Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORECASTING OF SCHOOL DEVELOPMENT: IMPLEMENTATION EXPERIENCE

Sultanova T.A. 1
1 Orenburg State University
The article presents the structural and procedural logic of the study of the problem of forecasting the development of the school. According to the leading idea of the study, the integrity and effectiveness of school development, the transition of this process to a qualitatively new level of implementation is ensured by scientifically based forecasting. The target guidelines of the experimental work were aimed at studying forecasting as an instrumental resource for updating the school’s life. The main stages of work included the creation of socio-pedagogical, subject-personal and organizational-pedagogical conditions, monitoring study and examination of the current state of the phenomenon under study. The basis of the study was the target programs «Improving the qualifications of the teaching staff of the school in the field of prognostic activity», «Supporting the prognostic activity of the school», «Monitoring the prognostic activity of the school». The first program was aimed at the formation and development of predictive competence of teaching staff. The second one provided multi-vector interaction of forecasting subjects. The third involved the creation of a unified system for diagnosing and monitoring the process and results of the school's prognostic activities. The results of the monitoring study showed a positive trend both in terms of the effectiveness of the prognostic activity of the subjects, and in terms of objective indicators of the school's activities. The author made a conclusion about the possibility of using forecasting as a resource for the innovative development of the school and identified areas for future work on the problem.
school development
forecasting
predictive competence
predictive activity
polysubjective interaction

Современная общеобразовательная школа как один из важнейших социальных институтов оказывает значительное влияние на перспективы и возможности экономического, социокультурного и научно-технического прогресса страны. Ее деятельность детерминируется социальными ожиданиями и потребностями и направлена на передачу молодому поколению культурных традиций, ценностей, норм российского общества.

В настоящее время одним из новшеств понимания общеобразовательной школы является ее отождествление с категорией «организация». Значимым критерием эффективности деятельности современной школы становится ее конкурентоспособность, отражающая рыночную философию организации и характеризующая ее успешность по отношению к внешней среде. Адекватная реакция школы в подобной ситуации связывается с выявлением максимально возможного спектра собственных конкурентных преимуществ. Обновление деятельности школы предполагает введение инноваций, перспективы реализации которых могут быть связаны не только с положительными эффектами, но и с рисковыми ситуациями. Необходимость предупреждения последних определяет значимость прогностического обоснования возможных нововведений.

Цель исследования заключается в описании комплекса условий прогнозирования развития школы и представлении отдельных результатов их апробации в образовательной практике.

Материал и методы исследования. Научный интерес к проблемам прогнозирования, в том числе и образовательного, прослеживается в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Методологическое обоснование социального прогнозирования представлено в трудах Е.Ю. Рождественской и В.В. Семеновой [1], В.Д.Соловей [2], Х.С.Вильданова и В.В.Деркач [3] и др. Проблематика образовательного прогнозирования является предметом исследований Г.В.Варгановой и Я.Е. Скурихиной [4], А.Ф.Матушак [5], P. McRae [6] и др. Особенности функционирования и развития школы представлены в работах M. Rickinson, M.Hall, A. Reid [7], T.D. Reeves [8]. Прогнозирование как ресурс и инструментальная основа развития отдельных аспектов образования представлено в работах А.В.Рождественского [9], С.Ю.Боруха [10] и др.

Категория «прогнозирование» в научных работах имеет ряд интерпретаций и представлена как: составная часть педагогической науки и практики [9]; «особый вид познания, нацеленный на получение знания о будущем и процессах его развития» [11, c. 8]; способность опережающего отражения будущего, выраженная в качестве психической формы мыследеятельности [12]; функция эмпирического способа преобразования будущего [10]. Анализ сущностной характеристики позволяет увидеть многогранность категории «прогнозирование» и открывает перспективы ее исследования в различных ракурсах.

Представленные работы позволили нам определить стратегию и логику исследования прогнозирования развития школы. Ведущей идеей исследования выступило положение, согласно которому целостность и эффективность развития школы, его переход на качественно новый уровень реализации обеспечиваются научно обоснованным прогнозированием. Прогностическая деятельность позволяет представить содержание обновлений жизнедеятельности школы сквозь призму интересов и потребностей как общества, так и отдельных личностей.

Целевые ориентиры опытно-экспериментальной работы связывались с формированием и развитием деятельности школы по прогнозированию собственного развития, а основная задача заключалась в изменениях и преобразованиях, т.е. воздействиях, в результате которых прогнозирование могло бы стать ресурсом обновления жизнедеятельности образовательной организации. Решение данной задачи предполагало создание социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий, мониторинговое изучение и экспертизу актуального состояния исследуемого феномена. В качестве базы исследования были выбраны образовательные учреждения города Оренбурга и Оренбургской области. Экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет на уровнях школы в целом, ее управленческого звена и педагогического коллектива. В исследовании приняли участие 186 человек. Из них экспериментальную группу составили 97 человек, контрольную – 89.

Содержательную основу опытно-экспериментальной работы составила целевая программа «Повышение квалификации педагогического коллектива школы в сфере прогностической деятельности». Цель освоения программы была связана с формированием и развитием базовой прогностической компетентности педагогических работников, которая позиционировалась как инвариант знаний, умений и опыта деятельности, необходимый для решения профессионально-педагогических задач средствами прогнозирования. В качестве основных задач выступили: формирование представлений о роли и месте прогнозирования в профессионально-педагогической деятельности; освоение основных приемов и методов образовательного прогнозирования; углубление знаний и умений обоснованного выбора информационной основы и содержания образовательного прогноза, вариантов использования результатов прогноза в деятельности педагогических работников.

В рамках освоения программы педагогическим работникам было предложено два направления работы: теоретическое и практическое. Первое предполагало углубление знаний в области прогностической деятельности. Оно предусматривало лекционные занятия и проблемные семинары, в рамках которых происходили обсуждение основных вопросов изучаемых тем, анализ профессионально-педагогических ситуаций, знакомство с опытом коллег, работа в малых группах. Реализация практического направления предполагала разработку проектного прогноза профессиональной направленности. Наряду с этим предполагались проведение индивидуальных и групповых консультаций, самостоятельная работа обучаемых.

Одной из целевых подпрограмм опытно-экспериментальной работы выступила программа «Сопровождение прогностической деятельности школы». Содержательная и процессуальная логика ее реализации включала четыре модуля, каждый из которых обеспечивал решение определенных задач и характеризовался специфическими формами взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых субъектов (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика целевой программы «Сопровождение прогностической деятельности школы

Модуль

Задачи

Формы взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых

Стартовая актуализация

- актуализация интереса к прогностической деятельности;

- формирование устойчивых мотивов и потребностей в реализации прогностической деятельности;

- обеспечение единого информационного поля о возможностях использования прогнозирования в профессионально-педагогической деятельности, его целях, содержании, ожидаемых результатах

- образовательные, проблемные и рефлексивные семинары;

- мастер-классы

Инновационное погружение

- организация пробных прогностических практик;

- выявление уровня «деятельностной» ориентации прогнозирующих субъектов;

- контекстуальное включение субъектов в прогностическую деятельность

- индивидуальные и групповые консультации;

- пилотажная разработка образовательных прогнозов, их представление и обсуждение с коллегами

Фасилитационное развитие

- установление вертикальных и горизонтальных коммуникаций в процессе прогнозирования;

- консолидация прогностического опыта субъектов;

- формирование единой системы оценки и контроля процесса и результата прогнозирования

- мастер-классы;

- проблемные семинары;

- тренинги

Рефлексивная стабилизация

- обеспечение ценностно-смысловой интеграции субъектов;

- самоидентификация субъектов в качестве прогностов;

- обобщение и диссеминация опыта прогнозирования

- рефлексивные семинары;

- педагогические мастерские

Важным направлением работы являлась целевая программа «Мониторинг прогностической деятельности школы». Цель реализации программы мониторинга предполагала создание единой системы диагностики и контроля процесса и результатов прогностической деятельности школы, способной обеспечить ее анализ и коррекцию и тем самым повысить ее эффективность. Основными задачами выступили: получение достоверной и объективной информации о содержании, результатах и условиях реализации прогностической деятельности школы; ее систематизация, открывающая перспективы для совершенствования обеспечивающей подсистемы прогностической деятельности школы; аналитическое обобщение полученной информации, направленное на уточнение перспектив развития прогностической деятельности школы.

Информационный фонд мониторингового исследования был представлен в виде банка информации, включающего аналитические отчеты и таблицы, схемы, диаграммы, графики, экспертные оценки и т.д. Сама программа имела пролонгированный характер, а логика ее реализации фактически оставалась неизменной.

Результаты исследования и их обсуждение. Значимым результатом опытно-экспериментальной работы стала апробация комплекса социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий прогнозирования развития школы.

Создание социально-педагогических условий было связано с формированием управленческой команды по прогнозированию развития школы и позволило использовать потенциальные возможности социума для обеспечения эффективной разработки прогнозов. Сам процесс формирования управленческой команды по прогнозированию предполагал включение в ее состав как членов педагогического коллектива школы, так и специалистов занятых в других сферах деятельности. Очевидно, что наиболее заинтересованными в совершенствовании образовательной деятельности школы лицами выступают родители обучаемых. В связи с этим некоторым из них было предложено принять участие в работе управленческой команды по прогнозированию в качестве консультантов. Таким образом, в состав команды, помимо работников школы, вошли два психолога, социальный работник, два педагога дополнительного образования, три представителя научной сферы деятельности. В разработке и реализации прогностических проектов развития школы приняли участие врач-психотерапевт, врач-нарколог, инспектор ГИБДД, работник библиотеки, сотрудник музея и др. Во-первых, это позволило обогатить в контексте прогностической деятельности кадровый ресурс школы. Во-вторых, предоставило самим родителям возможность реального, а не номинального участия в управлении образовательной деятельностью учреждения.

Миссия управленческой команды заключалась в сопоставлении целевых ориентиров развития школы, путей их достижения и прогностического потенциала учреждения, а также в консолидации имеющихся у образовательной организации ресурсов (кадровых, информационных, коммуникационных и т.д.) для оказания субъектам всесторонней помощи и создания комфортных условий прогностической деятельности. Функциональное назначение управленческой команды связывалось с педагогическим, консультационным, информационным сопровождением прогнозирующих субъектов. Это нашло отражение в рамках: выявления «проблемных зон» и «точек роста» прогнозирующих субъектов; обеспечения развития субъектности представителей педагогического сообщества; организации осмысления взаимосвязи «науки» и «практики»; помощи в определении содержания и логики прогностической деятельности, в освоении деятельностных норм и опыта прогнозирования.

Создание субъектно-личностных условий прогнозирования развития школы позволило актуализировать внутренний потенциал субъектов, повысить личностную и профессиональную значимость целевых приоритетов и ведущих замыслов прогностической деятельности, совершенствовать уровень согласованности их прогностических действий. В реализации данных условий для нас было важно осуществить интеграцию и достичь единства, целостности индивидуального бытия прогнозирующих субъектов и бытия со-общности (группы, коллектива) в смысловом пространстве прогностической деятельности школы.

Стратегия актуализации внутреннего прогностического потенциала субъектов учитывала их личные потребности и ожидания, желание и возможности, индивидуальные характеристики и особенности. Сам процесс актуализации был связан с поддержкой и обучением субъектов посредством наставничества, консультирования, тренинговых программ. Наши усилия, поддерживаемые педагогическим коллективом школы, были направлены на организацию полисубъектного взаимодействия по ряду позиций: ценности, смыслы, установки, деятельностные нормы прогнозирования, взаимное принятие и взаимопонимание. Представленная таким образом логика реализации субъектно-личностных условий обеспечила осознание педагогическим коллективом важности, личностной и профессиональной значимости как самой прогностической деятельности, так и ее результатов, способствовала приобретению уверенности субъектов в собственных силах и возможностях, позволила им идентифицировать себя в качестве прогностов.

Создание организационно-педагогических условий было ориентировано на реализацию потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды школы, способных обеспечить упорядоченное, целенаправленное и эффективное прогнозирование ее развития. Приоритетными направлениями нашей деятельности в рамках создания условий данной группы были обозначены: организация развивающего профессионального взаимодействия прогнозирующих субъектов; организация подготовительного внутришкольного повышения квалификации в сфере прогностической деятельности; разработка и внедрение технологического обеспечения прогностической деятельности школы.

Мониторинговое изучение проблемы осуществлялось по критерию эффективности прогностической деятельности субъектов, при изучении которого была зафиксирована положительная динамика в контрольной и экспериментальной группах. Однако в экспериментальной группе она была более ярко выражена. В экспериментальной группе число педагогических работников, находящихся на низком уровне, уменьшилось на 22,7%, на среднем и высоком – увеличилось соответственно на 14,4% и 8,3%. В контрольной группе ситуация кардинальным образом не поменялась.

По результатам опытно-экспериментальной работы также была зафиксирована положительная динамика объективных показателей деятельности школы: рейтинг образовательного учреждения; количество педагогических работников, участвующих в мероприятиях городского, областного, всероссийского и международного уровней; квалификационный состав кадров; публикационная активность педагогов; количество учащихся – членов научного сообщества; участие родителей в мероприятиях школы и т.д. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты отражают количественные и количественные изменения жизнедеятельности школы. Их анализ позволяет сделать вывод об успешности опытно-экспериментальной работы.

Заключение

Прогнозирование развития школы является относительно новой, но вызывающей устойчивый научный и практический интерес проблемой. Результаты исследования позволили сделать вывод о наличии в современных общеобразовательных организациях предпосылок эффективной реализации педагогического прогнозирования как важного ресурса обновления ее жизнедеятельности. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности диссеминации описанной содержательной и технологической логики деятельности школы по прогнозированию траекторий собственного развития.