В современном мире образование является одним из ключевых факторов формирования адекватных ценностных ориентаций и актуализации на этой основе человеком ценностных представлений о своем профессиональном будущем. С другой стороны, сама успешность обучения студента во многом зависит от личностных и мотивационных особенностей [1]. С психологической точки зрения релевантная реализация сформированных образовательных ценностей в процессе обучения возможна только при непрерывном отслеживании, контроле и коррекции собственных субъективных ценностей, т.е. их осознании [2].
В последние десятилетия теме образовательных ценностей человека посвящен ряд работ отечественных и зарубежных психологов, среди которых Б.Ф.Поршнев, Ч. Моррис, Г.Олпорт, В.Б. Ольшанский, М. Рокич и др. А.В.Гармонова, Д.В.Щеглова и др. рассматривают образовательные ценности современных российских студентов в контексте трансформации высшего образования [3]. А.А. Кубренкова обращает внимание на теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов на основе сравнительного исследования ценностных ориентаций студентов разных курсов [4]. И.А.Баева, Л.А. Гаязова, И.В. Кондакова, Е.Б. Лактионова исследовали связь психологической безопасности личности с ценностями молодежи [5]. Н.К. Беспятова и Г.А.Романова отмечают, что ценностная сфера личности формируется в условиях укрепления интереса к жизни, вступления на путь самообразования и духовного здоровья [6]. Т.А. Трифонова, Н.Г. Климанова, А.А. Кабирова рассматривают специфику ценностно-смысловой сферы личности студентов вуза в контексте профессиональной идентичности [7]; М.Н. Яковлева – динамику ценностных ориентаций студентов в качестве основного компонента познавательного и культурного интереса студенческой молодежи [8].
Поскольку ценностям в научной литературе присуждают функции разного порядка, в статье используется определение Б.Г.Ананьева, рассматривающего образовательные ценности как характеристики, определяющие мировоззрение личности студента, упорядочивающие основные тенденции ее развития и образовательную направленность [9].
Из теории педагогической психологии известно, что основополагающие образовательные ценностные установки закладываются как субъективная система ценностей в процессе обучения и воспитания, то есть через активные взаимодействия с другими людьми.
Считается, что ценность объективна, а ее оценка субъективна. Она зависит от индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда следует возможность различного осознания образовательных ценностей – (1) субъективного и (2) объективного, реально существующего и непосредственно влияющего на учебную деятельность. Расхождение субъективных образовательных ценностей с реально реализуемыми в учебном процессе в целом может характеризоваться индексом осознанности, в конечном счете описывающим общую мотивационную направленность и эффективность обучения студента. Индекс осознанности показывает, насколько субъективная система образовательных ценностей студента соответствует его реально реализуемым ценностям. Если в субъективном плане образовательная ценность велика (значима), но в процессе обучения ей уделяется недостаточно внимания (она не осознана как ценность), то эта ценность, скорее всего, в процессе обучения не будет реализовываться, не будет достигнута как ценность и останется как жизненная иллюзия. И, наоборот, если к субъективно значимой образовательной ценности человек целенаправленно стремится в процессе обучения, адекватно осознавая ее и уделяя ей соответствующее внимание, то эта ценность, скорее всего, будет реализована. Чем больше значимых субъективных ценностей адекватно осознает студент и использует их в учебном процессе, тем более высоким будет его индекс осознанности, и в целом он будет более конкурентоспособной личностью [10].
По мнению специалистов, главное, чтобы сформированная субъективная система образовательных ценностей, во-первых, соответствовала моральным и нравственным принципам современного гуманистического образования; во-вторых, была осознана и принята как образовательный ориентир субъектами этих ценностей, т.е. соответствовала реально реализуемым образовательным ценностям студентов.
Несмотря на значительное количество работ, связанных с ценностными ориентациями, практически отсутствуют исследования собственно образовательных ценностей, а если и рассматриваются, то только лишь как заведомо принятый набор нормативных (усредненных) ценностей в образовании.
Цель исследования – разработка методического подхода к оценке уровня осознанности образовательных ценностей студентами магистратуры как фактора эффективности учебной деятельности.
Материал и методы исследования. Приступая к разработке методики исследования образовательных ценностей, необходимо отметить: педагогическая практика показывает, что студенты, поступающие в магистратуру, уже в достаточной степени владеют представлениями о своем профессиональном будущем и имеют определенные (сформированные) образовательные ценности, которые планомерно, через процесс их осознания влияют на мотивацию, а значит и на качество процесса обучения. Здесь образовательные ценности являются смыслообразующими мотивами студентов при поступлении и обучении в магистратуре.
Сила влияния образовательных ценностей на качество и мотив обучения зависит от того, насколько достоверно студенты, во-первых, осознают свои субъективные ценности и, во-вторых, адекватно следуют им в ходе образовательной деятельности. В этом контексте задача исследования заключается в том, чтобы создать методику, позволяющую выявить корреляционную зависимость между (1) основными субъективными и (2) – объективными образовательными ценностями.
Достоверно, что осознание субъективных ценностей в образовательном процессе влияет на качество этого процесса, делает его более проживаемым и мотивированным, что особенно актуально для студентов магистратуры, зачастую совмещающих семейную личную жизнь с обучением и профессиональной деятельностью.
Образовательные ценности студентов магистратуры выявлялись экспертами методом «мозгового штурма». Затем из выявленных ценностей с привлечением экспертной оценки выбраны двадцать наиболее важных, системообразующих образовательных ценностей. В качестве экспертов выступали наиболее заинтересованные студенты, добровольно согласившиеся на процедуру выбора и оценки образовательных ценностей. На основе полученных данных разработан опросный лист для оценки искомых ценностей (табл.).
Экспертный набор образовательных ценностей
Образовательные ценности |
Ранг 1 |
Ранг 2 |
Мотивация к обучению |
|
|
Заинтересованность |
|
|
Организованность |
|
|
Работоспособность |
|
|
Активность |
|
|
Ответственность |
|
|
Дисциплинированность |
|
|
Инициативность |
|
|
Целеполагание |
|
|
Любознательность |
|
|
Взаимопонимание |
|
|
Эмоциональная уравновешенность |
|
|
Этичность |
|
|
Креативность |
|
|
Демократичность |
|
|
Сплоченность |
|
|
Лояльность |
|
|
Лидерство |
|
|
Раскрепощенность |
|
|
Общественное признание |
|
|
Методика предполагала двухэтапное ранжирование ценностей с временным интервалом в один месяц. Согласно инструкции на первом этапе испытуемые ранжировали образовательные ценности, отвечая на вопрос: «Назовите в порядке убывания наиболее для Вас важные образовательные ценности». Спустя месяц, на втором этапе, испытуемым предлагалось провести ранжирование тех же ценностей (представленных в другом порядке), отвечая на вопрос: «Назовите в порядке убывания ценности, которым в обучении Вы уделяете главное внимание».
В качестве испытуемых выступили 62 студента в возрасте от 24 до 38 лет (40 женщин и 22 мужчины), обучающихся на первом курсе магистратуры.
Предполагалось, что выбранный исследовательский подход позволит:
–определить групповую модель образовательных ценностей, отражающую субъективно значимые образовательные ценности – «субъективная система ценностей» (1-й этап ранжирования);
–определить групповую модель образовательных ценностей, отражающую реальные ценности студентов в процессе обучения – «объективная система ценностей» (2-й этап ранжирования);
–провести сопоставительный анализ субъективных ценностей и объективно реализуемых ценностей студентов в обучении; и на этой основе рассчитать «индекс осознанности», рассматриваемый в работе как уровень связи субъективных с реально реализуемыми образовательными ценностями. Напомним, что введенный индекс может рассматриваться в качестве психологического «инструмента», в конечном счете определяющего общую конкурентоспособность личности студента, как социально-ориентированную систему способностей, свойств и качеств, характеризующую потенциальные возможности личности в достижении наилучшего образовательного эффекта [11].
Технологически уровень (величина) «индекса осознанности» рассчитывается с применением коэффициента корреляции между субъективными и реально реализуемыми ценностями студентов магистратуры. Чем выше уровень корреляции, тем выше «индекс осознанности».
Результаты исследования и их обсуждение. Групповая модель образовательных ценностей. На рисунке 1 показаны усредненные результаты по группе испытуемых студентов магистратуры, отражающие: 1-й выбор – «субъективная система ценностей» и 2-й выбор – «объективная система ценностей».
Рис. 1. Групповая модель образовательных ценностей студентов магистратуры (n=62)
Результаты 1-го выбора (столбики на графике) позволяют описать субъективную систему образовательных ценностей по группе обследованных студентов. Из графика следует:
– к четырем наиболее важным образовательным ценностям студенты магистратуры отнесли (по степени значимости): 1-е место – мотивация к обучению; 2-е место – заинтересованность, 3-е место – организованность и 4-е место – работоспособность;
–к четырем наименее важным образовательным ценностям студенты магистратуры отнесли: 20-е место – общественное признание; 19-е место – раскрепощенность; 18-е место – лидерство и 17-е место – лояльность.
Результаты 2-го выбора (сплошная линия на графике) позволяют определить:
– четыре образовательные ценности, которым студенты уделяют главное внимание непосредственно в процессе обучения: 1-е место – целеполагание; 2-е – заинтересованность; 3-е – активность и 4-е –организованность;
–четыре образовательные ценности, которым студенты уделяют относительно слабое внимание в процессе обучения: 20-е место – демократичность; 19-е место – лидерство; 18-е место – лояльность и 17-е – раскрепощенность.
При сопоставительном анализе результатов двух выборов выявляется, что у студентов магистратуры часто не совпадают значения субъективно оцениваемых образовательных ценностей со значениями тех же ценностей при реализации их в процессе обучения.
Например:
– при первом выборе ценность «мотивация к обучению», занимала 1-е место, а при втором – 8-е место; т.е. студенты магистратуры в учебной деятельности не стремятся уделять должного внимания для реализации своей высокой ценности – мотивации к обучению, а значит, она не будет достигнута в необходимой (удовлетворительной) мере и индекс осознанности будет снижен;
–при первом выборе образовательная ценность «целеполагание» занимала 9-е место, а при втором – 1-е место, т.е. студенты в учебной деятельности уделяют ценности завышенное внимание, не соответствующее субъективной значимости этой ценности, а значит, они напрасно тратят время на незначимую ценность, и в целом их индекс осознанности также будет снижаться.
Из примеров ясно, что максимальная осознанность будет иметь место, когда порядок мест при 1-м и 2-м выборах будет совпадать, а индекс осознанности, измеряемый коэффициентом корреляции, будет равен: r = 1.
Согласно результатам проведенного исследования, индекс осознанности, характеризующий общую мотивацию и эффективность, а в целом конкурентоспособность личности студента магистратуры в обучении, равен 0,748, что означает достаточно высокую степень связи субъективных оценок наиболее важных образовательных ценностей с реально реализуемыми ценностями в процессе обучения.
Личностная модель образовательных ценностей. Предлагаемый исследовательский подход продуктивно использовался также для анализа индивидуальных личностных образовательных ценностей студентов с разными (высоким и низким) индексами осознанности (рис. 2, 3).
Рис. 2. Образовательные ценности студента № 2 с высоким уровнем индекса осознанности (r=0,861)
Из рисунка 2 следует, что достаточно высокий уровень индекса осознанности студента № 2 (r=0,861) можно повысить за счет его неиспользованного или частично использованного ценностно-ориентационного потенциала, зависящего от правильной произвольной центрации внимания на образовательные ценности, реализуемые в учебной деятельности в соответствии со значимыми субъективными образовательными ценностями [12].
Для рассматриваемого испытуемого это, прежде всего, ценности:
–общественное признание, которое имеет значимое для испытуемого значение (2-е место), но которому в жизни он уделяет недостаточное внимание (7-е место);
–с другой стороны, демократичность - относительно незначимая ценность (9-е место), но этой ценности испытуемый в процессе обучения уделяет гораздо большее внимание (3-е место).
У испытуемого №8 (рис. 3) с низким уровнем индекса осознанности (r = 0,395) значительно больше значимых образовательных ценностей (общественное признание, целеполагание, любознательность), которым он не уделяет адекватного внимания в учебной деятельности; и наоборот – уделяет повышенное внимание относительно незначимым ценностям (демократичность, раскрепощенность).
Рис. 3. Образовательные ценности студента № 8 с низким уровнем индекса осознанности (r =0,395)
Таким образом, наш подход позволяет:
–строить личностную или групповую ценностно-ориентационную модель студентов, включающую субъективную систему образовательных ценностей (совокупность субъективно значимых ценностей) на фоне объективной системы образовательных ценностей (реально значимые ценности студентов в их повседневной жизни);
–с привлечением коэффициента корреляции рассчитывать индекс осознанности, определяемый близостью субъективно значимых ценностей с реально реализуемыми в учебной деятельности.
Выводы. Разработанный подход к оценке осознанности образовательных ценностей студентами магистратуры с использованием количественного показателя «индекса осознанности» позволяет выявлять и корректировать в процессе обучения личностные и групповые субъективные ценности студентов, которые во многом определяют систему адекватного образовательного сознания и являются основным катализатором в организации эффективного процесса получения знаний и формирования необходимых компетенций.
Библиографическая ссылка
Шаповалов В.И., Сотникова В.А., Мещерякова М.В., Лабутин Д.В. ОЦЕНКА ОСОЗНАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32488 (дата обращения: 13.10.2024).