Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Гиматдинова Г.Н. 1
1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 150 имени Героя Советского Союза В.С. Молокова»
В связи с происходящими в мире изменениями, затрагивающими все сферы жизни общества, перед образованием стоит задача формирования успешной личности, обладающей навыками поиска решений в стандартных и нестандартных ситуациях, способной организовать личностное и рабочее пространство вокруг себя и быть готовой учиться на протяжении всей жизни. При этом следует учитывать, что современные школьники являются представителями цифрового поколения, которые с раннего возраста погружены в цифровую среду обитания. В статье рассматриваются основные черты цифрового поколения обучающихся 7-9 классов при математической подготовке с учетом их возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета, а также учитываются результаты исследований по формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся. Представлена структурная модель регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9 классов как представителей цифрового поколения в процессе математической подготовки, описано их содержание. На примере рассматривается взаимосвязь многозадачности как одной из особенностей цифрового поколения и регулятивных универсальных учебных действий. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная структурная модель регулятивных универсальных учебных действий представителей цифрового поколения с описанным содержанием может быть использована для дальнейшей разработки инструментария для формирования, диагностического выявления и оценивания сформированности регулятивных умений обучающихся 7-9 классов по годам обучения в процессе математической подготовки.
регулятивные универсальные учебные действия
цифровое поколение
математическая подготовка
многозадачность
1. Буцык С.В. Цифровое поколение в российском образовании: от актуальности проблемы к оценке воздействия цифровизации на обучающихся // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 3. С. 24–32.
2. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.
3. Старицына О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 270–274.
4. Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российской общество. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.
5. Байбородова Л. В., Тамарская Н. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 8–16.
6. Миронова О.А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 1 (65). С. 51–63.
7. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 с.
8. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) // Среднее профессиональное образование. 2019. № 3. С. 3–8.
9. Бастракова Н.С. Цифровое поколение в проекции жизненного самоопределения // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. Вып. 1. С. 103–109.
10. Пассар Н.Г. Проблемы и этапы развития самоопределения личности // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. № 2015. № 4. С. 120–126.
11. Шашкина М.Б., Табинова О.А. Как учить математике детей поколения Z? // Математическое образование в цифровом обществе: материалы XXXVIII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. С. 108–110.
12. Тумашева О.В., Шашкина М.Б. Средства формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся поколения Z // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 1 (30). С. 285–289.
13. Солдатова Г.У., Трифонова А.В. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться? // Дети в информационном общества. Фонд развития интернета. 2017. № 3 (28). С. 24–37.
14. Солдатова Г.У., Никонова Е.Ю., Кошевая А.Г., Трифонова А.В. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. C. 8-21.

С каждым годом в современном мире происходит большое количество изменений, затрагивающих все сферы жизнедеятельности людей. В этих условиях человек, который хочет быть успешным, должен обладать такими личностными качествами и навыками, чтобы всегда быть в строю, несмотря на происходящие события. Одной из основных задач образовательной системы является формирование личности, способной находить решения в повседневных и нестандартных ситуациях, организовывать вокруг себя рабочее пространство, обеспечивающее не только продуктивную работу, но и достижение положительных результатов, готовой обучаться на протяжении всей жизни.

Актуальность исследования связана с тем, что, с одной стороны, усиливается интерес к проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий на разных ступенях образования. Многие из исследователей придерживаются мнения, что регулятивные умения являются системообразующими в системе универсальных учебных действий, благодаря которым происходит комплексное освоение базовых навыков и компетенций в процессе учебно-познавательной деятельности. С другой стороны, современные школьники с самого раннего возраста погружены в цифровую среду обитания, которая, несомненно, оказывает влияние на их мировоззрение, отношение к учебному процессу, на формирование их личностных качеств.

Цель исследования – уточнить структурную модель регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9 классов как представителей цифрового поколения в процессе математической подготовки.

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть особенности обучающихся 7-9 классов как представителей цифрового поколения с учетом специфики их возраста, а также выявить состав регулятивных универсальных учебных действий, характерных для обучающихся 7–9 классов как представителей цифрового поколения. Материалом исследования послужила информация, полученная в результате психолого-педагогического анализа, обобщения и систематизации научно-методической литературы отечественных авторов по обозначенной тематике.

Результаты исследования и их обсуждение. Цифровым поколением (поколением Z, интернет-поколением, сетевым поколением, цифровыми аборигенами и т.п.) называют поколение детей и молодежи, которые родились и выросли в условиях распространения цифровых технологий во всех сферах деятельности общества, в том числе образования и профессиональной деятельности [1; 2]. Особенностями и проблемами цифрового поколения занимаются Блинов В.И., Богачева Н.В., Буцык С.В., Есенина Е.Ю., Колыхматов В.И., Нечаев В.Д., Радаев В.В., Сергеев И.С., Сивак Е.В. и др.

На основе анализа трудов отечественных ученых выделим характерные черты представителей цифрового поколения и соотнесем их с возрастными особенностями обучающихся 7–9 классов в процессе математической подготовки.

Клиповое мышление сопровождается фрагментальным восприятием информации. Обучающиеся лучше всего воспринимают небольшие лаконичные тексты со смыслом и легко переключаются с одного смыслового фрагмента на другой [3], отказываются от чтения трудных текстов и осуществляют поиск информации вместо накопления знаний [4]. К недостаткам клипового мышления можно отнести неспособность концентрироваться на выполнении одной задачи, сложность видеть в целом картину происходящего, некоторые обучающиеся становятся инфантильными и менее способными к эмпатии. Достоинством клипового мышления является то, что обучающиеся быстро переключаются, адаптируются и реагируют на происходящие изменения не только на уроках, но и в жизненных ситуациях.

Ещё одним из плюсов клипового мышления является возможность наличия способности к многозадачности. Обучающиеся могут одновременно делать несколько дел сразу, например: делать уроки, слушать музыку, просматривать новости в социальных сетях и переписываться с друзьями в мессенджерах. Однако многозадачность связывают со снижением продуктивности, сопровождающейся усталостью мозга и необходимостью тратить больше времени на воспоминание цели и алгоритма действий, а также с плохой концентрацией внимания, при которой упускаются важные моменты для выполнения текущей задачи, со сложностью определения степени важности информации. При этом многозадачность является важным навыков в современном мире, который сочетается с умением планировать, формулировать цели, отличать главную информацию от второстепенной, быстро реагировать в изменившейся ситуации и перераспределять собственные ресурсы [5].

Обучающиеся предпочитают выражать собственные переживания в виде заметок, обсуждать их с использованием блогов и социальных сетей [1], для них характерна «врожденная технологическая грамотность» [6]. Ещё одной особенностью представителей цифрового поколения является способность к самообучению, к скорости нахождения и анализа информации и принятию решений. Благодаря возможностям Интернета обучающиеся могут заниматься самообразованием, приобретать те знания, которые им интересны и в дальнейшем пригодятся в жизни [7; 8].

Школьники, которые учатся сейчас или будут учиться через несколько лет в 7–9 классах, являются яркими представителями цифрового поколения, и в их поведении в учебной деятельности можно проследить черты цифрового поколения. Седьмой класс является периодом переломным в процессе математической подготовки для обучающихся. Учебный предмет «Математика» делится на учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика» (согласно примерной рабочей программе основного общего образования «Математика», одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). И если в 5–6 классах обучающиеся изучали только одну дисциплину, то теперь им предстоит осваивать сразу три дисциплины. При этом у них, с одной стороны, могут наблюдаться снижение интереса к математической науке, трудности в удержании внимания на уроках и в понимании места полученных знаний для дальнейшей учебной работы, а с другой стороны, обучающиеся могут начать испытывать повышенный интерес к новым предметам и осознавать роль знаний для развития своей личности, использовать возможности Интернета для самообразования и поиска информации, которой нет в учебниках, или для отработки учебного материала самостоятельно. В этот период для обучающихся выходит на первое место общение скорее не со взрослыми, а со сверстниками, вследствие чего происходит расширение круга общения по интересам. Уже к восьмому классу усиливается роль оценивания деятельности обучающихся, причем не только со стороны учителей и других взрослых, а скорее со стороны сверстников или себя в форме самооценивания, также продолжает осуществляться мгновенная обратная связь, в том числе и с использованием возможностей цифровых инструментов. В этот период подростки стремятся к самоутверждению через подтверждение взрослым и сверстникам своей высокой самооценки и получение поддержки от них.

Обучающиеся 7–9 классов считают одним из главных мотивов обучения личностное самосовершенствование. Для них общение со сверстниками становится не только личностным, но и интеллектуальным, и должно носить информационный характер. К девятому классу данный процесс усиливается, и постепенно общение влияет на профессиональное самоопределение, цифровые технологии помогают в этом, в том числе и социализироваться, экспериментировать, находить единомышленников [9]. Таким образом, вслед за Пассаром Н.Г. [10] можно говорить о том, что для обучающихся 7 класса приоритетом становится самообразование, для 8 – самоутверждение, а для 9 класса – самоопределение.

В работах отечественных авторов освещаются проблемы обучения представителей цифрового поколения математике, формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов. Так, например, Табинова О.А., Шашкина М.Б. предлагают методические идеи для обучения математике с учетом когнитивных, психологических и личностных особенностей, сочетая традиционное и электронное обучение, активные и интерактивные методы [11]. Тумашева О.В., Шашкина М.Б. описывают средства формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов в процессе математической подготовки, в том числе регулятивных универсальных учебных действий, в соответствии с особенностями цифрового поколения [12].

Интерес исследователей к вопросу, посвященному формированию регулятивных универсальных учебных действий, отражается в работах для разных ступеней образования. Так, Кузнецова О.В. и Моисеева И.Г. рассматривали регулятивные умения на уровне начального образования. На уровне основной и старшей школы в процессе математической подготовки раскрыт вопрос в исследованиях Бараковой Е.А., Беребердиной С.П., ДрачевойЕ.Ю., Трояновской Н.И. В публикациях Берсеневой О.В., Боженковой Л.И., Далингера В.А., Егуповой М.В., Липатниковой И.Г., Перевощиковой Е.Н., Тумашевой О.В., Шкериной Л.В. и др. анализируются вопросы развития универсальных учебных действий школьников, в частности регулятивных, при обучении математике, предлагаются авторские методики формирования.

Опираясь на исследования, посвященные вопросу формирования регулятивных универсальных учебных действий, а также особенностям современных школьников, была уточнена номенклатура регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9 классов как представителей цифрового поколения (табл. 1).

Таблица 1

Содержание и структура регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9 классов

Регулятивные универсальные учебные действия

Содержание регулятивных универсальных учебных действий

Целеполагание

‒ формулирует цели учебной деятельности и задачи для её достижения в условиях очного обучения с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (Р1-1)

Планирование

‒ разделяет большую задачу на более мелкие и распределяет их по степени важности (Р2-1);

‒ составляет и фиксирует план собственной деятельности для достижения результата при условии синхронного или асинхронного режима обучения в соответствии со сформулированными задачами (Р2-2);

‒ реализует план деятельности в соответствии с поставленной целью (Р2-3)

Тайм-менеджмент

‒ рационально распределяет собственное время для реализации обозначенных шагов плана деятельности (Р3-1);

‒ осуществляет контроль времени в соответствии с запланированным временем (Р3-2)

Прогнозирование

‒ прогнозирует собственную учебную деятельность и предвидит возможные трудности (Р4-1);

‒ прогнозирует варианты развития событий (Р4-2);

‒ оценивает совокупность собственных возможностей и возможностей ИКТ, электронных (цифровых) образовательных ресурсов для решения поставленных задач (Р4-3)

Контроль

‒ осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата в очном формате обучения, в том числе с применением ЭО и ДОТ (Р5-1)

Коррекция

‒ корректирует свои действия в случае обнаружения ошибок или недочетов, а также изменения цели или плана деятельности, в том числе с использованием электронных (цифровых) образовательных ресурсов (Р6-1)

Оценка

‒ оценивает результаты собственной деятельности, в том числе с использованием возможностей электронных (цифровых) образовательных ресурсов в соответствии с поставленной целью (Р7-1);

‒ обращается за помощью в случае необходимости (Р7-2)

На рисунке в качестве примера продемонстрируем взаимосвязь многозадачности и регулятивных универсальных учебных действий. В рамках исследования под вариантом многозадачности понимается медиамногозадачность, при которой обучающиеся одновременно используют несколько электронных устройств, совмещают различные источники информации, сочетают офлайн- и онлайн-активности [13]. «Берджесс П. описывает многозадачность как комплексную способность регулировать время и последовательность различных видов деятельности, игнорируя помехи, что охватывает и параллельную, и последовательную стратегии многозадачности в свете не только ее недостатков, но и преимуществ» [14, с. 11].

 

Взаимосвязь многозадачности и регулятивных универсальных учебных действий

Проблеме медиамногозадачности цифрового поколения посвящены научные труды Солдатовой Г.У., Кошевой А.Г., Никоновой Е.Ю., Трифоновой А.В. и других. Ученые выделяют «легких» и «тяжелых» многозадачников, которые в той или иной мере способны решать и удерживать несколько задач одновременно, рационально распределять время, включаться в различные виды деятельности, планировать и действовать в зависимости от текущей ситуации и общего контекста. Исследователи отмечают, что суть медиамногозадачности состоит в способности к правильному распределению ограниченных познавательных ресурсов [13].

На основе выделенных регулятивных умений обучающихся как представителей цифрового поколения раскроем содержание каждого по классам с 7 по 9. В таблице 2 представлен фрагмент.

Таблица 2

Содержание регулятивных универсальных учебных действий обучающихся – по классам (фрагмент)

 

7 класс

(самообучение)

8 класс

(самоутверждение)

9 класс

(самоопределение)

Р1-1

умеет формулировать задачи для достижения поставленной цели в условиях очного обучения с применением ЭО и ДОТ для получения конкретного результата

умеет ставить цель и формулировать задачи учебной деятельности в условиях очного обучения с применением ЭО и ДОТ с учетом актуальности проблемы для него лично

умеет ставить цель и формулировать задачи учебной деятельности в условиях очного обучения с применением ЭО и ДОТ, адекватно учитывая собственные возможности их достижения и на основе альтернативных способов решения проблемы

Р2-1

распределяет задачи по степени важности и по объему в зависимости от имеющихся у него знаний или незнаний

распределяет задачи по степени важности и по объему в зависимости от личностных и групповых приоритетов

распределяет задачи по степени важности и по объему в зависимости от собственных возможностей и способов решения проблемы

Р3-2

осуществляет контроль времени с использованием известных ему способов в условиях синхронного режима обучения

осуществляет контроль времени в соответствии с запланированным временем с учетом имеющихся ресурсов и возможностей в условиях синхронного или асинхронного режима обучения

осуществляет контроль времени с допустимыми минимальными временными несоответствиями в условиях синхронного или асинхронного режима обучения, в том числе с использованием возможностей ИКТ, электронных (цифровых) ресурсов

Р4-3

оценивает совокупность собственных возможностей и возможностей ИКТ, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в зависимости от имеющихся у него знаний или незнаний

оценивает совокупность собственных возможностей и возможностей ИКТ, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в зависимости от личностных и групповых приоритетов

оценивает совокупность собственных возможностей и возможностей ИКТ, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в зависимости от выбранных способов решения проблемы

Р7-1

оценивает результаты собственной деятельности по готовым критериям оценивания, в том числе с использованием возможностей электронных (цифровых) образовательных ресурсов

оценивает результаты собственной деятельности по выработанным в группе критериям оценивания, а также с использованием возможностей электронных (цифровых) образовательных ресурсов в соответствии с поставленной целью

аргументированно оценивает результаты собственной деятельности по предложенным или самостоятельно выработанным критериям оценивания, а также с использованием возможностей электронных (цифровых) образовательных ресурсов в соответствии с поставленной целью

Рассмотрим фрагмент комплекса заданий по теме «Линейные неравенства», разработанный с учетом структурной модели регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов. № 1. Ознакомьтесь с предложенными заданиями по ссылке https://onlinetestpad.com/t/statyalinneravch1. В каких заданиях, по вашему мнению, у вас могут возникнуть трудности? Выпишите номера этих заданий. (Р4–1). № 2. Решите предложенные задания. После завершения работы установите, какие задания верно выполнены, а какие – нет. (Р5–1). № 3. Требуется ли вам помощь со стороны учителя; одноклассников? В случае положительного ответа воспользуйтесь помощью учителя или группы (Р7–2). № 4. После ознакомления с результатами работы выполните задание по ссылке https://onlinetestpad.com/t/statyalinneravch2, скорректировав при необходимости свои действия по решению линейных неравенств (Р6–1).

Заключение. В результате исследования были сформулированы характерные черты представителей цифрового поколения, особенности обучающихся 7–9 классов в процессе математической подготовки. С опорой на научные работы, посвященные формированию регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике современных школьников, была уточнена номенклатура регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов как представителей цифрового поколения, раскрыто их содержание. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная структурная модель регулятивных универсальных учебных действий с описанным содержанием может быть использована для дальнейшей разработки инструментария для формирования, диагностического выявления и оценивания сформированности регулятивных умений обучающихся 7-9 классов по годам обучения в процессе математической подготовки.


Библиографическая ссылка

Гиматдинова Г.Н. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31798 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674