Обучение в военных вузах носит коллективный характер, проявляющийся в сплоченности и готовности курсантов к выполнению учебных и боевых задач. Особенности среды военно-образовательного учреждения определяются спецификой мужского коллектива и его многонационального состава. Стабильность состава существенно влияет на служебные отношения и поведение курсантов. Строгая регламентация жизни и деятельности определяет содержание и культуру служебных отношений, накладывает на них жесткий отпечаток. Система межличностных отношений определяется руководящими документами [1] военно-учебного учреждения и предполагает исполнение уставных, учебных и служебных обязанностей [2].
Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые объединяют военнослужащих. По мнению А.В. Барабанщикова и соавт. [2, с. 58], воинский коллектив – это социальная группа военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, связанных отношениями войскового товарищества. Тем не менее, одной организационной структуры недостаточно для создания коллектива. Необходимо, чтобы между членами коллектива образовались прочные духовные, дружеские, деловые, профессиональные и личные связи [3].
В реальности служебные отношения неотделимы от личных. Общение в курсантском коллективе в процессе обучения и выполнения служебных обязанностей накладывает свой отпечаток на формирование характера и жизненных ценностей [4].
Обучение в ведомственных вузах продолжается пять лет и проходит в учебной группе, которая практически неизменна по своему составу. Впоследствии эта группа, становящаяся коллективом, способствует формированию личности курсанта, его мировоззрения, ценностей, отношения к конкретным ситуациям или событиям. В связи с этим актуально изучение социально-психологического климата, атмосферы и сплоченности коллектива курсантов [5].
В процессе многолетнего обучения у курсантов формируются два основных ценностных тренда: первый – к усилению самовозвышения в виде стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях; второй – к ослаблению стремления в виде обесценивания конформных внутри- и межгрупповых отношений [6].
Очевидно влияние изменяющихся социально-политических условий на личностные характеристики курсантов военных вузов [7]. Авторы считают, что особое внимание следует уделять имеющим место проявлениям у отдельных групп курсантов аномальных, не свойственных будущим офицерам жизненных позиций, мировоззренческим взглядам на отношение к ценностям. Настораживает позиция искаженного восприятия действительности к безразличию, хитрости, жесткости и т.п. У некоторых курсантов отмечаются проявления негативных личностных характеристик и ценностей: расчетливости, стремления к личной выгоде, не всегда они связывают свое будущее с военной службой. Коллективные духовные ценности уступают индивидуальным. Учитывая особенности личностных характеристик поступающих в военные вузы, следует наравне с военно-профессиональной подготовкой выделить в качестве приоритетного направления процесс воспитания ценностей курсантов.
Несмотря кажущееся равенство положения, которое занимает каждый из курсантов в иерархической структуре коллектива, этого равенства фактически не бывает. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру взаимоотношений, определить статус каждого ее члена [8]. Контингент обучающихся в высших военных учебных заведениях, как отмечают Р.Г. Редун с соавт. [7], по своим мировоззренческим взглядам, военно-профессиональной ориентированности, выбору духовных ценностей, восприятию гражданского общества и государства и определению собственного места в социуме не является однородным.
Целью изучения психологической атмосферы является определение содержания, места и роли в системе отношений в социуме в осуществлении политики в области воспитания военнослужащих. Воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций и уважительного отношения к народам и народностям Российского государства, общечеловеческих ценностей. Это требует проведения исследований по выявлению и предупреждению негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих. Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ являются субъекты и объекты. Субъектом воспитания выступает государство. В воинских учебных заведениях субъектами являются командиры и начальники всех степеней; органы воспитательной работы, военные учреждения культуры. На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают воинские коллективы.
Объектами воспитания (на кого направлено воспитание) являются в данном случае курсанты, учебные группы, взводы. Взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как целостная система. На межличностном уровне в системе воспитания рассматривается практика межличностного взаимодействия, субъекта и объекта. На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам объект, переходящий в самовоспитание [1].
Для понимания механизма формирования психологической атмосферы коллектива обучающихся в военных образовательных учреждениях требуются теоретическое обобщение проблемы и проведение специальных исследований. Воспитательная работа курсантского коллектива должна быть направлена на его сплочение и может быть выполнена общими усилиями. Социально-психологическая атмосфера коллектива может оказывать позитивное и негативное влияние на самочувствие, общий настрой, мотивацию и эффективность деятельности его членов. Проявления составляющих атмосферы влияют на учебные, служебные и собственно психологические отношения, возникающие в коллективе. Очевидно влияние коллектива на личность: черты духовной жизни, боевую социально-психологическую сплоченность, патриотическую направленность, вовлечение в культурную и спортивную деятельность [9, 10].
Реализация личности в воинском коллективе происходит тогда, когда жизнь коллектива насыщенна, привлекательна, создает возможности для положительного общения с сокурсниками и вызывает желание общаться с ними дальше. Но мы с уверенностью можем сказать: эти условия далеко не всегда выполняются на практике [11].
Опираясь на представление о структуре социально-психологической атмосферы коллектива, в дальнейшем используя его как программу педагогический воздействий, возможно целенаправленно изучить конкретное подразделение и оценить зрелость его духовной жизни, а также ее влияние на боевую подготовленность, воинскую дисциплину и другие стороны военной службы. В дальнейшем можно определить наиболее целесообразные средства и методы, наметить пути улучшения подготовки личного состава к выполнению учебных и профессиональных задач [3, с. 71.]. При рассмотрении взаимоотношений в воинском коллективе отмечается недостаточность фактического материала исследований психологической атмосферы внутри коллектива группы курсантов военных вузов. Исходя из вышесказанного проблему формирования социально-психологической атмосферы у курсантов военных вузов следует считать актуальной и требующей дальнейшего изучения.
Проблема исследования: как влияют личностные ценности на социально-психологическую атмосферу коллектива курсантов.
Цель исследования: изучить проблему формирования социально-психологической атмосферы обучающихся в военных образовательных учреждениях.
Понятие психологической атмосферы в военных образовательных учреждениях, используемое в работе, сформулировано с использованием данных литературы [5, 12, 13, 14, с. 219].
Психологическая атмосфера в военных образовательных учреждениях – это интегральное социально-психологическое образование, отражающее особенности системы межличностных отношений, от которых зависит успешное формирование группы. Социально-психологическая атмосфера группы – неустойчивое психологическое состояние, складывающееся из подвижных отношений, моментальных реакций и характеризующееся быстрыми, временными изменениями. Атмосфера по сравнению с психологическим климатом менее устойчива и непостоянна, подвержена ситуативным изменениям. Спектр социально-психологических повторяющихся динамических параметров атмосферы, которые со временем приобретают устойчивый, постоянный, стабильный характер, относится к психологическому климату группы. Например, психологическая атмосфера в группе, проигравшей на спортивных состязаниях, будет неблагоприятной, при этом психологический климат в данной группе может оставаться положительным.
Психологическая атмосфера характеризует благоприятную или неблагоприятную обстановку, в том числе взаимоотношения с людьми. Благоприятная психологическая атмосфера воинского коллектива способствует формированию необходимых профессиональных, психологических и нравственных качеств, эмоционально-волевой устойчивости и готовности к совместной деятельности, обучению воинскому мастерству.
Неблагоприятная психологическая атмосфера характеризуется такими качествами, как пессимизм, безразличность в служебных взаимоотношениях, подозрительность, раздражительность, тревожная обстановка, высокая эмоциональная напряженность, конфликтность, враждебные отношения, взаимное недоверие.
Эмоциональный компонент психологической атмосферы состоит из антагонистических понятий, таких как «симпатия – антипатия», «взаимная поддержка – недоброжелательность», «дружелюбие – враждебность». Указанные понятия характеризуют эмоциональное созвучие коллектива, адекватную оценку вынесенных поощрений и наказаний.
Критериями эмоционального компонента психологической атмосферы являются дружеские отношения всех членов коллектива, редко возникающие конфликты, навыки преодоления психологической напряженности.
Психологическую атмосферу группы можно прогнозировать и направленно регулировать. Базой для формирования психологической атмосферы воинского коллектива являются его деятельность, процесс обучения и воспитания, времяпровождение в повседневной жизни и поведение в экстремальных ситуациях военного времени. Во взаимоотношения коллектива, кроме непосредственно курсантов, включены все участники образовательных отношений, в том числе командиры и преподаватели.
Для понимания механизма формирования психологической атмосферы коллектива обучающихся в военных образовательных учреждениях требуется проведение специальных исследований.
Материал и методы исследования. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение собственного многолетнего опыта работы с курсантами военных вузов, анкетирование, интерпретация, методы математической статистики. Было проведено исследование по тесту самооценки психологической атмосферы коллектива курсантов военных вузов. Респонденты по каждому параметру должны высказать свое мнение по отношению к окружающим курсантам уровень выраженности психологической атмосферы коллектива по десятибалльной шкале [15, с. 115].
По этому тесту были диагностированы 142 курсанта 1–5-х курсов в возрасте 17–25 лет, спортивной квалификации в пределах III спортивного разряда. 73% из числа опрошенных занимались различными видами спорта.
Все обследуемые были разделены на две подгруппы. В первую подгруппу вошли курсанты, имеющие высокий уровень интегрального показателя психологической атмосферы во взводе, n=61. В состав второй подгруппы вошли курсанты, имеющие низкий уровень интегрального показателя психологической атмосферы во взводе, n=63. Респонденты, относящиеся к средней группе, в расчет не принимались, n=18.
Полученные оценки подвергались обработке методом статистических сравнений по двухвыборочному t-тесту по критерию Стьюдента для независимой выборки. Расчеты проводились с применением пакета статистического анализа в среде MSExcel и последующей их педагогической интерпретацией.
Результаты исследования и их обсуждение. Статистическое сравнение двух групп курсантов по показателям социально-психологической атмосферы и личностных ценностей с высоким и низким уровнем их проявления представлено в таблице. Выявленные различия указывают направленность педагогических воздействий, обусловленных личностными ценностями, при формировании социально-психологической атмосферы курсантов.
Между группами курсантов выявлены статистически значимые различия параметров, оказывающих положительное влияние на интегральный показатель психологической атмосферы во взводе и включающих следующие ценности: чувство коллективизма, общительность, взаимная поддержка, честность, доброта, дружелюбие и теплота взаимоотношений, сотрудничество, сплоченность, успешность в совместной деятельности, дисциплина в быту, в учебном заведении, отношение друзей, сокурсников, социальный статус (положение в группе и отношение окружающих), адаптация в группе незнакомых людей, инициативность в делах коллектива, желание работать в коллективе, соревновательная надежность и стабильность результатов в спорте, труде, смелость, готовность к совершению подвига во имя Родины. Наличие таких ценностей оказывает положительное влияние на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях. Например, честность характеризует одну из важных добродетелей личности – отсутствие мотивов дезинформировать собеседника. Именно честность является мерой доверия людей друг к другу и содействует созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе.
Результаты статистических сравнений двух групп курсантов с высоким и низким уровнем психологической атмосферы в коллективе взвода
Показатели психологической атмосферы коллектива взвода |
Уровень психологической атмосферы |
t |
P |
|
высокий, n=61 |
низкий, n=63 |
|||
1. Интегральный показатель психологической атмосферы в коллективе группы, взвода |
83,8±0,58 |
65,4±0,91 |
17,00 |
≤0,01 |
2. Чувство коллективизма |
8,82±0,15 |
8,13±0,20 |
2,75 |
≤0,01 |
3. Общительность |
9,07±0,14 |
8,27±0,19 |
3,31 |
≤0,01 |
4. Взаимная поддержка |
8,41±0,15 |
6,46±0,25 |
6,58 |
≤0,01 |
5. Честность |
8,23±0,16 |
7,71±0,2 |
2,00 |
≤0,05 |
6. Доброта, благожелательность |
8,84±0,13 |
8,17±0,18 |
2,97 |
≤0,01 |
7. Дружелюбие и теплота взаимоотношений |
8,44±0,17 |
6,25±0,22 |
7,91 |
≤0,01 |
8. Сотрудничество между собой |
8,62±0,12 |
6,38±0,21 |
9,15 |
≤0,01 |
9. Сплоченность между обучающимися |
8,66±0,14 |
5,92±0,28 |
8,63 |
≤0,01 |
10. Успешность в совместной деятельности |
8,66±0,14 |
6,47±0,26 |
7,33 |
≤0,01 |
11. Дисциплина в быту, в учебном заведении |
8,52±0,18 |
7,97±0,20 |
2,09 |
≤0,04 |
12. Отношение друзей, сокурсников |
8,85±0,17 |
7,86±0,23 |
3,49 |
≤0,01 |
13. Социальный статус в группе |
8,33±0,19 |
7,58±0,19 |
2,72 |
≤0,01 |
14. Адаптация в группе незнакомых людей |
8,20±0,27 |
7,33±0,30 |
2,17 |
≤0,03 |
15. Инициативность в работе коллектива |
8,38±0,16 |
7,38±0,27 |
3,15 |
≤0,01 |
16. Соревновательная стабильность результатов |
8,47±0,16 |
7,88±0,21 |
2,25 |
≤0,03 |
17. Смелость (отважный, бесстрашный, храбрый) |
8,74±0,14 |
8,10±0,17 |
2,93 |
≤0,01 |
18. Готовность к свершению подвига во имя Родины |
8,69±0,18 |
8,03±0,26 |
2,02 |
≤0,05 |
19. Неприятные жизненные ситуации |
3,01±0,26 |
4,15±0,26 |
-3,12 |
≤0,01 |
20. Скованность в незнакомой компании |
3,19±0,28 |
4,09±0,27 |
-2,32 |
≤0,02 |
21. Враждебность взаимоотношений |
2,34±0,20 |
3,20±0,25 |
-2,69 |
≤0,01 |
22. Конфликтность между собой |
2,28±0,18 |
3,40±0,28 |
-3,33 |
≤0,01 |
23. Безразличность взаимоотношений |
3,05±0,25 |
3,52±0,21 |
-1,43 |
≥0,16 |
24. Спортивная квалификация |
29,45±3,41 |
30,30±3,50 |
-0,17 |
≥0,86 |
Примечание: x̅±m – среднее значение ± стандартная ошибка средней величины; t – двухвыборочный t-тест по критерию Стьюдента для независимой выборки; Р – уровень достоверности между группами; ≤ – различия между группами статистически достоверны; ≥ – различия между группами статистически недостоверны;
f – число степеней свободы (61+63=124), при df =124, t=1,98, Р≤0,05; при t=2,62, Р≤0,01.
Таким образом, для формирования социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях следует развивать вышеперечисленные личностные ценности.
Между группами курсантов также выявлены статистически значимые различия параметров, оказывающих отрицательное влияние на интегральный показатель психологической атмосферы во взводе, к ним относятся следующие категории: неприятные жизненные ситуации, скованность в незнакомой компании, враждебность взаимоотношений, конфликтность. Выявленные различия свидетельствуют о том, что указанные параметры оказывают неблагоприятное влияние на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях.
По параметрам «безразличность взаимоотношений» и «спортивная квалификация» достоверных различий не выявлено. Следовательно, указанные параметры не оказывают влияния на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях.
Заключение. Психологическая атмосфера в военно-образовательных учреждениях представляет собой интегральное социально-психологическое образование, члены которого объединены стремлением к достижению общественно значимой цели. Социально-психологическая атмосфера динамична, изменчива, дискретна (состоит из отдельных частей) и характеризует коллектив в конкретный момент времени.
Выявлены ценности, оказывающие положительное и отрицательное влияние на психологическую атмосферу во взводе. Результаты исследования определяют направление педагогических воздействий, способствующих формированию социально-психологической атмосферы в коллективе курсантов.
Библиографическая ссылка
Еганов А.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ЛИЧНОСТНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32076 (дата обращения: 12.10.2024).