Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZATION OF THE PROFESSIONAL POSITION OF A MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF MODERN EDUCATION

Nevolina V.V. 1 Garaeva E.A. 1 Bragirov G.B. 2
1 Orenburg State University
2 Orenburg state medical University
The article considers the role of digitalization of the educational environment in the implementation of the professional position of a modern teacher. It is noted that digitalization fixes in professional standards high requirements for the competencies of modern teachers, the need to accelerate and continuity of their professional development, the formation of a professional position. In this regard, there are contradictions between new virtual content and previously obtained real experience, modern styles of professional and pedagogical activity and traditional patterns of performing labor functions, between up-to-date information from Internet resources and known fundamental knowledge in the relevant subject area. As a result, it is difficult to implement the professional position of a modern specialist. The research is aimed at identifying the conditions and factors of the implementation of the professional position of a modern teacher. The methodological basis of the research was the project and contextual approaches, within which a more holistic and multidimensional consideration of the influence of factors, conditions and means on the implementation of the professional position of a modern teacher in the context of digital transformation of education is possible. The results of the study are the identified factors, conditions for the implementation of the phenomenon under study. The novelty of the research lies in clarifying the essence of professional self-development in relation to the teacher, updating professional responsibility and predictive skills of a modern teacher. The practical significance of the research lies in the development of scientific and methodological, program-methodical, instrumental and technological recommendations that ensure the greatest effectiveness of the implementation of the professional position of a modern teacher.
digitalization
competence model
professional position
professional self-development
professional responsibility of a teacher

Проблема становления профессиональной позиции современного специалиста становится все более актуальной в связи с ростом значимости профессиональной деятельности для каждого члена постиндустриального общества.

Система взаимосвязи личности с миром профессии и профессионального образования формирует профессиональную позицию современного педагога. Успешность ее становления зависит от интеграции процессов личностного саморазвития, профессионального мировоззрения, ценностно-смысловых прогностических ориентиров специалиста.

В настоящее время мы являемся активными участниками реализации в образовании компетентностных моделей, в которых феномен профессиональной позиции рассматривается как процесс готовности педагога к решению актуальных и перспективных профессионально-педагогических задач с осознанием ответственности, необходимости постоянного самосовершенствования и ориентации на профессиональную успешность.

Актуализация проблемы становления профессиональной позиции, определения условий и факторов сопровождения данного феномена связана с требованиями к современному педагогу справляться с вызовами социально-профессиональной действительности, адаптироваться в современном образовательном пространстве. Отсутствие профессиональной позиции ведет к рискам стагнации профессионального саморазвития педагога, к снижению активности и инициативности в профессиональной деятельности.

Стремительно развивающаяся информатизация и интернет-технологии расширяют педагогические ресурсы реализации профессиональной позиции современного педагога. В условиях массового перехода на дистанционные формы обучения необходимы новые технологии, средства и образовательные среды, обеспечивающие возможность профессиональной самореализации педагога. Такие технологии способствуют успешному прогнозированию профессионального будущего, умению оценки профессиональной ситуации на основе инноваций и базовых принципов трудовых функции, мотивируют к качественному изучению профессионального опыта.

В настоящее время огромным потенциалом для реализации профессиональной позиции педагога обладает современная цифровая образовательная среда.

Цель исследования: рассмотреть специфику и особенности влияния факторов, условий и средств на реализацию профессиональной позиции современного педагога в контексте цифровой трансформации образования.

Материал и методы исследования. Использованы современные качественные и количественные методы измерений, адекватные предмету, цели и задачам исследования; современные методики сбора, обработки и интерпретации результатов, способствующие непротиворечивости результатов и основных выводов исследования; сопоставления полученных результатов с известными проверяемыми данными, фактами, представленными в независимых источниках по данной тематике. В исследовании принимали участие преподаватели оренбургских вузов.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблема влияния цифровизации образовательной среды на становление и реализацию профессиональной позиции современного педагога не является новой в педагогической науке и в образовательной практике.

В настоящее время накоплен достаточный фонд научных знаний и методических материалов, отражающих:

– актуализацию значимости профессиональной позиции педагога в контексте образовательных инноваций (Г.А. Репринцева) [1];

– выявление оснований для дифференциации профессиональных позиций педагога в контексте проблемы развития инновационности педагогов и отношения к внедрению инноваций (Л.С. Подымова, М.М. Карикина) [2];

– изучение особенностей профессионального развития педагога в условиях цифровой трансформации (Н.Ф. Ильина, А.С. Ильин, Е.Э. Хохлова) [3];

– рассмотрение теоретических и практических аспектов развития цифровых технологий, формирования цифровой грамотности, а также требований к процессу профессионального развития педагога в условиях цифровизации образования (В.И.Колыхматов) [4];

– сущность профессионально-личностной позиции педагога как детерминанту качества профессиональной подготовки специалиста (С.И. Бегидова) [5];

– изучение позиции педагога в интеграции личностной и профессиональной составляющих, выступающей в качестве способа реализации базовых ценностей педагога в профессионально-педагогической деятельности (И.Ю. Шустова) [6];

– особенности влияния цифровизации на развитие современного гуманитарного знания (И.В. Лысак) [7];

– сущность, специфику, а также ключевые направления цифровизации образования в современных условиях (Е.А. Панина) [8]; особенности внедрения цифровых технологий в образовательный процесс (Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева) [9];

– изменения в функциональных компонентах деятельности педагога в цифровой образовательной среде (Т.Б. Павлова) [10].

Профессиональная позиция специалиста представляет собой активно-избирательное, инициативно-ответственное отношение личности к самой себе, к профессиональной действительности, актуализирует стремление субъекта к профессионально-личностному развитию и определяет положение в статусно-ролевой, внутригрупповой структуре коллектива.

Профессиональная позиция рассматривается как:

– совокупность ценностей, взглядов, установок, определяющих выбор стратегии поведения и способов организации взаимодействия с другими субъектами;

– детерминанта активности субъекта, включающая систему личных предпочтений;

– профессиональная идентичность, позволяющая эффективно выполнять профессиональную деятельность;

– профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности;

– взаимопроникновение профессиональных и индивидуальных характеристик;

– способ реализации ценностей в профессиональной деятельности.

Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что организационно-педагогическими условиями, способствующими становлению профессиональной позиции современного педагога, выступают:

– интеграция виртуальных средств и реальных образовательных процессов;

– переход от индуктивной к дедуктивной логике обучения;

– гибкость в отношении учебного расписания и организационной структуры путем использования новых методов обучения и организации учебной деятельности;

– мотивирование учебной активности и самостоятельности обучающихся за счет насыщенной виртуальной реальности в целях поддержки их готовности к решению комплексных задач;

– повышение привлекательности, имиджа и престижа педагогической профессии.

В качестве факторов, влияющих на построение цифрового образовательного процесса, выделяют новые технологии и цифровую среду; новые требования экономики к кадрам; «цифровое поколение» – новые обучающиеся.

В рамках реализации современной цифровой образовательной среды рассматриваем: электронный дневник; электронный журнал; портфолио; доступ к интерактивным образовательным ресурсам; доступ к методическим материалам (книгофонд и медиатека); дистанционное обучение; повышение квалификации; мониторинги и рейтинги; сбор статистических данных и отчетов; систему контроля качества образования (тестирование, диагностика); электронный документооборот; социальные сети, социальные педагогические сообщества, сайты, вебинары, открытые онлайн-курсы и т.д.

Результаты реализации «смешанного обучения» (blended learning): получены в процессе сочетания традиционного подхода и онлайн-обучения, направленного на персонализацию, усвоение знаний, использование среды высоких достижений, социально-профессиональной ответственности. Активная реализация субъектами образовательного процесса телекоммуникационных проектов способствовала формированию и развитию универсальных компетенций, таких как: проектно-исследовательская деятельность, управление полным циклом проекта; работа в распределенной команде: планирование и координация, коммуникация и взаимодействие; межкультурные коммуникации.

Реализации профессиональной позиции педагога в современной цифровой образовательной среде способствует освоение новых ролей: куратор цифровых средств обучения, интегратор-посредник между виртуальным и реальным миром, разработчик образовательных сред, аналитик-корректор цифрового следа, инструктор по интернет-навигации, специалист по проектной деятельности, организатор и мотиватор учения, веб-психолог, сетевой педагог-куратор, междисциплинарный тьютор, куратор онлайн-платформы.

Использование современной цифровой образовательной среды способствует эффективному участию педагога в общественной и профессиональных областях в условиях информационного и телекоммуникационного общества: открытость будущему; свободный доступ к информационным ресурсам; широкая свобода выбора стратегии образования; личностная ориентированность процесса обучения.

Современная цифровая образовательная среда способствует использованию цифровых технологий и средств обучения, таких как:

– тестовый контроль качества знаний;

– экономическая эффективность (соотношение достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов);

– гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте и темпе);

– модульность;

– интерактивность;

– параллельность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

– синхронность и асинхронность.

В связи с современными тенденциями новая роль современного преподавателя заключается также в координировании познавательного процесса, консультации, руководстве учебными проектами с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.

Для сопоставительного анализа были результативно реализованы и оценены возможности цифровых технологий для решения различных педагогических задач:

– визуализация (Power Point, Видеофильм, виртуальная реальность, аддитивные технологии (3D-принтер));

– индивидуализация (Power Point, чат-бот);

– мониторинг (Power Point, электронная почта, технологии электронной идентификации личности, технологии блокчейн);

– информатизация (обмен информацией, доступ к информации, хранение информации (электронная почта, поисковик Яндекс / Google, файлообменник (Яндекс-диск), технология обработки больших объемов данных (Big Data));

– коммуникация, консультации, площадки для учебных дискуссий (электронная почта, скайп, поисковик Яндекс / Google, мобильное приложение (WhatsApp), социальная сеть, чат-бот).

Результаты исследования выявили влияние современных тенденций на реализацию профессиональной позиции педагога: глобализация (процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации); информатизация (телекоммуникационная инфраструктура, объединяющая распределенные информационные ресурсы); демократизация (устранение иерархии руководства в различных организациях посредством установления порядка, уравнение всех в правах). К современной организационной структуре образования отнесем: гуманизацию образования; демократизацию образования; опережающий характер образования; информатизацию образовательной системы; непрерывность профессионального образования; интеграцию науки и образования.

Проведенное исследование обосновывает выделение потенциала современной цифровой образовательной среды для профессиональной самореализации педагога.

Современная цифровая образовательная среда предполагает возможность для всех преподавателей любого возраста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность.

Реализация профессиональной позиции педагога была осуществлена в интеграции профессионального, социального и личностного аспектов.

Отмечено, что становление профессиональной позиции способствует минимизации рисков разрыва взаимосвязей новых и традиционных профессиональных знаний, снижению информационных рисков избыточной замены реальных явлений в профессии виртуальными объектами и ситуациями, уменьшению вероятности нечеткого представления о специфике и перспективах профессии, которая может вызвать стагнацию профессионального саморазвития педагога.

Заключение. Исследование позволило выявить факторы, условия и средства, обеспечивающие реализацию профессиональной позиции современного педагога в контексте цифровой трансформации образования. Среди основных факторов определены инновационные образовательные технологии (синхронного и асинхронного обучения, смешанного обучения, мобильного обучения, геймификации, облачные технологии и др.) и цифровая образовательная среда; новые требования к выпускникам современных университетов; новое поколение обучающихся, для которых цифровая образовательная среда является эффективной и комфортной средой для осуществления образовательного взаимодействия.

В качестве организационно-педагогических условий выделяются: сочетание формального, неформального и информального образования; обеспечение реализации образовательного взаимодействия с использованием как виртуальных средств и сред обучения, так и традиционных методов и форм обучения (аудиторные занятия); переход от индуктивной к дедуктивной логике обучения; гибкость в составлении графиков учебного процесса и организационной структуры, обеспечиваемая за счет внедрения инновационных методов обучения и организации образовательного процесса; дополнительное педагогическое стимулирование и мотивация учебно-познавательной активности и самостоятельности обучающихся посредством использования ресурсов виртуальной реальности в целях поддержки их готовности к решению комплексных учебно-профессиональных задач и ситуаций; актуализация значимости, имиджа и престижа педагогической профессии.

Проектирование современной цифровой образовательной среды способствует активному включению педагога в сетевые педагогические сообщества, приобщению к разработке и реализации инновационных дидактических материалов (в том числе электронных образовательных ресурсов), расширению взаимодействия в общественной и профессиональных областях в условиях информационного и телекоммуникационного общества (открытость будущему; свободный доступ к информационным ресурсам; широкая свобода выбора стратегии образования; личностная ориентированность процесса обучения), что обеспечивает наиболее эффективную реализацию профессиональной позиции современного педагога.