Проблема становления профессиональной позиции современного специалиста становится все более актуальной в связи с ростом значимости профессиональной деятельности для каждого члена постиндустриального общества.
Система взаимосвязи личности с миром профессии и профессионального образования формирует профессиональную позицию современного педагога. Успешность ее становления зависит от интеграции процессов личностного саморазвития, профессионального мировоззрения, ценностно-смысловых прогностических ориентиров специалиста.
В настоящее время мы являемся активными участниками реализации в образовании компетентностных моделей, в которых феномен профессиональной позиции рассматривается как процесс готовности педагога к решению актуальных и перспективных профессионально-педагогических задач с осознанием ответственности, необходимости постоянного самосовершенствования и ориентации на профессиональную успешность.
Актуализация проблемы становления профессиональной позиции, определения условий и факторов сопровождения данного феномена связана с требованиями к современному педагогу справляться с вызовами социально-профессиональной действительности, адаптироваться в современном образовательном пространстве. Отсутствие профессиональной позиции ведет к рискам стагнации профессионального саморазвития педагога, к снижению активности и инициативности в профессиональной деятельности.
Стремительно развивающаяся информатизация и интернет-технологии расширяют педагогические ресурсы реализации профессиональной позиции современного педагога. В условиях массового перехода на дистанционные формы обучения необходимы новые технологии, средства и образовательные среды, обеспечивающие возможность профессиональной самореализации педагога. Такие технологии способствуют успешному прогнозированию профессионального будущего, умению оценки профессиональной ситуации на основе инноваций и базовых принципов трудовых функции, мотивируют к качественному изучению профессионального опыта.
В настоящее время огромным потенциалом для реализации профессиональной позиции педагога обладает современная цифровая образовательная среда.
Цель исследования: рассмотреть специфику и особенности влияния факторов, условий и средств на реализацию профессиональной позиции современного педагога в контексте цифровой трансформации образования.
Материал и методы исследования. Использованы современные качественные и количественные методы измерений, адекватные предмету, цели и задачам исследования; современные методики сбора, обработки и интерпретации результатов, способствующие непротиворечивости результатов и основных выводов исследования; сопоставления полученных результатов с известными проверяемыми данными, фактами, представленными в независимых источниках по данной тематике. В исследовании принимали участие преподаватели оренбургских вузов.
Результаты исследования и их обсуждение. Проблема влияния цифровизации образовательной среды на становление и реализацию профессиональной позиции современного педагога не является новой в педагогической науке и в образовательной практике.
В настоящее время накоплен достаточный фонд научных знаний и методических материалов, отражающих:
– актуализацию значимости профессиональной позиции педагога в контексте образовательных инноваций (Г.А. Репринцева) [1];
– выявление оснований для дифференциации профессиональных позиций педагога в контексте проблемы развития инновационности педагогов и отношения к внедрению инноваций (Л.С. Подымова, М.М. Карикина) [2];
– изучение особенностей профессионального развития педагога в условиях цифровой трансформации (Н.Ф. Ильина, А.С. Ильин, Е.Э. Хохлова) [3];
– рассмотрение теоретических и практических аспектов развития цифровых технологий, формирования цифровой грамотности, а также требований к процессу профессионального развития педагога в условиях цифровизации образования (В.И.Колыхматов) [4];
– сущность профессионально-личностной позиции педагога как детерминанту качества профессиональной подготовки специалиста (С.И. Бегидова) [5];
– изучение позиции педагога в интеграции личностной и профессиональной составляющих, выступающей в качестве способа реализации базовых ценностей педагога в профессионально-педагогической деятельности (И.Ю. Шустова) [6];
– особенности влияния цифровизации на развитие современного гуманитарного знания (И.В. Лысак) [7];
– сущность, специфику, а также ключевые направления цифровизации образования в современных условиях (Е.А. Панина) [8]; особенности внедрения цифровых технологий в образовательный процесс (Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева) [9];
– изменения в функциональных компонентах деятельности педагога в цифровой образовательной среде (Т.Б. Павлова) [10].
Профессиональная позиция специалиста представляет собой активно-избирательное, инициативно-ответственное отношение личности к самой себе, к профессиональной действительности, актуализирует стремление субъекта к профессионально-личностному развитию и определяет положение в статусно-ролевой, внутригрупповой структуре коллектива.
Профессиональная позиция рассматривается как:
– совокупность ценностей, взглядов, установок, определяющих выбор стратегии поведения и способов организации взаимодействия с другими субъектами;
– детерминанта активности субъекта, включающая систему личных предпочтений;
– профессиональная идентичность, позволяющая эффективно выполнять профессиональную деятельность;
– профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности;
– взаимопроникновение профессиональных и индивидуальных характеристик;
– способ реализации ценностей в профессиональной деятельности.
Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что организационно-педагогическими условиями, способствующими становлению профессиональной позиции современного педагога, выступают:
– интеграция виртуальных средств и реальных образовательных процессов;
– переход от индуктивной к дедуктивной логике обучения;
– гибкость в отношении учебного расписания и организационной структуры путем использования новых методов обучения и организации учебной деятельности;
– мотивирование учебной активности и самостоятельности обучающихся за счет насыщенной виртуальной реальности в целях поддержки их готовности к решению комплексных задач;
– повышение привлекательности, имиджа и престижа педагогической профессии.
В качестве факторов, влияющих на построение цифрового образовательного процесса, выделяют новые технологии и цифровую среду; новые требования экономики к кадрам; «цифровое поколение» – новые обучающиеся.
В рамках реализации современной цифровой образовательной среды рассматриваем: электронный дневник; электронный журнал; портфолио; доступ к интерактивным образовательным ресурсам; доступ к методическим материалам (книгофонд и медиатека); дистанционное обучение; повышение квалификации; мониторинги и рейтинги; сбор статистических данных и отчетов; систему контроля качества образования (тестирование, диагностика); электронный документооборот; социальные сети, социальные педагогические сообщества, сайты, вебинары, открытые онлайн-курсы и т.д.
Результаты реализации «смешанного обучения» (blended learning): получены в процессе сочетания традиционного подхода и онлайн-обучения, направленного на персонализацию, усвоение знаний, использование среды высоких достижений, социально-профессиональной ответственности. Активная реализация субъектами образовательного процесса телекоммуникационных проектов способствовала формированию и развитию универсальных компетенций, таких как: проектно-исследовательская деятельность, управление полным циклом проекта; работа в распределенной команде: планирование и координация, коммуникация и взаимодействие; межкультурные коммуникации.
Реализации профессиональной позиции педагога в современной цифровой образовательной среде способствует освоение новых ролей: куратор цифровых средств обучения, интегратор-посредник между виртуальным и реальным миром, разработчик образовательных сред, аналитик-корректор цифрового следа, инструктор по интернет-навигации, специалист по проектной деятельности, организатор и мотиватор учения, веб-психолог, сетевой педагог-куратор, междисциплинарный тьютор, куратор онлайн-платформы.
Использование современной цифровой образовательной среды способствует эффективному участию педагога в общественной и профессиональных областях в условиях информационного и телекоммуникационного общества: открытость будущему; свободный доступ к информационным ресурсам; широкая свобода выбора стратегии образования; личностная ориентированность процесса обучения.
Современная цифровая образовательная среда способствует использованию цифровых технологий и средств обучения, таких как:
– тестовый контроль качества знаний;
– экономическая эффективность (соотношение достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов);
– гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте и темпе);
– модульность;
– интерактивность;
– параллельность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
– синхронность и асинхронность.
В связи с современными тенденциями новая роль современного преподавателя заключается также в координировании познавательного процесса, консультации, руководстве учебными проектами с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.
Для сопоставительного анализа были результативно реализованы и оценены возможности цифровых технологий для решения различных педагогических задач:
– визуализация (Power Point, Видеофильм, виртуальная реальность, аддитивные технологии (3D-принтер));
– индивидуализация (Power Point, чат-бот);
– мониторинг (Power Point, электронная почта, технологии электронной идентификации личности, технологии блокчейн);
– информатизация (обмен информацией, доступ к информации, хранение информации (электронная почта, поисковик Яндекс / Google, файлообменник (Яндекс-диск), технология обработки больших объемов данных (Big Data));
– коммуникация, консультации, площадки для учебных дискуссий (электронная почта, скайп, поисковик Яндекс / Google, мобильное приложение (WhatsApp), социальная сеть, чат-бот).
Результаты исследования выявили влияние современных тенденций на реализацию профессиональной позиции педагога: глобализация (процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации); информатизация (телекоммуникационная инфраструктура, объединяющая распределенные информационные ресурсы); демократизация (устранение иерархии руководства в различных организациях посредством установления порядка, уравнение всех в правах). К современной организационной структуре образования отнесем: гуманизацию образования; демократизацию образования; опережающий характер образования; информатизацию образовательной системы; непрерывность профессионального образования; интеграцию науки и образования.
Проведенное исследование обосновывает выделение потенциала современной цифровой образовательной среды для профессиональной самореализации педагога.
Современная цифровая образовательная среда предполагает возможность для всех преподавателей любого возраста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность.
Реализация профессиональной позиции педагога была осуществлена в интеграции профессионального, социального и личностного аспектов.
Отмечено, что становление профессиональной позиции способствует минимизации рисков разрыва взаимосвязей новых и традиционных профессиональных знаний, снижению информационных рисков избыточной замены реальных явлений в профессии виртуальными объектами и ситуациями, уменьшению вероятности нечеткого представления о специфике и перспективах профессии, которая может вызвать стагнацию профессионального саморазвития педагога.
Заключение. Исследование позволило выявить факторы, условия и средства, обеспечивающие реализацию профессиональной позиции современного педагога в контексте цифровой трансформации образования. Среди основных факторов определены инновационные образовательные технологии (синхронного и асинхронного обучения, смешанного обучения, мобильного обучения, геймификации, облачные технологии и др.) и цифровая образовательная среда; новые требования к выпускникам современных университетов; новое поколение обучающихся, для которых цифровая образовательная среда является эффективной и комфортной средой для осуществления образовательного взаимодействия.
В качестве организационно-педагогических условий выделяются: сочетание формального, неформального и информального образования; обеспечение реализации образовательного взаимодействия с использованием как виртуальных средств и сред обучения, так и традиционных методов и форм обучения (аудиторные занятия); переход от индуктивной к дедуктивной логике обучения; гибкость в составлении графиков учебного процесса и организационной структуры, обеспечиваемая за счет внедрения инновационных методов обучения и организации образовательного процесса; дополнительное педагогическое стимулирование и мотивация учебно-познавательной активности и самостоятельности обучающихся посредством использования ресурсов виртуальной реальности в целях поддержки их готовности к решению комплексных учебно-профессиональных задач и ситуаций; актуализация значимости, имиджа и престижа педагогической профессии.
Проектирование современной цифровой образовательной среды способствует активному включению педагога в сетевые педагогические сообщества, приобщению к разработке и реализации инновационных дидактических материалов (в том числе электронных образовательных ресурсов), расширению взаимодействия в общественной и профессиональных областях в условиях информационного и телекоммуникационного общества (открытость будущему; свободный доступ к информационным ресурсам; широкая свобода выбора стратегии образования; личностная ориентированность процесса обучения), что обеспечивает наиболее эффективную реализацию профессиональной позиции современного педагога.
Библиографическая ссылка
Неволина В.В., Гараева Е.А., Брагиров Г.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32124 (дата обращения: 07.10.2024).