Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF INDEPENDENCE IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE AND THE ANALYSIS OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS DEVELOPMENT IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Shinkareva Nadezhda Alekseevna 1, 1 Cherkashina T.V. 2, 2
1 Irkutsk State University
2 MDOU IRMO Karluk kindergarten of general development type No. 2
The article discusses the results of studying the manifestations of independence in children of the sixth year of life. Independence acts as one of the significant indicators of the formation of a personality, the development of a child as a subject. Preschool age is a sensitive period for the development of independence, since it is with the beginning of preschool age that the crisis of "I myself" is associated, with which the child's psychological separation of himself from his parent and the gradual disclosure of his individuality, the expansion of the repertoire of independent actions based on the enrichment of experience. By the older preschool age, thanks to the skills and abilities formed in children in different types of activities, the opportunities for self-reliance are expanding and are conditioned by changes in the motivational sphere. Along with the emerging subordination of motives in older preschoolers, adult approval motives and broad social motives are beginning to gain importance. The study of independence in children in the totality of its manifestations is important not only in terms of assessing the normativity of age-related development, but also for the organization of work on the development of independence in the conditions of preschool education. In addition, an important role is played by assessing to what extent the necessary conditions for the development of independence have been created and what measures need to be taken to improve them.
independence
senior preschool age
conditions for the development of independence
readiness of teachers
pedagogical conditions for the development of independence in children in a preschool organization

В соответствии с современными требованиями, которые обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, важное значение уже на этапе дошкольного детства приобретает формирование у ребенка субъективных качеств, в число которых входит такое качество, как самостоятельность. Проблемы самостоятельности в дошкольном возрасте рассматривалась целым рядом исследователей, которые раскрывают характеристики самостоятельности, ее возрастные особенности, проявления самостоятельности в кризисные периоды дошкольного детства и ее значение.

На протяжении дошкольного возраста самостоятельность развивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества. Развитие самостоятельности происходит в тесном взаимодействии с развитием активности и инициативности детей дошкольного возраста и с деятельностью. Именно в разных видах деятельности создаются благоприятные условия для развития самостоятельности детей, так как происходят получение необходимого опыта, овладение соответствующими умениями и навыками, которые затем проявляются в самостоятельной деятельности.

Старший дошкольный возраст характеризуется достаточно устойчивыми проявлениями самостоятельности на уровне возможностей каждого ребенка, но вместе с тем их изучению не уделено достаточного внимания в психолого-педагогических исследованиях, что не позволяет представить точную картину и определить необходимые условия для развития самостоятельности.

Методология

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что в соответствии со своим значением самостоятельность выступает в качестве предмета изучения в рамках таких научных областей, как философия, педагогика, психология. Представление о самостоятельности формируется в науке на протяжении длительного времени. В современных исследованиях В.С. Шурманова, В.С. Чебровской, Е.И. Федака, Ю.Л. Яковлевой и иных предприняты попытки систематизировать имеющиеся представления как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии при рассмотрении самостоятельности широкий пласт исследований связан с рассмотрением ее в составе волевой сферы, как одного из волевых качеств личности (Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.). Также самостоятельность изучается с точки зрения поведения и способности справляться с различными ситуациями.

Согласно определению А.К. Осницкого, самостоятельность представляет собой способность личности к независимым действиям, суждениям, которая сочетается с проявлениями инициативы, решительности, способности завершать начатое [1].

Е.И. Федак полагает, что самостоятельность представляет собой качество личности, которое проявляется в умении ставить цель, умении достигать цели собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности [2].

С.В. Чебровская под самостоятельностью понимает личностное качество, которое характеризует человека как субъекта деятельности [3].

С точки зрения В.С. Шурманова, самостоятельность − это личностное качество, характеризующееся осознанностью действий, способностью принимать решение о выполнении данных действий, выполнять их, достигать результата и оценивать его. Самостоятельность чаще всего рассматривается как сложное качество, в структуре которого выделяется ряд компонентов: эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой, которые характеризуют ее проявление в жизнедеятельности человека и позволяют описать и определить уровни ее сформированности [4].

А.В. Петров считает, что структуру самостоятельности образуют три компонента: независимость (способность самому, без участия взрослого принимать решения), ответственность (готовность отвечать за последствия своих поступков), убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения [5]. В дошкольном возрасте проявления самостоятельности носят динамичный характер и начинают наблюдаться еще с периода кризиса 3 лет, в ходе которого впервые ребенком наиболее активно декларируется потребность в самостоятельных действиях и независимости от взрослого. Эти проявления интегрируются в обозначении сущности кризиса 3 лет − «Я сам».

На шестом году жизни, как считает Ш.С. Шойимова, самостоятельность у детей проявляется в потребности к самостоятельному познанию, общению, деятельности. Многие действия дети стремятся выполнить без помощи взрослого, проявляют желание помогать взрослому, выполнять разные поручения [6]. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте способствуют, прежде всего, опыт и умения, накопленные детьми, кроме того, изменения в мотивационной сфере, так как в качестве побуждающих факторов в проявлении самостоятельности начинают выступать мотивы, связанные с оказанием помощи взрослому, самоутверждением.

На основе работ А.Н. Атаровой, А.С. Микериной и других авторов мы выделили следующие педагогические условия формирования самостоятельности у детей шестого года жизни: наполнение развивающей предметно-пространственной среды группы (Центров активности) материалами, способствующими формированию самостоятельной деятельности детей и укрепляющими интерес к разным видам деятельности; определение методов и приемов поддержки самостоятельности детей в образовательной деятельности и других видах деятельности; организация мероприятий для педагогов и родителей, направленных на повышение их подготовленности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни.

Цель исследования

В связи с этим нами была определена цель исследования – изучить проявления самостоятельности у детей шестого года жизни и педагогические условия ее развития. Достижение данной цели позволит определить направление работы по развитию самостоятельности и условия, необходимые для повышения качества данной работы.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Карлукский детский сад общеразвивающего вида». В исследовании принимали участие дети шестого года жизни, родители и педагоги дошкольной организации.

Критериально-диагностический аппарат исследования включал в себя следующие показатели:

− готовность педагогов к развитию самостоятельности дошкольников (когнитивно-рефлексивный и деятельностно-практический компоненты);

− характеристика РППС (оснащенность);

− готовность родителей к развитию самостоятельности детей шестого года жизни дошкольников (когнититвный, мотивационный компоненты);

− уровень самостоятельности детей (способность осуществлять выбор деятельности; самоконтроль, умение сохранять цель в ситуации затруднения успеха, проявлять настойчивость и целеустремленность; умение выполнять деятельность без помощи взрослого, доводить начатое до конца; независимость и автономность).

Для диагностики нами использовался комплекс методик: анкета для педагогов «Самостоятельность дошкольников» (авторский вариант); экспертиза развивающей предметно-пространственной среды группы; анкета для родителей «Развитие самостоятельности у детей 5–6 лет» (авторский вариант); методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова); методика «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева); карта проявления самостоятельности А.М. Щетининой.

Результаты исследования и их обсуждение

Для изучения самостоятельности детей шестого года жизни и педагогических условий ее развития в дошкольной организации нами была определена выборка исследования, в состав которой вошли дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родителя.

Представим результаты исследования. С помощью анкетирования педагогов мы определили уровень их готовности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни. Полученные в ходе анкетирования результаты показали, что у 20% педагогов уровень готовности является повышенным; у 47% − базовым и у 33% − критическим.

Доминирующий базовый уровень готовности к развитию самостоятельности детей, как показали результаты анкетирования, характеризуется тем, что знания педагогов являются неполными, но позволяют ориентироваться в вопросах формирования самостоятельности дошкольников. Педагоги выделяют наиболее значимые проявления самостоятельности у детей, определяют методы и приемы ее развития, ориентируются в современных нормативных требованиях, понимают значение самостоятельности, но не осознают необходимости комплексного подхода, применяемые методы и приемы ориентируют преимущественно в отношении детей, недостаточно организуя работу с родителями и не в полной мере реализуя возможности развивающей предметно-пространственной среды группы. Например: «Я стараюсь обогащать предметно-развивающую среду различными материалами и пособиями для развития самостоятельности детей, даю им поручения, использую игровую деятельность. Работу с родителями по данному направлению не планировала и не проводила» (О.Ю.Ж.).

Уровень подготовленности педагогов представляется недостаточным, поскольку объем знаний о развитии самостоятельности детей дошкольного возраста является неполным, сформированные умения развития самостоятельности проявляются у педагогов в организации образовательного процесса только частично.

В ходе экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы мы изучали возможности, которые создаются в центрах активности в группе для развития самостоятельности детей через возможность осуществления ими разных видов деятельности.

Опираясь на критерии анализа, мы отметили, что имеющиеся в развивающей предметно-пространственной среде группы материалы являются безопасными, доступными. Не хватает в группе полифункциональных материалов, особенно это касается Центра творчества. Кроме того, в группах наблюдается нерегулярная сменяемость материалов, представлено недостаточно разнообразных материалов для того, чтобы стимулировать самостоятельную деятельность детей.

Рассмотрим это на примере Центра творчества. В нем имеются разные материалы для рисования, лепки, аппликации. Набор этих материалов является стандартным. Мы отметили, что очень мало материалов, способствующих освоению способов творческой деятельности на основе нетрадиционных техник. Имеются в виду такие материалы, как, например, губки, нити, мыльные пузыри, штампики и т.д. Кроме того, в Центре творчества имеющиеся материалы не всегда связываются с тематикой недели, редко появляются тематические раскраски, пооперационные карты, подборки фотографий, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. В Центре спорта также наблюдается недостаточная вариативность материалов, но имеющиеся материалы доступны для самостоятельного использования детьми.

Анализируя результаты анкетирования родителей, мы констатируем, что среди  уровней представлений родителей о развитии самостоятельности доминирует критический (54%). Родители понимают, что самостоятельность является важным качеством, но не переносят это знание на своего ребенка. Воспитание самостоятельности они осуществляют эпизодически, используя для этого преимущественно методы поощрения и наказания. Недостаточность знаний у себя родители осознают не в полной мере и поэтому не выражают стремления взаимодействовать с педагогами дошкольной организации по этому вопросу.

С базовым уровнем было выявлено 24% родителей. Они ценят самостоятельность как личностное качество, осознают, как проявляется самостоятельность у их ребенка, стремятся к воспитанию самостоятельности на основе тех методов и приемов, которыми владеют. Родители положительно воспринимают возможность получать дополнительные знания о развитии самостоятельности от педагогов дошкольной организации. Например: «Для меня очень важно, чтобы ребенок был самостоятельным, стараюсь приучать его самостоятельно выполнять мои поручения. Хотела бы узнать разные методы и приемы, которые бы помогли мне в данном вопросе» (Н.В.Р), «Конечно, важно, чтобы ребенок был самостоятельным, но часто бывает, что мне проще и быстрее сделать что-то за него. Вырастет – будет делать сам» (С.В.Б.).

При оценке уровня самостоятельности у старших дошкольников мы опирались на ряд критериев: способность осуществлять выбор деятельности; самоконтроль, умение сохранять цель в ситуации затруднения успеха, проявлять настойчивость и целеустремленность; умение выполнять деятельность без помощи взрослого, доводить начатое до конца.

Результаты показали, что дети делают выбор самостоятельно, иногда у них возникают сомнения, они могут изменить свое решение в пользу другого вида деятельности.

Старшие дошкольники могут сохранять цель в условиях затруднения, но не до конца. Интерес на фоне затруднений значительно снижается, требуется небольшая помощь взрослого для завершения выполнения задания. Целеустремленность, настойчивость и самостоятельность проявляются у многих детей частично. Многие дошкольники умеют самостоятельно начать дело, но не всегда его завершают; при выполнении поручений может требоваться напоминание; они умеют разрешать конфликты, но преимущественно там, где незначительно задеты личные интересы.

В результате диагностики мы установили, что на высоком уровне самостоятельность развита у 17% детей, на среднем уровне – у 46% детей, низкий уровень выявлен у 37% детей. Для высокого уровня исходя из исследуемых показателей характерными являются: способность самостоятельно осуществлять выбор деятельности и организовывать ее, сформированность самоконтроля, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности. Также на высоком уровне самостоятельности дети проявляют в своем поведении автономность, независимость от взрослого, умение выполнять без помощи взрослого многие действия.

Средний уровень самостоятельности характеризуется тем, что у детей способность к выбору деятельности сформирована, но не всегда выбор они могут осуществлять полностью самостоятельно. Самоконтроль проявляется, но на фоне возникновения трудностей способность к самоконтролю, настойчивость и целеустремленность снижаются. Проявления автономности, независимости, способности выполнять действия без помощи взрослого являются неустойчивыми.

Низкий уровень развития самостоятельности у дошкольников характеризуется тем, что дети редко проявляют способность к выбору деятельности, чаще всего деятельность организует взрослый; также они отличаются недостаточным самоконтролем, на фоне затруднения ситуации проявляют пассивность, обращаются за помощью, не предпринимают попыток самостоятельно справиться с поставленной задачей, цель деятельности не удерживают. Такие проявления самостоятельности, как автономность, независимость, умение выполнять действия без помощи взрослого, у детей шестого года жизни с низким уровнем развития самостоятельности отмечаются  редко.  

Полученные данные обусловили необходимость создания педагогических условий развития самостоятельности детей шестого года жизни. Были организованы наполнение развивающей предметно-пространственной среды группы (Центров активности) материалами, способствующими формированию самостоятельной деятельности детей и укрепляющими интерес к разным видам деятельности; отбор методов и приемов поддержки самостоятельности детей в образовательной деятельности и других видах деятельности; мероприятия для педагогов и родителей, направленные на повышение подготовленности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни. Нами были выделены такие центры активности, как Центр творчества, Литературный центр, Центр игр. В каждый из этих центров мы вносили разнообразные материалы исходя из темы недели, которые побуждали детей активно включаться в самостоятельную деятельность.

Был разработан фрагмент тактического планирования, направленного на формирование самостоятельности у детей шестого года жизни. В каждом из видов деятельности мы определили культурно-смысловой контекст и выделили типы работы, способствующие развитию самостоятельности.

Мероприятия для педагогов включали в себя темы, позволяющие повышать готовность педагогов к формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Содержание работы с родителями было направлено на развитие у них ряда умений: умения поддерживать самостоятельность в повседневной жизнедеятельности ребенка, умение укреплять потребность в самостоятельности через поддержку и поощрение, умение формировать необходимые навыки для выполнения разных видов деятельности ребенком самостоятельно.

Выводы

Таким образом, результаты исследования показали, что проявления самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста различаются и могут иметь не только разную степень выраженности, но и содержательные отличия в проявлении ключевых характеристик. Одной из причин этого может выступать недостаточная реализация потенциальных возможностей педагогических условий развития самостоятельности в ДОУ.

Результаты исследования показали, что существует необходимость целенаправленной работы по повышению уровня готовности педагогов к развитию самостоятельности детей. Также мы определили, какие направления важно реализовать для организации развивающей предметно-пространственной среды группы, чтобы она способствовала развитию самостоятельности. Кроме этого, мы выявили уровень готовности родителей к формированию самостоятельности и определили, что родители нуждаются в проведении консультативно-просветительской работы.

Развитие самостоятельности может осуществляться на основе использования разных педагогических средств, среди которых в дошкольном возрасте лидирующую позицию занимает игра. Разные виды игр, как показывают психолого-педагогические исследования, обладают определенным потенциалом в плане формирования самостоятельности. При этом достаточно редко в исследованиях рассматриваются возможности дидактических игр. В то же время, как мы полагаем, дидактическая игра, подчиненная определенным правилам, способствует развитию самостоятельности, так как помогает ребенку, не имеющему достаточного опыта, сориентироваться на основе правил в игровой ситуации и, следуя им, не обращаться за помощью к взрослому, чувствовать свою способность выполнять действия, достигать результата в совместной с другими детьми игре. Поэтому перспективным является изучение возможностей дидактических игр в развитии самостоятельности.