Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСЛОВИЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ И ЕДИНОБОРСТВАХ

Савинский П.С. 1 Козин В.В. 2 Салугин Ф.В. 3
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
2 «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина»
3 «Омский государственный медицинский университет»
Исследования показали, что успехи в совершенствовании двигательных способностей спортсменов зависят от планового и целенаправленного использования интегрального подхода. Это вызвало необходимость пересмотра организации и осуществления тренировочного процесса. Выбор средств и методов, которые существенно воздействуют на совершенствование двигательных способностей спортсменов, базируется на объединении различных методов в один универсальный - комплексную тренировку. Средствами являются упражнения, представляющие различные комбинации двигательных действий. Сложность этих комбинированных упражнений находится в прямой зависимости от индивидуальной подготовленности занимающихся. Анализ тренировочного процесса в спортивных играх и единоборствах (ситуационных видах спорта) показал, что переменным показателем, определяющим вариативность тактико-технических действий и являющимся отправной точкой для координации и управления двигательной активностью – является координационная сложность ситуаций игры или поединка. Учитывая фазовость игры и/или поединка, выделяют условия сложнокоординационной направленности: минимальная координационная сложность, базовая координационная сложность, вариативная координационная сложность и ориентировочная координационная сложность. В процессе наблюдений за соревновательной деятельностью спортсменов различной квалификации выявлено, что координационная сложность ситуаций основывается на минимальных ситуациях, тактико-техническом содержании, в котором происходит переход от минимальных ситуаций к типовым ситуациям и от двигательного акта к действиям и противодействиям. Эффективность тактико-технической подготовки спортсменов определяется сопряженным совершенствованием двигательных способностей и сенсорно-двигательных анализаторов на основе использования условий сложнокоординационной направленности.
ситуация
типизация
сложнокоординационные условия
кикбоксинг
игра
условия поединка
1. Горлова Ю.И., Чернов И.А. Особенности методики обучения технико-тактическим действиям в кикбоксинге на этапе начальной специализации // Наука-2020. 2020. № 3 (28). С. 66–69.
2. Джалилов А.А., Балашов В.Ф. Биомеханические характеристики техники нападающего удара в кикбоксинге // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 66–68.
3. Маньшин Б.Г. Изучение способностей кикбоксеров на этапе начальной подготовки к успешности обучения техническим действиям // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 116–123.
4. Салугин А.В. Технология подготовки кикбоксеров 12-14 лет на основе формирования умений систематизации минимальных ситуаций противоборств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2020. 27 с.
5. Ромашов А.А. Проявление тактической сущности бокового маневрирования у профессиональных боксеров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6. С. 205–211.
6. Козин В.В., Притыкин В.Н., Кузнецова Н.С. Совершенствование точности бросков мяча путем ситуационного моделирования и тренажерных средств // Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 52. № 3. С. 44-56.
7. Понкратов А.В. Интеграция информационных и когнитивных технологий в тренировочном процессе единоборцев высокой квалификации на основе триад объектов подготовки единоборцев высокой квалификации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 313–317.

В настоящее время методологические подходы к тактико-технической подготовке в спортивных играх и единоборствах являются недостаточно разработанными в силу сложности данной проблемы. Отсутствует исчерпывающее понимание объективных процессов интегрального развития физических качеств, обеспечивающих стабильность биомеханических характеристик действий, неоднозначны данные о структуре и содержании ситуаций противоборств [1]. Недостаток критериев оценки интегрального уровня развития физических качеств и тактико-технических действий обусловливает неэффективность обратной связи и диагностирования промежуточных и итоговых результатов тренировочного процесса и интегральной подготовки спортсменов различной квалификации.

Высокий уровень конкуренции спортсменов за достижение высоких результатов является стимулирующим условием систематического совершенствования тактико-технического мастерства спортсменов. В этом направлении наиболее изученными являются вопросы индивидуализации предсоревновательной подготовки игровиков и единоборцев; психофизиологической подготовки спортсменов; биомеханического анализа техники выполнения двигательных действий [2; 3]; специфических особенностей соревновательной деятельности в спортивных играх и единоборствах; методических аспектов совершенствования тактико-технических действий спортсменов; развития специальных физических и психомоторных качеств [4; 5].

В содержании научно-исследовательских источников не отражены вопросы, раскрывающие сущность и алгоритмы совершенствования многовариантных тактико-технических действий спортсменов различной квалификации в различных по координационной сложности ситуациях игры или поединка. Также отсутствуют исследования, обосновывающие организационно-педагогические условия их эффективной практической реализации.

Цель исследования – определить условия сложнокоординационной направленности и минимальные ситуации в структуре игры или поединка спортсменов игровых видов спорта и единоборств.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, видеорегистрация и анализ соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации.

Результаты теоретического анализа, изучения и обобщения практического опыта тренерского состава позволили подготовить определенную последовательность использования упражнений для совершенствования двигательных способностей спортсменов, включить в содержание тактико-технической подготовки элементы противодействий соперников, а также использовать психолого-педагогические приемы, моделирующие соревновательные условия. Педагогическое наблюдение имело информационно-диагностическую направленность [6]. Оно осуществлялось в целях изучения признаков, характеризующих состояние и результаты тренировочного процесса, прогнозирования возможных несоответствий, выбора средств их предупреждения, а также корректировки тренировочного процесса в целях эффективной тактико-технической подготовки спортсменов. Педагогическое наблюдение позволило спланировать тренировочный процесс с учетом индивидуальных возможностей и потребностей спортсменов за счет обратной связи, свойственной сложным системам, к которым относятся тренировочный процесс и соревновательная деятельность.

Также в процессе наблюдения была определена специфика тактико-технической деятельности спортсменов различной квалификации в ситуационных видах спорта и выявлены условия сложнокоординационной направленности в соревнованиях. Фиксировались следующие показатели: базовые характеристики, ключевые и переменные показатели тактико-технической деятельности; результативность тактико-технических действий; пространственно-временные характеристики.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение тенденций тренировочного процесса в кикбоксинге позволило сформулировать основные факторы, определяющие эффективность тактико-технических действий спортсменов: интегративный характер соревновательной деятельности; необходимость вариативного решения двигательных задач в ходе соревнования; реализация приемов и действий в условиях активного противоборства; стремительность перехода от оборонительных действий к контратакам и наоборот; экстремальная ситуативность игры или поединка.

Условия сложнокоординационной направленности являются следствием трансформации минимальных ситуаций (как их совокупности и вариативности), характеризующих умения координировать действия и условия ведения поединка или игры спортсменом [7]. Данные умения во многом обусловлены эффективностью тактико-технических действий спортсменов.

С помощью педагогического наблюдения получены данные о качестве овладения тактико-техническими приемами игры, поединка, эффективности тактических и технических приемов, качественных характеристиках содержания деятельности спортсменов.

Содержание обобщающих характеристик двигательной деятельности и ситуаций игры или поединка, которые находят свое применение в практике подготовки спортсменов с учетом ситуационной обусловленности деятельности, ярко отражается в следующем аналитическом примере (таблица).

Обобщающие характеристики двигательной деятельности и ситуаций поединка (на примере кикбоксинга)

Характеристики

Базовые характеристики

Ключевые характеристики

Переменные характеристики

Результативность тактико-технических действий

Недостаточный результат

 

Пограничный результат

 

Поиск и сопоставление информации о содержании поединка и результата

Содержание тактико-технических действий

Формирование двигательных актов

Переход от движения к действиям и взаимодействиям

Вариативность действий и взаимодействий

Пространственно-временные характеристики

Рациональность передвижений по рингу

Временная активность и пространственная плотность

Согласованность действий и взаимодействий во времени и пространстве

 

Координационная сложность ситуаций поединка

Минимальные ситуации

Стратегическое и тактико-техническое наполнение содержания поединка

Выход на декомпозицию ситуаций и целевых двигательных актов

В данном случае речь идет как раз о координационной сложности ситуаций и движений – переход от минимальных ситуаций к типовым ситуациям и от двигательного акта к действиям и противодействиям.

В результате наблюдения за соревновательной деятельностью, анализа игр и поединков спортсменов различной квалификации выявлено, что по мере изменения характеристик (от базовых к переменным) результативность тактико-технических действий претерпевает следующие изменения – происходит переход от недостаточного результата к пограничному. Итогом является поиск и сопоставление информации о содержании игры или поединка и результата (рис. 1).

 

Рис. 1. Обобщающие характеристики в формировании результативности тактико-технических действий

В свою очередь содержание тактико-технических действий спортсменов изменяется в процессе формирования двигательных актов, основанном на переходе от движения к действиям и противодействиям и итоговой вариативности действий и взаимодействий (рис. 2).

Рис. 2. Содержание тактико-технических действий спортсменов

Далее пространственно-временные характеристики основываются на рациональности передвижений по площадке, рингу, временной активности и пространственной плотности, что в итоге сказывается на согласованности действий и взаимодействий во времени и пространстве (рис. 3).

Рис. 3. Пространственно-временные характеристики

Проведенные педагогические наблюдения и анализ показателей соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации позволили систематизировать тактико-технические действия, необходимые для повышения результативности игры или состязательных поединков.

Арсенал разнообразных приемов и действий в ситуационных видах спорта достаточно большой. Спортсмен имеет возможность самостоятельно создавать разнообразные комбинации, способен варьировать и импровизировать в зависимости от конкретных условий. Чем большим набором приемов и действий владеет спортсмен, тем успешнее он может справляться с задачами в ходе игры или поединка.

Неразрывное соединение приемов и действий, обеспечивающих наиболее продуктивное и результативное решение двигательных задач, очень многопланово. Наиболее рациональный и эффективный способ выполнения двигательных действий, способствующий достижению высокого спортивного результата на основе учета индивидуальных особенностей спортсменов, основан на сравнительно небольшом арсенале приемов и действий, но при этом эти тактико-технические действия достаточно эффективны, доведены до совершенства и автоматизма.

Практическая деятельность спортсменов показывает, что набор освоенных тактико-технических действий обычно превышает число приемов, которые используются в игре или поединке. Однако это не свидетельствует, что тренировочный процесс должен быть сосредоточен на совершенствовании отдельных двигательных действий, поскольку соревновательная деятельность характеризуется разнообразием различных ситуаций.

В ходе тактико-технической подготовки необходимо акцентировать внимание на следующих особенностях: освоить наибольшее количество вариантов соревновательных ситуаций с учетом двигательных способностей спортсменов; изучить варианты тактико-технических действий, применяемых потенциальными соперниками; разработать индивидуальные варианты тактики.

Интеграция эмпирических данных в процесс совершенствования двигательных способностей спортсменов позволяет сделать заключение о том, что тактико-техническая подготовка представляет собой совокупность наиболее эффективных методов спортивной тренировки и включает в свое содержание средства совершенствования разносторонних двигательных способностей с учетом координационной сложности условий игры или поединка.

Заключение

Вопрос использования условий сложнокоординационной направленности как интегрального подхода к тактико-технической подготовке спортсменов различной квалификации имеет недостаточную теоретическую разработку. Практический опыт использования вариативных заданий в совершенствовании двигательных способностей спортсменов также изучен недостаточно. В этой связи возникает необходимость более глубокого изучения данного вопроса.

Совершенствование двигательных способностей спортсменов в значительной степени влияет на их тактико-техническую подготовленность к соревновательной деятельности. Одним из наиболее перспективных направлений тактико-технической подготовки спортсменов является совершенствование двигательных действий в условиях сложнокоординационной направленности и в минимальных ситуациях.

Несмотря на повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов, проблема организации тренировочного процесса всегда является актуальной и предполагает постоянный поиск инновационных подходов. Искусство тренера заключается в том, чтобы правильно оценить способности спортсменов, найти способы, подходы и сформировать методику совершенствования тактико-технических действий.


Библиографическая ссылка

Савинский П.С., Козин В.В., Салугин Ф.В. УСЛОВИЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ И ЕДИНОБОРСТВАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31759 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674