Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

READINESS FOR ADAPTATION AS A RESULT OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHER IN HIGHER SCHOOL

Voskrekasenko O.A. 1 Sergeeva S.V. 2 Varnikova O.V. 3
1 Penza State University
2 Penza State Technological University
3 Penza Artillery Engineering Institute (branch) of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khruleva
The article substantiates the importance of purposeful activities to ensure the successful adaptation of young teachers to professional and pedagogical activities in a general education organization. A variant of solving the problem is proposed through the formation of readiness for adaptation in future teachers in the course of professional training in higher education. An analysis of the scientific and pedagogical literature on the stated problem was carried out, which showed that the purposeful formation of readiness for adaptation in relation to future teachers is not currently considered as an independent subject of research, but scientific prerequisites have been formed for it. Readiness components are defined: motivational-incentive, cognitive, activity-practical and reflective-evaluative. The results of a survey of students in the direction of training «Pedagogical education», conducted on the basis of the Penza State University on the basis of a developed questionnaire, which allows determining the formation of readiness components, are presented. The conclusion is made about the highest formation of the motivational-incentive and reflexive-evaluative components of readiness, as well as the need to give it a purposeful character in the course of professional training in higher education. A number of activities have been outlined to ensure the effectiveness of the formation in the educational process of the university of the readiness of future teachers to adapt to professional and pedagogical activities in the conditions of a general educational organization.
adaptation
readiness
future teachers
higher education
professional training
educational process

Резко возросшие в последнее десятилетие требования к результативности профессиональной деятельности педагогов, их личностно-профессиональным качествам и компетентности, а также особенности современного поколения школьников и их родителей, существенно усложнившие характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса, придали новую остроту традиционной проблеме адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации. Трудности адаптационного периода все чаще становятся причиной их ухода из профессии после одного-двух лет педагогической деятельности. В связи с этим в общеобразовательных организациях идет активный поиск наиболее эффективных способов обеспечения успешной адаптации молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности. С этой целью широко используются потенциал системы наставничества, мастер-классы, стажировочные площадки, занятия в школе молодого учителя и др. [1]. Однако отток молодых кадров из школ в первые годы их профессиональной деятельности по-прежнему высок.

Одним из вариантов решения проблемы может стать формирование в образовательном процессе высшей школы готовности обучающихся – будущих педагогов к адаптации к условиям профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. В связи с этим цель статьи – определить сущность и структуру готовности к адаптации как результата профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования были использованы анализ и обобщение научной литературы по проблеме формирования готовности будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации, а также результатов опроса обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), проведенного на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Результаты исследования и их обсуждение

Как показал анализ научной литературы, в исследованиях последних лет все чаще поднимается закономерный вопрос, связанный со сложным динамическим процессом «вхождения» молодого педагога в профессионально-педагогическую деятельность. Высокий интерес к рассмотрению теоретических, содержательных и технологических аспектов обеспечения успешной адаптации молодого педагога в общеобразовательной организации показывает, насколько проблема сложна и многогранна в своем решении.

Так, в целом ряде работ изучаются вопросы, связанные с выявлением ресурсов осуществления эффективной адаптации молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности, факторов, обусловливающих темп прохождения стадий профессиональной адаптации, а также с раскрытием роли администрации образовательной организации и других субъектов образовательных отношений в решении задачи успешной адаптации начинающих профессиональную деятельность учителей (Д.К Аминова, А.А. Цахаева) [2].

Осуществляемый поиск путей и механизмов решения этих и других вопросов позволил исследователям: раскрыть сущность, определить структурные и содержательные компоненты профессиональной адаптации молодых педагогов в образовательных организациях общего образования (И.Р. Казарян, Н.В. Косенко) [3]; охарактеризовать этапы развития их адаптационного потенциала (от адаптации в качестве первокурсника до выпускника вуза и его вхождения в «профессиональную среду») (С.Н. Кипурова, В.Г. Подзолков, А.В. Сергеева, А.Н.Сергеев, Н.А. Шайденко) [4]; определить специфику, показать двусторонний характер профессиональной адаптации молодых педагогов, вскрыть причины, осложняющие этот процесс, предложить рекомендации по их решению (З.А. Абасов) [5].

Заслуживают внимания работы, в которых рассматриваются конкретные проблемы адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях, например специфика их адаптации в разновозрастном педагогическом коллективе (Т.Г. Пухова, Л.Б. Трифонова) [6]. Результатами исследований стали предложенные авторами пути снижения остроты проблем (например, успешная коммуникация, умение работать в команде, быть готовым к применению в своей практике элементов новшеств и инноваций и др.).

Многочисленные публикации последних лет (Л.Н. Данилова, И.Е. Декман, Л.А.Овчинникова, А.П. Чернявская и др.) [1, 7] отражают решение отдельно взятых актуальных проблем сопровождения и наставничества в адаптации молодого педагога, призванных «смягчить» их «вхождение» в профессионально-педагогическую деятельность в условиях общеобразовательной организации. Сопровождение, осуществляемое в процессе наставничества, по мнению исследователей, должно охватывать всех причастных к адаптации молодого педагога субъектов образовательных отношений. Ученые единогласно высказывают мнение о необходимости в процессе наставничества проводить мониторинг и мероприятия, направленные на мотивацию и стимулирование профессиональной деятельности, отслеживать динамику профессионально-педагогического и личностного роста, создавать благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации, постепенно вовлекая в учебно-методические, творческие и иные проекты, реализуемые в общеобразовательной организации.

Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы, раскрывающие: особенности адаптации и готовности молодого педагога к выполнению трудовых функций, формируемых в период подготовки в высшей школе (Д.К. Аминова, М.М. Асильдерова, А.С.Биджиев, Л.Ш.Бостанова, С.Н. Бостанова, А.М. Урусова, А.А. Цахаева) [8]; формирование в образовательном процессе вуза готовности будущих военных (С.Ю.Сахаров) [9] и будущих инженеров (А.В. Тюкина) [10] к профессиональной (социально-профессиональной) адаптации. В данных исследованиях готовность рассматривается как сложное интегративное личностное образование, состоящее из совокупности компонентов и формируемое в ходе профессиональной подготовки в высшей школе.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема рассмотрения готовности к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации как результата профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе в качестве самостоятельного предмета исследования на сегодняшний день не рассматривалась.

Анализ вышеназванных работ по проблеме адаптации молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности [2, 5, 6] и готовности как интегративной личностной характеристики [8, 9, 10] стал основанием для выделения компонентов готовности будущих педагогов к успешной адаптации в общеобразовательной организации: мотивационно-побудительного, когнитивного, деятельностно-практического и рефлексивно-оценочного.

Мотивационно-побудительный компонент включает в себя:

- убежденность в значимости педагогической профессии;

- мотивацию на достижение успеха в педагогической деятельности;

- установку на активность в ситуации адаптации к профессионально-педагогической деятельности.

Когнитивный компонент содержит:

- систему знаний в предметной области, педагогике, психологии и методике преподавания;

- представления о требованиях рынка труда к педагогическим кадрам, условиях трудоустройства и возможностях карьерного роста;

- представления об основных проблемах адаптации молодого педагога в общеобразовательной организации и путях их преодоления.

Деятельностно-практический компонент включает в себя систему умений и навыков:

- в предметной области, педагогике, психологии и методике преподавания;

- в построении эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями);

- саморегуляции профессионально-педагогической деятельности и психоэмоционального состояния.

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает сформированность у будущего учителя:

- понимания перспектив саморазвития и самореализации как профессионала в сфере профессионально-педагогической деятельности;

- образа «Я-учитель»;

- потребности в самоанализе, самооценке и коррекции результатов профессионально-педагогической деятельности и процесса адаптации к ней.

В соответствии с определенными компонентами был разработан опросник, направленный на выявление сформированности в ходе профессиональной подготовки в высшей школе у обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» готовности к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. В опросе приняли участие 123 обучающихся 3–4-х курсов Педагогического института ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Ниже представлены результаты опроса.

Первая группа вопросов была направлена на определение мотивационно-побудительного компонента готовности. Так, на вопрос: «Учитель выполняет важнейшую для общественного развития задачу – воспитание подрастающего поколения» – дали утвердительный ответ 92% обучающихся – будущих педагогов; отрицательный – 3%. Сомневаются в справедливости утверждения 5% респондентов. В свою очередь около 65% принявших участие в опросе согласились с утверждением, что «Достижение успеха в выбранной профессионально-педагогической деятельности является для меня личностно значимым». Не согласны с этим 14%, отчасти согласны – 21%. Последние варианты ответа, как следует из отдельных комментариев обучающихся, связаны с их неуверенностью в профессиональном выборе и сомнениях в целесообразности профессиональной деятельности в сфере образования. На утверждение «Успешность адаптации молодого педагога в школе во многом определяется его пониманием происходящего процесса и проявленной целенаправленной активностью» дали положительный ответ 54% опрошенных, отрицательный – 17 %. Не согласные с утверждением, как правило, указывают на роль отношений и традиций, сложившихся в образовательной организации, а также протекции при приеме на работу. Отчасти согласились с утверждением 29 % будущих педагогов, принявших участие в опросе. Они признают значимость собственной активности в процессе адаптации, но и указывают на значение школьной среды и иных внешних обстоятельств.

Целый ряд вопросов был направлен на определение сформированности когнитивного компонента готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. Так, на вопрос: «Знаний, полученных в ходе профессиональной подготовки в предметной области (по педагогике, психологии, методике преподавания), мне уже сегодня достаточно для успешного вхождения в профессиональную деятельность» – были получены следующие ответы: в предметной области: да – 69%, нет – 11%, отчасти – 20%; по педагогике: да – 51%, нет –26%, отчасти – 23%; по психологии: да – 43%, нет – 32%, отчасти – 25%; по методике: да – 50%, нет – 29%, отчасти – 21%. О наличии представлений о требованиях рынка труда к педагогическим кадрам, условиях трудоустройства и возможностях карьерного роста на момент обучения ответили утвердительно 34% обучающихся – будущих педагогов, отрицательно – 23%, отчасти – 33%. В свою очередь, о наличии на момент обучения в вузе представлений об основных проблемах адаптации молодого педагога в общеобразовательной организации и путях их преодоления ответили: да – 37%; нет – 24%; отчасти – 39% обучающихся.

Относительно сформированности деятельностно-практического компонента готовности результаты опроса показали следующее. На вопрос: «Умений и навыков, сформированных в ходе профессиональной подготовки в предметной области (по педагогике, психологии, методике преподавания), мне уже сегодня достаточно для успешного вхождения в профессиональную деятельность» – были получены следующие ответы: в предметной области: да – 54%, нет – 17%, отчасти – 29%; по педагогике: да – 31%, нет – 38%; отчасти – 31%; по психологии: да – 39%, нет – 36%; отчасти – 25%; по методике преподавания: да – 34%, нет – 35%, отчасти – 31%.

На вопрос о наличии у будущих педагогов на момент обучения умений и навыков построения эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями) ответили утвердительно 31% обучающихся, отрицательно – 46%, отчасти – 23%. Положительный ответ дали, главным образом, обучающиеся 4-го курса, а также уже имеющие опыт работы в школе. В свою очередь, утвердительно ответили на вопрос о сформированности навыков саморегуляции профессионально-педагогической деятельности и психоэмоционального состояния 47% участвовавших в опросе обучающихся – будущих педагогов. Отрицательный ответ дали 26% опрошенных. Сомневаются в ответе 27% респондентов.

Для определения сформированности рефлексивно-оценочного компонента готовности к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации обучающимся также был предложен ряд утверждений, показавших следующие результаты.

На сформированность понимания перспектив саморазвития и самореализации как профессионала в выбранной сфере профессионально-педагогической деятельности указали 49% принявших участие в опросе обучающихся. Считают, что у них еще не сформировано понимание перспектив профессионального саморазвития, 18%, отчасти – 33%. Немного менее половины (44%) будущих педагогов считают, что у них уже сформирован целостный образ «Я-учитель». На его частичную сформированность указали 39%, на отсутствие – 17% респондентов. Относительно потребности обучающихся – будущих педагогов в самоанализе, самооценке и коррекции результатов профессионально-педагогической деятельности и процесса адаптации к ней утвердительный ответ дали 67% опрошенных, отрицательный – 19%, промежуточный, отражающий сомнения отвечающего, – 14% опрошенных.

Анализ полученных в ходе опроса данных свидетельствует о наибольшей сформированности мотивационно-побудительного компонента готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации. Достаточно позитивные данные получены и по сформированности рефлексивно-оценочного компонента, что во многом определяется характером профессиональной подготовки будущих педагогов. В отношении знаний, умений и навыков в структуре готовности будущих педагогов к адаптации опрос показал большую сформированность собственно профессиональных знаний, умений и навыков и недостаточную – непосредственно адаптационной проблематики.

В связи с этим можно наметить ряд направлений деятельности по обеспечению эффективности формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации:

- придание формированию данной готовности целенаправленного характера посредством введения в содержание дисциплин соответствующих элементов;

- знакомство обучающихся с требованиями профессионально-педагогической деятельности, рынком труда в сфере образования, вариантами трудоустройства и построения педагогической карьеры;

- формирование в ходе изучения дисциплин «Психология» и «Педагогика» умений и навыков построения эффективного взаимодействия с субъектами образовательных отношений, а также навыков саморегуляции и стрессоустойчивости;

- знакомство студентов в ходе изучения дисциплины «Педагогика» и педагогической практики с должностными функциями, правами и обязанностями педагогов (учителей-предметников, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, представителей администрации) и др.

Заключение

Таким образом, в статье предложен один из возможных вариантов практического решения проблемы успешной адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации посредством формирования у обучающихся – будущих педагогов в ходе профессиональной подготовки в высшей школе соответствующей готовности. В результате анализа научной литературы определены и выявлены на основе разработанного опросника мотивационно-побудительный, когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный компоненты готовности будущих педагогов к адаптации к профессионально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной организации. Придание процессу формирования готовности обучающихся целенаправленного характера позволит использовать потенциал профессиональной подготовки в высшей школе для обеспечения успешной адаптации выпускников в общеобразовательных организациях и сохранения молодых кадров в профессии.