление образованием», в сопровождении которой одной из дисциплин является «Управление экспериментальной деятельностью образовательного учреждения». Содержательно-профессиональное наполнение данной дисциплины направлено на формирование умения проектировать экспериментальный процесс, планировать экспериментальную деятельность, прогнозировать результаты. Автор обосновывает педагогический интенсив как прогрессивное средство формирования готовности будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью; выделяет отличие педагогического интенсива от традиционных форм организации процесса обучения в вузе, характеризует его компоненты и содержательное наполнение. Материалы, изложенные в статье, могут представлять интерес для студентов, аспирантов и преподавателей вуза.
готовность будущих руководителей к управлению экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении
педагогический интенсив
1. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.: АПКиПРО, 2002. 112 с.
2. Бондарь М.В., Печеня Л.Д. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Минск: РИПО, 2018. 52 с.
3. Дружинин В.И. Методическая работа в образовательном учреждении // Народное образование. 2013. № 10. С. 131-140.
4. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М.: МПУ, 1995. 204 с.
5. Воронцова А.В., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Козырева Т.В. На пути к субъектности»: проектный интенсив в процессе деятельностного обучения будущего педагога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 3. С. 145-148.
6. Королева Н.Н., Вершинин И.В., Гришакина Е.Г. Образовательный интенсив «Остров 10-22»: НОЦ: от идеи до воплощения // Управление наукой и наукометрия. 2019. Т. 14. № 3. С.123-127.
7. Попова Н.А. Образовательный интенсив как новый формат реализации проектного обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. № 1(47). С. 149-156.
8. Шеститко И.В., Турченко И.А., Шилова Е.С., Маршина С.В. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса: практическое руководство. Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. 136 с.
9. Овчинникова Л.П. Технологии интенсивного обучения и самообучения студентов-заочников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т.15. № 2. С. 71-78.
10. Дуринова З.Г. Ключевые характеристики интенсивных технологий. Преимущество ИКТ (из опыта работы) // Школьная педагогика. 2020. № 3(19). С. 6-8.
11. Лаврентьева О.А. Педагогические ресурсы тьюторского сопровождения магистрантов в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 4. С. 81-86.
12. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 260-263.

В условиях модернизации современного российского образования возрастает роль организации экспериментальной деятельности в образовательном учреждении, обусловленная потребностями во внедрении инноваций, повышения статуса школ. Экспериментальная деятельность, становясь инструментом управления, а значит, и развития образовательного учреждения, обеспечивает качественные изменения. В данном аспекте одним значимых условий является управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения. Функциональная роль руководителя образовательного учреждения в управлении экспериментальной деятельностью многоаспектна: предстоит осуществить анализ проблем в сфере образования, требуется умение выявлять закономерности, планировать и организовывать и при этом учитывать внутренние резервы педагогического коллектива, его мотивацию к экспериментальной деятельности. Данные обстоятельства обусловливают необходимость формирования готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.

Актуальность организации процесса формирования готовности будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью определяется возможностью использования педагогического интенсива как формы и средства, инструментария, обеспечивающего формирование компонентов готовности к управлению экспериментальной работой образовательного учреждения.

Решение исследуемой проблемы возможно при разрешении противоречий между необходимостью формирования готовности магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью, значительным количеством методик, направленных на формирование данного личностно-профессионального качества, и недостаточной разработанностью педагогического интенсива как организационно-дидактической формы.

Цель исследования заключается в обосновании педагогического интенсива как средства формирования готовности магистрантов – будущих менеджеров – руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью.

Материалы и методы исследования. Рассматривая экспериментальную деятельность образовательного учреждения как необходимое звено в повышении качества образования, а образовательное учреждение – как сложную динамическую систему, которая связывается с организацией экспериментальной деятельности, отметим, что управление ею становится важнейшим механизмом преобразования образовательного процесса.

Процесс формирования готовности к управлению экспериментальной деятельностью у будущих руководителей образовательного учреждения является сложным и многоаспектным и требует обоснованного выбора путей и средств подготовки будущих менеджеров в сфере образования.

Следуя логике изложения, обратим внимание на основные научные понятия, обеспечивающие решение проблемы формирования готовности к управлению экспериментальной деятельностью у будущих руководителей образовательного учреждения.

Экспериментальная деятельность образовательного учреждения трактуется как деятельность, сопровождаемая инновационными идеями [1]; это деятельность, связанная с повышением качества образования; деятельность, в которой осуществляется апробация новых моделей обучения и образовательных технологий; деятельность, направленная на совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания; деятельность, в которой акцентируется формирование новых механизмов управления образованием [2, с. 5].

Управление экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении имеет признаки общего контекста управления. Так, исследователи рассматривают управление как целенаправленный процесс взаимодействия субъекта управления и объекта управления с целью перевода объекта в качественно новое состояние [3]; как целенаправленную деятельность субъектов управления, функционирование и развитие в которой направлены на достижение цели с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий для развития самой управляемой системы [4, с. 68].

Рассматривая понятие «управление экспериментальной деятельностью», выделим ее существенные признаки: это целенаправленная, строго планируемая деятельность, которая связана с необходимостью выбора методов и форм организации экспериментальной деятельности, управленческих воздействий.

Как сущностные характеристики педагогического интенсива в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности, обусловливающих готовность к управлению экспериментальной деятельностью руководителя образовательного учреждения, мы выделяем: содействие освоению студентами знаниями и умениями, необходимыми для осуществления экспериментальной деятельности; уплотненный режим вхождения студентов в специфику управления экспериментальной деятельность в образовательном учреждении; интенсивность достижения цели каждого познавательного блока интенсива, насыщение практико-ориентированным содержанием моделируемых ситуаций, направленных на практическую отработку деятельностного компонента профессиональной готовности.

Педагогический интенсив как самостоятельная дефиниция в исследованиях не устоялся, определение данного понятия сводится в основном к интенсивным методам и технологиям обучения, к формам деятельностного группового обучения. Так, в исследованиях интенсив в контексте образования рассматривается как деятельность по организации проектной деятельности и предполагает погружение обучающихся в деятельность по решению профессионально ориентированной проблемы [5, с. 145].

Исследователи обращаются к содержательному описанию образовательного интенсива, и в данном аспекте это новый формат реализации индивидуальной траектории развития обучающихся. В таком формате обучающийся выбирает виды образовательной активности (участие в мастер-классах, разработка тематических состязаний, конкурсов, пакетов заданий и др.) [6, 7]; это «интенсивное мероприятие», которое направлено интенсивностью достижения результатов и имеющее определенную образовательную направленность; это активное общение участников образовательного процесса друг с другом[8].

Для эффективного осуществления формирования готовности будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью необходимо целенаправленное организационно-дидактическое обеспечение данного процесса. Одним из таких организационно-дидактических, формирующих средств является педагогический интенсив.

Педагогический интенсив – это цикл обучающих занятий, в ходе которых осваиваются методики, функционально повышающие эффективность работы педагога, вовлеченность в познавательную деятельность обучающихся [9, с. 74; 10, с. 6–8].

В адрес педагогического интенсива исследователи (О.А. Лаврентьева, И.Б.Шмигирилова) относят ряд функций: образовательную («подача» информации с целью формирования определенных компетенций); деятельностную (решение профессионально ориентированных ситуаций); информационную (предоставление дополнительных учебно-методических материалов); прогностическую (обсуждение сценариев достижения результата при решении профессионально ориентированных ситуаций) [11, с. 83; 12, с. 262].

Представленный функциональный ряд запускает «механизмы» превращения организационных форм обучения в интенсивные, обеспечивающие уплотненное содержание теоретического материала, деятельностный характер процесса формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста на основе моделирования образовательных ситуаций, активность студентов в их решении.

Анализируя приведенные выше определения понятия «педагогический интенсив», обозначим его как организационную форму подготовки магистрантов к управлению экспериментальной работой образовательного учреждения, структуру и логику которого составляют компоненты: ресурсный (учебно-методические материалы, цифровые ресурсы); теоретический (погружение в тему, отражающую специфику и механизмы управления экспериментальной работой); практико-ориентированный (включенность в созданные сценарии деятельности по управлению экспериментальной работой образовательного учреждения, погружение в моделируемые образовательные события со спецификой управления); рефлексивный компонент (анализ и самоанализ).

Организационно педагогический интенсив связывается с его временным ограничением – одна неделя перед «выходом» на производственную практику, которая требует напряженной работы студентов и преподавателя. Содержательное и процессуальное наполнение педагогического интенсива направлено на позитивное раскрытие «рефлексивных точек»: «знаю – не знаю», «умею – не умею» – посредством самоанализа собственного уровня компетенции в управлении и организации экспериментальной работы образовательного учреждения. Педагогический эффект данного подхода заключен в определении «образовательного запроса» студентов, требующем интенсивного погружения в отработку знаниевого и деятельностного компонентов формируемой готовности.

«Выполняя заказ» студентов на заполнение имеющих место «знаниевых пустот», педагогический интенсив сосредоточен на содержательно-дидактическом погружении в блок модуль: «Управление экспериментальной деятельностью в сфере образования». В отличие от традиционного лекционного освещения изучаемой проблемы, осуществляется интенсивное погружение в освоение теоретических основ организации и управления экспериментом в образовательном учреждении; углубление представления о специфике деятельности школы как учреждения, организующего экспериментальную работу: особенностях управления экспериментальной работой в целях перевода образовательного учреждения в режим развития.

Дидактико-организационное сопровождение интенсивного погружения в аспекты управления экспериментальной работой образовательного учреждения заключено в предоставлении вопросов, требующих освещения, формирования студенческих «троек», выступающих с освещением изучаемых вопросов (один студент предоставляет теоретический формат изучаемого, второй – по материалам педагогической периодики обобщает изложенный в ней методический опыт управления экспериментальной работой образовательного учреждения в профессиональной деятельности менеджера – руководителя образовательного учреждения; задача третьего студента – представить материал в формате презентации и раздаточного материала для участников).

Практико-ориентированная часть педагогического интенсива направлена на формирование у магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения содержательно-инструментальных ориентаций успешной профессиональной деятельности, связанной с управлением экспериментальной работой образовательного учреждения. Моделируемые ситуации сосредоточены на введении мастер-класса по разделам: характер управления экспериментальной деятельностью: эвристически-интуитивный, программно-целевой. Предлагается провести коллективно-групповой анализ условий успешного управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения по следующим показателям: оснащение технологии управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения ресурсами; анализ информации об эффективности экспериментальной деятельности образовательного учреждения; актуализация мотивационных ресурсов; включение педагогов в деятельность по реализации экспериментального проектирования, моделирования; эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.

Для решения задачи, связанной с погружением в профессионально ориентированную ситуацию, студентам предоставляется кейс с подробным описанием ситуации управления в аспекте организации экспериментальной деятельности образовательного учреждения. Требовалось из предложенных вариантов решения выбрать один, который подвергается анализу и аргументации. Важным педагогическим эффектом практико-ориентированного педагогического интенсива явилось формирование умения решать практические задачи в соответствии с логикой осуществления анализа и поиска способов решения.

Рефлексия в ходе педагогического интенсива связана с образовательными задачами: инициировать рефлексию магистрантов по поводу своей деятельности в интенсивном формате личностного принятия изучаемого материала, позиционировать магистрантов по отношению к содержанию и трудностям изучаемого материала.

В целом функционально педагогический интенсив позволяет выйти за рамки традиционных форм организации образовательного процесса, традиционных алгоритмов познавательной деятельности, дает возможность осуществить актуализацию приобретения опыта на основе «плотного» освоения знаний в сфере управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.

Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение педагогического интенсива в образовательный процесс подготовки будущих менеджеров в сфере образования по направлению «Управление образованием» осуществлялось на уровне магистратуры (2-й курс). В экспериментальном исследовании приняли участие 57 магистрантов, готовящихся к прохождению производственной (технологической) практики.

Внедрению педагогического интенсива в образовательный формат формирования готовности магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения предшествовал диагностический анализ, который показал следующее: мотивационная направленность, заинтересованность магистрантов составила 67%; по когнитивному показателю 61% магистрантов находятся на низком уровне именно в управлении экспериментальной работой школы и ее содержании, организации экспериментальной деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом; деятельностный компонент готовности к данному виду профессиональной деятельности определялся ближе к среднему значению. Это послужило основанием для целенаправленного введения педагогического интенсива, обогащенного приемами практико-ориентированного характера: решение кейс-ситуаций, приемы альтернативной постановки проблемы, прием распознавания механизмов управления, рефлексивного позиционирования и др.

В итоговом диагностическом срезе готовность магистрантов к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения оценивалась путем анализа решаемых задач, тематических опросов, типовых рефлексивных заданий, метода экспертиз, с помощью которого осуществлялась проверка выполнения заданий. Диагностика показала высокий уровень способности находить управленческие решения в осуществлении экспериментальной деятельности школы, сопровождении ее, способности организовать экспериментальную работу; способности оценивать условия образовательного учреждения осуществлять экспериментальную деятельность. Изменения показательны в том, что количество студентов с продуктивным уровнем готовности к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения составило 63%.

В целом по завершении педагогического эксперимента по исследованию эффективности педагогического интенсива в формировании готовности будущих руководителей к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения была получена положительная динамика уровней сформированности исследуемого профессионально-личностного качества.

Заключение. В процессе подготовки будущего руководителя к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения требуются отбор содержания, определение интерактивных форм организации процесса обучения. В этом видится целесообразность введения педагогического интенсива, способствующего повышению уровня готовности к управлению экспериментальной деятельностью.

Можно утверждать, что использование в образовательном процессе вуза педагогического интенсива развивает профессионально значимые качества личности, обусловливающие готовность к управлению экспериментальной деятельностью, у руководителя образовательного учреждения.

Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: обоснование интерактивных методов формирования готовности будущих руководителей к управлению инновационно-экспериментальной, проектно-экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.


Библиографическая ссылка

Качалов А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32527 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674