Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Баркунова О.В. 1 Седова С.С. 1 Смирнова О.А. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
В статье раскрываются результаты эмпирического исследования мотивации достижения, а также самооценки и мотивов учебной деятельности студентов - будущих педагогов. Представлено теоретическое обоснование использования добровольческой (волонтерской) деятельности как средства формирования и развития мотивации достижения успеха студентов. Установлено, что практически у половины студентов - будущих педагогов, обучающихся на втором курсе, преобладает мотивация достижения успеха. Однако более одной трети студентов мотивированы на избегание неудачи либо имеют ярко не выраженный мотивационный полюс с тенденцией к избеганию неудачи. Студенты с доминированием мотивации достижения успеха характеризуются адекватной и в незначительном количестве неадекватной завышенной самооценкой. У них преобладает внутренняя мотивация учения в вузе. Студенты, ориентированные на избегание неудачи, продемонстрировали неадекватную самооценку и преобладание внешней мотивации учения. Для студентов с невыраженным мотивационным полюсом характерны все виды самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Для них также характерна и внутренняя и внешняя мотивация учения. В процессе освоения добровольческой (волонтерской) деятельности студенты проходят ряд этапов с первого до выпускного курсов. При этом динамика положительных изменений в объекте труда способствует формированию потребности в достижении успеха и будущей успешной «профессиональной социализации» студентов - будущих педагогов.
мотивация достижения
самооценка
мотивы учебной деятельности
студенты
педагогический вуз
добровольческая деятельность
1. Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. Формирование социально ответственного поведения студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. С. 124-128.
2. Ткач Р.С., Ткач Е.Н. Мотивация достижения успеха как субъектный ресурс учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Проблемы высшего образования. 2019. С. 446-449.
3. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 56-62.
4. Максименко Н.В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 40-46.
5. Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Влияние самооценки на мотивацию достижений студентов-будущих педагогов // Символ науки: международный научный журнал. 2019. № 2. С. 87-89.
6. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 10.06.2022).
7. Письмо Минобрнауки России от 11.09.2020 г. № МН-11/212-СД «О включении образовательных модулей в основные профессиональные и дополнительные профессиональные образовательные программы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.informio.ru/update/wuz/44527 (дата обращения: 10.06.2022).
8. Рассохина И.Ю., Аршинова Е.В., Билан М.А. Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 114-121.
9. Орлова Ю.В. Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 165-169.

Современные условия существования человека предъявляют высокие требования к его инициативности, активности и самостоятельности. Основой для формирования такой структуры личности является достаточный уровень развития мотивации достижения успеха. В настоящее время наблюдается несогласованность между социальным заказом общества и формами поведения молодежи, их ценностями и жизненными установками. Значительно снижен интерес молодых людей к участию в общественной жизни. Однако современные юноши и девушки восприимчивы к инновациям и новейшим технологиям, они мобильны и инициативны и могут противостоять неблагоприятным факторам. Потенциал молодого поколения используется не в полной мере.

Одним из ведущих направлений деятельности современного вуза является развитие устойчивой личностной социально ответственной позиции студента по отношению к себе и к обществу, которая предполагает, что студент, являясь субъектом социокультурной среды, способен преобразовать актуальную ситуацию общественных отношений в просоциальную действительность [1]. Актуальность формирования и развития мотивации достижения в юношеском возрасте обусловлена социальным заказом на высокомотивированную к достижениям личность будущего специалиста образования, готового к преобразованию окружающей действительности и постоянному саморазвитию.

Цель исследования - изучение мотивации достижения студентов - будущих педагогов, обоснование использования добровольческой деятельности как средства формирования и развития мотивации достижения успеха.

Материал и методы исследования. Решение проблемы развития мотивации достижения исследователи видят в формировании модели поведения, направленной на достижение целей и успеха в деятельности, активной жизненной позиции.

Для рассмотрения понятия «мотивация достижения успеха» мы опираемся на: концепции развития личности (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина и др.); концепции о сущности, природе, структуре мотивации (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.); аксиологические концепции приобщения личности к ценностям культуры (Л.П. Разбегаева, М.С. Кострюкова и др.); концепции формирования мотивации достижения в образовании и средствами образования (Л.С. Илюшиным, М.В. Матюхиной, Т.А. Саблиной и др.).

Важными в исследовании мотивации достижения успеха являются труды Дж. Аткинсона, в которых данный феномен рассматривается как интеграционное образование и включает две мотивационные тенденции: стремление к успеху и избегание неудач [2]. Мотивация достижения успеха - один из видов мотивации, характеризующейся инициативой к деятельности, в итоге которой достигается значимый результат. Ее формирование длительно и имеет индивидуальные особенности, отражающиеся в высоком уровне развития способностей, стремлении к постоянному росту и направленности личности на успех.

Мотивация достижения успеха побуждает и направляет деятельность человека, заставляет личность развиваться и совершенствоваться, достигать сформулированных целей, способствует получению значимых результатов. Теория развития предполагает, что мотивация достижения не заложена в ребенке с рождения, она формируется в процессе его осознанного взаимодействия с окружающим миром. Она представляет собой продукт когнитивного развития по мере взросления, взаимодействия с обществом и его влияния на человека в течение всего жизненного пути. Поэтому наиболее стабильными и ярко выраженными возрастными этапами проявления мотивации достижения становятся подростковый и юношеский возраст, а именно период от 12 и до 25 лет. Изучение формирования мотивации достижения успеха у студентов является значимым для эффективного развития личности будущего специалиста в целом.

Мотивация достижения успеха, как отражение ценностного отношения человека к себе как к личности, способствует становлению студента и как субъекта деятельности: познает объекты деятельности (детей и молодежь) и воздействует на них, осознанно формулируя жизненные цели, пути и средства их достижения, неся ответственность за поступки и принятые решения.

По мнению И.А. Бирюковой и И.В. Смолярчук, профессиональное становление как длительный процесс, имеющий свои этапы и динамику, можно рассматривать и как форму развития личности [3]. Эффективность профессиональной подготовки обусловливается успешностью на каждом этапе, в содержание которых входит как теоретико-практическая подготовка, так и формирование качеств личности будущего специалиста, имеющих профессиональную значимость. Отсюда следует необходимость создания условий в вузе для формирования и развития мотивации достижения успеха студентов, удовлетворения их потребности самореализации и самосовершенствования [4], что будет способствовать успешному вхождению будущего специалиста в профессию и более легкой адаптации к ней.

Эксперимент осуществлялся в Шуйском филиале ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Для изучения самооценки, мотивов учения и мотивации достижения мы использовали методики: измерения мотивации достижения А. Махрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова); изучения уровня самооценки (С.А. Будасси); выявления мотивов учения студентов педагогического вуза (С.А. Пакулина и С.М. Кетько).

Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальном исследовании приняли участие 113 студентов в возрасте 19-20 лет, обучающихся на втором курсе по педагогическим направлениям подготовки. С целью выявления исходного уровня мотивации достижений у студентов мы применили методику А. Махрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова). Исследование показало, что у 46% студентов преобладает мотивация достижения успеха, у 14,2% студентов - мотивация избегания неудачи. Выявлены и 39,8% студентов с ярко не выраженным мотивационным полюсом (57,8% с тенденцией к избеганию неудачи и 42,2% с тенденцией к мотивации достижения успеха).

В эмпирических исследованиях статистически доказано, что уровень самооценки студентов является предиктором уровня их мотивации достижений [5], поэтому следующей задачей нашего исследования стало изучение уровня самооценки студентов - будущих педагогов. Для этого мы применили методику С.А. Будасси и получили результаты, что у студентов - будущих педагогов, обучающихся на втором курсе, встречаются все виды самооценки (адекватная, неадекватная завышенная и неадекватная заниженная). Среди студентов, ориентированных на успех, большинству (73,1%) присуща адекватная самооценка, меньшее количество респондентов обнаружили неадекватную завышенную самооценку (26,9%). Заниженная самооценка у будущих педагогов с мотивацией на достижение успеха выявлена не была.

У респондентов, ориентированных на избегание неудачи, мы выявили преобладание (68,4%) неадекватной заниженной самооценки, незначительное количество студентов с одинаковой частотой показали завышенную (15,8%) и адекватную (15,8) самооценку.

Студенты без доминирования мотивационной тенденции по уровню самооценки распределились следующим образом: преобладает неадекватная самооценка (у 33,3% заниженная и у 44,5% завышенная), адекватная самооценка выявлена у 22,2%.

Поскольку мотивация достижения успеха имеет связь с мотивацией учения, следующей задачей нашего исследования стало изучение мотивов учебной деятельности студентов с помощью методики С.А. Пакулиной и С.М. Кетько. У студентов с мотивацией достижения успеха преобладает внутренняя мотивация учения (73,1%). Наиболее значимы для них оказались следующие мотивы поступления в вуз: желание получить высшее образование (ср. балл 4,6), интерес к профессии (ср. балл 4,2) и наилучшие способности именно в этой области (ср. балл 3,9). Наименее значимыми студенты определили: занятия в профильном классе (ср. балл 1,8) и советы знакомых и друзей (ср. балл 1,9). В учении наиболее значимы для них: успешно продолжить обучение (ср. балл 4,7) и приобрести глубокие и прочные знания (ср. балл 4,3), а наименее значимы: избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ср. балл 2,1) и добиться одобрения окружающих (ср. балл 2,9). Для них также характерны широкие учебно-познавательные мотивы (успешно продолжить обучение на последующих курсах (ср. балл 4,4), самореализация (ср. балл 4,3)).

У респондентов с мотивом избегания неудачи преобладает внешняя мотивация (75%) учения в вузе над внутренней (25%): узкие познавательные мотивы (не отставать от сокурсников (ср. балл 4,3), выполнять педагогические требования (ср. балл 4,4) и наличие внешнего подкрепления (получить высокооплачиваемую работу (ср. балл 4,2), избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ср. балл 3,9)). Мотивы самореализации и достижения социального признания получили наименьшие баллы (1,8 и 2,1 соответственно).

Студенты с отсутствием доминирования мотивации достижения продемонстрировали и внутреннюю (40%) и внешнюю (60%) мотивацию учения. Наиболее значимы для них оказались мотивы: возможность поступления на бесплатное обучение (ср. балл 4,6), не запускать изучение учебных предметов (ср. балл 4,1), самореализация (ср. балл 3,9). Мотивы обучение в аспирантуре (ср. балл 1,9) и получить интеллектуальное удовлетворение (ср. балл 1,7) получили наименьшее количество баллов.

Результаты эмпирического исследования позволяют нам сделать вывод: существует необходимость в специально организованном процессе по формированию и развитию мотивации достижения успеха студентов - будущих педагогов, обучающихся на втором курсе вуза. В нашем экспериментальном исследовании в основе данного процесса выступает добровольческая (волонтерская) деятельность [6].

Организация добровольческой (волонтерской) деятельности в вузе средствами учебной дисциплины «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности» и студенческого волонтерского объединения будет способствовать реализации интересов и потребностей студентов, а также создавать основу для поэтапного приобщения обучающихся к просоциальной деятельности [7]. Добровольчество (волонтерство) студентов, с одной стороны, способствует социализации детей и молодежи, а с другой - предоставляет возможность волонтерам как субъектам этой деятельности интегрировать элементы теоретико-практической подготовки в вузе в реальной действительности и совершенствовать профессионально значимые качества личности.

Мотивация достижения успеха, с одной стороны, формируется в период обучения студента-волонтера в деловых и дидактических играх, тренингах, позволяющих спрогнозировать продуктивный результат труда, с другой стороны, в реальной практике волонтер решает ответственные задачи разного уровня сложности, и решение каждой следующей задачи можно рассматривать как повышение личностного уровня достижений студента, с третьей стороны, значимость труда волонтеров в современном обществе невозможно недооценить, и каждая позитивная оценка деятельности студентов оказывает положительное влияние на динамику развития уверенности в своих знаниях, умениях и личностных качествах. Становлению личности будущего педагога способствует принятие и осуществление роли волонтера во время обучения в вузе: происходит усвоение и трансляция новых для студента гражданских и правовых обязательств, приобретается опыт деятельности с учетом социальных и моральных норм, осуществляется принятие ответственности за принятые решения. Обучающиеся как волонтеры открывают для себя актуальные социальные проблемы, осознают их значимость и вовлекаются в активное решение, что способствует формированию компетентности в решении социальных и социально-педагогических проблем.

В освоении добровольческой (волонтерской) деятельности студенты - будущие педагоги проходят следующие этапы:

- первокурсники участвуют в волонтерских акциях под руководством старшекурсников с дошкольниками и младшими школьниками, как правило, мероприятия посвящены профилактике вредных привычек и формированию навыков ЗОЖ. В ходе работы студенты могут совершенствовать умения общения с участниками волонтерской инициативной группы, формируют навыки командной работы. Особенностью этапа является то, что волонтеры-первокурсники не вступают напрямую во взаимодействие с объектами деятельности, они наблюдают и анализируют, как это делают старшие добровольцы;

- на следующем этапе (второй курс), студенты-волонтеры проявляют инициативу в организации отдельных не систематизированных мероприятий, посвященных календарным датам, а также проводят спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия с детьми разных возрастных категорий. В ходе проведения они наблюдают за проблемами во взаимодействиях участников – объектов волонтерской деятельности, анализируют интересные случаи и обсуждают возможные решения со старшекурсниками и педагогами, обосновывают рациональные варианты решения. Занятия волонтерской деятельностью начинают носить систематический характер, происходит осознание студентами важности деятельности для себя и для благополучателей;

- третий этап характеризуется тем, что студенты-волонтеры стремятся включаться в долговременные программы и проекты. В ходе реализации деятельности демонстрируют знания возрастной психологии, технологий работы с разными категориями детей и подростков, умения увидеть, предотвратить или разрешить конфликт;

- на четвертом этапе студенты включаются в работу и с детьми с нарушениями развития, демонстрируют понимание содержания работы с их проблемами. Знания приемов и методов воспитания позволяют применять их в традиционных праздниках, фестивалях и ярмарках. На данном этапе волонтеры уже демонстрируют способность к быстрой адаптации в реальной ситуации взаимодействия, принимать решения и действовать в неординарных ситуациях и нести ответственность за полученные результаты [8];

- на пятом этапе студенты могут создавать самостоятельные социальные проекты работы с разными категориями детей и подростков, привлекать для участия в них студентов младших курсов, составлять программы для подготовки волонтеров для своих проектов. Созданные проекты участвуют в конкурсах на получение поддержки на реализацию, результаты публикуются и обсуждаются. Студенты становятся наставниками и экспертами социальных проектов, разрабатываемых в вузе и других образовательных организациях, включаются в работу со сложными ситуациями, требующими профессиональных знаний и умений, активно сотрудничают с некоммерческими объединениями.

Таким образом, добровольческая (волонтерская) деятельность приводит к позитивным изменениям личности студентов-волонтеров, результатов труда, а именно динамика положительных изменений в объекте труда способствует формированию потребности в достижении успеха и будущей успешной «профессиональной социализации» [9, с. 168].

Выводы

1. В ходе эмпирического исследования выявлено, что у практически половины второкурсников педагогического вуза доминирует мотивация достижения успеха. Однако более одной трети студентов мотивированы на избегание неудачи, либо с ярко не выраженным мотивационным полюсом с тенденцией к избеганию неудачи.

2. Студенты с доминированием мотивации достижения успеха характеризуются адекватной и в незначительном количестве неадекватной завышенной самооценкой. У них преобладает внутренняя мотивация учения в вузе.

3. Студенты, ориентированные на избегание неудачи, продемонстрировали неадекватную самооценку и преобладание внешней мотивации учения.

4. Для студентов с невыраженным мотивационным полюсом характерны все виды самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Для них также характерна и внутренняя и внешняя мотивация учения с небольшим преобладанием внешней.

5. Полученные психодиагностические данные подтверждают необходимость разработки и осуществления специально организованной деятельности по формированию и развитию мотивации достижения успеха студентов - будущих педагогов.

6. Добровольчество (волонтерство) как просоциальная деятельность содержит в себе потенциал для формирования и развития мотивации достижения успеха студентов педагогического вуза.

7. Добровольческая (волонтерская) деятельность в вузе может быть реализована средствами учебной дисциплины «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности» и студенческого волонтерского объединения.

8. В процессе освоения добровольческой (волонтерской) деятельности студенты проходят ряд этапов с первого до выпускного курса. Динамика положительных изменений в объекте труда способствует формированию потребности в достижении успеха и будущей успешной «профессиональной социализации» студентов - будущих педагогов.


Библиографическая ссылка

Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31834 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674