Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASSESSMENT OF AWARENESS OF EDUCATIONAL VALUES BY MASTER STUDENTS AS A FACTOR OF EFFICIENCY IN LEARNING ACTIVITY

Shapovalov V.I. 1 Sotnikova V.A. 1 Mescheryakova M.V. 1 Labutin D.V. 1
1 Sochi state University
This article is dedicated to the analysis and evaluation of the level of awareness of educational values by Master students as a factor of effectiveness of educational activity. Educational values are considered as characteristics that determine the worldview of the student and order the main trends of its development in educational activity. Psychologically, an adequate realization of the formed educational values in the learning process is possible only with continuous monitoring, control and correction of their subjective values, i.e. their awareness. It is noted that there is a possibility of different awareness of educational values: subjective and objective - actually perceivable and influencing the effectiveness of educational activity. To determine the divergence of subjective educational values from realizable values, an index of awareness is introduced. Technologically, the level (magnitude) of the "awareness index" is calculated by the correlation between the subjective and objective values of the students. The higher the correlation level, the higher the "awareness index". In practical terms: (1) experts were involved to develop a list of educational values, (2) subjective and objective assessment of values was conducted, and (3) the "awareness index" was determined as a magnitude of the correlation coefficient between the subjective and realizable values of the students. The chosen research approach allows: (1) to determine a model reflecting the subjectively meaningful educational values - the "subjective system of values"; (2) to determine a model reflecting the real values of the students in the learning process - the "objective system of values"; (3) to conduct a comparative analysis of subjective values and objectively realizable values of students in learning; and on this basis to calculate the "index of awareness". The developed approach to assessing the awareness of educational values using the quantitative indicator of the "index of awareness" allows for the identification and correction of personal and group values of students in the learning process, which are largely determined by the system of adequate educational consciousness and act as a catalyst for the organization of an effective process of knowledge acquisition and competency formation.
level of awareness
subjective educational values; objective educational values; "index of awareness"
model of educational values
learning process

В современном мире образование является одним из ключевых факторов формирования адекватных ценностных ориентаций и актуализации на этой основе человеком ценностных представлений о своем профессиональном будущем. С другой стороны, сама успешность обучения студента во многом зависит от личностных и мотивационных особенностей [1]. С психологической точки зрения релевантная реализация сформированных образовательных ценностей в процессе обучения возможна только при непрерывном отслеживании, контроле и коррекции собственных субъективных ценностей, т.е. их осознании [2].

В последние десятилетия теме образовательных ценностей человека посвящен ряд работ отечественных и зарубежных психологов, среди которых Б.Ф.Поршнев, Ч. Моррис, Г.Олпорт, В.Б. Ольшанский, М. Рокич и др. А.В.Гармонова, Д.В.Щеглова и др. рассматривают образовательные ценности современных российских студентов в контексте трансформации высшего образования [3]. А.А. Кубренкова обращает внимание на теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов на основе сравнительного исследования ценностных ориентаций студентов разных курсов [4]. И.А.Баева, Л.А. Гаязова, И.В. Кондакова, Е.Б. Лактионова исследовали связь психологической безопасности личности с ценностями молодежи [5]. Н.К. Беспятова и Г.А.Романова отмечают, что ценностная сфера личности формируется в условиях укрепления интереса к жизни, вступления на путь самообразования и духовного здоровья [6]. Т.А. Трифонова, Н.Г. Климанова, А.А. Кабирова рассматривают специфику ценностно-смысловой сферы личности студентов вуза в контексте профессиональной идентичности [7]; М.Н. Яковлева – динамику ценностных ориентаций студентов в качестве основного компонента познавательного и культурного интереса студенческой молодежи [8].

Поскольку ценностям в научной литературе присуждают функции разного порядка, в статье используется определение Б.Г.Ананьева, рассматривающего образовательные ценности как характеристики, определяющие мировоззрение личности студента, упорядочивающие основные тенденции ее развития и образовательную направленность [9].

Из теории педагогической психологии известно, что основополагающие образовательные ценностные установки закладываются как субъективная система ценностей в процессе обучения и воспитания, то есть через активные взаимодействия с другими людьми.

Считается, что ценность объективна, а ее оценка субъективна. Она зависит от индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда следует возможность различного осознания образовательных ценностей – (1) субъективного и (2) объективного, реально существующего и непосредственно влияющего на учебную деятельность. Расхождение субъективных образовательных ценностей с реально реализуемыми в учебном процессе в целом может характеризоваться индексом осознанности, в конечном счете описывающим общую мотивационную направленность и эффективность обучения студента. Индекс осознанности показывает, насколько субъективная система образовательных ценностей студента соответствует его реально реализуемым ценностям. Если в субъективном плане образовательная ценность велика (значима), но в процессе обучения ей уделяется недостаточно внимания (она не осознана как ценность), то эта ценность, скорее всего, в процессе обучения не будет реализовываться, не будет достигнута как ценность и останется как жизненная иллюзия. И, наоборот, если к субъективно значимой образовательной ценности человек целенаправленно стремится в процессе обучения, адекватно осознавая ее и уделяя ей соответствующее внимание, то эта ценность, скорее всего, будет реализована. Чем больше значимых субъективных ценностей адекватно осознает студент и использует их в учебном процессе, тем более высоким будет его индекс осознанности, и в целом он будет более конкурентоспособной личностью [10].

По мнению специалистов, главное, чтобы сформированная субъективная система образовательных ценностей, во-первых, соответствовала моральным и нравственным принципам современного гуманистического образования; во-вторых, была осознана и принята как образовательный ориентир субъектами этих ценностей, т.е. соответствовала реально реализуемым образовательным ценностям студентов.

Несмотря на значительное количество работ, связанных с ценностными ориентациями, практически отсутствуют исследования собственно образовательных ценностей, а если и рассматриваются, то только лишь как заведомо принятый набор нормативных (усредненных) ценностей в образовании.

Цель исследования – разработка методического подхода к оценке уровня осознанности образовательных ценностей студентами магистратуры как фактора эффективности учебной деятельности.

Материал и методы исследования. Приступая к разработке методики исследования образовательных ценностей, необходимо отметить: педагогическая практика показывает, что студенты, поступающие в магистратуру, уже в достаточной степени владеют представлениями о своем профессиональном будущем и имеют определенные (сформированные) образовательные ценности, которые планомерно, через процесс их осознания влияют на мотивацию, а значит и на качество процесса обучения. Здесь образовательные ценности являются смыслообразующими мотивами студентов при поступлении и обучении в магистратуре.

Сила влияния образовательных ценностей на качество и мотив обучения зависит от того, насколько достоверно студенты, во-первых, осознают свои субъективные ценности и, во-вторых, адекватно следуют им в ходе образовательной деятельности. В этом контексте задача исследования заключается в том, чтобы создать методику, позволяющую выявить корреляционную зависимость между (1) основными субъективными и (2) – объективными образовательными ценностями.

Достоверно, что осознание субъективных ценностей в образовательном процессе влияет на качество этого процесса, делает его более проживаемым и мотивированным, что особенно актуально для студентов магистратуры, зачастую совмещающих семейную личную жизнь с обучением и профессиональной деятельностью.

Образовательные ценности студентов магистратуры выявлялись экспертами методом «мозгового штурма». Затем из выявленных ценностей с привлечением экспертной оценки выбраны двадцать наиболее важных, системообразующих образовательных ценностей. В качестве экспертов выступали наиболее заинтересованные студенты, добровольно согласившиеся на процедуру выбора и оценки образовательных ценностей. На основе полученных данных разработан опросный лист для оценки искомых ценностей (табл.).

Экспертный набор образовательных ценностей

Образовательные ценности

Ранг 1

Ранг 2

Мотивация к обучению

 

 

Заинтересованность

 

 

Организованность

 

 

Работоспособность

 

 

Активность

 

 

Ответственность

 

 

Дисциплинированность

 

 

Инициативность

 

 

Целеполагание

 

 

Любознательность

 

 

Взаимопонимание

 

 

Эмоциональная уравновешенность

 

 

Этичность

 

 

Креативность

 

 

Демократичность

 

 

Сплоченность

 

 

Лояльность

 

 

Лидерство

 

 

Раскрепощенность

 

 

Общественное признание

 

 

Методика предполагала двухэтапное ранжирование ценностей с временным интервалом в один месяц. Согласно инструкции на первом этапе испытуемые ранжировали образовательные ценности, отвечая на вопрос: «Назовите в порядке убывания наиболее для Вас важные образовательные ценности». Спустя месяц, на втором этапе, испытуемым предлагалось провести ранжирование тех же ценностей (представленных в другом порядке), отвечая на вопрос: «Назовите в порядке убывания ценности, которым в обучении Вы уделяете главное внимание».

В качестве испытуемых выступили 62 студента в возрасте от 24 до 38 лет (40 женщин и 22 мужчины), обучающихся на первом курсе магистратуры.

Предполагалось, что выбранный исследовательский подход позволит:

–определить групповую модель образовательных ценностей, отражающую субъективно значимые образовательные ценности – «субъективная система ценностей» (1-й этап ранжирования);

–определить групповую модель образовательных ценностей, отражающую реальные ценности студентов в процессе обучения – «объективная система ценностей» (2-й этап ранжирования);

–провести сопоставительный анализ субъективных ценностей и объективно реализуемых ценностей студентов в обучении; и на этой основе рассчитать «индекс осознанности», рассматриваемый в работе как уровень связи субъективных с реально реализуемыми образовательными ценностями. Напомним, что введенный индекс может рассматриваться в качестве психологического «инструмента», в конечном счете определяющего общую конкурентоспособность личности студента, как социально-ориентированную систему способностей, свойств и качеств, характеризующую потенциальные возможности личности в достижении наилучшего образовательного эффекта [11].

Технологически уровень (величина) «индекса осознанности» рассчитывается с применением коэффициента корреляции между субъективными и реально реализуемыми ценностями студентов магистратуры. Чем выше уровень корреляции, тем выше «индекс осознанности».

Результаты исследования и их обсуждение. Групповая модель образовательных ценностей. На рисунке 1 показаны усредненные результаты по группе испытуемых студентов магистратуры, отражающие: 1-й выбор – «субъективная система ценностей» и 2-й выбор – «объективная система ценностей».

Рис. 1. Групповая модель образовательных ценностей студентов магистратуры (n=62)

Результаты 1-го выбора (столбики на графике) позволяют описать субъективную систему образовательных ценностей по группе обследованных студентов. Из графика следует:

– к четырем наиболее важным образовательным ценностям студенты магистратуры отнесли (по степени значимости): 1-е место – мотивация к обучению; 2-е место – заинтересованность, 3-е место – организованность и 4-е место – работоспособность;

–к четырем наименее важным образовательным ценностям студенты магистратуры отнесли: 20-е место – общественное признание; 19-е место – раскрепощенность; 18-е место – лидерство и 17-е место – лояльность.

Результаты 2-го выбора (сплошная линия на графике) позволяют определить:

– четыре образовательные ценности, которым студенты уделяют главное внимание непосредственно в процессе обучения: 1-е место – целеполагание; 2-е – заинтересованность; 3-е – активность и 4-е –организованность;

–четыре образовательные ценности, которым студенты уделяют относительно слабое внимание в процессе обучения: 20-е место – демократичность; 19-е место – лидерство; 18-е место – лояльность и 17-е – раскрепощенность.

При сопоставительном анализе результатов двух выборов выявляется, что у студентов магистратуры часто не совпадают значения субъективно оцениваемых образовательных ценностей со значениями тех же ценностей при реализации их в процессе обучения.

Например:

– при первом выборе ценность «мотивация к обучению», занимала 1-е место, а при втором – 8-е место; т.е. студенты магистратуры в учебной деятельности не стремятся уделять должного внимания для реализации своей высокой ценности – мотивации к обучению, а значит, она не будет достигнута в необходимой (удовлетворительной) мере и индекс осознанности будет снижен;

–при первом выборе образовательная ценность «целеполагание» занимала 9-е место, а при втором – 1-е место, т.е. студенты в учебной деятельности уделяют ценности завышенное внимание, не соответствующее субъективной значимости этой ценности, а значит, они напрасно тратят время на незначимую ценность, и в целом их индекс осознанности также будет снижаться.

Из примеров ясно, что максимальная осознанность будет иметь место, когда порядок мест при 1-м и 2-м выборах будет совпадать, а индекс осознанности, измеряемый коэффициентом корреляции, будет равен: r = 1.

Согласно результатам проведенного исследования, индекс осознанности, характеризующий общую мотивацию и эффективность, а в целом конкурентоспособность личности студента магистратуры в обучении, равен 0,748, что означает достаточно высокую степень связи субъективных оценок наиболее важных образовательных ценностей с реально реализуемыми ценностями в процессе обучения.

Личностная модель образовательных ценностей. Предлагаемый исследовательский подход продуктивно использовался также для анализа индивидуальных личностных образовательных ценностей студентов с разными (высоким и низким) индексами осознанности (рис. 2, 3).

Рис. 2. Образовательные ценности студента № 2 с высоким уровнем индекса осознанности (r=0,861)

Из рисунка 2 следует, что достаточно высокий уровень индекса осознанности студента № 2 (r=0,861) можно повысить за счет его неиспользованного или частично использованного ценностно-ориентационного потенциала, зависящего от правильной произвольной центрации внимания на образовательные ценности, реализуемые в учебной деятельности в соответствии со значимыми субъективными образовательными ценностями [12].

Для рассматриваемого испытуемого это, прежде всего, ценности:

–общественное признание, которое имеет значимое для испытуемого значение (2-е место), но которому в жизни он уделяет недостаточное внимание (7-е место);

–с другой стороны, демократичность - относительно незначимая ценность (9-е место), но этой ценности испытуемый в процессе обучения уделяет гораздо большее внимание (3-е место).

У испытуемого №8 (рис. 3) с низким уровнем индекса осознанности (r = 0,395) значительно больше значимых образовательных ценностей (общественное признание, целеполагание, любознательность), которым он не уделяет адекватного внимания в учебной деятельности; и наоборот – уделяет повышенное внимание относительно незначимым ценностям (демократичность, раскрепощенность).

Рис. 3. Образовательные ценности студента № 8 с низким уровнем индекса осознанности (r =0,395)

Таким образом, наш подход позволяет:

–строить личностную или групповую ценностно-ориентационную модель студентов, включающую субъективную систему образовательных ценностей (совокупность субъективно значимых ценностей) на фоне объективной системы образовательных ценностей (реально значимые ценности студентов в их повседневной жизни);

–с привлечением коэффициента корреляции рассчитывать индекс осознанности, определяемый близостью субъективно значимых ценностей с реально реализуемыми в учебной деятельности.

Выводы. Разработанный подход к оценке осознанности образовательных ценностей студентами магистратуры с использованием количественного показателя «индекса осознанности» позволяет выявлять и корректировать в процессе обучения личностные и групповые субъективные ценности студентов, которые во многом определяют систему адекватного образовательного сознания и являются основным катализатором в организации эффективного процесса получения знаний и формирования необходимых компетенций.