Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RURAL SCHOOLS

Malgarov I.I. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University"
The article deals with the topic of the formation of moral and ethical responsibility of students in the educational activities of a rural school. The author argues that the moral and ethical responsibility of the student is the most important part of the information culture of the student. The author's view on the concepts of «information culture of a schoolchild», «moral and ethical responsibility of a schoolchild» is given. Moral and ethical responsibility is defined by us as responsibility when a student carries out self-assessment of his actions in terms of moral and ethical standards generally accepted in society. At the same time, the author points to the special influence of the ethno-cultural characteristics of the region in the process of forming moral and ethical responsibility. The goal is put forward, the materials and methods of research are given, the results of the study on testing the effectiveness of the created pedagogical conditions in practice to increase the level of moral and ethical responsibility of the student. The levels of formation of the moral and ethical responsibility of the schoolchild are given. As the main pedagogical condition, it is proposed to use the involvement of students in social project activities to solve social problems using digital technologies. The types of social project activities, the main provisions of the organization of project teams are given. The effectiveness of the created pedagogical conditions is proved by the conducted pedagogical experiment. The article may be useful to teachers of secondary schools and researchers on the problem of the formation of information culture of the student.
moral and ethical responsibility of a student
information culture of a student
rural school
social project activity
digitalization
digital educational environment

Школьники с младших лет все больше вовлекаются в цифровую среду. Данная среда стала для них привычным средством коммуникации с другими людьми и социальной жизнедеятельности в целом. Однако нередки случаи, когда подростки нарушают общепринятые морально-этические нормы и правила при онлайн-взаимодействии, не принимая ответственности за свои поступки [1].

Мы считаем, что это связано с недостаточной сформированностью у обучающихся информационной культуры. Информационную культуру школьника мы определяем как динамическую интегративную характеристику обучающегося, обладающего учебной мотивацией, морально-этической ответственностью, рефлексивными умениями, способного к информационной деятельности для выполнения учебных задач в условиях цифровизации школьного образования. Морально-этическая ответственность, являясь важнейшим компонентом информационной культуры школьника, определяется нами как ответственность, когда обучающийся осуществляет самооценку своих поступков с точки зрения общепринятых в социуме морально-этических норм.

Морально-этическая ответственность тесно связана с этнокультурными особенностями. Образ жизни, язык, традиции в народном воспитании, национальная культура и менталитет во многом определяют самооценку поступков личности. Они отражены в трудах региональных исследователей В.Ф. Афанасьева, Е.А. Барахсановой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Н.Д. Неустроева, З.С. Жирковой и др.

В статье Е.А. Барахсановой и Н.С. Дьячковского отмечается, что использование этнокультурного подхода с учетом региональных особенностей может стать одной из основ в определении механизмов реализации преемственности педагогического образования [2].

Как утверждает в своих работах Н.Д. Неустроев, ядро культуры любого народа составляет нравственность как гуманистическая ценность. Национальная культура создает образ совершенного человека, служит в качестве эталона, с которым сравнивается поведение представителя данного народа [3].

Мы убеждены, что формирование информационной культуры школьника в целом позволит повысить уровень морально-этической ответственности. В этом случае основным педагогическим условием является вовлечение обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий.

Данное исследование ставит своей целью проверить на педагогической практике эффективность создания педагогических условий по повышению уровня морально-этической ответственности обучающихся в условиях сельских школ.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в 4 общеобразовательных сельских школах Республики Саха (Якутия) в 2019–2021 гг. Всего в исследовании приняли участие 166 обучающихся 8–11-х классов, из них в контрольных группах – 82 обучающихся, в экспериментальных – 84.

В контрольных группах специальные педагогические условия для формирования морально-этической ответственности не создавались. В экспериментальных группах предусматривалось вовлечение обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий.

Социальная проектная деятельность обучающихся делится на следующие виды:

1) прикладные социальные проекты, направленные на изготовление практических цифровых продуктов, повышающих качество жизни;

2) информационные социальные проекты, охватывающие работу с информацией об исследуемом объекте, изучение его истории, и публичное представление широкой аудитории с целью ознакомления, увековечивания исторической памяти исследуемого объекта;

3) ролевые и игровые социальные проекты, ориентированные на исследование поведения определенных субъектов в социуме;

4) исследовательские социальные проекты, направленные на решение социальных проблем;

5) смешанные социальные проекты, объединяющие несколько социальных проектов.

Обучающиеся в рамках работы проектных групп участвовали в создании социально значимых продуктов.

Основные положения организации проектных групп [4]:

1) руководителем проекта является педагогический работник, который назначается приказом директора школы;

2) работа проекта базируется на ученических проектах и реализующих их проектных группах;

3) тематика ученических проектов определяется паспортом проекта исходя из предпочтений самих обучающихся и возможностей школы. Тематика ученических проектов может корректироваться в любое время;

4) участие в проектных группах добровольное. Количество участников проектной группы, а также продолжительность и виды работ определяются исходя из потребности для реализации конкретного проекта;

5) руководителем ученических проектов является педагог, ведущий урочные, внеурочные занятия и занятия дополнительного образования;

6) роль педагога заключается в создании учебных ситуаций, мотивации, поддержке и сопровождении работы проектных групп, выстраивании деловых отношений с обучающимися, планировании и контролировании достижения образовательных результатов;

7) занятия по проекту проводятся во внеурочное время. При необходимости может применяться «трансформация учебного процесса», когда на уроках весь общеобразовательный класс вовлекается в проектную деятельность («мозговой штурм», предварительная защита проекта и т.д.);

8) результатами работы проекта являются собственные образовательные результаты участников проектных групп, а результатом ученических проектов – конкретный продукт, имеющий социальное и практическое значение.

Содержание проектных идей формируется таким образом, чтобы при движении ученика от цели к результату у него создавалось целостное представление видения мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой.

Выбирая проблему и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Для оценки уровня формирования морально-этической ответственности школьников нами использована модифицированная методика диагностики уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука [5].

Методика, исходя из ответов на 30 утверждений по 6 шкалам опросника, учитывает рефлексию на морально-этические ситуации, нравственную интуицию, экзистенциальный аспект ответственности, альтруистические эмоции, морально-этические ценности и социальную желательность. Чтобы выявить уровень сформированности морально-этической ответственности личности школьника, нужно просуммировать результаты по шкалам опросника и определить один из трех уровней: низкий, средний, высокий (таблица).

Уровни формирования морально-этической ответственности школьника

Уровни

Показатели

Высокий

‒ Присутствуют естественность и искренность в межличностном общении;

‒ Проявление готовности по оказанию содействия и помощи окружающим;

‒ Проявление эмпатийных способностей;

‒ Присутствие осознанности по отношению к своим действиям и поступкам;

‒ Сформированность ответственности и стремления к достижению поставленных целей;

‒ Проявление уживчивости и толерантности

Средний

‒ Иногда отсутствуют естественность и искренность в межличностном общении;

‒ Готовность по оказанию содействия и помощи окружающим проявляется не всегда;

‒ Эмпатийные способности иногда могут не проявляться;

‒ Осознанность по отношению к своим действиям и поступкам не всегда присутствует;

‒ Недостаточная сформированность ответственности и стремления кдостижению поставленных целей;

‒ Уживчивость и толерантность в определенных ситуациях могут непроявляться

Низкий

‒ Отсутствуют естественность и искренность в межличностном общении;

‒ Не проявляется готовность по оказанию содействия и помощи окружающим;

‒ Эмпатийные способности не проявляются;

‒ Отсутствует осознанность по отношению к своим действиям и поступкам;

‒ Не сформированы ответственность и стремление к достижению поставленных целей;

‒ Уживчивость и толерантность не проявляются

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках реализации педагогических условий обучающимися выполнены социальные проекты, с применением образовательного потенциала цифровых технологий.

Так, обучающимися создана компьютерная игра «Герои Саха». Социальная значимость данного проекта заключалась в популяризации среди молодого поколения народного якутского эпоса «Олонхо». Обучающиеся на графических редакторах продумывали персонажи, анимировали их, а также строили сюжеты на игровом конструкторе.

Вторым значимым проектом являлся проект «Цифровой музей». Обучающимися была создана цифровая книга «Славный остров Кыыллаах» (рис. 1), проведены онлайн-экскурсии для посетителей музея с использованием возможностей социальных сетей.

Рис. 1. Интерфейс цифровой книги «Славный остров Кыыллаах»

В рамках реализации проекта «Мастерская инновационного производства «Сатабыл» обучающиеся создавали востребованную продукцию с использованием современных деревообрабатывающих станков с числовым программным обеспечением. Так, были изготовлены оригинальные цветочные клумбы для украшения школьного двора, территорий предприятий и организаций села, различные сувениры для родителей и т.д.

Обучающиеся, задействованные в проекте «Мульт-лаборатория», создавали мультипликационные фильмы на якутском языке. При создании мультипликационных фильмов были использована песочная и компьютерная графика. Все мультфильмы были размещены в школьном канале в популярном видеохостинге.

До и после реализации педагогических условий была проведена оценка уровня формирования морально-этической ответственности школьников.

На констатирующем этапе во всех группах (КГ1, ЭГ1, КГ2, ЭГ2) преобладает средний уровень морально-этического компонента. Стоит отметить, что в группах уровни морально-этического компонента практически соизмеримы друг с другом. Это можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Уровни морально-этической ответственности школьников на констатирующем и контрольном этапах, в %

После реализации педагогических условий мы можем убедиться, что в группах ЭГ1 и ЭГ2 заметно увеличилась доля обучающихся с высоким уровнем морально-этической ответственности – до 50% и 43% соответственно. В контрольных группах КГ1 и КГ2 увеличение также наблюдается, но до уровней 27,8% и 26% соответственно. В группе ЭГ2 после проведения педагогического эксперимента отсутствуют обучающиеся с низким уровнем морально-этической ответственности.

Полученные данные ярко демонстрируют эффективность вовлечения обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий для повышения уровня морально-этической ответственности.

Выводы

1. Морально-этическая ответственность, являясь важнейшим компонентом информационной культуры школьника, определяется нами как ответственность, когда обучающийся осуществляет самооценку своих поступков с точки зрения общепринятых в социуме морально-этических норм.

2. При формировании морально-этической ответственности школьника особую роль играют этнокультурные особенности региона.

3. Доказана эффективность вовлечения обучающихся в социальную проектную деятельность по решению общественных проблем с применением цифровых технологий для формирования морально-этической ответственности.