Социологический опрос, которому посвящено данное исследование, полезно разным контингентам, как управленческим, так и преподавательским. Местным органам управления важно знать, на что нацелена студенческая молодежь, каким направлениям деятельности, производственным структурам она отдает предпочтения, как относится к предпринимательству, различным его видам. Администрации вузов следует позаботиться о том, чтобы информация о мерах поддержки предпринимательства в вузе доходила до студентов. Преподавателям вузов в связи с реализацией индивидуального подхода в подготовке специалистов и выстраиванием для каждого студента индивидуальной образовательной траектории также важно знать, на что именно ориентируются студенты при завершении учебы в вузе, в какой области они хотят применять все то, чему научились в вузе. Уже исходя из приведенных посылок, можно сделать вывод об актуальности проблемы, затронутой в статье.
Эта статья – одна из цикла статей, посвященных изучению российского студенчества (в частности, см. [1-3]) в проводимом нами исследовании. В данной работе рассматривается отношение студентов к вузовскому образованию, их предпочтения в выборе карьеры, отношение к предпринимательству.
Работа базируется на результатах анкетного опроса студентов, проведенного в 5 городах РФ в 2018/2019 учебном году: Астрахани, Москве, Воронеже, Твери и Тюмени. Общий объем выборки – более 800 чел. Опрос студентов, проводимый в Астрахани, проходил под руководством Аммосовой Н.В.
Цель исследования – выявление различий между студентами по взглядам на свою профессиональную карьеру, по отношению к занятию предпринимательством и к вузовскому образованию.
Материалы и методы исследования. Анкетирование студентов: бакалавров, магистрантов, аспирантов разных курсов и различных учебных заведений пяти городов России, позволило создать большую информационную базу для последующего анализа и обработки полученных данных.
Один из вопросов анкеты был нацелен на выяснение факторов, которые, на взгляд студентов, способствуют достижению успеха в работе после окончания вуза. Результаты очень выразительны – «глубокое освоение вузовской программы» оказалось самым бесполезным, на взгляд студентов, фактором (табл. 1). Поскольку на вопрос можно было дать несколько ответов, а результаты подсчитывались по числу ответов, общая сумма ответов больше 100%.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, что важно, чтобы добиться успеха в работе после окончания вуза?»
Факторы успеха |
Процент ответов |
Целеустремлённость |
65,9 |
Уверенность в себе |
53,3 |
Коммуникационные способности |
50,1 |
Постоянная готовность учиться |
37,1 |
Наличие связей (блат) |
22,4 |
Готовность отказаться на время от больших доходов |
21,5 |
Взаимопомощь, сотрудничество |
17,8 |
Готовность работать «24 часа в сутки» |
17,6 |
Наличие «большой мечты» |
14,2 |
Глубокое освоение вузовской программы |
10,5 |
Другое |
0,9 |
Данные о скептическом отношении студентов к вузовскому образованию подтверждаются и другими исследованиями [1; 4-7]. В Астрахани лишь 5,2% опрошенных студентов сочли важным фактором успеха «глубокое освоение вузовской программы». Интересно тем не менее, что студенты не против учебы в принципе. Такой фактор, как «готовность постоянно учиться», оценивается в 3,5 раза выше, чем освоение вузовской программы. Самое поразительное, что низко ценят «освоение вузовской программы» в качестве фактора успешной карьеры даже аспиранты, а ведь почти половина аспирантов (48,6%), согласно результатам нашего исследования в Воронеже, собирается работать в сфере образования, стать преподавателями вузов [2]. Это выглядит как один из парадоксов современного вузовского образования. Низкая оценка важности вузовских знаний относится и к случаю, если студенты захотели бы после окончания вуза заниматься предпринимательской деятельностью. Всего 15,6% были бы готовы ради успеха своего бизнеса уделить время освоению вузовской программы, хотя 78,9% сочли важным для себя изучить то, что, по их мнению, необходимо именно предпринимателю, например финансы, вопросы управления и т.д. При этом «в России диплом о высшем образовании все еще остается элементом национального культурного кода» [8]. По данным самого последнего опроса ВЦИОМ, проведенного в январе 2022 года, в семье каждого пятого опрошенного есть студенты [9]. Почему же студенты, нацеленные на получение диплома, тем не менее не заинтересованы в знаниях, которые дает вуз. Разные авторы указывают на большое количество причин снижения заинтересованности студентов в знаниях и вообще в получении высшего образования. Это и снижение качества образования, и отсутствие сбалансированности образования с потребностями рынка труда, а как следствие, невозможность найти работу по специальности. Это и возможность больших заработков в сферах, не требующих университетских знаний, а то и знаний вообще, и факт, что на рынке высоко ценят только выпускников топовых вузов и т. д. [10-12]. Однако среди студентов легко выделяются 2 группы, в отношении которых мы можем сказать, что они по-разному относятся к учебе, к освоению вузовской программы [13]. Это, согласно нашему опросу, студенты, в зачетках которых нет оценок ниже 4, и студенты, в зачетках которых нет оценок выше 4. Обычно их называют «хорошисты» и «троечники». Для простоты так и будем называть их в дальнейшем. Наша гипотеза заключается в том, что эти группы различаются по своим социально-демографическим характеристикам и по своим взглядам не только на учебу, но и в более широком плане. Соответственно, от них можно ожидать выбора разных траекторий профессиональной карьеры.
Результаты исследования и их обсуждение
Мы положили в основу выделения групп именно отношение к учебе. Действительно, разница между хорошистами и троечниками в этом отношении весьма существенна. 11,9% хорошистов считают это важным фактором успеха в будущем, но так думает всего лишь 7,3% троечников. Мы предполагаем провести дополнительное исследование, чтобы понять, становятся ли молодые люди троечниками потому, что не считают вузовские знания важными для себя априори, или, став троечниками, отставая в учебе, начинают планировать будущую карьеру, не требующую вузовских знаний. Различия в отношении учебы выявились и во многих других ответах студентов на вопросы анкеты. Так, в том же вопросе о важных факторах успеха 39,3% хорошистов назвали фактор «постоянная готовность учиться». Среди троечников выделили этот фактор 28,8%. Хорошисты тратят больше времени на самообразование (34,7% против 28,3% среди троечников).
Отметим различия социально-демографических характеристик хорошистов и троечников. Среди хорошистов 65,7% – девушки, а среди круглых отличников девушки составляют 79,5%. Эта традиция начинается со школы, где девочки тоже учатся в целом лучше, проявляют больше усидчивости и ответственности. Такая ситуация характерна и для учебы в вузах для большинства стран. Психологи объясняют превосходство женщин в учебе лучшим умением читать и понимать текст. В России уже давно девушки превалируют в вузах и по численности. Теперь такая тенденция выявилась и в странах ОЭСР: «в 1986 году 54% абитуриентов составляли мужчины, сейчас большинство (56%) - женщины» [14]. Разумеется, что приток образованных девушек скажется на рынке труда. Среди хорошистов (и круглых отличников тоже) самый большой процент студентов 20-22 лет. Это означает, что студенты становятся серьезнее к окончанию вуза. Естественно, что процент хорошистов среди студентов, обучающихся по программе магистратуры, выше, чем среди троечников. В магистратуру идут лучшие студенты. Если говорить о различиях в зависимости от специальности, то здесь бросается в глаза, что студенты технических специальностей учатся гораздо хуже остальных. Так, среди тех, кто учится исключительно на тройки, 40% составляют студенты – инженеры разных направлений. А вот среди круглых отличников почти половина – экономисты разных направлений. Оценки студентов также коррелируют с материальным состоянием семей. Троечников больше среди бедных или принадлежащих к низшей прослойке среднего класса, а хорошистов – среди богатых или принадлежащих к высшей прослойке среднего класса. Связаны успехи студентов и с социальным статусом семей. Среди хорошистов и отличников больше доля студентов из семей научных работников, работников образования и здравоохранения, работников органов государственной власти и управления, а вот среди троечников – студентов из семей работников торговли, общепита и ЖКХ, промышленных рабочих и предпринимателей.
Среди хорошистов и троечников наблюдаются различия в проведении досуга. Хорошисты в большей степени, чем троечники, интересуются культурными развлечениями: походами в театр, на выставки и т.п. (47,3% ответов у хорошистов и лишь 40,7% у троечников). Если вспомнить, что среди хорошистов больше девушек, то можно отнести этот результат также к гендерным различиям. Троечники по сравнению с хорошистами больше увлекаются компьютерными играми (8,4% среди хорошистов и 12,4% среди троечников). Троечники чаще, чем хорошисты, имеют подработки, тратя на это свой досуг. Хорошисты больше времени тратят на самообразование, а троечники – на домашние дела.
Опишем различия предпочтений в карьере. Выявилось, что «хорошисты» и «троечники» хотели бы выбрать разные направления занятости. Хорошисты в большей степени в сравнении с троечниками предпочитают работу по найму, а троечники скорее хотели бы организовать свое дело. При этом среди круглых отличников о том, чтобы организовать свое дело, задумывались 33.3%, а среди тех, у кого в зачетке исключительно тройки – 60%. Это может в какой-то степени объясняться тем, что потенциальные предприниматели не собираются работать в бизнесе по специальности и не считают, что институтские знания им пригодятся.
Как известно, работа предпринимателя связана с большими рисками, а работа по найму, как правило, более стабильна. Соответственно среди хорошистов стабильную работу предпочли бы 61,6% , а среди троечников – 58,3%.
Как и следовало ожидать, на научную работу нацелены в основном хорошисты (10,5% хорошистов и только 3,9% троечников). Хорошисты также чаще отдают предпочтение руководящей работе. Хорошисты предпочитают работу, связанную с искусством, а троечники – с техникой. Это объясняется гендерными особенностями. В [14] роль гендерных различий была продемонстрирована нами на выборе девушками и юношами предполагаемых занятий в области предпринимательства. Если же говорить о предпочтениях в выборе работы, связанной с новыми технологиями, то хорошие студенты выбирают чаще социогуманитарные технологии (36,3% против 29,2% среди троечников), а троечники – промышленные (19,3% против 15,9% среди хорошистов). Здесь тоже сказывается гендерный фактор, поскольку среди хорошистов больше девушек. Выбор студентов соответствует представлениям о женских и мужских профессиях, до сих пор бытующих в обществе.
Группы хорошистов и троечников имеют разные представления о предпринимательской деятельности. Мы уже говорили, что группа троечников чаще, чем группа хорошистов, предполагает выбор в качестве будущей карьеры предпринимательскую деятельность. Однако на вопрос, заслуживает ли предпринимательская деятельность глубокого уважения в обществе, ответы «да» и «скорее да» даёт 74,7% троечников, но 79,5% хорошистов. Интересно, что ожидание поддержки от родителей в случае выбора предпринимательской карьеры тоже выше у хорошистов, чем у троечников. Это предполагает наличие такой краски в характеристике группы троечников, как самостоятельность в принятии решений и, возможно, определенный цинизм, раз они хотели бы стать предпринимателями, считая это не самой уважаемой в обществе деятельностью. О самостоятельности свидетельствует и выбор троечниками в качестве самой важной характеристики предпринимателя «уверенность в своих силах, в своих идеях». Для хорошистов самыми важными качествами предпринимателя оказались «умение адаптироваться к ситуации, гибкость». Различается у этих групп и представление о работниках, нанимаемых предпринимателями. Представления хорошистов более оптимистичные, чем соответствующие взгляды троечников. 26,5% хорошистов полагают, что наемные работники – это люди, заботящиеся о процветании фирмы, надеющиеся стать партнерами. Среди троечников так считает только 21,5%. Троечникам чаще кажется, что наемные работники – люди безразличные, возможно, случайные. Обе рассматриваемые группы полагают, что для успешного бизнеса важно обладать стратегическим мышлением, но троечники чуть выше ценят мышление философское (5.6% среди троечников и 3,2% среди хорошистов). В этом отношении троечники, нацеленные на предпринимательскую карьеру, лучше чувствуют современные тенденции. В [15] доказывается, что философия исключительно полезна для предпринимательской деятельности, она «развивает навыки критического мышления и предпринимательского чутья». Там же утверждается, что «рост интереса к философии у предпринимателей и IT-специалистов – современный тренд». Хотя в целом среди студентов не так много тех, кто уже начал заниматься предпринимательством, троечники в этом отношении опережают хорошистов. 2,6% троечников сказали, что они уже являются предпринимателями, а хорошистов-предпринимателей всего 1,4%. Также троечники скорее, чем хорошисты, понимают, что занятие предпринимательством связано с риском и скорее к этому готовы. «Рисковать своими деньгами» согласны 28,3% троечников, но 22,6% хорошистов. Троечники меньше хорошистов, как мы уже отмечали, ценят учебу. Даже в случае, если они займутся предпринимательством, изучать то, что может конкретно пригодиться предпринимателю, готовы 78% троечников, но 80% хорошистов. Различаются у рассматриваемых групп студентов и представления о том, что наличие собственного бизнеса дает предпринимателю, что наиболее важно было бы для наших респондентов в этом смысле. Для троечников это: получение «стабильного дохода», «обеспечение будущего детей, возможность передать им свое дело» и «работа на себя, а не на "дядю"». По всем этим пунктам процент ответивших троечников выше, чем процент хорошистов. Зато хорошисты больше троечников заинтересованы в «возможности постоянного саморазвития» (42% хорошистов и 35,6% троечников выбрали этот ответ). Для хорошистов это второй по важности пункт после получения стабильного дохода, а для троечников – лишь четвертый. И, наконец, троечники более оптимистичны в том, что касается открытия своего бизнеса после окончания вуза (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете вероятность для себя лично стать предпринимателем сразу после окончания вуза и через 10 лет?» (в процентах ответов)
Оценка вероятности стать предпринимателем после окончания вуза (процент ответов) |
Хорошисты
|
Троечники |
Высокая |
12,1 |
14,0 |
Средняя |
37,9 |
41,1 |
Низкая |
50,0 |
44,9 |
Оценка вероятности стать предпринимателем через 10 лет после окончания вуза (процент ответов) |
|
|
Высокая |
38,7 |
41,5 |
Средняя |
48,7 |
45,8 |
Низкая |
12,6 |
12,7 |
Как видно из таблицы, некоторые проценты у хорошистов и троечников не сильно отличаются друг от друга (например, в последней строке таблицы 12,6% и 12,7%. Однако мы привели эти данные, так как они подтверждаются результатами предыдущих разнообразных исследований.
У хорошистов и троечников наблюдаются различия в осведомленности о мерах поддержки предпринимательства в вузе. По результатам расчетов по общей выборке (по 5 городам), больше половины студентов не осведомлены о наличии в их вузе каких-либо программ помощи начинающим бизнесменам и т.п. Но троечники осведомлены о вузовских мерах поддержки предпринимательства лучше хорошистов. Так, о существовании специального курса по бизнесу осведомлено 3,6% хорошистов и 5,6% троечников, о наличии в вузе студенческой бизнес-компании – 0,9 хорошистов и 3,4% троечников и о других мерах поддержки – 5,7% хорошистов и 6,9% троечников. Это свидетельствует о действительно более серьезном отношении троечников к возможности стать предпринимателем, о поиске ими специальной информации на эту тему.
Рассмотрим морально-этические взгляды, касающиеся работы. Из таблицы 1 видно, что эти приоритеты сохраняются и у студентов-хорошистов, и у троечников. Но троечники выше, чем хорошисты, ценят такой фактор успеха, как наличие связей, блат. (19,9% из числа хорошистов, а среди троечников – 24,5%). Троечники в сравнении с хорошистами выше ценят возможность хорошо заработать (76,8% ответов среди троечников и 71,7% – среди хорошистов). Среди тех, кто имеет в зачетке только тройки, процент желающих хорошо заработать ещё выше – 86,7%. С другой стороны, хорошисты больше троечников заинтересованы в том, чтобы получить известность, стать знаменитыми (15,1% хорошистов и 12,4% троечников). Среди тех, кто учится исключительно на тройки, ещё меньше желающих (или надеющихся) стать знаменитыми – 6,7%. В анкете был вопрос: «Какие качества Вы считаете самыми важными для предпринимателей?». Среди ответов был и такой: «Способность пойти на сделку с совестью, если это выгодно для бизнеса». Его выбрали 8,4% хорошистов, 10,7% троечников и треть студентов, имеющих в зачетке одни тройки без четверок. Хорошисты выше ценят работоспособность. Чтобы добиться успехов в предпринимательстве, 70,8% из них готовы работать много и напряженно. Троечникам кажется, что это не столь важно. Готовы работать много – лишь 61,4%. Студенты в целом довольно свободолюбивы, но троечники чуть больше. 41,6% троечников и 37,2% хорошистов хотят «работать на себя, а не на дядю». В свою очередь, хорошисты больше обеспокоены тем, чтобы работа соответствовала их интересам и способностям (44,8% хорошистов и 39,5% троечников). И, наконец, хорошисты более трепетно относятся к соблюдению законов: 37,4% хорошистов, но лишь 32,6% троечников готовы соблюдать закон, даже если следование закону кажется им несправедливым. Хорошисты в несколько большей степени в сравнении с троечниками ориентированы на предпринимательскую деятельность, которая приносила бы пользу обществу. 18% хорошистов считает, что для предпринимателей важно понимать значимость своего проекта для общества. Среди троечников так думает 15,9%.
Заключение. Наша гипотеза о том, что хорошие и посредственные студенты различаются не только отношением к учебе, что очевидно из их оценок в вузе, но и своими социально-демографическим характеристиками, выбором будущей карьеры и отношением к предпринимательству, подтвердилась. Анализ этих различий позволил обрисовать условный портрет студента, успешного в учебе, и студента-троечника.
Типаж хорошего студента: девушка, ориентированная на гуманитарные занятия, экономист, готовая учиться и вне стен вуза, склонная к саморазвитию, любящая культурный досуг, из интеллигентной и обеспеченной семьи. Предпочтительная карьера – интересная, желательно творческая работа по найму. Щепетильна в отношении морально-этических требований, адаптивна.
Типаж студента-троечника: юноша, учится по технической специальности, из небогатой семьи, родители часто не имеют высшего образования, подрабатывает, озабочен будущим материальным обеспечением. Культурным развлечениям предпочитает компьютерные игры и практические дела по дому. Предпочтительная карьера – предпринимательство. Высоко ценит качества, которые часто рассматриваются как необходимые предпринимателям: готовность к риску, смелость, свободолюбие, уверенность в своих силах. Уверен также и в своих силах, возможно, необоснованно. Низко ценит знания, получаемые путем общего образования. Отсутствуют идеалистические представления о жизни. Довольно циничен, готов нарушить закон «для пользы дела».
Таким образом, студент-троечник представляет собой типаж потенциального предпринимателя, а хороший студент – типаж будущего работника гуманитарной сферы занятости.
В дальнейшем предполагается продолжить анализ различий между группами студентов по другим критериям: по специальности, гендеру, материальному благосостоянию семьи и занятию родителей респондентов. Предполагается также более глубокое изучение причин, способствующих появлению этих различий.