Современное общество претерпевает глубокие изменения, связанные с активным внедрением новых технологий. Новые цифровые технологии приведут и уже сейчас приводят к трансформации повседневных практик, включая практики общения, институциональных взаимодействий, занятости и досуга. Социологи считают, что «именно цифровизация будет создавать и уже создает предпосылки радикальной трансформации общества, новые возможности и новые риски для общественного порядка, новые различения и новые солидарности» [1, с. 16]. Одним из фундаментальных рисков применения новых технологий является становление новых форм неравенства, утрата в обществе традиционных форм защищенности, новая, более высокая степень отчуждения.
Английский социолог Скотт Лэш еще в конце прошлого столетия предлагал взглянуть на новые технологии как на источник новых видов неравенства, которые к тому же обладают способностью усиливать уже существующие неравенства, делая их непреодолимыми [2]. Д.Е. Добринская, Т.С. Мартыненко приводят трехуровневую модель понимания цифрового неравенства: 1) неравный доступ к цифровым технологиям, прежде всего к Интернету; 2) неравное владение навыками пользования цифровыми технологиями; 3) неравные возможности индивида повысить свои жизненные шансы с помощью цифровых технологий [3, c. 113].
Одной из ключевых отраслей социальной сферы, на которую оказывает непосредственное влияние внедрение цифровых технологий, выступает сфера образования. В самом общем виде цифровая трансформация образования направлена на повышение эффективности передачи и усвоения знаний с помощью новых форматов и цифровых средств обучения. Она подразумевает новый уровень организации учебной работы, административной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Важным аспектом выступает и то, что внедрение и использование цифровых технологий в образовательном процессе готовит обучающихся к жизни и работе в цифровой среде [4], а также способствует более эффективному преодолению неравенства образовательных возможностей школьников из разных территорий благодаря переносу обучения в виртуальную цифровую среду.
Массовый перевод школьного образования в дистанционный режим, спровоцированный пандемией COVID-19 весной 2020 г., и сложившаяся за последние три года эпидемиологическая ситуация раскрыла все потенциальные возможности, со всеми достоинствами и недостатками, дистанционного образования. В условиях вынужденной цифровой трансформации в организации дистанционного образования особенные риски обнаруживаются в сельской местности.
Цель исследования: изучение и анализ особенностей организации дистанционного образования в сельских школах Республики Саха (Якутия) в условиях пандемии COVID-19.
Материал и методы исследования. В статье использованы данные Госкомстата РФ и РС(Я), отчеты Министерства образования РС(Я), а также результаты социологических исследований, проведенных под руководством и c участием авторов: 1) «Дистанционное обучение в Таттинском районе» (анкетный опрос; гнездовая выборка; выборочная совокупность – 4928 респондентов); 2) «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации» (анкетный опрос; многоступенчатая квотная выборка; выборочная совокупность – 1365 респондентов). Методами сбора первичной социологической информации выступали: сравнительный анализ статистических данных, стандартизированный анкетный опрос, включенное наблюдение. Инструментарий исследования (анкета) состоял из вопросов об уровне удовлетворенности состоянием, качеством, доступностью образования и качеством интернет-связи в месте проживания; о степени готовности сельских школ к внедрению современных цифровых образовательных технологий в учебный процесс, преимуществах и недостатках перехода на дистанционное обучение в оценках родителей, школьников и педагогов, об основных образовательных ресурсах и источниках обмена информацией, используемых школьниками и педагогами и др. Статистическая обработка первичной социологической информации проводилась с помощью пакета программ SPSS с применением корреляционного и факторного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, проведенным Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [5], в котором приняли участие 22,6 тыс. учителей из 73 регионов страны, Республика Саха (Якутия) оказалась наиболее продвинутым регионом, продемонстрировав более высокие, чем в других регионах страны, показатели по техническому оснащению учителей и детей. На момент исследования (март-апрель 2020 г.) по показателям организации и проведения уроков по видеосвязи лидирующие позиции также заняла Якутия – 61% учителей заявили, что проводят видеоуроки.
Однако было установлено, что «в зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах России, а также в малых и средних городах – говоря о техническом оснащении, возможности учителей и детей намного ниже в этих населенных пунктах, чем в более крупных городах» [5, c. 26].
По данным официальных источников и статистической информации, сфера школьного образования в Республике Саха (Якутия) характеризуется преимущественным преобладанием сельских школ над городскими (в 2021/2022 учебном году в сельской местности находятся 70,9% школ, в городской – 29,1%). По данным Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), на начало 2021/2022 учебного года в республике действовали 622 самостоятельные общеобразовательные организации, из них в сельской местности расположены 441, в городской - 170 (табл. 1).
Таблица 1
Число общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) (на начало учебного года) за 2017-2022 гг. [6, c. 35-37]
|
2017/2018 |
2018/2019 |
2019/2020 |
2020/2021 |
2021/2022 |
Всего по республике |
642 |
641 |
639 |
628 |
622 |
Дневные ОО |
627 |
627 |
626 |
620 |
616 |
Государственные и муниципальные ОО |
620 |
620 |
620 |
614 |
611 |
Город и поселки городского типа |
169 |
169 |
170 |
170 |
170 |
Сельская местность |
451 |
451 |
450 |
444 |
441 |
Негосударственные организации |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
Вечерние |
15 |
14 |
13 |
8/1 |
6/1 |
На начало 2021/2022 учебного года в ОО всех типов обучались 150873 школьника, из них в сельской местности 53962, в городах и поселках городского типа – 95420 школьников.
При анализе динамики развития образовательной системы за последние пять лет выявлено сокращение количества школ как в городской, так и сельской местностях – в период между 2017/2018 и 2021/2022 уч. гг. сократилось 20 организаций, в т.ч. 10 ОО в сельской местности, при этом наблюдается увеличение нагрузки на школьное образование в городских поселениях (численность обучающихся в городских школах за последние 5 лет увеличилась на 17,4% +8064 школьника), что обусловлено миграционными и демографическими факторами (табл. 2).
Таблица 2
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) (на начало учебного года) за 2017-2022 гг. [6, c. 38-40]
|
2017/2018 |
2018/2019 |
2019/2020 |
2020/2021 |
2021/2022 |
Всего по республике |
143617 |
146105 |
147624 |
148931 |
150873 |
Дневные ОО |
141770 |
144460 |
146287 |
147763 |
150069 |
Государственные и муниципальные ОО |
141134 |
143858 |
145674 |
147168 |
149382 |
Город и поселки городского типа |
87356 |
90090 |
92048 |
93141 |
95420 |
Сельская местность |
53778 |
53768 |
53626 |
54027 |
53962 |
Негосударственные организации |
636 |
602 |
613 |
595 |
687 |
Вечерние |
1847 |
1645 |
1337 |
1168 |
804 |
По результатам социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», большинство респондентов (59,3%) выразили удовлетворенность состоянием, качеством и доступностью образования, процент не удовлетворенных данной ситуацией в той или иной степени составил 35,4% (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы состоянием, качеством и доступностью образования», 2022 г., в %
В контексте цифровизации образования в целях предоставления равных возможностей на школьное образование в условиях вариативности форм обучения определяющими выступают доступ к сети Интернет, материально-техническая оснащенность общеобразовательных организаций, доступность услуг связи, цифровых образовательных ресурсов и сервисов.
Согласно данным формы № ОО-2103, в Российской Федерации в 2020 году из общего количества зданий общеобразовательных организаций (66860 зданий) имели подключение к сети Интернет 57109 зданий, или 85,4%. Скорость подключения при этом неравномерна. Общее число зданий, подключенных к сети Интернет со скоростью ниже 2 Мбит/сек., среди сельских школ составляет 25% от всех подключенных к сети Интернет зданий сельских школ. Среди городских школ таких в 2020 году было 5,8% от всех подключенных к сети Интернет зданий городских школ. При этом почти 57% зданий городских школ подключены к сети Интернет со скоростью выше 50 Мбит/сек.; среди сельских школ, подключенных к сети Интернет на данной скорости, таких больше 37% (11496 зданий).
Иными словами, несмотря на достигнутые результаты в рамках реализации мероприятий по обеспечению подключения общеобразовательных организаций к сети Интернет, цифровой разрыв между городскими и сельскими территориями сохраняется. Большинство исследователей концептуализируют цифровой разрыв, в первую очередь, как форму неравенства в зависимости от пола, возраста (поколения), образования, дохода и социального класса, занятости и этнической принадлежности [7].
Согласно Отчету об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2021 году и задачах на 2022 год [8], в соответствии с утвержденным планом поэтапного подключения социально значимых объектов на территории Республики Саха (Якутия) 291 образовательная организация подключена по наземным каналам связи (волоконно-оптические и радиорелейные), 143 объекта подключены по спутниковым каналам связи (415 школ, 19 СПО). Необходимо отметить, что волоконно-оптическая линия связи, обеспечивающая подключение к скоростному Интернету, доступна лишь в центральных, южных и западных районах республики (за исключением отдаленных населённых пунктов), на севере Якутии Минцифры планирует начать прокладывать ВОЛС лишь с 2023 года.
Вынужденный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения в кратчайшие сроки актуализировал задачи обеспечения реализации полноценного образовательного процесса с помощью цифровых технологий и создания эффективной работы в цифровой среде. Однако, согласно мнению специалистов Института образования НИУ ВШЭ и РВК, «родители, учителя и ученики оказались не готовы к дистанционному обучению как к единственному формату образовательного процесса» [9, c. 5].
По результатам социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», треть респондентов отметили, что по сравнению с периодом до пандемии их семьи стали жить несколько хуже (31,4%); стали жить намного хуже (8,9%), однако большинство выбрали вариант «ничего не изменилось» (44%). Среди наиболее ощутимых последствий пандемии респонденты отметили возросший уровень стресса, психологической напряженности (44,9%), увеличение времени пребывания в социальных сетях и в целом в сети Интернет (31,7%), рост финансовой нагрузки, расходов (28,8%), а также проблемы с осуществлением дистанционного режима работы и учебы (26,8%).
Около половины респондентов (41,5%) в той или иной степени не удовлетворены качеством интернет-связи в месте проживания: вариант «скорее не удовлетворен» выбрали 25,5%, «полностью не удовлетворен» - 16%, затруднились ответить на данный вопрос 3,9% опрошенных (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством интернет-связи в месте проживания», 2022 г., в %
По данным социологического опроса «Дистанционное обучение в Таттинском районе», проведенного в 2020 году с охватом более 80% всех школьников, родителей и учителей из 17 образовательных организаций района, организацией дистанционного формата обучения оказались частично удовлетворены 47,1% родителей, 63,8% детей и 72,7% учителей. По мнению родителей (n=2239), наибольшие сложности вызывало отсутствие непосредственного общения с учителем (75,7%); с одноклассниками (50,6%); большое количество самостоятельных заданий (39,%); трудности в распределении времени (на учебу, на отдых) – 36,5%. При этом родители были озабочены качеством интернет-связи (нестабильный Интернет, низкая скорость, отсутствие Wi-Fi) и длительностью проводимого времени за ноутбуком, планшетом, смартфоном. Учителя (n=393) также в качестве основной технической сложности отметили отсутствие стабильного и устойчивого интернет-соединения (83,6%), вынужденную работу со смартфонов (72,8%) и отсутствие точек Wi-Fi, вследствие чего большинство вынуждены подключать «точку доступа» (50,5%).
Наиболее активно используемым в дистанционном обучении в сельской местности оказалось мобильное приложение WhatsАpp, который отметили практически все респонденты: педагоги (94,7%), родители (92,9%) и дети (85,7%). Как известно, в октябре 2022 года Минпросвещения рекомендовало «ограничить применение в рамках образовательного процесса иностранных мессенджеров и обеспечить апробацию информационно-коммуникационной образовательной платформы («Сферум») с использованием российского мессенджера- «VK Мессенджер».
На вопрос «Какие ресурсы использует Ваш ребенок в дистанционном обучении» родители отметили Zoom (54%), «Я-класс» (41,6%), Google Classroom (25,3%), «Учи.ру», «Сетевой город», «Инстаграм», YouTube, edu.skyeng, edu.skysmart, РЭШ, «Решу ВПР» и др. В качестве основных преимуществ дистанционного обучения педагоги отметили новые навыки для учителей, связанные с освоением цифровых платформ (76,7%), новые технологии преподавания (57,8%) и расширение образовательного пространства детей (48,4%).
Более 70% родителей считают, что в условиях дистанционного обучения школьники загружены в достаточной степени, около 20% – что «очень загружены», около 10% - «недостаточно загружены». Дети проводили за занятиями чаще всего от 1 до 3 часов (46,4%) и от 3 до 5 часов (25,9%), вариант «более 5 часов» отметили 14,4% респондентов. При этом, по мнению большинства респондентов, содержание учебных программ усваивается учащимися лишь частично (83,9%), а полноценная подготовка к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) в условиях дистанционного обучения невозможна (45%) или возможна лишь частично (48,1%).
Заключение
Таким образом, вынужденный переход на цифровое образование в Якутии сохраняет разрыв между городскими и сельскими территориями по отдельным направлениям цифровой трансформации общего образования; динамика роста материально-технического оснащения и внедрения отдельных программных решений в сельских школах ниже, чем в городских; наблюдается значительная территориально-поселенческая дифференциация по доступности и по качеству телекоммуникационных услуг связи, что, исходя из особенностей расселения, фактически приводит к цифровому разрыву, росту образовательного неравенства и ущемлению прав отдельных социальных групп детей.
Библиографическая ссылка
Захарова А.Е., Миронова А.Н. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32349 (дата обращения: 09.09.2024).