Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРАЗИЛИИ

Степанов В.И. 1 Степанова Н.В. 2 Чебанова Е.В. 3
1 Алтайский экономико-юридический институт
2 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
3 Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
В статье анализируется опыт образовательных практик ведущих государственных и частных университетов Бразилии в формировании человеческого капитала на примере таких университетов, как Университет Сан-Паулу, Папский католический университет Рио-де-Жанейро, Папский католический университет Сан-Паулу. Федеративная Республика Бразилия уделяет большое внимание развитию университетов мирового класса: в рейтинг Times Higher Education World University Rankings 2021 вошли 11 государственных университетов и 1 частный некоммерческий католический университет. Федеральная система высшего образования включает как федеральные высшие учебные заведения, так и все частные высшие учебные заведения в Бразилии. Секретариат по регулированию и надзору в сфере высшего образования контролирует и регулирует систему, включая утверждение новых учебных заведений и программ. Это главный департамент министерства, участвующий в бразильской системе обеспечения качества высшего образования и некоторых видов профессионально ориентированного последипломного образования, т.е. является Национальной системой оценки высшего образования. В качестве основных характеристик образовательных практик ведущих государственных и частных университетов Бразилии как инструмента реализации человеческого капитала выделены следующие: развитие системы образования на высшем ее уровне, регулярное оказание помощи рабочей группой Всемирного банка (WBG) для улучшения предоставления образовательных услуг на всех уровнях государственного управления в Бразилии.
федеральные и частные учебные заведения
качество образования
1. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Взаимная торговля стран БРИКС // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2020. Апрель. № 55. 16 с.
2. Шварцман С., Кнобель М. Ответственные вступительные экзамены: бразильский взгляд // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). 2016. № 85. С. 26-27.
3. The World Bank. Gini index (World Bank estimate). [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI (дата обращения: 25.04.2022).
4. McCowan T. The growth of private higher education in Brazil: implications for equity and quality. Journal of Education Policy. 2004. No. 19 (4). Р. 454.
5. Monetary Fund. Brazil. URL.: https:// International Monetary Fund. Brazil. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2020/12/01/Brazil-2020-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-49927 (дата обращения: 28.04.2022).
6. Степанов В.И. О мотивации студентов государственных и частных вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 123-128.
7. Степанов В.И. Развитие творческого потенциала личности студентов в процессе обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (194). С. 163-174.

Федеративная Республика Бразилия – государство в Южной Америке. Эта страна относится к крупнейшим государствам мира по размеру территории, протяженности границ и численности населения. Численность населения Бразилии на 2020 год составляла 212 миллионов 559 тысяч человек. Территория страны составляет 8514877 квадратных километров. Столица государства – Бразилиа. Это ведущее латиноамериканское государство c быстро развивающейся индустриальной экономикой, с уровнем дохода выше среднего по классификации Всемирного банка.

Цель исследования – анализ образовательных практик государственных и частных вузов Бразилии в формировании человече­ского капитала.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили англоязычные и португалоязычные источники, а также официаль­ные сайты ведущих государственных и частных университетов: Университет Сан-Паулу, Папский католический университет Рио-де-Жанейро, Папский католический университет Сан-Паулу и др.

Важнейшей задачей каждого государства является обеспечение того, чтобы люди имели возможности для получения адекватного образования. Для улучшения перехода от образования к трудовой деятельности, независимо от экономических условий, обучение в вузе должно обеспечивать наличие у людей навыков, необходимых на рынке труда. В Бразилии наиболее популярными областями обучения по очной форме являются бизнес, право, управление, сестринское дело, педагогика, психология, бухгалтерский учет, медицина, физиотерапия, архитектура и градостроительство, а по дистанционной форме обучения – педагогика. менеджмент, информационные технологии, социальная работа, логистика.

Значительное влияние на культуру Бразилии оказала Португалия, бывшая метрополия. Официальным языком страны является португальский. Федеративная Республика Бразилия – член ООН, G20, Всемирной торговой организации (ВТО), МЕРКОСУР, а также является одной из стран БРИКС. Федерация БРИКС – неформальная группа стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), основанная в 2006 году [1].

В странах БРИК существенно различаются основные показатели, которые обычно используются при анализе системы высшего образования. Все четыре страны используют разные языки, следуют различным образовательным традициям и академическим стратегиям и практически не имеют истории международного академического сотрудничества. Тем не менее сегодня страны БРИКС стоят перед похожими проблемами, в решении которых они могут оказать содействие друг другу.

В последние годы в Бразилии, наряду с незначительным увеличением количества государственных высших учебных заведений, наблюдается значительный рост частных вузов. Частный сектор высшего образования развивается в мире не равномерно. В одних государствах частных высших учебных заведений гораздо больше, чем в других.

Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC), входящая в Группу Всемирного банка, оказывает поддержку частным высшим образовательным учреждениям Бразилии с целью охвата групп населения с низким и средним уровнем дохода.

Национальный институт научно-педагогических исследований (INEP) разработал и координирует тестирование выпускников старших классов средних школ путем государственного экзамена (ENEM). Экзамен ENEM был впервые введен в 1988 году с целью оценки знаний выпускников школ. В 2010 году Министерство образования Бразилии и федеральные университеты договорились использовать ENEM в качестве основания для зачисления абитуриентов. Экзамен длится два дня и каждый год проводится одновременно по всей стране. Успешно сдавшие экзамен абитуриенты имеют право подать заявление в два федеральных университета вне зависимости от того, где они расположены.

Система ENEM очень дорогая, подвержена коррупции. Ученые делают вывод о том, что наилучшими шансами на поступление обладают молодые люди из высокообразованных семей, которые учились в хороших частных или элитных государственных школах. Это приводит к перекосам в экзаменационных результатах, из-за чего школьникам из небольших городов и сельской местности поступить в вуз оказывается сложнее [2].

Государственный и частный секторы высшего образования различаются с точки зрения их финансирования. Как установлено в Конституции 1988 года, государственные учебные заведения не могут взимать плату за обучение со студентов и полагаются почти исключительно на государственные средства для своей деятельности. Как и в других странах, у государственных учреждений есть возможность получать ресурсы из других источников финансирования, а именно: за счет пожертвований и путем предоставления услуг. Однако основным источником финансирования для государственных высших учебных заведений является государственный бюджет.

Программа реструктуризации и расширения федеральных университетов, запущенная в 2007 году, предоставила средства для создания дополнительных учебных мест и повышения показателей завершения обучения в федеральных учебных заведениях.

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития государства. Инвестиции в эту сферу – это важный способ увеличения экономического роста и улучшения перспектив страны [3].

Структура государственных расходов на высшее образование в Бразилии является сравнительно централизованной. Министерство образования ежегодно выделяет финансовые средства федеральным высшим учебным заведениям. Государственные университеты получают финансирование от правительства штата. В последние годы политика федерального правительства была направлена на расширение доступа к высшему образованию, а также на повышение качества образования [4; 5].

Можно сделать вывод о том, что частный сектор высшего образования в Бразилии имеет доминирование в отношении университетских центров и колледжей, а государственный сектор имеет абсолютное доминирование в отношении университетов.

Процедуры обеспечения качества в бразильских высших учебных заведениях являются сложными. Существуют отдельные механизмы оценки для программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры, на основе которых Министерство образования разрешает учебным заведениям работать и предлагать конкретные программы. Все вузы в Бразилии, государственные и частные, должны получить аккредитацию в Министерстве образования и подать заявку на повторную аккредитацию через определенные промежутки времени.

Степени, присуждаемые в Бразилии, делятся на две основные категории. Первая категория включает в себя квалификацию типа младшего специалиста, педагогическую степень и степень бакалавра. Вторая категория включает в себя программы послевузовской специализации, а затем степени магистра и доктора.

Степени магистра – это двухгодичные программы, которые могут быть профессионально ориентированными или иметь более сильную академическую направленность, а докторские степени – это четырехлетние программы с сильной академической и научной направленностью.

Серьезной проблемой в Бразилии является отсев студентов в высших учебных заведениях. Отсев студентов происходит в результате действия следующих факторов: низкий уровень приверженности программе, отсутствие поддержки со стороны семьи, плохие материальные условия, слабая успеваемость в школе, отсутствие перспектив карьерного роста. Уровень получения высшего образования среди молодых людей (25–34 года) в Бразилии по-прежнему отстает от среднего показателя стран ОЭСР (45%) и ниже некоторых других латиноамериканских стран: Чили, Колумбии, Коста-Рики, Мексики.

Расширение дистанционного образования в стране происходит за счет частного сектора. Дистанционное образование позволяет студентам из сельских и отдаленных регионов Бразилии получить доступ к высшему образованию. Хотя программы дистанционного обучения должны соответствовать тем же стандартам аккредитации, что и программы очного обучения, быстрый рост дистанционного образования вызывает озабоченность по поводу гарантии качества образовательных программ.

Следовательно, необходим контроль за образовательной деятельностью и повышенное внимание к качеству обучения со стороны руководителей частных высших учебных заведений Бразилии, Бразильской ассоциации специалистов по высшему образованию и Министерства образования Федеративной Республики Бразилии [6].

Как и в большинстве стран мира, в Бразилии у людей с высшим образованием в целом более высокие показатели занятости. Те, кто получает высшее образование в Бразилии, могут рассчитывать на значительно более высокий доход, чем в среднем по странам ОЭСР. Лица, имеющие степень бакалавра в Бразилии, зарабатывают в 2,4 раза больше, чем лица, получившие только полное среднее образование (в среднем по ОЭСР: 1,5). а лица, имеющие степень магистра, доктора, зарабатывают почти в 4,5 раза больше (в среднем по ОЭСР: 2,0). Эти очень крупные надбавки к доходу широко распространены в странах Латинской Америки (Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Чили).

Среди бразильских студентов, желающих получить высшее образование, основными странами назначения являются Аргентина и США, за которыми следуют Португалия, Австралия, Франция и Канада. Нужно отметить, что Португалия является привлекательным местом для бразильцев, так как в португальские вузы легче поступить, чем в государственные высшие учебные заведения Бразилии. Кроме того, Бразилию и Португалию объединяет общий язык.

Согласно данным правительства Бразилии, Ангола является одной из стран, отправляющих студентов в бразильские вузы. Эти две страны исторически связаны, так как миллионы афробразильцев имеют ангольское происхождение. Важное значение имеет то, что студенты из бывшей португальской колонии могут учиться в Бразилии на португальском языке, официальном языке Анголы. В Бразилии учится значительное количество студентов из других бывших португальских колоний, таких как Гвинея-Бисау и Кабо-Верде. Кроме того, в бразильские высшие учебные заведения приезжают учиться из Парагвая, Перу и Аргентины.

В современных условиях лидерство в образовании и науке является определяющим для развития любой страны, поэтому правительство Федеративной Республики Бразилии уделяет большое внимание развитию науки и технологий. Как и в большинстве стран мира, государственный сектор высшего образования является доминирующим в Бразилии. Именно в государственном секторе имеются высококвалифицированные преподаватели и проводятся серьезные научные исследования.

Можно сделать вывод о том, что в условиях современного информационного общества Бразилия относится к странам с быстрорастущим научным потенциалом. Страна активно вносит свой вклад в экономику знаний и проводит исследования практически по всем ведущим направлениям современной науки. Следовательно, развитие Бразилии, как и любого другого суверенного государства, зависит от инвестиций в научные исследования и разработки, подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях, создания благоприятного предпринимательского климата на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Федеративная Республика Бразилия уделяет большое внимание развитию университетов мирового класса. Университет Сан-Паулу – крупный бразильский государственный университет, ориентированный на развитие науки. Папский католический университет Рио-де-Жанейро является частным некоммерческим католическим университетом. Основан в 1941 году с целью создания и передачи знаний, базирующихся на гуманистических ценностях и христианской этике. Это ведущее научно-исследовательское учреждение, которое уделяет основное внимание развитию науки и инноваций.

Качественные различия между государственными и частными высшими учебными заведениями Бразилии обусловлены тем обстоятельством, что частные вузы не сосредотачиваются на научных исследованиях и специализируются на более дешевых программах, которые не требуют высокооплачиваемых профессоров и современных лабораторий.

Результаты исследования и их обсуждение. Следует отметить, что развитие системы высшего образования в Бразилии является основополагающим фактором в повышении конкурентоспособности экономики страны. Тем не менее можно отметить целый ряд проблем, которые характеризуют высшее образование в Федеративной Республике. Бразилии. Как и всем странам латиноамериканского региона, ей свойственно огромное социальное неравенство: по данным Всемирного банка, коэффициент Джини (2019) в этой стране составил 53,4%.

Одна из основных существующих проблем высшего образования Бразилии состоит в том, что у многих студентов наблюдаются значительные пробелы в образовании. Следовательно, нужно искать подходы к обучению неоднородных групп. Вузы должны развивать образовательные программы с расчетом не только на то, чтобы обеспечить доступность высшего образования для населения, но и на то, чтобы каждый студент имел шанс успешно окончить программу и получить диплом [7].

В Бразилии частные учебные заведения считаются лучшими на начальном и среднем уровне, а качество образования, предоставляемое некоммерческими и коммерческими частными вузами, вызывает большие сомнения. Качество высшего образования – это многомерное понятие, которое должно охватывать различные аспекты: высококвалифицированный персонал, соотношение числа студентов и преподавателей, ИКТ-ресурсы, библиотеку, инфраструктуру и научно-исследовательские лаборатории. В высшем учебном заведении студенты не только приобретают профессиональные знания, но и в результате общения с профессорско-преподавательским составом получают широкое академическое развитие.

В большинстве частных высших учебных заведений Бразилии отсутствуют инвестиции в научные исследования, не реализуются научно-исследовательские программы и не осуществляется подготовка докторов наук. Если в современном высшем учебном заведении осуществляется образовательный процесс, то проведение научных исследований и преподавание являются ключевыми компонентами любой образовательной программы. Качество подготовки бакалавров, осуществляемое в вузе, ведущем научные исследования, будет неизмеримо выше, чем в высшем учебном заведении, которое занимается только преподаванием.

Качество высшего образования зависит от следующих факторов: качества образования в государственных школах, количества опытных и квалифицированных преподавателей, роста доли студентов, заканчивающих высшие учебные заведения, и усиления контроля за процессом обучения. Государственная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать повышение доступности высшего образования для социально и экономически неблагополучных слоев населения, создание и поддержку надежной системы контроля качества, стимулирование многопрофильных вузов и разработку справедливых механизмов распределения финансирования [7].

Невозможно отрицать, что развитие высшего образования как в государственном, так и в частном секторе имеет решающее значение для создания человеческого капитала. Высокая система высшего образования позволяет развивать инновационную экономику и способствует развитию демократии в стране. Дальнейшее развитие страны будет зависеть от увеличения количества частных и государственных вузов, способных предоставить качественное образование и подготовить высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить ее экономический рост.

Заключение. Развитие системы высшего образования в Бразилии является основополагающим фактором в повышении конкурентоспособности экономики страны. В последние годы в системе высшего образования Бразилии произошли серьезные изменения. С 2015 по 2019 год наблюдался значительный рост частных высших учебных заведений – с 2069 в 2015 году до 2306 в 2019 году, т.е. количество частных вузов увеличилось на 235. Для сравнения, количество государственных высших учебных заведений росло очень медленно. С 2015 по 2019 год количество государственных вузов увеличилось всего на 7 – с 295 до 302 высших учебных заведений. Частный сектор высшего образования в Бразилии имеет доминирование в отношении университетских центров и колледжей, а государственный сектор имеет абсолютное доминирование в отношении университетов. Это может быть связано с тем, что частные вузы должны быть изначально созданы как колледжи (Faculdades), прежде чем они смогут расширить сферу своей деятельности. Чтобы стать университетом, частные колледжи должны получать положительную оценку в каждом цикле аккредитации. Государственные высшие учебные заведения могут с самого начала создаваться как университеты. Современная система образования Бразилии выступает в качестве интегратора интересов индивида и социума, предопределяя развитие человечества на долгие годы. Развитие высшего образования как в государственном, так и в частном секторе имеет решающее значение для создания человеческого капитал. Сильная система высшего образования позволяет развивать инновационную экономику и способствует развитию демократии в стране. Федеративная Республика Бразилия – это ведущее латиноамериканское государство, которое является быстроразвивающейся индустриальной экономикой с уровнем дохода выше среднего по классификации Всемирного банка. Дальнейшее развитие страны будет зависеть от увеличения количества частных и государственных вузов, способных предоставить качественное образование и подготовить высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить ее экономический рост. Опыт бразильской государственной и частной высшей школы по­казывает, что образовательные практики являются действенным механизмом в формировании человеческого капитала. Приобретенный в процессе обучения человеческий капитал изменяет качество жизни людей, ока­зывает непосредственное влияние на их интеллектуальный, творческий и культурный уровень.


Библиографическая ссылка

Степанов В.И., Степанова Н.В., Чебанова Е.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРАЗИЛИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31731 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674