Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Ковалёва Н.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
В статье рассмотрена коммуникативная толерантность в структуре личности. Образовательная среда представлена как средство активизации развития личности и имеет все возможности для формирования толерантности у будущих специалистов. Научная значимость работы заключается в том, что представлено исследование интолерантных качеств личности, влияющих на эффективность межкультурной коммуникации и требующих корректировки. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что коммуникативная толерантность рассматривается как важное личностное качество в контексте гуманизации образования. Толерантные характеристики в структуре личности представлены как взаимоотношения между различными этническими и религиозными группами, которые отличаются противоречивым характером, прежде всего, с одной стороны, тяготением к сотрудничеству, с другой – периодическими взрывами конфликтности. Описан психологический тренинг толерантности для развития толерантных качеств студентов, который направлен на мотивирование воображения личности в поисках собственного понимания толерантности посредством выработки научного определения. Определены психологические составляющие толерантности, а также диагностированы личностные характеристики и определены уровни сформированности толерантности у студентов на констатирующем этапе исследования. Практическая значимость результатов состоит в том, что материалы могут быть использованы в этнокультурных контекстах воспитания толерантных характеристик личности.
качество личности
интолерантных качества
коммуникативная толерантность
толерантное общение
эмпатия
культура
1. Киселева Э.М., Рзаева Г.И. О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 950-953.
2. Михайлова А. Формирование коммуникативных способностей современной молодежи // Культура в фокусе научных парадигм. 2017. № 5. С. 353-358.
3. Pascarella E.T., Terenzini P.T. How college affects students; v. 2: A third decade of research. San Francisco: Jossey-Bass. 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/236788652 (дата обращения: 11.02.2023).
4. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. М.: АПКиПРО, 2002. 186 с.
5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.
6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. 112 с.
7. Voltaire. An Essay on Universal History, the Manners and Spirit of Nations from the Reign of Charlemaign to the Age of Lewis XIV. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/An-Essay-on-Universal-History-the-Manners-and-Spirit-of-Nations-from-the-Reign-of-Charlemaign-to-the-Age-of-Lewis-XIV (дата обращения: 11.02.2023).
8. Jan-Liu Y., Liu J., King B. Intercultural communicative competence: Hospitality industry and education perspectives. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2022. Vol. 30. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S147383762200003X?via%3Dihub (дата обращения: 21.02.2023).
9. Aben Jochem E.J., Timmermans A.C., Dingyloudi F., Lara M. M., Strijbos J. W. What influences students' peer-feedback uptake? Relations between error tolerance, feedback tolerance, writing self-efficacy, perceived language skills and peer-feedback processing. Learning and Individual Differences. Learning and Individual Differences. 2022. Vol. 97. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1041608022000620?via%3Dihub (дата обращения: 11.02.2023).
10. Brooks C., Weber N. Liberalization, education, and rights and tolerance attitudes. Social Science Research. 2022. Vol. 101. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0049089X21000971?via%3Dihub (дата обращения: 11.02.2023).
11. Тренинг толерантности. Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]. URL: https://урок.рф/library/psihologicheskij_trening_tolerantnosti_101101.html (дата обращения: 11.02.2023).
12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
13. Психологический тренинг толерантности. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/334YDB (дата обращения: 11.02.2023).
14. Берн Э. Тренинг толерантности для педагогов. [Электронный ресурс]. URL: http://shcl68.ucoz.ru/bezopasnost/exstremizm/2015/trening_tolerantnost_uchitelja.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
15. Севастополь-Сталинград: одна война, одна история: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 77-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. 22-23 апреля, 2022 г. Севастополь, 2022. 239 с.
16. Skuratovskaya I.V., Mikhaylova A.G. Ways of Tolerant Behaviour Formation Among Young People // Идеи. Поиски: сборник статей и тезисов X Междунар. науч. практ. конф., (г. Минск, 23 ноября 2016 г.). Минск: БГУ, 2017. C. 66-71.

В результате активизации межэтнических конфликтов и роста напряженности в отношениях людей все более актуальной становится проблема низкого уровня толерантности, «что сопровождается возрастанием угроз личной и национальной безопасности» [1]. Решение вопросов формирования толерантного поведения молодежи «является одной из важнейших задач в многонациональном российском обществе. Как никогда остро стоит проблема воспитания терпимости к чужим культурам» [2, с. 353], преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур.

Образовательная среда как средство активизации развития личности предоставляет возможности для формирования толерантности у будущих специалистов. Основными задачами гуманизации образования как ключевого элемента культуры являются приоритет общечеловеческих ценностей, ориентация на самосовершенствование личности [3] и «создание условий для развития терпимости к другой культуре, осознание норм собственного поведения» [2, с. 353].

Психологи Г. Айзенк, Г. Олпорт и Р. Кеттел предложили теорию терпимой личности [4]. Уровень коммуникативной толерантности – это важное качество личности. Личность с высоким уровнем коммуникативной толерантности обладает такими качествами, как: доверие, доброжелательность, умение слушать и владеть собой, терпимость к различиям, «способность к сопереживанию, расположенность к другим, чуткость, умение не осуждать других» [2, с. 354]. «Системообразующими качествами личности с высоким уровнем коммуникативной толерантности являются терпимость к различиям и толерантность к неопределенности» [5, с. 10].

Исследователи Л.А. Шайгерова и О.Д. Шарова изучали проблемы формирования коммуникативной толерантности. Показателями терпимости в социальной среде, по их мнению, являются: «взаимоуважение, равноправие, сохранение и развитие культуры, возможность следовать традициям, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика» [6, с. 12].

Современное представление о толерантности, уважении и сочувствии основывается на деятельности философов эпохи Просвещения. Ф.Вольтер, которого считали королем общественного мнения, справедливо отмечал, что «веротерпимость – это долг правосудия, предписанный гуманностью, совестью, Богом, это закон, охраняющий мир в обществе, а значит, способствующий процветанию государств» [7].

Ю. Лю, Ц. Лю, Б. Кинг рассматривали коммуникативные различия [8]. Й.Э.Дж.Абен, А.С. Тиммерманс, Ф. Дингилуди и иные исследовали толерантность во взаимоотношениях школьников. Они установили, что толерантность к ошибкам и обратной связи содержит эмоциональные, когнитивные и метакогнитивные компоненты, а элементы устойчивости к ошибкам связаны с компонентами устойчивости к обратной связи [9]. По мнению некоторых ученых, права и терпимость к разнообразию занимают центральное место в обществе, а образование является мощным источником либерального отношения к данным вопросам. К. Брукс, Н. Вебер установили, что именно высшее образование формирует отношение к правам и терпимости [10].

Целями работы являются определение толерантных характеристик в структуре личности и диагностика сформированности данного качества у будущих специалистов.

Толерантность как личностное качество проявляется в признании равенства и многообразия других культур. Сложность изучения структурных характеристик терпимости в условиях образовательной среды возникает из-за многоаспектности научного поиска.

Толерантность выражена в устойчивости личности, сформированности нравственных целеустановок и включает в себя эмоциональную стабильность, эмпатию, социальную ответственность, самостоятельность.

Для достижения цели следует решить следующие задачи: определить психологические составляющие толерантности; диагностировать личностные характеристики и уровни сформированности у студентов толерантности.

В работе использованы методы: анализ литературных источников; эмпирический эксперимент (методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко).

Общественная поддержка прав и терпимость к разнообразию являются центральными элементами успешного и стабильного общества. Образовательные учреждения должны служить оплотом поддержки прав и толерантности [10]. Чтобы обозначить, в какой мере студенты способны проявлять терпимость к другим, следует обратить внимание на определенные поведенческие признаки и умонастроения. Так, при низком уровне общей коммуникативной толерантности проявляются следующие качества поведения:

– нежелание понимать, принимать индивидуальность других студентов. «Индивидуальность личности – это то, что составляет особенное: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания» [2, с. 353];

– проявление нетерпимости, связанной со стереотипами и предрассудками. «Недопонимание строится из предрассудков и стереотипов, поскольку многим сложно распознать такие проблемы в себе и окружающих людях. Стереотипы есть у каждого, поскольку они являются естественным способом познания мира» [11].

Взаимоотношения между различными этническими и религиозными группами отличаются противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. Все явления социальной жизни связаны друг с другом и изолированно не могут существовать. Социальная работа должна помочь людям быть терпимее.

Для определения уровней коммуникативных установок проведен педагогический эксперимент, включающий констатирующий и итоговый этапы.

На начальном этапе в сентябре 2021 г. был проведен констатирующий этап эмпирического исследования, в котором участвовали студенты Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета (n=50).

Для проведения исследования готовности респондентов к толерантному общению применялась диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко [12].

Диагностика коммуникативных установок на констатирующем этапе показала следующие результаты.

1. Открытая жестокость в отношениях к другим (ОЖ).

Люди не скрывают свои негативные оценки об окружающих: выводы резкие и однозначные. Как характерологическая личностная черта открытая жестокость связана с морально-психологическими аспектами самой личности, что выражено в отношении к окружающим людям. Результаты были следующие: 0 баллов – у 4% респондентов; 0–19 баллов (низкий уровень) – у 32%; 34–20 баллов (средний уровень) – у 34%; 45–35 баллов (высокий уровень) – у 28%; 45 баллов – у 2% студентов.

2. Завуалированная жестокость в суждениях о людях и отношениях к ним (ЗЖ).

Суждения личности содержат недоброжелательность в отношениях с другими людьми в завуалированной, приглушенной форме. Подобные мысли несут в себе негативную энергию: 0–9 баллов (низкий уровень) – у 18% опрошенных; 15–10 баллов (средний уровень) – у 30%; 20–16 баллов (высокий уровень) – у 48%; 20 баллов (значительно высокий уровень) – у 4% респондентов.

3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях (ОН) представлен объективными отрицательными выводами об окружающих людях и сторонах взаимодействия. Постоянный негативизм может понизить эффективность взаимодействия, что приведет к отрицательным результатам. Максимальное число 5 баллов – у 4% респондентов; 0 баллов (низкий уровень обоснованного негативизма) – у 15%; 2–1 балла (средний негативизм) – у 51%; 5–3 балла (высокий уровень негативизма) – у 30%.

4. Негативный опыт общения с людьми (НО). Это опыт ошибок, проб, потерь, поражений. При правильном осмыслении может быть и ценным капиталом, когда у человека есть возможность освоить этот опыт: 0–7 баллов (низкий уровень) – у 31%; 14–8 баллов (средний) – у 30%; 20–15 баллов (высокий уровень негативного опыта общения с окружающими) – у 36%; 20 баллов – у 3% студентов.

5. Склонность создавать необоснованные обобщения негативных фактов (ССНО). Установка может освободить человека от необходимости принимать решения в стандартных ситуациях, но и может выступать негативным фактором, обусловливающим инертность деятельности, что затрудняет общение и приспособление к новым ситуациям: 3–0 баллов (низкий уровень) – у 37%; 7–4 балла (средний) – у 40%; 10–8 баллов (высокий уровень склонности делать неправильные выводы из негативных фактов) – у 22%; 10 баллов – у 1% опрошенных.

Обобщенные результаты диагностики коммуникативных установок на констатирующем этапе представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Диагностика коммуникативных установок студентов на констатирующем этапе (в %)

Уровни

ОЖ

ЗЖ

ОН

НО

ССНО

Высокий

30

52

34

39

23

Средний

34

30

51

30

40

Низкий

36

18

15

31

37

ОЖ – Открытая жестокость в отношениях к другим

ЗЖ – Завуалированная жестокость в суждениях о людях и отношениях к ним

ОН – Обоснованный негативизм в суждениях о людях

НО – Негативный опыт общения с людьми

ССНО – Склонность создавать необоснованные обобщения негативных фактов

 

Рис. 1. Результаты исследования коммуникативных установок студентов на констатирующем этапе (в %)

Если принимать во внимание показатели негативной коммуникативной установки, общий суммарный балл более 100 показывает отсутствие толерантности. Если балл выше среднего – 33, это низкий уровень толерантности, что показывает негативную коммуникативную установку. Если ниже 33 – положительная коммуникативная установка. По результатам тестирования понятно, что следует обратить особое внимание на блок ЭЖ, по которому начислено наибольшее количество баллов. Данная сфера требует коррекции, поскольку из-за завуалированной жестокости в суждениях о людях и отношениях к ним студенту сложно наладить коммуникацию и хорошее взаимоотношение с другими [2].

Таким образом, значительная часть студентов, участвующих в тестировании, обладает негативной коммуникативной установкой, что требует создания средств, условий для эффективного формирования коммуникативной толерантности в условиях образовательного процесса.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что средний показатель не соответствует норме, что свидетельствует о несформированности основных характеристик толерантности. Низкий уровень толерантности говорит о наличии негативной коммуникативной установки, которая отрицательно сказывается на самочувствии окружения. Состояние напряжения может привести к стрессу, срыву в общении. В отношениях человека к представителям конкретной нации, социального слоя проявляется уровень высокой коммуникативной толерантности.

Данные выводы подтверждают важность и актуальность реализации комплекса мероприятий с целью формирования толерантности как качества личности.

Для развития толерантных качеств будущих специалистов применялись различные психологические тренинги как основной инструмент развития толерантных качеств студентов: «Будь толерантным!» [11], Психологический тренинг толерантности [13] и тренинг толерантности для педагогов [14]. Также эффективным представляется участие студентов в мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, с целью формирования патриотизма, гуманного отношения к людям и духовно-нравственных качеств [15].

Целями тренинга «Будь толерантным!» являются обучение выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие коммуникативных навыков и навыков толерантного поведения в межэтнических отношениях. «Формами работы могут быть игровые упражнения, дискуссии, ролевые ситуации и др. Основные принципы групповой работы: конфиденциальность, информированность, добровольность и безопасность» [11]. Основными рекомендациями к проведению данного тренинга являются следующие: составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение): каждый участник мероприятия должен высказать свою точку зрения, а также осознать возможность сосуществования похожих или других мнений; желательно, чтобы присутствовали представители разных культур. На занятиях и во время тренинга студенты знакомятся с выражениями «сотрудничество», «уважение чувства человеческого достоинства и прав других», «признание многообразия мнений, религий и т.д.», «терпимость к чужим верованиям, мнениям».

Этапами проведения психологического тренинга толерантности являются:

1) знакомство друг с другом;

2) высказывание своего мнения по значениям выражений, перечисленных ранее;

3) создание участниками эмблемы толерантности;

4) проведение мозгового штурма: обсуждение группой сущности понятия «толерантная личность»: знакомство с характеристиками толерантной личности (доброжелательность и терпимое отношение к другим; признание равноправия; уважение культурной самобытности других наций; сотрудничество в решении проблем);

5) обсуждение противоположного типа поведения – интолерантности.

Психологический тренинг толерантности направлен на мотивирование воображения личности в поисках собственного понимания толерантности посредством выработки «научного определения». Также решаются примеры конфликтных ситуаций с помощью конструктивных решений [13].

Целью тренинга толерантности для педагогов является помощь студентам в осознании своей индивидуальности; помощь во внимательном отношении студентов к себе, уважении и принятии себя. Задачи тренинга: создание в группе комфортного психологического климата и условий для самопознания, приобретения опыта позитивной коммуникации [14].

Этапы проведения тренинга толерантности для педагогов

1.Посреди аудитории проведите воображаемую черту, с одной стороны располагается знак «плюс» (согласен), с другой – знак «минус» (сомневаюсь / не согласен). Черта обозначает отсутствие какого-то мнения.

2.Зачитываются утверждения на стороне «плюс» или «минус».

3.Если преподаватель не может определиться, он должен стать посередине и не имеет возможности высказаться.

4.Утверждения должны быть истинными.

5.Создается словарь слов, связанных с понятием «толерантности».

Данный тренинг можно применять и для студентов в процессе формирования межкультурной компетентности.

Для определения уровней развития показателей толерантности был проведен итоговый этап эксперимента в марте 2022 г., в котором участвовали студенты Севастопольского государственного университета Гуманитарно-педагогического института (n=50). Обобщенные результаты диагностики коммуникативных установок на итоговом этапе представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Диагностика коммуникативных установок студентов на итоговом этапе (в %)

Уровни

ОЖ

ЗЖ

ОН

НО

ССНО

Высокий

7

20

19

21

19

Средний

26

17

11

10

12

Низкий

67

63

70

69

69

ОЖ – Открытая жестокость в отношениях к другим

ЗЖ – Завуалированная жестокость в суждениях о людях и отношениях к ним

ОН – Обоснованный негативизм в суждениях о людях

НО – Негативный опыт общения с людьми

ССНО – Склонность создавать необоснованные обобщения негативных фактов

Рис. 2. Результаты исследования коммуникативных установок студентов на итоговом этапе (в %)

Общий суммарный балл ниже 33, что показывает сформированность положительной коммуникативной установки. Результаты итогового этапа эксперимента продемонстрировали, что средний показатель соответствует норме, что свидетельствует о сформированности основных характеристик толерантности.

Тест дает возможность обозначить свои слабые места и определить поведенческие установки в межкультурном общении для создания эффективного коммуникативного процесса.

Результатом применения психологических тренингов стали положительные изменения качеств в структуре личности:

– нацеленность на позитивные отношения к людям и событиям, с которыми индивид вступает в коммуникацию;

– интеллектуальная предрасположенность;

– коммуникативное поведение индивида;

– эмоциональное принятие или непринятие рациональной оценки [16].

На психологическом уровне терпимость представляется как внутренняя установка, добровольный выбор отношения к другим людям, к коллективам. Толерантность приобретается каждым человеком в процессе системы воспитания и обогащается благодаря собственному жизненному опыту [16].

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что показатели коммуникативной толерантности не соответствуют норме. Низкий уровень толерантности говорит о наличии негативной коммуникативной установки, которая отрицательно сказывается на самочувствии окружения. В рамках педагогического эксперимента реализованы мероприятия с целью формирования толерантных качеств будущих специалистов. Применялись различные психологические тренинги: «Будь толерантным!», Психологический тренинг толерантности и тренинг толерантности для педагогов. Также студенты участвовали в мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, с целью формирования патриотизма, гуманного отношения к людям и духовно-нравственных качеств. Для определения уровней развития показателей толерантности был проведен итоговый этап эксперимента. Было установлено, что уровень сформированности положительной коммуникативной установки значительно вырос. Результаты итогового этапа эксперимента показали, что средний показатель соответствует норме, что свидетельствует о сформированности основных характеристик толерантности. Студенты проявляли терпимость друг к другу, принимали индивидуальность других студентов.

Материалы могут быть использованы в этнокультурных контекстах воспитания толерантных характеристик личности.


Библиографическая ссылка

Ковалёва Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32472 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674