Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Птицына Е.В. 1 Березина Т.И. 2 Федорова Е.Н. 2 Москаленко М.С. 2
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
Проблема подготовки будущего учителя в системе высшего образования рассматривается как одна из ключевых в педагогической науке. Современная педагогика уделяет большое внимание культурным составляющим образования, при котором культура является двигателем, заставляющим динамично развиваться методологический аппарат образования, а культурологический подход расширяет его содержание, создает условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде. Цель статьи заключается в раскрытии этнокультурной основы профессиональной подготовки будущего учителя в образовательном процессе вуза. В контексте заявленной проблемы авторы делают акцент на специфику подготовки будущего учителя с позиции этнокультурной направленности, рассматривают варианты наполнения содержания педагогического образования этнокультурными составляющими через воспитание ценностного отношения к мировой культуре в целом и национальным традициям в частности. Профессиональная подготовка будущего учителя с позиции этнокультурной направленности способствует решению многоаспектных задач сохранения духовно-нравственных ценностей; преемственности культурного прошлого и настоящего; сохранению, воссозданию и передаче достижений культуры. Авторы представили модель этнокультурного воспитания в образовательном процессе вуза, сформулировали основные положения организации систематической работы по этнокультурному воспитанию в вузе.
высшее педагогическое образование
культура
культурологический подход
этнокультурное воспитание
культурно-образовательное пространство
будущий учитель
профессиональная подготовка
1. Субботина Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т. 2. С. 295-298.
2. Панькова Н.М., Кабанова Н.Н. Современные образовательные технологии
в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23746 (дата обращения: 27.12.2022).
3. Гатаев А.С.-А. Формирование этнокультурного воспитания в системе высшего образования // Право и практика. 2019. № 2. С. 313-316.
4. Бордовский Г.А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2-7.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Academia, 2000. 168 с.
6. Птицына Е.В., Останина С.А., Анцева В.П. Профессиональная подготовка будущего учителя в культурно-образовательном пространстве вуза // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5 (1). С. 156-160.

Педагогическое образование, выступая социокультурным институтом в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии страны, должно быть ориентировано на гуманистические и демократические ценности, повышение уровня культуры педагогов. Современные требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя активизировали процессы оптимизации системы педагогического образования. Профессиональная подготовка будущего учителя отличается многоплановостью, это обусловлено многоаспектностью содержательных линий работы в образовательных организациях: познавательно-коммуникативного, социально-личностного, художественно-эстетического развития подрастающего поколения.

Цель исследования заключается в раскрытии значимости этнокультурной основы профессиональной подготовки будущего учителя в вузе, разработке модели этнокультурного воспитания на основе положений культурологического подхода.

Материалы и методы исследования: анализ научной литературы по рассматриваемой теме, изучение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди актуальных направлений педагогического образования можно выделить: поддержку системы непрерывного образования учителя, его психологическое сопровождение; усиление воспитательной работы; совершенствование содержания профессиональной подготовки будущего учителя, готового к самостоятельной, компетентной и ответственной педагогической деятельности, к самосовершенствованию и самообразованию.

Важным компонентом профессиональной подготовки будущего учителя является профессионально-педагогическая готовность, которая характеризуется наличием системы определенных знаний, психологических установок, практико-ориентированных умений и навыков для осуществления деятельности [1]. Исследование выполнялось на положениях культурологического подхода, позволяющего согласовать цели профессиональной подготовки будущих педагогов с уровнями формирования их педагогического мышления.

Ученые в профессиональной готовности выделяют следующие структурные компоненты: эмоционально-волевой компонент (наличие положительных эмоций к профессиональной деятельности, вера в свои силы, способность ставить и решать поставленные задачи); ценностно-мотивационный компонент (интерес, ценностные ориентации, смыслы и т.д.); деятельностный компонент (способность к определению целей, задач и этапов деятельности, использование средств и технологий в осуществлении профессиональной деятельности на основе личных возможностей и ресурсов); оценочный компонент (оценка и самооценка результатов, способность вносить коррективы и устранять недостатки).

Современная педагогика уделяет большое внимание культурным составляющим педагогического процесса, так как образование является частью культуры, педагогическая культура человека и общества входит в качестве составляющей в мировую культуру, а педагогические проблемы, в свою очередь, имеют общекультурное значение [2]. Следовательно, культура является двигателем, который заставляет динамично развиваться методологический аппарат образования. Роль вузов в воспитании сложна, потому что результатом их образовательной деятельности является активный проводник культурных традиций народа.

Культура – это образ жизни, совокупность стандартизированных верований и практик, а также материальные и социальные ценности любой группы людей (обычаи, установки, поведенческие реакции). Культура охватывает все достижения человечества как в области материального, духовного, так и визуального производства. М.С. Каган справедливо утверждает, что личность использует культуру, воспроизводит ее и создает таким способом себя как субъекта культуры, который воплощает себя в ней.

Системными исследованиями в области культурологических оснований педагогики занимаются А.Г. Асмолов, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.Г.Гершунский, Е.В. Данильчук, Ж. Делор, А.С.Запесоцкий, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко. С позиции культурологического подхода образовательный процесс предстает как особая сфера содействия ее культурному развитию и саморазвитию. Один из принципов реализации культурологического подхода – интеграция традиций и новаторства на основе преемственности, который создает условия для развития духовно-нравственных ценностей через изучение мирового культурного наследия и обеспечивает личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности [3].

Следовательно, культурологический подход расширяет культурные основы содержания педагогического образования, создает условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде: культуры жизненного самоопределения, творческой индивидуальности; культуры труда; политической и экономико-правовой культуры; духовной и эстетической культуры, культуры межнационального и межличностного общения.

Включение будущего учителя в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, исследовательскую, профессиональную и др.) повышает культуроемкость образовательного процесса, создает условия для его саморазвития, профессиональной подготовки и творчества. Деятельность приобретает активный характер, если она нацелена на развитие профессиональных интересов.

Профессиональная подготовка будущих педагогов в контексте этнокультурного воспитания представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходят отбор содержания, использование инструментария его реализации, ориентированных на самореализацию в различных видах практико-ориентированной педагогической деятельности творческого характера.

Изучением теоретико-методологических основ этнокультурного воспитания в культурно-образовательной среде занимаются Г.Н. Волков, В.Н. Ганичева, Г.Б. Корнетова, которые рассматривают его как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре [4, 5]. К функциям этнокультурного воспитания ученые относят:

– познавательную и инструментальную функции, которые обеспечивают изучение, создание и совершенствование окружающей среды;

– функцию инкультурации – совершенствование самого человека;

– коммуникативную функцию, которая служит источником передачи этнокультурных ценностей между поколениями.

Интерес к проблеме этнокультурного воспитания и его осмысление приобретают особую остроту в переломные моменты истории. Формирование чувства сопричастности к российской идентичности, традициям и культуре необходимо начинать с воспитания подрастающего поколения в рамках школьного образования, используя современные средства и методы, с пониманием запросов сегодняшнего мира. Традиционная культура содействует возрождению и восстановлению наследия, обладает большими воспитательными возможностями, а также создает будущему учителю и педагогу дополнительного образования творческое пространство для деятельности в работе с обучающими разного возраста на основе личностно-ориентированного подхода.

В народных традициях формируются нравственные установки, идеалы, отражается опыт практической деятельности. На рисунке представлена разработанная авторами модель этнокультурного воспитания будущего учителя, которая была апробирована на базе кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета для студентов направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».


Модель этнокультурного воспитания будущего учителя

Для реализации модели на кафедре создавались условия по наполнению содержания учебной и внеучебной деятельности этнокультурными составляющими на основе ценностного отношения к мировой культуре в целом и национальных традиций в частности.

Работа по этнокультурному воспитанию студентов должна носить систематический, регулярный характер и должна выстраиваться на следующих позициях:

– единство культурно-образовательного пространства, наполнение содержания культурными составляющими;

– формирование гражданской идентичности студентов, бережного отношения к истории, традициям, культурному наследию;

– сохранение культурного наследия родного края;

– организация комплексной работы через взаимосвязь учебной, внеучебной деятельности и педагогической практики (проведение акций, конференций, олимпиад; сотрудничество с профильными организациями и т.д.);

– приобщение студентов к современному и традиционному декоративно-прикладному искусству и творчеству.

Таким образом, целевые приоритеты этнокультурного воспитания будущего учителя – развитие его высокой духовности, ценностей и качеств, способных проявить их в созидательном процессе, возрождение национальных духовных традиций. Результатом такого воспитания на каждом этапе профессионального роста являются ценностное восприятие мира и выстроенная система общечеловеческих, групповых, профессиональных и личных ценностей. Культурная традиция «подводит» будущего учителя к границе уже освоенного и еще не освоенного, способствует включению общечеловеческих ценностей в его жизнедеятельность, становится основой формирования духовной, профессиональной и педагогической культуры [6]. Поэтому в процессе этнокультурного воспитания будущего учителя необходимо обращать внимание на систематическую работу по развитию эмоционально-ценностного отношения к национальной культуре.

Важным для этнокультурного воспитания студентов является осуществление взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, которая становится основой для достижения ценностно-смысловых установок и разностороннего развития обучающихся, активной творческой деятельности. Поэтому образовательный процесс должен насыщаться эстетическими, культурными и ценностными составляющими.

В содержании предметных дисциплин необходимо использовать инновационные активные и методы, интерактивные формы организации обучения, начиная от выполнения репродуктивной деятельности до разработки творческих научно-исследовательских проектов. Вышеперечисленные занятия должны выстраиваться на основе культурологических требований: приоритетов общечеловеческих и ценностей; максимального раскрытия личностного потенциала будущих учителей на основе взаимопомощи и поддержки; учета их потенциальных возможностей, мотивации, осознания их уникальности и неповторимости; использования активных методов, приемов и форм обучения.

Внеучебная деятельность этнокультурной направленности позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал будущего учителя. Студенты должны принимать активное участие в выставках, конференциях, встречах с народными мастерами; самостоятельно организовывать и проводить мастер-классы; разрабатывать проекты, участвовать в культурно-массовых мероприятиях, оформлять тематические выставки и пространства учебных аудиторий. Выставки и экскурсии по декоративно-прикладному творчеству привлекают внимание к богатству национальных художественных традиций, позволяют увидеть разнообразие технологических приемов и стилевых направлений объектов.

Важной частью учебной деятельности студентов является педагогическая практика, на которой обучающиеся используют опыт, полученный в результате учебной и внеучебной деятельности. С этой целью важно сформулировать следующие задачи: обобщение педагогического опыта по этнокультурному воспитанию школьников; изучение их интереса к занятиям этнокультурной направленности; планирование и организация различных форм учебной и внеучебной деятельности этнокультурной направленности со школьниками; самооценка результатов собственной деятельности.

Заключение

Таким образом, этнокультурное воспитание будущего учителя важно при условии погруженности в культурно-образовательное пространство через активную творческую деятельность: создание, апробацию и внедрение образовательных продуктов преподавателей, педагогов образовательных организаций, студентов: проектирование экспозиций и выставок; научную деятельность; популяризацию научных педагогических знаний среди школьников. Гуманистические параметры разработанной модели этнокультурного воспитания будущего учителя создают условия для стимулирования потребности студентов в формировании ценностно-эмоционального отношения и смысловых установок к процессам сохранения культуры.


Библиографическая ссылка

Птицына Е.В., Березина Т.И., Федорова Е.Н., Москаленко М.С. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32396 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674