Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ETHNO-CULTURAL COMPONENTS OF THE FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Ptitsyna E.V. 1 Berezina T.I. 2 Fedorova E.N. 2 Moskalenko M.S. 2
1 Petrozavodsk State University
2 Moscow State Pedagogical University
The problem of training a future teacher in the higher education system is considered as one of the key ones in pedagogical science. Modern pedagogy attaches great importance to the cultural components of education, in which culture is the engine that makes the methodological apparatus of education develop dynamically, and the culturological approach expands its content, creates conditions for the development and self-development of the future teacher in the cultural and educational environment. The purpose of the article is to reveal the ethno-cultural basis of the future teacher's professional training in the educational process of the university. In the context of the stated problem, the authors focus on the specifics of training a future teacher from the position of ethno-cultural orientation, consider options for filling the content of pedagogical education with ethno-cultural components through the education of a value attitude to world culture in general and national traditions in particular. Professional training of the future teacher from the position of ethno-cultural orientation contributes to the solution of multidimensional tasks of preserving spiritual and moral values; continuity of the cultural past and present; preservation, recreation and transfer of cultural achievements. The authors presented a model of ethno-cultural education in the educational process of the university, formulated the main provisions for the organization of systematic work on ethno-cultural education.
higher pedagogical education
culture
cultural approach
ethno-cultural education
cultural-educational space
future teacher
professional training

Педагогическое образование, выступая социокультурным институтом в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии страны, должно быть ориентировано на гуманистические и демократические ценности, повышение уровня культуры педагогов. Современные требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя активизировали процессы оптимизации системы педагогического образования. Профессиональная подготовка будущего учителя отличается многоплановостью, это обусловлено многоаспектностью содержательных линий работы в образовательных организациях: познавательно-коммуникативного, социально-личностного, художественно-эстетического развития подрастающего поколения.

Цель исследования заключается в раскрытии значимости этнокультурной основы профессиональной подготовки будущего учителя в вузе, разработке модели этнокультурного воспитания на основе положений культурологического подхода.

Материалы и методы исследования: анализ научной литературы по рассматриваемой теме, изучение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди актуальных направлений педагогического образования можно выделить: поддержку системы непрерывного образования учителя, его психологическое сопровождение; усиление воспитательной работы; совершенствование содержания профессиональной подготовки будущего учителя, готового к самостоятельной, компетентной и ответственной педагогической деятельности, к самосовершенствованию и самообразованию.

Важным компонентом профессиональной подготовки будущего учителя является профессионально-педагогическая готовность, которая характеризуется наличием системы определенных знаний, психологических установок, практико-ориентированных умений и навыков для осуществления деятельности [1]. Исследование выполнялось на положениях культурологического подхода, позволяющего согласовать цели профессиональной подготовки будущих педагогов с уровнями формирования их педагогического мышления.

Ученые в профессиональной готовности выделяют следующие структурные компоненты: эмоционально-волевой компонент (наличие положительных эмоций к профессиональной деятельности, вера в свои силы, способность ставить и решать поставленные задачи); ценностно-мотивационный компонент (интерес, ценностные ориентации, смыслы и т.д.); деятельностный компонент (способность к определению целей, задач и этапов деятельности, использование средств и технологий в осуществлении профессиональной деятельности на основе личных возможностей и ресурсов); оценочный компонент (оценка и самооценка результатов, способность вносить коррективы и устранять недостатки).

Современная педагогика уделяет большое внимание культурным составляющим педагогического процесса, так как образование является частью культуры, педагогическая культура человека и общества входит в качестве составляющей в мировую культуру, а педагогические проблемы, в свою очередь, имеют общекультурное значение [2]. Следовательно, культура является двигателем, который заставляет динамично развиваться методологический аппарат образования. Роль вузов в воспитании сложна, потому что результатом их образовательной деятельности является активный проводник культурных традиций народа.

Культура – это образ жизни, совокупность стандартизированных верований и практик, а также материальные и социальные ценности любой группы людей (обычаи, установки, поведенческие реакции). Культура охватывает все достижения человечества как в области материального, духовного, так и визуального производства. М.С. Каган справедливо утверждает, что личность использует культуру, воспроизводит ее и создает таким способом себя как субъекта культуры, который воплощает себя в ней.

Системными исследованиями в области культурологических оснований педагогики занимаются А.Г. Асмолов, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.Г.Гершунский, Е.В. Данильчук, Ж. Делор, А.С.Запесоцкий, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко. С позиции культурологического подхода образовательный процесс предстает как особая сфера содействия ее культурному развитию и саморазвитию. Один из принципов реализации культурологического подхода – интеграция традиций и новаторства на основе преемственности, который создает условия для развития духовно-нравственных ценностей через изучение мирового культурного наследия и обеспечивает личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности [3].

Следовательно, культурологический подход расширяет культурные основы содержания педагогического образования, создает условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде: культуры жизненного самоопределения, творческой индивидуальности; культуры труда; политической и экономико-правовой культуры; духовной и эстетической культуры, культуры межнационального и межличностного общения.

Включение будущего учителя в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, исследовательскую, профессиональную и др.) повышает культуроемкость образовательного процесса, создает условия для его саморазвития, профессиональной подготовки и творчества. Деятельность приобретает активный характер, если она нацелена на развитие профессиональных интересов.

Профессиональная подготовка будущих педагогов в контексте этнокультурного воспитания представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходят отбор содержания, использование инструментария его реализации, ориентированных на самореализацию в различных видах практико-ориентированной педагогической деятельности творческого характера.

Изучением теоретико-методологических основ этнокультурного воспитания в культурно-образовательной среде занимаются Г.Н. Волков, В.Н. Ганичева, Г.Б. Корнетова, которые рассматривают его как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре [4, 5]. К функциям этнокультурного воспитания ученые относят:

– познавательную и инструментальную функции, которые обеспечивают изучение, создание и совершенствование окружающей среды;

– функцию инкультурации – совершенствование самого человека;

– коммуникативную функцию, которая служит источником передачи этнокультурных ценностей между поколениями.

Интерес к проблеме этнокультурного воспитания и его осмысление приобретают особую остроту в переломные моменты истории. Формирование чувства сопричастности к российской идентичности, традициям и культуре необходимо начинать с воспитания подрастающего поколения в рамках школьного образования, используя современные средства и методы, с пониманием запросов сегодняшнего мира. Традиционная культура содействует возрождению и восстановлению наследия, обладает большими воспитательными возможностями, а также создает будущему учителю и педагогу дополнительного образования творческое пространство для деятельности в работе с обучающими разного возраста на основе личностно-ориентированного подхода.

В народных традициях формируются нравственные установки, идеалы, отражается опыт практической деятельности. На рисунке представлена разработанная авторами модель этнокультурного воспитания будущего учителя, которая была апробирована на базе кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета для студентов направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».


Модель этнокультурного воспитания будущего учителя

Для реализации модели на кафедре создавались условия по наполнению содержания учебной и внеучебной деятельности этнокультурными составляющими на основе ценностного отношения к мировой культуре в целом и национальных традиций в частности.

Работа по этнокультурному воспитанию студентов должна носить систематический, регулярный характер и должна выстраиваться на следующих позициях:

– единство культурно-образовательного пространства, наполнение содержания культурными составляющими;

– формирование гражданской идентичности студентов, бережного отношения к истории, традициям, культурному наследию;

– сохранение культурного наследия родного края;

– организация комплексной работы через взаимосвязь учебной, внеучебной деятельности и педагогической практики (проведение акций, конференций, олимпиад; сотрудничество с профильными организациями и т.д.);

– приобщение студентов к современному и традиционному декоративно-прикладному искусству и творчеству.

Таким образом, целевые приоритеты этнокультурного воспитания будущего учителя – развитие его высокой духовности, ценностей и качеств, способных проявить их в созидательном процессе, возрождение национальных духовных традиций. Результатом такого воспитания на каждом этапе профессионального роста являются ценностное восприятие мира и выстроенная система общечеловеческих, групповых, профессиональных и личных ценностей. Культурная традиция «подводит» будущего учителя к границе уже освоенного и еще не освоенного, способствует включению общечеловеческих ценностей в его жизнедеятельность, становится основой формирования духовной, профессиональной и педагогической культуры [6]. Поэтому в процессе этнокультурного воспитания будущего учителя необходимо обращать внимание на систематическую работу по развитию эмоционально-ценностного отношения к национальной культуре.

Важным для этнокультурного воспитания студентов является осуществление взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, которая становится основой для достижения ценностно-смысловых установок и разностороннего развития обучающихся, активной творческой деятельности. Поэтому образовательный процесс должен насыщаться эстетическими, культурными и ценностными составляющими.

В содержании предметных дисциплин необходимо использовать инновационные активные и методы, интерактивные формы организации обучения, начиная от выполнения репродуктивной деятельности до разработки творческих научно-исследовательских проектов. Вышеперечисленные занятия должны выстраиваться на основе культурологических требований: приоритетов общечеловеческих и ценностей; максимального раскрытия личностного потенциала будущих учителей на основе взаимопомощи и поддержки; учета их потенциальных возможностей, мотивации, осознания их уникальности и неповторимости; использования активных методов, приемов и форм обучения.

Внеучебная деятельность этнокультурной направленности позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал будущего учителя. Студенты должны принимать активное участие в выставках, конференциях, встречах с народными мастерами; самостоятельно организовывать и проводить мастер-классы; разрабатывать проекты, участвовать в культурно-массовых мероприятиях, оформлять тематические выставки и пространства учебных аудиторий. Выставки и экскурсии по декоративно-прикладному творчеству привлекают внимание к богатству национальных художественных традиций, позволяют увидеть разнообразие технологических приемов и стилевых направлений объектов.

Важной частью учебной деятельности студентов является педагогическая практика, на которой обучающиеся используют опыт, полученный в результате учебной и внеучебной деятельности. С этой целью важно сформулировать следующие задачи: обобщение педагогического опыта по этнокультурному воспитанию школьников; изучение их интереса к занятиям этнокультурной направленности; планирование и организация различных форм учебной и внеучебной деятельности этнокультурной направленности со школьниками; самооценка результатов собственной деятельности.

Заключение

Таким образом, этнокультурное воспитание будущего учителя важно при условии погруженности в культурно-образовательное пространство через активную творческую деятельность: создание, апробацию и внедрение образовательных продуктов преподавателей, педагогов образовательных организаций, студентов: проектирование экспозиций и выставок; научную деятельность; популяризацию научных педагогических знаний среди школьников. Гуманистические параметры разработанной модели этнокультурного воспитания будущего учителя создают условия для стимулирования потребности студентов в формировании ценностно-эмоционального отношения и смысловых установок к процессам сохранения культуры.