Современная общеобразовательная школа как один из важнейших социальных институтов оказывает значительное влияние на перспективы и возможности экономического, социокультурного и научно-технического прогресса страны. Ее деятельность детерминируется социальными ожиданиями и потребностями и направлена на передачу молодому поколению культурных традиций, ценностей, норм российского общества.
В настоящее время одним из новшеств понимания общеобразовательной школы является ее отождествление с категорией «организация». Значимым критерием эффективности деятельности современной школы становится ее конкурентоспособность, отражающая рыночную философию организации и характеризующая ее успешность по отношению к внешней среде. Адекватная реакция школы в подобной ситуации связывается с выявлением максимально возможного спектра собственных конкурентных преимуществ. Обновление деятельности школы предполагает введение инноваций, перспективы реализации которых могут быть связаны не только с положительными эффектами, но и с рисковыми ситуациями. Необходимость предупреждения последних определяет значимость прогностического обоснования возможных нововведений.
Цель исследования заключается в описании комплекса условий прогнозирования развития школы и представлении отдельных результатов их апробации в образовательной практике.
Материал и методы исследования. Научный интерес к проблемам прогнозирования, в том числе и образовательного, прослеживается в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Методологическое обоснование социального прогнозирования представлено в трудах Е.Ю. Рождественской и В.В. Семеновой [1], В.Д.Соловей [2], Х.С.Вильданова и В.В.Деркач [3] и др. Проблематика образовательного прогнозирования является предметом исследований Г.В.Варгановой и Я.Е. Скурихиной [4], А.Ф.Матушак [5], P. McRae [6] и др. Особенности функционирования и развития школы представлены в работах M. Rickinson, M.Hall, A. Reid [7], T.D. Reeves [8]. Прогнозирование как ресурс и инструментальная основа развития отдельных аспектов образования представлено в работах А.В.Рождественского [9], С.Ю.Боруха [10] и др.
Категория «прогнозирование» в научных работах имеет ряд интерпретаций и представлена как: составная часть педагогической науки и практики [9]; «особый вид познания, нацеленный на получение знания о будущем и процессах его развития» [11, c. 8]; способность опережающего отражения будущего, выраженная в качестве психической формы мыследеятельности [12]; функция эмпирического способа преобразования будущего [10]. Анализ сущностной характеристики позволяет увидеть многогранность категории «прогнозирование» и открывает перспективы ее исследования в различных ракурсах.
Представленные работы позволили нам определить стратегию и логику исследования прогнозирования развития школы. Ведущей идеей исследования выступило положение, согласно которому целостность и эффективность развития школы, его переход на качественно новый уровень реализации обеспечиваются научно обоснованным прогнозированием. Прогностическая деятельность позволяет представить содержание обновлений жизнедеятельности школы сквозь призму интересов и потребностей как общества, так и отдельных личностей.
Целевые ориентиры опытно-экспериментальной работы связывались с формированием и развитием деятельности школы по прогнозированию собственного развития, а основная задача заключалась в изменениях и преобразованиях, т.е. воздействиях, в результате которых прогнозирование могло бы стать ресурсом обновления жизнедеятельности образовательной организации. Решение данной задачи предполагало создание социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий, мониторинговое изучение и экспертизу актуального состояния исследуемого феномена. В качестве базы исследования были выбраны образовательные учреждения города Оренбурга и Оренбургской области. Экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет на уровнях школы в целом, ее управленческого звена и педагогического коллектива. В исследовании приняли участие 186 человек. Из них экспериментальную группу составили 97 человек, контрольную – 89.
Содержательную основу опытно-экспериментальной работы составила целевая программа «Повышение квалификации педагогического коллектива школы в сфере прогностической деятельности». Цель освоения программы была связана с формированием и развитием базовой прогностической компетентности педагогических работников, которая позиционировалась как инвариант знаний, умений и опыта деятельности, необходимый для решения профессионально-педагогических задач средствами прогнозирования. В качестве основных задач выступили: формирование представлений о роли и месте прогнозирования в профессионально-педагогической деятельности; освоение основных приемов и методов образовательного прогнозирования; углубление знаний и умений обоснованного выбора информационной основы и содержания образовательного прогноза, вариантов использования результатов прогноза в деятельности педагогических работников.
В рамках освоения программы педагогическим работникам было предложено два направления работы: теоретическое и практическое. Первое предполагало углубление знаний в области прогностической деятельности. Оно предусматривало лекционные занятия и проблемные семинары, в рамках которых происходили обсуждение основных вопросов изучаемых тем, анализ профессионально-педагогических ситуаций, знакомство с опытом коллег, работа в малых группах. Реализация практического направления предполагала разработку проектного прогноза профессиональной направленности. Наряду с этим предполагались проведение индивидуальных и групповых консультаций, самостоятельная работа обучаемых.
Одной из целевых подпрограмм опытно-экспериментальной работы выступила программа «Сопровождение прогностической деятельности школы». Содержательная и процессуальная логика ее реализации включала четыре модуля, каждый из которых обеспечивал решение определенных задач и характеризовался специфическими формами взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых субъектов (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика целевой программы «Сопровождение прогностической деятельности школы
Модуль |
Задачи |
Формы взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых |
Стартовая актуализация |
- актуализация интереса к прогностической деятельности; - формирование устойчивых мотивов и потребностей в реализации прогностической деятельности; - обеспечение единого информационного поля о возможностях использования прогнозирования в профессионально-педагогической деятельности, его целях, содержании, ожидаемых результатах |
- образовательные, проблемные и рефлексивные семинары; - мастер-классы |
Инновационное погружение |
- организация пробных прогностических практик; - выявление уровня «деятельностной» ориентации прогнозирующих субъектов; - контекстуальное включение субъектов в прогностическую деятельность |
- индивидуальные и групповые консультации; - пилотажная разработка образовательных прогнозов, их представление и обсуждение с коллегами |
Фасилитационное развитие |
- установление вертикальных и горизонтальных коммуникаций в процессе прогнозирования; - консолидация прогностического опыта субъектов; - формирование единой системы оценки и контроля процесса и результата прогнозирования |
- мастер-классы; - проблемные семинары; - тренинги |
Рефлексивная стабилизация |
- обеспечение ценностно-смысловой интеграции субъектов; - самоидентификация субъектов в качестве прогностов; - обобщение и диссеминация опыта прогнозирования |
- рефлексивные семинары; - педагогические мастерские |
Важным направлением работы являлась целевая программа «Мониторинг прогностической деятельности школы». Цель реализации программы мониторинга предполагала создание единой системы диагностики и контроля процесса и результатов прогностической деятельности школы, способной обеспечить ее анализ и коррекцию и тем самым повысить ее эффективность. Основными задачами выступили: получение достоверной и объективной информации о содержании, результатах и условиях реализации прогностической деятельности школы; ее систематизация, открывающая перспективы для совершенствования обеспечивающей подсистемы прогностической деятельности школы; аналитическое обобщение полученной информации, направленное на уточнение перспектив развития прогностической деятельности школы.
Информационный фонд мониторингового исследования был представлен в виде банка информации, включающего аналитические отчеты и таблицы, схемы, диаграммы, графики, экспертные оценки и т.д. Сама программа имела пролонгированный характер, а логика ее реализации фактически оставалась неизменной.
Результаты исследования и их обсуждение. Значимым результатом опытно-экспериментальной работы стала апробация комплекса социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий прогнозирования развития школы.
Создание социально-педагогических условий было связано с формированием управленческой команды по прогнозированию развития школы и позволило использовать потенциальные возможности социума для обеспечения эффективной разработки прогнозов. Сам процесс формирования управленческой команды по прогнозированию предполагал включение в ее состав как членов педагогического коллектива школы, так и специалистов занятых в других сферах деятельности. Очевидно, что наиболее заинтересованными в совершенствовании образовательной деятельности школы лицами выступают родители обучаемых. В связи с этим некоторым из них было предложено принять участие в работе управленческой команды по прогнозированию в качестве консультантов. Таким образом, в состав команды, помимо работников школы, вошли два психолога, социальный работник, два педагога дополнительного образования, три представителя научной сферы деятельности. В разработке и реализации прогностических проектов развития школы приняли участие врач-психотерапевт, врач-нарколог, инспектор ГИБДД, работник библиотеки, сотрудник музея и др. Во-первых, это позволило обогатить в контексте прогностической деятельности кадровый ресурс школы. Во-вторых, предоставило самим родителям возможность реального, а не номинального участия в управлении образовательной деятельностью учреждения.
Миссия управленческой команды заключалась в сопоставлении целевых ориентиров развития школы, путей их достижения и прогностического потенциала учреждения, а также в консолидации имеющихся у образовательной организации ресурсов (кадровых, информационных, коммуникационных и т.д.) для оказания субъектам всесторонней помощи и создания комфортных условий прогностической деятельности. Функциональное назначение управленческой команды связывалось с педагогическим, консультационным, информационным сопровождением прогнозирующих субъектов. Это нашло отражение в рамках: выявления «проблемных зон» и «точек роста» прогнозирующих субъектов; обеспечения развития субъектности представителей педагогического сообщества; организации осмысления взаимосвязи «науки» и «практики»; помощи в определении содержания и логики прогностической деятельности, в освоении деятельностных норм и опыта прогнозирования.
Создание субъектно-личностных условий прогнозирования развития школы позволило актуализировать внутренний потенциал субъектов, повысить личностную и профессиональную значимость целевых приоритетов и ведущих замыслов прогностической деятельности, совершенствовать уровень согласованности их прогностических действий. В реализации данных условий для нас было важно осуществить интеграцию и достичь единства, целостности индивидуального бытия прогнозирующих субъектов и бытия со-общности (группы, коллектива) в смысловом пространстве прогностической деятельности школы.
Стратегия актуализации внутреннего прогностического потенциала субъектов учитывала их личные потребности и ожидания, желание и возможности, индивидуальные характеристики и особенности. Сам процесс актуализации был связан с поддержкой и обучением субъектов посредством наставничества, консультирования, тренинговых программ. Наши усилия, поддерживаемые педагогическим коллективом школы, были направлены на организацию полисубъектного взаимодействия по ряду позиций: ценности, смыслы, установки, деятельностные нормы прогнозирования, взаимное принятие и взаимопонимание. Представленная таким образом логика реализации субъектно-личностных условий обеспечила осознание педагогическим коллективом важности, личностной и профессиональной значимости как самой прогностической деятельности, так и ее результатов, способствовала приобретению уверенности субъектов в собственных силах и возможностях, позволила им идентифицировать себя в качестве прогностов.
Создание организационно-педагогических условий было ориентировано на реализацию потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды школы, способных обеспечить упорядоченное, целенаправленное и эффективное прогнозирование ее развития. Приоритетными направлениями нашей деятельности в рамках создания условий данной группы были обозначены: организация развивающего профессионального взаимодействия прогнозирующих субъектов; организация подготовительного внутришкольного повышения квалификации в сфере прогностической деятельности; разработка и внедрение технологического обеспечения прогностической деятельности школы.
Мониторинговое изучение проблемы осуществлялось по критерию эффективности прогностической деятельности субъектов, при изучении которого была зафиксирована положительная динамика в контрольной и экспериментальной группах. Однако в экспериментальной группе она была более ярко выражена. В экспериментальной группе число педагогических работников, находящихся на низком уровне, уменьшилось на 22,7%, на среднем и высоком – увеличилось соответственно на 14,4% и 8,3%. В контрольной группе ситуация кардинальным образом не поменялась.
По результатам опытно-экспериментальной работы также была зафиксирована положительная динамика объективных показателей деятельности школы: рейтинг образовательного учреждения; количество педагогических работников, участвующих в мероприятиях городского, областного, всероссийского и международного уровней; квалификационный состав кадров; публикационная активность педагогов; количество учащихся – членов научного сообщества; участие родителей в мероприятиях школы и т.д. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты отражают количественные и количественные изменения жизнедеятельности школы. Их анализ позволяет сделать вывод об успешности опытно-экспериментальной работы.
Заключение
Прогнозирование развития школы является относительно новой, но вызывающей устойчивый научный и практический интерес проблемой. Результаты исследования позволили сделать вывод о наличии в современных общеобразовательных организациях предпосылок эффективной реализации педагогического прогнозирования как важного ресурса обновления ее жизнедеятельности. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности диссеминации описанной содержательной и технологической логики деятельности школы по прогнозированию траекторий собственного развития.
Библиографическая ссылка
Султанова Т.А. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32436 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32436