Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Неволина В.В. 1 Гараева Е.А. 1 Брагиров Г.Б. 2
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет»
В статье рассмотрена роль цифровизации образовательной среды при реализации профессиональной позиции современного педагога. Отмечается, что цифровизация фиксирует в профессиональных стандартах высокие требования к компетенциям современных педагогов, необходимость ускорения и непрерывности их профессионального развития, становления профессиональной позиции. В связи с этим возникают противоречия между новым виртуальным контентом и ранее полученным реальным опытом, современными стилями профессионально-педагогической деятельности и традиционными образцами выполнения трудовых функций, между актуальной информацией из интернет-ресурсов и известным фундаментальным знанием в соответствующей предметной области. В результате затрудняется реализация профессиональной позиции современного специалиста. Исследование направлено на выявление условий и факторов реализации профессиональной позиции современного педагога. Методологической основой исследования выступили проектный и контекстный подходы, в рамках которых возможно более целостное и многоаспектное рассмотрение влияния факторов, условий и средств на реализацию профессиональной позиции современного педагога в контексте цифровой трансформации образования. Результатами исследования являются выявленные факторы, условия реализации исследуемого феномена. Новизна исследования заключается в уточнении сущности профессионального саморазвития в отношении педагога, актуализации профессиональной ответственности и прогностических умений современного педагога. Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методических, программно-методических, инструментально-технологических рекомендаций, обеспечивающих наибольшую эффективность реализации профессиональной позиции современного педагога.
цифровизация
Компетентностная модель
профессиональная позиция
профессиональное саморазвитие
профессиональная ответственность педагога
1. Репринцева Г.А. Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN219.pdf (дата обращения: 06.10.2022).
2. Подымова Л.С., Карикина М.М. Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационности педагогов // Научный результат. Педагогика и психология. 2018. Т. 4. № 2. С. 42-51.
3. Ильина Н.Ф., Ильин А.С., Хохлова Е.Э. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровой трансформации: вектор изменений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 69-73.
4. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод. пособие. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. 135 с.
5. Бегидова С.Н. Профессионально-личностная позиция педагога как детерминант качества профессиональной подготовки специалиста // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 21-27.
6. Шустова И.Ю. Профессионально личностная позиция педагога // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 1 (19). С. 60-65.
7. Лысак И.В. Влияние цифровизации на развитие современного гуманитарного знания: монография. Казань: Бук. 2021. 88 с.
8. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). С. 60–67.
9. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 353-355.
10. Павлова Т.Б. Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 1. Вып. 6. С. 1081-1086.

Проблема становления профессиональной позиции современного специалиста становится все более актуальной в связи с ростом значимости профессиональной деятельности для каждого члена постиндустриального общества.

Система взаимосвязи личности с миром профессии и профессионального образования формирует профессиональную позицию современного педагога. Успешность ее становления зависит от интеграции процессов личностного саморазвития, профессионального мировоззрения, ценностно-смысловых прогностических ориентиров специалиста.

В настоящее время мы являемся активными участниками реализации в образовании компетентностных моделей, в которых феномен профессиональной позиции рассматривается как процесс готовности педагога к решению актуальных и перспективных профессионально-педагогических задач с осознанием ответственности, необходимости постоянного самосовершенствования и ориентации на профессиональную успешность.

Актуализация проблемы становления профессиональной позиции, определения условий и факторов сопровождения данного феномена связана с требованиями к современному педагогу справляться с вызовами социально-профессиональной действительности, адаптироваться в современном образовательном пространстве. Отсутствие профессиональной позиции ведет к рискам стагнации профессионального саморазвития педагога, к снижению активности и инициативности в профессиональной деятельности.

Стремительно развивающаяся информатизация и интернет-технологии расширяют педагогические ресурсы реализации профессиональной позиции современного педагога. В условиях массового перехода на дистанционные формы обучения необходимы новые технологии, средства и образовательные среды, обеспечивающие возможность профессиональной самореализации педагога. Такие технологии способствуют успешному прогнозированию профессионального будущего, умению оценки профессиональной ситуации на основе инноваций и базовых принципов трудовых функции, мотивируют к качественному изучению профессионального опыта.

В настоящее время огромным потенциалом для реализации профессиональной позиции педагога обладает современная цифровая образовательная среда.

Цель исследования: рассмотреть специфику и особенности влияния факторов, условий и средств на реализацию профессиональной позиции современного педагога в контексте цифровой трансформации образования.

Материал и методы исследования. Использованы современные качественные и количественные методы измерений, адекватные предмету, цели и задачам исследования; современные методики сбора, обработки и интерпретации результатов, способствующие непротиворечивости результатов и основных выводов исследования; сопоставления полученных результатов с известными проверяемыми данными, фактами, представленными в независимых источниках по данной тематике. В исследовании принимали участие преподаватели оренбургских вузов.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблема влияния цифровизации образовательной среды на становление и реализацию профессиональной позиции современного педагога не является новой в педагогической науке и в образовательной практике.

В настоящее время накоплен достаточный фонд научных знаний и методических материалов, отражающих:

– актуализацию значимости профессиональной позиции педагога в контексте образовательных инноваций (Г.А. Репринцева) [1];

– выявление оснований для дифференциации профессиональных позиций педагога в контексте проблемы развития инновационности педагогов и отношения к внедрению инноваций (Л.С. Подымова, М.М. Карикина) [2];

– изучение особенностей профессионального развития педагога в условиях цифровой трансформации (Н.Ф. Ильина, А.С. Ильин, Е.Э. Хохлова) [3];

– рассмотрение теоретических и практических аспектов развития цифровых технологий, формирования цифровой грамотности, а также требований к процессу профессионального развития педагога в условиях цифровизации образования (В.И.Колыхматов) [4];

– сущность профессионально-личностной позиции педагога как детерминанту качества профессиональной подготовки специалиста (С.И. Бегидова) [5];

– изучение позиции педагога в интеграции личностной и профессиональной составляющих, выступающей в качестве способа реализации базовых ценностей педагога в профессионально-педагогической деятельности (И.Ю. Шустова) [6];

– особенности влияния цифровизации на развитие современного гуманитарного знания (И.В. Лысак) [7];

– сущность, специфику, а также ключевые направления цифровизации образования в современных условиях (Е.А. Панина) [8]; особенности внедрения цифровых технологий в образовательный процесс (Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева) [9];

– изменения в функциональных компонентах деятельности педагога в цифровой образовательной среде (Т.Б. Павлова) [10].

Профессиональная позиция специалиста представляет собой активно-избирательное, инициативно-ответственное отношение личности к самой себе, к профессиональной действительности, актуализирует стремление субъекта к профессионально-личностному развитию и определяет положение в статусно-ролевой, внутригрупповой структуре коллектива.

Профессиональная позиция рассматривается как:

– совокупность ценностей, взглядов, установок, определяющих выбор стратегии поведения и способов организации взаимодействия с другими субъектами;

– детерминанта активности субъекта, включающая систему личных предпочтений;

– профессиональная идентичность, позволяющая эффективно выполнять профессиональную деятельность;

– профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности;

– взаимопроникновение профессиональных и индивидуальных характеристик;

– способ реализации ценностей в профессиональной деятельности.

Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что организационно-педагогическими условиями, способствующими становлению профессиональной позиции современного педагога, выступают:

– интеграция виртуальных средств и реальных образовательных процессов;

– переход от индуктивной к дедуктивной логике обучения;

– гибкость в отношении учебного расписания и организационной структуры путем использования новых методов обучения и организации учебной деятельности;

– мотивирование учебной активности и самостоятельности обучающихся за счет насыщенной виртуальной реальности в целях поддержки их готовности к решению комплексных задач;

– повышение привлекательности, имиджа и престижа педагогической профессии.

В качестве факторов, влияющих на построение цифрового образовательного процесса, выделяют новые технологии и цифровую среду; новые требования экономики к кадрам; «цифровое поколение» – новые обучающиеся.

В рамках реализации современной цифровой образовательной среды рассматриваем: электронный дневник; электронный журнал; портфолио; доступ к интерактивным образовательным ресурсам; доступ к методическим материалам (книгофонд и медиатека); дистанционное обучение; повышение квалификации; мониторинги и рейтинги; сбор статистических данных и отчетов; систему контроля качества образования (тестирование, диагностика); электронный документооборот; социальные сети, социальные педагогические сообщества, сайты, вебинары, открытые онлайн-курсы и т.д.

Результаты реализации «смешанного обучения» (blended learning): получены в процессе сочетания традиционного подхода и онлайн-обучения, направленного на персонализацию, усвоение знаний, использование среды высоких достижений, социально-профессиональной ответственности. Активная реализация субъектами образовательного процесса телекоммуникационных проектов способствовала формированию и развитию универсальных компетенций, таких как: проектно-исследовательская деятельность, управление полным циклом проекта; работа в распределенной команде: планирование и координация, коммуникация и взаимодействие; межкультурные коммуникации.

Реализации профессиональной позиции педагога в современной цифровой образовательной среде способствует освоение новых ролей: куратор цифровых средств обучения, интегратор-посредник между виртуальным и реальным миром, разработчик образовательных сред, аналитик-корректор цифрового следа, инструктор по интернет-навигации, специалист по проектной деятельности, организатор и мотиватор учения, веб-психолог, сетевой педагог-куратор, междисциплинарный тьютор, куратор онлайн-платформы.

Использование современной цифровой образовательной среды способствует эффективному участию педагога в общественной и профессиональных областях в условиях информационного и телекоммуникационного общества: открытость будущему; свободный доступ к информационным ресурсам; широкая свобода выбора стратегии образования; личностная ориентированность процесса обучения.

Современная цифровая образовательная среда способствует использованию цифровых технологий и средств обучения, таких как:

– тестовый контроль качества знаний;

– экономическая эффективность (соотношение достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов);

– гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте и темпе);

– модульность;

– интерактивность;

– параллельность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

– синхронность и асинхронность.

В связи с современными тенденциями новая роль современного преподавателя заключается также в координировании познавательного процесса, консультации, руководстве учебными проектами с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.

Для сопоставительного анализа были результативно реализованы и оценены возможности цифровых технологий для решения различных педагогических задач:

– визуализация (Power Point, Видеофильм, виртуальная реальность, аддитивные технологии (3D-принтер));

– индивидуализация (Power Point, чат-бот);

– мониторинг (Power Point, электронная почта, технологии электронной идентификации личности, технологии блокчейн);

– информатизация (обмен информацией, доступ к информации, хранение информации (электронная почта, поисковик Яндекс / Google, файлообменник (Яндекс-диск), технология обработки больших объемов данных (Big Data));

– коммуникация, консультации, площадки для учебных дискуссий (электронная почта, скайп, поисковик Яндекс / Google, мобильное приложение (WhatsApp), социальная сеть, чат-бот).

Результаты исследования выявили влияние современных тенденций на реализацию профессиональной позиции педагога: глобализация (процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации); информатизация (телекоммуникационная инфраструктура, объединяющая распределенные информационные ресурсы); демократизация (устранение иерархии руководства в различных организациях посредством установления порядка, уравнение всех в правах). К современной организационной структуре образования отнесем: гуманизацию образования; демократизацию образования; опережающий характер образования; информатизацию образовательной системы; непрерывность профессионального образования; интеграцию науки и образования.

Проведенное исследование обосновывает выделение потенциала современной цифровой образовательной среды для профессиональной самореализации педагога.

Современная цифровая образовательная среда предполагает возможность для всех преподавателей любого возраста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность.

Реализация профессиональной позиции педагога была осуществлена в интеграции профессионального, социального и личностного аспектов.

Отмечено, что становление профессиональной позиции способствует минимизации рисков разрыва взаимосвязей новых и традиционных профессиональных знаний, снижению информационных рисков избыточной замены реальных явлений в профессии виртуальными объектами и ситуациями, уменьшению вероятности нечеткого представления о специфике и перспективах профессии, которая может вызвать стагнацию профессионального саморазвития педагога.

Заключение. Исследование позволило выявить факторы, условия и средства, обеспечивающие реализацию профессиональной позиции современного педагога в контексте цифровой трансформации образования. Среди основных факторов определены инновационные образовательные технологии (синхронного и асинхронного обучения, смешанного обучения, мобильного обучения, геймификации, облачные технологии и др.) и цифровая образовательная среда; новые требования к выпускникам современных университетов; новое поколение обучающихся, для которых цифровая образовательная среда является эффективной и комфортной средой для осуществления образовательного взаимодействия.

В качестве организационно-педагогических условий выделяются: сочетание формального, неформального и информального образования; обеспечение реализации образовательного взаимодействия с использованием как виртуальных средств и сред обучения, так и традиционных методов и форм обучения (аудиторные занятия); переход от индуктивной к дедуктивной логике обучения; гибкость в составлении графиков учебного процесса и организационной структуры, обеспечиваемая за счет внедрения инновационных методов обучения и организации образовательного процесса; дополнительное педагогическое стимулирование и мотивация учебно-познавательной активности и самостоятельности обучающихся посредством использования ресурсов виртуальной реальности в целях поддержки их готовности к решению комплексных учебно-профессиональных задач и ситуаций; актуализация значимости, имиджа и престижа педагогической профессии.

Проектирование современной цифровой образовательной среды способствует активному включению педагога в сетевые педагогические сообщества, приобщению к разработке и реализации инновационных дидактических материалов (в том числе электронных образовательных ресурсов), расширению взаимодействия в общественной и профессиональных областях в условиях информационного и телекоммуникационного общества (открытость будущему; свободный доступ к информационным ресурсам; широкая свобода выбора стратегии образования; личностная ориентированность процесса обучения), что обеспечивает наиболее эффективную реализацию профессиональной позиции современного педагога.


Библиографическая ссылка

Неволина В.В., Гараева Е.А., Брагиров Г.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32124 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674