Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ И ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Шинкарева Н.А. 1, 1 Черкашина Т.В. 2, 2
1 ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет"
2 МДОУ ИРМО Карлукский детский сад общеразвивающего вида №2
В статье рассматриваются результаты изучения проявлений самостоятельности у детей шестого года жизни. Самостоятельность выступает как одни из значимых показателей становления личности, развития ребенка как субъекта. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития самостоятельности, так как именно с началом дошкольного возраста связан кризис «Я сам», в котором происходит психологическое отделение ребенком себя от родителя и постепенное раскрытие своей индивидуальности, расширение репертуара самостоятельных действий на основе обогащение опыта. К старшему дошкольному возрасту, благодаря сформированным у детей умениям и навыкам в разных видах деятельности, возможности для проявления самостоятельности расширяются и обуславливаются изменениями в мотивационной сфере. Наряду с появляющимся соподчинением мотивов у старших дошкольников начинают приобретать значимость мотивы одобрения взрослого, широкие социальные мотивы. Изучение самостоятельности у детей в совокупности ее проявлений имеет значение не только в плане оценки нормативности возрастного развития, но и для организации работы по развитию самостоятельности в условиях ДОУ. Кроме того, важную роль играет оценка того, насколько созданы необходимые условия для развития самостоятельности и какие меры необходимо предпринять для их совершенствования, определены условия, подлежащие изучению.
самостоятельность
старший дошкольный возраст
условия развития самостоятельности
готовность педагогов
педагогические условия развития самостоятельности у детей в дошкольной организации
1. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. М.: Изд. центр «Эль-Фа», 2016. 124 с.
2. Федак, Е.И. Анализ проблемы самостоятельности личности в истории педагогической мысли // Таврический научный обозреватель. 2015. № 4-2. С. 22-24.
3. Чебровская С.В. Самостоятельность личности: история, теория, практика: монография. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2017. С. 24-44.
4. Шурманов В.С. Сущность и структура самостоятельности: философские, психологические и педагогические аспекты понимания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 184-189.
5. Петров А.В. Личность и самостоятельность // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский ГУ. 2016. № 3 (58). С. 167-171.
6. Шойимова Ш.С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 831-834.

В соответствии с современными требованиями, которые обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, важное значение уже на этапе дошкольного детства приобретает формирование у ребенка субъективных качеств, в число которых входит такое качество, как самостоятельность. Проблемы самостоятельности в дошкольном возрасте рассматривалась целым рядом исследователей, которые раскрывают характеристики самостоятельности, ее возрастные особенности, проявления самостоятельности в кризисные периоды дошкольного детства и ее значение.

На протяжении дошкольного возраста самостоятельность развивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества. Развитие самостоятельности происходит в тесном взаимодействии с развитием активности и инициативности детей дошкольного возраста и с деятельностью. Именно в разных видах деятельности создаются благоприятные условия для развития самостоятельности детей, так как происходят получение необходимого опыта, овладение соответствующими умениями и навыками, которые затем проявляются в самостоятельной деятельности.

Старший дошкольный возраст характеризуется достаточно устойчивыми проявлениями самостоятельности на уровне возможностей каждого ребенка, но вместе с тем их изучению не уделено достаточного внимания в психолого-педагогических исследованиях, что не позволяет представить точную картину и определить необходимые условия для развития самостоятельности.

Методология

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что в соответствии со своим значением самостоятельность выступает в качестве предмета изучения в рамках таких научных областей, как философия, педагогика, психология. Представление о самостоятельности формируется в науке на протяжении длительного времени. В современных исследованиях В.С. Шурманова, В.С. Чебровской, Е.И. Федака, Ю.Л. Яковлевой и иных предприняты попытки систематизировать имеющиеся представления как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии при рассмотрении самостоятельности широкий пласт исследований связан с рассмотрением ее в составе волевой сферы, как одного из волевых качеств личности (Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.). Также самостоятельность изучается с точки зрения поведения и способности справляться с различными ситуациями.

Согласно определению А.К. Осницкого, самостоятельность представляет собой способность личности к независимым действиям, суждениям, которая сочетается с проявлениями инициативы, решительности, способности завершать начатое [1].

Е.И. Федак полагает, что самостоятельность представляет собой качество личности, которое проявляется в умении ставить цель, умении достигать цели собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности [2].

С.В. Чебровская под самостоятельностью понимает личностное качество, которое характеризует человека как субъекта деятельности [3].

С точки зрения В.С. Шурманова, самостоятельность − это личностное качество, характеризующееся осознанностью действий, способностью принимать решение о выполнении данных действий, выполнять их, достигать результата и оценивать его. Самостоятельность чаще всего рассматривается как сложное качество, в структуре которого выделяется ряд компонентов: эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой, которые характеризуют ее проявление в жизнедеятельности человека и позволяют описать и определить уровни ее сформированности [4].

А.В. Петров считает, что структуру самостоятельности образуют три компонента: независимость (способность самому, без участия взрослого принимать решения), ответственность (готовность отвечать за последствия своих поступков), убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения [5]. В дошкольном возрасте проявления самостоятельности носят динамичный характер и начинают наблюдаться еще с периода кризиса 3 лет, в ходе которого впервые ребенком наиболее активно декларируется потребность в самостоятельных действиях и независимости от взрослого. Эти проявления интегрируются в обозначении сущности кризиса 3 лет − «Я сам».

На шестом году жизни, как считает Ш.С. Шойимова, самостоятельность у детей проявляется в потребности к самостоятельному познанию, общению, деятельности. Многие действия дети стремятся выполнить без помощи взрослого, проявляют желание помогать взрослому, выполнять разные поручения [6]. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте способствуют, прежде всего, опыт и умения, накопленные детьми, кроме того, изменения в мотивационной сфере, так как в качестве побуждающих факторов в проявлении самостоятельности начинают выступать мотивы, связанные с оказанием помощи взрослому, самоутверждением.

На основе работ А.Н. Атаровой, А.С. Микериной и других авторов мы выделили следующие педагогические условия формирования самостоятельности у детей шестого года жизни: наполнение развивающей предметно-пространственной среды группы (Центров активности) материалами, способствующими формированию самостоятельной деятельности детей и укрепляющими интерес к разным видам деятельности; определение методов и приемов поддержки самостоятельности детей в образовательной деятельности и других видах деятельности; организация мероприятий для педагогов и родителей, направленных на повышение их подготовленности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни.

Цель исследования

В связи с этим нами была определена цель исследования – изучить проявления самостоятельности у детей шестого года жизни и педагогические условия ее развития. Достижение данной цели позволит определить направление работы по развитию самостоятельности и условия, необходимые для повышения качества данной работы.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Карлукский детский сад общеразвивающего вида». В исследовании принимали участие дети шестого года жизни, родители и педагоги дошкольной организации.

Критериально-диагностический аппарат исследования включал в себя следующие показатели:

− готовность педагогов к развитию самостоятельности дошкольников (когнитивно-рефлексивный и деятельностно-практический компоненты);

− характеристика РППС (оснащенность);

− готовность родителей к развитию самостоятельности детей шестого года жизни дошкольников (когнититвный, мотивационный компоненты);

− уровень самостоятельности детей (способность осуществлять выбор деятельности; самоконтроль, умение сохранять цель в ситуации затруднения успеха, проявлять настойчивость и целеустремленность; умение выполнять деятельность без помощи взрослого, доводить начатое до конца; независимость и автономность).

Для диагностики нами использовался комплекс методик: анкета для педагогов «Самостоятельность дошкольников» (авторский вариант); экспертиза развивающей предметно-пространственной среды группы; анкета для родителей «Развитие самостоятельности у детей 5–6 лет» (авторский вариант); методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова); методика «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева); карта проявления самостоятельности А.М. Щетининой.

Результаты исследования и их обсуждение

Для изучения самостоятельности детей шестого года жизни и педагогических условий ее развития в дошкольной организации нами была определена выборка исследования, в состав которой вошли дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родителя.

Представим результаты исследования. С помощью анкетирования педагогов мы определили уровень их готовности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни. Полученные в ходе анкетирования результаты показали, что у 20% педагогов уровень готовности является повышенным; у 47% − базовым и у 33% − критическим.

Доминирующий базовый уровень готовности к развитию самостоятельности детей, как показали результаты анкетирования, характеризуется тем, что знания педагогов являются неполными, но позволяют ориентироваться в вопросах формирования самостоятельности дошкольников. Педагоги выделяют наиболее значимые проявления самостоятельности у детей, определяют методы и приемы ее развития, ориентируются в современных нормативных требованиях, понимают значение самостоятельности, но не осознают необходимости комплексного подхода, применяемые методы и приемы ориентируют преимущественно в отношении детей, недостаточно организуя работу с родителями и не в полной мере реализуя возможности развивающей предметно-пространственной среды группы. Например: «Я стараюсь обогащать предметно-развивающую среду различными материалами и пособиями для развития самостоятельности детей, даю им поручения, использую игровую деятельность. Работу с родителями по данному направлению не планировала и не проводила» (О.Ю.Ж.).

Уровень подготовленности педагогов представляется недостаточным, поскольку объем знаний о развитии самостоятельности детей дошкольного возраста является неполным, сформированные умения развития самостоятельности проявляются у педагогов в организации образовательного процесса только частично.

В ходе экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы мы изучали возможности, которые создаются в центрах активности в группе для развития самостоятельности детей через возможность осуществления ими разных видов деятельности.

Опираясь на критерии анализа, мы отметили, что имеющиеся в развивающей предметно-пространственной среде группы материалы являются безопасными, доступными. Не хватает в группе полифункциональных материалов, особенно это касается Центра творчества. Кроме того, в группах наблюдается нерегулярная сменяемость материалов, представлено недостаточно разнообразных материалов для того, чтобы стимулировать самостоятельную деятельность детей.

Рассмотрим это на примере Центра творчества. В нем имеются разные материалы для рисования, лепки, аппликации. Набор этих материалов является стандартным. Мы отметили, что очень мало материалов, способствующих освоению способов творческой деятельности на основе нетрадиционных техник. Имеются в виду такие материалы, как, например, губки, нити, мыльные пузыри, штампики и т.д. Кроме того, в Центре творчества имеющиеся материалы не всегда связываются с тематикой недели, редко появляются тематические раскраски, пооперационные карты, подборки фотографий, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. В Центре спорта также наблюдается недостаточная вариативность материалов, но имеющиеся материалы доступны для самостоятельного использования детьми.

Анализируя результаты анкетирования родителей, мы констатируем, что среди  уровней представлений родителей о развитии самостоятельности доминирует критический (54%). Родители понимают, что самостоятельность является важным качеством, но не переносят это знание на своего ребенка. Воспитание самостоятельности они осуществляют эпизодически, используя для этого преимущественно методы поощрения и наказания. Недостаточность знаний у себя родители осознают не в полной мере и поэтому не выражают стремления взаимодействовать с педагогами дошкольной организации по этому вопросу.

С базовым уровнем было выявлено 24% родителей. Они ценят самостоятельность как личностное качество, осознают, как проявляется самостоятельность у их ребенка, стремятся к воспитанию самостоятельности на основе тех методов и приемов, которыми владеют. Родители положительно воспринимают возможность получать дополнительные знания о развитии самостоятельности от педагогов дошкольной организации. Например: «Для меня очень важно, чтобы ребенок был самостоятельным, стараюсь приучать его самостоятельно выполнять мои поручения. Хотела бы узнать разные методы и приемы, которые бы помогли мне в данном вопросе» (Н.В.Р), «Конечно, важно, чтобы ребенок был самостоятельным, но часто бывает, что мне проще и быстрее сделать что-то за него. Вырастет – будет делать сам» (С.В.Б.).

При оценке уровня самостоятельности у старших дошкольников мы опирались на ряд критериев: способность осуществлять выбор деятельности; самоконтроль, умение сохранять цель в ситуации затруднения успеха, проявлять настойчивость и целеустремленность; умение выполнять деятельность без помощи взрослого, доводить начатое до конца.

Результаты показали, что дети делают выбор самостоятельно, иногда у них возникают сомнения, они могут изменить свое решение в пользу другого вида деятельности.

Старшие дошкольники могут сохранять цель в условиях затруднения, но не до конца. Интерес на фоне затруднений значительно снижается, требуется небольшая помощь взрослого для завершения выполнения задания. Целеустремленность, настойчивость и самостоятельность проявляются у многих детей частично. Многие дошкольники умеют самостоятельно начать дело, но не всегда его завершают; при выполнении поручений может требоваться напоминание; они умеют разрешать конфликты, но преимущественно там, где незначительно задеты личные интересы.

В результате диагностики мы установили, что на высоком уровне самостоятельность развита у 17% детей, на среднем уровне – у 46% детей, низкий уровень выявлен у 37% детей. Для высокого уровня исходя из исследуемых показателей характерными являются: способность самостоятельно осуществлять выбор деятельности и организовывать ее, сформированность самоконтроля, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности. Также на высоком уровне самостоятельности дети проявляют в своем поведении автономность, независимость от взрослого, умение выполнять без помощи взрослого многие действия.

Средний уровень самостоятельности характеризуется тем, что у детей способность к выбору деятельности сформирована, но не всегда выбор они могут осуществлять полностью самостоятельно. Самоконтроль проявляется, но на фоне возникновения трудностей способность к самоконтролю, настойчивость и целеустремленность снижаются. Проявления автономности, независимости, способности выполнять действия без помощи взрослого являются неустойчивыми.

Низкий уровень развития самостоятельности у дошкольников характеризуется тем, что дети редко проявляют способность к выбору деятельности, чаще всего деятельность организует взрослый; также они отличаются недостаточным самоконтролем, на фоне затруднения ситуации проявляют пассивность, обращаются за помощью, не предпринимают попыток самостоятельно справиться с поставленной задачей, цель деятельности не удерживают. Такие проявления самостоятельности, как автономность, независимость, умение выполнять действия без помощи взрослого, у детей шестого года жизни с низким уровнем развития самостоятельности отмечаются  редко.  

Полученные данные обусловили необходимость создания педагогических условий развития самостоятельности детей шестого года жизни. Были организованы наполнение развивающей предметно-пространственной среды группы (Центров активности) материалами, способствующими формированию самостоятельной деятельности детей и укрепляющими интерес к разным видам деятельности; отбор методов и приемов поддержки самостоятельности детей в образовательной деятельности и других видах деятельности; мероприятия для педагогов и родителей, направленные на повышение подготовленности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни. Нами были выделены такие центры активности, как Центр творчества, Литературный центр, Центр игр. В каждый из этих центров мы вносили разнообразные материалы исходя из темы недели, которые побуждали детей активно включаться в самостоятельную деятельность.

Был разработан фрагмент тактического планирования, направленного на формирование самостоятельности у детей шестого года жизни. В каждом из видов деятельности мы определили культурно-смысловой контекст и выделили типы работы, способствующие развитию самостоятельности.

Мероприятия для педагогов включали в себя темы, позволяющие повышать готовность педагогов к формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Содержание работы с родителями было направлено на развитие у них ряда умений: умения поддерживать самостоятельность в повседневной жизнедеятельности ребенка, умение укреплять потребность в самостоятельности через поддержку и поощрение, умение формировать необходимые навыки для выполнения разных видов деятельности ребенком самостоятельно.

Выводы

Таким образом, результаты исследования показали, что проявления самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста различаются и могут иметь не только разную степень выраженности, но и содержательные отличия в проявлении ключевых характеристик. Одной из причин этого может выступать недостаточная реализация потенциальных возможностей педагогических условий развития самостоятельности в ДОУ.

Результаты исследования показали, что существует необходимость целенаправленной работы по повышению уровня готовности педагогов к развитию самостоятельности детей. Также мы определили, какие направления важно реализовать для организации развивающей предметно-пространственной среды группы, чтобы она способствовала развитию самостоятельности. Кроме этого, мы выявили уровень готовности родителей к формированию самостоятельности и определили, что родители нуждаются в проведении консультативно-просветительской работы.

Развитие самостоятельности может осуществляться на основе использования разных педагогических средств, среди которых в дошкольном возрасте лидирующую позицию занимает игра. Разные виды игр, как показывают психолого-педагогические исследования, обладают определенным потенциалом в плане формирования самостоятельности. При этом достаточно редко в исследованиях рассматриваются возможности дидактических игр. В то же время, как мы полагаем, дидактическая игра, подчиненная определенным правилам, способствует развитию самостоятельности, так как помогает ребенку, не имеющему достаточного опыта, сориентироваться на основе правил в игровой ситуации и, следуя им, не обращаться за помощью к взрослому, чувствовать свою способность выполнять действия, достигать результата в совместной с другими детьми игре. Поэтому перспективным является изучение возможностей дидактических игр в развитии самостоятельности.


Библиографическая ссылка

Шинкарева Н.А., Черкашина Т.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ И ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31764 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674