Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMAGE OF A MODERN TEACHER IN THE CONTEXT OF THE XXI CENTURY SKILLS

Orenburova L.V. 1 Valeeva R.A. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
When finding employment, modern youth in all professional fields is increasingly faced with the problem of adapting to work. It concerns the issues of building relationships with colleagues and management, inability to work in a team, performing tasks according to a template, accompanied by a fear of making mistakes and making independent decisions. In this regard, he/she comes to the understanding that subject knowledge alone is not enough in the work. In this regard the young specialists have difficulties in work leading to disinterest in work, unwillingness to develop in it and further to subsequent dismissal and criticism of the university training. In the situation of the emerging problem, the question arises of what a modern specialist should be like, what he/she should be able to do and what skills he/she should possess. The article deals with the question of the skills of the 21st century or the soft skills that a modern teacher should have. There is a direct link in the interaction "teacher - student": in order for the student to possess flexible skills, it is necessary that the teacher himself/herself own these skills. The purposes of the study: on the basis of the Federal State Educational Standard of Higher Education (3 ++) on the educational direction 44.03.01 Pedagogical education, 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) analysis to determine the main soft skills that a modern teacher needs for successful professional activity.
modern teacher
soft skills
soft skills research
universal competencies
teacher training

Современное общество претерпевает изменения, связанные с глобальными процессами, происходящими в мире. К сожалению, иногда это могут быть неприятные изменения, такие как COVID-19, который настиг врасплох весь мир и заставил общество подстраиваться под новые условия жизни. Можно сказать, что в настоящее время мы живем в быстро меняющимся мире, в котором есть масса сложностей и неопределённостей. Такой хаотичный мир стали называть VUCA - мир. По своей аббревиатуре это означает: V – Volatility (нестабильность), U - Uncertainty (неопределенность), C - Complexity (сложность), A - Ambiguity (неясность, двусмысленность). VUCA – мир затрагивает все социальные институты общества. В связи с этим, сфера образования, которая всегда считалась стабильной и ясной, также находится под этим влиянием. Поэтому сегодня необходимо пересмотреть подготовку педагогических кадров, так как именно учитель является организатором познавательной деятельности учеников.

Мы привыкли, что учитель дает только знания по своему предмету, по известному шаблону, согласно школьным правилам. Но в настоящее время этого становится недостаточно, ведь нынешнего школьника не удивишь обычной презентацией и видео-лекцией. Ему не интересно общаться с одноклассниками, потому что у него есть виртуальные друзья в интернете. Он не сидит в библиотеке, чтобы найти материал для реферата, ведь в его распоряжении доступ к огромному объему информации, которой он может пользоваться когда и где угодно. Вследствие этого возникают трудности в общении, в передаче своих мыслей устно и письменно, у него отсутствуют навыки работы в команде. Из-за большого потока быстро поступающей информации и ее доступности, а также из-за неумения ее анализировать, школьник часто искажено воспринимает материал. Понимая эти проблемы, учитель должен по-новому взглянуть на организацию урока и внеучебной деятельности учеников.

В связи с этим, возникают вопросы: «Каким должен быть учитель в новом мире, где преобладает нестабильность, где на рабочие места человека претендуют роботы с искусственным интеллектом? Какими качествами и навыками должен владеть педагог, чтобы помочь своим ученикам быть конкурентноспособными и востребованными на рынке труда?».

Цель исследования: на основе анализа ФГОС ВО (3++) по направлениям: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) определить основные гибкие навыки (soft skills), которые необходимы современному педагогу для успешной профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования. Исследование основано на анализе ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата, образование и педагогические науки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), а также на обзоре работ зарубежных и отечественных исследователей, занимающихся проблемой компетентности педагогических кадров, а также вопросами развития универсальных навыков современных специалистов, необходимых для трудоустройства. С помощью контент-анализа выявлены основные навыки XXI века для составления образа современного педагога.

Результаты исследования и их обсуждение. Сегодня хороший специалист - это не просто дисциплинированный и ответственный сотрудник, окончивший с отличием университет и знающий свои функциональные обязанности. Это специалист с развитыми личностными качествами, умеющий оперативно находить решение в нестандартных вопросах, легко адаптироваться к изменяющимся условиям, быстро переключаться с одного вида деятельности на другую, работать с большим объемом информации и уметь критически ее оценивать. Таким образом, чтобы быть востребованным на рынке труда и построить карьеру, одних профессиональных навыков становится недостаточно, необходимо обладать набором социальных качеств, помогающих находить оптимальные взвешенные решения в широком спектре ежедневных профессиональных задач [1, c. 187].

Все вышеперечисленные качества были объединены в одно понятие и получили в зарубежной научной литературе название «soft skills». В российской же науке исследователи называют их по-разному: «гибкие навыки», «мягкие навыки», «универсальные компетенции» или «навыки XXI века». На данный момент в науке нет единого определения «soft skills» и его классификации. Однако немало зарубежных и отечественных исследователей из разных профессиональных областей занимаются изучением данной проблематики.

Педагогическая деятельность — это работа в системе «человек-человек» и здесь неизбежно учитель должен владеть гибкими навыками. Если учитель сам не владеет гибкими навыками, то каким образом он будет развивать их у своих учеников? Все связано в единой цепочке: чтобы школьник владел гибкими навыками, необходимо чтобы эти навыки развивал в нем учитель, который сам владеет ими. Однако, как отмечалось выше, из-за отсутствия гибких навыков выпускники вузов часто сами не могут приспособиться к работе. Значит, развитие гибких навыков должно проходить на всех этапах образования. Поэтому важно, чтобы выпускники школ уже владели гибкими навыками и после поступления в вуз университет помогал им их совершенствовать для дальнейшего успешного трудоустройства. Необходимо, чтобы при подготовке педагогических кадров в вузе уделялось должное внимание развитию гибких навыков у будущих педагогов.

Обратимся к Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Если проанализировать пункт 3.2 стандарта, где представлен перечень универсальных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся, то можно сделать вывод, что большинство представленных универсальных компетенций можно отнести к гибким навыкам. Рассмотрим подробнее некоторые из них [2; 3]:

- «Системное и критическое мышление»: УК- 1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач);

- «Разработка и реализация проектов»: УК - 2 (способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений);

- «Командная работа и лидерство»: УК - 3 (способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде);

- «Коммуникация»: УК - 4 (способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах));

- «Межкультурное взаимодействие»: УК – 5 (способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах);

- «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)»: УК – 6 (способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни).

Все представленные выше компетенции отражают сущность гибких навыков. Это говорит о том, что вопрос подготовки педагогических кадров с учетом развития гибких навыков, в современных условиях актуален и важен для нашего государства. Мы считаем, что в дополнение к данным универсальным компетенциям необходимо добавить креативность, потому что умеющий творчески мыслить педагог всегда сможет не скучно и интересно организовать занятие и найти нестандартный выход в сложном вопросе.

Мы выяснили, что единой утвержденной классификации soft skills не существует, как и не дано точное количество навыков, которыми должен владеть современный человек. Рассмотрим, какие навыки наиболее часто встречаются у исследователей данной проблемы и что они понимают под гибкими навыками. Для этого мы собрали и проанализировали самые популярные определения, посвященные данной теме в зарубежной и отечественной литературе, и провели контент-анализ, который поможет более детально взглянуть на содержание данного понятия и понять его сущность. В таблице представлены результаты контент-анализа.

Контент – анализ понятия «soft skills»

Автор

Родовое понятие

Характеристика

Андреев В.И. [4]

Коммуникативные навыки.

- дипломатичность;

- воспитанность;

- уважительное отношение к другим людям.

Архипова Г.С. [5]

Личностные характеристики.

- принятие себя как личности;

- управление своими эмоциями;

- степень реакции на неблагоприятные ситуации.

Горьковая О.П.

Козловский Н.В.

Матыкина В.С.

Петров А.В. [6]

Поведенческие навыки.

- умение слушать оппонента;

- умение представлять себя в коллективе;

- лидерские качества.

Жадько Н.В. [7]

Профессиональные отношения.

Межличностных отношения.

- понимание и представление корпоративных интересов;

- постановка и решение профессиональных задач.

Иванов Д.А. [8]

Коммуникативные навыки.

Управленческие навыки.

- установление отношений;

- слушание и понимание собеседника;

- навыки убеждения;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- работа в команде;

- принятие решений.

Ивонина А.И.

Давлетшина О.М. [9]

Мягкие компетенции.

- развитие в профессиональной деятельности;

- модель компетенции конкретных должностей.

Милетова Е.В. [10]

Коммуникативные навыки.

- общение и взаимодействие с людьми.

Раицкая Л.К.

Тихонова Е.В. [11]

Непрофессиональные навыки.

- качества личности.

Степанова Л.Н.

Зеер Э.Ф. [12]

Коммуникативные навыки.

Навыки self – менеджмента.

Эффективное мышление.

- умение слушать, убеждать;

- самопрезентация;

- командная работа;

- навык публичного выступления;

- управление эмоциями;

- планирование;

- аналитичность;

- креативность;

- прогностичность.

Цымбалюк А.Э.

Виноградова В.О. [13]

Коммуникативные навыки.

- ответственность;

- навыки самоучения;

- гибкость/адаптивность;

- навыки лидерства;

- управление другими людьми.

Чуланова О.Л. [14]

Социально-трудовая характеристика.

- совокупность знаний, умений, навыков для взаимодействия между людьми.

Шадриков В.Д. [15]

Личностные качества.

- умение сотрудничать и договариваться;

- сопереживание;

- оптимизм;

- здравый смысл.

Яркова Т.А.

Черкасова И.И. [16]

Социальные навыки.

Коммуникативные.

 

- умение выступать перед аудиторией;

- вступать в коммуникацию со всеми участниками образовательного

процесса;

- решать творческие педагогические задачи;

- быть эмоционально

стабильным, ответственным.

Chell E.

Athayde R. [17]

Личностные характеристики.

 

- лидерство;

- креативность;

- самоэффективность.

Fernandez F.

Huacong L. [18]

Универсальные навыки.

- способность использовать новые технологии;

- адаптироваться к меняющейся работе;

- готовность учиться,

- планирование своей деятельности и жизни в целом.

Fixsen A.

Cranfield S.

Ridge D. [19]

Личностные характеристики.

- уверенность в себе.

Tang K.T.

Nor H.H.

Hashimah M.Y. [20]

Неакадемические навыки.

- коммуникация;

- критическое мышление;

- работа в команде;

- самообучение;

- лидерские качества.

Varela O. E. [21]

Эффективное мышление. Коммуникативные навыки.

- критическое мышление;

- умение общаться.

Wolfe K.L.

Phillips W.J.

Asperin A. [22]

Эмоциональный интеллект.

- способность воспринимать и понимать эмоции людей.

Как можно заметить, мы выбирали из определения «родовое понятие» и определяли характеристику определения. По родовому понятию мы можем определить, что объединяет все определения, которые предлагают авторы, а по характеристике – какой смысл исследователи вкладывают в данное определение и из каких компонентов оно состоит.

После проведенного контент-анализа «soft skills» мы определили, что зарубежные и отечественные исследователи выделяют основные навыки, которыми должен владеть современный специалист: коммуникация, командная работа, критическое мышление, креативное мышление, умение брать на себя ответственность и самостоятельность принятия решений, умение выступать на публике, лидерство. Это самые часто встречаемые навыки, которые мы определили в процессе контент-анализа.

Мы считаем, что далее необходимо разбить выделенные в ходе контент-анализа навыки на три больших блока: когнитивные навыки, деятельностные навыки, личностные навыки. Разбивка на группы дает более четкое представление, что такое soft skills и что оно в себя включает. Только развивая в равной степени и одновременно каждый блок навыков soft skills можно получить хороший результат, потому что, игнорируя один из блоков, мы ставим под удар развитие другого, так как процесс развития гибких навыков – это взаимосвязанный процесс каждого элемента. Для более наглядного представления слияния частей soft skills в одно целое представим схематично этот процесс на рисунке.

 

Процесс образования гибких навыков

Далее необходимо определить, какие именно компоненты будут входить в каждый блок и для чего они необходимы педагогу.

Рассмотрим первый блок «Личностные навыки»:

- умение публично выступать, самопрезентация (учитель должен уметь выступать на публике, четко и лаконично излагать свои мыли, чтобы правильно донести до обучающихся информацию);

- умение работать в команде (один из важнейших компонентов, так как учитель находится в постоянном взаимодействии с коллегами и учениками);

- time-менеджмент (умение планировать и распределять свое время);

- умение вести переговоры (нахождение компромисса, решение конфликтных ситуаций).

Блок «Когнитивные навыки» включает:

- критическое мышление (необходим анализ всей поступающей информации, проверка ее на достоверность, применение системного подхода для решения поставленных задач);

- креативное мышление (оригинальность и нестандартный подход к решению профессиональных задач);

- проектное мышление (умение определять цель и шаги по её достижению с минимальными ресурсными затратами).

Блок «Деятельностные навыки» включает:

- организаторские и ораторские способности (уметь управлять деятельностью в группе, мотивировать и направлять ее);

- лидерские качества (умение брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения);

- умение налаживать и поддерживать связь с людьми, умение слушать оппонента (находить подход к людям, несмотря на их особенности, быть эрудированным).

Заключение. Исходя из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что образ современного педагога строится на владении тремя группами навыков (когнитивные навыки, личностные навыки, деятельностные навыки), которые в совокупности образуют гибкие навыки, или навыки XXI века, так необходимые человеку, чтобы быть востребованным на рынке труда.