Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ЛИЧНОСТНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Еганов А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
Обучение в военных вузах носит коллективный характер, проявляющийся в готовности курсантов к выполнению учебных задач. Психологическая атмосфера в военно-образовательных учреждениях представляет собой интегральное социально-психологическое образование, члены которого объединены стремлением к достижению общественно значимой цели. Социально-психологическая атмосфера динамична, изменчива, состоит из отдельных частей, подвержена ситуативным изменениям. Цель исследования: изучить проблему формирования социально-психологической атмосферы обучающихся в военных образовательных учреждениях. Методы исследования. Респонденты по каждому параметру, характеризующему психологическую атмосферу, должны высказать свое мнение по отношению к окружающим курсантам уровень выраженности психологической атмосферы коллектива по десятибалльной шкале. По этому тесту были диагностированы 142 курсанта 1–5-х курсов в возрасте 17–25 лет. Выявлены положительно влияющие на психологическую атмосферу во взводе личностные ценности: чувство коллективизма, общительность, взаимная поддержка, честность, доброта, дружелюбие и теплота взаимоотношений, сотрудничество между собой, сплоченность, успешность в совместной деятельности, дисциплина в быту, в учебном заведении, отношение друзей, сокурсников, социальный статус, инициативность в делах коллектива, желание работать в коллективе, соревновательная надежность и стабильность результатов в спорте, труде, смелость, готовность к свершению подвига во имя родины. Личностные ценности, отрицательно влияющие на психологическую атмосферу: неприятные жизненные ситуации, скованность в незнакомой компании, враждебность взаимоотношений, конфликтность между собой. Результаты исследования определяют направление педагогических воздействий, способствующих формированию социально-психологической атмосферы в коллективе курсантов.
психологическая атмосфера
психологический климат
курсант
формирование
коллектив
ценности
дисциплина
честность
конфликт
спортивное мастерство
1. Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года. Правительство РФ распоряжение от 3 февраля 2010 года № 134-р. Введена в действие 30 октября 2021 года № 3082-р. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902197351 (дата обращения: 01.09.2022).
2. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986. 240 с.
3. Елагина В.С., Рогожин В.М. Педагогические условия адаптации курсантов к обучению в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29555 (дата обращения: 26.08.2022).
4. Юмашева Е.В., Тимонов Д.А., Задворная Е.В., Юмашев Д.В., Коржан Д.Э. Особенности воспитания культуры служебных отношений курсантов военных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28569 (дата обращения: 28.08.2022).
5. Бубнов А.Л. Особенности социально-психологического климата в коллективах курсантов вузов системы МВД // Вестник Воронежского государственного университета. 2020. № 4. С. 20-23.
6. Бондарук А.Ф. Система ценностных ориентаций курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13984 (дата обращения: 22.08.2022).
7. Редун Р.Г., Михайленко А.Г., Курдюков Б.Ф. Влияние изменившихся социально–политических условий на личностные характеристики курсантов военных вузов // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2016. № 1. С. 96-98.
8. Еганов А.В., Халабов А.О. Умение создавать и сохранять психологический климат в социальной группе как фактор оптимизации сохранения психического здоровья студентов в образовательных организациях физической культуры // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных орга¬низациях физической культуры: XXXII национальная науч.-метод. конф. с международным участием (20 мая 2022 года). Челябинск: УралГУФК, 2022. С. 67-69.
9. Гордюк А.Г. Формирование здоровой морально-психологической атмосферы в курсантском коллективе // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе. Минск: БелГУТ, 2013. С. 142-144.
10. Бонченков И.А. Гуманизация образовательного процесса высшего военно-учебного заведения // Омский научный вестник. Омск. 2008. № 2 (66). С. 87-90.
11. Гришинов В.П., Скрипачёв С.А., Якунин Н.И. Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 67-71.
12. Григорьева Д.А. Содержательные характеристики развития компонентов коммуникативной компетентности курсантов военных организаций в условиях их обучения // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2020. № 1 (25). С. 10-15.
13. Сердюкова М.В. Педагогические аспекты гуманизации социально-психологического климата студенческой группы вуза // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. № 4 (21). С. 121-128.
14. Военно-психологический словарь-справочник / под общ. ред. Ю.П. Зинченко. М.: ИД Куприянова. Общество психологов силовых структур, 2010. 592 с.
15. Прозорова М.Н., Иляшенко Л.К., Еганов А.В., Быков В.С. Формирование личности ценностно-патриотической ориентации курсантов военных вузов: монография. Чебоксары: Издательский дом «Среда». 2022. 204 с. DOI: 10.31483/r-103041.

Обучение в военных вузах носит коллективный характер, проявляющийся в сплоченности и готовности курсантов к выполнению учебных и боевых задач. Особенности среды военно-образовательного учреждения определяются спецификой мужского коллектива и его многонационального состава. Стабильность состава существенно влияет на служебные отношения и поведение курсантов. Строгая регламентация жизни и деятельности определяет содержание и культуру служебных отношений, накладывает на них жесткий отпечаток. Система межличностных отношений определяется руководящими документами [1] военно-учебного учреждения и предполагает исполнение уставных, учебных и служебных обязанностей [2].

Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые объединяют военнослужащих. По мнению А.В. Барабанщикова и соавт. [2, с. 58], воинский коллектив – это социальная группа военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, связанных отношениями войскового товарищества. Тем не менее, одной организационной структуры недостаточно для создания коллектива. Необходимо, чтобы между членами коллектива образовались прочные духовные, дружеские, деловые, профессиональные и личные связи [3].

В реальности служебные отношения неотделимы от личных. Общение в курсантском коллективе в процессе обучения и выполнения служебных обязанностей накладывает свой отпечаток на формирование характера и жизненных ценностей [4].

Обучение в ведомственных вузах продолжается пять лет и проходит в учебной группе, которая практически неизменна по своему составу. Впоследствии эта группа, становящаяся коллективом, способствует формированию личности курсанта, его мировоззрения, ценностей, отношения к конкретным ситуациям или событиям. В связи с этим актуально изучение социально-психологического климата, атмосферы и сплоченности коллектива курсантов [5].

В процессе многолетнего обучения у курсантов формируются два основных ценностных тренда: первый – к усилению самовозвышения в виде стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях; второй – к ослаблению стремления в виде обесценивания конформных внутри- и межгрупповых отношений [6].

Очевидно влияние изменяющихся социально-политических условий на личностные характеристики курсантов военных вузов [7]. Авторы считают, что особое внимание следует уделять имеющим место проявлениям у отдельных групп курсантов аномальных, не свойственных будущим офицерам жизненных позиций, мировоззренческим взглядам на отношение к ценностям. Настораживает позиция искаженного восприятия действительности к безразличию, хитрости, жесткости и т.п. У некоторых курсантов отмечаются проявления негативных личностных характеристик и ценностей: расчетливости, стремления к личной выгоде, не всегда они связывают свое будущее с военной службой. Коллективные духовные ценности уступают индивидуальным. Учитывая особенности личностных характеристик поступающих в военные вузы, следует наравне с военно-профессиональной подготовкой выделить в качестве приоритетного направления процесс воспитания ценностей курсантов.

Несмотря кажущееся равенство положения, которое занимает каждый из курсантов в иерархи­ческой структуре коллектива, этого равенства фактически не бывает. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позво­ляющие каждому сравнить себя с другими, отве­сти каждому, в том числе и себе, место в группе, мыслен­но построить свою иерархическую структуру взаимоотношений, определить статус каждого ее члена [8]. Контингент обучающихся в высших военных учебных заведениях, как отмечают Р.Г. Редун с соавт. [7], по своим мировоззренческим взглядам, военно-профессиональной ориентированности, выбору духовных ценностей, восприятию гражданского общества и государства и определению собственного места в социуме не является однородным.

Целью изучения психологической атмосферы является определение содержания, места и роли в системе отношений в социуме в осуществлении политики в области воспитания военнослужащих. Воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций и уважительного отношения к народам и народностям Российского государства, общечеловеческих ценностей. Это требует проведения исследований по выявлению и предупреждению негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих. Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ являются субъекты и объекты. Субъектом воспитания выступает государство. В воинских учебных заведениях субъектами являются командиры и начальники всех степеней; органы воспитательной работы, военные учреждения культуры. На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают воинские коллективы.

Объектами воспитания (на кого направлено воспитание) являются в данном случае курсанты, учебные группы, взводы. Взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как целостная система. На межличностном уровне в системе воспитания рассматривается практика межличностного взаимодействия, субъекта и объекта. На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам объект, переходящий в самовоспитание [1].

Для понимания механизма формирования психологической атмосферы коллектива обучающихся в военных образовательных учреждениях требуются теоретическое обобщение проблемы и проведение специальных исследований. Воспитательная работа курсантского коллектива должна быть направлена на его сплочение и может быть выполнена общими усилиями. Социально-психологическая атмосфера коллектива может оказывать позитивное и негативное влияние на самочувствие, общий настрой, мотивацию и эффективность деятельности его членов. Проявления составляющих атмосферы влияют на учебные, служебные и собственно психологические отношения, возникающие в коллективе. Очевидно влияние коллектива на личность: черты духовной жизни, боевую социально-психологическую сплоченность, патриотическую направленность, вовлечение в культурную и спортивную деятельность [9, 10].

Реализация личности в воинском коллективе происходит тогда, когда жизнь коллектива насыщенна, привлекательна, создает возможности для положительного общения с сокурсниками и вызывает желание общаться с ними дальше. Но мы с уверенностью можем сказать: эти условия далеко не всегда выполняются на практике [11].

Опираясь на представление о структуре социально-психологической атмосферы коллектива, в дальнейшем используя его как программу педагогический воздействий, возможно целенаправленно изучить конкретное подразделение и оценить зрелость его духовной жизни, а также ее влияние на боевую подготовленность, воинскую дисциплину и другие стороны военной службы. В дальнейшем можно определить наиболее целесообразные средства и методы, наметить пути улучшения подготовки личного состава к выполнению учебных и профессиональных задач [3, с. 71.]. При рассмотрении взаимоотношений в воинском коллективе отмечается недостаточ­ность фактического материала исследований психологической атмосферы внутри коллектива группы курсантов военных вузов. Исходя из вышесказанного проблему формирования социально-психологической атмосферы у курсантов военных вузов следует считать актуальной и требующей дальнейшего изучения.

Проблема исследования: как влияют личностные ценности на социально-психологическую атмосферу коллектива курсантов.

Цель исследования: изучить проблему формирования социально-психологической атмосферы обучающихся в военных образовательных учреждениях.

Понятие психологической атмосферы в военных образовательных учреждениях, используемое в работе, сформулировано с использованием данных литературы [5, 12, 13, 14, с. 219].

Психологическая атмосфера в военных образовательных учреждениях – это интегральное социально-психологическое образование, отражающее особенности системы межличностных отношений, от которых зависит успешное формирование группы. Социально-психологическая атмосфера группы – неустойчивое психологическое состояние, складывающееся из подвижных отношений, моментальных реакций и характеризующееся быстрыми, временными изменениями. Атмосфера по сравнению с психологическим климатом менее устойчива и непостоянна, подвержена ситуативным изменениям. Спектр социально-психологических повторяющихся динамических параметров атмосферы, которые со временем приобретают устойчивый, постоянный, стабильный характер, относится к психологическому климату группы. Например, психологическая атмосфера в группе, проигравшей на спортивных состязаниях, будет неблагоприятной, при этом психологический климат в данной группе может оставаться положительным.

Психологическая атмосфера характеризует благоприятную или неблагоприятную обстановку, в том числе взаимоотношения с людьми. Благоприятная психологическая атмосфера воинского коллектива способствует формированию необходимых профессиональных, психологических и нравственных качеств, эмоционально-волевой устойчивости и готовности к совместной деятельности, обучению воинскому мастерству.

Неблагоприятная психологическая атмосфера характеризуется такими качествами, как пессимизм, безразличность в служебных взаимоотношениях, подозрительность, раздражительность, тревожная обстановка, высокая эмоциональная напряженность, конфликтность, враждебные отношения, взаимное недоверие.

Эмоциональный компонент психологической атмосферы состоит из антагонистических понятий, таких как «симпатия – антипатия», «взаимная поддержка – недоброжелательность», «дружелюбие – враждебность». Указанные понятия характеризуют эмоциональное созвучие коллектива, адекватную оценку вынесенных поощрений и наказаний.

Критериями эмоционального компонента психологической атмосферы являются дружеские отношения всех членов коллектива, редко возникающие конфликты, навыки преодоления психологической напряженности.

Психологическую атмосферу группы можно прогнозировать и направленно регулировать. Базой для формирования психологической атмосферы воинского коллектива являются его деятельность, процесс обучения и воспитания, времяпровождение в повседневной жизни и поведение в экстремальных ситуациях военного времени. Во взаимоотношения коллектива, кроме непосредственно курсантов, включены все участники образовательных отношений, в том числе командиры и преподаватели.

Для понимания механизма формирования психологической атмосферы коллектива обучающихся в военных образовательных учреждениях требуется проведение специальных исследований.

Материал и методы исследования. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение собственного многолетнего опыта работы с курсантами военных вузов, анкетирование, интерпретация, методы математической статистики. Было проведено исследование по тесту самооценки психологической атмосферы коллектива курсантов военных вузов. Респонденты по каждому параметру должны высказать свое мнение по отношению к окружающим курсантам уровень выраженности психологической атмосферы коллектива по десятибалльной шкале [15, с. 115].

По этому тесту были диагностированы 142 курсанта 1–5-х курсов в возрасте 17–25 лет, спортивной квалификации в пределах III спортивного разряда. 73% из числа опрошенных занимались различными видами спорта.

Все обследуемые были разделены на две подгруппы. В первую подгруппу вошли курсанты, имеющие высокий уровень интегрального показателя психологической атмосферы во взводе, n=61. В состав второй подгруппы вошли курсанты, имеющие низкий уровень интегрального показателя психологической атмосферы во взводе, n=63. Респонденты, относящиеся к средней группе, в расчет не принимались, n=18.

Полученные оценки подвергались обработке методом статистических сравнений по двухвыборочному t-тесту по критерию Стьюдента для независимой выборки. Расчеты проводились с применением пакета статистического анализа в среде MSExcel и последующей их педагогической интерпретацией.

Результаты исследования и их обсуждение. Статистическое сравнение двух групп курсантов по показателям социально-психологической атмосферы и личностных ценностей с высоким и низким уровнем их проявления представлено в таблице. Выявленные различия указывают направленность педагогических воздействий, обусловленных личностными ценностями, при формировании социально-психологической атмосферы курсантов.

Между группами курсантов выявлены статистически значимые различия параметров, оказывающих положительное влияние на интегральный показатель психологической атмосферы во взводе и включающих следующие ценности: чувство коллективизма, общительность, взаимная поддержка, честность, доброта, дружелюбие и теплота взаимоотношений, сотрудничество, сплоченность, успешность в совместной деятельности, дисциплина в быту, в учебном заведении, отношение друзей, сокурсников, социальный статус (положение в группе и отношение окружающих), адаптация в группе незнакомых людей, инициативность в делах коллектива, желание работать в коллективе, соревновательная надежность и стабильность результатов в спорте, труде, смелость, готовность к совершению подвига во имя Родины. Наличие таких ценностей оказывает положительное влияние на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях. Например, честность характеризует одну из важных добродетелей личности – отсутствие мотивов дезинформировать собеседника. Именно честность является мерой доверия людей друг к другу и содействует созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе.

Результаты статистических сравнений двух групп курсантов с высоким и низким уровнем психологической атмосферы в коллективе взвода

Показатели психологической атмосферы

коллектива взвода

Уровень психологической атмосферы

t

P

высокий, n=61

низкий, n=63

1. Интегральный показатель психологической атмосферы в коллективе группы, взвода

83,8±0,58

65,4±0,91

17,00

≤0,01

2. Чувство коллективизма

8,82±0,15

8,13±0,20

2,75

≤0,01

3. Общительность

9,07±0,14

8,27±0,19

3,31

≤0,01

4. Взаимная поддержка

8,41±0,15

6,46±0,25

6,58

≤0,01

5. Честность

8,23±0,16

7,71±0,2

2,00

≤0,05

6. Доброта, благожелательность

8,84±0,13

8,17±0,18

2,97

≤0,01

7. Дружелюбие и теплота взаимоотношений

8,44±0,17

6,25±0,22

7,91

≤0,01

8. Сотрудничество между собой

8,62±0,12

6,38±0,21

9,15

≤0,01

9. Сплоченность между обучающимися

8,66±0,14

5,92±0,28

8,63

≤0,01

10. Успешность в совместной деятельности

8,66±0,14

6,47±0,26

7,33

≤0,01

11. Дисциплина в быту, в учебном заведении

8,52±0,18

7,97±0,20

2,09

≤0,04

12. Отношение друзей, сокурсников

8,85±0,17

7,86±0,23

3,49

≤0,01

13. Социальный статус в группе

8,33±0,19

7,58±0,19

2,72

≤0,01

14. Адаптация в группе незнакомых людей

8,20±0,27

7,33±0,30

2,17

≤0,03

15. Инициативность в работе коллектива

8,38±0,16

7,38±0,27

3,15

≤0,01

16. Соревновательная стабильность результатов

8,47±0,16

7,88±0,21

2,25

≤0,03

17. Смелость (отважный, бесстрашный, храбрый)

8,74±0,14

8,10±0,17

2,93

≤0,01

18. Готовность к свершению подвига во имя Родины

8,69±0,18

8,03±0,26

2,02

≤0,05

19. Неприятные жизненные ситуации

3,01±0,26

4,15±0,26

-3,12

≤0,01

20. Скованность в незнакомой компании

3,19±0,28

4,09±0,27

-2,32

≤0,02

21. Враждебность взаимоотношений

2,34±0,20

3,20±0,25

-2,69

≤0,01

22. Конфликтность между собой

2,28±0,18

3,40±0,28

-3,33

≤0,01

23. Безразличность взаимоотношений

3,05±0,25

3,52±0,21

-1,43

≥0,16

24. Спортивная квалификация

29,45±3,41

30,30±3,50

-0,17

≥0,86

Примечание: x̅±m – среднее значение ± стандартная ошибка средней величины; t – двухвыборочный t-тест по критерию Стьюдента для независимой выборки; Р – уровень достоверности между группами; ≤ – различия между группами статистически достоверны; ≥ – различия между группами статистически недостоверны;

f – число степеней свободы (61+63=124), при df =124, t=1,98, Р≤0,05; при t=2,62, Р≤0,01.

Таким образом, для формирования социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях следует развивать вышеперечисленные личностные ценности.

Между группами курсантов также выявлены статистически значимые различия параметров, оказывающих отрицательное влияние на интегральный показатель психологической атмосферы во взводе, к ним относятся следующие категории: неприятные жизненные ситуации, скованность в незнакомой компании, враждебность взаимоотношений, конфликтность. Выявленные различия свидетельствуют о том, что указанные параметры оказывают неблагоприятное влияние на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях.

По параметрам «безразличность взаимоотношений» и «спортивная квалификация» достоверных различий не выявлено. Следовательно, указанные параметры не оказывают влияния на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях.

Заключение. Психологическая атмосфера в военно-образовательных учреждениях представляет собой интегральное социально-психологическое образование, члены которого объединены стремлением к достижению общественно значимой цели. Социально-психологическая атмосфера динамична, изменчива, дискретна (состоит из отдельных частей) и характеризует коллектив в конкретный момент времени.

Выявлены ценности, оказывающие положительное и отрицательное влияние на психологическую атмосферу во взводе. Результаты исследования определяют направление педагогических воздействий, способствующих формированию социально-психологической атмосферы в коллективе курсантов.


Библиографическая ссылка

Еганов А.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ЛИЧНОСТНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32076 (дата обращения: 28.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674