Школьники с младших лет все больше вовлекаются в цифровую среду. Данная среда стала для них привычным средством коммуникации с другими людьми и социальной жизнедеятельности в целом. Однако нередки случаи, когда подростки нарушают общепринятые морально-этические нормы и правила при онлайн-взаимодействии, не принимая ответственности за свои поступки [1].
Мы считаем, что это связано с недостаточной сформированностью у обучающихся информационной культуры. Информационную культуру школьника мы определяем как динамическую интегративную характеристику обучающегося, обладающего учебной мотивацией, морально-этической ответственностью, рефлексивными умениями, способного к информационной деятельности для выполнения учебных задач в условиях цифровизации школьного образования. Морально-этическая ответственность, являясь важнейшим компонентом информационной культуры школьника, определяется нами как ответственность, когда обучающийся осуществляет самооценку своих поступков с точки зрения общепринятых в социуме морально-этических норм.
Морально-этическая ответственность тесно связана с этнокультурными особенностями. Образ жизни, язык, традиции в народном воспитании, национальная культура и менталитет во многом определяют самооценку поступков личности. Они отражены в трудах региональных исследователей В.Ф. Афанасьева, Е.А. Барахсановой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Н.Д. Неустроева, З.С. Жирковой и др.
В статье Е.А. Барахсановой и Н.С. Дьячковского отмечается, что использование этнокультурного подхода с учетом региональных особенностей может стать одной из основ в определении механизмов реализации преемственности педагогического образования [2].
Как утверждает в своих работах Н.Д. Неустроев, ядро культуры любого народа составляет нравственность как гуманистическая ценность. Национальная культура создает образ совершенного человека, служит в качестве эталона, с которым сравнивается поведение представителя данного народа [3].
Мы убеждены, что формирование информационной культуры школьника в целом позволит повысить уровень морально-этической ответственности. В этом случае основным педагогическим условием является вовлечение обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий.
Данное исследование ставит своей целью проверить на педагогической практике эффективность создания педагогических условий по повышению уровня морально-этической ответственности обучающихся в условиях сельских школ.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось в 4 общеобразовательных сельских школах Республики Саха (Якутия) в 2019–2021 гг. Всего в исследовании приняли участие 166 обучающихся 8–11-х классов, из них в контрольных группах – 82 обучающихся, в экспериментальных – 84.
В контрольных группах специальные педагогические условия для формирования морально-этической ответственности не создавались. В экспериментальных группах предусматривалось вовлечение обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий.
Социальная проектная деятельность обучающихся делится на следующие виды:
1) прикладные социальные проекты, направленные на изготовление практических цифровых продуктов, повышающих качество жизни;
2) информационные социальные проекты, охватывающие работу с информацией об исследуемом объекте, изучение его истории, и публичное представление широкой аудитории с целью ознакомления, увековечивания исторической памяти исследуемого объекта;
3) ролевые и игровые социальные проекты, ориентированные на исследование поведения определенных субъектов в социуме;
4) исследовательские социальные проекты, направленные на решение социальных проблем;
5) смешанные социальные проекты, объединяющие несколько социальных проектов.
Обучающиеся в рамках работы проектных групп участвовали в создании социально значимых продуктов.
Основные положения организации проектных групп [4]:
1) руководителем проекта является педагогический работник, который назначается приказом директора школы;
2) работа проекта базируется на ученических проектах и реализующих их проектных группах;
3) тематика ученических проектов определяется паспортом проекта исходя из предпочтений самих обучающихся и возможностей школы. Тематика ученических проектов может корректироваться в любое время;
4) участие в проектных группах добровольное. Количество участников проектной группы, а также продолжительность и виды работ определяются исходя из потребности для реализации конкретного проекта;
5) руководителем ученических проектов является педагог, ведущий урочные, внеурочные занятия и занятия дополнительного образования;
6) роль педагога заключается в создании учебных ситуаций, мотивации, поддержке и сопровождении работы проектных групп, выстраивании деловых отношений с обучающимися, планировании и контролировании достижения образовательных результатов;
7) занятия по проекту проводятся во внеурочное время. При необходимости может применяться «трансформация учебного процесса», когда на уроках весь общеобразовательный класс вовлекается в проектную деятельность («мозговой штурм», предварительная защита проекта и т.д.);
8) результатами работы проекта являются собственные образовательные результаты участников проектных групп, а результатом ученических проектов – конкретный продукт, имеющий социальное и практическое значение.
Содержание проектных идей формируется таким образом, чтобы при движении ученика от цели к результату у него создавалось целостное представление видения мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой.
Выбирая проблему и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Для оценки уровня формирования морально-этической ответственности школьников нами использована модифицированная методика диагностики уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука [5].
Методика, исходя из ответов на 30 утверждений по 6 шкалам опросника, учитывает рефлексию на морально-этические ситуации, нравственную интуицию, экзистенциальный аспект ответственности, альтруистические эмоции, морально-этические ценности и социальную желательность. Чтобы выявить уровень сформированности морально-этической ответственности личности школьника, нужно просуммировать результаты по шкалам опросника и определить один из трех уровней: низкий, средний, высокий (таблица).
Уровни формирования морально-этической ответственности школьника
Уровни |
Показатели |
Высокий |
‒ Присутствуют естественность и искренность в межличностном общении; ‒ Проявление готовности по оказанию содействия и помощи окружающим; ‒ Проявление эмпатийных способностей; ‒ Присутствие осознанности по отношению к своим действиям и поступкам; ‒ Сформированность ответственности и стремления к достижению поставленных целей; ‒ Проявление уживчивости и толерантности |
Средний |
‒ Иногда отсутствуют естественность и искренность в межличностном общении; ‒ Готовность по оказанию содействия и помощи окружающим проявляется не всегда; ‒ Эмпатийные способности иногда могут не проявляться; ‒ Осознанность по отношению к своим действиям и поступкам не всегда присутствует; ‒ Недостаточная сформированность ответственности и стремления кдостижению поставленных целей; ‒ Уживчивость и толерантность в определенных ситуациях могут непроявляться |
Низкий |
‒ Отсутствуют естественность и искренность в межличностном общении; ‒ Не проявляется готовность по оказанию содействия и помощи окружающим; ‒ Эмпатийные способности не проявляются; ‒ Отсутствует осознанность по отношению к своим действиям и поступкам; ‒ Не сформированы ответственность и стремление к достижению поставленных целей; ‒ Уживчивость и толерантность не проявляются |
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках реализации педагогических условий обучающимися выполнены социальные проекты, с применением образовательного потенциала цифровых технологий.
Так, обучающимися создана компьютерная игра «Герои Саха». Социальная значимость данного проекта заключалась в популяризации среди молодого поколения народного якутского эпоса «Олонхо». Обучающиеся на графических редакторах продумывали персонажи, анимировали их, а также строили сюжеты на игровом конструкторе.
Вторым значимым проектом являлся проект «Цифровой музей». Обучающимися была создана цифровая книга «Славный остров Кыыллаах» (рис. 1), проведены онлайн-экскурсии для посетителей музея с использованием возможностей социальных сетей.
Рис. 1. Интерфейс цифровой книги «Славный остров Кыыллаах»
В рамках реализации проекта «Мастерская инновационного производства «Сатабыл» обучающиеся создавали востребованную продукцию с использованием современных деревообрабатывающих станков с числовым программным обеспечением. Так, были изготовлены оригинальные цветочные клумбы для украшения школьного двора, территорий предприятий и организаций села, различные сувениры для родителей и т.д.
Обучающиеся, задействованные в проекте «Мульт-лаборатория», создавали мультипликационные фильмы на якутском языке. При создании мультипликационных фильмов были использована песочная и компьютерная графика. Все мультфильмы были размещены в школьном канале в популярном видеохостинге.
До и после реализации педагогических условий была проведена оценка уровня формирования морально-этической ответственности школьников.
На констатирующем этапе во всех группах (КГ1, ЭГ1, КГ2, ЭГ2) преобладает средний уровень морально-этического компонента. Стоит отметить, что в группах уровни морально-этического компонента практически соизмеримы друг с другом. Это можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни морально-этической ответственности школьников на констатирующем и контрольном этапах, в %
После реализации педагогических условий мы можем убедиться, что в группах ЭГ1 и ЭГ2 заметно увеличилась доля обучающихся с высоким уровнем морально-этической ответственности – до 50% и 43% соответственно. В контрольных группах КГ1 и КГ2 увеличение также наблюдается, но до уровней 27,8% и 26% соответственно. В группе ЭГ2 после проведения педагогического эксперимента отсутствуют обучающиеся с низким уровнем морально-этической ответственности.
Полученные данные ярко демонстрируют эффективность вовлечения обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий для повышения уровня морально-этической ответственности.
Выводы
1. Морально-этическая ответственность, являясь важнейшим компонентом информационной культуры школьника, определяется нами как ответственность, когда обучающийся осуществляет самооценку своих поступков с точки зрения общепринятых в социуме морально-этических норм.
2. При формировании морально-этической ответственности школьника особую роль играют этнокультурные особенности региона.
3. Доказана эффективность вовлечения обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий для формирования морально-этической ответственности.
Библиографическая ссылка
Малгаров И.И. ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32178 (дата обращения: 24.01.2025).