Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODERN PROBLEMS OF A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ENVIRONMENT ASSOCIATED WITH PERSONAL VALUES OF STUDENTS FROM MILITARY UNIVERSITIES

Eganov A.V. 1
1 Federal State Government-Financed Institution of Higher Education “Ural state university of physical culture”
Education in military universities is of a collective nature, which is associated with readiness to perform educational tasks. The psychological environment in military universities is an integral socio-psychological phenomenon, which unites people by the desire to achieve a socially significant goal. This environment is dynamic, changeable, consists of separate parts, and is subject to situational changes. The study aims to identify the problem of socio-psychological environment in military universities. The study involved 142 military students aged from 17 to 25 years. Students expressed their opinion on each parameter of a ten-point scale that characterized the psychological environment among military students. The following personal values have been identified as positive for psychological environment: a sense of collectivism, sociability, mutual support, honesty, kindness, friendliness and warmth, cooperation, cohesion, success in joint activities, discipline, the attitude of friends and fellow students, social status, initiative, the desire to work in a team, competitive reliability and athletic performance, courage, readiness for heroic acts. In turn, the following personal values have been described as negative for psychological environment: unpleasant situations, the need for closure with unfamiliar people, hostility, propensity to conflict. The results obtained allowed to identify the direction of possible pedagogical influences that contributed to the psychological environment among military students.
psychological atmosphere
psychological climate
cadet
formation
team
values
discipline
honesty
conflict
sportsmanship

Обучение в военных вузах носит коллективный характер, проявляющийся в сплоченности и готовности курсантов к выполнению учебных и боевых задач. Особенности среды военно-образовательного учреждения определяются спецификой мужского коллектива и его многонационального состава. Стабильность состава существенно влияет на служебные отношения и поведение курсантов. Строгая регламентация жизни и деятельности определяет содержание и культуру служебных отношений, накладывает на них жесткий отпечаток. Система межличностных отношений определяется руководящими документами [1] военно-учебного учреждения и предполагает исполнение уставных, учебных и служебных обязанностей [2].

Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые объединяют военнослужащих. По мнению А.В. Барабанщикова и соавт. [2, с. 58], воинский коллектив – это социальная группа военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, связанных отношениями войскового товарищества. Тем не менее, одной организационной структуры недостаточно для создания коллектива. Необходимо, чтобы между членами коллектива образовались прочные духовные, дружеские, деловые, профессиональные и личные связи [3].

В реальности служебные отношения неотделимы от личных. Общение в курсантском коллективе в процессе обучения и выполнения служебных обязанностей накладывает свой отпечаток на формирование характера и жизненных ценностей [4].

Обучение в ведомственных вузах продолжается пять лет и проходит в учебной группе, которая практически неизменна по своему составу. Впоследствии эта группа, становящаяся коллективом, способствует формированию личности курсанта, его мировоззрения, ценностей, отношения к конкретным ситуациям или событиям. В связи с этим актуально изучение социально-психологического климата, атмосферы и сплоченности коллектива курсантов [5].

В процессе многолетнего обучения у курсантов формируются два основных ценностных тренда: первый – к усилению самовозвышения в виде стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях; второй – к ослаблению стремления в виде обесценивания конформных внутри- и межгрупповых отношений [6].

Очевидно влияние изменяющихся социально-политических условий на личностные характеристики курсантов военных вузов [7]. Авторы считают, что особое внимание следует уделять имеющим место проявлениям у отдельных групп курсантов аномальных, не свойственных будущим офицерам жизненных позиций, мировоззренческим взглядам на отношение к ценностям. Настораживает позиция искаженного восприятия действительности к безразличию, хитрости, жесткости и т.п. У некоторых курсантов отмечаются проявления негативных личностных характеристик и ценностей: расчетливости, стремления к личной выгоде, не всегда они связывают свое будущее с военной службой. Коллективные духовные ценности уступают индивидуальным. Учитывая особенности личностных характеристик поступающих в военные вузы, следует наравне с военно-профессиональной подготовкой выделить в качестве приоритетного направления процесс воспитания ценностей курсантов.

Несмотря кажущееся равенство положения, которое занимает каждый из курсантов в иерархи­ческой структуре коллектива, этого равенства фактически не бывает. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позво­ляющие каждому сравнить себя с другими, отве­сти каждому, в том числе и себе, место в группе, мыслен­но построить свою иерархическую структуру взаимоотношений, определить статус каждого ее члена [8]. Контингент обучающихся в высших военных учебных заведениях, как отмечают Р.Г. Редун с соавт. [7], по своим мировоззренческим взглядам, военно-профессиональной ориентированности, выбору духовных ценностей, восприятию гражданского общества и государства и определению собственного места в социуме не является однородным.

Целью изучения психологической атмосферы является определение содержания, места и роли в системе отношений в социуме в осуществлении политики в области воспитания военнослужащих. Воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций и уважительного отношения к народам и народностям Российского государства, общечеловеческих ценностей. Это требует проведения исследований по выявлению и предупреждению негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих. Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ являются субъекты и объекты. Субъектом воспитания выступает государство. В воинских учебных заведениях субъектами являются командиры и начальники всех степеней; органы воспитательной работы, военные учреждения культуры. На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают воинские коллективы.

Объектами воспитания (на кого направлено воспитание) являются в данном случае курсанты, учебные группы, взводы. Взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как целостная система. На межличностном уровне в системе воспитания рассматривается практика межличностного взаимодействия, субъекта и объекта. На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам объект, переходящий в самовоспитание [1].

Для понимания механизма формирования психологической атмосферы коллектива обучающихся в военных образовательных учреждениях требуются теоретическое обобщение проблемы и проведение специальных исследований. Воспитательная работа курсантского коллектива должна быть направлена на его сплочение и может быть выполнена общими усилиями. Социально-психологическая атмосфера коллектива может оказывать позитивное и негативное влияние на самочувствие, общий настрой, мотивацию и эффективность деятельности его членов. Проявления составляющих атмосферы влияют на учебные, служебные и собственно психологические отношения, возникающие в коллективе. Очевидно влияние коллектива на личность: черты духовной жизни, боевую социально-психологическую сплоченность, патриотическую направленность, вовлечение в культурную и спортивную деятельность [9, 10].

Реализация личности в воинском коллективе происходит тогда, когда жизнь коллектива насыщенна, привлекательна, создает возможности для положительного общения с сокурсниками и вызывает желание общаться с ними дальше. Но мы с уверенностью можем сказать: эти условия далеко не всегда выполняются на практике [11].

Опираясь на представление о структуре социально-психологической атмосферы коллектива, в дальнейшем используя его как программу педагогический воздействий, возможно целенаправленно изучить конкретное подразделение и оценить зрелость его духовной жизни, а также ее влияние на боевую подготовленность, воинскую дисциплину и другие стороны военной службы. В дальнейшем можно определить наиболее целесообразные средства и методы, наметить пути улучшения подготовки личного состава к выполнению учебных и профессиональных задач [3, с. 71.]. При рассмотрении взаимоотношений в воинском коллективе отмечается недостаточ­ность фактического материала исследований психологической атмосферы внутри коллектива группы курсантов военных вузов. Исходя из вышесказанного проблему формирования социально-психологической атмосферы у курсантов военных вузов следует считать актуальной и требующей дальнейшего изучения.

Проблема исследования: как влияют личностные ценности на социально-психологическую атмосферу коллектива курсантов.

Цель исследования: изучить проблему формирования социально-психологической атмосферы обучающихся в военных образовательных учреждениях.

Понятие психологической атмосферы в военных образовательных учреждениях, используемое в работе, сформулировано с использованием данных литературы [5, 12, 13, 14, с. 219].

Психологическая атмосфера в военных образовательных учреждениях – это интегральное социально-психологическое образование, отражающее особенности системы межличностных отношений, от которых зависит успешное формирование группы. Социально-психологическая атмосфера группы – неустойчивое психологическое состояние, складывающееся из подвижных отношений, моментальных реакций и характеризующееся быстрыми, временными изменениями. Атмосфера по сравнению с психологическим климатом менее устойчива и непостоянна, подвержена ситуативным изменениям. Спектр социально-психологических повторяющихся динамических параметров атмосферы, которые со временем приобретают устойчивый, постоянный, стабильный характер, относится к психологическому климату группы. Например, психологическая атмосфера в группе, проигравшей на спортивных состязаниях, будет неблагоприятной, при этом психологический климат в данной группе может оставаться положительным.

Психологическая атмосфера характеризует благоприятную или неблагоприятную обстановку, в том числе взаимоотношения с людьми. Благоприятная психологическая атмосфера воинского коллектива способствует формированию необходимых профессиональных, психологических и нравственных качеств, эмоционально-волевой устойчивости и готовности к совместной деятельности, обучению воинскому мастерству.

Неблагоприятная психологическая атмосфера характеризуется такими качествами, как пессимизм, безразличность в служебных взаимоотношениях, подозрительность, раздражительность, тревожная обстановка, высокая эмоциональная напряженность, конфликтность, враждебные отношения, взаимное недоверие.

Эмоциональный компонент психологической атмосферы состоит из антагонистических понятий, таких как «симпатия – антипатия», «взаимная поддержка – недоброжелательность», «дружелюбие – враждебность». Указанные понятия характеризуют эмоциональное созвучие коллектива, адекватную оценку вынесенных поощрений и наказаний.

Критериями эмоционального компонента психологической атмосферы являются дружеские отношения всех членов коллектива, редко возникающие конфликты, навыки преодоления психологической напряженности.

Психологическую атмосферу группы можно прогнозировать и направленно регулировать. Базой для формирования психологической атмосферы воинского коллектива являются его деятельность, процесс обучения и воспитания, времяпровождение в повседневной жизни и поведение в экстремальных ситуациях военного времени. Во взаимоотношения коллектива, кроме непосредственно курсантов, включены все участники образовательных отношений, в том числе командиры и преподаватели.

Для понимания механизма формирования психологической атмосферы коллектива обучающихся в военных образовательных учреждениях требуется проведение специальных исследований.

Материал и методы исследования. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение собственного многолетнего опыта работы с курсантами военных вузов, анкетирование, интерпретация, методы математической статистики. Было проведено исследование по тесту самооценки психологической атмосферы коллектива курсантов военных вузов. Респонденты по каждому параметру должны высказать свое мнение по отношению к окружающим курсантам уровень выраженности психологической атмосферы коллектива по десятибалльной шкале [15, с. 115].

По этому тесту были диагностированы 142 курсанта 1–5-х курсов в возрасте 17–25 лет, спортивной квалификации в пределах III спортивного разряда. 73% из числа опрошенных занимались различными видами спорта.

Все обследуемые были разделены на две подгруппы. В первую подгруппу вошли курсанты, имеющие высокий уровень интегрального показателя психологической атмосферы во взводе, n=61. В состав второй подгруппы вошли курсанты, имеющие низкий уровень интегрального показателя психологической атмосферы во взводе, n=63. Респонденты, относящиеся к средней группе, в расчет не принимались, n=18.

Полученные оценки подвергались обработке методом статистических сравнений по двухвыборочному t-тесту по критерию Стьюдента для независимой выборки. Расчеты проводились с применением пакета статистического анализа в среде MSExcel и последующей их педагогической интерпретацией.

Результаты исследования и их обсуждение. Статистическое сравнение двух групп курсантов по показателям социально-психологической атмосферы и личностных ценностей с высоким и низким уровнем их проявления представлено в таблице. Выявленные различия указывают направленность педагогических воздействий, обусловленных личностными ценностями, при формировании социально-психологической атмосферы курсантов.

Между группами курсантов выявлены статистически значимые различия параметров, оказывающих положительное влияние на интегральный показатель психологической атмосферы во взводе и включающих следующие ценности: чувство коллективизма, общительность, взаимная поддержка, честность, доброта, дружелюбие и теплота взаимоотношений, сотрудничество, сплоченность, успешность в совместной деятельности, дисциплина в быту, в учебном заведении, отношение друзей, сокурсников, социальный статус (положение в группе и отношение окружающих), адаптация в группе незнакомых людей, инициативность в делах коллектива, желание работать в коллективе, соревновательная надежность и стабильность результатов в спорте, труде, смелость, готовность к совершению подвига во имя Родины. Наличие таких ценностей оказывает положительное влияние на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях. Например, честность характеризует одну из важных добродетелей личности – отсутствие мотивов дезинформировать собеседника. Именно честность является мерой доверия людей друг к другу и содействует созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе.

Результаты статистических сравнений двух групп курсантов с высоким и низким уровнем психологической атмосферы в коллективе взвода

Показатели психологической атмосферы

коллектива взвода

Уровень психологической атмосферы

t

P

высокий, n=61

низкий, n=63

1. Интегральный показатель психологической атмосферы в коллективе группы, взвода

83,8±0,58

65,4±0,91

17,00

≤0,01

2. Чувство коллективизма

8,82±0,15

8,13±0,20

2,75

≤0,01

3. Общительность

9,07±0,14

8,27±0,19

3,31

≤0,01

4. Взаимная поддержка

8,41±0,15

6,46±0,25

6,58

≤0,01

5. Честность

8,23±0,16

7,71±0,2

2,00

≤0,05

6. Доброта, благожелательность

8,84±0,13

8,17±0,18

2,97

≤0,01

7. Дружелюбие и теплота взаимоотношений

8,44±0,17

6,25±0,22

7,91

≤0,01

8. Сотрудничество между собой

8,62±0,12

6,38±0,21

9,15

≤0,01

9. Сплоченность между обучающимися

8,66±0,14

5,92±0,28

8,63

≤0,01

10. Успешность в совместной деятельности

8,66±0,14

6,47±0,26

7,33

≤0,01

11. Дисциплина в быту, в учебном заведении

8,52±0,18

7,97±0,20

2,09

≤0,04

12. Отношение друзей, сокурсников

8,85±0,17

7,86±0,23

3,49

≤0,01

13. Социальный статус в группе

8,33±0,19

7,58±0,19

2,72

≤0,01

14. Адаптация в группе незнакомых людей

8,20±0,27

7,33±0,30

2,17

≤0,03

15. Инициативность в работе коллектива

8,38±0,16

7,38±0,27

3,15

≤0,01

16. Соревновательная стабильность результатов

8,47±0,16

7,88±0,21

2,25

≤0,03

17. Смелость (отважный, бесстрашный, храбрый)

8,74±0,14

8,10±0,17

2,93

≤0,01

18. Готовность к свершению подвига во имя Родины

8,69±0,18

8,03±0,26

2,02

≤0,05

19. Неприятные жизненные ситуации

3,01±0,26

4,15±0,26

-3,12

≤0,01

20. Скованность в незнакомой компании

3,19±0,28

4,09±0,27

-2,32

≤0,02

21. Враждебность взаимоотношений

2,34±0,20

3,20±0,25

-2,69

≤0,01

22. Конфликтность между собой

2,28±0,18

3,40±0,28

-3,33

≤0,01

23. Безразличность взаимоотношений

3,05±0,25

3,52±0,21

-1,43

≥0,16

24. Спортивная квалификация

29,45±3,41

30,30±3,50

-0,17

≥0,86

Примечание: x̅±m – среднее значение ± стандартная ошибка средней величины; t – двухвыборочный t-тест по критерию Стьюдента для независимой выборки; Р – уровень достоверности между группами; ≤ – различия между группами статистически достоверны; ≥ – различия между группами статистически недостоверны;

f – число степеней свободы (61+63=124), при df =124, t=1,98, Р≤0,05; при t=2,62, Р≤0,01.

Таким образом, для формирования социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях следует развивать вышеперечисленные личностные ценности.

Между группами курсантов также выявлены статистически значимые различия параметров, оказывающих отрицательное влияние на интегральный показатель психологической атмосферы во взводе, к ним относятся следующие категории: неприятные жизненные ситуации, скованность в незнакомой компании, враждебность взаимоотношений, конфликтность. Выявленные различия свидетельствуют о том, что указанные параметры оказывают неблагоприятное влияние на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях.

По параметрам «безразличность взаимоотношений» и «спортивная квалификация» достоверных различий не выявлено. Следовательно, указанные параметры не оказывают влияния на формирование социально-психологической атмосферы в военно-образовательных учреждениях.

Заключение. Психологическая атмосфера в военно-образовательных учреждениях представляет собой интегральное социально-психологическое образование, члены которого объединены стремлением к достижению общественно значимой цели. Социально-психологическая атмосфера динамична, изменчива, дискретна (состоит из отдельных частей) и характеризует коллектив в конкретный момент времени.

Выявлены ценности, оказывающие положительное и отрицательное влияние на психологическую атмосферу во взводе. Результаты исследования определяют направление педагогических воздействий, способствующих формированию социально-психологической атмосферы в коллективе курсантов.