Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ВКОНТАКТЕ

Смирнова Е.Ю. 1 Иванова Н.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»
В статье рассмотрено новое направление организации и проведения спортивного соревнования в условиях, когда невозможно собрать всех участников мероприятия в одном помещении. Изучены основные социальные платформы, проведен их анализ, определены структура и формы использования. С помощью проведенного опроса нам удалось выявить наиболее предпочтительную социальную сеть для создания аккаунта спортивного мероприятия «Юные Олимпионики» – Instagram, но в связи с меняющейся ситуацией, связанной с введенными в РФ санкциями и ограничениями, было принято решение о создании официальной группы в социальной сети, которая заняла второе место по актуальности среди опрашиваемых нами пользователей, – ВКонтакте. Выбранная социальная платформа наиболее полно отвечает всем требованиям к проведению спортивного соревнования по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (6–7 лет). В связи с ограничениями, связанными с COVID-19, соревнования проходили в новом онлайн-режиме. Онлайн-режим представляет собой проведение прямых трансляций в процессе самих соревнований, информирование, а также предоставление фото- и видеоотчета в группе в ВКонтакте. Для возможности организации спортивного соревнования были разработаны механизмы пользования данной платформы всеми заинтересованными сторонами: организаторами соревнований, инструкторами по физическому воспитанию, родителями.
физическое воспитание
спортивные соревнования
дошкольники
социальная платформа
вконтакте
1. Албегов Ф.Г., Албегова И.Ф. Использование социальных сетей как инновационной технологии в образовании // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Калуга, 20–21 мая 2016 г.). Калуга: Издательство «Эйдос», 2016. С. 192-200.
2. Тулаев Н.А. Особенности функционирования социальной сети «Вконтакте» // Наука и образование: новое время. 2019. № 6 (35). С. 34-37.
3. Морозова А.А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 200-208.
4. Рейтинг социальных сетей. Январь 2021 // RANKING.KZ. [Электронный ресурс]. URL: http://ranking.kz/ru/a/reviews/rejting-socialnyh-setej-yanvar-2021 (дата обращения: 27.04.2022).
5. Юные Олимпионики // Официальная группа соревнований «Юные Олимпионики» г. Великие Луки. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/olympik_vl (дата обращения: 18.04.2022).

Современная система физического воспитания детей является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Необходимость физического воспитания социально определена как внешними условиями, так и внутренними факторами. Оно требует гармонизации целей, задач, содержания и способов физического воспитания детей в связи с изменившимися общественными потребностями и условиями жизнедеятельности. Для его эффективного функционирования необходимо активизировать все процессы информатизации физического воспитания [1].

Спортивные соревнования «Юные Олимпионики» с 2007 г. проводились в очном формате без применения социальных платформ.

ВКонтакте – самая популярная социальная сеть в Рунете [2]. Сеть ВКонтакте популярна у 78% населения России. Активная аудитория в российском сегменте в ВКонтакте на начало 2021 г. составляет 74 млн человек, 54,7% из них женщины, а 45,3% – мужчины.

После интенсивной работы с социальной сетью ВКонтакте были выделены следующие преимущества:

1) активность аудитории в сообществах;

2) удобные инструменты для отслеживания посещаемости, действий пользователей в сообществе [3];

3) множество возможностей взаимодействия с аудиторией в сообществах;

4) высокая кликабельность аудитории;

5) развитость рекламной сферы;

6) возможность быстрой обратной связи (ответ на сообщение, вопрос; принять звонок посредством самой сети ВКонтакте);

7) «сарафанное радио», создаваемое пользователями сети ВКонтакте.

Сообщества (группы) в социальных сетях все еще являются эффективным инструментом для коммуникации. Сообщества ВКонтакте – это группы людей, объединенных по интересам. С их помощью формируют лояльную аудиторию, продвигают товары и услуги, получают обратную связь от пользователей.

Цель исследования – описать создание сообщества ВКонтакте для проведения и трансляции в прямом эфире спортивных онлайн-соревнований среди дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Материал и методы исследования

Нами была создана группа «Юные Олимпионики» из участников и поклонников соревнований «Юные Олимпионики» [4]. Сообщество создано для информирования, увеличения вовлеченности аудитории, а также проведения соревнований в онлайн-режиме в период COVID-19. Приоритет при ведении группы отдается именно общему охвату, а не росту числа подписчиков.

Сообщество предполагает создание короткого адреса: https://vk.com/olympik_vl .Этот адрес можно указывать в виде ссылки в рекламных материалах, в рассылке.

ВКонтакте дает возможность выбора типа групп: открытая, закрытая и частная. В открытую группу может вступить любой пользователь, материалы группы находятся в открытом доступе, поэтому предпочтение отдано именно этому варианту.

Результаты исследования и их обсуждение

При создании группы был выбран формат – мероприятие. Связано это с тем, что так можно обмениваться мнениями, оставлять комментарии, узнавать о последних новостях и событиях при проведении соревнований и т.п. Это некий кружок по интересам. Данный вид сообщества существует с самого создания социальной сети ВКонтакте. Тематика создаваемой группы – спортивные события.

Сообщество предполагает 5 видов руководства, но мы использовали всего 2.

1. Владелец группы – он может быть только один. Обычно это человек, который ее создал. У него неограниченные права на управление группой (например, он может поменять статус группы на публичную страницу). Владелец может передать свои права другому человеку; если передумает, есть 14 дней для аннулирования передачи.

2. Администратор – может назначать и снимать администраторов, изменять название и адрес сообщества.

Специально для соревнований «Юные Олимпионики» были созданы обложка, находящаяся вверху паблика, и кнопка действия, которая находится сразу под шапкой сообщества (рис. 1). Настраивать название и функционал кнопок можно по своему желанию в разделе «Управление». В нашем случае кнопка действия переводит пользователя на официальный сайт соревнований.

Рис. 1. Обложка сообщества «Юные Олимпионики»

Для аватара сообщества была выбрана тематическая картинка с названием соревнований (рис. 2).

Рис. 2. Аватар сообщества «Юные Олимпионики»

Также нами создано меню группы. Меню – это навигатор, набор внутренних ссылок, которые ведут человека в какие-то тематические разделы или блоки. С помощью меню можно выделить важную информацию, и помочь посетителям найти ее. В сообществе «Юные Олимпионики» в меню входят такие разделы, как: «История соревнований», «Организационный комитет», «Официальные представители», «Этапы соревнований», «Конкурс рисунка» и «Технологическая карта».

Раздел со ссылками расположен в правом боковом меню (рис. 3). Он помогает улучшить коммуникацию с пользователями, показав им массу вариантов для связи и общения: это ссылки на другие социальные сети, ссылка на сайт, ссылки на ВК-сообщества партнеров.

Рис. 3. Раздел «Ссылки» в сообществе «Юные Олимпионики»

Основное место размещения контента – стена. В группе именно там появляются свежие посты и информация.

Существует большое многообразие контента, которое можно опубликовать на стене сообщества, но в нашем случае были выбраны следующие виды:

1) обучающий контент – один из основных видов контента в сотнях групп и сообществ. В сообществе «Юные Олимпионики» обучающий контент представляет собой публикации в нескольких форматах:

– обучающие статьи и видео (комплекс базовых спортивных элементов, которые выполняются перед основным этапом соревнований и служат для разогрева мышц и подготовки к предстоящим нагрузкам). Также у участников будет возможность обучения и ознакомления с тестовыми заданиями, которые будут проводиться в период проведения соревнований (рис. 4);

Рис. 4. Тестовые задания к интеллектуальному конкурсу «Знатоки Олимпизма»

– инструкции (инструкция для просмотра прямых трансляций, инструкция для проведения прямых трансляций);

2) коммуникативный контент – это вид контента в социальных сетях, побуждающий аудиторию к общению, диалогу, любому варианту взаимодействия. Формат коммуникативного контента в созданной нами группе представляет собой:

– обсуждения, которые подразумевают выявление каких-либо пожеланий и вопросов со стороны подписчиков и, соответственно, обратную связь со стороны организаторов и администраторов сообщества;

– Live-трансляции в прямом эфире в процессе проведения соревнований;

– создание опросов и вопросов в Stories группы (рис. 5);

Рис. 5. Пример вопроса в Stories в группе «Юные Олимпионики»

– конкурсные работы участников соревнований, за которые будут голосовать участники группы для выявления победителя в промежуточном этапе;

3) новостной контент – этот вид контента включает новости соревнований «Юные Олимпионики». Новостной контент содержит в себе анонсы предстоящих событий в период соревнований (дату и график проведения, объявления о различных конкурсах и т.п.) (рис.6);

Рис. 6. Анонс соревнований «Юные Олимпионики»

4) репутационный контент – это вид контента, цель которого – сделать более привлекательным имидж мероприятия, поддержать лояльность к нему аудитории. Репутационный контент представляет собой посты, содержащие в себе информацию об истории соревнований, организаторах и спонсорах соревнований;

5) развлекательный контент. В данный формат контента будет включена публикация фото- и видеоматериала с соревнований (рис. 7).

Рис. 7. Видеоматериал с соревнований «Юные Олимпионики»

Закрепленный пост – очень важная часть оформления сообщества в ВК (демонстрируется над лентой публикаций). В качестве закрепленного поста в группе выбран анонс – дата старта соревнований, а далее приведены онлайн-конкурс рисунков и информация о завершении соревнований.

Аналогично показаны статьи, оформленные с помощью вики-разметки, их можно разместить и в правом меню, и как блок в центральной части страницы над лентой новостей; центральное размещение заметнее и даст больше кликов (рис. 8). Точно так же пользователь видит сначала обложки статей – если они единообразны, это улучшает визуальное восприятие сообщества.

Рис. 8. Пример статей, опубликованных в сообществе «Юные Олимпионики»

Из статей состоит созданное меню, а также с помощью данного формата осуществляется постинг в ленту.

Не так давно в ВКонтакте появилась функция Stories в формате фото и видео, там могут содержаться различные стикеры, помогающие создать коммуникацию с подписчиками [5]. Среди наиболее значимых для вовлечения подписчиков аккаунта спортивного мероприятия «Юные Олимпионики» нами были выбраны такие стикеры, как: опросы, мнения.

Опрос подразумевает создание вопроса со стороны администратора аккаунта на фоне фото- или видеоконтента, сопровождающегося двумя или более вариантами ответа. После того как человек проголосовал, администратор видит, сколько процентов пользователей проголосовало за тот или иной вариант.

ВКонтакте есть популярный стикер – мнения в Stories. Он позволяет опрашивать аудиторию в Stories и получать вопросы и мнения от пользователей. Все вопросы, заданные пользователями, администратор профиля получает автоматически.

Каждая Stories может сопровождаться музыкальной аудиодорожкой, а также текстом с применением различных инструментов (масок, эффектов и т.д.). Любая Stories по истечении 24 часов автоматически сохраняется в архив.

Общение с подписчиками соревнований происходит с помощью сообщений – это внутренний мессенджер, созданный для переписки с пользователями. Кроме того, он позволяет отсылать медиафайлы, голосовые сообщения.

Статистика будет собираться автоматически и станет хорошим подспорьем для оценки постов и разработки нового контента с учетом отзывов подписчиков.

Все виды визуального контента созданы с помощью приложения Canva – это самый популярный сервис-редактор изображений. Здесь имеется много готовых шаблонов для оформления разных элементов сообществ, например постов, обложек и меню.

В качестве развлекательной миссии сообщества после проведения соревнований необходимо предлагать подписчикам различные подборки: хороших книг и фильмов; сервисов, открывших бесплатный доступ на время карантина; онлайн-экскурсий и туров; трансляций видеоматериалов, способствующих развитию физических качеств, выносливости; идей для занятий спортом дома; экспериментов и творческих занятий для детей; идей для организации досуга дома.

ВКонтакте представляет собой платформу, которая развивается вместе с человеком, набирая все большую популярность среди общества. Данная площадка охватывает огромную группу людей, предоставляя различного рода контент и занимая не последнее место в повседневной жизни человека.

Выводы

В настоящее время способы коммуникации с участниками и поклонниками спортивных соревнований «Юные Олимпионики» могут существенно отличаться от тех, что были ранее. По причине быстрых темпов роста аудитории и высокой степени вовлеченности пользователей в различные социальные платформы становятся актуальными продвижение и популяризация соревнований в принципиально новом, «свежем», информационном пространстве, представляющим собой группу ВКонтакте.

Данная технология может эффективно использоваться как современный метод совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Смирнова Е.Ю., Иванова Н.О. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ВКОНТАКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31692 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674