Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ НАВЫКОВ XXI ВЕКА

Оренбурова Л.В. 1 Валеева Р.А. 1
1 ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) Федеральный университет
При трудоустройстве современная молодежь во всех профессиональных областях все чаще сталкивается с проблемой адаптации к работе. Это касается вопросов налаживания отношений с коллегами и руководством, неумения работать в команде, выполнения заданий по шаблону, сопровождающегося боязнью совершить ошибки и принимать самостоятельные решения. В связи с этим приходит осознание того, что одних предметных знаний становится недостаточно в работе. Из-за этого у молодых специалистов возникают трудности в работе, что приводит к нежеланию работать и далее к последующему увольнению и критике в адрес вузовского образования. На фоне образующейся проблемы возникает вопрос о том, каким должен быть современный специалист, что он должен уметь и какими навыками владеть. В статье рассматривается вопрос о навыках XXI века или гибких навыках, которыми должен владеть современный педагог. Существует прямая связь во взаимодействии «учитель-ученик»: чтобы школьник владел гибкими навыками, необходимо, чтобы этими навыками владел сам учитель. Цель исследования: на основе анализа ФГОС ВО (3++) по направлениям: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) определить основные гибкие навыки (soft skills), которые необходимы современному педагогу для успешной профессиональной деятельности.
современный педагог
исследование гибких навыков
soft skills
универсальные компетенции
подготовка учителей
1. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. № 21(8). С. 187-207. DOI:10.17853/1994-5639-2019-7-187-207
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Логос, 2009. 236 с.
5. Архипова Г.С. Основные аспекты конкурентоспособности будущего специалиста и пути ее формирования // В мире научных открытий. 2014. № 1.2 (49). С. 851-860.
6. Горьковая О.П., Козловский Н.В., Матыкина В.С., Петров А.В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4 (53). С. 20–25.
7. Жадько Н.В. «Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес-обучения // Научные исследования в образовании. 2011. №8. С.34-38.
8. Иванов Д.В. Путь к вершине. Факторы успеха // Управление развитием персонала. 2010. № 2. С.138–144.
9. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. 2017. № 1(38). С. 1–8.
10. Милетова Е.В. Тренинг «командная крепость» как способ формирования навыков коммуникативного профессионального взаимодействия // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2017. № 10. С. 150-154.
11. Раицкая Л К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2018. № 3. С. 350–363.
12. Степанова Л. Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65–89.
13. Цымбалюк А. Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание soft skills // Ярославск. пед. вестник. 2019. № 6. С. 120–127.
14. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. №1 (28). С. 53-58.
15. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 3. С. 33–46.
16. Яркова, Т. А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222–234.
17. Chell E., Athayde R. Planning for uncertainty: soft skills, hard skills and innovation. Reflective Practice. 2011. vol. 12(5). Р. 615–628.
18. Fernandez F., Huacong L. Examining relationships between soft skills and occupational outcomes among U.S. adults with-and without-university degrees. Journal of Education and Work. 2019. vol. 32(8). Р. 650–664.
19. Fixsen A., Cranfield S., Ridge D. Self-care and entrepreneurism: an ethnography of soft skills development for higher education staff. Studies in Continuing Education. 2018. vol. 40(2). Р. 181–197.
20. Tang K.N., Nor H.H., Hashimah M.Y. Novice Teacher Perceptions of the Soft Skills Needed in Today’s Workplace. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. vol. 2. P. 284-288
21. Varela, O. E. Teaching core soft skills into business curriculum: Can we teach longitudinally? Journal of Education for Business. 2019. vol. 24(2). Р. 2‒23.
22. Wolfe K. L., Phillips W.J., Asperin A. Using Hotel Supervisors’ Emotional Intelligence as a Benchmark for Hospitality Students. Journal of Hospitality & Tourism Education. 2014. vol. 26(1). Р. 2‒9.

Современное общество претерпевает изменения, связанные с глобальными процессами, происходящими в мире. К сожалению, иногда это могут быть неприятные изменения, такие как COVID-19, который настиг врасплох весь мир и заставил общество подстраиваться под новые условия жизни. Можно сказать, что в настоящее время мы живем в быстро меняющимся мире, в котором есть масса сложностей и неопределённостей. Такой хаотичный мир стали называть VUCA - мир. По своей аббревиатуре это означает: V – Volatility (нестабильность), U - Uncertainty (неопределенность), C - Complexity (сложность), A - Ambiguity (неясность, двусмысленность). VUCA – мир затрагивает все социальные институты общества. В связи с этим, сфера образования, которая всегда считалась стабильной и ясной, также находится под этим влиянием. Поэтому сегодня необходимо пересмотреть подготовку педагогических кадров, так как именно учитель является организатором познавательной деятельности учеников.

Мы привыкли, что учитель дает только знания по своему предмету, по известному шаблону, согласно школьным правилам. Но в настоящее время этого становится недостаточно, ведь нынешнего школьника не удивишь обычной презентацией и видео-лекцией. Ему не интересно общаться с одноклассниками, потому что у него есть виртуальные друзья в интернете. Он не сидит в библиотеке, чтобы найти материал для реферата, ведь в его распоряжении доступ к огромному объему информации, которой он может пользоваться когда и где угодно. Вследствие этого возникают трудности в общении, в передаче своих мыслей устно и письменно, у него отсутствуют навыки работы в команде. Из-за большого потока быстро поступающей информации и ее доступности, а также из-за неумения ее анализировать, школьник часто искажено воспринимает материал. Понимая эти проблемы, учитель должен по-новому взглянуть на организацию урока и внеучебной деятельности учеников.

В связи с этим, возникают вопросы: «Каким должен быть учитель в новом мире, где преобладает нестабильность, где на рабочие места человека претендуют роботы с искусственным интеллектом? Какими качествами и навыками должен владеть педагог, чтобы помочь своим ученикам быть конкурентноспособными и востребованными на рынке труда?».

Цель исследования: на основе анализа ФГОС ВО (3++) по направлениям: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) определить основные гибкие навыки (soft skills), которые необходимы современному педагогу для успешной профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования. Исследование основано на анализе ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата, образование и педагогические науки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), а также на обзоре работ зарубежных и отечественных исследователей, занимающихся проблемой компетентности педагогических кадров, а также вопросами развития универсальных навыков современных специалистов, необходимых для трудоустройства. С помощью контент-анализа выявлены основные навыки XXI века для составления образа современного педагога.

Результаты исследования и их обсуждение. Сегодня хороший специалист - это не просто дисциплинированный и ответственный сотрудник, окончивший с отличием университет и знающий свои функциональные обязанности. Это специалист с развитыми личностными качествами, умеющий оперативно находить решение в нестандартных вопросах, легко адаптироваться к изменяющимся условиям, быстро переключаться с одного вида деятельности на другую, работать с большим объемом информации и уметь критически ее оценивать. Таким образом, чтобы быть востребованным на рынке труда и построить карьеру, одних профессиональных навыков становится недостаточно, необходимо обладать набором социальных качеств, помогающих находить оптимальные взвешенные решения в широком спектре ежедневных профессиональных задач [1, c. 187].

Все вышеперечисленные качества были объединены в одно понятие и получили в зарубежной научной литературе название «soft skills». В российской же науке исследователи называют их по-разному: «гибкие навыки», «мягкие навыки», «универсальные компетенции» или «навыки XXI века». На данный момент в науке нет единого определения «soft skills» и его классификации. Однако немало зарубежных и отечественных исследователей из разных профессиональных областей занимаются изучением данной проблематики.

Педагогическая деятельность — это работа в системе «человек-человек» и здесь неизбежно учитель должен владеть гибкими навыками. Если учитель сам не владеет гибкими навыками, то каким образом он будет развивать их у своих учеников? Все связано в единой цепочке: чтобы школьник владел гибкими навыками, необходимо чтобы эти навыки развивал в нем учитель, который сам владеет ими. Однако, как отмечалось выше, из-за отсутствия гибких навыков выпускники вузов часто сами не могут приспособиться к работе. Значит, развитие гибких навыков должно проходить на всех этапах образования. Поэтому важно, чтобы выпускники школ уже владели гибкими навыками и после поступления в вуз университет помогал им их совершенствовать для дальнейшего успешного трудоустройства. Необходимо, чтобы при подготовке педагогических кадров в вузе уделялось должное внимание развитию гибких навыков у будущих педагогов.

Обратимся к Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Если проанализировать пункт 3.2 стандарта, где представлен перечень универсальных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся, то можно сделать вывод, что большинство представленных универсальных компетенций можно отнести к гибким навыкам. Рассмотрим подробнее некоторые из них [2; 3]:

- «Системное и критическое мышление»: УК- 1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач);

- «Разработка и реализация проектов»: УК - 2 (способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений);

- «Командная работа и лидерство»: УК - 3 (способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде);

- «Коммуникация»: УК - 4 (способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах));

- «Межкультурное взаимодействие»: УК – 5 (способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах);

- «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)»: УК – 6 (способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни).

Все представленные выше компетенции отражают сущность гибких навыков. Это говорит о том, что вопрос подготовки педагогических кадров с учетом развития гибких навыков, в современных условиях актуален и важен для нашего государства. Мы считаем, что в дополнение к данным универсальным компетенциям необходимо добавить креативность, потому что умеющий творчески мыслить педагог всегда сможет не скучно и интересно организовать занятие и найти нестандартный выход в сложном вопросе.

Мы выяснили, что единой утвержденной классификации soft skills не существует, как и не дано точное количество навыков, которыми должен владеть современный человек. Рассмотрим, какие навыки наиболее часто встречаются у исследователей данной проблемы и что они понимают под гибкими навыками. Для этого мы собрали и проанализировали самые популярные определения, посвященные данной теме в зарубежной и отечественной литературе, и провели контент-анализ, который поможет более детально взглянуть на содержание данного понятия и понять его сущность. В таблице представлены результаты контент-анализа.

Контент – анализ понятия «soft skills»

Автор

Родовое понятие

Характеристика

Андреев В.И. [4]

Коммуникативные навыки.

- дипломатичность;

- воспитанность;

- уважительное отношение к другим людям.

Архипова Г.С. [5]

Личностные характеристики.

- принятие себя как личности;

- управление своими эмоциями;

- степень реакции на неблагоприятные ситуации.

Горьковая О.П.

Козловский Н.В.

Матыкина В.С.

Петров А.В. [6]

Поведенческие навыки.

- умение слушать оппонента;

- умение представлять себя в коллективе;

- лидерские качества.

Жадько Н.В. [7]

Профессиональные отношения.

Межличностных отношения.

- понимание и представление корпоративных интересов;

- постановка и решение профессиональных задач.

Иванов Д.А. [8]

Коммуникативные навыки.

Управленческие навыки.

- установление отношений;

- слушание и понимание собеседника;

- навыки убеждения;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- работа в команде;

- принятие решений.

Ивонина А.И.

Давлетшина О.М. [9]

Мягкие компетенции.

- развитие в профессиональной деятельности;

- модель компетенции конкретных должностей.

Милетова Е.В. [10]

Коммуникативные навыки.

- общение и взаимодействие с людьми.

Раицкая Л.К.

Тихонова Е.В. [11]

Непрофессиональные навыки.

- качества личности.

Степанова Л.Н.

Зеер Э.Ф. [12]

Коммуникативные навыки.

Навыки self – менеджмента.

Эффективное мышление.

- умение слушать, убеждать;

- самопрезентация;

- командная работа;

- навык публичного выступления;

- управление эмоциями;

- планирование;

- аналитичность;

- креативность;

- прогностичность.

Цымбалюк А.Э.

Виноградова В.О. [13]

Коммуникативные навыки.

- ответственность;

- навыки самоучения;

- гибкость/адаптивность;

- навыки лидерства;

- управление другими людьми.

Чуланова О.Л. [14]

Социально-трудовая характеристика.

- совокупность знаний, умений, навыков для взаимодействия между людьми.

Шадриков В.Д. [15]

Личностные качества.

- умение сотрудничать и договариваться;

- сопереживание;

- оптимизм;

- здравый смысл.

Яркова Т.А.

Черкасова И.И. [16]

Социальные навыки.

Коммуникативные.

 

- умение выступать перед аудиторией;

- вступать в коммуникацию со всеми участниками образовательного

процесса;

- решать творческие педагогические задачи;

- быть эмоционально

стабильным, ответственным.

Chell E.

Athayde R. [17]

Личностные характеристики.

 

- лидерство;

- креативность;

- самоэффективность.

Fernandez F.

Huacong L. [18]

Универсальные навыки.

- способность использовать новые технологии;

- адаптироваться к меняющейся работе;

- готовность учиться,

- планирование своей деятельности и жизни в целом.

Fixsen A.

Cranfield S.

Ridge D. [19]

Личностные характеристики.

- уверенность в себе.

Tang K.T.

Nor H.H.

Hashimah M.Y. [20]

Неакадемические навыки.

- коммуникация;

- критическое мышление;

- работа в команде;

- самообучение;

- лидерские качества.

Varela O. E. [21]

Эффективное мышление. Коммуникативные навыки.

- критическое мышление;

- умение общаться.

Wolfe K.L.

Phillips W.J.

Asperin A. [22]

Эмоциональный интеллект.

- способность воспринимать и понимать эмоции людей.

Как можно заметить, мы выбирали из определения «родовое понятие» и определяли характеристику определения. По родовому понятию мы можем определить, что объединяет все определения, которые предлагают авторы, а по характеристике – какой смысл исследователи вкладывают в данное определение и из каких компонентов оно состоит.

После проведенного контент-анализа «soft skills» мы определили, что зарубежные и отечественные исследователи выделяют основные навыки, которыми должен владеть современный специалист: коммуникация, командная работа, критическое мышление, креативное мышление, умение брать на себя ответственность и самостоятельность принятия решений, умение выступать на публике, лидерство. Это самые часто встречаемые навыки, которые мы определили в процессе контент-анализа.

Мы считаем, что далее необходимо разбить выделенные в ходе контент-анализа навыки на три больших блока: когнитивные навыки, деятельностные навыки, личностные навыки. Разбивка на группы дает более четкое представление, что такое soft skills и что оно в себя включает. Только развивая в равной степени и одновременно каждый блок навыков soft skills можно получить хороший результат, потому что, игнорируя один из блоков, мы ставим под удар развитие другого, так как процесс развития гибких навыков – это взаимосвязанный процесс каждого элемента. Для более наглядного представления слияния частей soft skills в одно целое представим схематично этот процесс на рисунке.

 

Процесс образования гибких навыков

Далее необходимо определить, какие именно компоненты будут входить в каждый блок и для чего они необходимы педагогу.

Рассмотрим первый блок «Личностные навыки»:

- умение публично выступать, самопрезентация (учитель должен уметь выступать на публике, четко и лаконично излагать свои мыли, чтобы правильно донести до обучающихся информацию);

- умение работать в команде (один из важнейших компонентов, так как учитель находится в постоянном взаимодействии с коллегами и учениками);

- time-менеджмент (умение планировать и распределять свое время);

- умение вести переговоры (нахождение компромисса, решение конфликтных ситуаций).

Блок «Когнитивные навыки» включает:

- критическое мышление (необходим анализ всей поступающей информации, проверка ее на достоверность, применение системного подхода для решения поставленных задач);

- креативное мышление (оригинальность и нестандартный подход к решению профессиональных задач);

- проектное мышление (умение определять цель и шаги по её достижению с минимальными ресурсными затратами).

Блок «Деятельностные навыки» включает:

- организаторские и ораторские способности (уметь управлять деятельностью в группе, мотивировать и направлять ее);

- лидерские качества (умение брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения);

- умение налаживать и поддерживать связь с людьми, умение слушать оппонента (находить подход к людям, несмотря на их особенности, быть эрудированным).

Заключение. Исходя из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что образ современного педагога строится на владении тремя группами навыков (когнитивные навыки, личностные навыки, деятельностные навыки), которые в совокупности образуют гибкие навыки, или навыки XXI века, так необходимые человеку, чтобы быть востребованным на рынке труда.


Библиографическая ссылка

Оренбурова Л.В., Валеева Р.А. ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ НАВЫКОВ XXI ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32316 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674