Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рубашенко С.А. 1 Зайцева С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
Обсуждаются произошедшие в последние годы результаты и дальнейшие направления трансформации высшего образования. Обосновываются перспективы смешанного обучения, позволяющего расширить образовательные возможности студентов и результативно использовать все преимущества цифровизации образования. Обоснована актуальность проблемы разработки методик и технологий контроля и оценки учебных достижений обучающихся в условиях смешанного обучения. Ключевой целью работы выступает проектирование структуры, содержания и этапов разработки электронного портфолио как объективного комплексного средства оценивания достижений студентов бакалавриата педагогического направления подготовки. Интеграция технологии электронного портфолио в педагогические вузы способствует ориентации будущих педагогов на активное включение данной технологии в школьное образование. Представлен порядок создания сетевого электронного портфолио, описывается его структура, включающая инвариантные и вариативные компоненты. Компетентностный подход к реализации технологии электронного портфолио позволяет обеспечить поэтапное профессиональное становление будущего учителя в процессе цифровой трансформации высших учебных заведений. Материалы портфолио позволяют проводить независимую экспертную оценку профессиональной компетенции будущего педагога как преподавателям, так и представителям работодателя. Процесс проектирования и наполнения портфолио помогает студенту обоснованно подойти к оценке собственных достижений и выстроить индивидуальную траекторию успешности.
студент
вуз
смешанное обучение
электронное портфолио
Комплексная оценка
профессиональные компетенции
1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021.Т. 30. № 5. С. 44-64. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64.
2. Ломоносова Н.В. К вопросу об использовании системы смешанного обучения студентами вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (182). С. 122-126.
3. Порядок функционирования электронной информационно-образовательной среды. ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал. [Электронный ресурс]. URL: http://sspu.ru/sveden/doc/Poryadok_funkcionirovaniya_EIOS_31.08.2018.pdf?v=414366337 (дата обращения: 30.05.2022).
4. Развитие профессиональной компетентности будущего педагога в вузе: опыт и перспективы: коллективная монография / ред.: А.А. Михайлов, Г.Е. Муравьева. М.: Издательство "Русский журнал", 2021. 274 с.
5. Рубашенко С.А., Зайцева С.А. Электронное портфолио педагога: критерии оценки качества // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: сб. материалов науч.-практ. конф. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. С. 162-165.

Сложности и проблемы всеобщего перехода образовательных учреждений страны на дистанционный формат учебного взаимодействия, вызванный пандемией COVID-19, довольно активно обсуждаются на конференциях и в научных публикациях. Система отечественного образования сделала хоть и вынужденный, но значительный успешный прорыв в освоении и интеграции в учебный процесс современных цифровых технологий, без использования которых сложно себе представить реализацию дистанционного взаимодействия педагога с обучающимися.

В настоящее время во многих педагогических исследованиях проводится анализ основных проблем и трудностей, с которыми столкнулись педагоги в этот период; оцениваются как технические возможности образовательных организаций, возможности электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ, результаты цифровой трансформации образования и оснащенность цифровой образовательной среды, так и проблемы с эмоциональным напряжением участников образовательных отношений, с психологическими сложностями преподавания и обучения в сложившихся условиях, проблемы недостаточного уровня профессиональной и ИКТ-компетентности педагогов и многое другое. Особую актуальность для всех уровней образования в период дистанционного формата учебного взаимодействия вызвал такой сложный и крайне важный вопрос, как организация оценки качества образования, важной оставляющей которой является адекватность оценки успешности освоения образовательной программы обучающимися.

Несмотря на то что большинство образовательных учреждений в данный момент пытается вернуться к привычному варианту организации учебного взаимодействия участников образовательных отношений, наблюдается всеобщее понимание педагогической общественностью невозможности возврата в прошлое, а возвращение к старым, привычным образовательным технологиям расценивается как регресс. Мы считаем, что будущее в системе высшего образования за смешанным обучением. Многочисленные научные исследования определяют смешанное обучение по-разному: это и система обучения, и модель образовательного процесса, образовательный подход, форма организации обучения, а также образовательная технология. Смешанное обучение представляет собой обоснованное и рациональное сочетание традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса (life); дистанционного взаимодействия студентов и преподавателя, студентов друг с другом или студентов с сетевым интерактивным ресурсом (online); автономного обучения студентов с использованием электронного ресурса (offline) [1, с. 47]. Данный образовательный подход совмещает очное обучение и онлайн-обучение, позволяет создать массовый новый формат обучения, который меняет роль педагога, учебное содержание предметов, заданий и оценочных материалов. Оно обеспечивает успешную адаптацию обучения к социальным характеристикам цифровой среды, сохраняя при этом традиционную специфику педагогического процесса.

Целью нашего исследования стало проектирование структуры, содержания и этапов разработки электронного портфолио как объективного комплексного средства оценивания достижений студентов бакалавриата педагогического направления в условиях смешанного обучения.

Материал и методы исследования. В процессе нашего исследования мы опирались на образовательные стандарты высшего образования, профессиональный стандарт педагога, рабочие программы дисциплин, актуализированные в соответствии с проблематикой исследования, личные разработки для проведения занятий со студентами. В исследовании использовались теоретические (изучение и систематизация психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся (технологических решений и содержания электронных портфолио)) методы.

Результаты исследования и их обсуждение. За последние два года дистанционный формат учебного взаимодействия прочно вошел в педагогическую действительность вузов, а за последнее полугодие успешно трансформировался в смешанное обучение, позволяющее ему занять достойное место в образовательном процессе любого уровня образования. Согласно исследованиям Н.В. Ломоносовой, 91% вузов успешно используют систему смешанного обучения студентов [2]. Смешанное обучение как технология является инструментом изменения характера взаимодействия учителя с учеником в сторону персонализации образовательного процесса. Оно расширяет образовательные возможности, позволяет реализовать весь спектр образовательных программ, форм и методов учебной деятельности, направленных на удовлетворение конкретных образовательных запросов, интересов, устремлений обучающихся, позволяющих самостоятельно определять стратегию и темп обучения.

Большинство педагогов-исследователей признают, что процесс передачи информации и знаний в условиях смешанного обучения возможно выстроить довольно логично и успешно. Однако серьезной, пока до конца не решенной проблемой является разработка методик и технологий осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся в условиях дистанционного взаимодействия. Технологические и педагогические исследования в этой области ведутся постоянно, создаются новые инструменты тестирования, набирают популярность технологии прокторинга. Апробацию новых разработок оценки эффективности обучения можно идентифицировать на примере реализации распространенных и популярных онлайн-курсов.

Актуальной для смешанного обучения остается и проблема оценки сформированности универсальных компетенций, так называемых soft skills - мягких навыков, которые проявляются и идентифицируются не столько в рамках дисциплин, сколько во внеучебной деятельности студента. Это одна из сложнейших областей оценки, которая «не вписывается» в четкие метрики критериальных систем оценивания и не может быть измерена тестированием. Владение «мягкими» компетенциями особенно актуально для выпускников вузов, которым приходится конкурировать с более опытными претендентами на вакантное место с уже сформированными профессиональными и социальными навыками.

В Шуйском филиале Ивановского государственного университета в период постоянных переходов от очного к дистанционному формату учебного взаимодействия мы столкнулись со сложностями оценивания именно внеучебных достижений, которые являются важной составной частью комплексной оценки учебных достижений обучающихся и значимым показателем готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности. Дистанционный формат обучения зачастую «расхолаживает» студентов, они не справляются с распределением времени, сталкиваются с прокрастинацией (избегание дел и откладывание их на потом). И если способами мотивации студентов к освоению образовательной программы наши преподаватели довольно успешно владеют, да и формы контроля и оценивания образовательных результатов успешно адаптированы к условиям смешанного обучения, то внеучебная деятельность порой теряет свою значимость на фоне и так достаточных сложностей освоения образовательной программы в дистанционном формате взаимодействия.

Мы полагаем, что эффективным инструментом комплексной оценки, включающей оценку сформированности у студентов универсальных компетенций, позволяющей субъектам осуществить перевод результатов решения задач (в том числе и внеучебных) в формат компетенций, может стать технология электронного портфолио. Под технологией «портфолио студента» мы понимаем процесс и результат систематизации студентом собственных достижений, прогнозирования своей будущей профессиональной успешности и поиска траекторий ее достижения.

На наш взгляд, именно портфолио обладает такими признаками, как комплексность, перспективность, полисубъектность, аутентичность, открытость, персонифицированность и рефлексивность. Эта технология позволяет осуществить как индивидуальную, так и групповую оценку, взаимо- и самооценку студентов, стимулирует их познавательную активность, обеспечивает повышение уровня организации и самоорганизации учебной деятельности и, как следствие, повышение качества образовательных результатов в целом. Она позволяет учитывать достижения студента не только в учебной деятельности, но и в творческой, социальной, исследовательской, профессиональной и т.д.

Порядок функционирования электронной информационно-образовательной среды Шуйского филиала ИвГУ определяет электронное портфолио обучающегося бакалавриата и магистратуры как «компонент ЭИОС филиала, ориентированный на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий»[3]. Данный порядок возлагает функции по формированию портфолио на обучающихся, которые несут ответственность за своевременность предоставления информации и ее достоверность. Согласно этому положению студенты организуют работу по созданию своего портфеля документов посредством платформы «1С: Университет». Недостатком такого портфолио является его закрытость для сторонних пользователей, что ограничивает возможности студентов использовать этот ресурс для презентации себя работодателям. Для того чтобы каждый студент смог создать качественное портфолио выпускника в соответствии со своими интересами и образовательными возможностями, которое в дальнейшем станет электронным портфолио педагога-профессионала, мы предлагаем использовать сторонние ресурсы.

В качестве инструмента для создания сетевого электронного портфолио «Портфолио будущего педагога» студенты вуза активно используют сервис Google – Sites.google.com. Мы предлагаем студентам размещать в портфолио материалы, отражающие их значимые достижения до поступления в вуз, и рекомендуем развивать его далее, в процессе всего обучения в вузе, трансформируя его, таким образом, в профессиональное электронное портфолио педагога [4]. Содержание электронного портфолио определяет сам студент. В основу структуры портфолио положено формирование общих и профессиональных компетенций студента. Так, общепедагогическую компетентность характеризуют такие оценочные средства, как автобиография студента, профессиональное резюме, разнообразные сертификаты и грамоты. Для отражения сформированности исследовательской компетентности студенты размещают доклады, тезисы выступлений, проекты, курсовые работы и многое другое. Технология и качество представления материалов портфолио позволяет судить об уровне ИКТ-компетентности студента.

Разнообразны способы представления результатов освоения профессиональных модулей. Этот аспект отражен в документах и отзывах по производственным практикам, проектах по направлению подготовки, в авторских методических разработках, в том числе с использованием цифровых ресурсов. Примерная структура электронного портфолио студентов представлена на рисунке.

Важным вопросом является система оценивания электронного портфолио студента. Во-первых, существует проблема обязательного минимума и необязательного максимума элементов наполнения портфолио. Во-вторых, проблема определения значимости того или иного элемента в общей оценке. В-третьих, проблема определения баланса между качественно-количественной направленностью критериев оценивания портфолио и стандартизацией критериев оценивания ФГОС ВО [5, с. 164].

Разработка студентами электронного портфолио организуется в процессе изучения различных дисциплин, через которые реализуется привлечение будущих педагогов к проектной, исследовательской и научной деятельности.

Структура портфолио студента

Несомненно, большую роль в наполнении портфолио играют как дисциплины коммуникативно-цифрового модуля, реализуемые на всех направлениях подготовки в вузе (например, «ИКТ и медиаинформационная грамотность», «Электронная школа 21 века»), так и дисциплины предметно-методического направления (модуля). Для реализации профильных дисциплин нами была проведена актуализация рабочих программ в соответствии с целями исследования. Для студентов образовательной программы «Начальное образование» это «Методика обучения младших школьников», все методики обучения предметам (русскому языку, математике, технологии и т.д.), «Организация внеурочной деятельности младших школьников» и ряд других дисциплин. Для реализации комплексной оценки готовности студентов к профессиональной деятельности мы попытались связать критерии оценки электронного портфолио с компетенциями, которые формируются у студентов в процессе изучения этих дисциплин (таблица).

Технология оценки учебных достижений студентов посредством портфолио

Проверяемые
компетенции

В рамках какой дисциплины

Что оценивается (элементы
структуры)

Форма отражения
результатов оценки

ОПК-9. Способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. ПК-3. Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе

ИКТ и медиаинформационная грамотность. Электронная школа 21 века.

Дистанционные технологии в образовательном процессе школы.

Мультимедиатехнологии в образовании

Разработка интерактивных упражнений, электронных ресурсов/ электронных учебников/ электронных тренажеров

Ссылки на самостоятельно разработанные упражнения на сайтах.

Электронные образовательные ресурсы. Рейтинговые баллы по ИКТ-дисциплинам

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(-ых) языке(-ах)

Методика обучения младших школьников

Написание комментариев к изученным курсам, комментариев к стандартам (ФГОС ВО, ФГОС НОО) раздела «Обратная связь» и «Рефлексия»

Рейтинговая оценка заданий по дисциплине. Экспертная оценка представителей работодателя

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности

Проект «Моя школа» – оценка нормативно-правовой базы школы

Оценка заданий по дисциплине. Рейтинговая оценка по учебной практике (ознакомительной практике, по социа-льно-гуманитарному модулю)

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-

коммуникационных технологий)

Методика обучения младших школьников. Методика обучения русскому языку. Методика обучения математике. Организация внеурочной деятельности младших школьников

Разработка проектов, конспектов, технологических карт, карт анализа уроков, внеурочных мероприятий и т.п.

Оценка заданий по дисциплинам предметно-методического модуля. Экспертная оценка педагогов вуза, учителей начальных классов

ПК-1. Способен реализовывать образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями, в том числе информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

Методика обучения младших школьников. Методика обучения русскому языку. Методика обучения математике. Организация внеурочной деятельности младших школьников

Разработка и проведение конспектов уроков, мероприятий, внедрение проектов, моделей.
Написание курсовой работы по педагогике. Разработка цифровых образовательных ресурсов

Подтвержденные достижения: отзывы с мест практик (отчет по практике, фото-отчет, видеоматериалы). Видеозаписи уроков/ мероприятий с анализом учителей. Электронный образовательный ресурс. Методическая разработка образовательных мероприятий и занятий. Презентация защиты курсовой работы

Выводы. Описанная технология оценки учебных достижений студентов посредством портфолио позволила нам получить комплексную оценку готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. Сильная статистическая связь полученной корреляции данных оценок с результатами государственной аттестации выпускников позволяет судить о результативности и объективности технологии электронного портфолио как метода оценки в условиях смешанного обучения. Наряду с этим технология электронного портфолио реализует и мотивирующий компонент оценивания, ориентируя студентов на то, чтобы создать и постоянно актуализировать собственную базу данных, представляющую совокупность их индивидуальных достижений практически во всех видах деятельности: не только в учебной, но и в научной, социальной, творческой. Представленные материалы портфолио позволяют проводить независимую экспертную оценку профессиональной компетенции будущего специалиста как преподавателям, так и представителям работодателя. Таким образом, проектирование и наполнение портфолио помогает студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.


Библиографическая ссылка

Рубашенко С.А., Зайцева С.А. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31838 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674