Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Султанова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В статье представлена содержательная и процессуальная логика исследования проблемы прогнозирования развития школы. Согласно ведущей идее исследования целостность и эффективность развития школы, переход данного процесса на качественно новый уровень реализации обеспечиваются научно обоснованным прогнозированием. Целевые ориентиры опытно-экспериментальной работы были направлены на изучение прогнозирования как инструментального ресурса обновления жизнедеятельности школы. Основные этапы работы включали создание социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий, мониторинговое изучение и экспертизу актуального состояния исследуемого феномена. Базис исследования составили целевые программы «Повышение квалификации педагогического коллектива школы в сфере прогностической деятельности», «Сопровождение прогностической деятельности школы», «Мониторинг прогностической деятельности школы». Первая программа была направлена на формирование и развитие прогностической компетентности педагогических работников. Вторая обеспечивала многовекторное взаимодействие субъектов прогнозирования. Третья предполагала создание единой системы диагностики и контроля процесса и результатов прогностической деятельности школы. Результаты мониторингового исследования показали положительную динамику как по критерию эффективности прогностической деятельности субъектов, так и по объективным показателям деятельности школы. Автором сделан вывод о возможности использования прогнозирования как ресурса инновационного развития школы и определены направления перспективной работы над проблемой.
развитие школы
прогнозирование
прогностическая компетентность
прогностическая деятельность
полисубъектное взаимодействие
1 Рождественская Е.Ю., Семенова В.В. Качественная методология как ресурс социального прогнозирования: возможности и ограничения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 1-11.
2 Соловей В.Д. Можно ли заглянуть в будущее? (прогнозирование социальных процессов) // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 3. С. 22-28.
3 Вильданов Х.С., Деркач В.В. Методологические особенности социального прогнозирования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017. № 1. С. 132-137.
4 Варганова Г.В., Скурихина Я.Е. Образовательный потенциал научных методов прогнозирования // Научные и технические библиотеки. 2017. № 4. С. 86-94.
5 Матушак А.Ф. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности средствами педагогического прогнозирования. Челябинск: Изд-во ЮУГГПУ. 2017. 242 с.
6 McRae P. Forecasting the future over three horizons of change. ATA Magazine. 2010. no. 90. P. 43-49.
7 Rickinson M., Hall M., Reid A. Sustainable schools programmes. What influence on schools and how do we know? Environmental Education Research. 2015. no. 22. P. 360-389.
8 Reeves T.D., Lowenhaupt R.J. Teachers as leaders: Pre-service teachers' aspirations and motivations. Teaching and teacher education. 2016. no. 57. P. 176–187.
9 Рождественский А.В. Прогнозирование в области образования как научно-педагогическая проблема. автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005. 22 с.
10 Боруха С.Ю. Педагогическое прогнозирование развития школы в условиях изменяющейся внешней среды. автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2002. 22 с.
11 Бестужев-Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию. Москва: Мысль. 1982. 430 с.
12 Регуш Л.А., Ермилова Е.Е. Профессиональный выбор выпускников бакалавриата как решение прогностической задачи // Образование и наука. 2017. № 8. С. 75-89.

Современная общеобразовательная школа как один из важнейших социальных институтов оказывает значительное влияние на перспективы и возможности экономического, социокультурного и научно-технического прогресса страны. Ее деятельность детерминируется социальными ожиданиями и потребностями и направлена на передачу молодому поколению культурных традиций, ценностей, норм российского общества.

В настоящее время одним из новшеств понимания общеобразовательной школы является ее отождествление с категорией «организация». Значимым критерием эффективности деятельности современной школы становится ее конкурентоспособность, отражающая рыночную философию организации и характеризующая ее успешность по отношению к внешней среде. Адекватная реакция школы в подобной ситуации связывается с выявлением максимально возможного спектра собственных конкурентных преимуществ. Обновление деятельности школы предполагает введение инноваций, перспективы реализации которых могут быть связаны не только с положительными эффектами, но и с рисковыми ситуациями. Необходимость предупреждения последних определяет значимость прогностического обоснования возможных нововведений.

Цель исследования заключается в описании комплекса условий прогнозирования развития школы и представлении отдельных результатов их апробации в образовательной практике.

Материал и методы исследования. Научный интерес к проблемам прогнозирования, в том числе и образовательного, прослеживается в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Методологическое обоснование социального прогнозирования представлено в трудах Е.Ю. Рождественской и В.В. Семеновой [1], В.Д.Соловей [2], Х.С.Вильданова и В.В.Деркач [3] и др. Проблематика образовательного прогнозирования является предметом исследований Г.В.Варгановой и Я.Е. Скурихиной [4], А.Ф.Матушак [5], P. McRae [6] и др. Особенности функционирования и развития школы представлены в работах M. Rickinson, M.Hall, A. Reid [7], T.D. Reeves [8]. Прогнозирование как ресурс и инструментальная основа развития отдельных аспектов образования представлено в работах А.В.Рождественского [9], С.Ю.Боруха [10] и др.

Категория «прогнозирование» в научных работах имеет ряд интерпретаций и представлена как: составная часть педагогической науки и практики [9]; «особый вид познания, нацеленный на получение знания о будущем и процессах его развития» [11, c. 8]; способность опережающего отражения будущего, выраженная в качестве психической формы мыследеятельности [12]; функция эмпирического способа преобразования будущего [10]. Анализ сущностной характеристики позволяет увидеть многогранность категории «прогнозирование» и открывает перспективы ее исследования в различных ракурсах.

Представленные работы позволили нам определить стратегию и логику исследования прогнозирования развития школы. Ведущей идеей исследования выступило положение, согласно которому целостность и эффективность развития школы, его переход на качественно новый уровень реализации обеспечиваются научно обоснованным прогнозированием. Прогностическая деятельность позволяет представить содержание обновлений жизнедеятельности школы сквозь призму интересов и потребностей как общества, так и отдельных личностей.

Целевые ориентиры опытно-экспериментальной работы связывались с формированием и развитием деятельности школы по прогнозированию собственного развития, а основная задача заключалась в изменениях и преобразованиях, т.е. воздействиях, в результате которых прогнозирование могло бы стать ресурсом обновления жизнедеятельности образовательной организации. Решение данной задачи предполагало создание социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий, мониторинговое изучение и экспертизу актуального состояния исследуемого феномена. В качестве базы исследования были выбраны образовательные учреждения города Оренбурга и Оренбургской области. Экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет на уровнях школы в целом, ее управленческого звена и педагогического коллектива. В исследовании приняли участие 186 человек. Из них экспериментальную группу составили 97 человек, контрольную – 89.

Содержательную основу опытно-экспериментальной работы составила целевая программа «Повышение квалификации педагогического коллектива школы в сфере прогностической деятельности». Цель освоения программы была связана с формированием и развитием базовой прогностической компетентности педагогических работников, которая позиционировалась как инвариант знаний, умений и опыта деятельности, необходимый для решения профессионально-педагогических задач средствами прогнозирования. В качестве основных задач выступили: формирование представлений о роли и месте прогнозирования в профессионально-педагогической деятельности; освоение основных приемов и методов образовательного прогнозирования; углубление знаний и умений обоснованного выбора информационной основы и содержания образовательного прогноза, вариантов использования результатов прогноза в деятельности педагогических работников.

В рамках освоения программы педагогическим работникам было предложено два направления работы: теоретическое и практическое. Первое предполагало углубление знаний в области прогностической деятельности. Оно предусматривало лекционные занятия и проблемные семинары, в рамках которых происходили обсуждение основных вопросов изучаемых тем, анализ профессионально-педагогических ситуаций, знакомство с опытом коллег, работа в малых группах. Реализация практического направления предполагала разработку проектного прогноза профессиональной направленности. Наряду с этим предполагались проведение индивидуальных и групповых консультаций, самостоятельная работа обучаемых.

Одной из целевых подпрограмм опытно-экспериментальной работы выступила программа «Сопровождение прогностической деятельности школы». Содержательная и процессуальная логика ее реализации включала четыре модуля, каждый из которых обеспечивал решение определенных задач и характеризовался специфическими формами взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых субъектов (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика целевой программы «Сопровождение прогностической деятельности школы

Модуль

Задачи

Формы взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых

Стартовая актуализация

- актуализация интереса к прогностической деятельности;

- формирование устойчивых мотивов и потребностей в реализации прогностической деятельности;

- обеспечение единого информационного поля о возможностях использования прогнозирования в профессионально-педагогической деятельности, его целях, содержании, ожидаемых результатах

- образовательные, проблемные и рефлексивные семинары;

- мастер-классы

Инновационное погружение

- организация пробных прогностических практик;

- выявление уровня «деятельностной» ориентации прогнозирующих субъектов;

- контекстуальное включение субъектов в прогностическую деятельность

- индивидуальные и групповые консультации;

- пилотажная разработка образовательных прогнозов, их представление и обсуждение с коллегами

Фасилитационное развитие

- установление вертикальных и горизонтальных коммуникаций в процессе прогнозирования;

- консолидация прогностического опыта субъектов;

- формирование единой системы оценки и контроля процесса и результата прогнозирования

- мастер-классы;

- проблемные семинары;

- тренинги

Рефлексивная стабилизация

- обеспечение ценностно-смысловой интеграции субъектов;

- самоидентификация субъектов в качестве прогностов;

- обобщение и диссеминация опыта прогнозирования

- рефлексивные семинары;

- педагогические мастерские

Важным направлением работы являлась целевая программа «Мониторинг прогностической деятельности школы». Цель реализации программы мониторинга предполагала создание единой системы диагностики и контроля процесса и результатов прогностической деятельности школы, способной обеспечить ее анализ и коррекцию и тем самым повысить ее эффективность. Основными задачами выступили: получение достоверной и объективной информации о содержании, результатах и условиях реализации прогностической деятельности школы; ее систематизация, открывающая перспективы для совершенствования обеспечивающей подсистемы прогностической деятельности школы; аналитическое обобщение полученной информации, направленное на уточнение перспектив развития прогностической деятельности школы.

Информационный фонд мониторингового исследования был представлен в виде банка информации, включающего аналитические отчеты и таблицы, схемы, диаграммы, графики, экспертные оценки и т.д. Сама программа имела пролонгированный характер, а логика ее реализации фактически оставалась неизменной.

Результаты исследования и их обсуждение. Значимым результатом опытно-экспериментальной работы стала апробация комплекса социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий прогнозирования развития школы.

Создание социально-педагогических условий было связано с формированием управленческой команды по прогнозированию развития школы и позволило использовать потенциальные возможности социума для обеспечения эффективной разработки прогнозов. Сам процесс формирования управленческой команды по прогнозированию предполагал включение в ее состав как членов педагогического коллектива школы, так и специалистов занятых в других сферах деятельности. Очевидно, что наиболее заинтересованными в совершенствовании образовательной деятельности школы лицами выступают родители обучаемых. В связи с этим некоторым из них было предложено принять участие в работе управленческой команды по прогнозированию в качестве консультантов. Таким образом, в состав команды, помимо работников школы, вошли два психолога, социальный работник, два педагога дополнительного образования, три представителя научной сферы деятельности. В разработке и реализации прогностических проектов развития школы приняли участие врач-психотерапевт, врач-нарколог, инспектор ГИБДД, работник библиотеки, сотрудник музея и др. Во-первых, это позволило обогатить в контексте прогностической деятельности кадровый ресурс школы. Во-вторых, предоставило самим родителям возможность реального, а не номинального участия в управлении образовательной деятельностью учреждения.

Миссия управленческой команды заключалась в сопоставлении целевых ориентиров развития школы, путей их достижения и прогностического потенциала учреждения, а также в консолидации имеющихся у образовательной организации ресурсов (кадровых, информационных, коммуникационных и т.д.) для оказания субъектам всесторонней помощи и создания комфортных условий прогностической деятельности. Функциональное назначение управленческой команды связывалось с педагогическим, консультационным, информационным сопровождением прогнозирующих субъектов. Это нашло отражение в рамках: выявления «проблемных зон» и «точек роста» прогнозирующих субъектов; обеспечения развития субъектности представителей педагогического сообщества; организации осмысления взаимосвязи «науки» и «практики»; помощи в определении содержания и логики прогностической деятельности, в освоении деятельностных норм и опыта прогнозирования.

Создание субъектно-личностных условий прогнозирования развития школы позволило актуализировать внутренний потенциал субъектов, повысить личностную и профессиональную значимость целевых приоритетов и ведущих замыслов прогностической деятельности, совершенствовать уровень согласованности их прогностических действий. В реализации данных условий для нас было важно осуществить интеграцию и достичь единства, целостности индивидуального бытия прогнозирующих субъектов и бытия со-общности (группы, коллектива) в смысловом пространстве прогностической деятельности школы.

Стратегия актуализации внутреннего прогностического потенциала субъектов учитывала их личные потребности и ожидания, желание и возможности, индивидуальные характеристики и особенности. Сам процесс актуализации был связан с поддержкой и обучением субъектов посредством наставничества, консультирования, тренинговых программ. Наши усилия, поддерживаемые педагогическим коллективом школы, были направлены на организацию полисубъектного взаимодействия по ряду позиций: ценности, смыслы, установки, деятельностные нормы прогнозирования, взаимное принятие и взаимопонимание. Представленная таким образом логика реализации субъектно-личностных условий обеспечила осознание педагогическим коллективом важности, личностной и профессиональной значимости как самой прогностической деятельности, так и ее результатов, способствовала приобретению уверенности субъектов в собственных силах и возможностях, позволила им идентифицировать себя в качестве прогностов.

Создание организационно-педагогических условий было ориентировано на реализацию потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды школы, способных обеспечить упорядоченное, целенаправленное и эффективное прогнозирование ее развития. Приоритетными направлениями нашей деятельности в рамках создания условий данной группы были обозначены: организация развивающего профессионального взаимодействия прогнозирующих субъектов; организация подготовительного внутришкольного повышения квалификации в сфере прогностической деятельности; разработка и внедрение технологического обеспечения прогностической деятельности школы.

Мониторинговое изучение проблемы осуществлялось по критерию эффективности прогностической деятельности субъектов, при изучении которого была зафиксирована положительная динамика в контрольной и экспериментальной группах. Однако в экспериментальной группе она была более ярко выражена. В экспериментальной группе число педагогических работников, находящихся на низком уровне, уменьшилось на 22,7%, на среднем и высоком – увеличилось соответственно на 14,4% и 8,3%. В контрольной группе ситуация кардинальным образом не поменялась.

По результатам опытно-экспериментальной работы также была зафиксирована положительная динамика объективных показателей деятельности школы: рейтинг образовательного учреждения; количество педагогических работников, участвующих в мероприятиях городского, областного, всероссийского и международного уровней; квалификационный состав кадров; публикационная активность педагогов; количество учащихся – членов научного сообщества; участие родителей в мероприятиях школы и т.д. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты отражают количественные и количественные изменения жизнедеятельности школы. Их анализ позволяет сделать вывод об успешности опытно-экспериментальной работы.

Заключение

Прогнозирование развития школы является относительно новой, но вызывающей устойчивый научный и практический интерес проблемой. Результаты исследования позволили сделать вывод о наличии в современных общеобразовательных организациях предпосылок эффективной реализации педагогического прогнозирования как важного ресурса обновления ее жизнедеятельности. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности диссеминации описанной содержательной и технологической логики деятельности школы по прогнозированию траекторий собственного развития.


Библиографическая ссылка

Султанова Т.А. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32436 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674