Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VOLUNTEERING AS A MEANS OF FORMING AND DEVELOPING MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Barkunova O.V. 1 Sedova S.S. 1 Smirnova O.A. 1
1 Shuya Branch of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo State University»
The article reveals the results of an empirical study of the motivation for achievement, as well as self-esteem and motives for the educational activities of students-future teachers. The theoretical justification for the use of volunteering as a means of forming and developing the motivation for achieving student success is presented. It has been established that almost half of future teachers studying in the second year are dominated by the motivation to achieve success. However, more than one-third of students are motivated to avoid failure, or with a pronounced motivational pole with a tendency to avoid failure. Students with a dominant motivation for success are characterized by adequate and marginally inadequate overestimated self-esteem. They are dominated by the internal motivation of teaching at the university. Students focused on failure avoidance demonstrated inadequate self-esteem and predominance of external teaching motivation. Students with an unexpressed motivational pole are characterized by all types of self-esteem: adequate, overestimated and underestimated. They are also characterized by the inner and outer motivation of the doctrine. In the process of mastering volunteer activities, students go through a number of stages from the first to the final courses. At the same time, the dynamics of positive changes in the object of work contributes to the formation of the need to achieve success and future successful "professional socialization" of students-future teachers.
motivation of achievement
self-esteem
motives of educational activities
students
pedagogical University
volunteer activities

Современные условия существования человека предъявляют высокие требования к его инициативности, активности и самостоятельности. Основой для формирования такой структуры личности является достаточный уровень развития мотивации достижения успеха. В настоящее время наблюдается несогласованность между социальным заказом общества и формами поведения молодежи, их ценностями и жизненными установками. Значительно снижен интерес молодых людей к участию в общественной жизни. Однако современные юноши и девушки восприимчивы к инновациям и новейшим технологиям, они мобильны и инициативны и могут противостоять неблагоприятным факторам. Потенциал молодого поколения используется не в полной мере.

Одним из ведущих направлений деятельности современного вуза является развитие устойчивой личностной социально ответственной позиции студента по отношению к себе и к обществу, которая предполагает, что студент, являясь субъектом социокультурной среды, способен преобразовать актуальную ситуацию общественных отношений в просоциальную действительность [1]. Актуальность формирования и развития мотивации достижения в юношеском возрасте обусловлена социальным заказом на высокомотивированную к достижениям личность будущего специалиста образования, готового к преобразованию окружающей действительности и постоянному саморазвитию.

Цель исследования - изучение мотивации достижения студентов - будущих педагогов, обоснование использования добровольческой деятельности как средства формирования и развития мотивации достижения успеха.

Материал и методы исследования. Решение проблемы развития мотивации достижения исследователи видят в формировании модели поведения, направленной на достижение целей и успеха в деятельности, активной жизненной позиции.

Для рассмотрения понятия «мотивация достижения успеха» мы опираемся на: концепции развития личности (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина и др.); концепции о сущности, природе, структуре мотивации (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.); аксиологические концепции приобщения личности к ценностям культуры (Л.П. Разбегаева, М.С. Кострюкова и др.); концепции формирования мотивации достижения в образовании и средствами образования (Л.С. Илюшиным, М.В. Матюхиной, Т.А. Саблиной и др.).

Важными в исследовании мотивации достижения успеха являются труды Дж. Аткинсона, в которых данный феномен рассматривается как интеграционное образование и включает две мотивационные тенденции: стремление к успеху и избегание неудач [2]. Мотивация достижения успеха - один из видов мотивации, характеризующейся инициативой к деятельности, в итоге которой достигается значимый результат. Ее формирование длительно и имеет индивидуальные особенности, отражающиеся в высоком уровне развития способностей, стремлении к постоянному росту и направленности личности на успех.

Мотивация достижения успеха побуждает и направляет деятельность человека, заставляет личность развиваться и совершенствоваться, достигать сформулированных целей, способствует получению значимых результатов. Теория развития предполагает, что мотивация достижения не заложена в ребенке с рождения, она формируется в процессе его осознанного взаимодействия с окружающим миром. Она представляет собой продукт когнитивного развития по мере взросления, взаимодействия с обществом и его влияния на человека в течение всего жизненного пути. Поэтому наиболее стабильными и ярко выраженными возрастными этапами проявления мотивации достижения становятся подростковый и юношеский возраст, а именно период от 12 и до 25 лет. Изучение формирования мотивации достижения успеха у студентов является значимым для эффективного развития личности будущего специалиста в целом.

Мотивация достижения успеха, как отражение ценностного отношения человека к себе как к личности, способствует становлению студента и как субъекта деятельности: познает объекты деятельности (детей и молодежь) и воздействует на них, осознанно формулируя жизненные цели, пути и средства их достижения, неся ответственность за поступки и принятые решения.

По мнению И.А. Бирюковой и И.В. Смолярчук, профессиональное становление как длительный процесс, имеющий свои этапы и динамику, можно рассматривать и как форму развития личности [3]. Эффективность профессиональной подготовки обусловливается успешностью на каждом этапе, в содержание которых входит как теоретико-практическая подготовка, так и формирование качеств личности будущего специалиста, имеющих профессиональную значимость. Отсюда следует необходимость создания условий в вузе для формирования и развития мотивации достижения успеха студентов, удовлетворения их потребности самореализации и самосовершенствования [4], что будет способствовать успешному вхождению будущего специалиста в профессию и более легкой адаптации к ней.

Эксперимент осуществлялся в Шуйском филиале ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Для изучения самооценки, мотивов учения и мотивации достижения мы использовали методики: измерения мотивации достижения А. Махрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова); изучения уровня самооценки (С.А. Будасси); выявления мотивов учения студентов педагогического вуза (С.А. Пакулина и С.М. Кетько).

Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальном исследовании приняли участие 113 студентов в возрасте 19-20 лет, обучающихся на втором курсе по педагогическим направлениям подготовки. С целью выявления исходного уровня мотивации достижений у студентов мы применили методику А. Махрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова). Исследование показало, что у 46% студентов преобладает мотивация достижения успеха, у 14,2% студентов - мотивация избегания неудачи. Выявлены и 39,8% студентов с ярко не выраженным мотивационным полюсом (57,8% с тенденцией к избеганию неудачи и 42,2% с тенденцией к мотивации достижения успеха).

В эмпирических исследованиях статистически доказано, что уровень самооценки студентов является предиктором уровня их мотивации достижений [5], поэтому следующей задачей нашего исследования стало изучение уровня самооценки студентов - будущих педагогов. Для этого мы применили методику С.А. Будасси и получили результаты, что у студентов - будущих педагогов, обучающихся на втором курсе, встречаются все виды самооценки (адекватная, неадекватная завышенная и неадекватная заниженная). Среди студентов, ориентированных на успех, большинству (73,1%) присуща адекватная самооценка, меньшее количество респондентов обнаружили неадекватную завышенную самооценку (26,9%). Заниженная самооценка у будущих педагогов с мотивацией на достижение успеха выявлена не была.

У респондентов, ориентированных на избегание неудачи, мы выявили преобладание (68,4%) неадекватной заниженной самооценки, незначительное количество студентов с одинаковой частотой показали завышенную (15,8%) и адекватную (15,8) самооценку.

Студенты без доминирования мотивационной тенденции по уровню самооценки распределились следующим образом: преобладает неадекватная самооценка (у 33,3% заниженная и у 44,5% завышенная), адекватная самооценка выявлена у 22,2%.

Поскольку мотивация достижения успеха имеет связь с мотивацией учения, следующей задачей нашего исследования стало изучение мотивов учебной деятельности студентов с помощью методики С.А. Пакулиной и С.М. Кетько. У студентов с мотивацией достижения успеха преобладает внутренняя мотивация учения (73,1%). Наиболее значимы для них оказались следующие мотивы поступления в вуз: желание получить высшее образование (ср. балл 4,6), интерес к профессии (ср. балл 4,2) и наилучшие способности именно в этой области (ср. балл 3,9). Наименее значимыми студенты определили: занятия в профильном классе (ср. балл 1,8) и советы знакомых и друзей (ср. балл 1,9). В учении наиболее значимы для них: успешно продолжить обучение (ср. балл 4,7) и приобрести глубокие и прочные знания (ср. балл 4,3), а наименее значимы: избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ср. балл 2,1) и добиться одобрения окружающих (ср. балл 2,9). Для них также характерны широкие учебно-познавательные мотивы (успешно продолжить обучение на последующих курсах (ср. балл 4,4), самореализация (ср. балл 4,3)).

У респондентов с мотивом избегания неудачи преобладает внешняя мотивация (75%) учения в вузе над внутренней (25%): узкие познавательные мотивы (не отставать от сокурсников (ср. балл 4,3), выполнять педагогические требования (ср. балл 4,4) и наличие внешнего подкрепления (получить высокооплачиваемую работу (ср. балл 4,2), избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ср. балл 3,9)). Мотивы самореализации и достижения социального признания получили наименьшие баллы (1,8 и 2,1 соответственно).

Студенты с отсутствием доминирования мотивации достижения продемонстрировали и внутреннюю (40%) и внешнюю (60%) мотивацию учения. Наиболее значимы для них оказались мотивы: возможность поступления на бесплатное обучение (ср. балл 4,6), не запускать изучение учебных предметов (ср. балл 4,1), самореализация (ср. балл 3,9). Мотивы обучение в аспирантуре (ср. балл 1,9) и получить интеллектуальное удовлетворение (ср. балл 1,7) получили наименьшее количество баллов.

Результаты эмпирического исследования позволяют нам сделать вывод: существует необходимость в специально организованном процессе по формированию и развитию мотивации достижения успеха студентов - будущих педагогов, обучающихся на втором курсе вуза. В нашем экспериментальном исследовании в основе данного процесса выступает добровольческая (волонтерская) деятельность [6].

Организация добровольческой (волонтерской) деятельности в вузе средствами учебной дисциплины «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности» и студенческого волонтерского объединения будет способствовать реализации интересов и потребностей студентов, а также создавать основу для поэтапного приобщения обучающихся к просоциальной деятельности [7]. Добровольчество (волонтерство) студентов, с одной стороны, способствует социализации детей и молодежи, а с другой - предоставляет возможность волонтерам как субъектам этой деятельности интегрировать элементы теоретико-практической подготовки в вузе в реальной действительности и совершенствовать профессионально значимые качества личности.

Мотивация достижения успеха, с одной стороны, формируется в период обучения студента-волонтера в деловых и дидактических играх, тренингах, позволяющих спрогнозировать продуктивный результат труда, с другой стороны, в реальной практике волонтер решает ответственные задачи разного уровня сложности, и решение каждой следующей задачи можно рассматривать как повышение личностного уровня достижений студента, с третьей стороны, значимость труда волонтеров в современном обществе невозможно недооценить, и каждая позитивная оценка деятельности студентов оказывает положительное влияние на динамику развития уверенности в своих знаниях, умениях и личностных качествах. Становлению личности будущего педагога способствует принятие и осуществление роли волонтера во время обучения в вузе: происходит усвоение и трансляция новых для студента гражданских и правовых обязательств, приобретается опыт деятельности с учетом социальных и моральных норм, осуществляется принятие ответственности за принятые решения. Обучающиеся как волонтеры открывают для себя актуальные социальные проблемы, осознают их значимость и вовлекаются в активное решение, что способствует формированию компетентности в решении социальных и социально-педагогических проблем.

В освоении добровольческой (волонтерской) деятельности студенты - будущие педагоги проходят следующие этапы:

- первокурсники участвуют в волонтерских акциях под руководством старшекурсников с дошкольниками и младшими школьниками, как правило, мероприятия посвящены профилактике вредных привычек и формированию навыков ЗОЖ. В ходе работы студенты могут совершенствовать умения общения с участниками волонтерской инициативной группы, формируют навыки командной работы. Особенностью этапа является то, что волонтеры-первокурсники не вступают напрямую во взаимодействие с объектами деятельности, они наблюдают и анализируют, как это делают старшие добровольцы;

- на следующем этапе (второй курс), студенты-волонтеры проявляют инициативу в организации отдельных не систематизированных мероприятий, посвященных календарным датам, а также проводят спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия с детьми разных возрастных категорий. В ходе проведения они наблюдают за проблемами во взаимодействиях участников – объектов волонтерской деятельности, анализируют интересные случаи и обсуждают возможные решения со старшекурсниками и педагогами, обосновывают рациональные варианты решения. Занятия волонтерской деятельностью начинают носить систематический характер, происходит осознание студентами важности деятельности для себя и для благополучателей;

- третий этап характеризуется тем, что студенты-волонтеры стремятся включаться в долговременные программы и проекты. В ходе реализации деятельности демонстрируют знания возрастной психологии, технологий работы с разными категориями детей и подростков, умения увидеть, предотвратить или разрешить конфликт;

- на четвертом этапе студенты включаются в работу и с детьми с нарушениями развития, демонстрируют понимание содержания работы с их проблемами. Знания приемов и методов воспитания позволяют применять их в традиционных праздниках, фестивалях и ярмарках. На данном этапе волонтеры уже демонстрируют способность к быстрой адаптации в реальной ситуации взаимодействия, принимать решения и действовать в неординарных ситуациях и нести ответственность за полученные результаты [8];

- на пятом этапе студенты могут создавать самостоятельные социальные проекты работы с разными категориями детей и подростков, привлекать для участия в них студентов младших курсов, составлять программы для подготовки волонтеров для своих проектов. Созданные проекты участвуют в конкурсах на получение поддержки на реализацию, результаты публикуются и обсуждаются. Студенты становятся наставниками и экспертами социальных проектов, разрабатываемых в вузе и других образовательных организациях, включаются в работу со сложными ситуациями, требующими профессиональных знаний и умений, активно сотрудничают с некоммерческими объединениями.

Таким образом, добровольческая (волонтерская) деятельность приводит к позитивным изменениям личности студентов-волонтеров, результатов труда, а именно динамика положительных изменений в объекте труда способствует формированию потребности в достижении успеха и будущей успешной «профессиональной социализации» [9, с. 168].

Выводы

1. В ходе эмпирического исследования выявлено, что у практически половины второкурсников педагогического вуза доминирует мотивация достижения успеха. Однако более одной трети студентов мотивированы на избегание неудачи, либо с ярко не выраженным мотивационным полюсом с тенденцией к избеганию неудачи.

2. Студенты с доминированием мотивации достижения успеха характеризуются адекватной и в незначительном количестве неадекватной завышенной самооценкой. У них преобладает внутренняя мотивация учения в вузе.

3. Студенты, ориентированные на избегание неудачи, продемонстрировали неадекватную самооценку и преобладание внешней мотивации учения.

4. Для студентов с невыраженным мотивационным полюсом характерны все виды самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Для них также характерна и внутренняя и внешняя мотивация учения с небольшим преобладанием внешней.

5. Полученные психодиагностические данные подтверждают необходимость разработки и осуществления специально организованной деятельности по формированию и развитию мотивации достижения успеха студентов - будущих педагогов.

6. Добровольчество (волонтерство) как просоциальная деятельность содержит в себе потенциал для формирования и развития мотивации достижения успеха студентов педагогического вуза.

7. Добровольческая (волонтерская) деятельность в вузе может быть реализована средствами учебной дисциплины «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности» и студенческого волонтерского объединения.

8. В процессе освоения добровольческой (волонтерской) деятельности студенты проходят ряд этапов с первого до выпускного курса. Динамика положительных изменений в объекте труда способствует формированию потребности в достижении успеха и будущей успешной «профессиональной социализации» студентов - будущих педагогов.