Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Закиров Т.Р. 1 Валеева Э.Э. 2
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
2 Казанский национальный исследовательский технологический университет
Выбор темы научного исследования является одной из основных задач при подготовке к написанию выпускной квалификационной работы студентов университетов. Тема научного исследования основана на проблеме, которую необходимо выявить и последовательно решать в ходе научного исследования. В данной статье приводится обзор принципов выбора темы, а следовательно, формулирования проблемы научной работы бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура» профиля «Спортивный менеджмент» в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на кафедре «Экономика и управление в спорте». Авторы статьи предлагают формулировать тему исследования на основании проблем организационного и управленческого характера различных организаций сферы физической культуры и спорта. Кроме этого, авторы статьи рассматривают взаимосвязь выбора научной темы с основными профессионально ориентированными дисциплинами профиля подготовки бакалавриата «Спортивный менеджмент». Обзор проблемных зон спортивно-оздоровительных организаций основан на анализе нормативных документов, определяющих направления развития физической культуры и спорта, а также требований, предъявляемых работодателями к результатам курсовых работ и ВКР. Предложенный подход к выбору темы научного исследования доказал свою практико-ориентированную направленность положительными отзывами со стороны сотрудников и руководителей организаций в области физической культуры и спорта на результаты выпускных квалификационных работ студентов кафедры.
высшее образование
спортивный менеджмент
научная проблема
бакалавриат
физическая культура и спорт
1. Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Выпускная квалификационная работа – один из методов самореализации будущего специалиста // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3. С. 369-370.
2. Бойченко О.В., Смирнова О.Ю. Выпускная квалификационная работа как средство развития личности обучающегося // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 32-35.
3. Закиров Т.Р. Внедрение практико-ориентированного подхода в обучении студентов по профилю спортивный менеджмент в Поволжской ГАФКСиТ // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2014. С. 391-393.
4. Большая советская энциклопедия: Алфавитный именной указатель к третьему изданию. А - Я. М.: Сов. энцикл., 1981. 719 с.
5. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения: 20.10.2022).
6. Закиров Т.Р., Савосина М.Н. Логика построения рабочих программ профессионально-ориентированных дисциплин для бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26042 (дата обращения: 20.10.2022).

На протяжении всего периода обучения в университете студенты выполняют курсовые работы, которые содержат элементы научной деятельности. Курсовые работы в бакалавриате выполняются студентами на втором и третьем курсах и являются ступенями к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР представляет собой итоговую научно-исследовательскую работу, направленную на решение актуальных вопросов и проблем в области подготовки бакалавров [1].

Во время подготовки к написанию курсовой работы или ВКР студенты сталкиваются с проблемами выбора темы научного исследования и формулировки методов исследования [2].

Выбор темы научного исследования происходит при непосредственном участии научного руководителя. Темы научных исследований должны соответствовать профилю подготовки специалистов и актуальным проблемам, которые необходимо решить для эффективной организации изучаемого процесса. Кроме этого, тема научного исследования должна отражать реальную проблему и иметь практическую направленность [3].

В статье приводится анализ специфики выбора научной темы для бакалавров, обучающихся по профилю подготовки «Спортивный менеджмент» на кафедре «Экономика и управление в спорте» в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (Поволжский ГУФКСиТ).

Целями данной работы являются описание управленческих проблем в различных физкультурно-спортивных организациях и формулирование тем научных исследований в рамках основной образовательной программы бакалавриата 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Спортивный менеджмент».

Материал и методы исследования

В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение данных научной литературы, требований образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавриата «Физическая культура», нормативных документов, определяющих направления развития физической культуры и спорта, а также требований работодателей, предъявляемых к результатам курсовых работ и ВКР.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из первых шагов к определению темы научного исследования является выявление управленческой проблемы. Студенты должны четко понимать, что такое проблема и какова ее связь с темой исследования.

Большая советская энциклопедия дает нам такое определение: «В науке проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем» [4].

В спортивном менеджменте принято определять проблему как несоответствие между тем, что ожидалось или планировалось, с тем, что есть в данный момент времени. При поиске управленческих проблем в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) для формулирования темы исследований можно обратиться к нормативным документам, определяющим направления развития физической культуры и спорта. Одним из таких документов является «Стратегия развития сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» [5]. Органы государственной власти отмечают недостаток качественной и оперативной статистики в области физкультуры и спорта. Вследствие этого одной из проблем развития ФКиС является цифровизация в области физической культуры и массового спорта. В области спортивной инфраструктуры отмечаются проблемы загруженности спортивных сооружений, отсутствие обратной связи от населения о востребованности тех или иных государственных услуг в сфере ФКиС. В рамках выбора и формулирования темы научного исследования научный руководитель указывает на основные нормативные документы в сфере физической культуры и дает задание студентам выявить в них группы актуальных проблем организационно-управленческого характера.

Следующим этапом при выборе темы исследования является анализ специфики организации, в которой планируются исследования. В соответствии с организационно-правовыми формами организации можно разделить на:

· бюджетные организации;

· внебюджетные организации.

К бюджетным организациям относятся все организации, которые финансируются из средств муниципального, регионального или федерального бюджета. К таким организациям можно отнести: муниципальные спортивные школы и специализированные спортивные школы олимпийского резерва.

Внебюджетные организации – это организации, получающие основной доход от реализации физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг. К таким организациям можно отнести общественные объединения (федерации по виду спорта), автономные некоммерческие организации и коммерческие организации.

Так, например, спортивные школы могут быть как бюджетными организациями, так и коммерческими. Деятельность этих организаций направлена на решение различных задач.

При изучении деятельности муниципальной бюджетной спортивной школы необходимо начинать с изучения требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта. В этом документе описаны требования к процессу подготовки высококвалифицированных спортсменов, а именно к материально-технической базе, спортивному инвентарю, медицинскому сопровождению спортсменов, кадровому составу спортивной школы и т.д.

Немало проблем возникает у спортивной школы с процессом отбора наиболее перспективных спортсменов в популярных видах спорта или, наоборот, в процессе набора и сохранности контингента в тех видах спорта, которые не пользуются широкой популярностью у населения.

В связи с изменениями, произошедшими в последнее время в сфере физической культуры и спорта, спортивным школам на законодательном уровне разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с этим остро возникает проблема организации платных услуг для населения. Это один из источников так называемого внебюджетного финансирования спортивной школы.

Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 г. определяет первоочередную проблему, связанную с информационным обеспечением деятельности спортивной школы. Данные о тренерах и тренировочном процессе необходимо подвергать оцифровке и размещать на специализированных платформах сети Интернет. Следует отметить, что спортивная школа в соответствии с нормативными документами должна иметь собственный сайт, а также распространять информацию о своей деятельности в социальных сетях.

При изучении деятельности общественных организаций, например федераций по виду спорта, необходимо обратить внимание на то, что развитие определенного вида спорта осуществляется не только посредством тренировочного процесса, но и путем организации спортивных соревнований. Наиболее распространенными проблемами, связанными с организацией спортивных соревнований, являются:

· невыполнение условий регламента проведения соревнований различного уровня;

· отсутствие соответствующей логистики и трансфера участников от места их проживания до места проведения соревнований;

· сложность управления большим количеством зрителей на спортивных мероприятиях и обеспечения их безопасности.

Студенты должны сформулировать темы научных исследований исходя из вышеперечисленных проблем. Например, темы могут быть сформулированы следующим образом:

· особенности логистики крупных спортивных мероприятий;

· применение цифровых технологий для обеспечения проведения спортивных мероприятий;

· организация работы с болельщиками, включая онлайн- и офлайн-форматы;

· организация работы со зрителями непосредственно на самом соревновании.

Федерации по видам спорта часто сталкиваются с проблемами финансирования. Наиболее ярко это проблема проявляется в работе со спонсорами и меценатами.

Деятельность федераций неразрывно связана с организацией проведения соревнований для спортсменов различного уровня, включая профессиональный спорт и любительский спорт. К проблемной зоне можно отнести любительский спорт, а именно незаинтересованность населения в развитии любительских лиг по непопулярным видам спорта. В данном аспекте возникают проблемы, связанные с организацией школьных лиг по видам спорта.

Одним из ключевых организационных моментов спортивных мероприятий является наличие качественного судейства, что дает простор для поиска тем, связанных с исследованиями в области качественной подготовки судей.

Следующим объектом исследования могут выступать коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере физической культуры и спорта. К таким организациям можно отнести профессиональные спортивные клубы, фитнес-центры, фитнес-клубы, фитнес-студии и спортивные союзы.

Типичными проблемами таких организаций являются отсутствие технологий по привлечению новых клиентов, проблема удержания уже имеющихся клиентов и недостаточное продвижение услуг.

Исходя из вышеперечисленных проблем, студенты должны сформулировать темы научных исследований. Например:

· развитие технологий привлечения новых клиентов;

· формирование программы лояльности к уже имеющимся клиентам;

· увеличение количества продаж персональных тренировок;

· внедрение и использование цифровых технологий для организации и проведения персональных тренировок в онлайн-формате.

Объектами исследования также могут быть органы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании. В зависимости от количества проживающих людей муниципальные образования могут подразделяться на комитет, управление и отдел по физической культуре и спорту.

Целью данных организаций является реализация государственных и муниципальных программ по развитию физической культуры и спорта на данной территории. Основной проблемой таких организаций является нежелание населения разных возрастных групп заниматься физической культурой и спортом.

При изучении деятельности образовательных организаций наибольшее внимание необходимо уделить развитию физкультурно-спортивного движения. К таким организациям можно отнести общеобразовательные школы, техникумы, колледжи, лицеи, гимназии и высшие учебные заведения. В большинстве таких организаций существуют спортивные клубы, которые нацелены на привлечение обучающихся к спортивно-массовым мероприятиям и занятиям физической культурой и спортом. Темой исследования данных организаций могут стать:

· материально-техническое обеспечение деятельности организации;

· координация учебных занятий и спортивных секций;

· привлечение обучающихся в качестве зрителей на спортивно-массовые мероприятия.

Следующим объектом изучения может стать корпоративный спорт, который определяется как физическая подготовка работников одной организации или организаций из одной отрасли производства. В России, например, проводятся спартакиады госслужащих, Сбербанкиада, спартакиады детей работников Аэрофлота, спартакиада работников нефтяной промышленности и т.д.

Темами для исследования в этом направлении могут стать проблемы, связанные с:

· организацией, проведением и подготовкой к соревнованиям и спортивным мероприятиям;

· организацией тренировочного процесса по месту работы.

Независимо от организационно-правовой формы деятельности все организации сталкиваются с проблемами в области управления персоналом. Темы, отражающие решение данных проблем, могут быть сформулированы следующим образом:

· особенности взаимодействия между руководителем и подчиненными;

· особенности различных стилей управления;

· координация деятельности структурных подразделений организации;

· управление мотивацией персонала;

· разрешение конфликтных ситуаций;

· развитие корпоративной культуры;

· адаптация молодых специалистов.

При выборе тем исследования необходимо строго соблюдать тематику дисциплины, по которой пишется курсовая работа.

Курсовая работа на втором курсе обучения по профилю «Спортивный менеджмент» в Поволжском ГУФКСиТ пишется в рамках дисциплины «Теория и практика спортивного менеджмента». Данная дисциплина разделена на четыре блока [6].

1. Ресурсы организации (нормативно-правовые, материально-технические, информационные, финансовые и человеческие ресурсы).

2. Общие функции управления (целеполагание, планирование, организация, мотивация, учет и контроль).

3. Подготовка, принятие и реализация управленческого решения. Технология создания спортивной организации.

4. Организация и проведение спортивных соревнований.

Поиск и выбор темы исследования должны быть связаны с вышеуказанными блоками, изученными в рамках дисциплины, с выявлением управленческой проблемы.

Тематика курсовой работы на третьем курсе должна соответствовать дисциплине «Организация и управление физической культуры и спорта». Данная дисциплина направлена на изучение организаций, имеющих различные организационно-правовые формы.

Целью исследования в рамках данной дисциплины является разработка управленческого решения в соответствии с проблемой, выявленной в той или иной организации.

Итоговой работой за весь курс обучения по профилю «Спортивный менеджмент» является ВКР. Начинать работу по написанию ВКР необходимо в начале четвертого курса. Результатом данной работы может быть проверка эффективности разработанного управленческого решения. Управленческое решение может иметь вид стратегии или программы (проекта), внедренной в действующую физкультурно-спортивную организацию. Успешное внедрение подтверждается актом внедрения со стороны организации.

Заключение

Основной подход к выбору темы заключается в выявлении управленческой проблемы, ее диагностике, а также принятии управленческого решения для ее решения.

На кафедре «Экономика и управление в спорте» Поволжского ГУФКСиТ проводится планомерная работа с бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» по выбору и формулированию тем научного исследования. Данная работа начинается с определения управленческой проблемы физкультурно-спортивной организации на втором курсе. На третьем курсе данная проблема диагностируется, предлагается способ ее решения. В ВКР студент завершает научное исследование путем определения эффективности предложенного им способа решения управленческой проблемы.

Определение тем научного исследования для курсовых работ и ВКР по направлению подготовки «Спортивный менеджмент» основано на анализе проблемных зон физкультурно-спортивных организаций. Работа со студентами по разработке темы научного исследования ведется со второго курса бакалавриата. Взаимосвязь курсовых работ и ВКР позволяет вывести научную деятельность студентов на более профессиональный и практико-ориентированный уровень.

Предложенный подход к формулированию темы научного исследования доказал свою практическую направленность положительными актами внедрения со стороны руководителей физкультурно-спортивных организаций.


Библиографическая ссылка

Закиров Т.Р., Валеева Э.Э. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32182 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674