Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАССР (60-Е ГОДЫ XX В.)

Султанова Р.Р. 1 Файзрахманова Л.Т. 2
1 МБУДО «Детская музыкальная школа имени Джаудата Файзи» Приволжского района г. Казани
2 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье представлены результаты исследования процесса развития начального музыкального образования на территории субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан с 1960 г. по 1970 г. Авторами обосновывается важность научных исследований, направленных на изучение и сохранение национального культурного наследия с целью последующего развития музыкально-педагогических традиций в современной практике. На основе архивных документов выявлены: цели, задачи, содержание обучения и условия организации педагогического процесса в детских музыкальных школах, показана динамика развития структур начального музыкального образования, численность преподавательского состава как районных, так и казанских детских музыкальных школ (ДМШ), наполняемость инструментальных классов, предпочтения учащихся и родителей в отношении выбора музыкальных специальностей. В процессе исследования установлены даты основания детских музыкальных школ в городах и районах республики, выявлены материально-технические и кадровые условия организации обучения, представлены в форме сравнительных таблиц и подвергнуты качественному анализу различные статистические архивные данные о контингенте учащихся и преподавателях музыкальных школ. Обозначена роль государственных структур в развитии системы ДМШ республики, показано значение педагогических коллективов для формирования сложившихся музыкально-педагогических традиций, воспитания национальных кадров и сохранения культурного наследия Республики Татарстан.
детские музыкальные школы
начальное музыкальное образование
Республика Татарстан
Казань
татарская асср
1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.06.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 22.05.2022).
2. Файзрахманова Л.Т. Становление и развитие музыкально-педагогического образования в Татарстане (XIX – XX вв.): автореф. дис. … докт. пед. наук. Казань, 2014. 38 с.
3. Султанова Р.Р. Развитие начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.): дис. … канд. пед. наук. Казань, 2019. 169 с.
4. Электронное образование Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/index.htm (дата обращения: 14.06.2022).
5. Национальный архив Республики Татарстан. (НА РТ). Фонд Р-7237 – Министерство культуры ТАССР.
6. НА РТ. Фонд Р-1297 – Отдел культуры Исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся (г. Казань).
7. НА РТ. Фонд Р-7239 – Управление по делам искусств при С.Н.К. ТАССР.

В настоящее время в российском обществе все большую актуальность и остроту приобретает вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Перед различными социальными институтами поставлена задача «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.06.2020 г. [1]. Одним из важнейших институтов, призванных решать перечисленные в Указе задачи, является система дополнительного образования, включающая среди других направлений начальное музыкальное образование. Коллективы преподавателей детских музыкальных школ приобщают детей к миру музыкального искусства, решая задачи эстетического, духовно-нравственного воспитания, и опираются в своей деятельности на отшлифованные многими поколениями российских музыкантов национальные музыкально-педагогические традиции.

В контексте сказанного особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение, сохранение и развитие уникальных педагогических традиций, сложившихся в сфере начального музыкального образования в России, в том числе в национальных республиках и регионах страны. Выявление, систематизация и анализ большого пласта архивных документов и статистических данных по организации и деятельности детских музыкальных школ Республики Татарстан в 60-е годы XX в. позволяет изучать лучшие педагогические практики и интегрировать их в современный музыкально-образовательный процесс, а также способствует пониманию развивающихся современных тенденций в сфере дополнительного образования.

Цель исследования. Представить результаты исследования одного из этапов развития начального музыкального образования на территории субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан (1960-1970 гг.).

Материал и методы исследования. Материалы статьи основаны на результатах исследования деятельности учебных заведений системы начального музыкального образования Татарской АССР. Изучались правительственные документы, программы начального музыкального образования; отчеты, протоколы, статистические данные; материалы Национального архива Республики Татарстан. Методологическую основу исследования составили исторический и системный подходы. Основными методами исследования являются: изучение, систематизация и анализ перечисленных выше документов и архивных материалов; описание и обобщение фактов исследуемого исторического процесса; статистическая обработка количественных данных, их интерпретация.

Результаты исследования и их обсуждение. Детские музыкальные школы являются фундаментом и важной частью всей системы российского музыкального образования, в том числе и в Республике Татарстан. Возникновение первых структур начального музыкального образования в Казани и, соответственно, зарождение музыкально-педагогических традиций в регионе характерно для второй половины XIX – начала XX века. Последующие трансформация и формирование системы начального музыкального образования осуществлялись в условиях культурно-образовательной политики СССР. В Татарской Автономной Республике начальное музыкальное образование развивалось с опорой на традиции, сформировавшиеся в педагогической практике XIX в. в Казанской губернии. Вместе с тем одной из сложнейших в первые десятилетия советской власти стала проблема подготовки музыкально-педагогических кадров, что было обусловлено создавшимися экономическим условиями, проводившимися реформами образования и национально-региональными особенностями [2, с. 23].

К 1960 году в ТАССР была сформирована преемственная система музыкального образования: функционировала разветвленная сеть детских музыкальных школ-семилеток (9 в Казани и 13 в районах Татарстана), успешно развивались Казанское музыкальное училище, Средняя специальная музыкальная школа (ССМШ), Казанская консерватория. Сложившаяся система начального музыкального образования характеризовалась централизацией и контролем со стороны государственных органов управления; едиными для всех структур начального музыкального образования целями, задачами, содержанием обучения, а также единой идеологией; централизованным методическим сопровождением деятельности преподавателей ДМШ; государственным распределением молодых специалистов. На протяжении 1940-х – 1950-х гг. проводилась целенаправленная работа по привлечению в музыкальные школы детей коренной национальности (татар), число которых достигло 915 человек из 3282 обучающихся в республиканских ДМШ в 1960 г. [3, с. 245]. Часть из них продолжила свое музыкальное образование в казанских и столичных музыкальных высших и средних профессиональных учебных заведениях, тем самым постепенно формировалась национальная музыкальная элита. Среди имен мирового значения выпускники Первой казанской музыкальной школы: Рустем Яхин, София Губайдулина, Ирина Бочкова.

Вместе с тем потребности республики в профессиональных музыкантах не были удовлетворены в достаточной мере, особенно этот дефицит кадров ощущался в сельских районах Татарстана [2, с. 28]. Создавшееся положение целенаправленно и с положительной динамикой менялось в течение последующего десятилетия, что отражено в таблице 1. Если в Казани число детских музыкальных школ-семилеток оставалось неизменным – 9 ДМШ, то в районах ТАССР открывались новые музыкальные школы, их количество неуклонно росло. Начиная с 1965 г. прибавлялось до пяти музыкальных школ в год, все они находились в ведении Министерства культуры ТАССР.

Таблица 1

Динамика развития системы начального музыкального образования в районах ТАССР с 1943 по 1970 г. [3, с. 221-223; 4]

Год основания

Наименование детской музыкальной школы-семилетки

1943

Зеленодольская ДМШ

1947

Чистопольская ДМШ, Буинская ДМШ

1950

Мензелинская ДМШ, Бугульминская ДМШ

1954

Бавлинская ДМШ, Лениногорская ДМШ

1955

Альметьевская ДМШ

1958

Елабужская ДМШ, Юдинская ДМШ

1959

Набережночелнинская ДМШ № 1

1960

Тетюшская ДМШ, Азнакаевская ДМШ

1961

Заинская ДМШ

1962

Мамадышская ДМШ

1963

Арская ДМШ, Нижнекамская ДМШ

1965

ДМШ с. Богатые Сабы, Нурлат-Октябрьская ДМШ, Сармановская ДМШ, Уруссинкая ДМШ

1966

Агрызская ДМШ, Кукморская ДМШ, Муслюмовская ДМШ, Джалильская ДМШ (филиал Альметьевской ДМШ)

1967

Болгарская ДМШ (Спасский район ТАССР), Апастовская ДМШ, Балтасинская ДМШ, Менделеевская ДМШ, Пестречинская ДМШ

1968

Высокогорская ДМШ, Алексеевская ДМШ, Камско-Устьинская ДМШ

1969

Лаишевская ДМШ, Черемшанская ДМШ

1970

Аксубаевская ДМШ, Алькеевская ДМШ, Верхнеуслонская ДМШ, ДМШ № 2 г. Набережные Челны, Рыбно-Слободская ДМШ

Отдельные музыкальные школы открывались по инициативе местных жителей. Например, в июне 1963 г. Исполком Нижнекамского поселкового совета депутатов трудящихся ходатайствовал перед Министерством культуры ТАССР «об открытии в сентябре 1963 г. в Нижнекамске детской музыкальной школы – филиала Заинской детской музыкальной школы». В письме указывалось, что руководство треста «Татэнергострой» обеспечит приобретение музыкальных инструментов (фортепиано, баяны, трубы), нотной библиотеки и «оборудует помещение школы необходимой мебелью и инвентарем». Помещение для школы предоставляла дирекция Нижнекамского химкомбината, кроме того, руководство химкомбината и треста «Татэнергострой» выделяло для преподавателей «жилплощадь» [5, Оп. 2. Д. 708. Л. 23]. Анализ архивных документов показал, что другие музыкальные школы открывались на основе Приказа Министерства культуры ТАССР и местных исполнительных комитетов райсоветов депутатов трудящихся, как, например, Сабинская, Кукморская, Мамадышская, Агрызская ДМШ в целях улучшения эстетического воспитания молодежи района «в соответствии с народно-хозяйственным планом».

Обучение детей в музыкальной школе имело двоякую направленность – общее музыкальное развитие и подготовка наиболее одаренных учащихся к поступлению в музыкальные училища. В основе обучения лежал типовой учебный план 1951 г., утвержденный Главным управлением учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете министров СССР [6, Оп. 1. Д. 28. Л. 101]. Срок обучения в классах струнно-смычковых инструментов и игры на фортепиано длился 7 лет, народных инструментов – 5 лет, духовых и ударных инструментов – 4 года. Основной формой обучения являлся урок в классе специального инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, духовые инструменты), а также занятия по сольфеджио, элементарной теории музыки, хоровому пению, музыкальной литературе, оркестру или инструментальному ансамблю, общему фортепиано (кроме пианистов) [7, Оп. 1. Д. 16. Л. 1, 2, 4]. Расписание занятий составлялось в две смены, в зависимости от занятости ребенка в общеобразовательной школе. В музыкальной школе могли обучаться учащиеся в возрасте от 7 до 15 лет. Распределение учащихся по отделениям ДМШ имело свои особенности. В Казани наибольшей востребованностью пользовался класс игры на фортепиано, а в районах республики – народные инструменты.

В приведенной ниже таблице 2 представлена динамика изменения состава учащихся по отделениям, количеству выпускников, приему и выпуску учащихся коренной национальности в ДМШ г. Казани с 1960 по 1967 год.

Таблица 2

Динамика изменения состава учащихся по отделениям в ДМШ г. Казани в 1960-1967 гг. [5, Оп. 1. Д. 220. Л. 146-149 об.; Оп. 2. Д. 708. Л. 39-39 об.;

Оп. 2. Д. 772. Л. 66; Оп. 2. Д. 806. Л. 43]

Учебный год

1959-1960 уч. г.

1963-1964 уч. г.

1965-1966 уч. г.

1966-1967 уч. г.

Количество ДМШ

9

9

9

10

Количество учащихся по отделениям

Фортепиано

1146

1372

1556

1549

Народные инструменты

173 (баян)

246 (228 баян, 18 аккордеон)

282

342

Духовые и ударные инструменты

11 (в том числе 2 кларнет)

29 (в том числе 1 кларнет, 2 флейта)

21

18

Струнные и смычковые

322 (261 скр., 61 виол.)

447 (340 скр., 107 виол.)

544

571

Подготовит. группа

-

214

-

-

Всего учащихся

1675

2308

2403

2480

В том числе прием

412

481

464

224

В том числе выпуск

115

169 (119 ф-но, 25 баян, 22 скр., 3 виол., коренной нац. 45)

185 (138 ф-но, 23 нар., 24 стр., коренной нац. 56)

205 (156 ф-но, 26 нар., 23 стр., коренной нац. 44)

В том числе учащихся татар

432

597

601

770

Анализ представленной таблицы позволяет получить достаточно ясное и объективное представление о масштабах и динамике развития системы начального музыкального образования в Казани, о предпочтениях учащихся и их родителей, национальном составе и соотношении числа вновь принятых учащихся и выпускников в разные годы. На основании имеющихся данных можно сделать вывод о том, что в первой половине 60-х годов наблюдался довольно резкий рост, а затем «стабилизация» общего числа учащихся, в том числе числа учеников по классу фортепиано и струнных инструментов. Также следует отметить двукратное увеличение учащихся отделения народных инструментов (с 173 до 342 человек), рост числа учащихся коренной национальности (с 432 до 770 человек) и выпускников (с 115 до 205 человек). Самым малочисленным оставалось отделение духовых и ударных инструментов. На общем фоне роста числа учащихся выделяется резкое, почти вдвое, сокращение приема в 1966 г. К сожалению, отсутствие сведений о подготовительных отделениях не позволяет оценить динамику изменения численности учащихся в подгруппах.

Отсутствие роста общего числа учащихся ДМШ, наметившееся с 1965 г., связано с отсутствием зданий для музыкальных школ. Только две ДМШ Казани (ДМШ № 1 имени П.И.Чайковского и Юдинская ДМШ) располагались в собственных зданиях, остальные школы находились при общеобразовательных школах (ДМШ № 4, 6, 7, 8) или арендовали несколько комнат в жилых домах (ДМШ № 2, 3, 5, 9) [5, с. 210-214]. Более того, общая площадь помещений в 1966 г. сократилась с 6225,7 м2 до 4692 м2, что, несомненно, сказывалось на количественном составе учащихся музыкальных школ [5, Оп. 1. Д. 220. Л. 146-149 об.; Оп. 2. Д. 708. Л. 39-39 об.; Оп. 2. Д. 772. Л. 66; Оп. 2. Д. 806. Л. 43].

В отличие от казанских ДМШ, где к 1965 г. возможности для увеличения контингента учащихся были исчерпаны, в районах республики новые школы открывались форсированными темпами (табл. 1). Распределение учащихся по отделениям в районных ДМШ имело свои особенности. Наиболее востребованы, наряду с классами фортепианной игры, были отделения народных инструментов (баян, аккордеон), которые открывались во всех музыкальных школах без исключения. В 1965 г. в районных ДМШ игре на баяне и аккордеоне обучался 921 учащийся, тогда как в казанских музыкальных школах – всего 282 человека. Отделение струнно-смычковых инструментов было доступно в 11 музыкальных школах из 20 районных ДМШ, действующих в 1965г. [5, Оп. 2. Д. 772. Л. 66]. Возможность обучаться игре на духовых инструментах была только у учащихся Бугульминской и Зеленодольской ДМШ. Обращает на себя внимание и большее число учеников коренной национальности в районных школах (827 человек) при относительно одинаковом количестве общего контингента учащихся районных (2466 человек) и казанских музыкальных школ (2403 человека). Все эти сведения наглядно представлены в таблице 3.

Таблица 3

Контингент учащихся в ДМШ Татарской АССР в 1965-1966 уч. г. [5, Оп. 2. Д. 772. Л. 66]

ДМШ

Форте

пиано

Струнно- смыч. инстр.

Народ

ные инстр.

Дух. и ударн. инстр.

Все

го

В том числе

всего

выпуск

всего

выпуск

всего

выпуск

всего

выпуск

прием

выпуск

татар

1.

Азнакаевская

78

1

12

-

32

-

-

-

122

26

1

45

2.

Альметьевская

124

8

68

2

59

5

-

-

251

35

15

74

3.

Арская

20

-

-

-

44

-

-

-

64

15

-

32

4.

Бавлинская

45

4

-

-

55

7

-

-

100

20

11

30

5.

Бугульминская

108

14

47

1

67

2

2

-

224

32

17

45

6.

Буинская

43

2

15

3

32

3

-

-

90

10

8

49

7.

Елабужская

75

6

17

1

66

1

-

-

158

40

8

28

8.

Заинская

45

5

-

-

48

5

-

-

93

22

10

50

9.

Зеленодольская

184

26

49

6

45

3

10

-

288

43

35

52

10.

Лениногорская

72

5

25

1

74

4

-

-

171

20

10

50

11.

Мамадышская

39

4

-

-

57

2

-

-

96

22

6

38

12.

Мензелинская

36

10

8

-

56

1

-

-

100

16

11

30

13.

Нижнекамская

41

-

-

-

41

-

-

-

82

15

-

45

14.

Октябрьская

15

-

-

-

10

-

-

-

25

25

-

23

15.

Сабинская

10

-

-

-

15

-

-

-

25

25

-

21

16.

Сармановская

15

-

-

-

10

-

-

-

25

25

-

21

17.

Тетюшская

57

-

-

-

39

6

-

-

96

20

6

28

18.

Н.-Челнинская

37

9

12

3

81

4

-

-

130

30

16

60

19.

Чистопольская

115

15

43

-

43

7

-

-

201

23

22

46

20.

Юдинская

60

9

18

4

47

4

-

-

125

21

17

60

Всего

1219

118

314

21

921

54

12

-

2466

485

193

827

21.

Казанские

9 ДМШ

1556

138

544

24

282

23

21

-

2403

464

185

601

Итого

2775

256

858

45

1203

77

33

-

4869

949

378

1422

Таким образом, в начале 1965-1966 учебного года в ТАССР в 29 детских музыкальных школах-семилетках республики обучалось 4869 человек, 30% которых составляли учащиеся коренной национальности. Самым востребованным являлся класс игры на фортепиано, а самым малочисленным – отделение духовых инструментов. Показатели общего числа вновь принятых учащихся в районных и казанских ДМШ оказались примерно равными: 485 в районах и 464 человек в казанских ДМШ. Та же тенденция наблюдалась и среди выпускников: 193 в районных и 185 человек в казанских ДМШ.

Интерес для исследования представляют сведения о числе поступивших и окончивших детские музыкальные школы в 1965-1966 уч. г. отдельно по каждой специальности (табл. 3). Анализ этих статистических данных возможен с отсылкой к таблице 1, где указаны даты открытия детских музыкальных школ в районах ТАССР. Выпуск в 1965-1966 учебном году могли осуществить школы, начавшие свою деятельность до 1959 г., поскольку срок обучения в ДМШ, как правило, семилетний. Это Зеленодольская, Чистопольская, Буинская, Бавлинская, Лениногорская, Мензелинская, Бугульминская, Альметьевская, Елабужская, Юдинская, Набережночелнинская детские музыкальные школы. Однако в архивных источниках сведения о числе учащихся, принятых на разные отделения, не были обнаружены, и лишь указано общее число принятых без разделения на музыкальные специальности (фортепиано, скрипка или народные инструменты), что не позволяет провести детальный анализ соотношения приема и выпуска учащихся детских музыкальных школ в районах ТАССР и в Казани [3, с. 224-227, 240-241, 245].

В следующей таблице 4 представлены показатели в их динамике: по количеству ДМШ, учащихся и составу преподавателей в указанные учебные годы.

Таблица 4

Динамика развития начального музыкального образования в ТАССР в 1965-1967 гг. [5, Оп. 2. Д. 772. Л. 66; Оп. 2. Д. 806. Л.12, 12 об.]

Учебный год

1965-1966 уч. г.

1966-1967 уч. г.

Количество ДМШ

29

32

Количество учащихся по отделениям

Фортепиано

2775

2812

Народные инструменты

1203

1331

Духовые и ударные инструменты

33

32

Струнные и смычковые инструменты

858

915

Всего учащихся

4869

5090

В том числе прием

949

990

В том числе выпуск

378 (256 ф-но,

45 стр., 77 нар.)

376 (236 ф-но,

95 нар., 45 стр.)

В том числе учащихся татар по всем отделениям

1422

1636

Численность и состав преподавателей

С высшим образованием

86

98

С незаконченным высшим

43

46

Со средним образованием

364

395

Стаж педагогической работы до 5 лет

232

248

Стаж педагогической работы от 5 до 10 лет

145

167

Стаж педагогической работы от 10 до 25 лет

99

104

Стаж педагогической работы свыше 25 лет

17

20

Штатных

419

442

Всего преподавателей

493

539

Обучение в детских музыкальных школах осуществлялось на платной основе. Для расчетов оплаты использовалась «Единая шкала платности в ДМШ-семилетках», принятая Министерством культуры РСФСР в 1959 г. В зависимости от размера общей суммы заработной платы родителей с учетом всех видов доходов, стоимость одного месяца обучения в ДМШ составляла от 10 до 200 руб. Интересны следующие детали: в качестве льгот предоставлялись скидка 50% на обучение второго ребенка; скидка 30% учащимся оркестрового, народного (кроме баяна) классов, духовых и ударных инструментов на усмотрение директора; директору также предоставлялось право освобождать от оплаты отдельных учащихся в зависимости от их материального положения. Обучение на подготовительном отделении было также платным, но не предусматривало льгот. Преподавательский состав, судя по данным, приведенным в таблице 4, состоял в основном из молодых специалистов со стажем до 5–10 лет и средним специальным образованием. При этом анализ архивных документов показал, что среди преподавателей районных ДМШ имелись выпускники консерватории. Это позволяло поддерживать высокий уровень подготовки учащихся музыкальных школ не только в городах, но и в сельской местности.

Несмотря на развитие сети ДМШ в республике и прием максимально возможного числа учащихся, многие желающие были лишены возможности получить музыкальное образование. Стремясь изменить создавшуюся ситуацию, в 50-60-х гг. Министерство культуры республики открывало для подростков, окончивших общеобразовательную школу, и взрослых «Вечерние школы общего музыкального образования» при ДМШ с 5- и 3-летним сроком обучения, в зависимости от «продуктивности» учащегося [5, Оп. 2. Д. 246. Л. 178]. Основанием для их дальнейшего развития послужил Приказ Министерства культуры РСФСР № 765 от 26.11.1958 г. «О состоянии и мерах улучшения вечернего музыкального и художественного образования» [5, Оп. 2. Д. 240. Л. 126-128]. Вечерние школы функционировали на условиях самоокупаемости, преподавателями являлись педагоги ДМШ, где открывались вечерние подразделения. В таблице 5 представлены сведения о количестве учащихся по отделениям в вечерних музыкальных школах в 1966-1967 уч. г.

Таблица 5

Сведения о составе учащихся и преподавателях в вечерних музыкальных школах ТАССР в 1966-1967 учебном году [5, Оп. 2. Д. 806. Л. 71-74 об., 78 об.]

 

Вечерние ДМШ ТАССР

Азнакаевская

Бугульминская

Елабужская

Уруссинская

Чистопольская

Всего

Численность учащихся

Фортепиано

22

20

29

47

94

212

Народные инструменты

28

39

21

37

20

155

Духовые и ударные инструменты

-

4

-

-

-

4

Струнные и смычковые инструменты

2

2

2

-

-

6

Прием

18

33

9

40

-

100

Выпуск

3 ф-но, 1 нар., 1 стр.

1

ф-но

-

-

12

ф-но,

16 ф-но, 1 нар.,

1 стр.

Коренной национальности (татар)

30

12

-

27

-

69

Всего

52

65

52

84

114

367

Представленные в таблице 5 количественные данные о контингенте учащихся вечерних музыкальных школ указывают на их востребованность у населения, наибольшей популярностью пользовались отделения фортепиано и народных инструментов. Из общего числа обучаемых на разных отделениях (367 человек) около 20% составляли учащиеся коренной национальности, при этом в отдельных школах их количество достигало 57% (Азнакаево).

Заключение. Таким образом, в 60-е гг. XX в. в Татарстане (тогда ТАССР) продолжалось повсеместное активное развитие системы начального музыкального образования, особенно в сельских и нефтяных районах республики. В частности, количественный состав музыкальных школ в районах республики вырос с 13 в 1960 г. до 40 в 1970 г. На протяжении всего десятилетия наблюдался рост количества выпускников музыкальных школ в целом, в том числе, и прежде всего, представителей коренной национальности. Традиционно самым многочисленным являлся класс игры на фортепиано, вторым по числу учащихся в Казани было отделение струнно-смычковых, а в районах ТАССР – народных инструментов. При этом сама система начального музыкального образования становится более динамичной, эффективной и привлекательной для граждан республики, где наряду с начальными музыкальными школами для детей действуют вечерние музыкальные школы для подростков и взрослых. Представленные в таблицах статистические сведения указывают на планомерную работу государственных структур и ответственных лиц по созданию в ТАССР на протяжении 60-х гг. прошлого века благоприятных условий для развития начального музыкального образования, в задачи которого входило приобщение детей к музыкальному искусству, подготовка наиболее одаренных учащихся к поступлению в музыкальные училища, воспитание эстетически развитых школьников, которые со временем образуют широкий круг подготовленных слушателей и ценителей музыкального искусства.


Библиографическая ссылка

Султанова Р.Р., Файзрахманова Л.Т. РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАССР (60-Е ГОДЫ XX В.) // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31862 (дата обращения: 18.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674