Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Драндров Д.А. 1 Драндров Г.Л. 1
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
В статье представлены материалы реферативного обзора работ отечественных и зарубежных ученых, в которых описаны выделяемые ими достоинства и недостатки дистанционного обучения. По мнению исследователей, дистанционное обучение позволяет: организовать учебный процесс с учетом индивидуального своеобразия образовательных возможностей и потребностей учащихся через субъект-субъектное взаимодействие его участников в условиях пространственной удаленности субъектов обучения друг от друга; проводить гибкий выбор приемлемых для учащихся времени и темпа обучения; освоить большие объемы учебной информации; повысить качество обратной связи, облегчить мониторинг образовательного процесса и усилить учебную мотивацию; освободить от возможных антипатий, связанных с внешностью и поведением его участников. Недостатками дистанционного обучения выступают: отсутствие непосредственного контакта субъектов образовательного процесса, что ограничивает возможности решения воспитательных задач, развития навыков живого общения, устной коммуникации, речевого развития; риски возникновения игровой зависимости, ухудшения зрения, воздействия электромагнитного излучения, развития цифрового слабоумия, снижения умственных и креативных способностей, способностей воспринимать большие тексты. Использование высокого дидактического потенциала дистанционной формы обучения с одновременным преодолением присущих ей недостатков возможно при разработке и внедрении смешанной модели организации образовательного процесса.
дистанционное обучение
достоинства и недостатки
индивидуализация
информационная насыщенность
обратная связь
пространственно-временная организация
устное общение
коммуникативные навыки
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 30.04.2022).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/231200 (дата обращения: 30.04.2022).
3. Вайдорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36.
4. Кондакова А.М., Костылева А.А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. Т.1. № 4. С. 295-307.
5. Фандей В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис… канд. пед. наук. Москва, 2012. 179 с.
6. Ершова Н.Ю., Назаров А.И. Принципы формирования образовательной среды сетевого обучения: монография. Саратов: Вузовское образование, 2019. 83 c.
7. Andrews R. Does E-Learning Require a New Theory of Learning? Some Initial Thoughts. Journal for Educational Research Online. 2011. vol. 3. no 1. P. 104–121.
8. Андреев A.A. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 125 с.
9. Полат Е.С. Дистанционное обучение в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25-31.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
11. Медведева М.С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения: дис…канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2015. 194 с.
12. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.
13. Kwary Deny A., Fauzie, S. Students’ achievement and opinions on the implementation of e-learning for phonetics and phonology lectures at Airlangga University. Educ. Pesqui., São Paulo. 2018. vol. 44. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1590/S1678- 4634201710173240 (дата обращения: 30.04.2022).
14. Rymanova I., Baryshnikov N., Grishaeva A. E-course Based on the LMS Moodle for English Language Teaching: Development and Implementation of Results. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. vol. 206. P. 236–240.
15. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005. 133 с.
16. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М.: Педагогика, 1988. 191 с.
17. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы и перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.
18. Бобкова И.А. Электронная школа как составляющая цифровой экономики // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов. Математика. Компьютер. Образование: Сб. научн. трудов. Выпуск 25. М.- Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2018. С. 79-87.
19. Гюль Д.В. Онлайн-образование в России: препятствия и перспективы // Юбилейный сб. науч. тр. преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самар. гос. ун-та. Самара, 2014. С. 100–109.
20. Джанелли М. Электронное обучении в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 81-98.
21. Умная страна. [Электронный ресурс]. URL: https://umstrana.ru/article/kak-shkola-stanovitsyatsifrovoy (дата обращения: 30.04.2022).
22. Романова Е.А., Кузнецов В.А., Тореева Т.А. Педагогические риски современной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 6. С. 12-16.
23. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. С. 124-135.
24. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3–12.
25. Васин Е.К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе // Вестник Тамбовского университета. 2016. Т. 21. С. 33-41.
26. Гроцкая Ю.В. Школа и цифровое образование: проблемы и перспективы // Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Астрахань, 25-26 апреля 2019 г. / главный редактор Г.П. Стефанова. Астрахань: Издательский дом «Астраханский государственный университет», 2019. С. 53-55.
27. Bersin Josh. The blended learning book: best practices, proven methodologies, and lessons learned. San Francisco, Pfeiffer, 2004. 330 p.
28. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б. Моделирование технологий интернет-обучения // Вестник РУДН. Сер.: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 1. С. 83–91.
29. Журавлёв В.Ю. Особенности и иллюзии дистанционного образования // Решетневские чтения. 2013. Т. 2. № 17. С. 476–478.
30. Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Изменения в формате дистанционного обучения в средней общеобразовательной школе: сложности и перспективы // Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества: сб. ст. Всерос. науч.-практ. интернет-конф.; Мининский ун-т. Нижний Новгород, 2017. С. 130-134.
31. Clement J., Miles M. Screen schooled: Two veteran teachers expose how technology overuse is making our kids dumber. Chicago: Chicago Review Press, 2017. 272 р.
32. Шпитцер M. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Перевод А.Г. Гришиной. M.: AST, 2013. 284 с.
33. Ravizza S.M., Uitvlugt M.G., Fenn K.M. Logged in and zoned out: How laptop internet use relates to classroom learning. Psychological Science. 2017. Vol. 28. № 2. P. 171- 180.

В июле 2017 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Цифровая экономика». К 2024 г. государство намерено реализовать этот проект, который затронет экономическую и социальную сферы России. Школа в данном случае выступает одной из ключевых площадок: цифровизация внедряется не только в административную составляющую часть, но и в само обучение. В конце 2017 г. был одобрен проект «Цифровая школа». К 2025 г. вся система школьного образования в России должна пройти цифровизацию. Это рассматривается как важнейшая задача в рамках реализации государственной стратегии цифровизации российской экономики.

В п. 2. ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] указано, что «при реализации образовательных программ реализуются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение». Поэтому в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [2] к основным задачам образования отнесены «развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании. Совершенно новым, многообещающим направлением развития системы образования становится обширное введение дистанционного обучения на базе применения передовых педагогических, многообещающих информационных и телекоммуникационных технологий». Обучение в образовательных учреждениях должно осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных ресурсов. В соответствии с этим современное образование характеризуется интенсивной разработкой и внедрением в педагогическую практику дистанционной формы обучения.

Сложившаяся в мире ситуация с пандемией коронавируса побудила органы государственной власти и местного самоуправления интенсифицировать работу по организации удаленного обучения. При этом наблюдалась недостаточная готовность педагогов и учащихся к дистанционному обучению.

В настоящее время ярко проявилось противоречие между сформулированной в нормативно-правовых документах задачей развития и внедрения дистанционного обучения в образование, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью дистанционных образовательных технологий – с другой. Существование этого противоречия приводит к низкой эффективности применения этих технологий в педагогической практике.

Среди ученых и практиков ведутся острые дискуссии о месте и роли этой формы обучения в образовательном процессе. Высказываются противоречивые точки зрения – от полного в ближайшей перспективе перехода к дистанционным образовательным технологиям до их ограниченного использования с учетом конкретных условий.

На наш взгляд, диалектика развития современного образования заключается не в «голом отрицании» традиционной очной формы обучения, а в переходе на качественно новую ступень развития – ступень смешанного обучения, в рамках которой будут органично интегрированы как дистанционное обучение, так и обучение «лицом к лицу», реализующие достоинства этих форм и нивелирующие присущие недостатки.

Цель, материал и методы исследования. Цель нашей работы заключалась в определении достоинств и недостатков дистанционного обучения. Для решения этой задачи нами были осуществлены анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной методической литературы, в которой представлены взгляды ученых и специалистов о «плюсах» и «минусах» применения дистанционной модели организации образовательного процесса. Всего по проблеме исследования было проанализировано 33 литературных источника.

Результаты исследования и их обсуждение. Дистанционное обучение является одним из элементов цифрового образования. Цифровое образование – термин в педагогике новый. В литературе нет единой точки зрения по определению его сущности. В частности, под цифровым образованием понимаются «процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде» [3, с. 30], «образовательная деятельность, ключевыми факторами которой являются данные в цифровом формате, обработка, обмен и результаты анализа которых, позволяют достичь конкретной личности качественно новых результатов образования в конкретной социокультурной ситуации» [4, с. 297].

Основная задача внедрения цифровизации в образование – это автоматизация рутинной работы, подготовка к проведению уроков и внеурочной деятельности, а также разработка индивидуальных образовательных программ для обучающихся с помощью искусственного интеллекта. Средствами цифровизации в образовании выступают цифровые технологии, которые предусматривают совместное взаимодействие преподавателей и обучающихся и инвариантность их расположения в пространстве и времени. Дистанционное обучение является одним из обязательных элементов цифрового образования. В настоящей работе мы будем рассматривать его как инновационную форму обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые создают условия для взаимодействия преподавателей и учащихся независимо от места их нахождения и в удобное для них время.

В сравнении с дистанционным обучением традиционная форма обучения обладает ограниченными возможностями реализации индивидуального подхода, что проявляется в «уравнивании всех», в ориентации на «среднего ученика» и, как следствие, в снижении учебной мотивации [5].

Однако дистанционное обучение позволяет снять эти ограничения. В частности, оно позволяет:

· учесть при организации учебного процесса индивидуальное своеобразие образовательных возможностей и потребностей обучающихся [6, 7];

· индивидуализировать процессы целеполагания, планирования и организации учебной деятельности, учебные режимы и объемы учебной работы [8, 9], коррекции [10] и контроля [11] обучения:

· реализовать принципы личностно-ориентированного обучения через создание условий для организации субъект-субъектных взаимодействий преподавателя с каждым учащимся [5];

· организовать образовательный процесс в условиях пространственной удаленности субъектов обучения друг от друга [12, 13, 14].

· осуществить учащимся гибкий выбор приемлемых для них времени и темпа обучения 15, 16, 17].

При традиционном обучении возникают трудности в переработке и освоении больших объемов информации [5]. Дистанционное обучение дает возможность использовать тексты, аудио- и видеоматериалы (книги, фильмы) с указанием ссылок в Интернете. Существенным достоинством является возможность вовлечения учащихся в учебный процесс в рамках определенных образовательных платформ [13], применения в качестве средств передачи учебной информации мультимедийной доски, проектора, презентации, тиражирования с использованием принтера учебных заданий для работы дома и в классе [18, 19]. Оцифрованный текст доступен для учащихся в целях совместного обсуждения, обмена и использования в реализации совместных учебных проектов [20].

Дистанционное обучение повышает возможность широкого доступа к современным цифровым образовательным ресурсам [5, 8, 17].

Дистанционное обучение позволяет проводить предварительную информационную подготовку обучаемых. Это дает возможность преподавателю проводить очное занятие с теоретически подготовленной аудиторией, уделять больше внимания практике применения освоенных знаний, а не изложению теоретического материала [11].

R. Andrews [7] подчеркивает, что «электронное обучение позволяет студентам становиться участниками специальных онлайн-групп по интересам, подписываться на электронные журналы, быстро проводить исследования с использованием баз данных и цифровых архивов, общаться посредством электронной почты с одноклассниками и преподавателями, создавать блоги, участвовать в онлайн-дискуссиях и предоставляет много других возможностей. Такое широкое разнообразие видов деятельности в условиях традиционного преподавания и обучения попросту недоступно».

Эффективность любой формы обучения зависит от качества обратной связи преподавателя с учащимися [15].

К сильным сторонам электронного обучения относится интерактивность, заключающаяся в возможности тестирования качества выполнения учебных заданий в режиме реального времени [5, 8, 16].

Интерактивные приложения, используемые при дистанционном обучении, позволяют осуществить обратную связь между учителем и учеником на качественно высоком уровне, создают широкие возможности прикрепления домашнего задания, его оперативной обработки и проверки, возможности для учащихся сразу видеть средний балл по предмету. [18].

Авторами проекта «Цифровая школа» создана автоматизированная система проверки письменных работ школьников и формирования отчетности, посвященной проведению уроков в школе [21].

Дистанционные образовательные технологии позволяют освободить учителя от ответов каждому учащемуся на одни и те же вопросы. От него требуется только введение правильного варианта. При этом каждый учащийся может в случае ошибочного ответа увидеть верный вариант вместе с подсказкой, объясняющей суть ошибки.

Учебный процесс стал намного проще благодаря тому, что преподаватели задают обучающимся совместную работу в Google-документах онлайн. Автоматизация вычислений позволила устранить излишнюю рутинную работу, облегчить мониторинг процесса и результатов учебного процесса. Оперативное и объективное оценивание учебных достижений содействует формированию учебной мотивации, созданию индивидуальных образовательных маршрутов.

Дистанционное обучение освободило его участников от возможных антипатий, связанных с внешностью и психологией поведения [15].

Наряду с несомненными достоинствами дистанционное обучение обладает определенными недостатками. Если при очной форме обучения все субъекты образовательного процесса находятся в постоянном живом взаимодействии, то при дистанционном обучении преподаватель и учащиеся лишены возможности непосредственно контактировать между собой [8, 16, 17]. Поэтому для решения воспитательных задач возможности дистанционного обучения (за исключением видео-чатов, видеоконференций, интерактивных форм обучения) очень ограничены, поскольку процесс воспитания предполагает непосредственное воздействие личности педагога на личность учащихся, возможность использования невербальных контактов с ними, возможность непосредственного обсуждения и разъяснения жизненных ситуаций на конкретных примерах [5, 22, 23]. Как следствие, возможны социально неприемлемые варианты духовно-нравственного развития, формирования гражданской позиции и мировоззрения [24].

При дистанционном обучении нет необходимости в вербальном общении [19], наблюдается ослабление социальных навыков из-за отсутствия живого общения [25], возникают проблемы с речевым развитием детей и компьютерная, игровая зависимость [26].

Ведущие ученые [5, 17, 27] отмечают, что низкая готовность отдельных учащихся к самостоятельной работе без внешнего принуждения приводит к тому, что они не могут равномерно распределить учебную нагрузку, оставляя ее большую часть на завершающий период.

В связи с этим подчеркивается необходимость обучения искусству грамотного использования современных информационных возможностей [28, 29]. Однако дистанционные методы обучения эффективно способствуют формированию умения учиться, ориентироваться в учебном предмете и образовательном процессе в целом, умения выделять главное [30].

В условиях дистанционного обучения трудно осуществить оперативный и текущий контроль учебной успеваемости [19]. Поэтому необходимыми условиями систематичности и результативности самостоятельной работы выступают сформированность внутренней учебной мотивации и дисциплинированность.

Дистанционное обучение может оказать негативное воздействие на здоровье детей. Возникают проблемы со зрением, экранная зависимость, с использованием wi-fi в школах, происходит воздействие электромагнитного излучения [22, 26].

Чрезмерное использование дистанционных технологий отупляет наших детей [31]. Следствиями их применения могут выступать: ослабление навыков письма, чтения бумажного текста, снижение креативности и умственных способностей, цифровое слабоумие [26].

Нет достаточных доказательств, чтобы утверждать, будто современная цифровая техника улучшит обучение в школе [32]. Напротив, есть исследования, где установлено, что «использование этих технологий в классе не коррелирует с улучшением образовательных результатов учащихся, но может иметь отрицательные эффекты на успеваемость» [33].

Выводы

Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования позволили сформулировать следующее заключение.

Дистанционное обучение позволяет:

· осуществлять процессы целеполагания, планирования и организации учебной деятельности, формировать учебные режимы и объемы учебной работы, коррекции и контроля обучения с учетом индивидуального своеобразия образовательных возможностей и потребностей учащихся;

· организовать субъект-субъектные взаимодействия преподавателя с учащимися и между учащимися;

· организовать образовательный процесс в условиях пространственной удаленности субъектов обучения друг от друга;

· выбирать приемлемые для учащихся время и темп обучения;

· освоить большие объемы текстов, аудио- и видеоматериалов посредством создаваемых личных кабинетов, вовлечения учащихся в учебный процесс в рамках определенных образовательных платформ, организации доступа учащихся к отечественным и зарубежным информационным ресурсам, провести их предварительную информационную подготовку;

· расширить виды совместной учебной деятельности преподавателя и учащихся;

· повысить качество обратной связи, облегчить мониторинг образовательного процесса и усилить учебную мотивацию;

· освободить преподавателей и учащихся от возможных антипатий, связанных с внешностью и поведением.

К недостаткам дистанционного обучения можно отнести:

· отсутствие непосредственно контакта субъектов образовательного процесса, что ограничивает возможности решения воспитательных задач, развития навыков живого общения, устной коммуникации, речевого развития;

· риски возникновения игровой зависимости, ухудшения зрения, воздействия электромагнитного излучения, развития цифрового слабоумия, снижения умственных и креативных способностей, способностей воспринимать большие тексты.

Мы полагаем, что использование высокого дидактического потенциала дистанционной формы обучения с одновременным преодолением присущих ей недостатков возможно при разработке и внедрении смешанной модели организации образовательного процесса, в рамках которой дистанционное обучение и обучение «лицом к лицу» выступают как ее взаимосвязанные элементы и во взаимодействии между собой обеспечивают оптимальные условия для реализации позитивных сторон дистанционного обучения и преодоления присущих ему недостатков.


Библиографическая ссылка

Драндров Д.А., Драндров Г.Л. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31756 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674