Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT THE PROBLEM OF HEALTH SAVING IN E-LEARNING (ONLINE FORMAT: FACTORS AFFECTING THE HEALTH OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS, AND THEIR LEVELING)

Timofeeva N.M. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Smolensk State University»
The article deals with the issues of the health of the network format of training for both teachers and students. The main factors that most affect the health of participants in the electronic educational process (network format) are identified. These include non-compliance with basic physiological and hygienic requirements for the organization of the educational process; poor awareness of participants in the educational process in matters of strengthening and protecting health during the transition to a fully online format; intensification of the educational process due to the active use of modern information and communication technologies; the stressfulness of the network format for participants in the educational process; the underdevelopment of electronic didactics, in particular, in matters of health care in online learning. Based on the analysis of the experience of organizing online education by university teachers and senior students of the pedagogical direction of training, a list of measures is proposed to offset the negative effects of these factors: strict compliance with sanitary rules and regulations; inclusion of the topic "Health care in e-learning" in the training and retraining program for teachers; adherence to the principles of accessibility, visibility, interactive and user-friendly interface in the development of online educational materials; development of the theory and practice of electronic didactics in health care issues. It is concluded that it is necessary to focus on health preservation activities in network training.
e-learning
on-line learning
health
health-saving
health-saving technologies in education

Масштабные процессы цифровизации, происходящие в настоящее время, приводят к ускоренному переходу «на цифру» сферы образования, к частичной или полной переориентации на сетевой формат в обучении. Этот переход выявляет ряд проблем, требующих осмысления и предложения решений. Помимо технических вопросов (проблемы материальной и методической неготовности системы образования к электронному обучению) и психологических (социальное дистанцирование, проблемы с мотивацией, недостаточное погружение обучающихся в учебную деятельность), указанные процессы на первый план выдвигают и проблемы здоровьесбережения.

Цель исследования – обозначить наиболее существенные факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса при сетевом обучении, предложить варианты их нивелирования.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели была применена группа методов теоретического и эмпирического характера:

- теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- констатирующий педагогический эксперимент (анкетирование);

- математические методы обработки результатов исследования.

Уточним понятийно-категориальный аппарат исследования для исключения неопределенности и многозначности используемой терминологии:

«Электронное обучение (e-learning) – обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий» [1; 2].

«Сетевое обучение (on-line learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети» [1].

«Автономное обучение (off-line learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети» [1].

«Смешанное обучение (blended learning) – сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением» [1].

«Здоровьесбережение – комплекс характеристик, включающих охрану психического здоровья, физического здоровья, и благоприятную социально-психологическую среду» [3].

Под здоровьесберегающими (здоровьеформирующими) технологиями будем понимать совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Анализ литературы по здоровьесберегающей тематике указывает на остроту проблемы сохранения здоровья при электронном формате обучения. Отечественные и зарубежные авторы указывают на влияние обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий не только на физическое здоровье участников образовательного процесса (проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, снижение работоспособности, появление головных болей, усталости, проблем со сном), но и на социально-психологическое здоровье (наносится урон речевым функциям, мышлению, снижается внимание, ухудшается память, страдает мотивация, теряется интерес к обучению, однообразность обстановки действует угнетающе, появляется раздражительность). В качестве рекомендаций по решению обозначенных проблем предлагается четкое следование правилам СанПиН, просвещение обучающихся и их родителей по вопросам гигиены учебного труда и отдыха, формирование ценностного отношения к своему здоровью [4-6]; повышение уровня цифровой компетентности участников образовательного процесса, т.к. между ним и психическим благополучием прослеживается четкая взаимосвязь (высокий уровень цифровой компетентности помогает справляться с когнитивной нагрузкой и академическим выгоранием, повышает вовлеченность в онлайн-обучение) [6-8]. Все перечисленные рекомендации в комплексе направлены на минимизацию описанного выше урона.

Результаты исследования и их обсуждение

Выбор здоровьесберегающих технологий для исследования обусловлен наибольшей актуальностью, проблемностью в реализации для электронного обучения (в большей степени для его сетевого формата), а также возможностью коллективного поиска решения наиболее острых проблемных мест сетевого обучения при обдумывании ответов на вопросы предлагаемой респондентам анкеты. Используемый метод анкетирования сопровождался качественным и количественным анализом данных.

Эмпирические данные, полученные путем проведения констатирующего анкетирования 16 преподавателей и 30 студентов старших курсов педагогических специальностей, свидетельствуют о том, что проблемы со здоровьем при сетевом обучении возникли у 75% педагогов и 77% студентов, а у 37% и 27% респондентов соответственно такие проблемы существенны (табл. 1).

Ранее нами были исследованы вопросы возможности и качества использования здоровьесберегающих технологий в сетевом взаимодействии [8]. При опросе этих же респондентов о том, какие здоровьесберегающие технологии они использовали / встречали в сетевом обучении, выбраны были учет особенностей восприятия информации при подготовке дидактических материалов (42%), правильное выстраивание деятельности при организации онлайн-занятий (57%) и соблюдение динамических пауз между ними (71%) [8]. При этом педагоги указывали на необходимость задействовать большее количество каналов восприятия информации при подготовке дидактических материалов, практиковать смену видов деятельности на онлайн-занятиях, говорили об обязательности нормализации нагрузки обучающихся, обеспечения психологического комфорта, доброжелательного климата в обучении. Стоит отметить, что студенты затруднились с предложениями своих вариантов реализации здоровьесберегающих технологий, ограничившись только выбором из предложенного в анкете. Возможно, это указывает на то, что здоровьесбережение в сетевом обучении использовалось недостаточно, а также на то, что будущие педагоги на момент исследования имели слабые знания по здоровьесберегающей педагогике.

Таблица 1

О влиянии сетевого обучения на здоровье участников образовательного процесса (в %)

Оцените влияние сетевого обучения на ваше здоровье:
0 – не влияет, 10 – возникли серьезные проблемы со здоровьем

 

0-5

6-10

Преподаватели

63

37

Студенты

73

27

На основе полученных результатов проведенных исследований к факторам, в наибольшей степени влияющим на здоровье участников образовательного процесса при сетевом обучении, отнесем следующие.

1. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Основой устранения этого фактора в сетевом обучении является строгое соблюдение требований СанПиН. Здесь, помимо регламентации продолжительности учебных занятий и динамических пауз к ним и практики смены видов деятельности на онлайн-занятиях, следует учитывать регламентируемую этим документом общую продолжительность использования электронных средств обучения на уроке, суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговых занятий (табл. 2) [9; 10].

Так как учебные занятия за компьютером сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, то для снятия утомления они требуют проведения физкультурных минуток (физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища, физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц, рекомендуемый комплекс упражнений для глаз) [10].

Таблица 2

Продолжительность использования электронных средств обучения

Электронные средства обучения

Классы

Непрерывная длительность работы (мин.), не более

на уроке

суммарно в день в школе

суммарно в день дома (включая досуговую деятельность)

Персональный компьютер

6-7 лет

15

20

-

1-2 классы

20

40

80

3-4 классы

25

50

90

5-9 классы

30

60

120

10-11 классы,
1-2 курс ПОО

35

70

170

Ноутбук

6-7 лет

15

20

-

1-2 классы

20

40

80

3-4 классы

25

50

90

5-9 классы

30

60

120

10-11 классы,
1-2 курс ПОО

35

70

170

Планшет

6-7 лет

10

10

-

1-2 классы

10

30

80

3-4 классы

15

45

90

5-9 классы

20

60

120

10-11 классы,
1-2 курс ПОО

20

80

150

2. Слабая осведомленность участников образовательного процесса в вопросах укрепления и охраны здоровья при переходе на полностью сетевой формат.

Решением указанной проблемы является подготовка участников сетевого образовательного процесса в вопросах техники безопасности при работе с компьютером, знакомство их с правилами и нормами работы с электронными средствами обучения. Для формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов, так как именно от них во многом зависит акцентирование внимания на вопросах сохранения здоровья и внедрение в сетевой процесс здоровьесберегающих образовательных технологий, необходимо включение темы «Здоровьесбережение в электронном обучении» в программу подготовки и переподготовки педагогических кадров.

3. Интенсификация образовательного процесса за счет активного применения современных информационно-коммуникационных технологий.

Указанный фактор – несомненный плюс электронного обучения, но не стоит забывать о соответствии учебной нагрузки возрастным и физическим возможностям ребенка. Поэтому для нивелирования негативных воздействий интенсификации на здоровье необходимо обращать внимание на нормализацию нагрузки обучающихся; при подготовке учебно-методических материалов учитывать особенности восприятия информации в зависимости от возраста; учебный контент необходимо перерабатывать (представлять в сжатом, обобщенном, систематизированном, наглядном и доступном виде, активно используя технологии визуализации, направленные на простоту, удобство и быстроту восприятия, освоения и запоминание информации). [11]

4. Стрессовость сетевого формата для участников образовательного процесса.

Одним из основных условий сетевого образовательного процесса должна стать «комфортность», под которой понимается достаточный уровень владения его участниками компьютерными и интернет-технологиями [7], интерактивность учебного контента (диалоговость взаимодействия), дружественность пользовательского интерфейса предлагаемых программных решений для построения электронных средств учебного назначения [12; 13]; создание благоприятной психологической среды путем обеспечения доброжелательного климата в обучении [14].

5. Неразвитость «электронной» дидактики.

Образовательная система меняется, эти изменения стремительны. Педагогическое сообщество остро ощущает нехватку научных знаний, научных идей дидактики применительно к характеру и качеству использования электронных средств обучения, необходимость ускоренного развития такого раздела педагогической теории и практики, как «электронная» дидактика, предметом которой является деятельность человека (обучающего, обучающегося) в информационной образовательной среде, существенными вопросами которой стали бы и вопросы здоровьесбережения в новой образовательной парадигме.

Выводы

Проведенное исследование и анализ его результатов позволяют сделать следующие выводы.

1. Сетевой формат обучения здоровьезатратен как для педагогов, так и для обучающихся.

2. Факторы, негативно влияющие на здоровье участников сетевого образовательного процесса:

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- слабая осведомленность участников образовательного процесса в вопросах укрепления и охраны здоровья при переходе на полностью сетевой формат;

- интенсификация образовательного процесса за счет активного применения современных информационно-коммуникационных технологий;

- стрессовость сетевого формата для участников образовательного процесса;

- неразвитость электронной дидактики.

3. Необходима система мер для нивелирования негативного воздействия на здоровье участников сетевого образовательного формата, направленная на учет возрастных и физических возможностей обучающихся; повышение уровня ИКТ компетентности и педагогов, и обучающихся; строгое соблюдение норм СанПиН; развитие педагогических знаний и идей применительно к характеру и качеству использования электронных средств обучения.

4. Педагогам необходимо находить резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья обучающихся.