В настоящее время методологические подходы к тактико-технической подготовке в спортивных играх и единоборствах являются недостаточно разработанными в силу сложности данной проблемы. Отсутствует исчерпывающее понимание объективных процессов интегрального развития физических качеств, обеспечивающих стабильность биомеханических характеристик действий, неоднозначны данные о структуре и содержании ситуаций противоборств [1]. Недостаток критериев оценки интегрального уровня развития физических качеств и тактико-технических действий обусловливает неэффективность обратной связи и диагностирования промежуточных и итоговых результатов тренировочного процесса и интегральной подготовки спортсменов различной квалификации.
Высокий уровень конкуренции спортсменов за достижение высоких результатов является стимулирующим условием систематического совершенствования тактико-технического мастерства спортсменов. В этом направлении наиболее изученными являются вопросы индивидуализации предсоревновательной подготовки игровиков и единоборцев; психофизиологической подготовки спортсменов; биомеханического анализа техники выполнения двигательных действий [2; 3]; специфических особенностей соревновательной деятельности в спортивных играх и единоборствах; методических аспектов совершенствования тактико-технических действий спортсменов; развития специальных физических и психомоторных качеств [4; 5].
В содержании научно-исследовательских источников не отражены вопросы, раскрывающие сущность и алгоритмы совершенствования многовариантных тактико-технических действий спортсменов различной квалификации в различных по координационной сложности ситуациях игры или поединка. Также отсутствуют исследования, обосновывающие организационно-педагогические условия их эффективной практической реализации.
Цель исследования – определить условия сложнокоординационной направленности и минимальные ситуации в структуре игры или поединка спортсменов игровых видов спорта и единоборств.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, видеорегистрация и анализ соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации.
Результаты теоретического анализа, изучения и обобщения практического опыта тренерского состава позволили подготовить определенную последовательность использования упражнений для совершенствования двигательных способностей спортсменов, включить в содержание тактико-технической подготовки элементы противодействий соперников, а также использовать психолого-педагогические приемы, моделирующие соревновательные условия. Педагогическое наблюдение имело информационно-диагностическую направленность [6]. Оно осуществлялось в целях изучения признаков, характеризующих состояние и результаты тренировочного процесса, прогнозирования возможных несоответствий, выбора средств их предупреждения, а также корректировки тренировочного процесса в целях эффективной тактико-технической подготовки спортсменов. Педагогическое наблюдение позволило спланировать тренировочный процесс с учетом индивидуальных возможностей и потребностей спортсменов за счет обратной связи, свойственной сложным системам, к которым относятся тренировочный процесс и соревновательная деятельность.
Также в процессе наблюдения была определена специфика тактико-технической деятельности спортсменов различной квалификации в ситуационных видах спорта и выявлены условия сложнокоординационной направленности в соревнованиях. Фиксировались следующие показатели: базовые характеристики, ключевые и переменные показатели тактико-технической деятельности; результативность тактико-технических действий; пространственно-временные характеристики.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение тенденций тренировочного процесса в кикбоксинге позволило сформулировать основные факторы, определяющие эффективность тактико-технических действий спортсменов: интегративный характер соревновательной деятельности; необходимость вариативного решения двигательных задач в ходе соревнования; реализация приемов и действий в условиях активного противоборства; стремительность перехода от оборонительных действий к контратакам и наоборот; экстремальная ситуативность игры или поединка.
Условия сложнокоординационной направленности являются следствием трансформации минимальных ситуаций (как их совокупности и вариативности), характеризующих умения координировать действия и условия ведения поединка или игры спортсменом [7]. Данные умения во многом обусловлены эффективностью тактико-технических действий спортсменов.
С помощью педагогического наблюдения получены данные о качестве овладения тактико-техническими приемами игры, поединка, эффективности тактических и технических приемов, качественных характеристиках содержания деятельности спортсменов.
Содержание обобщающих характеристик двигательной деятельности и ситуаций игры или поединка, которые находят свое применение в практике подготовки спортсменов с учетом ситуационной обусловленности деятельности, ярко отражается в следующем аналитическом примере (таблица).
Обобщающие характеристики двигательной деятельности и ситуаций поединка (на примере кикбоксинга)
Характеристики |
Базовые характеристики |
Ключевые характеристики |
Переменные характеристики |
Результативность тактико-технических действий |
Недостаточный результат
|
Пограничный результат
|
Поиск и сопоставление информации о содержании поединка и результата |
Содержание тактико-технических действий |
Формирование двигательных актов |
Переход от движения к действиям и взаимодействиям |
Вариативность действий и взаимодействий |
Пространственно-временные характеристики |
Рациональность передвижений по рингу |
Временная активность и пространственная плотность |
Согласованность действий и взаимодействий во времени и пространстве
|
Координационная сложность ситуаций поединка |
Минимальные ситуации |
Стратегическое и тактико-техническое наполнение содержания поединка |
Выход на декомпозицию ситуаций и целевых двигательных актов |
В данном случае речь идет как раз о координационной сложности ситуаций и движений – переход от минимальных ситуаций к типовым ситуациям и от двигательного акта к действиям и противодействиям.
В результате наблюдения за соревновательной деятельностью, анализа игр и поединков спортсменов различной квалификации выявлено, что по мере изменения характеристик (от базовых к переменным) результативность тактико-технических действий претерпевает следующие изменения – происходит переход от недостаточного результата к пограничному. Итогом является поиск и сопоставление информации о содержании игры или поединка и результата (рис. 1).
Рис. 1. Обобщающие характеристики в формировании результативности тактико-технических действий
В свою очередь содержание тактико-технических действий спортсменов изменяется в процессе формирования двигательных актов, основанном на переходе от движения к действиям и противодействиям и итоговой вариативности действий и взаимодействий (рис. 2).
Рис. 2. Содержание тактико-технических действий спортсменов
Далее пространственно-временные характеристики основываются на рациональности передвижений по площадке, рингу, временной активности и пространственной плотности, что в итоге сказывается на согласованности действий и взаимодействий во времени и пространстве (рис. 3).
Рис. 3. Пространственно-временные характеристики
Проведенные педагогические наблюдения и анализ показателей соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации позволили систематизировать тактико-технические действия, необходимые для повышения результативности игры или состязательных поединков.
Арсенал разнообразных приемов и действий в ситуационных видах спорта достаточно большой. Спортсмен имеет возможность самостоятельно создавать разнообразные комбинации, способен варьировать и импровизировать в зависимости от конкретных условий. Чем большим набором приемов и действий владеет спортсмен, тем успешнее он может справляться с задачами в ходе игры или поединка.
Неразрывное соединение приемов и действий, обеспечивающих наиболее продуктивное и результативное решение двигательных задач, очень многопланово. Наиболее рациональный и эффективный способ выполнения двигательных действий, способствующий достижению высокого спортивного результата на основе учета индивидуальных особенностей спортсменов, основан на сравнительно небольшом арсенале приемов и действий, но при этом эти тактико-технические действия достаточно эффективны, доведены до совершенства и автоматизма.
Практическая деятельность спортсменов показывает, что набор освоенных тактико-технических действий обычно превышает число приемов, которые используются в игре или поединке. Однако это не свидетельствует, что тренировочный процесс должен быть сосредоточен на совершенствовании отдельных двигательных действий, поскольку соревновательная деятельность характеризуется разнообразием различных ситуаций.
В ходе тактико-технической подготовки необходимо акцентировать внимание на следующих особенностях: освоить наибольшее количество вариантов соревновательных ситуаций с учетом двигательных способностей спортсменов; изучить варианты тактико-технических действий, применяемых потенциальными соперниками; разработать индивидуальные варианты тактики.
Интеграция эмпирических данных в процесс совершенствования двигательных способностей спортсменов позволяет сделать заключение о том, что тактико-техническая подготовка представляет собой совокупность наиболее эффективных методов спортивной тренировки и включает в свое содержание средства совершенствования разносторонних двигательных способностей с учетом координационной сложности условий игры или поединка.
Заключение
Вопрос использования условий сложнокоординационной направленности как интегрального подхода к тактико-технической подготовке спортсменов различной квалификации имеет недостаточную теоретическую разработку. Практический опыт использования вариативных заданий в совершенствовании двигательных способностей спортсменов также изучен недостаточно. В этой связи возникает необходимость более глубокого изучения данного вопроса.
Совершенствование двигательных способностей спортсменов в значительной степени влияет на их тактико-техническую подготовленность к соревновательной деятельности. Одним из наиболее перспективных направлений тактико-технической подготовки спортсменов является совершенствование двигательных действий в условиях сложнокоординационной направленности и в минимальных ситуациях.
Несмотря на повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов, проблема организации тренировочного процесса всегда является актуальной и предполагает постоянный поиск инновационных подходов. Искусство тренера заключается в том, чтобы правильно оценить способности спортсменов, найти способы, подходы и сформировать методику совершенствования тактико-технических действий.