Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL INSTINCT AS A MEANS OF FORMING THE READINESS OF FUTURE HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO MANAGE EXPERIMENTAL ACTIVITIES

Kachalov A.V. 1
1 Ural State University of Railway Communications
The article discusses the possibilities of pedagogical intensive in the organization of the process of forming the readiness of university undergraduates – future managers to manage the experimental activities of an educational institution. Modern society puts forward tasks for higher education, the solution of which requires, among the competencies being formed, the readiness of future managers of an educational institution to implement management functions aimed at productive innovative and experimental activities. Today, in pedagogical science, the position is approved, according to which it is necessary to train the heads of a new type of educational institution, which should be professionally prepared for the implementation of management functions. This requirement dictates the need to organize the process of training university students – future managers in the field of education on such approaches that influence the formation of such an important professionally important quality as management. In the context of training future managers in the field of education, we are talking about management related to the organization, planning, support of experimental activities of an educational institution. The solution of this problem is possible at the level of the master's degree programs «Education Management», accompanied by which one of the disciplines is: «Management of experimental activities of an educational institution». The content and professional content of this discipline is aimed at developing the ability to design an experimental process, plan experimental activities, and predict results. The author substantiates pedagogical intensive as a progressive means of forming the readiness of future heads of educational institutions to manage experimental activities; highlights the difference between pedagogical intensive and traditional forms of organization of the learning process at the university, characterizes its components and content. The materials presented in the article may be of interest to students, postgraduates and university teachers.
readiness of future managers to manage experimental activities in an educational institution
pedagogical intensive

В условиях модернизации современного российского образования возрастает роль организации экспериментальной деятельности в образовательном учреждении, обусловленная потребностями во внедрении инноваций, повышения статуса школ. Экспериментальная деятельность, становясь инструментом управления, а значит, и развития образовательного учреждения, обеспечивает качественные изменения. В данном аспекте одним значимых условий является управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения. Функциональная роль руководителя образовательного учреждения в управлении экспериментальной деятельностью многоаспектна: предстоит осуществить анализ проблем в сфере образования, требуется умение выявлять закономерности, планировать и организовывать и при этом учитывать внутренние резервы педагогического коллектива, его мотивацию к экспериментальной деятельности. Данные обстоятельства обусловливают необходимость формирования готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.

Актуальность организации процесса формирования готовности будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью определяется возможностью использования педагогического интенсива как формы и средства, инструментария, обеспечивающего формирование компонентов готовности к управлению экспериментальной работой образовательного учреждения.

Решение исследуемой проблемы возможно при разрешении противоречий между необходимостью формирования готовности магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью, значительным количеством методик, направленных на формирование данного личностно-профессионального качества, и недостаточной разработанностью педагогического интенсива как организационно-дидактической формы.

Цель исследования заключается в обосновании педагогического интенсива как средства формирования готовности магистрантов – будущих менеджеров – руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью.

Материалы и методы исследования. Рассматривая экспериментальную деятельность образовательного учреждения как необходимое звено в повышении качества образования, а образовательное учреждение – как сложную динамическую систему, которая связывается с организацией экспериментальной деятельности, отметим, что управление ею становится важнейшим механизмом преобразования образовательного процесса.

Процесс формирования готовности к управлению экспериментальной деятельностью у будущих руководителей образовательного учреждения является сложным и многоаспектным и требует обоснованного выбора путей и средств подготовки будущих менеджеров в сфере образования.

Следуя логике изложения, обратим внимание на основные научные понятия, обеспечивающие решение проблемы формирования готовности к управлению экспериментальной деятельностью у будущих руководителей образовательного учреждения.

Экспериментальная деятельность образовательного учреждения трактуется как деятельность, сопровождаемая инновационными идеями [1]; это деятельность, связанная с повышением качества образования; деятельность, в которой осуществляется апробация новых моделей обучения и образовательных технологий; деятельность, направленная на совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания; деятельность, в которой акцентируется формирование новых механизмов управления образованием [2, с. 5].

Управление экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении имеет признаки общего контекста управления. Так, исследователи рассматривают управление как целенаправленный процесс взаимодействия субъекта управления и объекта управления с целью перевода объекта в качественно новое состояние [3]; как целенаправленную деятельность субъектов управления, функционирование и развитие в которой направлены на достижение цели с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий для развития самой управляемой системы [4, с. 68].

Рассматривая понятие «управление экспериментальной деятельностью», выделим ее существенные признаки: это целенаправленная, строго планируемая деятельность, которая связана с необходимостью выбора методов и форм организации экспериментальной деятельности, управленческих воздействий.

Как сущностные характеристики педагогического интенсива в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности, обусловливающих готовность к управлению экспериментальной деятельностью руководителя образовательного учреждения, мы выделяем: содействие освоению студентами знаниями и умениями, необходимыми для осуществления экспериментальной деятельности; уплотненный режим вхождения студентов в специфику управления экспериментальной деятельность в образовательном учреждении; интенсивность достижения цели каждого познавательного блока интенсива, насыщение практико-ориентированным содержанием моделируемых ситуаций, направленных на практическую отработку деятельностного компонента профессиональной готовности.

Педагогический интенсив как самостоятельная дефиниция в исследованиях не устоялся, определение данного понятия сводится в основном к интенсивным методам и технологиям обучения, к формам деятельностного группового обучения. Так, в исследованиях интенсив в контексте образования рассматривается как деятельность по организации проектной деятельности и предполагает погружение обучающихся в деятельность по решению профессионально ориентированной проблемы [5, с. 145].

Исследователи обращаются к содержательному описанию образовательного интенсива, и в данном аспекте это новый формат реализации индивидуальной траектории развития обучающихся. В таком формате обучающийся выбирает виды образовательной активности (участие в мастер-классах, разработка тематических состязаний, конкурсов, пакетов заданий и др.) [6, 7]; это «интенсивное мероприятие», которое направлено интенсивностью достижения результатов и имеющее определенную образовательную направленность; это активное общение участников образовательного процесса друг с другом[8].

Для эффективного осуществления формирования готовности будущих руководителей образовательного учреждения к управлению экспериментальной деятельностью необходимо целенаправленное организационно-дидактическое обеспечение данного процесса. Одним из таких организационно-дидактических, формирующих средств является педагогический интенсив.

Педагогический интенсив – это цикл обучающих занятий, в ходе которых осваиваются методики, функционально повышающие эффективность работы педагога, вовлеченность в познавательную деятельность обучающихся [9, с. 74; 10, с. 6–8].

В адрес педагогического интенсива исследователи (О.А. Лаврентьева, И.Б.Шмигирилова) относят ряд функций: образовательную («подача» информации с целью формирования определенных компетенций); деятельностную (решение профессионально ориентированных ситуаций); информационную (предоставление дополнительных учебно-методических материалов); прогностическую (обсуждение сценариев достижения результата при решении профессионально ориентированных ситуаций) [11, с. 83; 12, с. 262].

Представленный функциональный ряд запускает «механизмы» превращения организационных форм обучения в интенсивные, обеспечивающие уплотненное содержание теоретического материала, деятельностный характер процесса формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста на основе моделирования образовательных ситуаций, активность студентов в их решении.

Анализируя приведенные выше определения понятия «педагогический интенсив», обозначим его как организационную форму подготовки магистрантов к управлению экспериментальной работой образовательного учреждения, структуру и логику которого составляют компоненты: ресурсный (учебно-методические материалы, цифровые ресурсы); теоретический (погружение в тему, отражающую специфику и механизмы управления экспериментальной работой); практико-ориентированный (включенность в созданные сценарии деятельности по управлению экспериментальной работой образовательного учреждения, погружение в моделируемые образовательные события со спецификой управления); рефлексивный компонент (анализ и самоанализ).

Организационно педагогический интенсив связывается с его временным ограничением – одна неделя перед «выходом» на производственную практику, которая требует напряженной работы студентов и преподавателя. Содержательное и процессуальное наполнение педагогического интенсива направлено на позитивное раскрытие «рефлексивных точек»: «знаю – не знаю», «умею – не умею» – посредством самоанализа собственного уровня компетенции в управлении и организации экспериментальной работы образовательного учреждения. Педагогический эффект данного подхода заключен в определении «образовательного запроса» студентов, требующем интенсивного погружения в отработку знаниевого и деятельностного компонентов формируемой готовности.

«Выполняя заказ» студентов на заполнение имеющих место «знаниевых пустот», педагогический интенсив сосредоточен на содержательно-дидактическом погружении в блок модуль: «Управление экспериментальной деятельностью в сфере образования». В отличие от традиционного лекционного освещения изучаемой проблемы, осуществляется интенсивное погружение в освоение теоретических основ организации и управления экспериментом в образовательном учреждении; углубление представления о специфике деятельности школы как учреждения, организующего экспериментальную работу: особенностях управления экспериментальной работой в целях перевода образовательного учреждения в режим развития.

Дидактико-организационное сопровождение интенсивного погружения в аспекты управления экспериментальной работой образовательного учреждения заключено в предоставлении вопросов, требующих освещения, формирования студенческих «троек», выступающих с освещением изучаемых вопросов (один студент предоставляет теоретический формат изучаемого, второй – по материалам педагогической периодики обобщает изложенный в ней методический опыт управления экспериментальной работой образовательного учреждения в профессиональной деятельности менеджера – руководителя образовательного учреждения; задача третьего студента – представить материал в формате презентации и раздаточного материала для участников).

Практико-ориентированная часть педагогического интенсива направлена на формирование у магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения содержательно-инструментальных ориентаций успешной профессиональной деятельности, связанной с управлением экспериментальной работой образовательного учреждения. Моделируемые ситуации сосредоточены на введении мастер-класса по разделам: характер управления экспериментальной деятельностью: эвристически-интуитивный, программно-целевой. Предлагается провести коллективно-групповой анализ условий успешного управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения по следующим показателям: оснащение технологии управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения ресурсами; анализ информации об эффективности экспериментальной деятельности образовательного учреждения; актуализация мотивационных ресурсов; включение педагогов в деятельность по реализации экспериментального проектирования, моделирования; эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.

Для решения задачи, связанной с погружением в профессионально ориентированную ситуацию, студентам предоставляется кейс с подробным описанием ситуации управления в аспекте организации экспериментальной деятельности образовательного учреждения. Требовалось из предложенных вариантов решения выбрать один, который подвергается анализу и аргументации. Важным педагогическим эффектом практико-ориентированного педагогического интенсива явилось формирование умения решать практические задачи в соответствии с логикой осуществления анализа и поиска способов решения.

Рефлексия в ходе педагогического интенсива связана с образовательными задачами: инициировать рефлексию магистрантов по поводу своей деятельности в интенсивном формате личностного принятия изучаемого материала, позиционировать магистрантов по отношению к содержанию и трудностям изучаемого материала.

В целом функционально педагогический интенсив позволяет выйти за рамки традиционных форм организации образовательного процесса, традиционных алгоритмов познавательной деятельности, дает возможность осуществить актуализацию приобретения опыта на основе «плотного» освоения знаний в сфере управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.

Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение педагогического интенсива в образовательный процесс подготовки будущих менеджеров в сфере образования по направлению «Управление образованием» осуществлялось на уровне магистратуры (2-й курс). В экспериментальном исследовании приняли участие 57 магистрантов, готовящихся к прохождению производственной (технологической) практики.

Внедрению педагогического интенсива в образовательный формат формирования готовности магистрантов – будущих руководителей образовательного учреждения предшествовал диагностический анализ, который показал следующее: мотивационная направленность, заинтересованность магистрантов составила 67%; по когнитивному показателю 61% магистрантов находятся на низком уровне именно в управлении экспериментальной работой школы и ее содержании, организации экспериментальной деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом; деятельностный компонент готовности к данному виду профессиональной деятельности определялся ближе к среднему значению. Это послужило основанием для целенаправленного введения педагогического интенсива, обогащенного приемами практико-ориентированного характера: решение кейс-ситуаций, приемы альтернативной постановки проблемы, прием распознавания механизмов управления, рефлексивного позиционирования и др.

В итоговом диагностическом срезе готовность магистрантов к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения оценивалась путем анализа решаемых задач, тематических опросов, типовых рефлексивных заданий, метода экспертиз, с помощью которого осуществлялась проверка выполнения заданий. Диагностика показала высокий уровень способности находить управленческие решения в осуществлении экспериментальной деятельности школы, сопровождении ее, способности организовать экспериментальную работу; способности оценивать условия образовательного учреждения осуществлять экспериментальную деятельность. Изменения показательны в том, что количество студентов с продуктивным уровнем готовности к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения составило 63%.

В целом по завершении педагогического эксперимента по исследованию эффективности педагогического интенсива в формировании готовности будущих руководителей к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения была получена положительная динамика уровней сформированности исследуемого профессионально-личностного качества.

Заключение. В процессе подготовки будущего руководителя к управлению экспериментальной деятельностью образовательного учреждения требуются отбор содержания, определение интерактивных форм организации процесса обучения. В этом видится целесообразность введения педагогического интенсива, способствующего повышению уровня готовности к управлению экспериментальной деятельностью.

Можно утверждать, что использование в образовательном процессе вуза педагогического интенсива развивает профессионально значимые качества личности, обусловливающие готовность к управлению экспериментальной деятельностью, у руководителя образовательного учреждения.

Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: обоснование интерактивных методов формирования готовности будущих руководителей к управлению инновационно-экспериментальной, проектно-экспериментальной деятельностью образовательного учреждения.