Современная система физического воспитания детей является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Необходимость физического воспитания социально определена как внешними условиями, так и внутренними факторами. Оно требует гармонизации целей, задач, содержания и способов физического воспитания детей в связи с изменившимися общественными потребностями и условиями жизнедеятельности. Для его эффективного функционирования необходимо активизировать все процессы информатизации физического воспитания [1].
Спортивные соревнования «Юные Олимпионики» с 2007 г. проводились в очном формате без применения социальных платформ.
ВКонтакте – самая популярная социальная сеть в Рунете [2]. Сеть ВКонтакте популярна у 78% населения России. Активная аудитория в российском сегменте в ВКонтакте на начало 2021 г. составляет 74 млн человек, 54,7% из них женщины, а 45,3% – мужчины.
После интенсивной работы с социальной сетью ВКонтакте были выделены следующие преимущества:
1) активность аудитории в сообществах;
2) удобные инструменты для отслеживания посещаемости, действий пользователей в сообществе [3];
3) множество возможностей взаимодействия с аудиторией в сообществах;
4) высокая кликабельность аудитории;
5) развитость рекламной сферы;
6) возможность быстрой обратной связи (ответ на сообщение, вопрос; принять звонок посредством самой сети ВКонтакте);
7) «сарафанное радио», создаваемое пользователями сети ВКонтакте.
Сообщества (группы) в социальных сетях все еще являются эффективным инструментом для коммуникации. Сообщества ВКонтакте – это группы людей, объединенных по интересам. С их помощью формируют лояльную аудиторию, продвигают товары и услуги, получают обратную связь от пользователей.
Цель исследования – описать создание сообщества ВКонтакте для проведения и трансляции в прямом эфире спортивных онлайн-соревнований среди дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Материал и методы исследования
Нами была создана группа «Юные Олимпионики» из участников и поклонников соревнований «Юные Олимпионики» [4]. Сообщество создано для информирования, увеличения вовлеченности аудитории, а также проведения соревнований в онлайн-режиме в период COVID-19. Приоритет при ведении группы отдается именно общему охвату, а не росту числа подписчиков.
Сообщество предполагает создание короткого адреса: https://vk.com/olympik_vl .Этот адрес можно указывать в виде ссылки в рекламных материалах, в рассылке.
ВКонтакте дает возможность выбора типа групп: открытая, закрытая и частная. В открытую группу может вступить любой пользователь, материалы группы находятся в открытом доступе, поэтому предпочтение отдано именно этому варианту.
Результаты исследования и их обсуждение
При создании группы был выбран формат – мероприятие. Связано это с тем, что так можно обмениваться мнениями, оставлять комментарии, узнавать о последних новостях и событиях при проведении соревнований и т.п. Это некий кружок по интересам. Данный вид сообщества существует с самого создания социальной сети ВКонтакте. Тематика создаваемой группы – спортивные события.
Сообщество предполагает 5 видов руководства, но мы использовали всего 2.
1. Владелец группы – он может быть только один. Обычно это человек, который ее создал. У него неограниченные права на управление группой (например, он может поменять статус группы на публичную страницу). Владелец может передать свои права другому человеку; если передумает, есть 14 дней для аннулирования передачи.
2. Администратор – может назначать и снимать администраторов, изменять название и адрес сообщества.
Специально для соревнований «Юные Олимпионики» были созданы обложка, находящаяся вверху паблика, и кнопка действия, которая находится сразу под шапкой сообщества (рис. 1). Настраивать название и функционал кнопок можно по своему желанию в разделе «Управление». В нашем случае кнопка действия переводит пользователя на официальный сайт соревнований.
Рис. 1. Обложка сообщества «Юные Олимпионики»
Для аватара сообщества была выбрана тематическая картинка с названием соревнований (рис. 2).
Рис. 2. Аватар сообщества «Юные Олимпионики»
Также нами создано меню группы. Меню – это навигатор, набор внутренних ссылок, которые ведут человека в какие-то тематические разделы или блоки. С помощью меню можно выделить важную информацию, и помочь посетителям найти ее. В сообществе «Юные Олимпионики» в меню входят такие разделы, как: «История соревнований», «Организационный комитет», «Официальные представители», «Этапы соревнований», «Конкурс рисунка» и «Технологическая карта».
Раздел со ссылками расположен в правом боковом меню (рис. 3). Он помогает улучшить коммуникацию с пользователями, показав им массу вариантов для связи и общения: это ссылки на другие социальные сети, ссылка на сайт, ссылки на ВК-сообщества партнеров.
Рис. 3. Раздел «Ссылки» в сообществе «Юные Олимпионики»
Основное место размещения контента – стена. В группе именно там появляются свежие посты и информация.
Существует большое многообразие контента, которое можно опубликовать на стене сообщества, но в нашем случае были выбраны следующие виды:
1) обучающий контент – один из основных видов контента в сотнях групп и сообществ. В сообществе «Юные Олимпионики» обучающий контент представляет собой публикации в нескольких форматах:
– обучающие статьи и видео (комплекс базовых спортивных элементов, которые выполняются перед основным этапом соревнований и служат для разогрева мышц и подготовки к предстоящим нагрузкам). Также у участников будет возможность обучения и ознакомления с тестовыми заданиями, которые будут проводиться в период проведения соревнований (рис. 4);
Рис. 4. Тестовые задания к интеллектуальному конкурсу «Знатоки Олимпизма»
– инструкции (инструкция для просмотра прямых трансляций, инструкция для проведения прямых трансляций);
2) коммуникативный контент – это вид контента в социальных сетях, побуждающий аудиторию к общению, диалогу, любому варианту взаимодействия. Формат коммуникативного контента в созданной нами группе представляет собой:
– обсуждения, которые подразумевают выявление каких-либо пожеланий и вопросов со стороны подписчиков и, соответственно, обратную связь со стороны организаторов и администраторов сообщества;
– Live-трансляции в прямом эфире в процессе проведения соревнований;
– создание опросов и вопросов в Stories группы (рис. 5);
Рис. 5. Пример вопроса в Stories в группе «Юные Олимпионики»
– конкурсные работы участников соревнований, за которые будут голосовать участники группы для выявления победителя в промежуточном этапе;
3) новостной контент – этот вид контента включает новости соревнований «Юные Олимпионики». Новостной контент содержит в себе анонсы предстоящих событий в период соревнований (дату и график проведения, объявления о различных конкурсах и т.п.) (рис.6);
Рис. 6. Анонс соревнований «Юные Олимпионики»
4) репутационный контент – это вид контента, цель которого – сделать более привлекательным имидж мероприятия, поддержать лояльность к нему аудитории. Репутационный контент представляет собой посты, содержащие в себе информацию об истории соревнований, организаторах и спонсорах соревнований;
5) развлекательный контент. В данный формат контента будет включена публикация фото- и видеоматериала с соревнований (рис. 7).
Рис. 7. Видеоматериал с соревнований «Юные Олимпионики»
Закрепленный пост – очень важная часть оформления сообщества в ВК (демонстрируется над лентой публикаций). В качестве закрепленного поста в группе выбран анонс – дата старта соревнований, а далее приведены онлайн-конкурс рисунков и информация о завершении соревнований.
Аналогично показаны статьи, оформленные с помощью вики-разметки, их можно разместить и в правом меню, и как блок в центральной части страницы над лентой новостей; центральное размещение заметнее и даст больше кликов (рис. 8). Точно так же пользователь видит сначала обложки статей – если они единообразны, это улучшает визуальное восприятие сообщества.
Рис. 8. Пример статей, опубликованных в сообществе «Юные Олимпионики»
Из статей состоит созданное меню, а также с помощью данного формата осуществляется постинг в ленту.
Не так давно в ВКонтакте появилась функция Stories в формате фото и видео, там могут содержаться различные стикеры, помогающие создать коммуникацию с подписчиками [5]. Среди наиболее значимых для вовлечения подписчиков аккаунта спортивного мероприятия «Юные Олимпионики» нами были выбраны такие стикеры, как: опросы, мнения.
Опрос подразумевает создание вопроса со стороны администратора аккаунта на фоне фото- или видеоконтента, сопровождающегося двумя или более вариантами ответа. После того как человек проголосовал, администратор видит, сколько процентов пользователей проголосовало за тот или иной вариант.
ВКонтакте есть популярный стикер – мнения в Stories. Он позволяет опрашивать аудиторию в Stories и получать вопросы и мнения от пользователей. Все вопросы, заданные пользователями, администратор профиля получает автоматически.
Каждая Stories может сопровождаться музыкальной аудиодорожкой, а также текстом с применением различных инструментов (масок, эффектов и т.д.). Любая Stories по истечении 24 часов автоматически сохраняется в архив.
Общение с подписчиками соревнований происходит с помощью сообщений – это внутренний мессенджер, созданный для переписки с пользователями. Кроме того, он позволяет отсылать медиафайлы, голосовые сообщения.
Статистика будет собираться автоматически и станет хорошим подспорьем для оценки постов и разработки нового контента с учетом отзывов подписчиков.
Все виды визуального контента созданы с помощью приложения Canva – это самый популярный сервис-редактор изображений. Здесь имеется много готовых шаблонов для оформления разных элементов сообществ, например постов, обложек и меню.
В качестве развлекательной миссии сообщества после проведения соревнований необходимо предлагать подписчикам различные подборки: хороших книг и фильмов; сервисов, открывших бесплатный доступ на время карантина; онлайн-экскурсий и туров; трансляций видеоматериалов, способствующих развитию физических качеств, выносливости; идей для занятий спортом дома; экспериментов и творческих занятий для детей; идей для организации досуга дома.
ВКонтакте представляет собой платформу, которая развивается вместе с человеком, набирая все большую популярность среди общества. Данная площадка охватывает огромную группу людей, предоставляя различного рода контент и занимая не последнее место в повседневной жизни человека.
Выводы
В настоящее время способы коммуникации с участниками и поклонниками спортивных соревнований «Юные Олимпионики» могут существенно отличаться от тех, что были ранее. По причине быстрых темпов роста аудитории и высокой степени вовлеченности пользователей в различные социальные платформы становятся актуальными продвижение и популяризация соревнований в принципиально новом, «свежем», информационном пространстве, представляющим собой группу ВКонтакте.
Данная технология может эффективно использоваться как современный метод совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста.