Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Малгаров И.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье рассматривается тема формирования морально-этической ответственности обучающихся в образовательной деятельности сельской школы. Автором утверждается, что морально-этическая ответственность школьника является важнейшей частью его информационной культуры. Приводится авторский взгляд на понятия «информационная культура школьника», «морально-этическая ответственность школьника». Морально-этическая ответственность определяется нами как ответственность, когда обучающийся осуществляет самооценку своих поступков с точки зрения общепринятых в социуме морально-этических норм. При этом автор указывает на особое влияние этнокультурных особенностей региона в процессе формирования морально-этической ответственности. Выдвинута цель, приведены материалы и методы исследования, результаты исследования по проверке на практике эффективности создаваемых педагогических условий по повышению уровня морально-этической ответственности школьника. Приводятся уровни формирования морально-этической ответственности школьника. В качестве основного педагогического условия предлагается использовать вовлечение обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий. Приводятся виды социальной проектной деятельности, основные положения организации проектных групп. Эффективность создаваемых педагогических условий доказана в проведенном педагогическом эксперименте. Статья может быть полезна педагогическим работникам общеобразовательных школ и исследователям по проблеме формирования информационной культуры школьника.
морально-этическая ответственность школьника
информационная культура школьника
сельская школа
социальная проектная деятельность
цифровизация
цифровая образовательная среда
1. Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 3. С. 40-47.
2. Барахсанова Е.А., Дьячковский Н.С. Этнокультурный подход в подготовке будущих педагогов и специалистов профессионального образования // Образовательный вестник Сознание. 2019. Т. 21. № 9. С. 44-49.
3. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика как тип культурно-исторической педагогики // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. T. 26. С. 396-400.
4. Малгаров И.И. Реализация потенциала цифровых технологий для развития информационной культуры школьников // Афанасьевские чтения. Инновации и традиции педагогической науки - 2021: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора И. С. Портнягина, Якутск, 24 апреля 2021 года. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. С. 248-252.
5. Тимощук И.Г. Диагностика уровня морально-этической ответственности личности (ДУМЭОЛП). [Электронный ресурс]. URL: https://cpd-program.ru/methods/dum.htm (дата обращения: 16.10.2022).

Школьники с младших лет все больше вовлекаются в цифровую среду. Данная среда стала для них привычным средством коммуникации с другими людьми и социальной жизнедеятельности в целом. Однако нередки случаи, когда подростки нарушают общепринятые морально-этические нормы и правила при онлайн-взаимодействии, не принимая ответственности за свои поступки [1].

Мы считаем, что это связано с недостаточной сформированностью у обучающихся информационной культуры. Информационную культуру школьника мы определяем как динамическую интегративную характеристику обучающегося, обладающего учебной мотивацией, морально-этической ответственностью, рефлексивными умениями, способного к информационной деятельности для выполнения учебных задач в условиях цифровизации школьного образования. Морально-этическая ответственность, являясь важнейшим компонентом информационной культуры школьника, определяется нами как ответственность, когда обучающийся осуществляет самооценку своих поступков с точки зрения общепринятых в социуме морально-этических норм.

Морально-этическая ответственность тесно связана с этнокультурными особенностями. Образ жизни, язык, традиции в народном воспитании, национальная культура и менталитет во многом определяют самооценку поступков личности. Они отражены в трудах региональных исследователей В.Ф. Афанасьева, Е.А. Барахсановой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Н.Д. Неустроева, З.С. Жирковой и др.

В статье Е.А. Барахсановой и Н.С. Дьячковского отмечается, что использование этнокультурного подхода с учетом региональных особенностей может стать одной из основ в определении механизмов реализации преемственности педагогического образования [2].

Как утверждает в своих работах Н.Д. Неустроев, ядро культуры любого народа составляет нравственность как гуманистическая ценность. Национальная культура создает образ совершенного человека, служит в качестве эталона, с которым сравнивается поведение представителя данного народа [3].

Мы убеждены, что формирование информационной культуры школьника в целом позволит повысить уровень морально-этической ответственности. В этом случае основным педагогическим условием является вовлечение обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий.

Данное исследование ставит своей целью проверить на педагогической практике эффективность создания педагогических условий по повышению уровня морально-этической ответственности обучающихся в условиях сельских школ.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в 4 общеобразовательных сельских школах Республики Саха (Якутия) в 2019–2021 гг. Всего в исследовании приняли участие 166 обучающихся 8–11-х классов, из них в контрольных группах – 82 обучающихся, в экспериментальных – 84.

В контрольных группах специальные педагогические условия для формирования морально-этической ответственности не создавались. В экспериментальных группах предусматривалось вовлечение обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий.

Социальная проектная деятельность обучающихся делится на следующие виды:

1) прикладные социальные проекты, направленные на изготовление практических цифровых продуктов, повышающих качество жизни;

2) информационные социальные проекты, охватывающие работу с информацией об исследуемом объекте, изучение его истории, и публичное представление широкой аудитории с целью ознакомления, увековечивания исторической памяти исследуемого объекта;

3) ролевые и игровые социальные проекты, ориентированные на исследование поведения определенных субъектов в социуме;

4) исследовательские социальные проекты, направленные на решение социальных проблем;

5) смешанные социальные проекты, объединяющие несколько социальных проектов.

Обучающиеся в рамках работы проектных групп участвовали в создании социально значимых продуктов.

Основные положения организации проектных групп [4]:

1) руководителем проекта является педагогический работник, который назначается приказом директора школы;

2) работа проекта базируется на ученических проектах и реализующих их проектных группах;

3) тематика ученических проектов определяется паспортом проекта исходя из предпочтений самих обучающихся и возможностей школы. Тематика ученических проектов может корректироваться в любое время;

4) участие в проектных группах добровольное. Количество участников проектной группы, а также продолжительность и виды работ определяются исходя из потребности для реализации конкретного проекта;

5) руководителем ученических проектов является педагог, ведущий урочные, внеурочные занятия и занятия дополнительного образования;

6) роль педагога заключается в создании учебных ситуаций, мотивации, поддержке и сопровождении работы проектных групп, выстраивании деловых отношений с обучающимися, планировании и контролировании достижения образовательных результатов;

7) занятия по проекту проводятся во внеурочное время. При необходимости может применяться «трансформация учебного процесса», когда на уроках весь общеобразовательный класс вовлекается в проектную деятельность («мозговой штурм», предварительная защита проекта и т.д.);

8) результатами работы проекта являются собственные образовательные результаты участников проектных групп, а результатом ученических проектов – конкретный продукт, имеющий социальное и практическое значение.

Содержание проектных идей формируется таким образом, чтобы при движении ученика от цели к результату у него создавалось целостное представление видения мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой.

Выбирая проблему и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Для оценки уровня формирования морально-этической ответственности школьников нами использована модифицированная методика диагностики уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука [5].

Методика, исходя из ответов на 30 утверждений по 6 шкалам опросника, учитывает рефлексию на морально-этические ситуации, нравственную интуицию, экзистенциальный аспект ответственности, альтруистические эмоции, морально-этические ценности и социальную желательность. Чтобы выявить уровень сформированности морально-этической ответственности личности школьника, нужно просуммировать результаты по шкалам опросника и определить один из трех уровней: низкий, средний, высокий (таблица).

Уровни формирования морально-этической ответственности школьника

Уровни

Показатели

Высокий

‒ Присутствуют естественность и искренность в межличностном общении;

‒ Проявление готовности по оказанию содействия и помощи окружающим;

‒ Проявление эмпатийных способностей;

‒ Присутствие осознанности по отношению к своим действиям и поступкам;

‒ Сформированность ответственности и стремления к достижению поставленных целей;

‒ Проявление уживчивости и толерантности

Средний

‒ Иногда отсутствуют естественность и искренность в межличностном общении;

‒ Готовность по оказанию содействия и помощи окружающим проявляется не всегда;

‒ Эмпатийные способности иногда могут не проявляться;

‒ Осознанность по отношению к своим действиям и поступкам не всегда присутствует;

‒ Недостаточная сформированность ответственности и стремления кдостижению поставленных целей;

‒ Уживчивость и толерантность в определенных ситуациях могут непроявляться

Низкий

‒ Отсутствуют естественность и искренность в межличностном общении;

‒ Не проявляется готовность по оказанию содействия и помощи окружающим;

‒ Эмпатийные способности не проявляются;

‒ Отсутствует осознанность по отношению к своим действиям и поступкам;

‒ Не сформированы ответственность и стремление к достижению поставленных целей;

‒ Уживчивость и толерантность не проявляются

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках реализации педагогических условий обучающимися выполнены социальные проекты, с применением образовательного потенциала цифровых технологий.

Так, обучающимися создана компьютерная игра «Герои Саха». Социальная значимость данного проекта заключалась в популяризации среди молодого поколения народного якутского эпоса «Олонхо». Обучающиеся на графических редакторах продумывали персонажи, анимировали их, а также строили сюжеты на игровом конструкторе.

Вторым значимым проектом являлся проект «Цифровой музей». Обучающимися была создана цифровая книга «Славный остров Кыыллаах» (рис. 1), проведены онлайн-экскурсии для посетителей музея с использованием возможностей социальных сетей.

Рис. 1. Интерфейс цифровой книги «Славный остров Кыыллаах»

В рамках реализации проекта «Мастерская инновационного производства «Сатабыл» обучающиеся создавали востребованную продукцию с использованием современных деревообрабатывающих станков с числовым программным обеспечением. Так, были изготовлены оригинальные цветочные клумбы для украшения школьного двора, территорий предприятий и организаций села, различные сувениры для родителей и т.д.

Обучающиеся, задействованные в проекте «Мульт-лаборатория», создавали мультипликационные фильмы на якутском языке. При создании мультипликационных фильмов были использована песочная и компьютерная графика. Все мультфильмы были размещены в школьном канале в популярном видеохостинге.

До и после реализации педагогических условий была проведена оценка уровня формирования морально-этической ответственности школьников.

На констатирующем этапе во всех группах (КГ1, ЭГ1, КГ2, ЭГ2) преобладает средний уровень морально-этического компонента. Стоит отметить, что в группах уровни морально-этического компонента практически соизмеримы друг с другом. Это можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Уровни морально-этической ответственности школьников на констатирующем и контрольном этапах, в %

После реализации педагогических условий мы можем убедиться, что в группах ЭГ1 и ЭГ2 заметно увеличилась доля обучающихся с высоким уровнем морально-этической ответственности – до 50% и 43% соответственно. В контрольных группах КГ1 и КГ2 увеличение также наблюдается, но до уровней 27,8% и 26% соответственно. В группе ЭГ2 после проведения педагогического эксперимента отсутствуют обучающиеся с низким уровнем морально-этической ответственности.

Полученные данные ярко демонстрируют эффективность вовлечения обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий для повышения уровня морально-этической ответственности.

Выводы

1. Морально-этическая ответственность, являясь важнейшим компонентом информационной культуры школьника, определяется нами как ответственность, когда обучающийся осуществляет самооценку своих поступков с точки зрения общепринятых в социуме морально-этических норм.

2. При формировании морально-этической ответственности школьника особую роль играют этнокультурные особенности региона.

3. Доказана эффективность вовлечения обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий для формирования морально-этической ответственности.


Библиографическая ссылка

Малгаров И.И. ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32178 (дата обращения: 20.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674