Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

Быков А.А. 1 Киселева О.М. 2
1 Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет»
Сегодня дистанционное обучение переживает период расцвета. Текущий уровень цифровизации образования позволяет вести полноценную учебно-воспитательную деятельность удаленно. Информационно-коммуникационные технологии, активно развиваясь, предоставляют педагогике как специализированные образовательные программные продукты, так и универсальные программы, которые легко адаптируются для нужд образовательного процесса, реализуемого в онлайн-формате. Массовые вынужденные переходы на удаленные формы работы, вызванные пандемией 2020 г., стимулировали появление новых теоретических, методических, программных и других решений в рассматриваемой области. Возврат к традиционной очной форме работы в учебных заведениях дает повод переосмыслить отношение к дистанционному обучению, определить области, в которых оно показало себя наиболее эффективно, и выявить текущую степень готовности педагогов к применению удаленных форм работы с обучающимися. В статье рассмотрен вопрос актуальности дистанционной организации образовательного процесса, описана модель готовности к преподаванию в дистанционном формате, в основе которой лежат исследования готовности к деятельности. В качестве структурных элементов модели выделены и описаны содержательный, операционный и мотивационный компоненты. Кроме того, в работе приведены результаты исследования готовности к преподаванию в дистанционном формате.
готовность к деятельности
информатизация
дистанционное обучение
1. Тимофеева Н.М. О цифровизации образовательного процесса в условиях полного его переноса в онлайн // Системы компьютерной математики и их приложения. 2021. № 22. С. 388-394.
2. Синякова Н.Д., Козлов С.В. Применение web-сервисов в образовании // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук. Тольятти: ТГУ, 2020. С. 977-982.
3. Тимофеева Н.М. О цифровых технологиях из арсенала современного преподавателя // Развитие научно-технического творчества детей и молодежи. Киров, 2020. С. 108-113.
4. Быков А.А., Скуратова Н.А., Киселева О.М. Педагогические особенности организации самостоятельной работы студентов технических вузов при изучении курса экологии с использованием лабораторно-имитационного комплекса // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28387 (дата обращения: 05.05.2022).
5. Козлов С.В., Шкуратова А.А. Особенности мониторинга образовательного пространства с использованием новых информационных технологий // Системы компьютерной математики и их приложения. 2020. № 21. С. 393-399.
6. Быков А.А., Коткина Н.А., Сенчилов В.В., Тимофеева Н.М., Киселева О.М. Педагогические аспекты внедрения дистанционного курса по алгебре 9 класс для детей с особыми образовательными потребностями // European Social Science Journal. 2017. № 10. С. 193-200.
7. Киселева О.М., Быков А.А. Модель формирования готовности пожилого населения к деятельности в современной информационной среде // Мир науки. 2017. Т. 5, № 3. С. 13.
8. Тимофеева Н.М., Сенькина Г.Е. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике. Смоленск: СГПУ, 2004. 72 с.
9. Алимухамбетова Г. Е. Научные основы формирования готовности школьников к познавательной деятельности (теоретико-методологический аспект): дис. … докт. пед. наук. Алматы, 1995. 335 с.
10. Гаврилова Т.И., Тимофеева Н.М. Исследование готовности школьников к проектированию развивающих компьютерных игр // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 6. С. 6-10.
11. Быков А.А., Киселева О.М. Перевод традиционной лекции в дистанционный формат // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30712 (дата обращения: 27.04.2022).
12. Киселева М.П. Выбор системы дистанционного обучения // Образование в цифровую эпоху. Нижний Новгород. 2019. С. 88-91.

Пандемия 2020 г. стимулировала все сферы человеческой деятельности к цифровизации. Острая необходимость перевода общения и взаимодействия на удаленный формат внесла коррективы в работу многих организаций и предприятий [1]. Образование – это та важная область, которая активно впитывает и адаптирует под свои нужды все лучшее, что могут предложить современные информационно-коммуникационные технологии [2]. Сегодня процесс цифровизации значительно ускорил темп развития педагогики. На наш взгляд, за последние два года в области информатизации учебно-воспитательного процесса было сделано больше, чем за предыдущее десятилетие. Теперь, когда есть надежда на то, что пандемия осталась в прошлом, и над образовательными учреждениями не висит постоянная угроза массового обязательного перехода на удаленное обучение, можно подводить определенные итоги и заново оценивать готовность педагогов к преподаванию в дистанционном формате.

Удаленная форма организации учебно-воспитательного процесса сегодня актуальна как никогда, появление новых подходов к ее реализации, актуализация и модернизация уже применявшихся форм работы, повышение общего уровня информатизации образовательного процесса [3] дают ей возможность оставаться востребованной после возвращения к очным занятиям. Сегодня элементы онлайн-обучения выступают в качестве дистанционной поддержки для традиционного классно-урочного преподавания дисциплин, поскольку после внедрения в свою профессиональную деятельность таких фрагментов удаленного обучения, как, например, лабораторно-имитационные комплексы [4], образовательные виртуальные помощники, видеоконференции [5] и иные, педагог уже с трудом может от них отказаться. Кроме того, преподаватели оценили эффективность дистанционных форм работы в областях дополнительного образования, повышения квалификации, работы с детьми с особыми образовательными потребностями [6]. Все это позволяет использовать онлайн-обучение наравне с очным.

Цель работы: рассмотреть модель готовности к преподаванию в дистанционном формате и исследовать данный вид готовности у будущих педагогов.

Материал и методы исследования

В процессе работы над исследованием готовности педагогов к преподаванию в дистанционном формате использовались следующие научные методы:

– анализ научной литературы;

– анализ передового педагогического опыта;

– педагогический эксперимент;

– математические методы.

В педагогической науке рассмотрением вопроса готовности к разным видам деятельности начали заниматься с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Результатом многочисленных исследований в данной области стали научные работы, прямо или косвенно касающиеся различных проблем готовности человека к выполнению какой-либо деятельности. Данному вопросу были посвящены научные труды А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова, В.Н. Пушкина, М.И. Дьяченко, Б.Ф. Ломова, Л.А. Кандыбовича, Г.Е.Сенькиной и др. [7]

Готовность к деятельности – это комплексное состояние, отдельные элементы которого, находясь и проявляясь в единстве, взаимодействуют при выполнении поставленной задачи и дают возможность человеку получить желаемый результат в заданных условиях, то есть позволяют достичь поставленной цели и эффективно решить возникшую задачу [8].

В своем исследовании мы будем опираться на результаты научных работ Г.Е. Сенькиной, в которых содержательный, операционный и мотивационный компоненты выделены как основные структурные элементы готовности [9]. В качестве аппарата для осуществления оценки подготовленности педагогов к преподаванию в дистанционном формате воспользуемся критериями, соответствующими выделенным компонентам, такими как:

1) содержательный, раскрывающий теоретическую подготовленность;

2) операционный, характеризующий практическую подготовленность;

3) мотивационный, описывающий уровень сформированности личностно-потребностной сферы [10].

Раскроем содержание каждого компонента модели подготовленности учителей к преподаванию в дистанционном формате.

1. Содержательный компонент

1.1. Знание возможностей программных средств поддержки удаленного обучения.

1.2. Знание способов дистанционной организации процесса изложения теоретического материала (занятий лекционного типа):

– трансляции объяснения урока в режиме реального времени;

– видеозапись изложения теоретического материала с последующей демонстрацией обучающимся;

– использования технологии «перевернутого» обучения и др. [11].

1.3. Знание специфики применения способов дистанционной организации процесса изложения теоретического материала (ориентация в разнообразии, особенностях и условиях применения).

1.4. Знание способов удаленной организации практических занятий и лабораторных работ:

– систематизации и общей организации работы при помощи систем управления обучением [12];

– основных приемов работы с программными комплексами, имитирующими работу экспериментальных установок, и др.

1.5. Знание специфики применения способов удаленной организации практических занятий и лабораторных работ (ориентация в разнообразии, особенностях и условиях применения).

1.6. Знание приемов дистанционной установки личности обучающегося, который будет присутствовать на занятии:

– идентификации обучающегося путем предъявления документа, удостоверяющего личность, реализующейся при наличии камеры;

– применения личных учетных данных, например логина и пароля и др.

1.7. Знание способов организации и проведения процедур удаленного текущего и итогового контроля:

– использования возможностей видеоконференций для реализации диалога между педагогом и обучающимся;

– применения тестовых форм работы и др.

1.8. Знание возможностей осуществления контроля самостоятельности прохождения обучающимися аттестации:

– использования технологии онлайн-прокторинга и др.

1.9. Знание специфики применения способов удаленной организации установки личности обучающегося, процедур дистанционного текущего и итогового контроля, а также оценки самостоятельности прохождения аттестации (ориентация в разнообразии, особенностях и условиях применения).

2. Операционный компонент

2.1. Умение подбирать подходящие для решения поставленной образовательной задачи программные средства поддержки дистанционного образовательного процесса и использовать их на практике.

2.2. Умение организовывать удаленный процесс изложения теоретического материала:

– осуществлять трансляцию в режиме реального времени;

– проводить запись и демонстрацию видео в ходе занятий;

– использовать технологию «перевернутого» обучения и др.

2.3. Умение разрабатывать и реализовывать сценарии удаленных практических занятий и лабораторных работ:

– применять различные системы управления обучением, подбирать подходящие для их наполнения учебные материалы;

– использовать лабораторно-имитационные комплексы и др.

2.4. Умение проводить идентификацию личности обучающихся, которые будут присутствовать на занятии:

– распознавать подключившихся к онлайн-уроку при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность (при наличии камеры);

– использовать персональные учетные данные, например логин и пароль и др.

2.5. Умение реализовать удаленный текущий и итоговый контроль:

– применять видеоконференции для реализации диалога между педагогом и обучающимся;

– использовать тестовые формы работы и др.

2.6. Умение реализовывать контроль самостоятельности прохождения обучающимися аттестации:

– пользоваться технологиями онлайн-прокторинга и др.

3. Мотивационный компонент

3.1. Понимание дистанционных технологий как важной части учебно-воспитательного процесса.

3.2. Осознание актуальности дистанционного обучения в области повышения доступности и качества образования.

3.3. Установка на необходимость непрерывного роста теоретической, практической и методической подготовки в вопросах удаленной работы с обучающимися.

3.4. Понимание того, что современные информационно-коммуникационные технологии находятся в постоянном развитии, и стремление к поиску новых образовательных программных продуктов или адаптации к нуждам образовательного процесса универсальных компьютерных программ.

О высоком уровне готовности педагогов к преподаванию в дистанционном формате можно говорить при достаточном уровне развитости каждого из рассматриваемых компонентов – теоретического, операционного и мотивационного.

Результаты исследования и их обсуждение

Высокая востребованность дистанционной формы обучения в течение последних двух лет способствовала ее модернизации. Современные удаленные занятия характеризуются высоком техническим, программным и методическим уровнем, поэтому, на наш взгляд, будет интересно провести оценку подготовленности к данному виду деятельности. В рамках проводимого исследования подготовленность педагогов к преподаванию в удаленном формате была оценена у будущих учителей. В экспериментальную группу вошли 26 студентов старших курсов (4-го, 5-го) направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Математика, Информатика», «Физика, Информатика» физико-математического факультета Смоленского государственного университета.

Исследуемой группе была предложена анкета. Студентам нужно было оценить свою готовность к преподаванию в дистанционном формате. По итогам этой оценки выделим следующие уровни подготовленности по каждому из рассматриваемых компонентов:

●высокий (71–100%);

●средний (41–70%);

●низкий (≤ 40%).

Таблица и диаграмма (рисунок) содержат количественные итоги эксперимента по выявлению уровня готовности учителей к преподаванию в удаленном формате.

Результаты определения уровня готовности педагогов к преподаванию в дистанционном формате (%)

Уровни

Компоненты

Низкий

Средний

Высокий

Содержательный

25

42

33

Операционный

20

64

16

Мотивационный

16

36

48

Результаты определения уровня готовности педагогов к преподаванию в дистанционном формате (%)

Выводы

Полученные в результате проведения исследования количественные данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Достаточно большое количество средних и высоких оценок теоретической подготовленности обучающихся обусловлено наличием целенаправленной подготовки студентов к преподаванию, в том числе и в дистанционном формате. Кроме того, этому также способствует достаточно высокий уровень проработки общей научно-методической базы вопроса.

2. Большинство испытуемых показали средние и высокие результаты практической подготовленности. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что значительная часть образовательного процесса в университете у опрашиваемых прошла в удаленном формате. При этом каждый студент из рассматриваемой группы будущих учителей проходил одну из педагогических практик в онлайн-формате и на собственном опыте столкнулся с дистанционным обучением и как педагог, и как обучающийся.

3. Показатели личностной направленности испытуемых высокие. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что исследуемая группа обучается на выпускных курсах и некоторая часть выпускников уже работают по профессии, поэтому, с одной стороны, они достаточно мотивированы на учебу в целом и склонны к самообучению, а с другой – ценят возможность обучаться в удобное для себя время, совмещая обучение и работу. Однако в результатах исследования присутствовали и низкие оценки в области личной направленности. В комментариях к опросу испытуемые объясняли это усталостью от удаленных форм работы во время собственного обучения.


Библиографическая ссылка

Быков А.А., Киселева О.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31747 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674