Процессы, происходящие в современном обществе, социокультурные преобразования, ускорение научно-технического прогресса обуславливают необходимость реформирования системы образования. Быстро меняющиеся условия жизни человека актуализируют изменение целей образовательной деятельности. На первый план выходит формирование человека-творца, созидателя, личности, обладающей инициативностью, самостоятельностью, готовностью к реконструкции, способностью подстроиться под происходящие изменения. Преобразованиям подвержена в том числе и военная сфера. Анализ современных вооруженных конфликтов говорит об изменении характера ведения боевых действий, широком применении новых, технологичных видов вооружений, автоматизированных систем управления, беспилотных летательных аппаратов, роботизированной техники. В этих условиях поддержание конкурентоспособности военного специалиста возможно лишь в случае непрерывного саморазвития и повышения уровня профессионализма, овладения навыками самоорганизации и самообразования.
Для курсанта ВООВО войск национальной гвардии возросла значимость опыта самостоятельной образовательной деятельности, это отражено в регламентирующих документах. Согласно ФГОС ВО, выпускник военного вуза должен обладать рядом профессионально-специализированных компетенций, способностью применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности, способностью работать с различными информационными ресурсами, осуществлять поиск, получение, анализ, оценку информации, систематизировать ее, обрабатывать и применять с целью решения профессиональных задач [1].
Цель исследования. Целью подготовки статьи считаем изучение и проведение анализа исследований, посвященных проблеме опыта, уточнение определения, характеристик и структуры опыта СОД курсантов ВООВО войск национальной гвардии, описание ее компонентов.
Материал и методы исследования. В ходе работы применены теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование, индукция, дедукция, изучение педагогической и психологической литературы.
В отечественной науке изучению категории «опыт» посвящено много исследований, для нашей работы актуально рассмотрение этого понятия в педагогической интерпретации. Теория опыта широко рассмотрена в трудах отечественных ученых, так, А.С. Макаренко обращал внимание на важную роль опыта в обучении и воспитании учеников: «Нет более диалектической науки, чем педагогика, и поэтому ни в какой другой области показания опыта не имеют такого большого значения» [2, с. 180]. В своих трудах С.Т. Шацкий указывал на важность учета опыта обучаемого при организации занятий [3, с. 35].
Современные специалисты продолжают исследование проблемы «опыта»: В.А. Казанцева [4], Т.В. Кулуева [5], Е.В. Лапицкая [6], И.А. Неясова [7], К.С. Семенцова [8], О.Ю. Ужан [9], А.И. Хомченко [10], М.А. Худякова [11] и др.
Анализ литературных источников показывает, что авторы выделяют различные виды опыта и подходы к его рассмотрению, представляют множество формулировок понятия «опыт». К.С. Семенцова в своей работе обобщает применяемые подходы [8, с. 93]:
- системный: опыт выступает как совокупность знаний, умений, навыков (В.Н. Мясищев) [12];
- когнитивный: опыт – это способность человека воспринимать, интерпретировать и оценивать действительность (М.А. Холодная) [13];
- субъектно-деятельностный: опыт – это отношение субъекта к действительности, которое формируется в процессе деятельности (И.С. Якиманская) [14];
- событийный: опыт – комплекс жизненных ситуаций (Л.И. Анцыферова) [15];
- когнитивно-феноменологический: опыт отражает анализ событий и явлений, отложенный в сознании (Л.В. Занков) [16];
- психотерапевтический: опыт – источник информации о жизни человека (З. Фрейд) [17];
- психосемантический: опыт – это операциональные структуры, формирующиеся под влиянием деятельности (Е.Ю. Артемьева) [18].
В.А. Казанцева предлагает классификацию опыта по трем основным критериям: по уровням проявления: личностный, субъектный, социальный, социокультурный; по содержанию: опыт деятельности, ценностей, отношений, рефлексии, эмоциональный, регуляторный и т.д.; по сфере деятельности: жизненный, образовательный, профессиональный [4, с. 38].
Педагоги предлагают множество определений дефиниции «опыт». Созвучными нашему мнению являются следующие. Опыт - это:
- комплекс знаний, умений, навыков, накопленных субъектом в практической и учебно-познавательной деятельности (О.Ю. Ужан) [9, с. 27];
- отражение собственной практической деятельности в знаниях, умениях и навыках (М.А. Худякова) [11, с. 107];
- интегративное личностное и социально-психологическое образование с диалектически развивающимися внутренними и внешними связями, обеспечивающими подготовленность человека в данной области его жизнедеятельности, представляющее собой единство ценностного отношения к познанию и определенных знаний и умений (Н.А. Шулика) [19, с. 13] и пр.
Исходя из контекста исследования и анализа представленных определений, под опытом мы понимаем единство ценностного отношения субъекта к деятельности и наличие усвоенных знаний, приемов и методов, выражающееся в практических проявлениях личности в поведении.
В современной педагогической теории существует большое число трактовок понятия «опыт». Широта и их многообразие связаны с различными аспектами изучения рассматриваемой проблемы. Нас интересует опыт профессиональной деятельности, который формируется в процессе СОД курсантов.
Вызывает несомненный интерес мнение К.С. Семенцовой. Автор рассматривает профессиональный опыт как личностное образование, в котором соединены имеющиеся понятия о профессиональной деятельности, положительные и отрицательные впечатления, возникающие в ходе овладения профессиональными навыками, пути и средства осуществления профессиональной деятельности, а также единство профессиональных ценностей, убеждений и норм [8]. А.И. Хомченко также справедливо считает профессиональный опыт военного специалиста личностным образованием, формирование которого проходит как в процессе военно-профессиональной подготовки, так и в процессе всей военно-профессиональной деятельности личности. В этом случае субъект военно-образовательного процесса усваивает смыслы, содержание, средства и способы деятельности, фиксируя их результаты как целостные ситуации-сценарии, позволяющие применять их в дальнейшей военно-профессиональной деятельности [10]. В работе В.А. Казанцевой отмечается, что профессиональный опыт - это система профессионально значимых знаний, умений, навыков и отношений, играющих большую роль в повышении эффективности профессиональной деятельности [4, с. 39].
Опираясь на анализ как суждений специалистов, так и особенности организации образовательного процесса в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии, опыт СОД курсантов можно определить как профессиональное, социальное и личностное образование, в основе которого лежит единство ценностного отношения субъекта к самостоятельной образовательной деятельности и усвоенных знаний, умений и навыков, выражающееся в индивидуальных практических проявлениях через личностный, профессиональный рост и совершенствование поведения курсантов.
Проведем анализ его содержательных характеристик и компонентного состава. В рамках нашего исследования интерес представляют идеи Е.В. Лапицкой, которая выделяет ряд компонентов субъектного опыта в образовательной деятельности [6, с. 350]: мотивационно-ценностный - включает выбор ориентиров и направлений сосредоточения усилий субъекта, мотивы и цели познания, ценностные ориентации; содержательно-процессуальный - отражает отношение субъекта к процессу деятельности, включает выбор приемов, способов и методов, применяемых в образовательном процессе; коммуникативный компонент - включает навыки взаимодействия субъекта с другими участниками образовательного процесса; рефлексивный компонент - умения и навыки анализа образовательной деятельности, оценки и внесения корректив в ее ход.
Т.В. Кулуева предлагает несколько иную структуру опыта [5, с. 49]: аксиологический компонент (является системообразующим), отражающий устойчивое мотивационно-ценностное отношение к деятельности, эмоциональную вовлеченность при ее осуществлении; направленность на удовлетворение потребности деятельности; познавательный компонент, который включает систематизацию знаний о способах, приемах, средствах и путях деятельности; поведенческий компонент - отражает развитие умений, навыков, применяемых в процессе деятельности. Также интересной представляется структура опыта, предложенная Н.В. Шулика, которая включает мотивационно-ценностную, содержательно-процессуальную, эмоционально-регулятивную составляющие [19, с. 13]. А.И. Хомченко останавливается на когнитивном, аффективном, смысловом и операциональном компонентах [10, с. 27].
Как видно, представленные выше структурные характеристики не противоречат друг другу, а все связаны деятельностным подходом.
Результаты исследования и их обсуждение. Подводя итог изучения различных точек зрения, выделим такие характеристики категории «опыт СОД», как системность, рефлексивность, когнитивность, практическая направленность, индивидуальность, преобразующий характер.
Системность. Независимо от видов опыта и подходов к его рассмотрению, исследователи сходятся в отношении к опыту как к системе. При этом опыт СОД представляет собой систему, состоящую из внутренней и внешней стороны. Внутренняя отражает отношение курсанта к процессу формирования опыта СОД (мотивация, активность, осмысленность, заинтересованность, потребность в самореализации, развитии). Внешняя сторона отражает наличие инструментального аппарата (приобретенные знания по методике профессионального самосовершенствования, усвоенные умения и навыки, применяемые в процессе СОД). Опыт СОД - это система, не имеющая четких границ, система, которая находится в процессе непрерывного изменения, расширения и наполнения.
Рефлексивность. Формирование опыта СОД курсанта сопровождается процессами самоанализа, самооценки, саморегуляции, самоорганизации, которые протекают на всех ее этапах начиная с выбора цели и заканчивая достижением результата. Опыт выступает результатом чувственного, рефлексивного восприятия процесса СОД.
Когнитивность. Формирование опыта СОД курсанта - это процесс, направленный на развитие, пополнение багажа знаний, расширение набора навыков, совершенствование профессионализма, повышение эффективности, функциональности в профессиональной деятельности и в конечном счете становление будущего офицера.
Практическая направленность. Как известно, опыт непосредственно связан с деятельностью. Формирование опыта СОД происходит в процессе выполнения практической деятельности, результаты которой, как положительные, так и отрицательные, фиксируются в сознании. Сформировавшийся опыт СОД проявляется в практической реализации конкретных умений и навыков, необходимых в процессе профессиональной деятельности.
Индивидуальность. В научной литературе достаточно исследований, подтверждающих, что прямой передаче подлежит информация, но для опыта это не характерно. Преподаватель может рассказать обучающемуся о методах, приемах и способах деятельности, об опыте других лиц, однако для интериоризации личного опыта этого недостаточно, необходимо самому прожить, прочувствовать, проделать. Формирование опыта СОД курсанта осуществляется в процессе индивидуальной работы над собой.
Преобразующий характер. В процессе формирования опыта СОД происходит трансформация курсанта, приобретаются, развиваются личностные качества и свойства, изменяются характеристики. В результате СОД курсант приобретает умения, овладевает навыками, которыми ранее не обладал. Формирование опыта СОД - это созидательный процесс, во время которого происходит выстраивание новой личности, обладающей новыми качествами и готовой к их применению в профессиональной деятельности.
Опираясь на рассмотренные выше исследования, системный, личностный и деятельностный подходы, представим компоненты опыта СОД курсанта (рис. 1).
Структура опыта СОД курсантов ВООВО войск национальной гвардии
Рассмотрим каждый компонент:
1 - компонент целеполагания - включает опыт поиска мотивации, формулировки цели и определения задач, на достижение которых направлена СОД. Данный компонент отражает отношение курсанта к своей деятельности, умение найти смысл, осознать личную заинтересованность в ее эффективности, занять активную субъектную позицию, проявить инициативность; умение поставить перед собой конкретную цель, задачи и определить критерии их достижения; проявить волю в процессе деятельности, преодолевать трудности и препятствия.
2 - организационный компонент - включает опыт анализа и планирования. Отражает умение самооценки, оценки исходного состояния, наличия внутренних и внешних ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, умение планирования деятельности, выбора наиболее целесообразных методов, форм, приемов и способов СОД. Опыт взаимодействия с преподавателями, командирами подразделений, коммуникации в воинском коллективе с целью качественной организации СОД.
3 - когнитивный компонент - включает опыт познания, поиска, получения, освоения и применения новой информации; опыт работы с литературными источниками, электронными информационными ресурсами, опыт проведения научных исследований, выполнения различных индивидуальных заданий.
4 - деятельностный компонент - включает опыт самостоятельной, практической деятельности, направленный на получение новых умений и навыков, овладение инструментарием; опыт участия в проведении лабораторных работ, моделировании, конструировании, изобретательской и рационализаторской деятельности.
5 - контрольно-коррекционный компонент - включает опыт анализа СОД, саморефлексии, определения своих «сильных» и «слабых» качеств, управления собой; опыт контроля эффективности выбранных методов, форм, приемов и способов ведения деятельности; способность реальной оценки хода СОД, личной продуктивности, фиксации промежуточных результатов, внесения корректировок в ее процесс; опыт осознания ошибок и неудач, допущенных в процессе СОД, и реакции на них.
Заключение
Таким образом, разработанная структура опыта СОД курсантов ВООВО войск национальной гвардии позволяет представить рассматриваемый процесс целостно с присущими ему компонентами, что обеспечит наиболее эффективное достижение поставленной цели. Опыт самостоятельной образовательной деятельности курсанта является важным условием профессиональной реализации будущего офицера, определяет вектор его развития, является фактором успешности. В период постоянно изменяющихся условий выполнения задач наличие опыта СОД способствует повышению результативности в освоении новых знаний, новых видов служебно-боевой деятельности, овладении новыми видами вооружения и военной техники. Формирование опыта СОД курсанта представляется одним из основных направлений военного образования. Результатом обучения в военном вузе должно стать не только получение определенного набора знаний, но и умение применить их во время выполнения служебно-боевых задач. Научить учиться и развиваться в течение всей службы, вырастить инициативного, целеустремленного, активного, способного к самоанализу и саморегуляции офицера является целью военной школы нового времени. Считаем необходимым продолжить работу по дальнейшему изучению проблематики опыта СОД курсантов, по подбору, теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность его формирования.