Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОТОВНОСТЬ К АДАПТАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Воскрекасенко О.А. 1 Сергеева С.В. 2 Варникова О.В. 3
1 ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
2 ФГБОУ ВО "Пензенский государственный технологический университет"
3 Пензенский артиллерийский инженерный институт (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва»
В статье обосновывается значимость целенаправленной деятельности по обеспечению успешной адаптации молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. Предлагается вариант решения проблемы посредством формирования у будущих педагогов в ходе профессиональной подготовки в высшей школе готовности к адаптации. Осуществлен анализ научно-педагогической литературы по заявленной проблеме, показавший, что целенаправленное формирование готовности к адаптации применительно к будущим педагогам на сегодняшний день не рассматривается в качестве самостоятельного предмета исследования, но для него сложились научные предпосылки. Определены компоненты готовности: мотивационно-побудительный, когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный. Представлены результаты опроса обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование», проведенного на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» на основе разработанного опросника, позволяющего определить сформированность компонентов готовности. Сделан вывод о наибольшей сформированности мотивационно-побудительного и рефлексивно-оценочного компонентов готовности, а также о необходимости придания ее формированию в ходе профессиональной подготовки в высшей школе целенаправленного характера. Намечен ряд направлений деятельности по обеспечению эффективности формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации.
адаптация
готовность
будущие педагоги
высшая школа
профессиональная подготовка
образовательный процесс
1. Овчинникова Л.А., Декман И.Е. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого педагога к условиям профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 354-357.
2. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Адаптация молодого учителя к педагогической деятельности: монография. М., 2023. 132 с.
3. Казарян И.Р., Косенко Н.В. Структурные и содержательные компоненты профессиональной адаптации педагогов (учителей) в общеобразовательных учреждениях // Аспирант. Приложение к журналу вестник забайкальского государственного университета. 2014. № 1 (15). С. 71-77.
4. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г., Кипурова С. Н., Сергеев А.Н., Сергеева АВ. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию: монография. Тула, 2013. С. 232.
5. Абасов З.А. Профессиональная адаптация молодых учителей // Педагогика. 2022. Т. 86. № 4. С. 78-86.
6. Пухова Т.Г., Трифонова Л.Б. Содействие адаптации молодого учителя в разновозрастном педагогическом коллективе // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 2 (15). С. 28-29.
7. Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62-70.
8. Асильдерова М.М., Цахаева А.А., Бостанова Л.Ш., Бостанова С.Н., Урусова А.М., Биджиев А.С., Аминова Д.К. Региональные особенности социально-психологической адаптации и готовности к выполнению трудовых функций: от социального педагога до молодого учителя: монография. М., 2023. 132 с.
9. Сахаров С.Ю. Этапы профессиональной адаптации молодых офицеров // Теория и практика современной науки. 2017. № 5 (23). С. 1227-1230.
10. Тюкина А.В. Методологические основания и принципы формирования готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5-1. С. 161-165.

Резко возросшие в последнее десятилетие требования к результативности профессиональной деятельности педагогов, их личностно-профессиональным качествам и компетентности, а также особенности современного поколения школьников и их родителей, существенно усложнившие характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса, придали новую остроту традиционной проблеме адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации. Трудности адаптационного периода все чаще становятся причиной их ухода из профессии после одного-двух лет педагогической деятельности. В связи с этим в общеобразовательных организациях идет активный поиск наиболее эффективных способов обеспечения успешной адаптации молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности. С этой целью широко используются потенциал системы наставничества, мастер-классы, стажировочные площадки, занятия в школе молодого учителя и др. [1]. Однако отток молодых кадров из школ в первые годы их профессиональной деятельности по-прежнему высок.

Одним из вариантов решения проблемы может стать формирование в образовательном процессе высшей школы готовности обучающихся – будущих педагогов к адаптации к условиям профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. В связи с этим цель статьи – определить сущность и структуру готовности к адаптации как результата профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования были использованы анализ и обобщение научной литературы по проблеме формирования готовности будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации, а также результатов опроса обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), проведенного на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Результаты исследования и их обсуждение

Как показал анализ научной литературы, в исследованиях последних лет все чаще поднимается закономерный вопрос, связанный со сложным динамическим процессом «вхождения» молодого педагога в профессионально-педагогическую деятельность. Высокий интерес к рассмотрению теоретических, содержательных и технологических аспектов обеспечения успешной адаптации молодого педагога в общеобразовательной организации показывает, насколько проблема сложна и многогранна в своем решении.

Так, в целом ряде работ изучаются вопросы, связанные с выявлением ресурсов осуществления эффективной адаптации молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности, факторов, обусловливающих темп прохождения стадий профессиональной адаптации, а также с раскрытием роли администрации образовательной организации и других субъектов образовательных отношений в решении задачи успешной адаптации начинающих профессиональную деятельность учителей (Д.К Аминова, А.А. Цахаева) [2].

Осуществляемый поиск путей и механизмов решения этих и других вопросов позволил исследователям: раскрыть сущность, определить структурные и содержательные компоненты профессиональной адаптации молодых педагогов в образовательных организациях общего образования (И.Р. Казарян, Н.В. Косенко) [3]; охарактеризовать этапы развития их адаптационного потенциала (от адаптации в качестве первокурсника до выпускника вуза и его вхождения в «профессиональную среду») (С.Н. Кипурова, В.Г. Подзолков, А.В. Сергеева, А.Н.Сергеев, Н.А. Шайденко) [4]; определить специфику, показать двусторонний характер профессиональной адаптации молодых педагогов, вскрыть причины, осложняющие этот процесс, предложить рекомендации по их решению (З.А. Абасов) [5].

Заслуживают внимания работы, в которых рассматриваются конкретные проблемы адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях, например специфика их адаптации в разновозрастном педагогическом коллективе (Т.Г. Пухова, Л.Б. Трифонова) [6]. Результатами исследований стали предложенные авторами пути снижения остроты проблем (например, успешная коммуникация, умение работать в команде, быть готовым к применению в своей практике элементов новшеств и инноваций и др.).

Многочисленные публикации последних лет (Л.Н. Данилова, И.Е. Декман, Л.А.Овчинникова, А.П. Чернявская и др.) [1, 7] отражают решение отдельно взятых актуальных проблем сопровождения и наставничества в адаптации молодого педагога, призванных «смягчить» их «вхождение» в профессионально-педагогическую деятельность в условиях общеобразовательной организации. Сопровождение, осуществляемое в процессе наставничества, по мнению исследователей, должно охватывать всех причастных к адаптации молодого педагога субъектов образовательных отношений. Ученые единогласно высказывают мнение о необходимости в процессе наставничества проводить мониторинг и мероприятия, направленные на мотивацию и стимулирование профессиональной деятельности, отслеживать динамику профессионально-педагогического и личностного роста, создавать благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации, постепенно вовлекая в учебно-методические, творческие и иные проекты, реализуемые в общеобразовательной организации.

Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы, раскрывающие: особенности адаптации и готовности молодого педагога к выполнению трудовых функций, формируемых в период подготовки в высшей школе (Д.К. Аминова, М.М. Асильдерова, А.С.Биджиев, Л.Ш.Бостанова, С.Н. Бостанова, А.М. Урусова, А.А. Цахаева) [8]; формирование в образовательном процессе вуза готовности будущих военных (С.Ю.Сахаров) [9] и будущих инженеров (А.В. Тюкина) [10] к профессиональной (социально-профессиональной) адаптации. В данных исследованиях готовность рассматривается как сложное интегративное личностное образование, состоящее из совокупности компонентов и формируемое в ходе профессиональной подготовки в высшей школе.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема рассмотрения готовности к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации как результата профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе в качестве самостоятельного предмета исследования на сегодняшний день не рассматривалась.

Анализ вышеназванных работ по проблеме адаптации молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности [2, 5, 6] и готовности как интегративной личностной характеристики [8, 9, 10] стал основанием для выделения компонентов готовности будущих педагогов к успешной адаптации в общеобразовательной организации: мотивационно-побудительного, когнитивного, деятельностно-практического и рефлексивно-оценочного.

Мотивационно-побудительный компонент включает в себя:

- убежденность в значимости педагогической профессии;

- мотивацию на достижение успеха в педагогической деятельности;

- установку на активность в ситуации адаптации к профессионально-педагогической деятельности.

Когнитивный компонент содержит:

- систему знаний в предметной области, педагогике, психологии и методике преподавания;

- представления о требованиях рынка труда к педагогическим кадрам, условиях трудоустройства и возможностях карьерного роста;

- представления об основных проблемах адаптации молодого педагога в общеобразовательной организации и путях их преодоления.

Деятельностно-практический компонент включает в себя систему умений и навыков:

- в предметной области, педагогике, психологии и методике преподавания;

- в построении эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями);

- саморегуляции профессионально-педагогической деятельности и психоэмоционального состояния.

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает сформированность у будущего учителя:

- понимания перспектив саморазвития и самореализации как профессионала в сфере профессионально-педагогической деятельности;

- образа «Я-учитель»;

- потребности в самоанализе, самооценке и коррекции результатов профессионально-педагогической деятельности и процесса адаптации к ней.

В соответствии с определенными компонентами был разработан опросник, направленный на выявление сформированности в ходе профессиональной подготовки в высшей школе у обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» готовности к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. В опросе приняли участие 123 обучающихся 3–4-х курсов Педагогического института ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Ниже представлены результаты опроса.

Первая группа вопросов была направлена на определение мотивационно-побудительного компонента готовности. Так, на вопрос: «Учитель выполняет важнейшую для общественного развития задачу – воспитание подрастающего поколения» – дали утвердительный ответ 92% обучающихся – будущих педагогов; отрицательный – 3%. Сомневаются в справедливости утверждения 5% респондентов. В свою очередь около 65% принявших участие в опросе согласились с утверждением, что «Достижение успеха в выбранной профессионально-педагогической деятельности является для меня личностно значимым». Не согласны с этим 14%, отчасти согласны – 21%. Последние варианты ответа, как следует из отдельных комментариев обучающихся, связаны с их неуверенностью в профессиональном выборе и сомнениях в целесообразности профессиональной деятельности в сфере образования. На утверждение «Успешность адаптации молодого педагога в школе во многом определяется его пониманием происходящего процесса и проявленной целенаправленной активностью» дали положительный ответ 54% опрошенных, отрицательный – 17 %. Не согласные с утверждением, как правило, указывают на роль отношений и традиций, сложившихся в образовательной организации, а также протекции при приеме на работу. Отчасти согласились с утверждением 29 % будущих педагогов, принявших участие в опросе. Они признают значимость собственной активности в процессе адаптации, но и указывают на значение школьной среды и иных внешних обстоятельств.

Целый ряд вопросов был направлен на определение сформированности когнитивного компонента готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. Так, на вопрос: «Знаний, полученных в ходе профессиональной подготовки в предметной области (по педагогике, психологии, методике преподавания), мне уже сегодня достаточно для успешного вхождения в профессиональную деятельность» – были получены следующие ответы: в предметной области: да – 69%, нет – 11%, отчасти – 20%; по педагогике: да – 51%, нет –26%, отчасти – 23%; по психологии: да – 43%, нет – 32%, отчасти – 25%; по методике: да – 50%, нет – 29%, отчасти – 21%. О наличии представлений о требованиях рынка труда к педагогическим кадрам, условиях трудоустройства и возможностях карьерного роста на момент обучения ответили утвердительно 34% обучающихся – будущих педагогов, отрицательно – 23%, отчасти – 33%. В свою очередь, о наличии на момент обучения в вузе представлений об основных проблемах адаптации молодого педагога в общеобразовательной организации и путях их преодоления ответили: да – 37%; нет – 24%; отчасти – 39% обучающихся.

Относительно сформированности деятельностно-практического компонента готовности результаты опроса показали следующее. На вопрос: «Умений и навыков, сформированных в ходе профессиональной подготовки в предметной области (по педагогике, психологии, методике преподавания), мне уже сегодня достаточно для успешного вхождения в профессиональную деятельность» – были получены следующие ответы: в предметной области: да – 54%, нет – 17%, отчасти – 29%; по педагогике: да – 31%, нет – 38%; отчасти – 31%; по психологии: да – 39%, нет – 36%; отчасти – 25%; по методике преподавания: да – 34%, нет – 35%, отчасти – 31%.

На вопрос о наличии у будущих педагогов на момент обучения умений и навыков построения эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями) ответили утвердительно 31% обучающихся, отрицательно – 46%, отчасти – 23%. Положительный ответ дали, главным образом, обучающиеся 4-го курса, а также уже имеющие опыт работы в школе. В свою очередь, утвердительно ответили на вопрос о сформированности навыков саморегуляции профессионально-педагогической деятельности и психоэмоционального состояния 47% участвовавших в опросе обучающихся – будущих педагогов. Отрицательный ответ дали 26% опрошенных. Сомневаются в ответе 27% респондентов.

Для определения сформированности рефлексивно-оценочного компонента готовности к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации обучающимся также был предложен ряд утверждений, показавших следующие результаты.

На сформированность понимания перспектив саморазвития и самореализации как профессионала в выбранной сфере профессионально-педагогической деятельности указали 49% принявших участие в опросе обучающихся. Считают, что у них еще не сформировано понимание перспектив профессионального саморазвития, 18%, отчасти – 33%. Немного менее половины (44%) будущих педагогов считают, что у них уже сформирован целостный образ «Я-учитель». На его частичную сформированность указали 39%, на отсутствие – 17% респондентов. Относительно потребности обучающихся – будущих педагогов в самоанализе, самооценке и коррекции результатов профессионально-педагогической деятельности и процесса адаптации к ней утвердительный ответ дали 67% опрошенных, отрицательный – 19%, промежуточный, отражающий сомнения отвечающего, – 14% опрошенных.

Анализ полученных в ходе опроса данных свидетельствует о наибольшей сформированности мотивационно-побудительного компонента готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации. Достаточно позитивные данные получены и по сформированности рефлексивно-оценочного компонента, что во многом определяется характером профессиональной подготовки будущих педагогов. В отношении знаний, умений и навыков в структуре готовности будущих педагогов к адаптации опрос показал большую сформированность собственно профессиональных знаний, умений и навыков и недостаточную – непосредственно адаптационной проблематики.

В связи с этим можно наметить ряд направлений деятельности по обеспечению эффективности формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации:

- придание формированию данной готовности целенаправленного характера посредством введения в содержание дисциплин соответствующих элементов;

- знакомство обучающихся с требованиями профессионально-педагогической деятельности, рынком труда в сфере образования, вариантами трудоустройства и построения педагогической карьеры;

- формирование в ходе изучения дисциплин «Психология» и «Педагогика» умений и навыков построения эффективного взаимодействия с субъектами образовательных отношений, а также навыков саморегуляции и стрессоустойчивости;

- знакомство студентов в ходе изучения дисциплины «Педагогика» и педагогической практики с должностными функциями, правами и обязанностями педагогов (учителей-предметников, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, представителей администрации) и др.

Заключение

Таким образом, в статье предложен один из возможных вариантов практического решения проблемы успешной адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации посредством формирования у обучающихся – будущих педагогов в ходе профессиональной подготовки в высшей школе соответствующей готовности. В результате анализа научной литературы определены и выявлены на основе разработанного опросника мотивационно-побудительный, когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный компоненты готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации. Придание процессу формирования готовности обучающихся целенаправленного характера позволит использовать потенциал профессиональной подготовки в высшей школе для обеспечения успешной адаптации выпускников в общеобразовательных организациях и сохранения молодых кадров в профессии.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Сергеева С.В., Варникова О.В. ГОТОВНОСТЬ К АДАПТАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32409 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674