Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF PECULIARITIES OF DISTANCE EDUCATION IN RURAL SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): BASED ON THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Zakharova A.E. 1 Mironova A.N. 2
1 Institute for the Humanities and Problems of Indigenous Peoples of the North of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
2 Department of Education of the Municipal District "Tattinskiy ulus"
The mass transfer of school education to distance learning, provoked by the COVID-19 pandemic in the spring of 2020, required urgent measures to be taken to master and implement modern digital educational technologies in the educational process. However, in order for this form of education to be effective, the appropriate conditions must be ensured both by the school and the teachers, as well as by the students and their parents. This article presents the results of sociological research conducted by means of a formalised online survey to identify the attitudes of residents of the Republic of Sakha (Yakutia) towards the quality and accessibility of education in pandemic conditions, and the opinion of parents, schoolchildren and teachers towards the organisation of distance education in rural areas. The level of respondents' satisfaction with the state, quality and accessibility of education and the quality of internet connection in their place of residence; the organisation and quality of distance education; the degree of school readiness; the advantages and disadvantages of the transition to distance education as assessed by parents, pupils and teachers; the main educational resources and information exchange sources used by pupils and teachers; and the opinion of teachers and parents on the conditions that would ensure a better quality of education were identified.
distance education
digital educational technologies
distance learning
online survey
tattinsky ulus

Современное общество претерпевает глубокие изменения, связанные с активным внедрением новых технологий. Новые цифровые технологии приведут и уже сейчас приводят к трансформации повседневных практик, включая практики общения, институциональных взаимодействий, занятости и досуга. Социологи считают, что «именно цифровизация будет создавать и уже создает предпосылки радикальной трансформации общества, новые возможности и новые риски для общественного порядка, новые различения и новые солидарности» [1, с. 16]. Одним из фундаментальных рисков применения новых технологий является становление новых форм неравенства, утрата в обществе традиционных форм защищенности, новая, более высокая степень отчуждения.

Английский социолог Скотт Лэш еще в конце прошлого столетия предлагал взглянуть на новые технологии как на источник новых видов неравенства, которые к тому же обладают способностью усиливать уже существующие неравенства, делая их непреодолимыми [2]. Д.Е. Добринская, Т.С. Мартыненко приводят трехуровневую модель понимания цифрового неравенства: 1) неравный доступ к цифровым технологиям, прежде всего к Интернету; 2) неравное владение навыками пользования цифровыми технологиями; 3) неравные возможности индивида повысить свои жизненные шансы с помощью цифровых технологий [3, c. 113].

Одной из ключевых отраслей социальной сферы, на которую оказывает непосредственное влияние внедрение цифровых технологий, выступает сфера образования. В самом общем виде цифровая трансформация образования направлена на повышение эффективности передачи и усвоения знаний с помощью новых форматов и цифровых средств обучения. Она подразумевает новый уровень организации учебной работы, административной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Важным аспектом выступает и то, что внедрение и использование цифровых технологий в образовательном процессе готовит обучающихся к жизни и работе в цифровой среде [4], а также способствует более эффективному преодолению неравенства образовательных возможностей школьников из разных территорий благодаря переносу обучения в виртуальную цифровую среду.

Массовый перевод школьного образования в дистанционный режим, спровоцированный пандемией COVID-19 весной 2020 г., и сложившаяся за последние три года эпидемиологическая ситуация раскрыла все потенциальные возможности, со всеми достоинствами и недостатками, дистанционного образования. В условиях вынужденной цифровой трансформации в организации дистанционного образования особенные риски обнаруживаются в сельской местности.

Цель исследования: изучение и анализ особенностей организации дистанционного образования в сельских школах Республики Саха (Якутия) в условиях пандемии COVID-19.

Материал и методы исследования. В статье использованы данные Госкомстата РФ и РС(Я), отчеты Министерства образования РС(Я), а также результаты социологических исследований, проведенных под руководством и c участием авторов: 1) «Дистанционное обучение в Таттинском районе» (анкетный опрос; гнездовая выборка; выборочная совокупность – 4928 респондентов); 2) «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации» (анкетный опрос; многоступенчатая квотная выборка; выборочная совокупность – 1365 респондентов). Методами сбора первичной социологической информации выступали: сравнительный анализ статистических данных, стандартизированный анкетный опрос, включенное наблюдение. Инструментарий исследования (анкета) состоял из вопросов об уровне удовлетворенности состоянием, качеством, доступностью образования и качеством интернет-связи в месте проживания; о степени готовности сельских школ к внедрению современных цифровых образовательных технологий в учебный процесс, преимуществах и недостатках перехода на дистанционное обучение в оценках родителей, школьников и педагогов, об основных образовательных ресурсах и источниках обмена информацией, используемых школьниками и педагогами и др. Статистическая обработка первичной социологической информации проводилась с помощью пакета программ SPSS с применением корреляционного и факторного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, проведенным Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [5], в котором приняли участие 22,6 тыс. учителей из 73 регионов страны, Республика Саха (Якутия) оказалась наиболее продвинутым регионом, продемонстрировав более высокие, чем в других регионах страны, показатели по техническому оснащению учителей и детей. На момент исследования (март-апрель 2020 г.) по показателям организации и проведения уроков по видеосвязи лидирующие позиции также заняла Якутия – 61% учителей заявили, что проводят видеоуроки.

Однако было установлено, что «в зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах России, а также в малых и средних городах – говоря о техническом оснащении, возможности учителей и детей намного ниже в этих населенных пунктах, чем в более крупных городах» [5, c. 26].

По данным официальных источников и статистической информации, сфера школьного образования в Республике Саха (Якутия) характеризуется преимущественным преобладанием сельских школ над городскими (в 2021/2022 учебном году в сельской местности находятся 70,9% школ, в городской – 29,1%). По данным Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), на начало 2021/2022 учебного года в республике действовали 622 самостоятельные общеобразовательные организации, из них в сельской местности расположены 441, в городской - 170 (табл. 1).

Таблица 1

Число общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) (на начало учебного года) за 2017-2022 гг. [6, c. 35-37]

 

2017/2018

2018/2019

2019/2020

2020/2021

2021/2022

Всего по республике

642

641

639

628

622

Дневные ОО

627

627

626

620

616

Государственные и муниципальные ОО

620

620

620

614

611

Город и поселки городского типа

169

169

170

170

170

Сельская местность

451

451

450

444

441

Негосударственные организации

7

7

6

6

5

Вечерние

15

14

13

8/1

6/1

На начало 2021/2022 учебного года в ОО всех типов обучались 150873 школьника, из них в сельской местности 53962, в городах и поселках городского типа – 95420 школьников.

При анализе динамики развития образовательной системы за последние пять лет выявлено сокращение количества школ как в городской, так и сельской местностях – в период между 2017/2018 и 2021/2022 уч. гг. сократилось 20 организаций, в т.ч. 10 ОО в сельской местности, при этом наблюдается увеличение нагрузки на школьное образование в городских поселениях (численность обучающихся в городских школах за последние 5 лет увеличилась на 17,4% +8064 школьника), что обусловлено миграционными и демографическими факторами (табл. 2).

Таблица 2

Численность обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) (на начало учебного года) за 2017-2022 гг. [6, c. 38-40]

 

2017/2018

2018/2019

2019/2020

2020/2021

2021/2022

Всего по республике

143617

146105

147624

148931

150873

Дневные ОО

141770

144460

146287

147763

150069

Государственные и муниципальные ОО

141134

143858

145674

147168

149382

Город и поселки городского типа

87356

90090

92048

93141

95420

Сельская местность

53778

53768

53626

54027

53962

Негосударственные организации

636

602

613

595

687

Вечерние

1847

1645

1337

1168

804

По результатам социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», большинство респондентов (59,3%) выразили удовлетворенность состоянием, качеством и доступностью образования, процент не удовлетворенных данной ситуацией в той или иной степени составил 35,4% (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы состоянием, качеством и доступностью образования», 2022 г., в %

В контексте цифровизации образования в целях предоставления равных возможностей на школьное образование в условиях вариативности форм обучения определяющими выступают доступ к сети Интернет, материально-техническая оснащенность общеобразовательных организаций, доступность услуг связи, цифровых образовательных ресурсов и сервисов.

Согласно данным формы № ОО-2103, в Российской Федерации в 2020 году из общего количества зданий общеобразовательных организаций (66860 зданий) имели подключение к сети Интернет 57109 зданий, или 85,4%. Скорость подключения при этом неравномерна. Общее число зданий, подключенных к сети Интернет со скоростью ниже 2 Мбит/сек., среди сельских школ составляет 25% от всех подключенных к сети Интернет зданий сельских школ. Среди городских школ таких в 2020 году было 5,8% от всех подключенных к сети Интернет зданий городских школ. При этом почти 57% зданий городских школ подключены к сети Интернет со скоростью выше 50 Мбит/сек.; среди сельских школ, подключенных к сети Интернет на данной скорости, таких больше 37% (11496 зданий).

Иными словами, несмотря на достигнутые результаты в рамках реализации мероприятий по обеспечению подключения общеобразовательных организаций к сети Интернет, цифровой разрыв между городскими и сельскими территориями сохраняется. Большинство исследователей концептуализируют цифровой разрыв, в первую очередь, как форму неравенства в зависимости от пола, возраста (поколения), образования, дохода и социального класса, занятости и этнической принадлежности [7].

Согласно Отчету об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2021 году и задачах на 2022 год [8], в соответствии с утвержденным планом поэтапного подключения социально значимых объектов на территории Республики Саха (Якутия) 291 образовательная организация подключена по наземным каналам связи (волоконно-оптические и радиорелейные), 143 объекта подключены по спутниковым каналам связи (415 школ, 19 СПО). Необходимо отметить, что волоконно-оптическая линия связи, обеспечивающая подключение к скоростному Интернету, доступна лишь в центральных, южных и западных районах республики (за исключением отдаленных населённых пунктов), на севере Якутии Минцифры планирует начать прокладывать ВОЛС лишь с 2023 года.

Вынужденный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения в кратчайшие сроки актуализировал задачи обеспечения реализации полноценного образовательного процесса с помощью цифровых технологий и создания эффективной работы в цифровой среде. Однако, согласно мнению специалистов Института образования НИУ ВШЭ и РВК, «родители, учителя и ученики оказались не готовы к дистанционному обучению как к единственному формату образовательного процесса» [9, c. 5].

По результатам социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», треть респондентов отметили, что по сравнению с периодом до пандемии их семьи стали жить несколько хуже (31,4%); стали жить намного хуже (8,9%), однако большинство выбрали вариант «ничего не изменилось» (44%). Среди наиболее ощутимых последствий пандемии респонденты отметили возросший уровень стресса, психологической напряженности (44,9%), увеличение времени пребывания в социальных сетях и в целом в сети Интернет (31,7%), рост финансовой нагрузки, расходов (28,8%), а также проблемы с осуществлением дистанционного режима работы и учебы (26,8%).

Около половины респондентов (41,5%) в той или иной степени не удовлетворены качеством интернет-связи в месте проживания: вариант «скорее не удовлетворен» выбрали 25,5%, «полностью не удовлетворен» - 16%, затруднились ответить на данный вопрос 3,9% опрошенных (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством интернет-связи в месте проживания», 2022 г., в %

По данным социологического опроса «Дистанционное обучение в Таттинском районе», проведенного в 2020 году с охватом более 80% всех школьников, родителей и учителей из 17 образовательных организаций района, организацией дистанционного формата обучения оказались частично удовлетворены 47,1% родителей, 63,8% детей и 72,7% учителей. По мнению родителей (n=2239), наибольшие сложности вызывало отсутствие непосредственного общения с учителем (75,7%); с одноклассниками (50,6%); большое количество самостоятельных заданий (39,%); трудности в распределении времени (на учебу, на отдых) – 36,5%. При этом родители были озабочены качеством интернет-связи (нестабильный Интернет, низкая скорость, отсутствие Wi-Fi) и длительностью проводимого времени за ноутбуком, планшетом, смартфоном. Учителя (n=393) также в качестве основной технической сложности отметили отсутствие стабильного и устойчивого интернет-соединения (83,6%), вынужденную работу со смартфонов (72,8%) и отсутствие точек Wi-Fi, вследствие чего большинство вынуждены подключать «точку доступа» (50,5%).

Наиболее активно используемым в дистанционном обучении в сельской местности оказалось мобильное приложение WhatsАpp, который отметили практически все респонденты: педагоги (94,7%), родители (92,9%) и дети (85,7%). Как известно, в октябре 2022 года Минпросвещения рекомендовало «ограничить применение в рамках образовательного процесса иностранных мессенджеров и обеспечить апробацию информационно-коммуникационной образовательной платформы («Сферум») с использованием российского мессенджера- «VK Мессенджер».

На вопрос «Какие ресурсы использует Ваш ребенок в дистанционном обучении» родители отметили Zoom (54%), «Я-класс» (41,6%), Google Classroom (25,3%), «Учи.ру», «Сетевой город», «Инстаграм», YouTube, edu.skyeng, edu.skysmart, РЭШ, «Решу ВПР» и др. В качестве основных преимуществ дистанционного обучения педагоги отметили новые навыки для учителей, связанные с освоением цифровых платформ (76,7%), новые технологии преподавания (57,8%) и расширение образовательного пространства детей (48,4%).

Более 70% родителей считают, что в условиях дистанционного обучения школьники загружены в достаточной степени, около 20% – что «очень загружены», около 10% - «недостаточно загружены». Дети проводили за занятиями чаще всего от 1 до 3 часов (46,4%) и от 3 до 5 часов (25,9%), вариант «более 5 часов» отметили 14,4% респондентов. При этом, по мнению большинства респондентов, содержание учебных программ усваивается учащимися лишь частично (83,9%), а полноценная подготовка к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) в условиях дистанционного обучения невозможна (45%) или возможна лишь частично (48,1%).

Заключение

Таким образом, вынужденный переход на цифровое образование в Якутии сохраняет разрыв между городскими и сельскими территориями по отдельным направлениям цифровой трансформации общего образования; динамика роста материально-технического оснащения и внедрения отдельных программных решений в сельских школах ниже, чем в городских; наблюдается значительная территориально-поселенческая дифференциация по доступности и по качеству телекоммуникационных услуг связи, что, исходя из особенностей расселения, фактически приводит к цифровому разрыву, росту образовательного неравенства и ущемлению прав отдельных социальных групп детей.