Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RELATIONSHIP BETWEEN EDUCATIONAL AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE FACULTY OF ARTS MUSIC DEPARTMENT STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

Akulova M.M. 1 Kapustina T.V. 1 Fetter P.Z. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article shows the relevance and presents an analysis of the relationship between educational and extracurricular activities of students of the music department of the Faculty of Arts at the initial stage of professional training. In the context of the relationship under study, the possibilities of disciplines of vocal and choral orientation, such as the choir class and practical work with the choir, vocal performance, are included in the content of the subject-methodological module of the main professional educational program of the profile "Music Education", developed on the basis of the concept of the Ministry of Education of the Russian Federation "The Core of Higher Pedagogical Education". The article gives a brief annotation of the creative associations functioning at the Omsk State Pedagogical University under the guidance of teachers of the Department of Theory and Methods of Musical and Aesthetic Education of the Faculty of Arts, formulates the purpose of their activities, provides examples of creative events held by such associations as the vocal ensemble "Musical Prospect" and the volunteer group "Rhythm", shows the functions of the above academic disciplines in their preparation. Based on the generalization of the data of pedagogical observation, surveys and conversations with the first-year students of the music department of the Faculty of Arts who are members of these creative associations, analysis and evaluation of the implemented activities, the effectiveness of the relationship between educational and extracurricular activities of students at the initial stage of professional training is shown, prospects for further pedagogical and research work in the designated direction are formulated.
professional training of a future music teacher
educational and extracurricular activities
subject-methodical module
creative associations
vocal ensemble "musical prospect"
volunteer group "rhythm"

Вузовская профессиональная подготовка современного педагога с необходимостью требует системного и динамичного совершенствования путей и способов, обеспечивающих повышение ее эффективности и качества, в том числе в аспекте практической подготовки будущих специалистов к решению образовательных, воспитательных и других задач в будущей профессиональной деятельности.

Сегодня можно констатировать особую актуальность внеучебной деятельности, в том числе на этапе вузовской подготовки будущих специалистов. «…Внеучебная деятельность студентов вуза является важным средством профессиональной подготовки и составляющей образовательного процесса в парадигме современного высшего отечественного и зарубежного образования. В высшей школе она представлена различными видами деятельности и влияет на формирование профессиональных и личностных компетенций студентов», - указывает в своей работе Писаренко Д.А., и с этим трудно не согласиться [1].

Профессиональная деятельность педагога-музыканта всегда характеризовалась многоплановостью и многоаспектностью, направленностью на реализацию музыкально-образовательного, музыкально-воспитательного, художественно-эстетического и других процессов в их единстве как в условиях урока музыки в школе, музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении или системе дополнительного образования, так и в условиях внеклассной и внешкольной музыкальной работы. В ключе этого один из основоположников отечественного музыкального образования, академик Б.В. Асафьев еще в начале XX века писал о том, что «музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть "спецом" в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом…» [2, с. 65]. Продолжая данную мысль, последователь многих музыкально-педагогических идей Б.В. Асафьева, композитор и педагог, автор концепции общего музыкального образования Д.Б. Кабалевский указывал на то, что, прежде всего, «…учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом…» [3, с. 17]. Сегодня данную мысль также можно, как представляется, продолжить в ракурсе необходимости владения современным учителем музыки новыми, в том числе музыкально-компьютерными технологиями, уметь осуществлять музыкально-образовательный и воспитательный процесс в самых различных формах.

Вышесказанное, на наш взгляд, позволяет констатировать необходимость эффективного использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки широкого спектра методик и технологий как в учебной, так и внеучебной деятельности. Ряд из них был рассмотрен и проанализирован авторами настоящей статьи в предыдущих работах. Так, например, в контексте рассмотрения учебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета были рассмотрены эффективные возможности цифровых ресурсов, в частности видеоконференций, в обеспечении процесса дирижерско-хоровой подготовки в условиях реализации образовательного процесса в дистанционных условиях [4], проанализированы особенности реализации проектов, в том числе патриотической направленности, в формах концертной и конкурсной деятельности студентов-музыкантов [5] и др. В данной работе мы сосредоточили внимание на эффективных возможностях повышения качества профессиональной подготовки студентов первого курса средствами взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов, последняя из которых осуществляется в формах творческих объединений Омского государственного педагогического университета.

На основе вышесказанного мы определяем цель настоящей статьи как исследование возможностей взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на начальном этапе профессиональной подготовки на основе анализа их участия в деятельности творческих объединений Омского государственного педагогического университета в аспекте эффективного развития вокально-исполнительских компетенций как важного компонента целостной профессиональной компетентности будущего учителя музыки.

Материал и методы исследования. Характеризуя особенности начального этапа профессиональной подготовки студентов профиля «Музыкальное образование», представляется важным обратить внимание на то, что содержание Основной профессиональной образовательной программы, внедренной в учебный процесс вуза с начала 2022-2023 учебного года [6], было разработано на основе Концепции Министерства просвещения Российской Федерации «Ядро высшего педагогического образования» [7]. Отметим то, что новый подход к разработке программы в контексте указанной выше концепции определил содержание модулей как единой основы для всех профилей, реализующихся в педагогических вузах Российской Федерации. Исходя из этого, предметно-методический модуль профиля «Музыкальное образование» сконцентрировал в себе все дисциплины, которые можно считать фундаментальными для профессиональной подготовки будущего учителя музыки: вокальное исполнительство, хоровое пение и практическая работа с хором, теория музыкального образования, методика музыкального образования, музыкально-инструментальное исполнительство, сольфеджио, гармония и др.

Вместе с тем представляется важным акцентировать внимание на следующем. Предметно-методический модуль начинает осваиваться студентами практически с начала образовательного процесса, тогда как, например, модули воспитательной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности и соответствующие учебные дисциплины предусматриваются для освоения лишь с четвертого семестра и далее, что, безусловно, требует акцентуации освоения профессиональных компетенций в условиях реализации, прежде всего, предметно-методического модуля. Опыт показывает важность сказанного в контексте особенностей профессиональной подготовки будущего учителя музыки, особенно это актуально для студентов первого курса, находящихся на начальном этапе освоения основной профессиональной образовательной программы.

В связи с этим в содержании ряда дисциплин первого курса, таких, например, как вокальное исполнительство, хоровое пение и практическая работа с хором, предусматривается освоение материала, связанного с более широким кругом музыкальной деятельности. Здесь можно указать, например, на расширение репертуарного списка музыкальных произведений с ориентацией на то, что они, помимо учебных функций, будут включены и в разного рода внеучебные мероприятия, адресованные разным возрастным группам, категориям участников и пр. Предметом хоровых занятий со студентами первого курса в контексте сказанного стали, например, сценарные разработки, репетиционная музыкально-исполнительская их интерпретация, анализ особенностей реализации в различных условиях деятельности и в связи с различной подготовленностью аудитории, в том числе в связи с разным возрастным и музыкально-образовательным ее цензом и др. В содержании дисциплины «Вокальное исполнительство» для студентов первого курса, среди другого, предлагается к изучению материал практического характера, связанный с особенностями развития голосового аппарата. Данный материал включает соответствующие голосовые тренинги, распевания и упражнения, осваиваемые студентами также с целью последующего использования при подготовке разного рода музыкальных мероприятий во внеучебной деятельности.

Далее обратимся к содержанию деятельности творческих объединений, в составах которых представлены студенты первого курса музыкального отделения факультета искусств. В рамках реализации Стратегии университета и разработанной на ее основе Программы [8] в прошлом и текущем учебном году в Омском государственном педагогическом университете были организованы следующие творческие объединения, в том числе под руководством авторов данной статьи: вокальный ансамбль «Музыкальный проспект», волонтерский отряд «Ритм» и др. [9]. Ведущей целью данных коллективов явилось привлечение студентов с активной творческой деятельности в различных ее формах, а также организация участия студентов в разного рода творческих мероприятиях как в рамках реализации проектной деятельности, так и в плане решения задач воспитательной работы, связи с образовательными и социальными организациями, а также подготовка концертных программ, адресованных слушателям разных возрастных, социальных и профессиональных групп. Основой контингента вокального ансамбля «Музыкальный проспект» являются студенты первого и второго курсов факультета искусств – будущие учителя музыки, в составе волонтерского отряда «Ритм» занимаются и студенты других профилей и факультетов университета, в частности факультета начального, дошкольного и специального образования, иностранных языков и др., а также магистранты, обучающиеся на кафедре теории и методики музыкального и эстетического воспитания по программе «Музыкально-компьютерные технологии». Подчеркнем здесь, что созданные объединения задействованы в различных творческих и волонтерских мероприятиях как на факультете искусств, так и в вузе в целом, а также в концертно-сценической и волонтерской деятельности города Омска, Омского региона, других регионов страны. Региональный и всероссийский фестиваль студенческого творчества «Российская студенческая весна», городской конкурс патриотической песни «Новая Россия», фестиваль музыкального творчества «Арт-Старт», региональные конкурсы-фестивали «Дело чести», «Родные берега», «Голоса Прииртышья», международные конкурсы «Хоровые игры Сибири», «Песни над Невой», «Уральский калейдоскоп», «Сибирь зажигает звезды» - неполный перечень творческих мероприятий, в которых принимали участие и становились лауреатами студенты – участники творческих объединений ОмГПУ.

Творческие мероприятия, разработанные в том числе самими студентами, имеют разные «модели воплощения»: это и литературно-музыкальные открытки, музыкально-поэтические композиции, музыкальные гостиные, концерты к праздничным датам и памятным событиям, авторские вечера и мн. др. Так, участники волонтерского отряда «Ритм» в прошлом учебном году приняли активное участие в подготовке и проведении концертной новогодней программы для жителей пансионата для пожилых людей «Уютный дом» г. Омска [10], в текущем учебном году провели ряд акций в рамках регионального социального проекта «Корпорация добра 2.0» [11] и др. Вокальный ансамбль «Музыкальный проспект» принял участие в юбилейном студенческом концерте, посвященном 90-летию Омского государственного педагогического университета [12], концертной программе, подготовленной для военнослужащих, призванных в ходе частичной мобилизации и отправляющихся в районы боевых действий Донбасса [13], и др.

Музыкальная составляющая данных, как и других творческих мероприятий, безусловно, имеет разный «удельный вес» в зависимости от «жанра» мероприятия, его формы и пр. Но она тем не менее всегда является атрибутом творческой деятельности названных выше объединений, а отсюда и предметом работы на уже указанных выше дисциплинах предметно-методического модуля. Так, при подготовке мероприятий в процессе работы на занятиях по дисциплине «Хоровое пение и практическая работа с хором» осуществлялось освоение избранного песенного репертуара в коллективной и групповой формах, на определенных этапах работы исполнение произведений проходило в условиях ситуаций их реального концертного воплощения в зависимости от формы предполагаемого творческого мероприятия. На занятиях по дисциплине «Вокальное исполнительство» осуществлялось практическое освоение избранного песенного репертуара в индивидуальной форме, на основе вокальных тренингов подбирались оптимальные условия работы певческого аппарата для каждого студента и пр.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью проверки эффективности взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на начальном этапе их профессиональной подготовки мы провели беседы со студентами первого курса, опросы, а также в качестве задания предложили написать эссе, в котором бы нашли отражение их суждения о сочетании учебной деятельности и работе в составах творческих объединений университета, были бы очерчены проблемы, затруднения, связанные, среди прочего, с определенным периодом адаптации к студенческой жизни, была бы дана общая оценка взаимосвязи их учебной и внеучебной деятельности. В силу того, что большинство студентов первого курса являются участниками вокального ансамбля «Музыкальный проспект» (десять студентов из пятнадцати), мы сосредоточили здесь свое внимание именно на их суждениях о своей работе. Данные анализа мы также подкрепляли мнением преподавателей, ведущих разные дисциплины на курсе, а также результатами педагогического наблюдения за деятельностью студентов в целом.

Далее резюмируем результаты нашего обследования в изложении обработанного материала. Все без исключения студенты в беседах с ними, опросах, выполненных эссе отмечали положительный эффект взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Большинство опрошенных указывали на важность именно вокальной и хоровой подготовки на начальном этапе их обучения и аргументировали это функциями дисциплин, связанных с практической музыкально-исполнительской деятельностью, необходимой для осуществления внеучебной работы в составах творческих объединений. Ряд студентов указали на то, что сочетание учебной и внеучебной работы положительно влияет на формирование мотивации к обучению, посещению занятий, несмотря на имеющиеся у них пробелы, например в вокальном исполнительстве, в том числе связанные с чистотой интонирования, трудностями многоголосного исполнения и др. В ответах данных студентов на заданные в беседах уточняющие вопросы было выявлено, что отмеченные ими проблемы в вокально-исполнительской аспекте они связывают, среди другого, с начальным периодом обучения, указывая на предъявление новых, более сложных требований к ним. Интересным для нас явилось и то, что все опрошенные студенты положительно отнеслись к включению в образовательный процесс рассматриваемых дисциплин элементов своей внеучебной деятельности, отмечая их важную роль в выполнении, например, определенных организаторских функций в периоды подготовки конкретных внеучебных мероприятий, а также во время их проведения. Многие студенты из тех, кто задействован преподавателем в разработках сценариев мероприятий, организационных процессах, также выражали положительное отношение к взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, подчеркивая ее важность с точки зрения обеспечения целостности в содержании и процессе подготовки к творческим мероприятиям.

Более всего в суждениях студентов и содержании их эссе было заметно их положительное отношение к мероприятиям, вызывающим глубокий эмоциональный отклик участников: так, практически все студенты положительно оценили деятельность преподавателя и свою работу в подготовке и проведении концерта для военнослужащих, призванных в ходе частичной мобилизации, с вручением им памятных подарков. Привлекли наше внимание и суждения опрошенных в аспекте оценки отношения к ним студентов старших курсов. Студенты-первокурсники определяли это отношение как своего рода наставничество, в условиях которого, как они признавались, им легче выполнить ту или иную работу, так как это, по их словам, не связано с отрицательными психологическими факторами: дискомфортом, боязнью допуска ошибок и др.

Руководители творческих объединений, преподаватели дисциплин вокально-хоровой подготовки на первом курсе в своих выводах, среди другого, подчеркнули возросшую заинтересованность студентов к посещению дисциплин, их активность на занятиях. В суждениях преподавателей других дисциплин на первом курсе музыкального отделения факультета искусств преобладающим оказалось то, что, по их мнению, студенты первого курса заметно улучшили свои показатели в подготовке к семинарским и практическим занятиям, выступлениям с докладами, сообщениями и презентациями, которые стали содержательнее и интереснее, в том числе по форме подачи материала. Студенты – участники творческих объединений, по утверждениям преподавателей, активнее принимают участие в дискуссиях, отстаивают собственную точку зрения, проявляют более широкий социокультурный кругозор.

Заключение. На основании представленного материала возможно, на наш взгляд, сделать вывод об эффективности использования в образовательном процессе возможностей взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на начальном этапе обучения в аспекте, прежде всего, развития их вокально-исполнительской компетентности.

В качестве перспектив дальнейшей исследовательской работы в заявленном аспекте представляется актуальным рассмотрение эффективных возможностей других учебных дисциплин, изучаемых на начальном этапе профессиональной подготовки, а также анализ взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов музыкального отделения факультета искусств на последующих курсах освоения основой профессиональной образовательной программы.