Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Акулова М.М. 1 Капустина Т.В. 1 Феттер П.З. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье показана актуальность и представлен анализ взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на начальном этапе профессиональной подготовки. В контексте исследуемой взаимосвязи рассмотрены возможности дисциплин вокально-хоровой направленности, таких как хоровой класс и практическая работа с хором, вокальное исполнительство, входящих в содержание предметно-методического модуля основной профессиональной образовательной программы профиля «Музыкальное образование», разработанной на основе концепции Министерства просвещения Российской Федерации «Ядро высшего педагогического образования». В статье дается описание функционирующих в Омском государственном педагогическом университете творческих объединений под руководством преподавателей кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств, формулируется цель их деятельности, приводятся примеры творческих мероприятий, проведенных такими объединениями, как вокальный ансамбль «Музыкальный проспект» и волонтерский отряд «Ритм», показываются функции вышеприведенных учебных дисциплин в их подготовке. На основе обобщения данных педагогического наблюдения, опросов и бесед со студентами первого курса музыкального отделения факультета искусств, являющимися участниками указанных творческих объединений, анализа и оценки реализованных мероприятий показана эффективность взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов на начальном этапе профессиональной подготовки, сформулированы перспективы дальнейшей педагогической и исследовательской работы в обозначенном направлении.
профессиональная подготовка будущего учителя музыки
учебная и внеучебная деятельность
предметно-методический модуль
творческие объединения
вокальный ансамбль «музыкальный проспект»
волонтерский отряд «ритм»
1. Писаренко Д.А. Внеучебная деятельность студентов вуза: отечественные и зарубежные подходы к осмыслению понятия // Гуманитарные балканские исследования. 2019. № 3 (5). С. 41-44.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. 142 с.
3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы новой программы по музыке: программы общеобразовательных учреждений. Музыка, 1-8 классы. М., 2006. 226 с.
4. Капустина Т.В., Феттер П.З. Возможности дистанционного обучения в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя музыки // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 72. Ч.4. С. 127-130.
5. Акулова М.М., Капустина Т.В., Феттер П.З. Реализация музыкально-патриотического проекта «Россия – наш общий дом» в формах конкурсной и концертно-исполнительской деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30431 (дата обращения: 05.12.2022).
6. Основная профессиональная образовательная программа: Направление подготовки (специальность)44.03.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Музыкальное образование
Уровень высшего образования – бакалавриат. [Электронный ресурс]. URL: https://rpd.omgpu.ru/opop/view?id=405 (дата обращения: 05.12.2022).
7. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 N АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)»). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/#100007 (дата обращения: 06.12.2022).
8. Программа стратегического развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Омский государственный педагогический университет» на 2020-2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/strategiya-razvitiya (дата обращения: 05.12.2022).
9. Культура и творчество. [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/kultura-i-tvorchestvo (дата обращения: 05.12.2022).
10. Студенты ОмГПУ поздравили с новым годом жителей пансионата «Уютный дом». [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/news/studenty-omgpu-pozdravili-s-novym-godom-zhiteley-pansionata-uyutnyy-dom (дата обращения: 05.12.2022).
11. Волонтеры ОмГПУ принимают участие в социальном проекте «Корпорация добра 2.0». [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/news/volontery-omgpu-prinimayut-uchastie-v-socialnom-proekte-korporaciya-dobra-20 (дата обращения: 05.12.2022).
12. В ОмГПУ прошел студенческий концерт к 90-летию университета. [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/news/v-omgpu-proshel-studencheskiy-koncert-k-90-letiyu-universiteta (дата обращения: 05.12.2022).
13. Вокальный ансамбль ОмГПУ «Музыкальный проспект» исполнил песни для мобилизованных военнослужащих. [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/news/vokalnyy-ansambl-omgpu-muzykalnyy-prospekt-ispolnil-pesni-dlya-mobilizovannyh (дата обращения: 05.12.2022).

Вузовская профессиональная подготовка современного педагога с необходимостью требует системного и динамичного совершенствования путей и способов, обеспечивающих повышение ее эффективности и качества, в том числе в аспекте практической подготовки будущих специалистов к решению образовательных, воспитательных и других задач в будущей профессиональной деятельности.

Сегодня можно констатировать особую актуальность внеучебной деятельности, в том числе на этапе вузовской подготовки будущих специалистов. «…Внеучебная деятельность студентов вуза является важным средством профессиональной подготовки и составляющей образовательного процесса в парадигме современного высшего отечественного и зарубежного образования. В высшей школе она представлена различными видами деятельности и влияет на формирование профессиональных и личностных компетенций студентов», - указывает в своей работе Писаренко Д.А., и с этим трудно не согласиться [1].

Профессиональная деятельность педагога-музыканта всегда характеризовалась многоплановостью и многоаспектностью, направленностью на реализацию музыкально-образовательного, музыкально-воспитательного, художественно-эстетического и других процессов в их единстве как в условиях урока музыки в школе, музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении или системе дополнительного образования, так и в условиях внеклассной и внешкольной музыкальной работы. В ключе этого один из основоположников отечественного музыкального образования, академик Б.В. Асафьев еще в начале XX века писал о том, что «музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть "спецом" в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом…» [2, с. 65]. Продолжая данную мысль, последователь многих музыкально-педагогических идей Б.В. Асафьева, композитор и педагог, автор концепции общего музыкального образования Д.Б. Кабалевский указывал на то, что, прежде всего, «…учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом…» [3, с. 17]. Сегодня данную мысль также можно, как представляется, продолжить в ракурсе необходимости владения современным учителем музыки новыми, в том числе музыкально-компьютерными технологиями, уметь осуществлять музыкально-образовательный и воспитательный процесс в самых различных формах.

Вышесказанное, на наш взгляд, позволяет констатировать необходимость эффективного использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки широкого спектра методик и технологий как в учебной, так и внеучебной деятельности. Ряд из них был рассмотрен и проанализирован авторами настоящей статьи в предыдущих работах. Так, например, в контексте рассмотрения учебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета были рассмотрены эффективные возможности цифровых ресурсов, в частности видеоконференций, в обеспечении процесса дирижерско-хоровой подготовки в условиях реализации образовательного процесса в дистанционных условиях [4], проанализированы особенности реализации проектов, в том числе патриотической направленности, в формах концертной и конкурсной деятельности студентов-музыкантов [5] и др. В данной работе мы сосредоточили внимание на эффективных возможностях повышения качества профессиональной подготовки студентов первого курса средствами взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов, последняя из которых осуществляется в формах творческих объединений Омского государственного педагогического университета.

На основе вышесказанного мы определяем цель настоящей статьи как исследование возможностей взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на начальном этапе профессиональной подготовки на основе анализа их участия в деятельности творческих объединений Омского государственного педагогического университета в аспекте эффективного развития вокально-исполнительских компетенций как важного компонента целостной профессиональной компетентности будущего учителя музыки.

Материал и методы исследования. Характеризуя особенности начального этапа профессиональной подготовки студентов профиля «Музыкальное образование», представляется важным обратить внимание на то, что содержание Основной профессиональной образовательной программы, внедренной в учебный процесс вуза с начала 2022-2023 учебного года [6], было разработано на основе Концепции Министерства просвещения Российской Федерации «Ядро высшего педагогического образования» [7]. Отметим то, что новый подход к разработке программы в контексте указанной выше концепции определил содержание модулей как единой основы для всех профилей, реализующихся в педагогических вузах Российской Федерации. Исходя из этого, предметно-методический модуль профиля «Музыкальное образование» сконцентрировал в себе все дисциплины, которые можно считать фундаментальными для профессиональной подготовки будущего учителя музыки: вокальное исполнительство, хоровое пение и практическая работа с хором, теория музыкального образования, методика музыкального образования, музыкально-инструментальное исполнительство, сольфеджио, гармония и др.

Вместе с тем представляется важным акцентировать внимание на следующем. Предметно-методический модуль начинает осваиваться студентами практически с начала образовательного процесса, тогда как, например, модули воспитательной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности и соответствующие учебные дисциплины предусматриваются для освоения лишь с четвертого семестра и далее, что, безусловно, требует акцентуации освоения профессиональных компетенций в условиях реализации, прежде всего, предметно-методического модуля. Опыт показывает важность сказанного в контексте особенностей профессиональной подготовки будущего учителя музыки, особенно это актуально для студентов первого курса, находящихся на начальном этапе освоения основной профессиональной образовательной программы.

В связи с этим в содержании ряда дисциплин первого курса, таких, например, как вокальное исполнительство, хоровое пение и практическая работа с хором, предусматривается освоение материала, связанного с более широким кругом музыкальной деятельности. Здесь можно указать, например, на расширение репертуарного списка музыкальных произведений с ориентацией на то, что они, помимо учебных функций, будут включены и в разного рода внеучебные мероприятия, адресованные разным возрастным группам, категориям участников и пр. Предметом хоровых занятий со студентами первого курса в контексте сказанного стали, например, сценарные разработки, репетиционная музыкально-исполнительская их интерпретация, анализ особенностей реализации в различных условиях деятельности и в связи с различной подготовленностью аудитории, в том числе в связи с разным возрастным и музыкально-образовательным ее цензом и др. В содержании дисциплины «Вокальное исполнительство» для студентов первого курса, среди другого, предлагается к изучению материал практического характера, связанный с особенностями развития голосового аппарата. Данный материал включает соответствующие голосовые тренинги, распевания и упражнения, осваиваемые студентами также с целью последующего использования при подготовке разного рода музыкальных мероприятий во внеучебной деятельности.

Далее обратимся к содержанию деятельности творческих объединений, в составах которых представлены студенты первого курса музыкального отделения факультета искусств. В рамках реализации Стратегии университета и разработанной на ее основе Программы [8] в прошлом и текущем учебном году в Омском государственном педагогическом университете были организованы следующие творческие объединения, в том числе под руководством авторов данной статьи: вокальный ансамбль «Музыкальный проспект», волонтерский отряд «Ритм» и др. [9]. Ведущей целью данных коллективов явилось привлечение студентов с активной творческой деятельности в различных ее формах, а также организация участия студентов в разного рода творческих мероприятиях как в рамках реализации проектной деятельности, так и в плане решения задач воспитательной работы, связи с образовательными и социальными организациями, а также подготовка концертных программ, адресованных слушателям разных возрастных, социальных и профессиональных групп. Основой контингента вокального ансамбля «Музыкальный проспект» являются студенты первого и второго курсов факультета искусств – будущие учителя музыки, в составе волонтерского отряда «Ритм» занимаются и студенты других профилей и факультетов университета, в частности факультета начального, дошкольного и специального образования, иностранных языков и др., а также магистранты, обучающиеся на кафедре теории и методики музыкального и эстетического воспитания по программе «Музыкально-компьютерные технологии». Подчеркнем здесь, что созданные объединения задействованы в различных творческих и волонтерских мероприятиях как на факультете искусств, так и в вузе в целом, а также в концертно-сценической и волонтерской деятельности города Омска, Омского региона, других регионов страны. Региональный и всероссийский фестиваль студенческого творчества «Российская студенческая весна», городской конкурс патриотической песни «Новая Россия», фестиваль музыкального творчества «Арт-Старт», региональные конкурсы-фестивали «Дело чести», «Родные берега», «Голоса Прииртышья», международные конкурсы «Хоровые игры Сибири», «Песни над Невой», «Уральский калейдоскоп», «Сибирь зажигает звезды» - неполный перечень творческих мероприятий, в которых принимали участие и становились лауреатами студенты – участники творческих объединений ОмГПУ.

Творческие мероприятия, разработанные в том числе самими студентами, имеют разные «модели воплощения»: это и литературно-музыкальные открытки, музыкально-поэтические композиции, музыкальные гостиные, концерты к праздничным датам и памятным событиям, авторские вечера и мн. др. Так, участники волонтерского отряда «Ритм» в прошлом учебном году приняли активное участие в подготовке и проведении концертной новогодней программы для жителей пансионата для пожилых людей «Уютный дом» г. Омска [10], в текущем учебном году провели ряд акций в рамках регионального социального проекта «Корпорация добра 2.0» [11] и др. Вокальный ансамбль «Музыкальный проспект» принял участие в юбилейном студенческом концерте, посвященном 90-летию Омского государственного педагогического университета [12], концертной программе, подготовленной для военнослужащих, призванных в ходе частичной мобилизации и отправляющихся в районы боевых действий Донбасса [13], и др.

Музыкальная составляющая данных, как и других творческих мероприятий, безусловно, имеет разный «удельный вес» в зависимости от «жанра» мероприятия, его формы и пр. Но она тем не менее всегда является атрибутом творческой деятельности названных выше объединений, а отсюда и предметом работы на уже указанных выше дисциплинах предметно-методического модуля. Так, при подготовке мероприятий в процессе работы на занятиях по дисциплине «Хоровое пение и практическая работа с хором» осуществлялось освоение избранного песенного репертуара в коллективной и групповой формах, на определенных этапах работы исполнение произведений проходило в условиях ситуаций их реального концертного воплощения в зависимости от формы предполагаемого творческого мероприятия. На занятиях по дисциплине «Вокальное исполнительство» осуществлялось практическое освоение избранного песенного репертуара в индивидуальной форме, на основе вокальных тренингов подбирались оптимальные условия работы певческого аппарата для каждого студента и пр.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью проверки эффективности взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на начальном этапе их профессиональной подготовки мы провели беседы со студентами первого курса, опросы, а также в качестве задания предложили написать эссе, в котором бы нашли отражение их суждения о сочетании учебной деятельности и работе в составах творческих объединений университета, были бы очерчены проблемы, затруднения, связанные, среди прочего, с определенным периодом адаптации к студенческой жизни, была бы дана общая оценка взаимосвязи их учебной и внеучебной деятельности. В силу того, что большинство студентов первого курса являются участниками вокального ансамбля «Музыкальный проспект» (десять студентов из пятнадцати), мы сосредоточили здесь свое внимание именно на их суждениях о своей работе. Данные анализа мы также подкрепляли мнением преподавателей, ведущих разные дисциплины на курсе, а также результатами педагогического наблюдения за деятельностью студентов в целом.

Далее резюмируем результаты нашего обследования в изложении обработанного материала. Все без исключения студенты в беседах с ними, опросах, выполненных эссе отмечали положительный эффект взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Большинство опрошенных указывали на важность именно вокальной и хоровой подготовки на начальном этапе их обучения и аргументировали это функциями дисциплин, связанных с практической музыкально-исполнительской деятельностью, необходимой для осуществления внеучебной работы в составах творческих объединений. Ряд студентов указали на то, что сочетание учебной и внеучебной работы положительно влияет на формирование мотивации к обучению, посещению занятий, несмотря на имеющиеся у них пробелы, например в вокальном исполнительстве, в том числе связанные с чистотой интонирования, трудностями многоголосного исполнения и др. В ответах данных студентов на заданные в беседах уточняющие вопросы было выявлено, что отмеченные ими проблемы в вокально-исполнительской аспекте они связывают, среди другого, с начальным периодом обучения, указывая на предъявление новых, более сложных требований к ним. Интересным для нас явилось и то, что все опрошенные студенты положительно отнеслись к включению в образовательный процесс рассматриваемых дисциплин элементов своей внеучебной деятельности, отмечая их важную роль в выполнении, например, определенных организаторских функций в периоды подготовки конкретных внеучебных мероприятий, а также во время их проведения. Многие студенты из тех, кто задействован преподавателем в разработках сценариев мероприятий, организационных процессах, также выражали положительное отношение к взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, подчеркивая ее важность с точки зрения обеспечения целостности в содержании и процессе подготовки к творческим мероприятиям.

Более всего в суждениях студентов и содержании их эссе было заметно их положительное отношение к мероприятиям, вызывающим глубокий эмоциональный отклик участников: так, практически все студенты положительно оценили деятельность преподавателя и свою работу в подготовке и проведении концерта для военнослужащих, призванных в ходе частичной мобилизации, с вручением им памятных подарков. Привлекли наше внимание и суждения опрошенных в аспекте оценки отношения к ним студентов старших курсов. Студенты-первокурсники определяли это отношение как своего рода наставничество, в условиях которого, как они признавались, им легче выполнить ту или иную работу, так как это, по их словам, не связано с отрицательными психологическими факторами: дискомфортом, боязнью допуска ошибок и др.

Руководители творческих объединений, преподаватели дисциплин вокально-хоровой подготовки на первом курсе в своих выводах, среди другого, подчеркнули возросшую заинтересованность студентов к посещению дисциплин, их активность на занятиях. В суждениях преподавателей других дисциплин на первом курсе музыкального отделения факультета искусств преобладающим оказалось то, что, по их мнению, студенты первого курса заметно улучшили свои показатели в подготовке к семинарским и практическим занятиям, выступлениям с докладами, сообщениями и презентациями, которые стали содержательнее и интереснее, в том числе по форме подачи материала. Студенты – участники творческих объединений, по утверждениям преподавателей, активнее принимают участие в дискуссиях, отстаивают собственную точку зрения, проявляют более широкий социокультурный кругозор.

Заключение. На основании представленного материала возможно, на наш взгляд, сделать вывод об эффективности использования в образовательном процессе возможностей взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на начальном этапе обучения в аспекте, прежде всего, развития их вокально-исполнительской компетентности.

В качестве перспектив дальнейшей исследовательской работы в заявленном аспекте представляется актуальным рассмотрение эффективных возможностей других учебных дисциплин, изучаемых на начальном этапе профессиональной подготовки, а также анализ взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на последующих курсах освоения основой профессиональной образовательной программы.


Библиографическая ссылка

Акулова М.М., Капустина Т.В., Феттер П.З. ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32321 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674