В настоящее время в российском обществе все большую актуальность и остроту приобретает вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Перед различными социальными институтами поставлена задача «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.06.2020 г. [1]. Одним из важнейших институтов, призванных решать перечисленные в Указе задачи, является система дополнительного образования, включающая среди других направлений начальное музыкальное образование. Коллективы преподавателей детских музыкальных школ приобщают детей к миру музыкального искусства, решая задачи эстетического, духовно-нравственного воспитания, и опираются в своей деятельности на отшлифованные многими поколениями российских музыкантов национальные музыкально-педагогические традиции.
В контексте сказанного особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение, сохранение и развитие уникальных педагогических традиций, сложившихся в сфере начального музыкального образования в России, в том числе в национальных республиках и регионах страны. Выявление, систематизация и анализ большого пласта архивных документов и статистических данных по организации и деятельности детских музыкальных школ Республики Татарстан в 60-е годы XX в. позволяет изучать лучшие педагогические практики и интегрировать их в современный музыкально-образовательный процесс, а также способствует пониманию развивающихся современных тенденций в сфере дополнительного образования.
Цель исследования. Представить результаты исследования одного из этапов развития начального музыкального образования на территории субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан (1960-1970 гг.).
Материал и методы исследования. Материалы статьи основаны на результатах исследования деятельности учебных заведений системы начального музыкального образования Татарской АССР. Изучались правительственные документы, программы начального музыкального образования; отчеты, протоколы, статистические данные; материалы Национального архива Республики Татарстан. Методологическую основу исследования составили исторический и системный подходы. Основными методами исследования являются: изучение, систематизация и анализ перечисленных выше документов и архивных материалов; описание и обобщение фактов исследуемого исторического процесса; статистическая обработка количественных данных, их интерпретация.
Результаты исследования и их обсуждение. Детские музыкальные школы являются фундаментом и важной частью всей системы российского музыкального образования, в том числе и в Республике Татарстан. Возникновение первых структур начального музыкального образования в Казани и, соответственно, зарождение музыкально-педагогических традиций в регионе характерно для второй половины XIX – начала XX века. Последующие трансформация и формирование системы начального музыкального образования осуществлялись в условиях культурно-образовательной политики СССР. В Татарской Автономной Республике начальное музыкальное образование развивалось с опорой на традиции, сформировавшиеся в педагогической практике XIX в. в Казанской губернии. Вместе с тем одной из сложнейших в первые десятилетия советской власти стала проблема подготовки музыкально-педагогических кадров, что было обусловлено создавшимися экономическим условиями, проводившимися реформами образования и национально-региональными особенностями [2, с. 23].
К 1960 году в ТАССР была сформирована преемственная система музыкального образования: функционировала разветвленная сеть детских музыкальных школ-семилеток (9 в Казани и 13 в районах Татарстана), успешно развивались Казанское музыкальное училище, Средняя специальная музыкальная школа (ССМШ), Казанская консерватория. Сложившаяся система начального музыкального образования характеризовалась централизацией и контролем со стороны государственных органов управления; едиными для всех структур начального музыкального образования целями, задачами, содержанием обучения, а также единой идеологией; централизованным методическим сопровождением деятельности преподавателей ДМШ; государственным распределением молодых специалистов. На протяжении 1940-х – 1950-х гг. проводилась целенаправленная работа по привлечению в музыкальные школы детей коренной национальности (татар), число которых достигло 915 человек из 3282 обучающихся в республиканских ДМШ в 1960 г. [3, с. 245]. Часть из них продолжила свое музыкальное образование в казанских и столичных музыкальных высших и средних профессиональных учебных заведениях, тем самым постепенно формировалась национальная музыкальная элита. Среди имен мирового значения выпускники Первой казанской музыкальной школы: Рустем Яхин, София Губайдулина, Ирина Бочкова.
Вместе с тем потребности республики в профессиональных музыкантах не были удовлетворены в достаточной мере, особенно этот дефицит кадров ощущался в сельских районах Татарстана [2, с. 28]. Создавшееся положение целенаправленно и с положительной динамикой менялось в течение последующего десятилетия, что отражено в таблице 1. Если в Казани число детских музыкальных школ-семилеток оставалось неизменным – 9 ДМШ, то в районах ТАССР открывались новые музыкальные школы, их количество неуклонно росло. Начиная с 1965 г. прибавлялось до пяти музыкальных школ в год, все они находились в ведении Министерства культуры ТАССР.
Таблица 1
Динамика развития системы начального музыкального образования в районах ТАССР с 1943 по 1970 г. [3, с. 221-223; 4]
Год основания |
Наименование детской музыкальной школы-семилетки |
1943 |
Зеленодольская ДМШ |
1947 |
Чистопольская ДМШ, Буинская ДМШ |
1950 |
Мензелинская ДМШ, Бугульминская ДМШ |
1954 |
Бавлинская ДМШ, Лениногорская ДМШ |
1955 |
Альметьевская ДМШ |
1958 |
Елабужская ДМШ, Юдинская ДМШ |
1959 |
Набережночелнинская ДМШ № 1 |
1960 |
Тетюшская ДМШ, Азнакаевская ДМШ |
1961 |
Заинская ДМШ |
1962 |
Мамадышская ДМШ |
1963 |
Арская ДМШ, Нижнекамская ДМШ |
1965 |
ДМШ с. Богатые Сабы, Нурлат-Октябрьская ДМШ, Сармановская ДМШ, Уруссинкая ДМШ |
1966 |
Агрызская ДМШ, Кукморская ДМШ, Муслюмовская ДМШ, Джалильская ДМШ (филиал Альметьевской ДМШ) |
1967 |
Болгарская ДМШ (Спасский район ТАССР), Апастовская ДМШ, Балтасинская ДМШ, Менделеевская ДМШ, Пестречинская ДМШ |
1968 |
Высокогорская ДМШ, Алексеевская ДМШ, Камско-Устьинская ДМШ |
1969 |
Лаишевская ДМШ, Черемшанская ДМШ |
1970 |
Аксубаевская ДМШ, Алькеевская ДМШ, Верхнеуслонская ДМШ, ДМШ № 2 г. Набережные Челны, Рыбно-Слободская ДМШ |
Отдельные музыкальные школы открывались по инициативе местных жителей. Например, в июне 1963 г. Исполком Нижнекамского поселкового совета депутатов трудящихся ходатайствовал перед Министерством культуры ТАССР «об открытии в сентябре 1963 г. в Нижнекамске детской музыкальной школы – филиала Заинской детской музыкальной школы». В письме указывалось, что руководство треста «Татэнергострой» обеспечит приобретение музыкальных инструментов (фортепиано, баяны, трубы), нотной библиотеки и «оборудует помещение школы необходимой мебелью и инвентарем». Помещение для школы предоставляла дирекция Нижнекамского химкомбината, кроме того, руководство химкомбината и треста «Татэнергострой» выделяло для преподавателей «жилплощадь» [5, Оп. 2. Д. 708. Л. 23]. Анализ архивных документов показал, что другие музыкальные школы открывались на основе Приказа Министерства культуры ТАССР и местных исполнительных комитетов райсоветов депутатов трудящихся, как, например, Сабинская, Кукморская, Мамадышская, Агрызская ДМШ в целях улучшения эстетического воспитания молодежи района «в соответствии с народно-хозяйственным планом».
Обучение детей в музыкальной школе имело двоякую направленность – общее музыкальное развитие и подготовка наиболее одаренных учащихся к поступлению в музыкальные училища. В основе обучения лежал типовой учебный план 1951 г., утвержденный Главным управлением учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете министров СССР [6, Оп. 1. Д. 28. Л. 101]. Срок обучения в классах струнно-смычковых инструментов и игры на фортепиано длился 7 лет, народных инструментов – 5 лет, духовых и ударных инструментов – 4 года. Основной формой обучения являлся урок в классе специального инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, духовые инструменты), а также занятия по сольфеджио, элементарной теории музыки, хоровому пению, музыкальной литературе, оркестру или инструментальному ансамблю, общему фортепиано (кроме пианистов) [7, Оп. 1. Д. 16. Л. 1, 2, 4]. Расписание занятий составлялось в две смены, в зависимости от занятости ребенка в общеобразовательной школе. В музыкальной школе могли обучаться учащиеся в возрасте от 7 до 15 лет. Распределение учащихся по отделениям ДМШ имело свои особенности. В Казани наибольшей востребованностью пользовался класс игры на фортепиано, а в районах республики – народные инструменты.
В приведенной ниже таблице 2 представлена динамика изменения состава учащихся по отделениям, количеству выпускников, приему и выпуску учащихся коренной национальности в ДМШ г. Казани с 1960 по 1967 год.
Таблица 2
Динамика изменения состава учащихся по отделениям в ДМШ г. Казани в 1960-1967 гг. [5, Оп. 1. Д. 220. Л. 146-149 об.; Оп. 2. Д. 708. Л. 39-39 об.;
Оп. 2. Д. 772. Л. 66; Оп. 2. Д. 806. Л. 43]
Учебный год |
1959-1960 уч. г. |
1963-1964 уч. г. |
1965-1966 уч. г. |
1966-1967 уч. г. |
Количество ДМШ |
9 |
9 |
9 |
10 |
Количество учащихся по отделениям |
||||
Фортепиано |
1146 |
1372 |
1556 |
1549 |
Народные инструменты |
173 (баян) |
246 (228 баян, 18 аккордеон) |
282 |
342 |
Духовые и ударные инструменты |
11 (в том числе 2 кларнет) |
29 (в том числе 1 кларнет, 2 флейта) |
21 |
18 |
Струнные и смычковые |
322 (261 скр., 61 виол.) |
447 (340 скр., 107 виол.) |
544 |
571 |
Подготовит. группа |
- |
214 |
- |
- |
Всего учащихся |
1675 |
2308 |
2403 |
2480 |
В том числе прием |
412 |
481 |
464 |
224 |
В том числе выпуск |
115 |
169 (119 ф-но, 25 баян, 22 скр., 3 виол., коренной нац. 45) |
185 (138 ф-но, 23 нар., 24 стр., коренной нац. 56) |
205 (156 ф-но, 26 нар., 23 стр., коренной нац. 44) |
В том числе учащихся татар |
432 |
597 |
601 |
770 |
Анализ представленной таблицы позволяет получить достаточно ясное и объективное представление о масштабах и динамике развития системы начального музыкального образования в Казани, о предпочтениях учащихся и их родителей, национальном составе и соотношении числа вновь принятых учащихся и выпускников в разные годы. На основании имеющихся данных можно сделать вывод о том, что в первой половине 60-х годов наблюдался довольно резкий рост, а затем «стабилизация» общего числа учащихся, в том числе числа учеников по классу фортепиано и струнных инструментов. Также следует отметить двукратное увеличение учащихся отделения народных инструментов (с 173 до 342 человек), рост числа учащихся коренной национальности (с 432 до 770 человек) и выпускников (с 115 до 205 человек). Самым малочисленным оставалось отделение духовых и ударных инструментов. На общем фоне роста числа учащихся выделяется резкое, почти вдвое, сокращение приема в 1966 г. К сожалению, отсутствие сведений о подготовительных отделениях не позволяет оценить динамику изменения численности учащихся в подгруппах.
Отсутствие роста общего числа учащихся ДМШ, наметившееся с 1965 г., связано с отсутствием зданий для музыкальных школ. Только две ДМШ Казани (ДМШ № 1 имени П.И.Чайковского и Юдинская ДМШ) располагались в собственных зданиях, остальные школы находились при общеобразовательных школах (ДМШ № 4, 6, 7, 8) или арендовали несколько комнат в жилых домах (ДМШ № 2, 3, 5, 9) [5, с. 210-214]. Более того, общая площадь помещений в 1966 г. сократилась с 6225,7 м2 до 4692 м2, что, несомненно, сказывалось на количественном составе учащихся музыкальных школ [5, Оп. 1. Д. 220. Л. 146-149 об.; Оп. 2. Д. 708. Л. 39-39 об.; Оп. 2. Д. 772. Л. 66; Оп. 2. Д. 806. Л. 43].
В отличие от казанских ДМШ, где к 1965 г. возможности для увеличения контингента учащихся были исчерпаны, в районах республики новые школы открывались форсированными темпами (табл. 1). Распределение учащихся по отделениям в районных ДМШ имело свои особенности. Наиболее востребованы, наряду с классами фортепианной игры, были отделения народных инструментов (баян, аккордеон), которые открывались во всех музыкальных школах без исключения. В 1965 г. в районных ДМШ игре на баяне и аккордеоне обучался 921 учащийся, тогда как в казанских музыкальных школах – всего 282 человека. Отделение струнно-смычковых инструментов было доступно в 11 музыкальных школах из 20 районных ДМШ, действующих в 1965г. [5, Оп. 2. Д. 772. Л. 66]. Возможность обучаться игре на духовых инструментах была только у учащихся Бугульминской и Зеленодольской ДМШ. Обращает на себя внимание и большее число учеников коренной национальности в районных школах (827 человек) при относительно одинаковом количестве общего контингента учащихся районных (2466 человек) и казанских музыкальных школ (2403 человека). Все эти сведения наглядно представлены в таблице 3.
Таблица 3
Контингент учащихся в ДМШ Татарской АССР в 1965-1966 уч. г. [5, Оп. 2. Д. 772. Л. 66]
№ |
ДМШ |
Форте пиано |
Струнно- смыч. инстр. |
Народ ные инстр. |
Дух. и ударн. инстр. |
Все го |
В том числе |
||||||
всего |
выпуск |
всего |
выпуск |
всего |
выпуск |
всего |
выпуск |
прием |
выпуск |
татар |
|||
1. |
Азнакаевская |
78 |
1 |
12 |
- |
32 |
- |
- |
- |
122 |
26 |
1 |
45 |
2. |
Альметьевская |
124 |
8 |
68 |
2 |
59 |
5 |
- |
- |
251 |
35 |
15 |
74 |
3. |
Арская |
20 |
- |
- |
- |
44 |
- |
- |
- |
64 |
15 |
- |
32 |
4. |
Бавлинская |
45 |
4 |
- |
- |
55 |
7 |
- |
- |
100 |
20 |
11 |
30 |
5. |
Бугульминская |
108 |
14 |
47 |
1 |
67 |
2 |
2 |
- |
224 |
32 |
17 |
45 |
6. |
Буинская |
43 |
2 |
15 |
3 |
32 |
3 |
- |
- |
90 |
10 |
8 |
49 |
7. |
Елабужская |
75 |
6 |
17 |
1 |
66 |
1 |
- |
- |
158 |
40 |
8 |
28 |
8. |
Заинская |
45 |
5 |
- |
- |
48 |
5 |
- |
- |
93 |
22 |
10 |
50 |
9. |
Зеленодольская |
184 |
26 |
49 |
6 |
45 |
3 |
10 |
- |
288 |
43 |
35 |
52 |
10. |
Лениногорская |
72 |
5 |
25 |
1 |
74 |
4 |
- |
- |
171 |
20 |
10 |
50 |
11. |
Мамадышская |
39 |
4 |
- |
- |
57 |
2 |
- |
- |
96 |
22 |
6 |
38 |
12. |
Мензелинская |
36 |
10 |
8 |
- |
56 |
1 |
- |
- |
100 |
16 |
11 |
30 |
13. |
Нижнекамская |
41 |
- |
- |
- |
41 |
- |
- |
- |
82 |
15 |
- |
45 |
14. |
Октябрьская |
15 |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
- |
25 |
25 |
- |
23 |
15. |
Сабинская |
10 |
- |
- |
- |
15 |
- |
- |
- |
25 |
25 |
- |
21 |
16. |
Сармановская |
15 |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
- |
25 |
25 |
- |
21 |
17. |
Тетюшская |
57 |
- |
- |
- |
39 |
6 |
- |
- |
96 |
20 |
6 |
28 |
18. |
Н.-Челнинская |
37 |
9 |
12 |
3 |
81 |
4 |
- |
- |
130 |
30 |
16 |
60 |
19. |
Чистопольская |
115 |
15 |
43 |
- |
43 |
7 |
- |
- |
201 |
23 |
22 |
46 |
20. |
Юдинская |
60 |
9 |
18 |
4 |
47 |
4 |
- |
- |
125 |
21 |
17 |
60 |
Всего |
1219 |
118 |
314 |
21 |
921 |
54 |
12 |
- |
2466 |
485 |
193 |
827 |
|
21. |
Казанские 9 ДМШ |
1556 |
138 |
544 |
24 |
282 |
23 |
21 |
- |
2403 |
464 |
185 |
601 |
Итого |
2775 |
256 |
858 |
45 |
1203 |
77 |
33 |
- |
4869 |
949 |
378 |
1422 |
Таким образом, в начале 1965-1966 учебного года в ТАССР в 29 детских музыкальных школах-семилетках республики обучалось 4869 человек, 30% которых составляли учащиеся коренной национальности. Самым востребованным являлся класс игры на фортепиано, а самым малочисленным – отделение духовых инструментов. Показатели общего числа вновь принятых учащихся в районных и казанских ДМШ оказались примерно равными: 485 в районах и 464 человек в казанских ДМШ. Та же тенденция наблюдалась и среди выпускников: 193 в районных и 185 человек в казанских ДМШ.
Интерес для исследования представляют сведения о числе поступивших и окончивших детские музыкальные школы в 1965-1966 уч. г. отдельно по каждой специальности (табл. 3). Анализ этих статистических данных возможен с отсылкой к таблице 1, где указаны даты открытия детских музыкальных школ в районах ТАССР. Выпуск в 1965-1966 учебном году могли осуществить школы, начавшие свою деятельность до 1959 г., поскольку срок обучения в ДМШ, как правило, семилетний. Это Зеленодольская, Чистопольская, Буинская, Бавлинская, Лениногорская, Мензелинская, Бугульминская, Альметьевская, Елабужская, Юдинская, Набережночелнинская детские музыкальные школы. Однако в архивных источниках сведения о числе учащихся, принятых на разные отделения, не были обнаружены, и лишь указано общее число принятых без разделения на музыкальные специальности (фортепиано, скрипка или народные инструменты), что не позволяет провести детальный анализ соотношения приема и выпуска учащихся детских музыкальных школ в районах ТАССР и в Казани [3, с. 224-227, 240-241, 245].
В следующей таблице 4 представлены показатели в их динамике: по количеству ДМШ, учащихся и составу преподавателей в указанные учебные годы.
Таблица 4
Динамика развития начального музыкального образования в ТАССР в 1965-1967 гг. [5, Оп. 2. Д. 772. Л. 66; Оп. 2. Д. 806. Л.12, 12 об.]
Учебный год |
1965-1966 уч. г. |
1966-1967 уч. г. |
Количество ДМШ |
29 |
32 |
Количество учащихся по отделениям |
||
Фортепиано |
2775 |
2812 |
Народные инструменты |
1203 |
1331 |
Духовые и ударные инструменты |
33 |
32 |
Струнные и смычковые инструменты |
858 |
915 |
Всего учащихся |
4869 |
5090 |
В том числе прием |
949 |
990 |
В том числе выпуск |
378 (256 ф-но, 45 стр., 77 нар.) |
376 (236 ф-но, 95 нар., 45 стр.) |
В том числе учащихся татар по всем отделениям |
1422 |
1636 |
Численность и состав преподавателей |
||
С высшим образованием |
86 |
98 |
С незаконченным высшим |
43 |
46 |
Со средним образованием |
364 |
395 |
Стаж педагогической работы до 5 лет |
232 |
248 |
Стаж педагогической работы от 5 до 10 лет |
145 |
167 |
Стаж педагогической работы от 10 до 25 лет |
99 |
104 |
Стаж педагогической работы свыше 25 лет |
17 |
20 |
Штатных |
419 |
442 |
Всего преподавателей |
493 |
539 |
Обучение в детских музыкальных школах осуществлялось на платной основе. Для расчетов оплаты использовалась «Единая шкала платности в ДМШ-семилетках», принятая Министерством культуры РСФСР в 1959 г. В зависимости от размера общей суммы заработной платы родителей с учетом всех видов доходов, стоимость одного месяца обучения в ДМШ составляла от 10 до 200 руб. Интересны следующие детали: в качестве льгот предоставлялись скидка 50% на обучение второго ребенка; скидка 30% учащимся оркестрового, народного (кроме баяна) классов, духовых и ударных инструментов на усмотрение директора; директору также предоставлялось право освобождать от оплаты отдельных учащихся в зависимости от их материального положения. Обучение на подготовительном отделении было также платным, но не предусматривало льгот. Преподавательский состав, судя по данным, приведенным в таблице 4, состоял в основном из молодых специалистов со стажем до 5–10 лет и средним специальным образованием. При этом анализ архивных документов показал, что среди преподавателей районных ДМШ имелись выпускники консерватории. Это позволяло поддерживать высокий уровень подготовки учащихся музыкальных школ не только в городах, но и в сельской местности.
Несмотря на развитие сети ДМШ в республике и прием максимально возможного числа учащихся, многие желающие были лишены возможности получить музыкальное образование. Стремясь изменить создавшуюся ситуацию, в 50-60-х гг. Министерство культуры республики открывало для подростков, окончивших общеобразовательную школу, и взрослых «Вечерние школы общего музыкального образования» при ДМШ с 5- и 3-летним сроком обучения, в зависимости от «продуктивности» учащегося [5, Оп. 2. Д. 246. Л. 178]. Основанием для их дальнейшего развития послужил Приказ Министерства культуры РСФСР № 765 от 26.11.1958 г. «О состоянии и мерах улучшения вечернего музыкального и художественного образования» [5, Оп. 2. Д. 240. Л. 126-128]. Вечерние школы функционировали на условиях самоокупаемости, преподавателями являлись педагоги ДМШ, где открывались вечерние подразделения. В таблице 5 представлены сведения о количестве учащихся по отделениям в вечерних музыкальных школах в 1966-1967 уч. г.
Таблица 5
Сведения о составе учащихся и преподавателях в вечерних музыкальных школах ТАССР в 1966-1967 учебном году [5, Оп. 2. Д. 806. Л. 71-74 об., 78 об.]
|
Вечерние ДМШ ТАССР |
|||||
Азнакаевская |
Бугульминская |
Елабужская |
Уруссинская |
Чистопольская |
Всего |
|
Численность учащихся |
||||||
Фортепиано |
22 |
20 |
29 |
47 |
94 |
212 |
Народные инструменты |
28 |
39 |
21 |
37 |
20 |
155 |
Духовые и ударные инструменты |
- |
4 |
- |
- |
- |
4 |
Струнные и смычковые инструменты |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
Прием |
18 |
33 |
9 |
40 |
- |
100 |
Выпуск |
3 ф-но, 1 нар., 1 стр. |
1 ф-но |
- |
- |
12 ф-но, |
16 ф-но, 1 нар., 1 стр. |
Коренной национальности (татар) |
30 |
12 |
- |
27 |
- |
69 |
Всего |
52 |
65 |
52 |
84 |
114 |
367 |
Представленные в таблице 5 количественные данные о контингенте учащихся вечерних музыкальных школ указывают на их востребованность у населения, наибольшей популярностью пользовались отделения фортепиано и народных инструментов. Из общего числа обучаемых на разных отделениях (367 человек) около 20% составляли учащиеся коренной национальности, при этом в отдельных школах их количество достигало 57% (Азнакаево).
Заключение. Таким образом, в 60-е гг. XX в. в Татарстане (тогда ТАССР) продолжалось повсеместное активное развитие системы начального музыкального образования, особенно в сельских и нефтяных районах республики. В частности, количественный состав музыкальных школ в районах республики вырос с 13 в 1960 г. до 40 в 1970 г. На протяжении всего десятилетия наблюдался рост количества выпускников музыкальных школ в целом, в том числе, и прежде всего, представителей коренной национальности. Традиционно самым многочисленным являлся класс игры на фортепиано, вторым по числу учащихся в Казани было отделение струнно-смычковых, а в районах ТАССР – народных инструментов. При этом сама система начального музыкального образования становится более динамичной, эффективной и привлекательной для граждан республики, где наряду с начальными музыкальными школами для детей действуют вечерние музыкальные школы для подростков и взрослых. Представленные в таблицах статистические сведения указывают на планомерную работу государственных структур и ответственных лиц по созданию в ТАССР на протяжении 60-х гг. прошлого века благоприятных условий для развития начального музыкального образования, в задачи которого входило приобщение детей к музыкальному искусству, подготовка наиболее одаренных учащихся к поступлению в музыкальные училища, воспитание эстетически развитых школьников, которые со временем образуют широкий круг подготовленных слушателей и ценителей музыкального искусства.