Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗЛИЧИЯ В ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К УЧЕБЕ И БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ

Винокурова Н.А. 1 Аммосова Н.В. 2
1 Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) РАН
2 ФГБОУ "Астраханский государственный университет"
Социологический опрос, которому посвящено данное исследование, полезен разным контингентам, как управленческим, так и преподавательским. Исходя из этих соображений, можно сделать вывод об актуальности проблемы, затронутой в статье. В данной статье рассматривается отношение студентов к вузовскому образованию, их предпочтения в выборе карьеры и особо – отношение к предпринимательству. Работа базируется на материалах анкетного опроса студентов в 5 городах РФ. Получены данные о скептическом отношении студентов к вузовскому образованию: освоение вузовской программы оказалось самым бесполезным фактором. Однако студенты не против учебы в принципе, они выражают готовность постоянно учиться. Успехи студентов коррелируют с материальным состоянием семей. Связаны оценки студентов и с социальным статусом семей. В исследовании акцент сделан на различиях во взглядах студентов, успешных в учебе, и студентов-троечников. Выявлено, что эти группы студентов различаются не только по взглядам, но также по социально-демографическим характеристикам, по проведению досуга и по морально-этическим оценкам, касающимся работы. Исследование позволило обрисовать типаж хорошего студента и студента посредственного. Обнаружилось, что посредственного студента можно рассматривать как будущего предпринимателя, поскольку такие студенты демонстрируют, что высоко ценят качества, необходимые предпринимателям, и сами выражают желание к занятиям предпринимательством. Хорошие студенты – потенциальные наемные работники в гуманитарной сфере занятости. У этих групп наблюдаются различия предпочтений в карьере, а также у них разные представления о предпринимательской деятельности и осведомленность о мерах поддержки предпринимательства в вузе.
студент
анкетный опрос
отношение к учебе
предпочтения в карьере
взгляд на предпринимательство
морально-этические качества
досуг
1. Винокурова Н.А., Гудович И.С., Баклыков А.С. Молодежь как стратегический ресурс будущего развития: ценностные ориентации, планы, мечты // Современная экономика: проблемы и решения. Воронеж: ВГУ. 2017. № 9 (93). С. 14-31.
2. Винокурова Н.А., Гудович И.С., Сухоцка Л. Различия представлений о будущем у аспирантов и студентов (по материалам опроса в воронежских вузах) // Теория и практика институциональных преобразований в России / под ред. Б.А. Ерзнкяна. М.: ЦЭМИ РАН, 2021. Вып. 52. С. 97-106.
3. Винокурова Н.А. Отношение студентов к предпринимательству: гендерный аспект // Материалы XIII международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. В двух частях. Часть 2. Раздел 12. С. 153-156. М.: ИЭА РАН, 2020.
4. Высшее образование глазами студентов: отчет о социологическом исследовании студентов. Саратов, 2012. 89 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2015/10/08/vysshee_obrazovanie_._studenty_otchet.pdf (дата обращения: 08.06.2022).
5. ВЦИОМ. Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? 01.08.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-put-k-uspekhu-ili-lishnyaya-trata-vremeni-i-deneg (дата обращения: 28.05.2022).
6. ВЦИОМ. День студента: зачем идти учиться? 25.01.19. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-studenta-zachem-idti-uchitsya (дата обращения: 08.06.2022).
7. Никитенко В.Н. Отношения студентов к вузовскому образованию // Региональные проблемы. 2013. Т. 16. № 2. С. 124-130.
8. Ендовицкая В. Кому нужен диплом / Газета «Ведомости», 26 окт. 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/10/25/844493-nuzhen-diplom?utm_ (дата обращения: 18.06.2022).
9. ВЦИОМ. Новости: Учиться, общаться и тусоваться, или главные ценности российского студенчества. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitsja-obshchatsja-i-tusovatsja-ili-glavnye-cennosti-rossiiskogo-studenchestva (дата обращения: 18.06.2022).
10. Овсянников А.А., Лакеева Л.В. Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 4. С. 62-77.
11. Avdeeva T.I., Kulik A.D., Kosareva L.A., Zhilkina T.A., Belogurov A.Y. Problems and Prospects of Higher Education System Development in Modern Society. European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Is. 4B. P. 112-124.
12. ВЦИОМ. Почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. 15.04.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6333815 (дата обращения: 08.06.2022).
13. Фактор «Снижение уровня образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.briik.ru/index.php/prb?id=41 (дата обращения: 18.02.2022).
14. Татевосов Г. Девочки учатся лучше мальчиков: чем это грозит? [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologies.ru/standpoint/devochki-uchatsya-luchshe-malchikov-chem-eto-grozit / (дата обращения: 28.05.2022).
15. Николаева Н. Философия предпринимательства: почему простое стремление к успеху не приведет вас к эффективному бизнесу. [Электронный ресурс]. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/10030-business-philosophy (дата обращения: 28.05.2022).

Социологический опрос, которому посвящено данное исследование, полезно разным контингентам, как управленческим, так и преподавательским. Местным органам управления важно знать, на что нацелена студенческая молодежь, каким направлениям деятельности, производственным структурам она отдает предпочтения, как относится к предпринимательству, различным его видам. Администрации вузов следует позаботиться о том, чтобы информация о мерах поддержки предпринимательства в вузе доходила до студентов. Преподавателям вузов в связи с реализацией индивидуального подхода в подготовке специалистов и выстраиванием для каждого студента индивидуальной образовательной траектории также важно знать, на что именно ориентируются студенты при завершении учебы в вузе, в какой области они хотят применять все то, чему научились в вузе. Уже исходя из приведенных посылок, можно сделать вывод об актуальности проблемы, затронутой в статье.

Эта статья – одна из цикла статей, посвященных изучению российского студенчества (в частности, см. [1-3]) в проводимом нами исследовании. В данной работе рассматривается отношение студентов к вузовскому образованию, их предпочтения в выборе карьеры, отношение к предпринимательству.

Работа базируется на результатах анкетного опроса студентов, проведенного в 5 городах РФ в 2018/2019 учебном году: Астрахани, Москве, Воронеже, Твери и Тюмени. Общий объем выборки – более 800 чел. Опрос студентов, проводимый в Астрахани, проходил под руководством Аммосовой Н.В.

Цель исследования – выявление различий между студентами по взглядам на свою профессиональную карьеру, по отношению к занятию предпринимательством и к вузовскому образованию.

Материалы и методы исследования. Анкетирование студентов: бакалавров, магистрантов, аспирантов разных курсов и различных учебных заведений пяти городов России, позволило создать большую информационную базу для последующего анализа и обработки полученных данных.

Один из вопросов анкеты был нацелен на выяснение факторов, которые, на взгляд студентов, способствуют достижению успеха в работе после окончания вуза. Результаты очень выразительны – «глубокое освоение вузовской программы» оказалось самым бесполезным, на взгляд студентов, фактором (табл. 1). Поскольку на вопрос можно было дать несколько ответов, а результаты подсчитывались по числу ответов, общая сумма ответов больше 100%.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, что важно, чтобы добиться успеха в работе после окончания вуза?»

Факторы успеха

Процент ответов

Целеустремлённость

65,9

Уверенность в себе

53,3

Коммуникационные способности

50,1

Постоянная готовность учиться

37,1

Наличие связей (блат)

22,4

Готовность отказаться на время от больших доходов

21,5

Взаимопомощь, сотрудничество

17,8

Готовность работать «24 часа в сутки»

17,6

Наличие «большой мечты»

14,2

Глубокое освоение вузовской программы

10,5

Другое

0,9

Данные о скептическом отношении студентов к вузовскому образованию подтверждаются и другими исследованиями [1; 4-7]. В Астрахани лишь 5,2% опрошенных студентов сочли важным фактором успеха «глубокое освоение вузовской программы». Интересно тем не менее, что студенты не против учебы в принципе. Такой фактор, как «готовность постоянно учиться», оценивается в 3,5 раза выше, чем освоение вузовской программы. Самое поразительное, что низко ценят «освоение вузовской программы» в качестве фактора успешной карьеры даже аспиранты, а ведь почти половина аспирантов (48,6%), согласно результатам нашего исследования в Воронеже, собирается работать в сфере образования, стать преподавателями вузов [2]. Это выглядит как один из парадоксов современного вузовского образования. Низкая оценка важности вузовских знаний относится и к случаю, если студенты захотели бы после окончания вуза заниматься предпринимательской деятельностью. Всего 15,6% были бы готовы ради успеха своего бизнеса уделить время освоению вузовской программы, хотя 78,9% сочли важным для себя изучить то, что, по их мнению, необходимо именно предпринимателю, например финансы, вопросы управления и т.д. При этом «в России диплом о высшем образовании все еще остается элементом национального культурного кода» [8]. По данным самого последнего опроса ВЦИОМ, проведенного в январе 2022 года, в семье каждого пятого опрошенного есть студенты [9]. Почему же студенты, нацеленные на получение диплома, тем не менее не заинтересованы в знаниях, которые дает вуз. Разные авторы указывают на большое количество причин снижения заинтересованности студентов в знаниях и вообще в получении высшего образования. Это и снижение качества образования, и отсутствие сбалансированности образования с потребностями рынка труда, а как следствие, невозможность найти работу по специальности. Это и возможность больших заработков в сферах, не требующих университетских знаний, а то и знаний вообще, и факт, что на рынке высоко ценят только выпускников топовых вузов и т. д. [10-12]. Однако среди студентов легко выделяются 2 группы, в отношении которых мы можем сказать, что они по-разному относятся к учебе, к освоению вузовской программы [13]. Это, согласно нашему опросу, студенты, в зачетках которых нет оценок ниже 4, и студенты, в зачетках которых нет оценок выше 4. Обычно их называют «хорошисты» и «троечники». Для простоты так и будем называть их в дальнейшем. Наша гипотеза заключается в том, что эти группы различаются по своим социально-демографическим характеристикам и по своим взглядам не только на учебу, но и в более широком плане. Соответственно, от них можно ожидать выбора разных траекторий профессиональной карьеры.

Результаты исследования и их обсуждение

Мы положили в основу выделения групп именно отношение к учебе. Действительно, разница между хорошистами и троечниками в этом отношении весьма существенна. 11,9% хорошистов считают это важным фактором успеха в будущем, но так думает всего лишь 7,3% троечников. Мы предполагаем провести дополнительное исследование, чтобы понять, становятся ли молодые люди троечниками потому, что не считают вузовские знания важными для себя априори, или, став троечниками, отставая в учебе, начинают планировать будущую карьеру, не требующую вузовских знаний. Различия в отношении учебы выявились и во многих других ответах студентов на вопросы анкеты. Так, в том же вопросе о важных факторах успеха 39,3% хорошистов назвали фактор «постоянная готовность учиться». Среди троечников выделили этот фактор 28,8%. Хорошисты тратят больше времени на самообразование (34,7% против 28,3% среди троечников).

Отметим различия социально-демографических характеристик хорошистов и троечников. Среди хорошистов 65,7% – девушки, а среди круглых отличников девушки составляют 79,5%. Эта традиция начинается со школы, где девочки тоже учатся в целом лучше, проявляют больше усидчивости и ответственности. Такая ситуация характерна и для учебы в вузах для большинства стран. Психологи объясняют превосходство женщин в учебе лучшим умением читать и понимать текст. В России уже давно девушки превалируют в вузах и по численности. Теперь такая тенденция выявилась и в странах ОЭСР: «в 1986 году 54% абитуриентов составляли мужчины, сейчас большинство (56%) - женщины» [14]. Разумеется, что приток образованных девушек скажется на рынке труда. Среди хорошистов (и круглых отличников тоже) самый большой процент студентов 20-22 лет. Это означает, что студенты становятся серьезнее к окончанию вуза. Естественно, что процент хорошистов среди студентов, обучающихся по программе магистратуры, выше, чем среди троечников. В магистратуру идут лучшие студенты. Если говорить о различиях в зависимости от специальности, то здесь бросается в глаза, что студенты технических специальностей учатся гораздо хуже остальных. Так, среди тех, кто учится исключительно на тройки, 40% составляют студенты – инженеры разных направлений. А вот среди круглых отличников почти половина – экономисты разных направлений. Оценки студентов также коррелируют с материальным состоянием семей. Троечников больше среди бедных или принадлежащих к низшей прослойке среднего класса, а хорошистов – среди богатых или принадлежащих к высшей прослойке среднего класса. Связаны успехи студентов и с социальным статусом семей. Среди хорошистов и отличников больше доля студентов из семей научных работников, работников образования и здравоохранения, работников органов государственной власти и управления, а вот среди троечников – студентов из семей работников торговли, общепита и ЖКХ, промышленных рабочих и предпринимателей.

Среди хорошистов и троечников наблюдаются различия в проведении досуга. Хорошисты в большей степени, чем троечники, интересуются культурными развлечениями: походами в театр, на выставки и т.п. (47,3% ответов у хорошистов и лишь 40,7% у троечников). Если вспомнить, что среди хорошистов больше девушек, то можно отнести этот результат также к гендерным различиям. Троечники по сравнению с хорошистами больше увлекаются компьютерными играми (8,4% среди хорошистов и 12,4% среди троечников). Троечники чаще, чем хорошисты, имеют подработки, тратя на это свой досуг. Хорошисты больше времени тратят на самообразование, а троечники – на домашние дела.

Опишем различия предпочтений в карьере. Выявилось, что «хорошисты» и «троечники» хотели бы выбрать разные направления занятости. Хорошисты в большей степени в сравнении с троечниками предпочитают работу по найму, а троечники скорее хотели бы организовать свое дело. При этом среди круглых отличников о том, чтобы организовать свое дело, задумывались 33.3%, а среди тех, у кого в зачетке исключительно тройки – 60%. Это может в какой-то степени объясняться тем, что потенциальные предприниматели не собираются работать в бизнесе по специальности и не считают, что институтские знания им пригодятся.

Как известно, работа предпринимателя связана с большими рисками, а работа по найму, как правило, более стабильна. Соответственно среди хорошистов стабильную работу предпочли бы 61,6% , а среди троечников – 58,3%.

Как и следовало ожидать, на научную работу нацелены в основном хорошисты (10,5% хорошистов и только 3,9% троечников). Хорошисты также чаще отдают предпочтение руководящей работе. Хорошисты предпочитают работу, связанную с искусством, а троечники – с техникой. Это объясняется гендерными особенностями. В [14] роль гендерных различий была продемонстрирована нами на выборе девушками и юношами предполагаемых занятий в области предпринимательства. Если же говорить о предпочтениях в выборе работы, связанной с новыми технологиями, то хорошие студенты выбирают чаще социогуманитарные технологии (36,3% против 29,2% среди троечников), а троечники – промышленные (19,3% против 15,9% среди хорошистов). Здесь тоже сказывается гендерный фактор, поскольку среди хорошистов больше девушек. Выбор студентов соответствует представлениям о женских и мужских профессиях, до сих пор бытующих в обществе.

Группы хорошистов и троечников имеют разные представления о предпринимательской деятельности. Мы уже говорили, что группа троечников чаще, чем группа хорошистов, предполагает выбор в качестве будущей карьеры предпринимательскую деятельность. Однако на вопрос, заслуживает ли предпринимательская деятельность глубокого уважения в обществе, ответы «да» и «скорее да» даёт 74,7% троечников, но 79,5% хорошистов. Интересно, что ожидание поддержки от родителей в случае выбора предпринимательской карьеры тоже выше у хорошистов, чем у троечников. Это предполагает наличие такой краски в характеристике группы троечников, как самостоятельность в принятии решений и, возможно, определенный цинизм, раз они хотели бы стать предпринимателями, считая это не самой уважаемой в обществе деятельностью. О самостоятельности свидетельствует и выбор троечниками в качестве самой важной характеристики предпринимателя «уверенность в своих силах, в своих идеях». Для хорошистов самыми важными качествами предпринимателя оказались «умение адаптироваться к ситуации, гибкость». Различается у этих групп и представление о работниках, нанимаемых предпринимателями. Представления хорошистов более оптимистичные, чем соответствующие взгляды троечников. 26,5% хорошистов полагают, что наемные работники – это люди, заботящиеся о процветании фирмы, надеющиеся стать партнерами. Среди троечников так считает только 21,5%. Троечникам чаще кажется, что наемные работники – люди безразличные, возможно, случайные. Обе рассматриваемые группы полагают, что для успешного бизнеса важно обладать стратегическим мышлением, но троечники чуть выше ценят мышление философское (5.6% среди троечников и 3,2% среди хорошистов). В этом отношении троечники, нацеленные на предпринимательскую карьеру, лучше чувствуют современные тенденции. В [15] доказывается, что философия исключительно полезна для предпринимательской деятельности, она «развивает навыки критического мышления и предпринимательского чутья». Там же утверждается, что «рост интереса к философии у предпринимателей и IT-специалистов – современный тренд». Хотя в целом среди студентов не так много тех, кто уже начал заниматься предпринимательством, троечники в этом отношении опережают хорошистов. 2,6% троечников сказали, что они уже являются предпринимателями, а хорошистов-предпринимателей всего 1,4%. Также троечники скорее, чем хорошисты, понимают, что занятие предпринимательством связано с риском и скорее к этому готовы. «Рисковать своими деньгами» согласны 28,3% троечников, но 22,6% хорошистов. Троечники меньше хорошистов, как мы уже отмечали, ценят учебу. Даже в случае, если они займутся предпринимательством, изучать то, что может конкретно пригодиться предпринимателю, готовы 78% троечников, но 80% хорошистов. Различаются у рассматриваемых групп студентов и представления о том, что наличие собственного бизнеса дает предпринимателю, что наиболее важно было бы для наших респондентов в этом смысле. Для троечников это: получение «стабильного дохода», «обеспечение будущего детей, возможность передать им свое дело» и «работа на себя, а не на "дядю"». По всем этим пунктам процент ответивших троечников выше, чем процент хорошистов. Зато хорошисты больше троечников заинтересованы в «возможности постоянного саморазвития» (42% хорошистов и 35,6% троечников выбрали этот ответ). Для хорошистов это второй по важности пункт после получения стабильного дохода, а для троечников – лишь четвертый. И, наконец, троечники более оптимистичны в том, что касается открытия своего бизнеса после окончания вуза (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете вероятность для себя лично стать предпринимателем сразу после окончания вуза и через 10 лет?» (в процентах ответов)

Оценка вероятности стать предпринимателем после окончания вуза

(процент ответов)

 

Хорошисты

 

 

Троечники

Высокая

12,1

14,0

Средняя

37,9

41,1

Низкая

50,0

44,9

Оценка вероятности стать предпринимателем через 10 лет после окончания вуза (процент ответов)

 

 

Высокая

38,7

41,5

Средняя

48,7

45,8

Низкая

12,6

12,7

Как видно из таблицы, некоторые проценты у хорошистов и троечников не сильно отличаются друг от друга (например, в последней строке таблицы 12,6% и 12,7%. Однако мы привели эти данные, так как они подтверждаются результатами предыдущих разнообразных исследований.

У хорошистов и троечников наблюдаются различия в осведомленности о мерах поддержки предпринимательства в вузе. По результатам расчетов по общей выборке (по 5 городам), больше половины студентов не осведомлены о наличии в их вузе каких-либо программ помощи начинающим бизнесменам и т.п. Но троечники осведомлены о вузовских мерах поддержки предпринимательства лучше хорошистов. Так, о существовании специального курса по бизнесу осведомлено 3,6% хорошистов и 5,6% троечников, о наличии в вузе студенческой бизнес-компании – 0,9 хорошистов и 3,4% троечников и о других мерах поддержки – 5,7% хорошистов и 6,9% троечников. Это свидетельствует о действительно более серьезном отношении троечников к возможности стать предпринимателем, о поиске ими специальной информации на эту тему.

Рассмотрим морально-этические взгляды, касающиеся работы. Из таблицы 1 видно, что эти приоритеты сохраняются и у студентов-хорошистов, и у троечников. Но троечники выше, чем хорошисты, ценят такой фактор успеха, как наличие связей, блат. (19,9% из числа хорошистов, а среди троечников – 24,5%). Троечники в сравнении с хорошистами выше ценят возможность хорошо заработать (76,8% ответов среди троечников и 71,7% – среди хорошистов). Среди тех, кто имеет в зачетке только тройки, процент желающих хорошо заработать ещё выше – 86,7%. С другой стороны, хорошисты больше троечников заинтересованы в том, чтобы получить известность, стать знаменитыми (15,1% хорошистов и 12,4% троечников). Среди тех, кто учится исключительно на тройки, ещё меньше желающих (или надеющихся) стать знаменитыми – 6,7%. В анкете был вопрос: «Какие качества Вы считаете самыми важными для предпринимателей?». Среди ответов был и такой: «Способность пойти на сделку с совестью, если это выгодно для бизнеса». Его выбрали 8,4% хорошистов, 10,7% троечников и треть студентов, имеющих в зачетке одни тройки без четверок. Хорошисты выше ценят работоспособность. Чтобы добиться успехов в предпринимательстве, 70,8% из них готовы работать много и напряженно. Троечникам кажется, что это не столь важно. Готовы работать много – лишь 61,4%. Студенты в целом довольно свободолюбивы, но троечники чуть больше. 41,6% троечников и 37,2% хорошистов хотят «работать на себя, а не на дядю». В свою очередь, хорошисты больше обеспокоены тем, чтобы работа соответствовала их интересам и способностям (44,8% хорошистов и 39,5% троечников). И, наконец, хорошисты более трепетно относятся к соблюдению законов: 37,4% хорошистов, но лишь 32,6% троечников готовы соблюдать закон, даже если следование закону кажется им несправедливым. Хорошисты в несколько большей степени в сравнении с троечниками ориентированы на предпринимательскую деятельность, которая приносила бы пользу обществу. 18% хорошистов считает, что для предпринимателей важно понимать значимость своего проекта для общества. Среди троечников так думает 15,9%.

Заключение. Наша гипотеза о том, что хорошие и посредственные студенты различаются не только отношением к учебе, что очевидно из их оценок в вузе, но и своими социально-демографическим характеристиками, выбором будущей карьеры и отношением к предпринимательству, подтвердилась. Анализ этих различий позволил обрисовать условный портрет студента, успешного в учебе, и студента-троечника.

Типаж хорошего студента: девушка, ориентированная на гуманитарные занятия, экономист, готовая учиться и вне стен вуза, склонная к саморазвитию, любящая культурный досуг, из интеллигентной и обеспеченной семьи. Предпочтительная карьера – интересная, желательно творческая работа по найму. Щепетильна в отношении морально-этических требований, адаптивна.

Типаж студента-троечника: юноша, учится по технической специальности, из небогатой семьи, родители часто не имеют высшего образования, подрабатывает, озабочен будущим материальным обеспечением. Культурным развлечениям предпочитает компьютерные игры и практические дела по дому. Предпочтительная карьера – предпринимательство. Высоко ценит качества, которые часто рассматриваются как необходимые предпринимателям: готовность к риску, смелость, свободолюбие, уверенность в своих силах. Уверен также и в своих силах, возможно, необоснованно. Низко ценит знания, получаемые путем общего образования. Отсутствуют идеалистические представления о жизни. Довольно циничен, готов нарушить закон «для пользы дела».

Таким образом, студент-троечник представляет собой типаж потенциального предпринимателя, а хороший студент – типаж будущего работника гуманитарной сферы занятости.

В дальнейшем предполагается продолжить анализ различий между группами студентов по другим критериям: по специальности, гендеру, материальному благосостоянию семьи и занятию родителей респондентов. Предполагается также более глубокое изучение причин, способствующих появлению этих различий.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.А., Аммосова Н.В. РАЗЛИЧИЯ В ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К УЧЕБЕ И БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31861 (дата обращения: 22.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674