На протяжении всего периода обучения в университете студенты выполняют курсовые работы, которые содержат элементы научной деятельности. Курсовые работы в бакалавриате выполняются студентами на втором и третьем курсах и являются ступенями к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР представляет собой итоговую научно-исследовательскую работу, направленную на решение актуальных вопросов и проблем в области подготовки бакалавров [1].
Во время подготовки к написанию курсовой работы или ВКР студенты сталкиваются с проблемами выбора темы научного исследования и формулировки методов исследования [2].
Выбор темы научного исследования происходит при непосредственном участии научного руководителя. Темы научных исследований должны соответствовать профилю подготовки специалистов и актуальным проблемам, которые необходимо решить для эффективной организации изучаемого процесса. Кроме этого, тема научного исследования должна отражать реальную проблему и иметь практическую направленность [3].
В статье приводится анализ специфики выбора научной темы для бакалавров, обучающихся по профилю подготовки «Спортивный менеджмент» на кафедре «Экономика и управление в спорте» в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (Поволжский ГУФКСиТ).
Целями данной работы являются описание управленческих проблем в различных физкультурно-спортивных организациях и формулирование тем научных исследований в рамках основной образовательной программы бакалавриата 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Спортивный менеджмент».
Материал и методы исследования
В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение данных научной литературы, требований образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавриата «Физическая культура», нормативных документов, определяющих направления развития физической культуры и спорта, а также требований работодателей, предъявляемых к результатам курсовых работ и ВКР.
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из первых шагов к определению темы научного исследования является выявление управленческой проблемы. Студенты должны четко понимать, что такое проблема и какова ее связь с темой исследования.
Большая советская энциклопедия дает нам такое определение: «В науке проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем» [4].
В спортивном менеджменте принято определять проблему как несоответствие между тем, что ожидалось или планировалось, с тем, что есть в данный момент времени. При поиске управленческих проблем в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) для формулирования темы исследований можно обратиться к нормативным документам, определяющим направления развития физической культуры и спорта. Одним из таких документов является «Стратегия развития сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» [5]. Органы государственной власти отмечают недостаток качественной и оперативной статистики в области физкультуры и спорта. Вследствие этого одной из проблем развития ФКиС является цифровизация в области физической культуры и массового спорта. В области спортивной инфраструктуры отмечаются проблемы загруженности спортивных сооружений, отсутствие обратной связи от населения о востребованности тех или иных государственных услуг в сфере ФКиС. В рамках выбора и формулирования темы научного исследования научный руководитель указывает на основные нормативные документы в сфере физической культуры и дает задание студентам выявить в них группы актуальных проблем организационно-управленческого характера.
Следующим этапом при выборе темы исследования является анализ специфики организации, в которой планируются исследования. В соответствии с организационно-правовыми формами организации можно разделить на:
· бюджетные организации;
· внебюджетные организации.
К бюджетным организациям относятся все организации, которые финансируются из средств муниципального, регионального или федерального бюджета. К таким организациям можно отнести: муниципальные спортивные школы и специализированные спортивные школы олимпийского резерва.
Внебюджетные организации – это организации, получающие основной доход от реализации физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг. К таким организациям можно отнести общественные объединения (федерации по виду спорта), автономные некоммерческие организации и коммерческие организации.
Так, например, спортивные школы могут быть как бюджетными организациями, так и коммерческими. Деятельность этих организаций направлена на решение различных задач.
При изучении деятельности муниципальной бюджетной спортивной школы необходимо начинать с изучения требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта. В этом документе описаны требования к процессу подготовки высококвалифицированных спортсменов, а именно к материально-технической базе, спортивному инвентарю, медицинскому сопровождению спортсменов, кадровому составу спортивной школы и т.д.
Немало проблем возникает у спортивной школы с процессом отбора наиболее перспективных спортсменов в популярных видах спорта или, наоборот, в процессе набора и сохранности контингента в тех видах спорта, которые не пользуются широкой популярностью у населения.
В связи с изменениями, произошедшими в последнее время в сфере физической культуры и спорта, спортивным школам на законодательном уровне разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с этим остро возникает проблема организации платных услуг для населения. Это один из источников так называемого внебюджетного финансирования спортивной школы.
Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 г. определяет первоочередную проблему, связанную с информационным обеспечением деятельности спортивной школы. Данные о тренерах и тренировочном процессе необходимо подвергать оцифровке и размещать на специализированных платформах сети Интернет. Следует отметить, что спортивная школа в соответствии с нормативными документами должна иметь собственный сайт, а также распространять информацию о своей деятельности в социальных сетях.
При изучении деятельности общественных организаций, например федераций по виду спорта, необходимо обратить внимание на то, что развитие определенного вида спорта осуществляется не только посредством тренировочного процесса, но и путем организации спортивных соревнований. Наиболее распространенными проблемами, связанными с организацией спортивных соревнований, являются:
· невыполнение условий регламента проведения соревнований различного уровня;
· отсутствие соответствующей логистики и трансфера участников от места их проживания до места проведения соревнований;
· сложность управления большим количеством зрителей на спортивных мероприятиях и обеспечения их безопасности.
Студенты должны сформулировать темы научных исследований исходя из вышеперечисленных проблем. Например, темы могут быть сформулированы следующим образом:
· особенности логистики крупных спортивных мероприятий;
· применение цифровых технологий для обеспечения проведения спортивных мероприятий;
· организация работы с болельщиками, включая онлайн- и офлайн-форматы;
· организация работы со зрителями непосредственно на самом соревновании.
Федерации по видам спорта часто сталкиваются с проблемами финансирования. Наиболее ярко это проблема проявляется в работе со спонсорами и меценатами.
Деятельность федераций неразрывно связана с организацией проведения соревнований для спортсменов различного уровня, включая профессиональный спорт и любительский спорт. К проблемной зоне можно отнести любительский спорт, а именно незаинтересованность населения в развитии любительских лиг по непопулярным видам спорта. В данном аспекте возникают проблемы, связанные с организацией школьных лиг по видам спорта.
Одним из ключевых организационных моментов спортивных мероприятий является наличие качественного судейства, что дает простор для поиска тем, связанных с исследованиями в области качественной подготовки судей.
Следующим объектом исследования могут выступать коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере физической культуры и спорта. К таким организациям можно отнести профессиональные спортивные клубы, фитнес-центры, фитнес-клубы, фитнес-студии и спортивные союзы.
Типичными проблемами таких организаций являются отсутствие технологий по привлечению новых клиентов, проблема удержания уже имеющихся клиентов и недостаточное продвижение услуг.
Исходя из вышеперечисленных проблем, студенты должны сформулировать темы научных исследований. Например:
· развитие технологий привлечения новых клиентов;
· формирование программы лояльности к уже имеющимся клиентам;
· увеличение количества продаж персональных тренировок;
· внедрение и использование цифровых технологий для организации и проведения персональных тренировок в онлайн-формате.
Объектами исследования также могут быть органы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании. В зависимости от количества проживающих людей муниципальные образования могут подразделяться на комитет, управление и отдел по физической культуре и спорту.
Целью данных организаций является реализация государственных и муниципальных программ по развитию физической культуры и спорта на данной территории. Основной проблемой таких организаций является нежелание населения разных возрастных групп заниматься физической культурой и спортом.
При изучении деятельности образовательных организаций наибольшее внимание необходимо уделить развитию физкультурно-спортивного движения. К таким организациям можно отнести общеобразовательные школы, техникумы, колледжи, лицеи, гимназии и высшие учебные заведения. В большинстве таких организаций существуют спортивные клубы, которые нацелены на привлечение обучающихся к спортивно-массовым мероприятиям и занятиям физической культурой и спортом. Темой исследования данных организаций могут стать:
· материально-техническое обеспечение деятельности организации;
· координация учебных занятий и спортивных секций;
· привлечение обучающихся в качестве зрителей на спортивно-массовые мероприятия.
Следующим объектом изучения может стать корпоративный спорт, который определяется как физическая подготовка работников одной организации или организаций из одной отрасли производства. В России, например, проводятся спартакиады госслужащих, Сбербанкиада, спартакиады детей работников Аэрофлота, спартакиада работников нефтяной промышленности и т.д.
Темами для исследования в этом направлении могут стать проблемы, связанные с:
· организацией, проведением и подготовкой к соревнованиям и спортивным мероприятиям;
· организацией тренировочного процесса по месту работы.
Независимо от организационно-правовой формы деятельности все организации сталкиваются с проблемами в области управления персоналом. Темы, отражающие решение данных проблем, могут быть сформулированы следующим образом:
· особенности взаимодействия между руководителем и подчиненными;
· особенности различных стилей управления;
· координация деятельности структурных подразделений организации;
· управление мотивацией персонала;
· разрешение конфликтных ситуаций;
· развитие корпоративной культуры;
· адаптация молодых специалистов.
При выборе тем исследования необходимо строго соблюдать тематику дисциплины, по которой пишется курсовая работа.
Курсовая работа на втором курсе обучения по профилю «Спортивный менеджмент» в Поволжском ГУФКСиТ пишется в рамках дисциплины «Теория и практика спортивного менеджмента». Данная дисциплина разделена на четыре блока [6].
1. Ресурсы организации (нормативно-правовые, материально-технические, информационные, финансовые и человеческие ресурсы).
2. Общие функции управления (целеполагание, планирование, организация, мотивация, учет и контроль).
3. Подготовка, принятие и реализация управленческого решения. Технология создания спортивной организации.
4. Организация и проведение спортивных соревнований.
Поиск и выбор темы исследования должны быть связаны с вышеуказанными блоками, изученными в рамках дисциплины, с выявлением управленческой проблемы.
Тематика курсовой работы на третьем курсе должна соответствовать дисциплине «Организация и управление физической культуры и спорта». Данная дисциплина направлена на изучение организаций, имеющих различные организационно-правовые формы.
Целью исследования в рамках данной дисциплины является разработка управленческого решения в соответствии с проблемой, выявленной в той или иной организации.
Итоговой работой за весь курс обучения по профилю «Спортивный менеджмент» является ВКР. Начинать работу по написанию ВКР необходимо в начале четвертого курса. Результатом данной работы может быть проверка эффективности разработанного управленческого решения. Управленческое решение может иметь вид стратегии или программы (проекта), внедренной в действующую физкультурно-спортивную организацию. Успешное внедрение подтверждается актом внедрения со стороны организации.
Заключение
Основной подход к выбору темы заключается в выявлении управленческой проблемы, ее диагностике, а также принятии управленческого решения для ее решения.
На кафедре «Экономика и управление в спорте» Поволжского ГУФКСиТ проводится планомерная работа с бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» по выбору и формулированию тем научного исследования. Данная работа начинается с определения управленческой проблемы физкультурно-спортивной организации на втором курсе. На третьем курсе данная проблема диагностируется, предлагается способ ее решения. В ВКР студент завершает научное исследование путем определения эффективности предложенного им способа решения управленческой проблемы.
Определение тем научного исследования для курсовых работ и ВКР по направлению подготовки «Спортивный менеджмент» основано на анализе проблемных зон физкультурно-спортивных организаций. Работа со студентами по разработке темы научного исследования ведется со второго курса бакалавриата. Взаимосвязь курсовых работ и ВКР позволяет вывести научную деятельность студентов на более профессиональный и практико-ориентированный уровень.
Предложенный подход к формулированию темы научного исследования доказал свою практическую направленность положительными актами внедрения со стороны руководителей физкультурно-спортивных организаций.
Библиографическая ссылка
Закиров Т.Р., Валеева Э.Э. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32182 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32182