Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ (СЕТЕВОЙ ФОРМАТ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, И ИХ НИВЕЛИРОВАНИЕ)

Тимофеева Н.М. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет»
В статье рассматриваются вопросы здоровьезатратности сетевого формата обучения как для обучающих, так и для обучающихся. Обозначаются основные факторы, в наибольшей степени влияющие на здоровье участников электронного образовательного процесса (сетевой формат). К ним отнесены несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; слабая осведомленность участников образовательного процесса в вопросах укрепления и охраны здоровья при переходе на полностью сетевой формат; интенсификация образовательного процесса за счет активного применения современных информационно-коммуникационных технологий; стрессовость сетевого формата для участников образовательного процесса; неразвитость электронной дидактики, в частности в вопросах здоровьесбережения в сетевом обучении. На основе анализа опыта организации сетевого обучения вузовскими преподавателями и студентами старших курсов педагогического направления подготовки предлагается перечень мер для нивелирования негативных воздействий указанных факторов: неукоснительное соблюдение санитарных правил и норм; включение темы «Здоровьесбережение в электронном обучении» в программу подготовки и переподготовки педагогических кадров; следование принципам доступности, наглядности, интерактивности и дружественности интерфейса при разработке сетевых учебных материалов; развитие теории и практики электронной дидактики в вопросах здоровьесбережения. Делается вывод о необходимости концентрирования внимания на деятельности по сохранению здоровья при сетевом обучении.
электронное обучения
сетевое обучение
здоровье
здоровьесбережение
здоровьесберегающие технологии в обучении
1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2006. 9 с.
2. ГОСТ 33249-2015. Информационная технология. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. М.: Стандартинформ, 2015. 19 с.
3. Ваторопина С.В. Здоровьесбережение в современном образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. № S9. С. 6-12.
4. Трубникова Г.В. Сбережение социально-психологического здоровья школьника в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 3. С. 43-55.
5. Diachenko-Bohun M., Rybalko L., Grygus I., Zukow W. Health Preserving Educational Environment in the Condition for Information Technologies. Journal of History Culture and Art Research. 2019. № 8 (2). С. 93-101.
6. Городецкая Н.И. Здоровьесбережение и физическое воспитание // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. С. 134-138.
7. Wang X., Zhang R., Wang Z., Li T. How Does Digital Competence Preserve University Students’ Psychological Well-Being During the Pandemic? An Investigation From Self-Determined Theory. Frontiers in Psychology. 2021. № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.652594/full (дата обращения: 01.01.2023).
8. Тимофеева Н.М. Оценка качества электронного обучения и возможности его повышения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31855 (дата обращения: 01.01.2023).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400274954/#block_1000 (дата обращения: 01.01.2023).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083577/ (дата обращения: 01.01.2023).
11. Тимофеева Н.М., Тимофеева Т.И. Инфографика как средство цифровизации образования // Системы компьютерной математики и их приложения. 2020. № 21. С. 410-415.
12. Сенчилов В.В., Тимофеева Н.М., Киселева О.М., Быков А.А. Подходы к проектированию дистанционных курсов по обучению математике детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. 2017. Т.5. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN417.pdf (дата обращения: 01.01.2023).
13. Козлов С.В. Особенности организации дистанционного обучения студентов в условиях пандемии // Вызовы цифровой экономики: тренды развития в условиях последствий пандемии COVID-19: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Году науки и технологий в России. Брянск, 2021. С.147-151.
14. Senkina G.E., Timofeeva N.M., Kiseleva O.M. Modernization of traditional educational forms in the context of distance learning. Journal of Higher Education Theory and Practice. 2022. V. 22. № 3. Р. 160-165.

Масштабные процессы цифровизации, происходящие в настоящее время, приводят к ускоренному переходу «на цифру» сферы образования, к частичной или полной переориентации на сетевой формат в обучении. Этот переход выявляет ряд проблем, требующих осмысления и предложения решений. Помимо технических вопросов (проблемы материальной и методической неготовности системы образования к электронному обучению) и психологических (социальное дистанцирование, проблемы с мотивацией, недостаточное погружение обучающихся в учебную деятельность), указанные процессы на первый план выдвигают и проблемы здоровьесбережения.

Цель исследования – обозначить наиболее существенные факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса при сетевом обучении, предложить варианты их нивелирования.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели была применена группа методов теоретического и эмпирического характера:

- теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- констатирующий педагогический эксперимент (анкетирование);

- математические методы обработки результатов исследования.

Уточним понятийно-категориальный аппарат исследования для исключения неопределенности и многозначности используемой терминологии:

«Электронное обучение (e-learning) – обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий» [1; 2].

«Сетевое обучение (on-line learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети» [1].

«Автономное обучение (off-line learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети» [1].

«Смешанное обучение (blended learning) – сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением» [1].

«Здоровьесбережение – комплекс характеристик, включающих охрану психического здоровья, физического здоровья, и благоприятную социально-психологическую среду» [3].

Под здоровьесберегающими (здоровьеформирующими) технологиями будем понимать совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Анализ литературы по здоровьесберегающей тематике указывает на остроту проблемы сохранения здоровья при электронном формате обучения. Отечественные и зарубежные авторы указывают на влияние обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий не только на физическое здоровье участников образовательного процесса (проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, снижение работоспособности, появление головных болей, усталости, проблем со сном), но и на социально-психологическое здоровье (наносится урон речевым функциям, мышлению, снижается внимание, ухудшается память, страдает мотивация, теряется интерес к обучению, однообразность обстановки действует угнетающе, появляется раздражительность). В качестве рекомендаций по решению обозначенных проблем предлагается четкое следование правилам СанПиН, просвещение обучающихся и их родителей по вопросам гигиены учебного труда и отдыха, формирование ценностного отношения к своему здоровью [4-6]; повышение уровня цифровой компетентности участников образовательного процесса, т.к. между ним и психическим благополучием прослеживается четкая взаимосвязь (высокий уровень цифровой компетентности помогает справляться с когнитивной нагрузкой и академическим выгоранием, повышает вовлеченность в онлайн-обучение) [6-8]. Все перечисленные рекомендации в комплексе направлены на минимизацию описанного выше урона.

Результаты исследования и их обсуждение

Выбор здоровьесберегающих технологий для исследования обусловлен наибольшей актуальностью, проблемностью в реализации для электронного обучения (в большей степени для его сетевого формата), а также возможностью коллективного поиска решения наиболее острых проблемных мест сетевого обучения при обдумывании ответов на вопросы предлагаемой респондентам анкеты. Используемый метод анкетирования сопровождался качественным и количественным анализом данных.

Эмпирические данные, полученные путем проведения констатирующего анкетирования 16 преподавателей и 30 студентов старших курсов педагогических специальностей, свидетельствуют о том, что проблемы со здоровьем при сетевом обучении возникли у 75% педагогов и 77% студентов, а у 37% и 27% респондентов соответственно такие проблемы существенны (табл. 1).

Ранее нами были исследованы вопросы возможности и качества использования здоровьесберегающих технологий в сетевом взаимодействии [8]. При опросе этих же респондентов о том, какие здоровьесберегающие технологии они использовали / встречали в сетевом обучении, выбраны были учет особенностей восприятия информации при подготовке дидактических материалов (42%), правильное выстраивание деятельности при организации онлайн-занятий (57%) и соблюдение динамических пауз между ними (71%) [8]. При этом педагоги указывали на необходимость задействовать большее количество каналов восприятия информации при подготовке дидактических материалов, практиковать смену видов деятельности на онлайн-занятиях, говорили об обязательности нормализации нагрузки обучающихся, обеспечения психологического комфорта, доброжелательного климата в обучении. Стоит отметить, что студенты затруднились с предложениями своих вариантов реализации здоровьесберегающих технологий, ограничившись только выбором из предложенного в анкете. Возможно, это указывает на то, что здоровьесбережение в сетевом обучении использовалось недостаточно, а также на то, что будущие педагоги на момент исследования имели слабые знания по здоровьесберегающей педагогике.

Таблица 1

О влиянии сетевого обучения на здоровье участников образовательного процесса (в %)

Оцените влияние сетевого обучения на ваше здоровье:
0 – не влияет, 10 – возникли серьезные проблемы со здоровьем

 

0-5

6-10

Преподаватели

63

37

Студенты

73

27

На основе полученных результатов проведенных исследований к факторам, в наибольшей степени влияющим на здоровье участников образовательного процесса при сетевом обучении, отнесем следующие.

1. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Основой устранения этого фактора в сетевом обучении является строгое соблюдение требований СанПиН. Здесь, помимо регламентации продолжительности учебных занятий и динамических пауз к ним и практики смены видов деятельности на онлайн-занятиях, следует учитывать регламентируемую этим документом общую продолжительность использования электронных средств обучения на уроке, суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговых занятий (табл. 2) [9; 10].

Так как учебные занятия за компьютером сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, то для снятия утомления они требуют проведения физкультурных минуток (физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища, физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц, рекомендуемый комплекс упражнений для глаз) [10].

Таблица 2

Продолжительность использования электронных средств обучения

Электронные средства обучения

Классы

Непрерывная длительность работы (мин.), не более

на уроке

суммарно в день в школе

суммарно в день дома (включая досуговую деятельность)

Персональный компьютер

6-7 лет

15

20

-

1-2 классы

20

40

80

3-4 классы

25

50

90

5-9 классы

30

60

120

10-11 классы,
1-2 курс ПОО

35

70

170

Ноутбук

6-7 лет

15

20

-

1-2 классы

20

40

80

3-4 классы

25

50

90

5-9 классы

30

60

120

10-11 классы,
1-2 курс ПОО

35

70

170

Планшет

6-7 лет

10

10

-

1-2 классы

10

30

80

3-4 классы

15

45

90

5-9 классы

20

60

120

10-11 классы,
1-2 курс ПОО

20

80

150

2. Слабая осведомленность участников образовательного процесса в вопросах укрепления и охраны здоровья при переходе на полностью сетевой формат.

Решением указанной проблемы является подготовка участников сетевого образовательного процесса в вопросах техники безопасности при работе с компьютером, знакомство их с правилами и нормами работы с электронными средствами обучения. Для формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов, так как именно от них во многом зависит акцентирование внимания на вопросах сохранения здоровья и внедрение в сетевой процесс здоровьесберегающих образовательных технологий, необходимо включение темы «Здоровьесбережение в электронном обучении» в программу подготовки и переподготовки педагогических кадров.

3. Интенсификация образовательного процесса за счет активного применения современных информационно-коммуникационных технологий.

Указанный фактор – несомненный плюс электронного обучения, но не стоит забывать о соответствии учебной нагрузки возрастным и физическим возможностям ребенка. Поэтому для нивелирования негативных воздействий интенсификации на здоровье необходимо обращать внимание на нормализацию нагрузки обучающихся; при подготовке учебно-методических материалов учитывать особенности восприятия информации в зависимости от возраста; учебный контент необходимо перерабатывать (представлять в сжатом, обобщенном, систематизированном, наглядном и доступном виде, активно используя технологии визуализации, направленные на простоту, удобство и быстроту восприятия, освоения и запоминание информации). [11]

4. Стрессовость сетевого формата для участников образовательного процесса.

Одним из основных условий сетевого образовательного процесса должна стать «комфортность», под которой понимается достаточный уровень владения его участниками компьютерными и интернет-технологиями [7], интерактивность учебного контента (диалоговость взаимодействия), дружественность пользовательского интерфейса предлагаемых программных решений для построения электронных средств учебного назначения [12; 13]; создание благоприятной психологической среды путем обеспечения доброжелательного климата в обучении [14].

5. Неразвитость «электронной» дидактики.

Образовательная система меняется, эти изменения стремительны. Педагогическое сообщество остро ощущает нехватку научных знаний, научных идей дидактики применительно к характеру и качеству использования электронных средств обучения, необходимость ускоренного развития такого раздела педагогической теории и практики, как «электронная» дидактика, предметом которой является деятельность человека (обучающего, обучающегося) в информационной образовательной среде, существенными вопросами которой стали бы и вопросы здоровьесбережения в новой образовательной парадигме.

Выводы

Проведенное исследование и анализ его результатов позволяют сделать следующие выводы.

1. Сетевой формат обучения здоровьезатратен как для педагогов, так и для обучающихся.

2. Факторы, негативно влияющие на здоровье участников сетевого образовательного процесса:

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- слабая осведомленность участников образовательного процесса в вопросах укрепления и охраны здоровья при переходе на полностью сетевой формат;

- интенсификация образовательного процесса за счет активного применения современных информационно-коммуникационных технологий;

- стрессовость сетевого формата для участников образовательного процесса;

- неразвитость электронной дидактики.

3. Необходима система мер для нивелирования негативного воздействия на здоровье участников сетевого образовательного формата, направленная на учет возрастных и физических возможностей обучающихся; повышение уровня ИКТ компетентности и педагогов, и обучающихся; строгое соблюдение норм СанПиН; развитие педагогических знаний и идей применительно к характеру и качеству использования электронных средств обучения.

4. Педагогам необходимо находить резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья обучающихся.


Библиографическая ссылка

Тимофеева Н.М. О ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ (СЕТЕВОЙ ФОРМАТ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, И ИХ НИВЕЛИРОВАНИЕ) // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32406 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674