Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ELECTRONIC PORTFOLIO AS A MEANS OF COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF STUDENTS' EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN THE CONDITIONS OF BLENDED LEARNING

Rubashenko S.A. 1 Zaytseva S.A. 1
1 Ivanovo State university Shuysky branch
The results that have occurred in recent years and the further directions of the transformation of higher education are discussed. The prospects of blended learning are substantiated, which makes it possible to expand the educational opportunities of students and effectively use all the advantages of the digitalization of education. The relevance of the problem of developing methods and technologies for monitoring and evaluating the educational achievements of students in conditions of blended learning is substantiated. The key goal of the work is to design the structure, content and stages of development of an electronic portfolio as an objective comprehensive means of assessing the achievements of undergraduate students in the pedagogical field of study. The integration of e-portfolio technology into pedagogical universities promotes the orientation of future teachers towards the active inclusion of this technology in school education. The procedure for creating a network electronic portfolio is presented, its structure is described, including invariant and variable components. A competency-based approach to the implementation of electronic portfolio technology allows for the gradual professional development of a future teacher in the process of digital transformation of higher educational institutions. Portfolio materials allow for an independent expert assessment of the professional competence of the future teacher, both for teachers and representatives of the employer. The process of designing and filling out a portfolio helps the student to reasonably approach the assessment of their own achievements and build an individual trajectory of success.
student
university
blended learning
e-portfolio
comprehensive assessment
professional competencies

Сложности и проблемы всеобщего перехода образовательных учреждений страны на дистанционный формат учебного взаимодействия, вызванный пандемией COVID-19, довольно активно обсуждаются на конференциях и в научных публикациях. Система отечественного образования сделала хоть и вынужденный, но значительный успешный прорыв в освоении и интеграции в учебный процесс современных цифровых технологий, без использования которых сложно себе представить реализацию дистанционного взаимодействия педагога с обучающимися.

В настоящее время во многих педагогических исследованиях проводится анализ основных проблем и трудностей, с которыми столкнулись педагоги в этот период; оцениваются как технические возможности образовательных организаций, возможности электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ, результаты цифровой трансформации образования и оснащенность цифровой образовательной среды, так и проблемы с эмоциональным напряжением участников образовательных отношений, с психологическими сложностями преподавания и обучения в сложившихся условиях, проблемы недостаточного уровня профессиональной и ИКТ-компетентности педагогов и многое другое. Особую актуальность для всех уровней образования в период дистанционного формата учебного взаимодействия вызвал такой сложный и крайне важный вопрос, как организация оценки качества образования, важной оставляющей которой является адекватность оценки успешности освоения образовательной программы обучающимися.

Несмотря на то что большинство образовательных учреждений в данный момент пытается вернуться к привычному варианту организации учебного взаимодействия участников образовательных отношений, наблюдается всеобщее понимание педагогической общественностью невозможности возврата в прошлое, а возвращение к старым, привычным образовательным технологиям расценивается как регресс. Мы считаем, что будущее в системе высшего образования за смешанным обучением. Многочисленные научные исследования определяют смешанное обучение по-разному: это и система обучения, и модель образовательного процесса, образовательный подход, форма организации обучения, а также образовательная технология. Смешанное обучение представляет собой обоснованное и рациональное сочетание традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса (life); дистанционного взаимодействия студентов и преподавателя, студентов друг с другом или студентов с сетевым интерактивным ресурсом (online); автономного обучения студентов с использованием электронного ресурса (offline) [1, с. 47]. Данный образовательный подход совмещает очное обучение и онлайн-обучение, позволяет создать массовый новый формат обучения, который меняет роль педагога, учебное содержание предметов, заданий и оценочных материалов. Оно обеспечивает успешную адаптацию обучения к социальным характеристикам цифровой среды, сохраняя при этом традиционную специфику педагогического процесса.

Целью нашего исследования стало проектирование структуры, содержания и этапов разработки электронного портфолио как объективного комплексного средства оценивания достижений студентов бакалавриата педагогического направления в условиях смешанного обучения.

Материал и методы исследования. В процессе нашего исследования мы опирались на образовательные стандарты высшего образования, профессиональный стандарт педагога, рабочие программы дисциплин, актуализированные в соответствии с проблематикой исследования, личные разработки для проведения занятий со студентами. В исследовании использовались теоретические (изучение и систематизация психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся (технологических решений и содержания электронных портфолио)) методы.

Результаты исследования и их обсуждение. За последние два года дистанционный формат учебного взаимодействия прочно вошел в педагогическую действительность вузов, а за последнее полугодие успешно трансформировался в смешанное обучение, позволяющее ему занять достойное место в образовательном процессе любого уровня образования. Согласно исследованиям Н.В. Ломоносовой, 91% вузов успешно используют систему смешанного обучения студентов [2]. Смешанное обучение как технология является инструментом изменения характера взаимодействия учителя с учеником в сторону персонализации образовательного процесса. Оно расширяет образовательные возможности, позволяет реализовать весь спектр образовательных программ, форм и методов учебной деятельности, направленных на удовлетворение конкретных образовательных запросов, интересов, устремлений обучающихся, позволяющих самостоятельно определять стратегию и темп обучения.

Большинство педагогов-исследователей признают, что процесс передачи информации и знаний в условиях смешанного обучения возможно выстроить довольно логично и успешно. Однако серьезной, пока до конца не решенной проблемой является разработка методик и технологий осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся в условиях дистанционного взаимодействия. Технологические и педагогические исследования в этой области ведутся постоянно, создаются новые инструменты тестирования, набирают популярность технологии прокторинга. Апробацию новых разработок оценки эффективности обучения можно идентифицировать на примере реализации распространенных и популярных онлайн-курсов.

Актуальной для смешанного обучения остается и проблема оценки сформированности универсальных компетенций, так называемых soft skills - мягких навыков, которые проявляются и идентифицируются не столько в рамках дисциплин, сколько во внеучебной деятельности студента. Это одна из сложнейших областей оценки, которая «не вписывается» в четкие метрики критериальных систем оценивания и не может быть измерена тестированием. Владение «мягкими» компетенциями особенно актуально для выпускников вузов, которым приходится конкурировать с более опытными претендентами на вакантное место с уже сформированными профессиональными и социальными навыками.

В Шуйском филиале Ивановского государственного университета в период постоянных переходов от очного к дистанционному формату учебного взаимодействия мы столкнулись со сложностями оценивания именно внеучебных достижений, которые являются важной составной частью комплексной оценки учебных достижений обучающихся и значимым показателем готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности. Дистанционный формат обучения зачастую «расхолаживает» студентов, они не справляются с распределением времени, сталкиваются с прокрастинацией (избегание дел и откладывание их на потом). И если способами мотивации студентов к освоению образовательной программы наши преподаватели довольно успешно владеют, да и формы контроля и оценивания образовательных результатов успешно адаптированы к условиям смешанного обучения, то внеучебная деятельность порой теряет свою значимость на фоне и так достаточных сложностей освоения образовательной программы в дистанционном формате взаимодействия.

Мы полагаем, что эффективным инструментом комплексной оценки, включающей оценку сформированности у студентов универсальных компетенций, позволяющей субъектам осуществить перевод результатов решения задач (в том числе и внеучебных) в формат компетенций, может стать технология электронного портфолио. Под технологией «портфолио студента» мы понимаем процесс и результат систематизации студентом собственных достижений, прогнозирования своей будущей профессиональной успешности и поиска траекторий ее достижения.

На наш взгляд, именно портфолио обладает такими признаками, как комплексность, перспективность, полисубъектность, аутентичность, открытость, персонифицированность и рефлексивность. Эта технология позволяет осуществить как индивидуальную, так и групповую оценку, взаимо- и самооценку студентов, стимулирует их познавательную активность, обеспечивает повышение уровня организации и самоорганизации учебной деятельности и, как следствие, повышение качества образовательных результатов в целом. Она позволяет учитывать достижения студента не только в учебной деятельности, но и в творческой, социальной, исследовательской, профессиональной и т.д.

Порядок функционирования электронной информационно-образовательной среды Шуйского филиала ИвГУ определяет электронное портфолио обучающегося бакалавриата и магистратуры как «компонент ЭИОС филиала, ориентированный на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий»[3]. Данный порядок возлагает функции по формированию портфолио на обучающихся, которые несут ответственность за своевременность предоставления информации и ее достоверность. Согласно этому положению студенты организуют работу по созданию своего портфеля документов посредством платформы «1С: Университет». Недостатком такого портфолио является его закрытость для сторонних пользователей, что ограничивает возможности студентов использовать этот ресурс для презентации себя работодателям. Для того чтобы каждый студент смог создать качественное портфолио выпускника в соответствии со своими интересами и образовательными возможностями, которое в дальнейшем станет электронным портфолио педагога-профессионала, мы предлагаем использовать сторонние ресурсы.

В качестве инструмента для создания сетевого электронного портфолио «Портфолио будущего педагога» студенты вуза активно используют сервис Google – Sites.google.com. Мы предлагаем студентам размещать в портфолио материалы, отражающие их значимые достижения до поступления в вуз, и рекомендуем развивать его далее, в процессе всего обучения в вузе, трансформируя его, таким образом, в профессиональное электронное портфолио педагога [4]. Содержание электронного портфолио определяет сам студент. В основу структуры портфолио положено формирование общих и профессиональных компетенций студента. Так, общепедагогическую компетентность характеризуют такие оценочные средства, как автобиография студента, профессиональное резюме, разнообразные сертификаты и грамоты. Для отражения сформированности исследовательской компетентности студенты размещают доклады, тезисы выступлений, проекты, курсовые работы и многое другое. Технология и качество представления материалов портфолио позволяет судить об уровне ИКТ-компетентности студента.

Разнообразны способы представления результатов освоения профессиональных модулей. Этот аспект отражен в документах и отзывах по производственным практикам, проектах по направлению подготовки, в авторских методических разработках, в том числе с использованием цифровых ресурсов. Примерная структура электронного портфолио студентов представлена на рисунке.

Важным вопросом является система оценивания электронного портфолио студента. Во-первых, существует проблема обязательного минимума и необязательного максимума элементов наполнения портфолио. Во-вторых, проблема определения значимости того или иного элемента в общей оценке. В-третьих, проблема определения баланса между качественно-количественной направленностью критериев оценивания портфолио и стандартизацией критериев оценивания ФГОС ВО [5, с. 164].

Разработка студентами электронного портфолио организуется в процессе изучения различных дисциплин, через которые реализуется привлечение будущих педагогов к проектной, исследовательской и научной деятельности.

Структура портфолио студента

Несомненно, большую роль в наполнении портфолио играют как дисциплины коммуникативно-цифрового модуля, реализуемые на всех направлениях подготовки в вузе (например, «ИКТ и медиаинформационная грамотность», «Электронная школа 21 века»), так и дисциплины предметно-методического направления (модуля). Для реализации профильных дисциплин нами была проведена актуализация рабочих программ в соответствии с целями исследования. Для студентов образовательной программы «Начальное образование» это «Методика обучения младших школьников», все методики обучения предметам (русскому языку, математике, технологии и т.д.), «Организация внеурочной деятельности младших школьников» и ряд других дисциплин. Для реализации комплексной оценки готовности студентов к профессиональной деятельности мы попытались связать критерии оценки электронного портфолио с компетенциями, которые формируются у студентов в процессе изучения этих дисциплин (таблица).

Технология оценки учебных достижений студентов посредством портфолио

Проверяемые
компетенции

В рамках какой дисциплины

Что оценивается (элементы
структуры)

Форма отражения
результатов оценки

ОПК-9. Способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. ПК-3. Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе

ИКТ и медиаинформационная грамотность. Электронная школа 21 века.

Дистанционные технологии в образовательном процессе школы.

Мультимедиатехнологии в образовании

Разработка интерактивных упражнений, электронных ресурсов/ электронных учебников/ электронных тренажеров

Ссылки на самостоятельно разработанные упражнения на сайтах.

Электронные образовательные ресурсы. Рейтинговые баллы по ИКТ-дисциплинам

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(-ых) языке(-ах)

Методика обучения младших школьников

Написание комментариев к изученным курсам, комментариев к стандартам (ФГОС ВО, ФГОС НОО) раздела «Обратная связь» и «Рефлексия»

Рейтинговая оценка заданий по дисциплине. Экспертная оценка представителей работодателя

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности

Проект «Моя школа» – оценка нормативно-правовой базы школы

Оценка заданий по дисциплине. Рейтинговая оценка по учебной практике (ознакомительной практике, по социа-льно-гуманитарному модулю)

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-

коммуникационных технологий)

Методика обучения младших школьников. Методика обучения русскому языку. Методика обучения математике. Организация внеурочной деятельности младших школьников

Разработка проектов, конспектов, технологических карт, карт анализа уроков, внеурочных мероприятий и т.п.

Оценка заданий по дисциплинам предметно-методического модуля. Экспертная оценка педагогов вуза, учителей начальных классов

ПК-1. Способен реализовывать образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями, в том числе информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

Методика обучения младших школьников. Методика обучения русскому языку. Методика обучения математике. Организация внеурочной деятельности младших школьников

Разработка и проведение конспектов уроков, мероприятий, внедрение проектов, моделей.
Написание курсовой работы по педагогике. Разработка цифровых образовательных ресурсов

Подтвержденные достижения: отзывы с мест практик (отчет по практике, фото-отчет, видеоматериалы). Видеозаписи уроков/ мероприятий с анализом учителей. Электронный образовательный ресурс. Методическая разработка образовательных мероприятий и занятий. Презентация защиты курсовой работы

Выводы. Описанная технология оценки учебных достижений студентов посредством портфолио позволила нам получить комплексную оценку готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. Сильная статистическая связь полученной корреляции данных оценок с результатами государственной аттестации выпускников позволяет судить о результативности и объективности технологии электронного портфолио как метода оценки в условиях смешанного обучения. Наряду с этим технология электронного портфолио реализует и мотивирующий компонент оценивания, ориентируя студентов на то, чтобы создать и постоянно актуализировать собственную базу данных, представляющую совокупность их индивидуальных достижений практически во всех видах деятельности: не только в учебной, но и в научной, социальной, творческой. Представленные материалы портфолио позволяют проводить независимую экспертную оценку профессиональной компетенции будущего специалиста как преподавателям, так и представителям работодателя. Таким образом, проектирование и наполнение портфолио помогает студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.