Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРА ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Рахимбаева И.Э. 1 Дзгоев Б.М. 2
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
2 Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Реалии современного общества, повышение темпов научно-технического прогресса, значительное увеличение объемов информационных потоков наглядно демонстрируют важность опыта самостоятельной образовательной деятельности (далее СОД) для поддержания конкурентоспособности специалистов в любой области. Изучение современных вооруженных конфликтов позволило указать на изменение характера ведения боевых действий, применение высокотехнологичных видов вооружения, что, в свою очередь, подтверждает значимость опыта СОД для курсантов военных образовательных организаций высшего образования (далее ВООВО) войск национальной гвардии. В статье представлен анализ взглядов и подходов к изучению опыта специалистами. На основе данного анализа и учета специфики обучения в военном вузе приводятся авторские формулировки понятий «опыт», «опыт СОД курсантов» и даны их характеристики. Теоретически обосновывается структура опыта СОД курсантов с опорой на системный, личностный и деятельностный подходы. Обосновываются причины выбора пяти взаимосвязанных компонентов, составляющих структуру СОД курсантов (целеполагания, организационного, когнитивного, деятельностного, контрольно-коррекционного), и раскрывается их содержание. Разработанная структура опыта СОД курсантов позволяет наглядно и целостно представить процесс его формирования. Аргументируется необходимость дальнейших исследований проблематики опыта СОД курсантов, работы по подбору, обоснованию и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность его формирования.
опыт
структура опыта
компоненты опыта
самостоятельная образовательная деятельность
опыт самостоятельной образовательной деятельности
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01: Приказ Мин. обр. и науки РФ от 19.12.2016 г. № 1614. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71585156/? (дата обращения: 27.05.2022).
2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/makarenko_pedagogicheskie-sochineniya_1_1983/ (дата обращения: 26.05.2022).
3. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/shatsky_ped-soch_t1_1962/ (дата обращения: 25.05.2022).
4. Казанцева В.А. Формирование у будущих педагогов начального образования опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных ученических группах: дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2020. 258 с.
5. Кулуева Т.В. Формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2021. 233 с.
6. Лапицкая Е.В. Содержание и структура субъектного опыта студентов в образовательной деятельности // ИСОМ. 2015. № 6-1. С. 348-351.
7. Неясова И.А., Чегрина А.В., Серикова Л.А. Педагогические условия формирования продуктивного опыта младших школьников в дополнительном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 110-113.
8. Семенцова К.С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 91-97.
9. Ужан О.Ю. Формирование опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 194 с.
10. Хомченко А.И. Формирование профессионального опыта у курсантов военного вуза в процессе практической подготовки: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2019. 232 с.
11. Худякова М.А. Опыт, система умений и навыков в структуре самосознания // Вестник ПГГПУ. Серия: Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 103-113.
12. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Модэк МПСИ, 2004. 158 c.
13. Холодная М.А. Психология интеллекта парадоксы исследования учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Мо.: Юрайт, 2019. 308 c.
14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. Сентябрь, 2000. 111 с.
15. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
16. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.phantastike.com/pedagogics/didaktika_i_zhizn/djvu/view/ (дата обращения: 23.06.2022).
17. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл. [Электронный ресурс]. URL: https://www.phantastike.com/psychoanalis/sob_soch_v_10_tomakh_tom_1/djvu/view/ (дата обращения: 23.06.2022).
18. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.klex.ru/djr (дата обращения: 23.06.2022).
19. Шулика Н.А. Развитие у старшеклассников субъектного опыта учебно-познавательной самодеятельности в образовательном процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 25 с.

Процессы, происходящие в современном обществе, социокультурные преобразования, ускорение научно-технического прогресса обуславливают необходимость реформирования системы образования. Быстро меняющиеся условия жизни человека актуализируют изменение целей образовательной деятельности. На первый план выходит формирование человека-творца, созидателя, личности, обладающей инициативностью, самостоятельностью, готовностью к реконструкции, способностью подстроиться под происходящие изменения. Преобразованиям подвержена в том числе и военная сфера. Анализ современных вооруженных конфликтов говорит об изменении характера ведения боевых действий, широком применении новых, технологичных видов вооружений, автоматизированных систем управления, беспилотных летательных аппаратов, роботизированной техники. В этих условиях поддержание конкурентоспособности военного специалиста возможно лишь в случае непрерывного саморазвития и повышения уровня профессионализма, овладения навыками самоорганизации и самообразования.

Для курсанта ВООВО войск национальной гвардии возросла значимость опыта самостоятельной образовательной деятельности, это отражено в регламентирующих документах. Согласно ФГОС ВО, выпускник военного вуза должен обладать рядом профессионально-специализированных компетенций, способностью применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности, способностью работать с различными информационными ресурсами, осуществлять поиск, получение, анализ, оценку информации, систематизировать ее, обрабатывать и применять с целью решения профессиональных задач [1].

Цель исследования. Целью подготовки статьи считаем изучение и проведение анализа исследований, посвященных проблеме опыта, уточнение определения, характеристик и структуры опыта СОД курсантов ВООВО войск национальной гвардии, описание ее компонентов.

Материал и методы исследования. В ходе работы применены теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование, индукция, дедукция, изучение педагогической и психологической литературы.

В отечественной науке изучению категории «опыт» посвящено много исследований, для нашей работы актуально рассмотрение этого понятия в педагогической интерпретации. Теория опыта широко рассмотрена в трудах отечественных ученых, так, А.С. Макаренко обращал внимание на важную роль опыта в обучении и воспитании учеников: «Нет более диалектической науки, чем педагогика, и поэтому ни в какой другой области показания опыта не имеют такого большого значения» [2, с. 180]. В своих трудах С.Т. Шацкий указывал на важность учета опыта обучаемого при организации занятий [3, с. 35].

Современные специалисты продолжают исследование проблемы «опыта»: В.А. Казанцева [4], Т.В. Кулуева [5], Е.В. Лапицкая [6], И.А. Неясова [7], К.С. Семенцова [8], О.Ю. Ужан [9], А.И. Хомченко [10], М.А. Худякова [11] и др.

Анализ литературных источников показывает, что авторы выделяют различные виды опыта и подходы к его рассмотрению, представляют множество формулировок понятия «опыт». К.С. Семенцова в своей работе обобщает применяемые подходы [8, с. 93]:

- системный: опыт выступает как совокупность знаний, умений, навыков (В.Н. Мясищев) [12];

- когнитивный: опыт – это способность человека воспринимать, интерпретировать и оценивать действительность (М.А. Холодная) [13];

- субъектно-деятельностный: опыт – это отношение субъекта к действительности, которое формируется в процессе деятельности (И.С. Якиманская) [14];

- событийный: опыт – комплекс жизненных ситуаций (Л.И. Анцыферова) [15];

- когнитивно-феноменологический: опыт отражает анализ событий и явлений, отложенный в сознании (Л.В. Занков) [16];

- психотерапевтический: опыт – источник информации о жизни человека (З. Фрейд) [17];

- психосемантический: опыт – это операциональные структуры, формирующиеся под влиянием деятельности (Е.Ю. Артемьева) [18].

В.А. Казанцева предлагает классификацию опыта по трем основным критериям: по уровням проявления: личностный, субъектный, социальный, социокультурный; по содержанию: опыт деятельности, ценностей, отношений, рефлексии, эмоциональный, регуляторный и т.д.; по сфере деятельности: жизненный, образовательный, профессиональный [4, с. 38].

Педагоги предлагают множество определений дефиниции «опыт». Созвучными нашему мнению являются следующие. Опыт - это:

- комплекс знаний, умений, навыков, накопленных субъектом в практической и учебно-познавательной деятельности (О.Ю. Ужан) [9, с. 27];

- отражение собственной практической деятельности в знаниях, умениях и навыках (М.А. Худякова) [11, с. 107];

- интегративное личностное и социально-психологическое образование с диалектически развивающимися внутренними и внешними связями, обеспечивающими подготовленность человека в данной области его жизнедеятельности, представляющее собой единство ценностного отношения к познанию и определенных знаний и умений (Н.А. Шулика) [19, с. 13] и пр.

Исходя из контекста исследования и анализа представленных определений, под опытом мы понимаем единство ценностного отношения субъекта к деятельности и наличие усвоенных знаний, приемов и методов, выражающееся в практических проявлениях личности в поведении.

В современной педагогической теории существует большое число трактовок понятия «опыт». Широта и их многообразие связаны с различными аспектами изучения рассматриваемой проблемы. Нас интересует опыт профессиональной деятельности, который формируется в процессе СОД курсантов.

Вызывает несомненный интерес мнение К.С. Семенцовой. Автор рассматривает профессиональный опыт как личностное образование, в котором соединены имеющиеся понятия о профессиональной деятельности, положительные и отрицательные впечатления, возникающие в ходе овладения профессиональными навыками, пути и средства осуществления профессиональной деятельности, а также единство профессиональных ценностей, убеждений и норм [8]. А.И. Хомченко также справедливо считает профессиональный опыт военного специалиста личностным образованием, формирование которого проходит как в процессе военно-профессиональной подготовки, так и в процессе всей военно-профессиональной деятельности личности. В этом случае субъект военно-образовательного процесса усваивает смыслы, содержание, средства и способы деятельности, фиксируя их результаты как целостные ситуации-сценарии, позволяющие применять их в дальнейшей военно-профессиональной деятельности [10]. В работе В.А. Казанцевой отмечается, что профессиональный опыт - это система профессионально значимых знаний, умений, навыков и отношений, играющих большую роль в повышении эффективности профессиональной деятельности [4, с. 39].

Опираясь на анализ как суждений специалистов, так и особенности организации образовательного процесса в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии, опыт СОД курсантов можно определить как профессиональное, социальное и личностное образование, в основе которого лежит единство ценностного отношения субъекта к самостоятельной образовательной деятельности и усвоенных знаний, умений и навыков, выражающееся в индивидуальных практических проявлениях через личностный, профессиональный рост и совершенствование поведения курсантов.

Проведем анализ его содержательных характеристик и компонентного состава. В рамках нашего исследования интерес представляют идеи Е.В. Лапицкой, которая выделяет ряд компонентов субъектного опыта в образовательной деятельности [6, с. 350]: мотивационно-ценностный - включает выбор ориентиров и направлений сосредоточения усилий субъекта, мотивы и цели познания, ценностные ориентации; содержательно-процессуальный - отражает отношение субъекта к процессу деятельности, включает выбор приемов, способов и методов, применяемых в образовательном процессе; коммуникативный компонент - включает навыки взаимодействия субъекта с другими участниками образовательного процесса; рефлексивный компонент - умения и навыки анализа образовательной деятельности, оценки и внесения корректив в ее ход.

Т.В. Кулуева предлагает несколько иную структуру опыта [5, с. 49]: аксиологический компонент (является системообразующим), отражающий устойчивое мотивационно-ценностное отношение к деятельности, эмоциональную вовлеченность при ее осуществлении; направленность на удовлетворение потребности деятельности; познавательный компонент, который включает систематизацию знаний о способах, приемах, средствах и путях деятельности; поведенческий компонент - отражает развитие умений, навыков, применяемых в процессе деятельности. Также интересной представляется структура опыта, предложенная Н.В. Шулика, которая включает мотивационно-ценностную, содержательно-процессуальную, эмоционально-регулятивную составляющие [19, с. 13]. А.И. Хомченко останавливается на когнитивном, аффективном, смысловом и операциональном компонентах [10, с. 27].

Как видно, представленные выше структурные характеристики не противоречат друг другу, а все связаны деятельностным подходом.

Результаты исследования и их обсуждение. Подводя итог изучения различных точек зрения, выделим такие характеристики категории «опыт СОД», как системность, рефлексивность, когнитивность, практическая направленность, индивидуальность, преобразующий характер.

Системность. Независимо от видов опыта и подходов к его рассмотрению, исследователи сходятся в отношении к опыту как к системе. При этом опыт СОД представляет собой систему, состоящую из внутренней и внешней стороны. Внутренняя отражает отношение курсанта к процессу формирования опыта СОД (мотивация, активность, осмысленность, заинтересованность, потребность в самореализации, развитии). Внешняя сторона отражает наличие инструментального аппарата (приобретенные знания по методике профессионального самосовершенствования, усвоенные умения и навыки, применяемые в процессе СОД). Опыт СОД - это система, не имеющая четких границ, система, которая находится в процессе непрерывного изменения, расширения и наполнения.

Рефлексивность. Формирование опыта СОД курсанта сопровождается процессами самоанализа, самооценки, саморегуляции, самоорганизации, которые протекают на всех ее этапах начиная с выбора цели и заканчивая достижением результата. Опыт выступает результатом чувственного, рефлексивного восприятия процесса СОД.

Когнитивность. Формирование опыта СОД курсанта - это процесс, направленный на развитие, пополнение багажа знаний, расширение набора навыков, совершенствование профессионализма, повышение эффективности, функциональности в профессиональной деятельности и в конечном счете становление будущего офицера.

Практическая направленность. Как известно, опыт непосредственно связан с деятельностью. Формирование опыта СОД происходит в процессе выполнения практической деятельности, результаты которой, как положительные, так и отрицательные, фиксируются в сознании. Сформировавшийся опыт СОД проявляется в практической реализации конкретных умений и навыков, необходимых в процессе профессиональной деятельности.

Индивидуальность. В научной литературе достаточно исследований, подтверждающих, что прямой передаче подлежит информация, но для опыта это не характерно. Преподаватель может рассказать обучающемуся о методах, приемах и способах деятельности, об опыте других лиц, однако для интериоризации личного опыта этого недостаточно, необходимо самому прожить, прочувствовать, проделать. Формирование опыта СОД курсанта осуществляется в процессе индивидуальной работы над собой.

Преобразующий характер. В процессе формирования опыта СОД происходит трансформация курсанта, приобретаются, развиваются личностные качества и свойства, изменяются характеристики. В результате СОД курсант приобретает умения, овладевает навыками, которыми ранее не обладал. Формирование опыта СОД - это созидательный процесс, во время которого происходит выстраивание новой личности, обладающей новыми качествами и готовой к их применению в профессиональной деятельности.

Опираясь на рассмотренные выше исследования, системный, личностный и деятельностный подходы, представим компоненты опыта СОД курсанта (рис. 1).

Структура опыта СОД курсантов ВООВО войск национальной гвардии

Рассмотрим каждый компонент:

1 - компонент целеполагания - включает опыт поиска мотивации, формулировки цели и определения задач, на достижение которых направлена СОД. Данный компонент отражает отношение курсанта к своей деятельности, умение найти смысл, осознать личную заинтересованность в ее эффективности, занять активную субъектную позицию, проявить инициативность; умение поставить перед собой конкретную цель, задачи и определить критерии их достижения; проявить волю в процессе деятельности, преодолевать трудности и препятствия.

2 - организационный компонент - включает опыт анализа и планирования. Отражает умение самооценки, оценки исходного состояния, наличия внутренних и внешних ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, умение планирования деятельности, выбора наиболее целесообразных методов, форм, приемов и способов СОД. Опыт взаимодействия с преподавателями, командирами подразделений, коммуникации в воинском коллективе с целью качественной организации СОД.

3 - когнитивный компонент - включает опыт познания, поиска, получения, освоения и применения новой информации; опыт работы с литературными источниками, электронными информационными ресурсами, опыт проведения научных исследований, выполнения различных индивидуальных заданий.

4 - деятельностный компонент - включает опыт самостоятельной, практической деятельности, направленный на получение новых умений и навыков, овладение инструментарием; опыт участия в проведении лабораторных работ, моделировании, конструировании, изобретательской и рационализаторской деятельности.

5 - контрольно-коррекционный компонент - включает опыт анализа СОД, саморефлексии, определения своих «сильных» и «слабых» качеств, управления собой; опыт контроля эффективности выбранных методов, форм, приемов и способов ведения деятельности; способность реальной оценки хода СОД, личной продуктивности, фиксации промежуточных результатов, внесения корректировок в ее процесс; опыт осознания ошибок и неудач, допущенных в процессе СОД, и реакции на них.

Заключение

Таким образом, разработанная структура опыта СОД курсантов ВООВО войск национальной гвардии позволяет представить рассматриваемый процесс целостно с присущими ему компонентами, что обеспечит наиболее эффективное достижение поставленной цели. Опыт самостоятельной образовательной деятельности курсанта является важным условием профессиональной реализации будущего офицера, определяет вектор его развития, является фактором успешности. В период постоянно изменяющихся условий выполнения задач наличие опыта СОД способствует повышению результативности в освоении новых знаний, новых видов служебно-боевой деятельности, овладении новыми видами вооружения и военной техники. Формирование опыта СОД курсанта представляется одним из основных направлений военного образования. Результатом обучения в военном вузе должно стать не только получение определенного набора знаний, но и умение применить их во время выполнения служебно-боевых задач. Научить учиться и развиваться в течение всей службы, вырастить инициативного, целеустремленного, активного, способного к самоанализу и саморегуляции офицера является целью военной школы нового времени. Считаем необходимым продолжить работу по дальнейшему изучению проблематики опыта СОД курсантов, по подбору, теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность его формирования.


Библиографическая ссылка

Рахимбаева И.Э., Дзгоев Б.М. СТРУКТУРА ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31842 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674