Масштабные процессы цифровизации, происходящие в настоящее время, приводят к ускоренному переходу «на цифру» сферы образования, к частичной или полной переориентации на сетевой формат в обучении. Этот переход выявляет ряд проблем, требующих осмысления и предложения решений. Помимо технических вопросов (проблемы материальной и методической неготовности системы образования к электронному обучению) и психологических (социальное дистанцирование, проблемы с мотивацией, недостаточное погружение обучающихся в учебную деятельность), указанные процессы на первый план выдвигают и проблемы здоровьесбережения.
Цель исследования – обозначить наиболее существенные факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса при сетевом обучении, предложить варианты их нивелирования.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели была применена группа методов теоретического и эмпирического характера:
- теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- констатирующий педагогический эксперимент (анкетирование);
- математические методы обработки результатов исследования.
Уточним понятийно-категориальный аппарат исследования для исключения неопределенности и многозначности используемой терминологии:
«Электронное обучение (e-learning) – обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий» [1; 2].
«Сетевое обучение (on-line learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети» [1].
«Автономное обучение (off-line learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети» [1].
«Смешанное обучение (blended learning) – сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением» [1].
«Здоровьесбережение – комплекс характеристик, включающих охрану психического здоровья, физического здоровья, и благоприятную социально-психологическую среду» [3].
Под здоровьесберегающими (здоровьеформирующими) технологиями будем понимать совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Анализ литературы по здоровьесберегающей тематике указывает на остроту проблемы сохранения здоровья при электронном формате обучения. Отечественные и зарубежные авторы указывают на влияние обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий не только на физическое здоровье участников образовательного процесса (проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, снижение работоспособности, появление головных болей, усталости, проблем со сном), но и на социально-психологическое здоровье (наносится урон речевым функциям, мышлению, снижается внимание, ухудшается память, страдает мотивация, теряется интерес к обучению, однообразность обстановки действует угнетающе, появляется раздражительность). В качестве рекомендаций по решению обозначенных проблем предлагается четкое следование правилам СанПиН, просвещение обучающихся и их родителей по вопросам гигиены учебного труда и отдыха, формирование ценностного отношения к своему здоровью [4-6]; повышение уровня цифровой компетентности участников образовательного процесса, т.к. между ним и психическим благополучием прослеживается четкая взаимосвязь (высокий уровень цифровой компетентности помогает справляться с когнитивной нагрузкой и академическим выгоранием, повышает вовлеченность в онлайн-обучение) [6-8]. Все перечисленные рекомендации в комплексе направлены на минимизацию описанного выше урона.
Результаты исследования и их обсуждение
Выбор здоровьесберегающих технологий для исследования обусловлен наибольшей актуальностью, проблемностью в реализации для электронного обучения (в большей степени для его сетевого формата), а также возможностью коллективного поиска решения наиболее острых проблемных мест сетевого обучения при обдумывании ответов на вопросы предлагаемой респондентам анкеты. Используемый метод анкетирования сопровождался качественным и количественным анализом данных.
Эмпирические данные, полученные путем проведения констатирующего анкетирования 16 преподавателей и 30 студентов старших курсов педагогических специальностей, свидетельствуют о том, что проблемы со здоровьем при сетевом обучении возникли у 75% педагогов и 77% студентов, а у 37% и 27% респондентов соответственно такие проблемы существенны (табл. 1).
Ранее нами были исследованы вопросы возможности и качества использования здоровьесберегающих технологий в сетевом взаимодействии [8]. При опросе этих же респондентов о том, какие здоровьесберегающие технологии они использовали / встречали в сетевом обучении, выбраны были учет особенностей восприятия информации при подготовке дидактических материалов (42%), правильное выстраивание деятельности при организации онлайн-занятий (57%) и соблюдение динамических пауз между ними (71%) [8]. При этом педагоги указывали на необходимость задействовать большее количество каналов восприятия информации при подготовке дидактических материалов, практиковать смену видов деятельности на онлайн-занятиях, говорили об обязательности нормализации нагрузки обучающихся, обеспечения психологического комфорта, доброжелательного климата в обучении. Стоит отметить, что студенты затруднились с предложениями своих вариантов реализации здоровьесберегающих технологий, ограничившись только выбором из предложенного в анкете. Возможно, это указывает на то, что здоровьесбережение в сетевом обучении использовалось недостаточно, а также на то, что будущие педагоги на момент исследования имели слабые знания по здоровьесберегающей педагогике.
Таблица 1
О влиянии сетевого обучения на здоровье участников образовательного процесса (в %)
Оцените влияние сетевого обучения на ваше здоровье: |
||
|
0-5 |
6-10 |
Преподаватели |
63 |
37 |
Студенты |
73 |
27 |
На основе полученных результатов проведенных исследований к факторам, в наибольшей степени влияющим на здоровье участников образовательного процесса при сетевом обучении, отнесем следующие.
1. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Основой устранения этого фактора в сетевом обучении является строгое соблюдение требований СанПиН. Здесь, помимо регламентации продолжительности учебных занятий и динамических пауз к ним и практики смены видов деятельности на онлайн-занятиях, следует учитывать регламентируемую этим документом общую продолжительность использования электронных средств обучения на уроке, суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговых занятий (табл. 2) [9; 10].
Так как учебные занятия за компьютером сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, то для снятия утомления они требуют проведения физкультурных минуток (физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища, физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц, рекомендуемый комплекс упражнений для глаз) [10].
Таблица 2
Продолжительность использования электронных средств обучения
Электронные средства обучения |
Классы |
Непрерывная длительность работы (мин.), не более |
||
на уроке |
суммарно в день в школе |
суммарно в день дома (включая досуговую деятельность) |
||
Персональный компьютер |
6-7 лет |
15 |
20 |
- |
1-2 классы |
20 |
40 |
80 |
|
3-4 классы |
25 |
50 |
90 |
|
5-9 классы |
30 |
60 |
120 |
|
10-11 классы, |
35 |
70 |
170 |
|
Ноутбук |
6-7 лет |
15 |
20 |
- |
1-2 классы |
20 |
40 |
80 |
|
3-4 классы |
25 |
50 |
90 |
|
5-9 классы |
30 |
60 |
120 |
|
10-11 классы, |
35 |
70 |
170 |
|
Планшет |
6-7 лет |
10 |
10 |
- |
1-2 классы |
10 |
30 |
80 |
|
3-4 классы |
15 |
45 |
90 |
|
5-9 классы |
20 |
60 |
120 |
|
10-11 классы, |
20 |
80 |
150 |
2. Слабая осведомленность участников образовательного процесса в вопросах укрепления и охраны здоровья при переходе на полностью сетевой формат.
Решением указанной проблемы является подготовка участников сетевого образовательного процесса в вопросах техники безопасности при работе с компьютером, знакомство их с правилами и нормами работы с электронными средствами обучения. Для формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов, так как именно от них во многом зависит акцентирование внимания на вопросах сохранения здоровья и внедрение в сетевой процесс здоровьесберегающих образовательных технологий, необходимо включение темы «Здоровьесбережение в электронном обучении» в программу подготовки и переподготовки педагогических кадров.
3. Интенсификация образовательного процесса за счет активного применения современных информационно-коммуникационных технологий.
Указанный фактор – несомненный плюс электронного обучения, но не стоит забывать о соответствии учебной нагрузки возрастным и физическим возможностям ребенка. Поэтому для нивелирования негативных воздействий интенсификации на здоровье необходимо обращать внимание на нормализацию нагрузки обучающихся; при подготовке учебно-методических материалов учитывать особенности восприятия информации в зависимости от возраста; учебный контент необходимо перерабатывать (представлять в сжатом, обобщенном, систематизированном, наглядном и доступном виде, активно используя технологии визуализации, направленные на простоту, удобство и быстроту восприятия, освоения и запоминание информации). [11]
4. Стрессовость сетевого формата для участников образовательного процесса.
Одним из основных условий сетевого образовательного процесса должна стать «комфортность», под которой понимается достаточный уровень владения его участниками компьютерными и интернет-технологиями [7], интерактивность учебного контента (диалоговость взаимодействия), дружественность пользовательского интерфейса предлагаемых программных решений для построения электронных средств учебного назначения [12; 13]; создание благоприятной психологической среды путем обеспечения доброжелательного климата в обучении [14].
5. Неразвитость «электронной» дидактики.
Образовательная система меняется, эти изменения стремительны. Педагогическое сообщество остро ощущает нехватку научных знаний, научных идей дидактики применительно к характеру и качеству использования электронных средств обучения, необходимость ускоренного развития такого раздела педагогической теории и практики, как «электронная» дидактика, предметом которой является деятельность человека (обучающего, обучающегося) в информационной образовательной среде, существенными вопросами которой стали бы и вопросы здоровьесбережения в новой образовательной парадигме.
Выводы
Проведенное исследование и анализ его результатов позволяют сделать следующие выводы.
1. Сетевой формат обучения здоровьезатратен как для педагогов, так и для обучающихся.
2. Факторы, негативно влияющие на здоровье участников сетевого образовательного процесса:
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- слабая осведомленность участников образовательного процесса в вопросах укрепления и охраны здоровья при переходе на полностью сетевой формат;
- интенсификация образовательного процесса за счет активного применения современных информационно-коммуникационных технологий;
- стрессовость сетевого формата для участников образовательного процесса;
- неразвитость электронной дидактики.
3. Необходима система мер для нивелирования негативного воздействия на здоровье участников сетевого образовательного формата, направленная на учет возрастных и физических возможностей обучающихся; повышение уровня ИКТ компетентности и педагогов, и обучающихся; строгое соблюдение норм СанПиН; развитие педагогических знаний и идей применительно к характеру и качеству использования электронных средств обучения.
4. Педагогам необходимо находить резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья обучающихся.
Библиографическая ссылка
Тимофеева Н.М. О ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ (СЕТЕВОЙ ФОРМАТ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, И ИХ НИВЕЛИРОВАНИЕ) // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32406 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32406