Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY OF TOLERANT CHARACTERISTICS IN THE PERSONALITY STRUCTURE

Kovaleva N.S. 1
1 FGAOU VO «Sevastopol State University»
The article considers communicative tolerance in the structure of personality. The educational environment is presented as a means of activating person’s development and has every opportunity to form tolerance in future specialists. The scientific significance of the work is in the fact that the article presents a study of intolerant personality traits that affect the effectiveness of intercultural communication and require adjustment. The theoretical significance of the study is in the fact that communicative tolerance is seen as an important personal quality in the context of the humanization of education. Tolerant characteristics in the personality structure are presented as relationships between various ethnic and religious groups that are distinguished, on the one hand, by their contradictory nature, primarily, by the tendency to cooperate and periodic explosions of conflict, on the other hand. The psychological training of tolerance for the development of tolerant qualities of students is described, which is aimed at motivating the imagination of the individual in search of his own understanding of tolerance through the development of a scientific definition. The psychological components of tolerance, as well as diagnosed personal characteristics are determined the levels of formation of tolerance among students at the ascertaining stage of the study are identified. The practical significance of the results is in the fact that they can be useful for enhancing person’s development of in ethno-cultural contexts.
personality quality
intolerant personality traits
communicative tolerance
tolerant communication
empathy
culture

В результате активизации межэтнических конфликтов и роста напряженности в отношениях людей все более актуальной становится проблема низкого уровня толерантности, «что сопровождается возрастанием угроз личной и национальной безопасности» [1]. Решение вопросов формирования толерантного поведения молодежи «является одной из важнейших задач в многонациональном российском обществе. Как никогда остро стоит проблема воспитания терпимости к чужим культурам» [2, с. 353], преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур.

Образовательная среда как средство активизации развития личности предоставляет возможности для формирования толерантности у будущих специалистов. Основными задачами гуманизации образования как ключевого элемента культуры являются приоритет общечеловеческих ценностей, ориентация на самосовершенствование личности [3] и «создание условий для развития терпимости к другой культуре, осознание норм собственного поведения» [2, с. 353].

Психологи Г. Айзенк, Г. Олпорт и Р. Кеттел предложили теорию терпимой личности [4]. Уровень коммуникативной толерантности – это важное качество личности. Личность с высоким уровнем коммуникативной толерантности обладает такими качествами, как: доверие, доброжелательность, умение слушать и владеть собой, терпимость к различиям, «способность к сопереживанию, расположенность к другим, чуткость, умение не осуждать других» [2, с. 354]. «Системообразующими качествами личности с высоким уровнем коммуникативной толерантности являются терпимость к различиям и толерантность к неопределенности» [5, с. 10].

Исследователи Л.А. Шайгерова и О.Д. Шарова изучали проблемы формирования коммуникативной толерантности. Показателями терпимости в социальной среде, по их мнению, являются: «взаимоуважение, равноправие, сохранение и развитие культуры, возможность следовать традициям, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика» [6, с. 12].

Современное представление о толерантности, уважении и сочувствии основывается на деятельности философов эпохи Просвещения. Ф.Вольтер, которого считали королем общественного мнения, справедливо отмечал, что «веротерпимость – это долг правосудия, предписанный гуманностью, совестью, Богом, это закон, охраняющий мир в обществе, а значит, способствующий процветанию государств» [7].

Ю. Лю, Ц. Лю, Б. Кинг рассматривали коммуникативные различия [8]. Й.Э.Дж.Абен, А.С. Тиммерманс, Ф. Дингилуди и иные исследовали толерантность во взаимоотношениях школьников. Они установили, что толерантность к ошибкам и обратной связи содержит эмоциональные, когнитивные и метакогнитивные компоненты, а элементы устойчивости к ошибкам связаны с компонентами устойчивости к обратной связи [9]. По мнению некоторых ученых, права и терпимость к разнообразию занимают центральное место в обществе, а образование является мощным источником либерального отношения к данным вопросам. К. Брукс, Н. Вебер установили, что именно высшее образование формирует отношение к правам и терпимости [10].

Целями работы являются определение толерантных характеристик в структуре личности и диагностика сформированности данного качества у будущих специалистов.

Толерантность как личностное качество проявляется в признании равенства и многообразия других культур. Сложность изучения структурных характеристик терпимости в условиях образовательной среды возникает из-за многоаспектности научного поиска.

Толерантность выражена в устойчивости личности, сформированности нравственных целеустановок и включает в себя эмоциональную стабильность, эмпатию, социальную ответственность, самостоятельность.

Для достижения цели следует решить следующие задачи: определить психологические составляющие толерантности; диагностировать личностные характеристики и уровни сформированности у студентов толерантности.

В работе использованы методы: анализ литературных источников; эмпирический эксперимент (методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко).

Общественная поддержка прав и терпимость к разнообразию являются центральными элементами успешного и стабильного общества. Образовательные учреждения должны служить оплотом поддержки прав и толерантности [10]. Чтобы обозначить, в какой мере студенты способны проявлять терпимость к другим, следует обратить внимание на определенные поведенческие признаки и умонастроения. Так, при низком уровне общей коммуникативной толерантности проявляются следующие качества поведения:

– нежелание понимать, принимать индивидуальность других студентов. «Индивидуальность личности – это то, что составляет особенное: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания» [2, с. 353];

– проявление нетерпимости, связанной со стереотипами и предрассудками. «Недопонимание строится из предрассудков и стереотипов, поскольку многим сложно распознать такие проблемы в себе и окружающих людях. Стереотипы есть у каждого, поскольку они являются естественным способом познания мира» [11].

Взаимоотношения между различными этническими и религиозными группами отличаются противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. Все явления социальной жизни связаны друг с другом и изолированно не могут существовать. Социальная работа должна помочь людям быть терпимее.

Для определения уровней коммуникативных установок проведен педагогический эксперимент, включающий констатирующий и итоговый этапы.

На начальном этапе в сентябре 2021 г. был проведен констатирующий этап эмпирического исследования, в котором участвовали студенты Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета (n=50).

Для проведения исследования готовности респондентов к толерантному общению применялась диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко [12].

Диагностика коммуникативных установок на констатирующем этапе показала следующие результаты.

1. Открытая жестокость в отношениях к другим (ОЖ).

Люди не скрывают свои негативные оценки об окружающих: выводы резкие и однозначные. Как характерологическая личностная черта открытая жестокость связана с морально-психологическими аспектами самой личности, что выражено в отношении к окружающим людям. Результаты были следующие: 0 баллов – у 4% респондентов; 0–19 баллов (низкий уровень) – у 32%; 34–20 баллов (средний уровень) – у 34%; 45–35 баллов (высокий уровень) – у 28%; 45 баллов – у 2% студентов.

2. Завуалированная жестокость в суждениях о людях и отношениях к ним (ЗЖ).

Суждения личности содержат недоброжелательность в отношениях с другими людьми в завуалированной, приглушенной форме. Подобные мысли несут в себе негативную энергию: 0–9 баллов (низкий уровень) – у 18% опрошенных; 15–10 баллов (средний уровень) – у 30%; 20–16 баллов (высокий уровень) – у 48%; 20 баллов (значительно высокий уровень) – у 4% респондентов.

3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях (ОН) представлен объективными отрицательными выводами об окружающих людях и сторонах взаимодействия. Постоянный негативизм может понизить эффективность взаимодействия, что приведет к отрицательным результатам. Максимальное число 5 баллов – у 4% респондентов; 0 баллов (низкий уровень обоснованного негативизма) – у 15%; 2–1 балла (средний негативизм) – у 51%; 5–3 балла (высокий уровень негативизма) – у 30%.

4. Негативный опыт общения с людьми (НО). Это опыт ошибок, проб, потерь, поражений. При правильном осмыслении может быть и ценным капиталом, когда у человека есть возможность освоить этот опыт: 0–7 баллов (низкий уровень) – у 31%; 14–8 баллов (средний) – у 30%; 20–15 баллов (высокий уровень негативного опыта общения с окружающими) – у 36%; 20 баллов – у 3% студентов.

5. Склонность создавать необоснованные обобщения негативных фактов (ССНО). Установка может освободить человека от необходимости принимать решения в стандартных ситуациях, но и может выступать негативным фактором, обусловливающим инертность деятельности, что затрудняет общение и приспособление к новым ситуациям: 3–0 баллов (низкий уровень) – у 37%; 7–4 балла (средний) – у 40%; 10–8 баллов (высокий уровень склонности делать неправильные выводы из негативных фактов) – у 22%; 10 баллов – у 1% опрошенных.

Обобщенные результаты диагностики коммуникативных установок на констатирующем этапе представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Диагностика коммуникативных установок студентов на констатирующем этапе (в %)

Уровни

ОЖ

ЗЖ

ОН

НО

ССНО

Высокий

30

52

34

39

23

Средний

34

30

51

30

40

Низкий

36

18

15

31

37

ОЖ – Открытая жестокость в отношениях к другим

ЗЖ – Завуалированная жестокость в суждениях о людях и отношениях к ним

ОН – Обоснованный негативизм в суждениях о людях

НО – Негативный опыт общения с людьми

ССНО – Склонность создавать необоснованные обобщения негативных фактов

 

Рис. 1. Результаты исследования коммуникативных установок студентов на констатирующем этапе (в %)

Если принимать во внимание показатели негативной коммуникативной установки, общий суммарный балл более 100 показывает отсутствие толерантности. Если балл выше среднего – 33, это низкий уровень толерантности, что показывает негативную коммуникативную установку. Если ниже 33 – положительная коммуникативная установка. По результатам тестирования понятно, что следует обратить особое внимание на блок ЭЖ, по которому начислено наибольшее количество баллов. Данная сфера требует коррекции, поскольку из-за завуалированной жестокости в суждениях о людях и отношениях к ним студенту сложно наладить коммуникацию и хорошее взаимоотношение с другими [2].

Таким образом, значительная часть студентов, участвующих в тестировании, обладает негативной коммуникативной установкой, что требует создания средств, условий для эффективного формирования коммуникативной толерантности в условиях образовательного процесса.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что средний показатель не соответствует норме, что свидетельствует о несформированности основных характеристик толерантности. Низкий уровень толерантности говорит о наличии негативной коммуникативной установки, которая отрицательно сказывается на самочувствии окружения. Состояние напряжения может привести к стрессу, срыву в общении. В отношениях человека к представителям конкретной нации, социального слоя проявляется уровень высокой коммуникативной толерантности.

Данные выводы подтверждают важность и актуальность реализации комплекса мероприятий с целью формирования толерантности как качества личности.

Для развития толерантных качеств будущих специалистов применялись различные психологические тренинги как основной инструмент развития толерантных качеств студентов: «Будь толерантным!» [11], Психологический тренинг толерантности [13] и тренинг толерантности для педагогов [14]. Также эффективным представляется участие студентов в мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, с целью формирования патриотизма, гуманного отношения к людям и духовно-нравственных качеств [15].

Целями тренинга «Будь толерантным!» являются обучение выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие коммуникативных навыков и навыков толерантного поведения в межэтнических отношениях. «Формами работы могут быть игровые упражнения, дискуссии, ролевые ситуации и др. Основные принципы групповой работы: конфиденциальность, информированность, добровольность и безопасность» [11]. Основными рекомендациями к проведению данного тренинга являются следующие: составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение): каждый участник мероприятия должен высказать свою точку зрения, а также осознать возможность сосуществования похожих или других мнений; желательно, чтобы присутствовали представители разных культур. На занятиях и во время тренинга студенты знакомятся с выражениями «сотрудничество», «уважение чувства человеческого достоинства и прав других», «признание многообразия мнений, религий и т.д.», «терпимость к чужим верованиям, мнениям».

Этапами проведения психологического тренинга толерантности являются:

1) знакомство друг с другом;

2) высказывание своего мнения по значениям выражений, перечисленных ранее;

3) создание участниками эмблемы толерантности;

4) проведение мозгового штурма: обсуждение группой сущности понятия «толерантная личность»: знакомство с характеристиками толерантной личности (доброжелательность и терпимое отношение к другим; признание равноправия; уважение культурной самобытности других наций; сотрудничество в решении проблем);

5) обсуждение противоположного типа поведения – интолерантности.

Психологический тренинг толерантности направлен на мотивирование воображения личности в поисках собственного понимания толерантности посредством выработки «научного определения». Также решаются примеры конфликтных ситуаций с помощью конструктивных решений [13].

Целью тренинга толерантности для педагогов является помощь студентам в осознании своей индивидуальности; помощь во внимательном отношении студентов к себе, уважении и принятии себя. Задачи тренинга: создание в группе комфортного психологического климата и условий для самопознания, приобретения опыта позитивной коммуникации [14].

Этапы проведения тренинга толерантности для педагогов

1.Посреди аудитории проведите воображаемую черту, с одной стороны располагается знак «плюс» (согласен), с другой – знак «минус» (сомневаюсь / не согласен). Черта обозначает отсутствие какого-то мнения.

2.Зачитываются утверждения на стороне «плюс» или «минус».

3.Если преподаватель не может определиться, он должен стать посередине и не имеет возможности высказаться.

4.Утверждения должны быть истинными.

5.Создается словарь слов, связанных с понятием «толерантности».

Данный тренинг можно применять и для студентов в процессе формирования межкультурной компетентности.

Для определения уровней развития показателей толерантности был проведен итоговый этап эксперимента в марте 2022 г., в котором участвовали студенты Севастопольского государственного университета Гуманитарно-педагогического института (n=50). Обобщенные результаты диагностики коммуникативных установок на итоговом этапе представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Диагностика коммуникативных установок студентов на итоговом этапе (в %)

Уровни

ОЖ

ЗЖ

ОН

НО

ССНО

Высокий

7

20

19

21

19

Средний

26

17

11

10

12

Низкий

67

63

70

69

69

ОЖ – Открытая жестокость в отношениях к другим

ЗЖ – Завуалированная жестокость в суждениях о людях и отношениях к ним

ОН – Обоснованный негативизм в суждениях о людях

НО – Негативный опыт общения с людьми

ССНО – Склонность создавать необоснованные обобщения негативных фактов

Рис. 2. Результаты исследования коммуникативных установок студентов на итоговом этапе (в %)

Общий суммарный балл ниже 33, что показывает сформированность положительной коммуникативной установки. Результаты итогового этапа эксперимента продемонстрировали, что средний показатель соответствует норме, что свидетельствует о сформированности основных характеристик толерантности.

Тест дает возможность обозначить свои слабые места и определить поведенческие установки в межкультурном общении для создания эффективного коммуникативного процесса.

Результатом применения психологических тренингов стали положительные изменения качеств в структуре личности:

– нацеленность на позитивные отношения к людям и событиям, с которыми индивид вступает в коммуникацию;

– интеллектуальная предрасположенность;

– коммуникативное поведение индивида;

– эмоциональное принятие или непринятие рациональной оценки [16].

На психологическом уровне терпимость представляется как внутренняя установка, добровольный выбор отношения к другим людям, к коллективам. Толерантность приобретается каждым человеком в процессе системы воспитания и обогащается благодаря собственному жизненному опыту [16].

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что показатели коммуникативной толерантности не соответствуют норме. Низкий уровень толерантности говорит о наличии негативной коммуникативной установки, которая отрицательно сказывается на самочувствии окружения. В рамках педагогического эксперимента реализованы мероприятия с целью формирования толерантных качеств будущих специалистов. Применялись различные психологические тренинги: «Будь толерантным!», Психологический тренинг толерантности и тренинг толерантности для педагогов. Также студенты участвовали в мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, с целью формирования патриотизма, гуманного отношения к людям и духовно-нравственных качеств. Для определения уровней развития показателей толерантности был проведен итоговый этап эксперимента. Было установлено, что уровень сформированности положительной коммуникативной установки значительно вырос. Результаты итогового этапа эксперимента показали, что средний показатель соответствует норме, что свидетельствует о сформированности основных характеристик толерантности. Студенты проявляли терпимость друг к другу, принимали индивидуальность других студентов.

Материалы могут быть использованы в этнокультурных контекстах воспитания толерантных характеристик личности.