Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRANSFORMATION OF PUBLIC AND PRIVATE HIGHER EDUCATION SECTORS IN BRAZIL

Stepanov V.I. 1 Stepanova N.V. 2 Chebanova E.V. 3
1 Altai Institute of Economics and Law
2 Institute of control sciences of Russian academy of sciences
3 Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
The article analyzes the experience of educational practices of the leading public and private universities in Brazil in the formation of human capital on the example of such universities as the University of Sao Paulo, the Pontifical Catholic University of Rio de Janeiro, the Pontifical Catholic University of Sao Paulo. The Federative Republic of Brazil pays great attention to the development of world-class universities: the Times Higher Education World University Rankings 2021 includes 11 public universities and 1 private non-profit Catholic university. The federal higher education system includes both federal higher education institutions and all private higher education institutions in Brazil. The Secretariat for Higher Education Regulation and Supervision oversees and regulates the system, including the approval of new institutions and programs. This is the main department of the ministry involved in the Brazilian system of quality assurance in higher education and some types of professionally oriented postgraduate education, i.e. is the National Higher Education Assessment System. The main characteristics of the educational practices of the leading public and private universities in Brazil as a tool for the implementation of human capital are the following - the development of the education system at its highest level, regular assistance from the World Bank Working Group (WBG) to improve the provision of educational services at all levels of government in Brazil.
federal and private educational institutions
quality of education

Федеративная Республика Бразилия – государство в Южной Америке. Эта страна относится к крупнейшим государствам мира по размеру территории, протяженности границ и численности населения. Численность населения Бразилии на 2020 год составляла 212 миллионов 559 тысяч человек. Территория страны составляет 8514877 квадратных километров. Столица государства – Бразилиа. Это ведущее латиноамериканское государство c быстро развивающейся индустриальной экономикой, с уровнем дохода выше среднего по классификации Всемирного банка.

Цель исследования – анализ образовательных практик государственных и частных вузов Бразилии в формировании человече­ского капитала.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили англоязычные и португалоязычные источники, а также официаль­ные сайты ведущих государственных и частных университетов: Университет Сан-Паулу, Папский католический университет Рио-де-Жанейро, Папский католический университет Сан-Паулу и др.

Важнейшей задачей каждого государства является обеспечение того, чтобы люди имели возможности для получения адекватного образования. Для улучшения перехода от образования к трудовой деятельности, независимо от экономических условий, обучение в вузе должно обеспечивать наличие у людей навыков, необходимых на рынке труда. В Бразилии наиболее популярными областями обучения по очной форме являются бизнес, право, управление, сестринское дело, педагогика, психология, бухгалтерский учет, медицина, физиотерапия, архитектура и градостроительство, а по дистанционной форме обучения – педагогика. менеджмент, информационные технологии, социальная работа, логистика.

Значительное влияние на культуру Бразилии оказала Португалия, бывшая метрополия. Официальным языком страны является португальский. Федеративная Республика Бразилия – член ООН, G20, Всемирной торговой организации (ВТО), МЕРКОСУР, а также является одной из стран БРИКС. Федерация БРИКС – неформальная группа стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), основанная в 2006 году [1].

В странах БРИК существенно различаются основные показатели, которые обычно используются при анализе системы высшего образования. Все четыре страны используют разные языки, следуют различным образовательным традициям и академическим стратегиям и практически не имеют истории международного академического сотрудничества. Тем не менее сегодня страны БРИКС стоят перед похожими проблемами, в решении которых они могут оказать содействие друг другу.

В последние годы в Бразилии, наряду с незначительным увеличением количества государственных высших учебных заведений, наблюдается значительный рост частных вузов. Частный сектор высшего образования развивается в мире не равномерно. В одних государствах частных высших учебных заведений гораздо больше, чем в других.

Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC), входящая в Группу Всемирного банка, оказывает поддержку частным высшим образовательным учреждениям Бразилии с целью охвата групп населения с низким и средним уровнем дохода.

Национальный институт научно-педагогических исследований (INEP) разработал и координирует тестирование выпускников старших классов средних школ путем государственного экзамена (ENEM). Экзамен ENEM был впервые введен в 1988 году с целью оценки знаний выпускников школ. В 2010 году Министерство образования Бразилии и федеральные университеты договорились использовать ENEM в качестве основания для зачисления абитуриентов. Экзамен длится два дня и каждый год проводится одновременно по всей стране. Успешно сдавшие экзамен абитуриенты имеют право подать заявление в два федеральных университета вне зависимости от того, где они расположены.

Система ENEM очень дорогая, подвержена коррупции. Ученые делают вывод о том, что наилучшими шансами на поступление обладают молодые люди из высокообразованных семей, которые учились в хороших частных или элитных государственных школах. Это приводит к перекосам в экзаменационных результатах, из-за чего школьникам из небольших городов и сельской местности поступить в вуз оказывается сложнее [2].

Государственный и частный секторы высшего образования различаются с точки зрения их финансирования. Как установлено в Конституции 1988 года, государственные учебные заведения не могут взимать плату за обучение со студентов и полагаются почти исключительно на государственные средства для своей деятельности. Как и в других странах, у государственных учреждений есть возможность получать ресурсы из других источников финансирования, а именно: за счет пожертвований и путем предоставления услуг. Однако основным источником финансирования для государственных высших учебных заведений является государственный бюджет.

Программа реструктуризации и расширения федеральных университетов, запущенная в 2007 году, предоставила средства для создания дополнительных учебных мест и повышения показателей завершения обучения в федеральных учебных заведениях.

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития государства. Инвестиции в эту сферу – это важный способ увеличения экономического роста и улучшения перспектив страны [3].

Структура государственных расходов на высшее образование в Бразилии является сравнительно централизованной. Министерство образования ежегодно выделяет финансовые средства федеральным высшим учебным заведениям. Государственные университеты получают финансирование от правительства штата. В последние годы политика федерального правительства была направлена на расширение доступа к высшему образованию, а также на повышение качества образования [4; 5].

Можно сделать вывод о том, что частный сектор высшего образования в Бразилии имеет доминирование в отношении университетских центров и колледжей, а государственный сектор имеет абсолютное доминирование в отношении университетов.

Процедуры обеспечения качества в бразильских высших учебных заведениях являются сложными. Существуют отдельные механизмы оценки для программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры, на основе которых Министерство образования разрешает учебным заведениям работать и предлагать конкретные программы. Все вузы в Бразилии, государственные и частные, должны получить аккредитацию в Министерстве образования и подать заявку на повторную аккредитацию через определенные промежутки времени.

Степени, присуждаемые в Бразилии, делятся на две основные категории. Первая категория включает в себя квалификацию типа младшего специалиста, педагогическую степень и степень бакалавра. Вторая категория включает в себя программы послевузовской специализации, а затем степени магистра и доктора.

Степени магистра – это двухгодичные программы, которые могут быть профессионально ориентированными или иметь более сильную академическую направленность, а докторские степени – это четырехлетние программы с сильной академической и научной направленностью.

Серьезной проблемой в Бразилии является отсев студентов в высших учебных заведениях. Отсев студентов происходит в результате действия следующих факторов: низкий уровень приверженности программе, отсутствие поддержки со стороны семьи, плохие материальные условия, слабая успеваемость в школе, отсутствие перспектив карьерного роста. Уровень получения высшего образования среди молодых людей (25–34 года) в Бразилии по-прежнему отстает от среднего показателя стран ОЭСР (45%) и ниже некоторых других латиноамериканских стран: Чили, Колумбии, Коста-Рики, Мексики.

Расширение дистанционного образования в стране происходит за счет частного сектора. Дистанционное образование позволяет студентам из сельских и отдаленных регионов Бразилии получить доступ к высшему образованию. Хотя программы дистанционного обучения должны соответствовать тем же стандартам аккредитации, что и программы очного обучения, быстрый рост дистанционного образования вызывает озабоченность по поводу гарантии качества образовательных программ.

Следовательно, необходим контроль за образовательной деятельностью и повышенное внимание к качеству обучения со стороны руководителей частных высших учебных заведений Бразилии, Бразильской ассоциации специалистов по высшему образованию и Министерства образования Федеративной Республики Бразилии [6].

Как и в большинстве стран мира, в Бразилии у людей с высшим образованием в целом более высокие показатели занятости. Те, кто получает высшее образование в Бразилии, могут рассчитывать на значительно более высокий доход, чем в среднем по странам ОЭСР. Лица, имеющие степень бакалавра в Бразилии, зарабатывают в 2,4 раза больше, чем лица, получившие только полное среднее образование (в среднем по ОЭСР: 1,5). а лица, имеющие степень магистра, доктора, зарабатывают почти в 4,5 раза больше (в среднем по ОЭСР: 2,0). Эти очень крупные надбавки к доходу широко распространены в странах Латинской Америки (Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Чили).

Среди бразильских студентов, желающих получить высшее образование, основными странами назначения являются Аргентина и США, за которыми следуют Португалия, Австралия, Франция и Канада. Нужно отметить, что Португалия является привлекательным местом для бразильцев, так как в португальские вузы легче поступить, чем в государственные высшие учебные заведения Бразилии. Кроме того, Бразилию и Португалию объединяет общий язык.

Согласно данным правительства Бразилии, Ангола является одной из стран, отправляющих студентов в бразильские вузы. Эти две страны исторически связаны, так как миллионы афробразильцев имеют ангольское происхождение. Важное значение имеет то, что студенты из бывшей португальской колонии могут учиться в Бразилии на португальском языке, официальном языке Анголы. В Бразилии учится значительное количество студентов из других бывших португальских колоний, таких как Гвинея-Бисау и Кабо-Верде. Кроме того, в бразильские высшие учебные заведения приезжают учиться из Парагвая, Перу и Аргентины.

В современных условиях лидерство в образовании и науке является определяющим для развития любой страны, поэтому правительство Федеративной Республики Бразилии уделяет большое внимание развитию науки и технологий. Как и в большинстве стран мира, государственный сектор высшего образования является доминирующим в Бразилии. Именно в государственном секторе имеются высококвалифицированные преподаватели и проводятся серьезные научные исследования.

Можно сделать вывод о том, что в условиях современного информационного общества Бразилия относится к странам с быстрорастущим научным потенциалом. Страна активно вносит свой вклад в экономику знаний и проводит исследования практически по всем ведущим направлениям современной науки. Следовательно, развитие Бразилии, как и любого другого суверенного государства, зависит от инвестиций в научные исследования и разработки, подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях, создания благоприятного предпринимательского климата на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Федеративная Республика Бразилия уделяет большое внимание развитию университетов мирового класса. Университет Сан-Паулу – крупный бразильский государственный университет, ориентированный на развитие науки. Папский католический университет Рио-де-Жанейро является частным некоммерческим католическим университетом. Основан в 1941 году с целью создания и передачи знаний, базирующихся на гуманистических ценностях и христианской этике. Это ведущее научно-исследовательское учреждение, которое уделяет основное внимание развитию науки и инноваций.

Качественные различия между государственными и частными высшими учебными заведениями Бразилии обусловлены тем обстоятельством, что частные вузы не сосредотачиваются на научных исследованиях и специализируются на более дешевых программах, которые не требуют высокооплачиваемых профессоров и современных лабораторий.

Результаты исследования и их обсуждение. Следует отметить, что развитие системы высшего образования в Бразилии является основополагающим фактором в повышении конкурентоспособности экономики страны. Тем не менее можно отметить целый ряд проблем, которые характеризуют высшее образование в Федеративной Республике. Бразилии. Как и всем странам латиноамериканского региона, ей свойственно огромное социальное неравенство: по данным Всемирного банка, коэффициент Джини (2019) в этой стране составил 53,4%.

Одна из основных существующих проблем высшего образования Бразилии состоит в том, что у многих студентов наблюдаются значительные пробелы в образовании. Следовательно, нужно искать подходы к обучению неоднородных групп. Вузы должны развивать образовательные программы с расчетом не только на то, чтобы обеспечить доступность высшего образования для населения, но и на то, чтобы каждый студент имел шанс успешно окончить программу и получить диплом [7].

В Бразилии частные учебные заведения считаются лучшими на начальном и среднем уровне, а качество образования, предоставляемое некоммерческими и коммерческими частными вузами, вызывает большие сомнения. Качество высшего образования – это многомерное понятие, которое должно охватывать различные аспекты: высококвалифицированный персонал, соотношение числа студентов и преподавателей, ИКТ-ресурсы, библиотеку, инфраструктуру и научно-исследовательские лаборатории. В высшем учебном заведении студенты не только приобретают профессиональные знания, но и в результате общения с профессорско-преподавательским составом получают широкое академическое развитие.

В большинстве частных высших учебных заведений Бразилии отсутствуют инвестиции в научные исследования, не реализуются научно-исследовательские программы и не осуществляется подготовка докторов наук. Если в современном высшем учебном заведении осуществляется образовательный процесс, то проведение научных исследований и преподавание являются ключевыми компонентами любой образовательной программы. Качество подготовки бакалавров, осуществляемое в вузе, ведущем научные исследования, будет неизмеримо выше, чем в высшем учебном заведении, которое занимается только преподаванием.

Качество высшего образования зависит от следующих факторов: качества образования в государственных школах, количества опытных и квалифицированных преподавателей, роста доли студентов, заканчивающих высшие учебные заведения, и усиления контроля за процессом обучения. Государственная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать повышение доступности высшего образования для социально и экономически неблагополучных слоев населения, создание и поддержку надежной системы контроля качества, стимулирование многопрофильных вузов и разработку справедливых механизмов распределения финансирования [7].

Невозможно отрицать, что развитие высшего образования как в государственном, так и в частном секторе имеет решающее значение для создания человеческого капитала. Высокая система высшего образования позволяет развивать инновационную экономику и способствует развитию демократии в стране. Дальнейшее развитие страны будет зависеть от увеличения количества частных и государственных вузов, способных предоставить качественное образование и подготовить высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить ее экономический рост.

Заключение. Развитие системы высшего образования в Бразилии является основополагающим фактором в повышении конкурентоспособности экономики страны. В последние годы в системе высшего образования Бразилии произошли серьезные изменения. С 2015 по 2019 год наблюдался значительный рост частных высших учебных заведений – с 2069 в 2015 году до 2306 в 2019 году, т.е. количество частных вузов увеличилось на 235. Для сравнения, количество государственных высших учебных заведений росло очень медленно. С 2015 по 2019 год количество государственных вузов увеличилось всего на 7 – с 295 до 302 высших учебных заведений. Частный сектор высшего образования в Бразилии имеет доминирование в отношении университетских центров и колледжей, а государственный сектор имеет абсолютное доминирование в отношении университетов. Это может быть связано с тем, что частные вузы должны быть изначально созданы как колледжи (Faculdades), прежде чем они смогут расширить сферу своей деятельности. Чтобы стать университетом, частные колледжи должны получать положительную оценку в каждом цикле аккредитации. Государственные высшие учебные заведения могут с самого начала создаваться как университеты. Современная система образования Бразилии выступает в качестве интегратора интересов индивида и социума, предопределяя развитие человечества на долгие годы. Развитие высшего образования как в государственном, так и в частном секторе имеет решающее значение для создания человеческого капитал. Сильная система высшего образования позволяет развивать инновационную экономику и способствует развитию демократии в стране. Федеративная Республика Бразилия – это ведущее латиноамериканское государство, которое является быстроразвивающейся индустриальной экономикой с уровнем дохода выше среднего по классификации Всемирного банка. Дальнейшее развитие страны будет зависеть от увеличения количества частных и государственных вузов, способных предоставить качественное образование и подготовить высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить ее экономический рост. Опыт бразильской государственной и частной высшей школы по­казывает, что образовательные практики являются действенным механизмом в формировании человеческого капитала. Приобретенный в процессе обучения человеческий капитал изменяет качество жизни людей, ока­зывает непосредственное влияние на их интеллектуальный, творческий и культурный уровень.